Подводная лодка США «Tang» (SS-306) была головной в классе «Balao» — больших океанских субмарин, серия которых состояла из 112 единиц. Она была заложена на военно-морской верфи Маре Айленд (штат Калифорния) 15 января 1943 года и спущена на воду 17 августа 1943 года. А уже 15 октября 1943 года лодка под командованием лейтенант-командера Ричарда О’Кейна отправилась для службы на Гавайи.
Лодка имела немалое водоизмещение: надводное – 1,5 тыс. т, подводное – 2,4 тыс. т. Длина субмарины составляла – 92 м, ширина — 8 м; глубина погружения – 120 м. Энергетические установки – 4 дизель-генератора и 2 электродвигателя — обеспечивали мощность в 5,4 тыс.л.с в надводном положении и 2,7 тыс. л.с. – в подводном. Они развивали скорость лодки в надводном положении в 20 узл., в подводном — 9 узл. Максимальная дальность плавания лодки достигала 11 тыс. миль. На вооружении лодки находилось десять 533-мм торпедных аппаратов при запасе торпед в 24 единицы. Все это хозяйство обслуживал экипаж в 60-80 моряков, которым запасы подлодки позволяли находиться в беспрерывном походе до 75 дней.
Обзор лодки Колибри КМ-360DSL от Kapitan.UA ( Kolibri KM-360 DSL )
Подводная лодка «Tang».
Ричард О’Кейн — командир подводной лодки США «Tang» (SS-306).
В первый свой поход лодка вышла из Перл-Харбора 22 января 1944 года, и за 35 дней похода достигла 16 попаданий своих торпед, потопив четыре транспорта противника. При этом лодка несколько раз подвергалась атакам японцев, вынуждена была погрузиться на 180 м, что существенно превысило ее технические параметры (120 м). Полученные при этом течи, экипажу удалось ликвидировать.
Подлодка «Tang» спасает летчиков у берегов Трука в мае 1944 года.
О’Кейн и летчики спасены у острова Трук в мае 1944 года.
Во втором походе лодка выполняла функции спасателя в районе атолла Трук и выловила 22 сбитых американских летчиков. Третий поход лодки начался 8 июня 1944 года в район Восточно-Китайского и Желтого морей. 24 июня атаковав японский конвой, лодка потопила четыре транспорта, а 30 июня торпедировала японский корабль, который перевозил 3200 японских солдат. На следующее утро под огонь лодки попало еще два транспорта противника. Уже возвращаясь из похода, подлодка наткнулась на одинокое судно и двумя последними торпедами пустила его на дно. Таким образом, после трех походов на счету SS-306 было 10 потопленных кораблей противника, общим водоизмещением в 56 тыс. т.
Лодка Капитан 320Т — обзор
Подлодка «Tang» в Перл-Харборе.
Четвертый поход подлодки проводился с 31 июля по 3 сентября в японских водах у побережья Хонсю. За это время лодка потопила 4 транспорта, один патрульный катер и повредила японскую патрульную яхту. После ремонта «Tang» 24 сентября вышла в море для своего пятого боевого похода.
В ночь с 10 на 11 октября лодка потопила два японских грузовых корабля и суда продолжала патрулирование до 23 октября, когда обнаружила большой конвой, состоящим из трех танкеров, транспорта, грузового судна и многочисленного сопровождения. Командир О’Кейн спланировал ночную надводную атаку. Лодка проникла в середину конвоя, поразив грузовое судно торпедами.
Однако была обнаружена, и не имея возможности погрузиться, была подвергнута попытке тарана транспортом. Чудом, избежав повреждений, лодка спровоцировала столкновение транспорта и танкера, в которые затем выпустила несколько торпед. Поврежденные суда, добитые торпедами, затонули, а лодка на максимальном ходу уходила от эсминцев.
На следующий день «Tang» атаковала конвой перевозивший самолеты, потопив два судна, и обездвижив еще одно, лодка с единственной оставшейся торпедой вновь уходила от преследовавшего ее эсминца. Оторвавшись от преследования, О’Кейн, решил возвратиться к месту боя и последней торпедой добить поврежденный транспорт. Лейтенант Билл Либолд – старший помощник О’Кейна – в шутку предложил сохранить ее в качестве сувенира, но 02:30 утра 25 октября последняя 24-я торпеда Mark 18 была выпущена.
