Подводные лодки – один из самых удивительных классов кораблей. Долгое время этот вид водного транспорта считался лишь для применения в военных целях. Не многие знают, что есть самые интересные факты о подводных лодках России, которые смогли изменить основное представление о субмаринах.
- Первая подлодка была построена в России. Первым создателем подводного корабля России был крестьянин Ефим Никонов. В 1718 году, во времена правления Петра I, житель села Покровское, находящегося в Подмосковье, сделал заявление о том, что он собирается построить лодку, особенностью которой будет погружение под воду. Ефим Прокопьевич служил работником на казённом судостроительном предприятии. Плотник написал письмо Петру I, в котором заявлялось о том, что он знает, как построить корабль способный «потаенно ходить по самому дну». Кроме того, корабль будет оснащён военными снарядами, которые смогут поражать вражеские судна, находящиеся на поверхности воды. Весной 1720 года, на воду была отправлена первая российская подводное судно, которая подтвердила все заявленные слова покровского плотника.
- В России изобретён первый подводный крейсер 20-го века. 1900 год. Морское ведомство создаёт специальную комиссию, задача которой – спроектировать новые подводные судна класса «Миноносец». В состав комиссии вошли: старший помощник кораблестроения И. Бубнов; старший инженер-механик И. Горюнов; лейтенант М. Беклемишев. Этими людьми был разработан проект «Подводные миноносцы № 150». Эти миноносцы были типа «Дельфин». Данные подводные корабли вошли в состав русского флота осенью 1903 года. Князь Алексей Александрович лично осматривал лодку и утверждал разрешение на первый запуск на воду.
- Первый подводный крейсер не сразу значился самостоятельным видом корабля. Самостоятельным видом кораблей, подводные лодки в России стали лишь в 1906 году. До этого времени они числились миноносцами. Экипаж миноносцев составляли офицеры, которые вызвались быть членами команды на добровольных основаниях.
- Первый подводный исследовательский корабль был русским. Первой субмариной, которая была построена для исследовательских целей, была подлодка «Северянка». Первый запуск подводного корабля состоялся в 1952 году. «Северянка» стала первой базой, на которой проходили подводные биологические исследования.
- Первый подводный крейсер с единым двигателем был изобретён русским инженером. В 1906 году, по проекту С. Джевецкого, проходили первые испытания субмарины «Почтовый». Данная лодка была первой субмариной, оснащенной единым двигателем. Она была одобрена не только Морским министерством, но и привлекал взгляды Особого комитета по усилению морского флота. Данное событие проходило в начале войны между Россией и Японией.
- Субмарины, как класс транспортных кораблей в России не воплотился в жизнь. Как отдельный класс субмарин, транспортные подлодки были зарегистрированы в начале 20-го века. Россия приступила к разработке проекта после Германии и Японии. Субмарина «Акула» должна была стать прототипом новых видов русских субмарин, но проект, которым занимался ЦКБМТ «Рубин», не был воплощен в жизнь.
- Россия стала одной из лучших подводных почтовиков. Ракетная субмарина К-44 «Рязань» стала новым словом в истории почтовой почты. Летом 1995 года, была первый осуществлён запуск ракеты-носителя «Волна». Ракета осуществила самую быструю доставку почты на Камчатку. Начальной точкой запуска было Баренцево море. Время, потраченное на доставку, составляло 20 минут. Этот показатель был занесён в Книгу Рекордов Гиннесса.
- Русские субмарины смогли стать лучшими транспортными средствами для путешествия. В России было построено всего две подлодки, которые предназначались для подводных путешествий. Туристы всего мира уже имели возможность осматривать подводный мир, но аналогичный русский проект начал своё существование лишь в 1993 году. Лодка «Нептун» никогда не была использована по истинному назначению, в отличии от лодки «Сладко», которая была спущена на воду в 1997 году. В России было построено всего две подлодки, которые предназначались для подводных путешествий. Туристы всего мира уже имели возможность осматривать подводный мир, но аналогичный русский проект начал своё существование лишь в 1993 году. Лодка «Нептун» никогда не была использована по истинному назначению, в отличии от лодки «Сладко», которая была спущена на воду в 1997 году.
