«Каждый должен уметь правильно расставлять жизненные приоритеты. Я всю жизнь считал, что главное-это интересы Родины, затем честь и, наконец, — жизнь».
Командующий Балтийским Флотом
адмирал Николай Оттович фон Эссен.
Подготовка командного состава ВМФ СССР осуществлялась системой ВМУЗ. К сожалению, даже в командных училищах уделялось недостаточно внимания командирской подготовке курсантов. Профессиональный отбор с проверкой абитуриентов психологами вообще не проводился. Это всё не могло не сказаться на соответствии командиров всех степеней их должностям.
Раньше училища выпускали офицеров, в дипломах которых значилось «вахтенный начальник». На флотах они назначались на должности командиров БЧ-1, 2 или 3. Совершенствуясь по специальности, офицеры с первого дня готовились стать командирами подводных лодок. И это было естественно. Позднее, когда вырос уровень вооружения лодок, командные училища стали выпускать офицеров по специальностям: штурман, ракетчик или минёр, из которых в дальнейшем и выходили командиры лодок.
Жизнь на подлодке
Правда были эксперименты, когда продвигали на командные должности специалистов по электронике и даже химиков. Это были, главным образом, «инвалиды». т. к., эксперимент был неудачным.Кроме «брака», из этого ничего не вышло, а то, что ломали этим людям судьбы, всем начальникам было безразлично.
Занимаясь исследованием операций и анализом БС сил ТОФа, я встречался практически со всеми командирами подводных лодок в период с 1972 по1978 г. г. Не могу сказать, что их действия всегда были безошибочными и грамотными. Не все могли принять волевое и обоснованное решение. Их действия чаще всего носили формальный характер. Творчества было крайне мало.
Встречались и те, кто грубо нарушал или вообще не выполнял боевые распоряжения. Только покровительство со стороны командования флотом спасло некоторых от предания суду военного трибунала. Во время войны их действия неминуемо привели бы к срыву выполнения поставленной задачи и гибели подводной лодки. Они часто забывали требование КУ-55 ст.147. «Командир корабля отвечает за безопасность кораблевождения и маневрирования корабля. Он должен управлять кораблем смело, энергично и решительно, без боязни ответственности за рискованный маневр, диктуемый обстановкой».
Профессиональные знания, морская выучка и практические навыки, общее развитие и культура, уважительное отношение к подчиненным, способность отстоять свое мнение перед начальством формируют авторитет командира лодки. Главная роль в становлении командира лодки отводится командованию соединений, т. е. его непосредственным начальникам.
Если капитан 1 ранга командир атомной ракетной подводной лодки добирается до места службы в кузове грузовика («коломбины»), а не в автобусе или в служебной легковой машине, если на еженедельных подведениях итогов командир соединения позволяет отчитывать командира лодки в присутствии его подчиненных ( зама или старпома), если в море старший на борту исполняет роль командира, подчас подменяя его, если флагманские специалисты соединения не помогают утверждению в сознании членов экипажа авторитета командира, как 1-го штурмана, 1-го минера и 1-го ракетчика на лодке, то это всё подрывает авторитет командира подводной лодки и не способствует боеготовности корабля. Всегда в отечественном подводном флоте было здоровое стремление строевых офицеров стать командирами. Однако, в середине 70-х годов в некоторых объединениях сложилась ситуация, когда старшие помощники командира не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению лодкой, боясь ответственности. Так в 1977 г. во 2-ой флотилии лодок ТОФ из 21 старпома 19 не сдавали на допуск. В этом вина Командования ВМФ, которое многими своими действиями способствовало созданию такого положения на флотах.
Мои слова полностью подтверждаются и воспоминаниями капитана 1 ранга Копьёва А. Ф. «Я был удивлен одним обстоятельством: Рычков, исполняя должность старшего помощника два года, не стремился сдать зачеты на допуск к самостоятельному управлению кораблем и пользовался особым расположением начальника штаба капитана 1 ранга Алкаева Н. Н., выполняя меркантильные поручения последнего.»