Торпеда Mk -18.
Торпеда являлась упрощенной копией немецкой электрической торпеды G7Еs и была принята на вооружение в 1943 году. В силу того, что американцы не смогли в точности повторить немецкий технологический процесс, торпеда несколько отличалась от прототипа, в основном наличием кучи «детских болезней». Одной из таковых являлся замедленный или неправильный пуск торпеды. Торпеда была прямоходной и самой массовой в период войны.
Команду на запуск торпеды О’Кейн отдал находясь на капитанском мостике, где было еще восемь человек экипажа. Внезапно один из них подал знак боевой тревоги. Несколько пар глаз различили фосфоресцирующий след торпеды, пущенной в направлении субмарины. Он был пока еще на приличном расстоянии от носовой части слева по борту.
О’Кейн объявил тревогу и немедленно отдал приказ о маневре уклонения. Подводная лодка увеличила скорость, и рулевой дал полный правый ход. Не теряя самообладания, О’Кейн пытался понять, откуда же он был атакован. В пределах радиуса действия не было ни одного японского военного корабля, кроме того, который он недавно атаковал и который, совершенно очевидно, был выведен из строя, а постоянно зондирующий гидролокатор не обнаруживал присутствия какой-либо вражеской подводной лодки. «Tang» была оснащена самой современной аппаратурой обнаружения; нельзя было даже представить, что ее можно захватить врасплох.
И тем не менее это была торпеда. О’Кейн был уверен, что она пройдет мимо: ведь он заблаговременно предпринял соответствующий маневр уклонения. И вдруг капитан застыл, как после сильного удара — приближающаяся торпеда шла не по прямой. Она, казалось, двигалась вокруг «Tang» по большой окружности, но диаметр этой окружности стремительно сужался. Подводная лодка попала в ловушку.
О разворачивающейся драме члены экипажа, расположенные в разных отсеках, даже не подозревали. Узнали они об этом только когда судно потряс ужасный взрыв где-то возле кормы. Первое впечатление было такое, что «Tang» наскочила на мину. У людей в трех кормовых отсеках не оставалось никаких шансов на спасение. Единственное облегчение их участи состояло в том, что, прежде чем хлынувшая вода затопила отсеки, почти все они потеряли сознание от удара.
Невероятно, но О’Кейн всего за несколько мгновений до попадания торпеды успел отдать приказ задраить рубочный люк. Затем силой взрыва его и еще восьмерых швырнуло в море. Кто-то оказался ранен, но помочь им было некому, к тому, же, ни у кого не оказалось спасательного жилета. В результате через несколько секунд на поверхности остались только четверо: О’Кейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадкин и радист Флойд Каверли – перед самым взрывом он поднялся на палубу, чтобы доложить о выходе из строя части аппаратуры.
Очень скоро под тяжестью воды, залившей лодку, корма «Tang» стала погружаться в воду. Второй удар, подобный взрыву, произошел, когда корма врезалась в дно на глубине 180 футов (55 м). Значительная часть носового отсека все еще торчала над водой.
Именно мгновенная реакция О’Кейна, отдавшего приказ задраить рубочный люк, несомненно спасла жизни людям, но их положение внутри подводной лодки было отчаянным. Мало того что некоторые из них были серьезно ранены, безвыходность их положения усугубил пожар, возникший в носовом аккумуляторном отсеке. Он был быстро потушен, но внутренняя часть лодки продолжала наполняться дымом от тлеющих кабелей.
В лодке оставались люди. Одним из них был матрос-механик по имени Клейтон Оливер, который, придя в себя, увидел, что находится возле устройства управления второй балластной цистерной. Он знал, что уцелевшие могли использовать свои индивидуальные спасательные средства – аппараты Момсена, – но чтобы добраться до них, лодка должна была находиться в более или менее горизонтальном положении. Он привел в действие устройство управления, и, как только вода устремилась в балластную цистерну, подводная лодка начала погружаться. Затем Оливер позаботился об уничтожении корабельных документов в сейфе контрольной комнаты и с несколькими из оставшихся в живых направился в носовой торпедный отсек.
Аппарат Момсена, используемый на тренировке.
