Кто ест белку в цепи питания

Трофическая цепь — биологический термин, обозначающий род взаимоотношений между организмами, а именно — отношения потребитель-пища. Словом, последовательность поедания одних созданий другими — это и есть пищевая цепь (пример: трава-косуля-волк). Такая последовательность может включать в себя от 2 до 5 ступеней, или уровней, при этом каждый следующий представитель ниши поедает нижестоящего. Анализируемый процесс способствует естественному круговороту веществ в природе и поддерживает баланс всех природных экосистем.

цепь питания в широколиственных лесах

Что такое пищевая цепь

Это процесс, обеспечивающий перенос или обмен энергией и веществами, позволяющий последним циркулировать в биосфере. При этом энергетические потери составляют больше 80 % — они выделяются в виде тепла. Цепь имеет линейную структуру (вариант — экологическая пирамида), составляется из нескольких звеньев. Они в свою очередь могут состоять из одной или нескольких групп живых существ, служащих пищей для вышерасположенных ярусов.

Природоведение. Цепи питания.

Пищевые цепи

Структуру построения экологической пирамиды, чью основу представляет собой вышеописанная теория, графически представил в 1920-х гг. британский зоолог Ч. Элтон: на ней продемонстрированы также в зависимости от типа разность в биомассе, популяции и передаваемой энергии различных уровней пирамиды.

Правило пирамиды гласит: чем выше ярус, тем меньше биомасса и популяция относящихся к нему организмов.

Субъекты трофической цепи разделяются на три вида в зависимости от играемой в ней роли: продуценты, консументы и редуценты. Все они объединены в природе множеством трофических связей. Более сложные схемы пищевых взаимоотношений на разных уровнях складываются в своеобразные трофические сети.

схема

Продуценты

На нижней ступени стоят продуценты, или автотрофы, — организмы, производящие употребляемые ими в пищу органические вещества, синтезируя их из простых молекул. Они производят самое большое количество энергии по сравнению с другими нишами, питая всю цепочку.

В мире существует две разновидности автотрофов в зависимости от способа, которым они синтезируют питательные соединения:

  • фотоавтотрофы, производящие фотосинтез при помощи солнечных лучей, поглощая углекислый газ и производя сахар (при этом еще одним побочным продуктом при выработке питания является кислород), примеры: зеленые растения, водоросли, цианобактерии,
  • хемоавтотрофы, прибегающие к химическим реакциям, чтобы преобразовать неорганические соединения (водород, аммиак и др.) в органику, в качестве примера можно назвать нитрифицирующие бактерии.

Продуценты — основа всего живого на Земле. Без них не обходится ни одна линия питания, второе их наименование — производители.

Как не зависеть от общественного мнения? Как не стесняться себя? Как жить так, как хочешь ты?

Компоненты экосистемы - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии

Консументы

Консументы — это уже потребительская ступень питания. Гетеротрофы, как еще называют эту группу, не способны самостоятельно производить пищу.

Обмен веществ в их организмах происходит за счет поглощения продуцентов или побочных продуктов их жизнедеятельности.

Гетеротрофы могут происходить из совершенно разных классов существ: млекопитающие, насекомые, грибы и даже растения (среди них тоже встречаются хищники).

Консументы делятся на порядки, их число доходит в разных вариантах пирамиды до четырех.

Порядок зависит от того, представителей какого уровня поедает животное:

  1. Консументы первого уровня довольствуются редуцентами — к таким гетеротрофам можно отнести ряд насекомых (божья коровка, стрекоза), зверей (заяц, антилопа) или птиц (колибри).
  2. Представители второго порядка поглощают тех, кто относится к предыдущей группе. Среди них лисы, охотящиеся на зайцев, насекомоядные пернатые (ласточки, скворцы), плотоядные пауки и растения (росянка, жирянка, альдрованда пузырчатая).
  3. Вершиной гетеротрофов являются хищные птицы (ястреб, орел) и млекопитающие (лев, волк и, разумеется, человек).

В морской экосистеме консументы — основная часть цепи питания, они поглощают около 70—80 % всей имеющейся биомассы (речь идет преимущественно о планктоне).

схема

Редуценты

Данные организмы (называемые также деструкторами, сапрофагами), перерабатывающие отмершие органические останки животных и растений, замыкают круговорот веществ, возвращая минералы и неорганические соединения для синтеза продуцентам.

Они запускают процесс разложения органики.

Само название «редуцент» означает «возвращающий», а «деструктор» — «разрушающий».