- О криминальном прошлом подводных лодок России. Во всём мире подлодки использовались с целью перенаправления наркотических средств между странами. Российские субмарины одни из немногих, которые никогда не были замечены в использовании данных перевозок.
- Подводная лодка России в истории времён II Мировой Войны. В начале II Мировой войны в российском морском флоте насчитывалось 22 подводных судна. За всё время боевых действий – 8 субмарин затонуло.
- Русская субмарина-ветеран. Подлодка «Пантера» единственное в мире судно, пережившее три войны. Построенная в 1916 году субмарина учавствовала в Императорской войне, Гражданской и Великой Отечественной войне.
- Подлодка России стала первопроходцем льдов Арктики. Февраль 1938 года запомнился истории тем, что подводная лодка Д-3, командиром которой был Д. Котельников, стала первой субмариной, прошедшей льды Арктики, а точнее под ними.
- Первое в мире групповое подводное кругосветное путешествие. Зимой 1966 года, командир А. Сорокин собрал группу советских атомных подлодок, с которыми отправился в путешествие по всему миру. Такого рода путешествие стало первым в истории человечества.
- О первой утонувшей военной подлодке России. Первая советская подлодка М-78 стала первой из 8-ми военных субмарин, которые утонули во время военных действий времён Второй Мировой Войны. Это случилось 23 июня 1941 года.
- Трагедия «Курска». 15 августа 2000 года станет датой скорби для всех русских граждан. Эта дата ознаменовалась трагедией, случившейся в Баренцевом море. Подлодка «Курс», класса «Оскар II» затонула на глубине 150 метров. Ни одному члену экипажа не удалось спастись. Точные причины катастрофы не известны, по сей день.
История русских подводных лодок ..От Российской империи до СССР .
Источник: kartinkinaden.ru
ИстЛяп
А ещё Россия — родина подводной лодки. То есть придумывали подводные лодки во многих странах Европы, но было в этих изобретениях нечто очень отличное от русского опыта.
Первые опыты такого рода случайны, значительно отдалены друг от друга по времени и не имеют последствий. Отдельные искорки. Такова лодка голландца ван Дреббеля, построенная в 1620 году в Лондоне, Д. Бушнелла — в 1776 году в США, Р. Фултона — в 1801 году во Франции… Ни одна из них никогда не применялась в деле, хотя теоретически готовилась для боевых действий.
Такова и подводная лодка изобретателя-самоучки Ефима Никонова, построившего её в Петербурге в 1724 году. Но Ефим Никонов пытался поставить на этой лодке паровой двигатель… Безуспешно, разумеется.
В отличие от подводных лодок европейцев в России идея подводной лодки продолжала жить и развиваться. То, что было для Европы забавным экспериментом, который и не должен непременно иметь последствия, в России стало проектом, который хотят осуществить. В 1834 году построена подводная лодка по проекту военного инженера К.А. Шильдера.
Эксперименты продолжались: в 1866 году создана подводная лодка по проекту И.Ф. Александровского. Это первая подводная лодка с механическим двигателем, родоначальница современного подводного флота.
В 1879 году подводная лодка Александровского усовершенствована С.К. Джевецким. Теперь у русской подводной лодки есть система очистки воздуха, перископ, электрические аккумуляторы, система удержания глубины на подводном ходу.
Русские инженеры и к делу подводные лодки приставили. В 1912 году по проекту М.П. Налётова создана подводная лодка «Краб»: первый в мире подводный минный заградитель. Был и проект разведки Ледовитого океана с помощью подводной лодки. Предполагалось пройти подо льдами и выяснить, что же делается на северном полюсе?
Проект в конце концов отложили, сочтя слишком рискованным для участников.