К сожалению, командирские качества проявляются и воспитываются у моряков не в простой обстановке, а в аварийных ситуациях. Анализ аварий и катастроф в ВМФ СССР и РФ подтверждает высказывание ГК ВМФ адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, что чаще всего — это дело рук человеческих. Мы сами создаем предпосылки к авариям, не выполняя азы подводной и морской службы, записанные в уставах ВМФ.
Те, кто создает эти предпосылки, не пришельцы из космоса, а вышедшие из нашей среды командиры и начальники разных уровней, порой незаслуженно пригретые высокими покровителями и с их легкой руки продвинутые на высокие должности, которые являлись трамплином в их служебной карьере. Виной всему сложившаяся система, прекрасно описанная английским публицистом Сирилом. Н. Паркинсоном в его книге «Законы Паркинсона». Эти объективные законы развития человеческого общества действуют независимо от общественного строя, будь то социализм или капитализм. Однако, в определенных видах человеческой деятельности можно создавать условия, не допуская «случайных людей» в элиту Вооруженных Сил — военных летчиков и моряков-подводников.
Летчик практически остается один на один с техникой в системе «человек- машина». У подводников та же ситуация. Анализы аварий подтверждают, что кто-то вмешался, нарушил правила отбора л/с и «подсунул брак», а брак дал сбой. Количество катастроф в подводном флоте можно значительно уменьшить, только решив задачу качественной подготовки КОМАНДИРОВ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК.
Командиры подводных лодок — особая категория военных. Чем же отличаются командиры атомных крейсерских подводных лодок от командиров надводных кораблей (крейсеров)?
Такой статус командиров атомоходов требует особого отношения к ним со стороны не только их прямых начальников и Командования ВМФ, но и Верховного Командования ВС России.
Во-вторых, над всем экипажем лодки — «один рубочный люк». Он задраивается и отдраивается только командиром лодки, это играет большую психологическую роль.
В — четвертых, когда лодки имели только тактические номера, моряки своему экипажу давали имя командира. Этого никогда не было у надводников, которые на вопрос, где они служат, называли имя, присвоенное кораблю. Например, на Ворошилове (имея ввиду БПК «Маршал Ворошилов»).
Ни командование дивизии, ни командование флотилии, а КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ-ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО, на котором должен держаться ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ.
Для восстановления престижа службы на подводных лодках и повышения роли командира в системе ВМФ и ВС РФ я бы предложил:
1. Представляя офицера к назначению на должность командира подводной лодки, рассматривать несколько кандидатов, учитывая и указывая при этом:
1). Срок службы на подводных лодках.
2). Плавательный ценз и знание театра.
3). «Везение по службе».
4). Его реакцию на изменение обстановки при движении лодки на максимальной для нее скорости ( в узлах). Например «Реакция на 10 узлов».
5). Поведение и действия в аварийных ситуациях ( если такие были).
6). Продвижение по службе и сроки получения воинского звания.
7). Достигнутые успехи на предыдущих должностях.
8). Оценки за сдачи курсовых задач ( при окончательном назначении).
9). Ошибки и недостатки, выявленные в период временного назначения.
10). Преимущества данного кандидата перед другими.
11). Отзывы о нём командиров других лодок соединения.
2. В дополнение к действующей системе ввести новый порядок «временного назначения на должность командира лодки с испытательным сроком до сдачи всех курсовых задач».
Право окончательного назначения на должность командиров многоцелевых атомных и дизельных лодок предоставить ГК ВМФ, а стратегических кораблей — М. О. РФ. Вместе с приказом о назначении командиром лодки, М. О. РФ награждает его знаком «Командир подводной лодки» и выделяет ему персональный легковой автомобиль ( «Волга» или «ВАЗ»).
4. Установить денежную доплату «Командирские», после окончательного назначения на должность командира лодки.