Тем временем японские эскортные корабли начали беспорядочно бомбить глубинными бомбами акваторию вблизи конвоя, атакованного «Tang». Ни одна из глубинных бомб не взорвалась достаточно близко для того, чтобы добить поврежденную подводную лодку, но атака продолжалась четыре часа, превратившись из-за почти не прекращающихся ударов в сплошной кошмар для уже контуженых и раненых людей. Кое-кто потерял сознание. Остальные должны были отказаться от попыток выбраться, поскольку даже на большом расстоянии ударные волны под водой могли оказаться смертельными.
Иллюстрация гибели SS-306.
Наконец атака закончилась, и тридцать уцелевших членов экипажа под руководством торпедного командира лейтенанта Джима Флэнагана приготовились покинуть подводную лодку. Флэнаган приказал четверым морякам войти в спасательную камеру. Через тридцать минут камера была осушена и открыта.
Внутри нее все еще находились почти в бессознательном состоянии трое едва не утонувших людей. Только одному удалось выйти наружу, но, как позже узнал Флэнаган, и он не добрался до поверхности. Снова попытка. В камеру на этот раз втиснулись пять человек.
Процесс затопления и последующего осушения занял сорок пять минут, и, когда он завершился, Флэнаган увидел, что выбрались только трое. Двое остались внутри.
К тому времени Флэнаган обессилел настолько, что руководство спасательной операцией принял на себя другой офицер – Энсин Пирс. Он приказал войти в камеру еще четырем людям. Хотя каждый из них прошел через спасательный люк, только один поднялся живым на поверхность. Тогда Пирс убедил измотанного Флэнагана покинуть лодку с четвертой группой.
Когда Флэнаган с трудом подтягивался вверх по тросу, идущему из спасательной камеры к бую на поверхность, он почувствовал прямо под собой несколько толчков. Перед отходом Флэнаган заметил, что в аккумуляторном отсеке снова вспыхнуло пламя – оно было таким сильным, что начала пузыриться краска на переборке, отделяющей носовое торпедное отделение от того места, где бушевал пожар.
Вдобавок от сильного нагрева начала тлеть резиновая прокладка, образующая уплотнение вокруг герметичной двери. Теперь у тех, кто все еще был замурован в корпусе «Tang», не осталось надежды на спасение. Из 88 членов экипажа, уцелели только 15 человек, подобранных японскими судами. 8 февраля 1945 года подлодка «Tang» была исключена из Регистра военно-морских судов.
О’Кейн награждается почетной медалью президентом Гарри С. Трумэном.
29 августа 1945 года лагерь для военнопленных в Омори, где содержались уцелевшие моряки с «Tang», был освобожден американскими войсками. К сожалению, они нашли здесь только девятерых из пятнадцати оставшихся в живых. Среди них были капитан О’Кейн и лейтенант Флэнаган. О’Кейн был позже награжден Почетной медалью Конгресса. Именно О’Кейн и раскрыл подлинную историю гибели «Tang».
Лодка сама потопила себя своей последней торпедой. Из торпедного аппарата торпеда вышла в полном порядке, но потом что-то испортилось в ее рулевом механизме, и, развернувшись, торпеда нацелилась на собственный корабль. А Билл Либолд оказался прав. Им следовало оставить свою последнюю торпеду в качестве сувенира…
За восьмимесячную карьеру подлодка «Tang» потопила 24 суда противника, общим тоннажем в 93 тыс. т., оставшись рекордсменом по результативности в Военно-морском флоте США. Однако судьба, изменчива. Лодка оказалась и единственной в мире, которая погибла от своей собственной торпеды.
Постер фильма «Командир подлодки».
Случившая трагедия с подлодкой «Tang» не осталась забытой. Были написаны книги, сняты фильмы и телепередачи. К примеру, в 1951 году американский режиссер — Джон Фарроу снял художественный фильм «Командир подлодки», в котором командир подводной лодки Кен Уайт вспоминает о своих военных годах на борту подводной лодки «Тигровая акула» и борется с чувством личной вины. При этом следует отметить, что ни один корабль в США никогда не носил название «Тигровая акула», а вот в искусстве с таким названием было создано по крайне мере 5 фильмов на разнообразную тематику. Кроме того, невезучая подлодка «Tang» (SS-306) была героем минимум двух многочасовых телевизионных передач в 1956-1957 годах и в 2016 году.