Теперь вспомним блестящий фантастический роман Жюль Верна о подводной лодке «Наутилус» и загадочном капитане Немо.
У этой подводной лодки есть всё, что у русской. Разве что скорости хода и способности долго находиться в подводном состоянии Жюль Верн несколько преувеличил. Так сказать, заглянул в будущее. Почти что в российское настоящее.
И капитан Гаттерас у него рвётся к северному полюсу, как и капитан Немо. Но у мечтателя Жюль Верна, у кабинетного теоретика, тратившего силы и время на вымыслы, все это происходит в некой выдуманной им, сконструированной реальности.
Русские традиционно сами себя считают отрешёнными от жизни романтиками, мечтателями, а европейцев — людьми практичными и приземлёнными. Но вот факты: это Жюль Верн мечтал и фантазировал. Придумывал подводную лодку — но в фантастическом романе.
А у практичных, деловитых русских те же самые события — дело не вымысла, не отвлечённой игры ума, а дело составления проекта и перехода от теории к практике.
Просто удивительно, сколько усилий приложено для того, чтобы навести тень на плетень и свалить все с больной головы на здоровую — чтобы представить отсталую Францию, тешащую себя сказками Жюль Верна, технически передовой страной. А передовую, динамичную Россию, которая на практике осуществляла французские мечтания, представить страной, отстающей в развитии… Но как раз на примере подводной лодки хорошо видно: всё наоборот!
Фирменный стиль Мединского — опровержение самого себя в отдельных абзацах — тут во всей красе. Сперва он врёт, что родина подводных лодок Россия. Затем совершенно верно упоминает более ранние подлодки голландца Корнелиуса Ван Дреббеля и двух американцев: Дэвида Бушнелла и Роберта Фултона.
Все они реально плавали, а «Черепаха» Бушнелла, вопреки Мединскому, 7 и 12 сентября, и 8 октября 1776 года пыталась атаковать британские корабли — но неудачно. О её постройке и действиях сохранились многочисленные документы, которые разместил в российском интернете блогер kgf1941.
Как тут доказать наше первенство? Спохватившийся чиновник вспоминает о «потаённом судне» Ефима Никонова и совершенно зря. Потому что все его погружения в 1724–1727 гг. заканчивались авариями. Во время первого испытания судно ударилось о дно, а дальнейшие попытки, по свидетельству журнала Адмиралтейств-коллегии, проваливались «за повреждением и течькою воды».
Ну и конечно никакую паровую машину на лодку Никонов ставить не собирался. Он планировал вооружить её медными «огненными трубами» стреляющими зажигательной смесью из пороха и селитры, но в связи с провалом проекта оружие не устанавливалось.
Далее Мединский заявляет, что в Европе дальше «забавных экспериментов» дело не пошло. Зато в России появились подлодка Карла Шильдера, винт которой экипаж вращал вручную, и первая в мире паровая субмарина Ивана Александровского. И здесь налицо жульничество: испытания новых образцов лодок продолжались и в Европе, и в США. Француз Проспер Пайерн совершил погружение на своём подводном мини-пароходе раньше Александровского, в 1854 году, а во время Гражданской войны в США последовала первая успешная атака. Подлодка Конфедерации южных штатов «Хорас Лоусон Ханли» (названа в честь одного из бизнесменов, пожертвовавшего на неё часть своих сбережений) 17 февраля 1864 года с помощью шестовой мины потопила корвет «Хусатоник» (1260 тонн), но и сама погибла вместе с частью экипажа, включая Ханли.
«Краб» действительно первый в мире подводный минный заградитель, но насчёт приоритета России в боевом использовании подлодок столоначальник снова приврал. Наши всадили во врага первые торпеды позже как американцев, так и большинства главных морских держав Европы. Германские субмарины открыли боевой счёт 5 сентября 1914 года, когда U-21 под командованием капитан-лейтенанта Отто Херзинга отправила на дно британский лёгкий крейсер «Патфайндер» (2987 тонн). Далее отличилась U-9 капитан-лейтенанта Отто Веддигена утопившая 4 британских броненосных крейсера: 22 сентября того же года «Абукир» «Хог» и «Креси» (по 12193 тонны), а 15 октября «Хоук» (7890 тонн). За ними последовали тысячи других кораблей и транспортных судов.