5. В 1996 г. ГК ВМФ адмирал Громов Ф., будучи надводником, изменил ранее действующий приказ о нагрудном знаке командира подводной лодки, включив в него и командира надводного корабля. Это заслуживает одобрения. В части ношения этого знака после перехода на службу, не связанную с командованием кораблем, он допустил грубую ошибку, лишив командиров права ношения этого знака пожизненно. Приложение № 1 «ПОЛОЖЕНИЕ о нагрудном знаке «командира корабля» действующего приказа М. О. РФ от 21 марта 1996 г. ( об учреждении нагрудных знаков «Командир корабля» в части касающейся «Командира подводной лодки»).
6. С 1906 года все офицеры российского флота, изъявившие желание служить на подводных лодках, должны были пройти специальную подготовку в течение 10 месяцев и закончить классы на базе учебного отряда подводного плавания в г. Либава. Сдавшие выпускные экзамены получали звание «ОФИЦЕР ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ».
Предлагаю:
1) Внести следующие изменения. «Офицеру, закончившему Высшее Военно-морское учебное заведение и сдавшему на самостоятельное управление подразделением на пл согласно занимаемой должности, после сдачи всех курсовых задач присваивать воинское звание
«ОФИЦЕР ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ».
Например, в дальнейшем его воинское звание будет значиться «лейтенант ( капитан — лейтенант, адмирал) подводного плавания». Такой прецедент в ВС РФ существует. Офицеры — врачи носят дополнение к званию — «медицинской службы», юристы — «административной службы», интенданты-«интендантской»службы. Офицерам, находящимся на действительной военной службе, в запасе или в отставке, и соответствующим вышеизложенным требованиям, внести необходимые дополнения в записи по воинским званиям во все документы. Ответственность за реализацию данного решения возложить на кадровые органы ВМФ РФ и военные комиссариаты РФ.
7. Разработать и внедрить комплексную программу подготовки командного состава подводных лодок.
Включить в неё следующие вопросы:
1). В системе ВМУЗов : — Возвратить ВУЗам ВМФ название ВВМУ;
— Разделить (организационно) подготовку курсантов:
а. на подготовку специалистов надводных кораблей; б. на подготовку специалистов по подводным лодкам;
— В программы обучения курсантов и слушателей
ввести курс «Командирская подготовка»;
— Считать основной задачей учебных заведений ВМФ
воспитание профессионально подготовленного Командира.
Итогом данного совещания должно быть принятие документа, определяющего место и особые права командира подводной лодки. Для успешной его реализации должна быть предложена реальная комплексная программа, касающаяся всех организаций и учреждений ВМФ РФ, от которых зависит формирование командира как личности.
Сегодня нет моряков — подводников России, которых бы не интересовало будущее подводного флота. Мне хотелось бы услышать мнение по этим заметкам.
За Подплав!
«Автономка» Александра Викторова
Источник: historyclothing.ru
Кто главный на подводной лодке
- Политика
- ВМФ
- Украина
- ВМС США
- ВМС Европы
- ВМС Азии
- Другие ВМС
- Пиратство
- Происшествия
- Соцобеспечение
- Курьезы
- 23 февраля
- Арабский мир
- 9 мая
- День ВМФ
- Структура ВМФ
- Структура ВМФ
- Балтийский флот
- Черноморский флот
- Тихоокеанский флот
- Северный флот
- Каспийская флотилия
- Боевые возможности ВМФ РФ и ВМС США
- Подводные лодки
- Надводные корабли
- Офицер
- Командир корабля, командир части
- Помощники командира
- Командир БЧ оружия
- Командир БЧ связи/управления
- Командир электромеханической БЧ
- Корабельный врач
- Командир группы, инженер
- Штурман
- Старшина команды
- Техник
- Специалист
- Младший командир — старшина, сержант
- Хронология трех веков Российского Флота
- Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв.
- Регулярный военный флот Петра Великого
- Русский флот в послепетровский период
- Русский парусный флот в XIX в.