Эти создания, как правило, отличаются крохотными размерами, за исключением крупных падальщиков (редуцентов второго порядка), не оставляют отходов жизнедеятельности (экскрементов). К ним относятся часть бактерий, грибов и насекомых (жук-навозник, дождевой червь). Сапрофагов называют «санитарами» экосистем, поскольку они способствуют очищению окружающей среды от гнили и отравляющих веществ, поедая остатки разлагающихся организмов.

трофические связи

Типы

Биологи выделяют два основных типа пищевых цепочек: пастбищную и детритную.

Первая (выедание) — наиболее распространенная, она базируется на автотрофах, потребляющих солнечную энергию. Именно продуценты являются основной составляющей таких цепочек. Еще одной характерной чертой выедания является обилие консументов первого разряда, употребляющих в пищу зеленую растительность, а также несколько уровней хищных гетеротрофов.

Особенно сложными представляются подобные схемы в океанах, где на более чем половину видов рыб находится рыба побольше, поглощающая все, что меньше размером.

консументы первого порядка

Более редкий трофический тип — детритный, называют разложением.

Этот тип обычно встречается в лесах. Он отличается не прямым поеданием автотрофов, а после их медленного отмирания и разложения при участии редуцентов.

Открывается такая цепь органическими останками, вторая ступень — преобразовывающие их микроорганизмы, третий и четвертый уровень — так называемые детритофаги (например, птицы: утки, гуси, воробьи), затем — поедающие последних хищники (куница, ласка).

схема

Уровни

Трофическая цепь может состоять из разного количества звеньев (уровней). Каждый из них означает особое место, занимаемое тем или иным живым существом в этой линейке. Пять уровней — самый длинный вариант построения такой последовательности.

  1. Первый уровень занимают автотрофы, производящие то, что они едят. При этом в ход идет энергия Солнца или быстротекущей воды (горные источники), или неорганические химические вещества.
  2. На второй ступени — первичные растительноядные потребители. Они употребляют в пищу продуцентов. Эти создания могут иметь как микроскопические (насекомые), так и достаточно крупные размеры (копытные травоядные: корова, коза, овца).
  3. Третьими идут потребители второго уровня – звери и пернатые, которые охотятся на первичных консументов. В качестве примера можно назвать дрозда, ворону, кошку.
  4. Представители четвертой ступени поедают вышеупомянутых. Так, сова или филин едят более мелких птичек, в чей рацион входят насекомые-фитофаги. Или тигр, иногда не брезгующий лягушками, которые, как известно, питаются водными членистоногими.
  5. Пятый, высший уровень пирамиды возглавляют самые крупные хищники, способные одолеть большую и опасную дичь. К таковым причисляется ястреб, охотящийся даже на сов, или акула, которая съедает все, что удастся поймать.

Стоит отметить, что человек также входит в эту систему, при этом может принадлежать к совершенно различным звеньям. Несмотря на это, именно homo sapiens с течением эволюции стал называть себя вершиной трофической пирамиды, поскольку он способен, если не физически, то при помощи созданных им орудий и технологий одолеть любое дикое животное.

продуценты консументы

Энергия

Самой важной задачей функционирования пирамид питания является энергообмен между организмами в природе. При этом неизбежны огромные потери энергии, поскольку производится она лишь на первом этапе, а дальше только поглощается. При каждом поглощении изрядная часть ее (90 % — по правилу Линдемана) испаряется, отдавая тепло, а оставшееся обеспечивает жизнедеятельность каждого нового поглотителя. Как правило, эти последовательности фиксируют энергопоглощение за определенный период времени.

Наглядно описываемый процесс демонстрирует пирамида энергетических потоков. Пирамида данного вида – это оригинальная графическая модель, на которой отображается количество энергии, заключенной в каждом звене трофического уровня системы питания в определенной экосистеме. С повышением ступени показатели снижаются. Такой тип пирамид наиболее точно передает представление об организации природных сообществ, функции каждого их элемента, поскольку показывает скорость, с которой биомасса пищи проходит сквозь линейную систему питания в природе.

1942 г. Р.Линдеман - закон пирамиды энергии (или закон 10 .

Примеры

В лиственных лесах

Здесь чаще всего встречается детритный трофический тип, известная часть энергообмена происходит за счет переработки микробактериями лесной подстилки.