На просторах Средиземного моря броненосцам и крейсерам особенно досталось в 1915 году. Среди них британские броненосцы «Трайэмф» (14060 тонн) и «Маджестик» (16060 тонн) потопленные у Дарданелл Херзингом 25 и 27 мая, и турецкий броненосец «Хайретдин Барбаросса» (бывший германский «Курфюрст Фридрих Вильгельм», 10670 тонн), уничтоженный 8 августа там же британской Е-11 лейтенант-коммандера Мартина Нейсмита. Крупнейшими успехами флота Австро-Венгрии стало уничтожение 8 июля итальянского броненосного крейсера «Джузеппе Гарибальди» (7350 тонн) и 21 июля французского корабля того же класса «Леон Гамбетта» (13108 тонн). Первый записал на свой счёт командир U-4 капитан-лейтенант Лотар Лешановски, второй — командир U-5, будущий герой знаменитого мюзикла «Звуки музыки» капитан-лейтенант Георг фон Трапп.
На Балтике наибольшего успеха добились британская Е-8 лейтенант-коммандера Фрэнсиса Гудхарда, 23 октября 1915 года оборвавшая боевой путь германского броненосного крейсера «Принц Адальберт» (9875 тонн), и германская U-26 капитан-лейтенанта Эгенольфа фон Беркхейма, которая 1 октября 1914 года потопила русский броненосный крейсер «Паллада» (7874 тонны). Там же отмечена первая удачная торпедная атака отечественного подплава: «Волк» лейтенанта Ивана Мессера 15 мая 1916 года потопил немецкие транспорты «Бианка», «Гера» и «Кольга» (всего на счету лучшего подводника Российской империи 5 транспортов общим водоизмещением 16,4 тысяч тонн). Уже во время Гражданской войны однотипная с «Волком» «Пантера» лейтенанта Александра Бахтина 31 августа 1919 года оприходовала английский эсминец «Виттория» (1490 тонн). На сегодняшний день это крупнейший боевой корабль, ликвидированный нами из-под воды, но история ещё не закончена и можно надеяться, что главные победы российских подводников впереди.
Знаменитый фантаст Жюль Верн тратил время на книги, которые будут читать, когда о переполненных брехнёй и плагиатом чиновничьих опусах давно забудут. Российский проект подводного похода в Арктику в начале XX века такая же фантастика, как и романы французского писателя, поскольку в принципе не мог осуществиться. Лодку, способную пройти к Северному полюсу, столоначальник не называет и не зря: ни в одном флоте мира тогда такой не имелось. Первая субмарина, достигшая вершины планеты 3 августа 1958 года под командованием Уильяма Андерсона, и вправду звалась «Наутилусом», но числилась в составе флота США и являлась первым в мире подводным атомоходом. Советская атомная лодка «Ленинский комсомол» капитана II ранга Льва Жильцова всплыла у полюса 17 июля 1962 года.
Источник: istlyap.ru
Русские субмарины / История отечественного подводного флота
Океан, 34 поверхности земли покрыты его солеными водами, 3000 лет назад люди поняли, кто владеет морем — тот правит миром. Борьба за океанские глубины развернулась с новой силой в начале прошлого столетия и не завершилась и по сей день. Подводный флот — это сила, с которой наши недруги были вынуждены считаться даже в те годы, когда Россия стояла на краю пропасти.
Хочется верить, что самое худшее уже позади. Сегодня по словам С.Иванова в море постоянно находится 12 Российских АПЛ. Фильм представляет собой историческую хронологию развития отечественного подводного флота.