По материалам сайтов: https://ru.wikipedia.org; https://pikabu.ru; https://en.wikipedia.org;
Литература: Джексон Роберт. Вторая Мировая. Неразгаданные тайны. – М.: Кураре-Н, 1998.
Источник: wwii.space
Кто капитан этой лодки
- Политика
- ВМФ
- Украина
- ВМС США
- ВМС Европы
- ВМС Азии
- Другие ВМС
- Пиратство
- Происшествия
- Соцобеспечение
- Курьезы
- 23 февраля
- Арабский мир
- 9 мая
- День ВМФ
- Структура ВМФ
- Структура ВМФ
- Балтийский флот
- Черноморский флот
- Тихоокеанский флот
- Северный флот
- Каспийская флотилия
- Боевые возможности ВМФ РФ и ВМС США
- Подводные лодки
- Надводные корабли
- Офицер
- Командир корабля, командир части
- Помощники командира
- Командир БЧ оружия
- Командир БЧ связи/управления
- Командир электромеханической БЧ
- Корабельный врач
- Командир группы, инженер
- Штурман
- Старшина команды
- Техник
- Специалист
- Младший командир — старшина, сержант
- Хронология трех веков Российского Флота
- Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв.
- Регулярный военный флот Петра Великого
- Русский флот в послепетровский период
- Русский парусный флот в XIX в.
- Паровой броненосный и миноносный флот
- Подводные лодки в Российском императорском флоте
- Флот накануне и в период Первой мировой и Гражданской войн
- Становление советского флота
- Флот накануне и в период Великой Отечественной войны
- История родов сил ВМФ
- Надводные силы
- Подводные силы
- Морская авиация
- Береговые войска
- Наука и Флот — исторический обзор
- Наука и современность
- Тактика и оперативное искусство
- Научные проблемы кораблестроения и их решение
- Научные проблемы корабельной энергетики
- Оружие кораблей ВМФ
- Радиоэлектронное вооружение
- Авиация ВМФ и роль науки в ее развитии
- Навигация и океанография
- Флотские ученые
- Военно-морская академия
- Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. ВВМУ им. М.В. Фрунзе)
- Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова)
- Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова
- Военно-морской инженерный институт
- Балтийский государственный технический университет («Военмех»)
- Военно-Медицинская академия
- Военный университет МО РФ
- Нахимовское училище
- Ломоносовский морской колледж ВМФ
- Морской кадетский корпус
- Балтийский военно-морской институт
- Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова
- Кадетская Россия: школы и корпуса
- Издания с материалами о ВМФ
- Литература
- Рекомендуем прочесть
- Книжная полка
- Справочники, словари, руководства, указатели
- Исследования, документалистика
- Фундаментальные, энциклопедические, общеисторические труды
- Мемуары
- Художественные исторические труды, публицистика, поэзия, карикатура
- Одна «Булава» — хорошо.
- Международное морское право
- Законы
- Указы и постановления
- Корабельные уставы
- Кодексы
- Стандарты, правила
- Каталог бизнес-организаций
- Каталог товаров и услуг
- Как загрузить в каталог данные о товарах/услугах?
- О кают-компании
- Поэтический иллюминатор
- Вернисаж
- Анекдоты, флотские байки, пословицы
- История одной жизни
- «Море зовет» и «На побывке»
- Песни — душа поет о море
- Ностальгия
- Computer https://flot.com/blog/historyofNVMU/naydeno-mesto-gibeli-podvodnoy-lodki-shch408.php» target=»_blank»]flot.com[/mask_link]
Живые романы Жюля Верна, написанные для воспитания благородных и любознательных умов молодежи, вполне актуальны и по сей день. Несомненно, произведения французского писателя достойны, чтобы их читать полностью, а не только в кратком содержании. «Двадцать тысяч лье под водой» (20 000 лье — около 110 000 километров) — научно-фантастический роман, который переносит читателя в таинственные просторы подводного мира.
Герои романа
Первое издание «20 000 лье под водой», опубликованное в журнале «Magasin déducation et de récréation» (рус. «Журнал воспитания и развлечения»), находилось в печати с 20 марта 1869 года по 20 июня 1870 года. Главными героями книги являются:
- Пьер Аронакс — профессор Парижского музея естественной истории, автор популярной книги «Тайны морских глубин». На момент отплытия на пароходе «Авраам Линкольн» его возраст — 40 лет.