Обычная цепь питания в широколиственных лесах составлена из трех-четырех ниш:

  1. Семена деревьев — лесная мышь — филин. В такой схеме дерево — продуцент, консумент первого порядка — мышь поедает продукт, производимый им — семя, а ее в свою очередь ловит филин, чья кормовая база на 60 % состоит из мелких грызунов.
  2. Кора дерева или кустарника — жук-короед — воробей — ястреб. Подобный вид сложнее — здесь присутствуют консументы трех разрядов. Растительная пища — кора — идет на корм членистоногому короеду. Он становится добычей маленькой насекомоядной пташки — такой, как воробей. Тот попадает в когти крупной хищной птицы — ястреба, питающегося маленькими собратьями и млекопитающими.
  3. Травянистое растение — гусеница — большой жук (красотел пахучий) — синица — кобчик. Представленная линейка — одна из сложнейших в лесу. В ней находятся два типа насекомых — гетеротрофов, один из которых плотоядный.

Чем богаче видовое разнообразие в природной зоне, тем сложнее будут трофические пирамиды, обнаруженные на ее территории.

схема

В смешанных лесах

Эта зона отличается широким ареалом обитания множества разновидностей живых существ.

Вот пара примеров:

  1. Гриб — лось — медведь. Короткая, но вполне отражающая особенности местной флоры и фауны взаимосвязь. Грибы-автотрофы поглощаются фитофагом-лосем. В природе на столь мощного копытного осмеливается охотиться лишь еще более мощный зверь – медведь. Именно косолапый является венцом этой экосистемы, не имея естественных врагов.
  2. Ель — жук-древоточец — дятел — сокол — клещ. В данном случае цепь замыкается на редуценте – паразите, питающемся кровью сокола. Первая часть последовательности схожа с предыдущей, вторая содержит насекомое-деструктора, относящегося к группе паразитирующих организмов. Их участие в круговороте веществ весьма характерно для лесных территорий.

Напоследок стоит отметить, что наличие в пищевой сети бактерий-сапрофагов — обычное явление для практически любого типа трофических связей в упомянутых экосистемах.

пищевая цепь примеры (главный ключ)

В хвойных лесах

Такие леса встречаются большей частью в природной зоне тайги и тундры.

Трофические связи здесь похожи на предыдущие:

  1. Сосна – белка – лиса блоха. Четырехуровневая цепь изображает типичную для тайги взаимосвязь: белка питается семенами из сосновых шишек, и сама становится добычей для крупного млекопитающего – рыжей лисицы. А на шкуре хищницы заводятся паразиты – блохи, сосущие кровь.
  2. Лишайник – олень – рысь. В северных лесах произрастают мхи и лишайники. Эти растения являются основой рациона оленей. На последних часто охотятся большие таежные кошки – рыси.
  3. Перегной – детритные бактерии – одноклеточные – грибы – кабан – медведь. Подобные длинные цепочки характерны для хвойных угодий. В них участвуют микроскопические организмы в качестве консументов.

Кроме того, в такой экосистеме распространены именно детритные последовательности, поскольку процесс гниения животных и растительных останков крайне важен для нормальной жизнедеятельности лесов.

консументы первого порядка

Биологическое значение

Составление цепей питания помогает контролировать численность каждой из популяций во множестве существующих экосистем. По этим линейным изображениям ученым-биологам и экологам удобно отслеживать изменения в видовом многообразии той или иной зоны, просчитывать характер и степень влияния на виды тех или иных факторов: загрязнения, урбанизации, подселения новых пород, смена климата, экологические проблемы.

Читайте также:  Как надевают наручники на одноруких

Достаточно наглядно показывают трофические пирамиды превосходство одной популяции над другой, их взаимоотношения, когда резкое увеличение одного вида ведет к сокращению другого. Таким образом, изучение пищевых взаимосвязей в природе при помощи трофических цепей способствует контролю над состоянием экологии и защите уязвимых разновидностей животных, грибов и растений, поддержанию естественного баланса в биосфере.

Видео

В заключение — видео с подробным описанием понятия пищевой цепи.

Источник: tarologiay.ru

Кто что ест? Цепи питания план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

ДогСоВет

Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания.

Всех животных можно разделить на четыре группы.
Растительноядные едят растения, насекомоядные — насекомых, хищные — других животных, а всеядные могут есть любую пищу.

Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Составим модели двух цепей питания, представленных в учебнике.

Первая: осина — заяц — волк.

Вторая: жёлудь — лесная мышь — сова.

Особенности цепей питания в хвойных лесах

Такие леса расположены на севере Евразии и Северной Америки. Они состоят из таких деревьев, как сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и другие.

Здесь все значительно отличается от смешанных и лиственных лесов.

Первым звеном в этом случае будет не трава, а мох, кустарники или лишайники. Это связано с тем, что в хвойных лесах недостаточно света для того, чтобы мог существовать густой травяной покров.