Краткая историческая справка
Историю подводного кораблестроения в России принято вести от попытки постройки «потаенного судна» Ефимом Никоновым. Плотник Никонов, родом из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году челобитную царю: «. сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец. » Спустя несколько лет, в 1724 г., на Галерном дворе в присутствии Его Императорского Величества Петра I «образец» был испытан — «опускиван в воду, и при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег. » В 1728 году Адмиралтейств-коллегия распорядилась работы прекратить, а неграмотного изобретателя определить на работу по специальности на верфи в Астрахань.
Несмотря на то, что в последующие сто лет не производилось строительства каких-либо подводных судов, интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся. Свидетельством к тому служат статьи, напечатанные в журнале «Московский телеграф» за 1825 год.
В № XII и XIII под рубрикой «Новые изобретения и открытия» первым номером помещен исторический обзор «Подводный корабль», подробно и со знанием дела рассказывающий о работах изобретателей подводных лодок, в том числе Фултона и Монжери. Репликой на этот обзор стала статья В.Н.
Берха в XXIII номере этого же журнала «Об изобретении подводных судов в России в 1719 году», явившаяся первым печатным трудом по истории русского подводного кораблестроения. В 1827 году журнал «Славянин» публикует статью уже упоминавшегося Монжери «О подводном мореплавании и войне». Нет сомнения, что создатель первой железной подводной лодки К.А. Шильдер был знаком с этими статьями.
В 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. Последующий период, вплоть до разработки И.Г. Бубновым совместно с М.Н. Беклемишевым в мае 1901 года проекта первой боевой русской подводной лодки «Дельфин», характерен исключительно интенсивным интересом широких слоев русского общества к созданию подводных лодок.
Крымская и русско-турецкая войны вызвали к жизни огромное число предложений о создании подводных лодок. В Морское министерство и инженерное ведомство, к членам императорской семьи и другим высокопоставленным лицам обращались инженеры и ученые, офицеры армии и флота, малограмотные крестьяне и гимназисты, актеры, купцы, обыватели, российские граждане и иностранцы. Некоторые из идей, высказанных этими энтузиастами, впоследствии воплотились в реальные, ныне существующие конструкции, хотя в то время они еще не могли быть воплощены в жизнь, но больше было технически несостоятельных и просто безграмотных предложений.
«Не можем не упомянуть еще об изобретении г. П. Зарубина, редактора «Петербургского листка», известного другими своими изобретениями. П. Зарубин заявляет, что он составил проект подводной лодки, действующей силой, вдесятеро большей, чем сжатый воздух, что проект его выработан до мельчайших деталей на основании научных данных и математического анализа и что сила, им предлагаемая, не есть плод фантазии, а есть сила действительно существующая.
Об устройстве своей лодки г. Зарубин сообщает следующее:
«Длина лодки должна быть около 30 футов, а наибольший поперечный диаметр около восьми футов. Лодка может принять в себя от пяти до десяти человек экипажа и будет двигаться под водою по желаемому направлению и на желаемой глубине без всякого сообщения с наружным воздухом. Экипаж будет снабжаться в достаточном количестве чистым воздухом во все время действия лодки над водой. Направление лодки будет зависеть от рулевого, а предназначенная глубина будет регулироваться сама собою посредством так называемого самодействующего регулятора. Регулятор этот может быть поставлен, известным образом, на какую угодно глубину, и он будет удерживать лодку именно на этой глубине, не позволяя ей ни подниматься, ни опускаться.
Движение подводной лодки будет совершаться известною, определенного рода силою, величина которой обратно пропорциональна тому времени, в продолжение которого она будет работать».
. Это все, что сообщил г. Зарубин о своем изобретении».
(«Сборник морских статей и рассказов». Ежемесячное приложение к газете «Яхта». Июнь 1878 года.)