- Паровой броненосный и миноносный флот
- Подводные лодки в Российском императорском флоте
- Флот накануне и в период Первой мировой и Гражданской войн
- Становление советского флота
- Флот накануне и в период Великой Отечественной войны
- История родов сил ВМФ
- Надводные силы
- Подводные силы
- Морская авиация
- Береговые войска
- Наука и Флот — исторический обзор
- Наука и современность
- Тактика и оперативное искусство
- Научные проблемы кораблестроения и их решение
- Научные проблемы корабельной энергетики
- Оружие кораблей ВМФ
- Радиоэлектронное вооружение
- Авиация ВМФ и роль науки в ее развитии
- Навигация и океанография
- Флотские ученые
- Военно-морская академия
- Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. ВВМУ им. М.В. Фрунзе)
- Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова)
- Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова
- Военно-морской инженерный институт
- Балтийский государственный технический университет («Военмех»)
- Военно-Медицинская академия
- Военный университет МО РФ
- Нахимовское училище
- Ломоносовский морской колледж ВМФ
- Морской кадетский корпус
- Балтийский военно-морской институт
- Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова
- Кадетская Россия: школы и корпуса
- Издания с материалами о ВМФ
- Литература
- Рекомендуем прочесть
- Книжная полка
- Справочники, словари, руководства, указатели
- Исследования, документалистика
- Фундаментальные, энциклопедические, общеисторические труды
- Мемуары
- Художественные исторические труды, публицистика, поэзия, карикатура
- Одна «Булава» — хорошо.
- Международное морское право
- Законы
- Указы и постановления
- Корабельные уставы
- Кодексы
- Стандарты, правила
- Каталог бизнес-организаций
- Каталог товаров и услуг
- Как загрузить в каталог данные о товарах/услугах?
- О кают-компании
- Поэтический иллюминатор
- Вернисаж
- Анекдоты, флотские байки, пословицы
- История одной жизни
- «Море зовет» и «На побывке»
- Песни — душа поет о море
- Ностальгия
- Computer Ак Барс»
Источник: flot.com
Разговор по душам с командиром атомного подводного ракетоносца
Повтор материала* Пожалуй, эта военная профессия — одна из самых секретных, сложных и в то же время романтичных. Может быть, именно море, безбрежное и могучее, безжалостное и нежное одновременно, накладывает свой отпечаток на этих людей. Нередко свою судьбу они выбирают ещё в детстве, глядя на службу отцов и дедов. Так случилось и с героем моей публикации, командиром АПЛ «Тула» Константином ГОЛОВКО.
— То, что после окончания средней школы я решил поступать в училище ВМФ, никому в семье не показалось удивительным, так как я подводник в третьем поколении, — рассказывает Константин Владимирович. — Отец, конечно, одобрил моё решение, а мама переживала: не самая безопасная профессия, но со временем она и вся семья привыкли к моей работе и воспринимали спокойно, а отец ещё и с гордостью.
А до этого момента в судьбе нынешнего командира подводного крейсера была школа, переезды из Полярного в Мурманской области, где он родился, в Западную Лицу и Гаджиево, где служил его отец. В 1996 году Константин окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола в Санкт-Петербурге и по распределению попал в Гаджиево на атомный ракетоносец проекта 667 БДР «Рязань», на котором дослужил до должности командира корабля.
— Когда «Рязань» перевели на Тихоокеанский флот, меня назначили командиром подводного крейсера «Екатеринбург» (проект 667 БДРМ). Сейчас прохожу службу в Северодвинске: мой экипаж АПЛ «Тула», того же проекта, что и «Екатеринбург», обеспечивает ремонты и восстановление технической готовности кораблей дивизии Северного флота.
Отец, Владимир Головко, служил на дизельных и атомных подводных лодках. В должности командира К-502 проекта 671 РТМ совершал походы в труднодоступные и до сих пор малоизученные районы Арктики. В 1985 году участвовал в операции «Апорт».