- Консель — слуга профессора Аронакса. Возраст — 30 лет, работает слугой 10 лет.
- Капитан Фарагут — капитан фрегата «Авраам Линкольн», посланного на поиски неизвестного объекта, угрожающего судоходству.
- Капитан Немо — командир и создатель подводной лодки «Наутилус», таинственная личность.
- Нед Ленд — «король гарпунёров», канадец. Горячий, несдержанный, свободолюбивый, вместе с профессором и его слугой попадает на «Наутилус»
Сюжет по главам
1866 год. Капитаны многих кораблей встречают в море длинный веретенообразный предмет, двигающийся с необыкновенной скоростью. Был зафиксирован случай перемещения объекта почти на 4 тысячи километров всего за 3 дня. Ученые принимают его за неизвестное науке китообразное. По всему миру люди спорят, правдивы эти слухи или нет.
Когда все уже склонны думать, что всё это — пустые домыслы, при необычных обстоятельствах (натолкнувшись на риф, не обозначенный ни на одной карте) пароход «Моравия» теряет часть киля.
Грозный обитатель морей
Вслед за этим произошёл инцидент с судном пароходной компании Кюнарда «Шотландия». Неизвестное существо таранит корабль, затопив один из его отсеков. После проверки выясняется, что пробоина имеет форму равнобедренного треугольника. Мысль о военном судне отклоняют — все крупные страны заявляют о непричастности к этому происшествию.
В США принимается решение снарядить корабль для устранения существа, угрожающего трансокеанским перевозкам. Выбор падает на фрегат «Авраам Линкольн», находящийся под командованием капитан Фарагута.
Охотники оказываются в ловушке
После непродолжительного ожидания в комнатушке загорается свет, и в помещение входят 2 человека. Пленники рассказывают им свою историю, но те, по-видимому, не понимают. Вскоре в камеру приносят еду, из чего становится понятным, что у экипажа субмарины нет намерения уморить их голодом. На следующий день после долгого ожидания к ним входит капитан судна, который сообщает, что они могут свободно перемещаться по подводной лодке, за исключением некоторых случаев, а также говорит им, что для них он капитан Немо.
Гостеприимный «Наутилус»
Таинственный командир судна показывает профессору Аронаксу богатства подводной лодки, в которой они находятся. Ученый потрясен увиденным. Среди сокровищ капитана он находит:
- огромную библиотеку (13000 книг),
- редкие шедевры искусства,
- собрание музыкальных произведений,
- бесценные находки, собранные в океане.
Далее капитан объясняет профессору систему управления необыкновенным судном и принцип работы электрических двигателей.
«Наутилус» находится в трехстах милях от берегов Японии, и капитан начинает очередное кругосветное путешествие. Профессор и его спутники наблюдают за рыбами через иллюминаторы в бортах субмарины. Вскоре после этого Немо приглашает профессора принять участие в охоте в подводных лесах острова Креспо.
Все, кроме канадца, который возмущен своим вынужденным положением узника на лодке, принимают приглашение. После этого мероприятия «Наутилус» берет курс на Ваникоро. Там профессор узнает от Немо интересные факты о судьбе капитана Лаперуза, а затем они отплывают, взяв курс на юго-запад.
Опасности и скрытая угроза
У берегов Папуа «Наутилус» налетает на подводный риф. Капитан ждёт полнолуния, чтобы воспользоваться силой прилива. Не упуская удобную возможность, профессор просит разрешения поохотиться на берегу. После нескольких дней охоты друзьям приходится вернуться на лодку из-за нападения дикарей. Аборигены окружают «Наутилус», уже начавший подниматься с мели, но капитан Немо пускает ток по металлическим поручням трапа, в результате чего невежественные люди спасаются бегством.
Капитан Немо и его помощник наблюдают за отдалённой точкой. При попытке взглянуть на этот объект у профессора Аронакса вырывают подзорную трубу и категорично приказывают провести остаток дня в камере, в которую их посадили в первое время пребывания на «Наутилусе». Там их ждала еда, в которую было подмешано снотворное.
На следующий день профессора вызвали, так как в результате вчерашних событий одному матросу размозжило голову. Человек погибает от полученных ранений. После этого команда «Наутилуса» хоронит своего товарища на дне океана. Аронаксу и его товарищам остается лишь догадываться, что за трагедия разыгралась на лодке, пока они были в наркотическом сне.