В эти годы перед изобретателями стоял целый ряд нерешенных теоретических и практических проблем, поэтому даже наиболее талантливые из них зачастую руководствовались достаточно наивными соображениями. Например, И.Ф. Александровский корпус лодки выполнил в виде треугольника с круглым основанием, исходя из формы тела рыб с острой спинкой. Тем не менее, именно в этот период были построены первые подводные лодки. Идя трудным путем проб и ошибок, русские изобретатели к началу XX века накопили необходимый опыт для создания боевых подводных лодок, первой из которых стала подводная лодка «Дельфин».
Боевые подводные лодки отечественных проектов:
«Акула»
«Дельфин»
«Минога»
«Краб»
«Почтовый»
Тип «Барс»
Тип «Касатка»
Тип «Морж»
В самом конце XIX века командование военно-морским флотом и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости введения подводных лодок в состав военно-морских сил. Перед управлением кораблестроения стал вопрос покупать подводные лодки за границей или создавать подводный флот собственными силами. Вопрос был не праздным, т.к. к этому времени в США достигли первых успехов фирмы Голланда и Лэка, во Франции было построено изобретателями Губэ, Зеде и Ромацотти несколько подводных лодок, строились первые итальянские подводные лодки. Россия же на первый взгляд не обладала опытными специалистами в этой области.
В конце XIX — начале XX в. наиболее успешные работы по созданию подводных лодок велись в США под руководством Джона Голланда. В 1900 г. состоялись переговоры о возможности постройки фирмой Holland Torpedo Boat Co. подводных лодок для России. Однако поставленное Голландом условие — купить не менее 10 кораблей оказалось неприемлемым. Сделка не состоялась.
По предложению главного инспектора кораблестроения Н.Е. Кутейникова началось проектирование подводных лодок собственными силами.
Свои услуги по разработке проекта подводной лодки предложили:
— по кораблестроению — старший помощник судостроителя Бубнов;
— по механике — помощник старшего инженер-механика Горюнов;
— по электротехнике — лейтенант Беклемишев.
Им разрешили устроиться в Опытовом судостроительном бассейне, где ими и был разработан проект «миноносца №113» — таково было первое название подводной лодки «Дельфин» (класс подводных лодок в российском флоте еще не существовал). 3 мая 1901 года комиссия в вышеназванном составе представила главному инспектору кораблестроения разработанный ими проект.
В июле 1901 г. Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге был выдан заказ на постройку «миноносца № 113». Конструкторскому бюро Балтийского завода было поручено также составление рабочих чертежей. Строителем был назначен И.Г. Бубнов. Начался заключительный период первого этапа создания российского подводного флота, продолжавшийся до 1917 года.
В этот период в состав русского флота было введено 73 подводных лодки, еще 4 остались недостроенными. По отечественным проектам в этот период было построено 34 подводных лодки:
32 — по проектам И.Г. Бубнова;
1 — по проекту М.Н. Налетова («Краб»);
1 — по проекту С.К. Джевецкого («Почтовый»).
Еще 4 подводных лодки остались недостроенными. 23 подводных лодки были приобретены за границей. 16 подводных лодок было построено на русских заводах по проектам фирм Голланда и Лэка.
Значительная часть построенных подводных лодок приняла участие в войне 1914-1918 гг., 7 русских подводных лодок погибло во время боевых действий на Балтийском и Черном море.
В 1916 году Морской генеральный штаб объявил конкурс на разработку проекта новых подводных лодок. В конкурсе приняли участие заводы: Балтийский (Петербург), Русско-Балтийский (Ревель), фирмы Голланда (США), «FIAT» (Италия). По наиболее удачным проектам был выдан заказ на постройку: 10 подводных лодок по проекту Бубнова, 14 подводных лодок по проекту фирмы «Голланд» и 4 подводных лодки по проекту фирмы «FIAT». Заводы приступили к постройке новых подводных лодок, но, начиная с 1918 года, в русском подводном кораблестроении наступила пауза, продолжавшаяся до 1926 года.
Просмотров: 20463
statehistory.ru в ЖЖ:
Источник: statehistory.ru