На пике «холодной войны» американские атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами заняли свои позиционные районы в Северной и Центральной Атлантике. В ходе масштабной операции силы ВМФ СССР выявили эти районы и вскрыли систему охраны ПЛАРБ США, убедительно доказав вероятному противнику, что для его подводных ракетоносцев в Атлантике безопасных мест нет. Вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.
2. Прибытие АПЛ «Тула» на ремонт.
— Константин Владимирович, что тяжелее всего на боевом дежурстве: не в связи с ответственностью, а постоянно, в быту, у пультов, в жизни под водой?
— Пожалуй, соотносить повседневную жизнь на подводном крейсере с тем чувством опасности, которое всё равно должно присутствовать в душе, чтобы не было чрезмерного расслабления экипажа. Ощущение близкой опасности не превалирует в жизни подводников, но необходимо постоянно помнить, что специальность эта сложная. Условия, где мы выполняем задачи, тоже: мы отдалены от берега, иногда находимся в арктических районах, поэтому чувство опасности должно не угнетать деятельность моряка, а наоборот, стимулировать на изучение своей специальности, на ответственное несение вахты.
3. Отец — Владимир Головко служил на дизельных и атомных подводных лодках.
— Экипаж на базе и в походе — это действительно два разных экипажа? Меняются ли в море отношения, привычки, обращение друг с другом?
— Нет, я бы так не сказал. Деятельность командования и должна способствовать тому, чтобы личный состав сплачивался не только в море, но и в первую очередь на берегу. В море не так много времени для решения психологических вопросов, весь морально-психологический климат для выхода в море закладывается на берегу, то есть люди хорошо узнают друг друга, привыкают друг к другу, каждый узнаёт, кто на что способен и что от кого ожидать, в том числе где слабые места человека по специальной подготовке и сильные стороны. Во время выхода в море всё это уже учитывается. Экипаж готовится на берегу, а в море решает конкретные задачи.
— Бывало такое, что вы увидели офицера или мичмана и сразу поняли: с ним я в море не пойду?
— Нет, такого не было, и в первую очередь это заслуга психологической службы, которая работает на соединениях подводных лодок. Она заранее ограждает таких людей, которые могут подвести в море, или ненадёжных людей от службы в экипажах подводных лодок.
Дед Владимир Головко (на снимке) родился в потомственной шахтерской семье. Работал на шахте. С объявлением партийного призыва на флот переведен на обучение в ВВМУ им. Фрунзе. Служил на Тихоокеанском флоте на подводных лодках, в годы войны — в соединении строящихся и ремонтирующихся подводных лодок.
Вышел в отставку в звании контр-адмирала.
4. Дед Владимир Головко (на снимке) родился в потомственной шахтерской семье.
— Несомненно, профессия подводника накладывает отпечаток на всю семью.
— Семья должна с пониманием относиться к тому, что мужчина, который служит на подводной лодке, да и вообще на кораблях Военно-морского флота, имеет ненормированный рабочий день, часто отсутствует дома, не всегда может по-участвовать в школе на утреннике, в детском саду. Не всегда есть возможность летом съездить всем вместе в отпуск. Семья очень часто существует автономно, отдельно от папы, который служит на подводной лодке. Близкие к этому привыкают.
— Если ваш сын скажет: папа, хочу стать подводником, будете отговаривать?
— Я уже сейчас рассказываю своим детям о подводных лодках, о службе на подводном флоте, но не с целью сформировать желание стать военным моряком, а с тем, чтобы мой сын принял решение пойти по моим стопам, уже понимая, какая перспектива его ждёт.
Я положительно отнесусь к такому выбору сына, но пока ещё решение окончательно не принято. Когда я поступал во флот, ситуация в стране и армии была тяжёлая. А сейчас, когда ВМФ пополняется новой техникой, новыми кораблями, развиваются вооруженные силы, я думаю, что это будет хорошим выбором — продолжить семейную династию и стать офицером-подводником.Источник: kuleshovoleg.livejournal.com