Цена свободы
Кругосветное плавание продолжается. Немо приглашает профессора побывать на месте ловли жемчуга вблизи острова Цейлон. Оказывается, под водой капитан выращивает огромную жемчужину. На обратном пути Немо вступает в единоборство с акулой, которая напала на ныряльщика-индуса. Нед Ленд спасает погибающего командира лодки.
На «Наутилусе» Немо говорит, что до конца будет защитником угнетённых. Эти слова кажутся друзьям ключом к пониманию тайны прошлого их загадочного хозяина.
Затерянные цивилизации
«Наутилус» находится в Красном море. Капитан переплывает Суэцкий перешеек через подземный тоннель, открытый им, чтобы попасть в Средиземное море. Профессор и его спутники обсуждают план побега. Проплывая рядом с Критом, они становятся свидетелями, как Немо передаёт огромное количество золота повстанцам на острове.
Далее «Наутилус» подходит к бухте Виго в Испании, где годами ранее потерпел кораблекрушение галеон, нагруженный золотом. Капитан Немо рассказал, что это и многие другие подобные места — источники его богатства.
Капитан вновь приглашает профессора принять участие в подводной прогулке. После долгой ходьбы по дну Атлантического океана они лицезреют древний затонувший континент — Атлантиду. Красота, недоступная взгляду людей на земле, не поддается описанию. Далее профессор видит убежище «Наутилуса» в жерле потухшего вулкана, где капитан и его спутники пополняют запас каменного угля, необходимого для получения натрия, питающего батареи этой подводной лодки. Позже Немо делает фотографический снимок глубоководного пейзажа.
Покорение Антарктиды
«Наутилус» берет курс на юг. Однажды лодка оказалась в окружении стаи китов. Капитан не разрешает Неду Ленду выйти на них с гарпуном. Однако чуть позже, завидев стадо кашалотов, намеревающихся поживиться китами, «Наутилус» начинает таранить агрессивных животных, и море вокруг покрывается кровью. Для Немо это тоже своеобразный вид борьбы в защиту угнетенных.
Далее подводная лодка подошла к областям, затянутым льдами, и капитан объявляет всем о своём намерении дойти до Южного полюса. Вскоре «Наутилус» проходит подо льдами и, проломив мерзлую преграду, выходит на поверхность. Однако команда «Наутилуса» не может определить точные координаты из-за плохих погодных условий.
На волосок от гибели
В результате переворота ледяной глыбы субмарине закрыт выход из пещеры. Воздуха в резервуарах осталось лишь на 48 часов. Профессор и его спутники вместе с командой «Наутилуса» начинают пробивать отверстие в толще льда. Когда запас воздуха начал иссякать, капитан Немо решается протаранить преграду из оставшихся двух метров ледяной стены. В последние минуты подводная лодка выходит на поверхность.
Путешественники берут курс на север. Во время плавания на палубу «Наутилуса» взбираются спруты, и тело одного из них завязло в гребном винте подводной лодки. Когда команда с абордажными топорами в руках выходит зачищать палубу, одно чудовище хватает матроса и увлекает его на глубину. Капитан горько оплакивает погибшего.
Побег из плавучей тюрьмы
«Наутилус» проходит рядом с родиной Неда Ленда, который и без того тяжело переживал потерю свободы. Канадец просит профессора поговорить с капитаном об их дальнейшей судьбе. Но Немо отвечает леденящей душу фразой: «Кто вошел в „Наутилус“, тот из него не выйдет».
Пленники не теряют надежды спастись побегом, ожидая приближения к берегам Франции. Однако после столкновения с военным кораблем, «Наутилус» отплывает в неизвестную сторону. Нед Ленд, окончательно потерявший терпение, решает, что пришла пора бежать. В решающую минуту судно попадает в опасное течение, лодка, в которую беглецы уже забрались, отрывается от «Наутилуса». Профессор, оглушенный ударом, приходит в себя уже на земле, в хижине норвежского рыбака.
Так заканчивается повествование о таинственном капитане, противоречивой личности, который вершит личную месть в водах океана, борется за права угнетенных, но держит свободных людей в плену, оплакивает товарищей и безжалостно наблюдает гибель людей протараненного им судна.
Источник: tarologiay.ru