Соответственно животные, которые станут консументами первого порядка, будут другими — они должны питаться не травой, а мхом, лишайниками или кустарниками. Это могут быть некоторые виды оленей.

Несмотря на то что более распространены кустарники и мхи, в хвойных лесах все же встречаются травянистые растения и кусты. Это крапива, чистотел, земляника, бузина. Такой пищей обычно и питаются зайцы, лоси, белки, которые тоже могут стать консументами первого порядка.

Потребителями второго порядка будут, как и смешанных лесах, хищники. Это норка, медведь, росомаха, рысь и другие.

Мелкие хищники, такие как норка, могут стать добычей для консументов третьего порядка. Замыкающим звеном будут микроорганизмы гниения.

Кроме того, в хвойных лесах очень распространены детритные пищевые цепи. Здесь первым звеном будет чаще всего растительный перегной, которым питаются почвенные бактерии, становясь, в свою очередь, пищей для одноклеточных животных, которых едят грибы. Такие цепочки обычно длинные и могут состоять более, чем из пяти звеньев.

Примеры пищевых цепочек в хвойном лесу:

  • кедровые орехи — белка — норка — редуценты;
  • перегной растений (детрит) — бактерии — простейшие — грибы — медведь — редуценты.

Обсудим!

Почему цепи питания начинаются с растений?

Любая цепь питания начинается с растений, потому что только растения являются производителями органической пищи, только они могут производить питательные вещества из углекислого газа и воды, неорганических веществ.

Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Если бы на земле не осталось лягушек, то змеям нечего стало есть, и они вымерли. Зато развелось бы много комаров.

Если бы не осталось змей, лягушки расплодились и им стало не хватать пищи. Они тоже начали бы вымирать.

Если бы не осталось сов, расплодились мыши и погибли урожаи на полях.

Если бы не осталось стрекоз, то расплодились в огромных количествах комары и мухи, которые могут быть переносчиками различных заболеваний. А птицы, которые питаются стрекозами, вымерли бы от голода.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Растения – ценный источник пищи

Рис. 3. Растения – ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Задания для домашней работы

Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.

Изготовим модели цепей питания, приведённые в ответе на вопросы раздела “Проверь себя”:

  • Капуста — Заяц — Волк
  • Кедровый орех — Белка — Куница.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Божьи коровки оказываются не только очень красивыми, но и очень полезными насекомыми. Они защищают наши сады и огороды, ведь божьи коровки — хищники. Они питаются тлей, мелкими насекомыми, которые высасывают соки из листьев растений. Тем самым божьи коровки помогают садоводам сохранить свои урожаи.

Мне очень нравятся божьи коровки, они красивые и для человека безобидные. Я думаю, что божьих коровок нельзя уничтожать, а надо наоборот привлекать к садам и огородам различными способами. Я точно никогда не раздавлю божью коровку.

Цепи питания в лиственных и смешанных лесах

Лиственные леса в большинстве своем распространены в Северном полушарии планеты. Они встречаются Западной и Центральной Европе, в Южной Скандинавии, на Урале, в Западной Сибири, Восточной Азии, Северной Флориде.

Лиственные леса делятся на широколиственные и мелколиственные. Для первых характерны такие деревья, как дуб, липа, ясень, клен, вяз. Для вторых — береза, ольха, осина.

Смешанными называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья. Смешанные леса характерны для умеренного климатического пояса. Они встречаются на юге Скандинавии, на Кавказе, В Карпатах, на Дальнем Востоке, в Сибири, в Калифорнии, в Аппалачах, у Великих озер.

Смешанные леса состоят из таких деревьев, как ель, сосна, дуб, липа, клен, вяз, яблоня, пихта, бук, граб.

В лиственных и смешанных лесах очень распространены пастбищные цепи питания. Первым звеном цепи питания в лесах обычно служат многочисленные виды трав, ягоды, такие как малина, черника, земляника. бузина, кора деревьев, орехи, шишки.

Консументами первого порядка чаще всего будут такие травоядные животные, как косули, лоси, олени, грызуны, к примеру, белки, мыши, землеройки, а также зайцы.

Потребители второго порядка — хищники. Обычно это лиса, волк, ласка, горностай, рысь, сова и другие. Ярким примером того, что один и тот же вид участвует и в пастбищных, и в детритных цепях питания будет волк: он может как охотиться на мелких млекопитающих, так и поедать падаль.

Консументы второго порядка могут сами стать добычей более крупных хищников, особенно это касается птиц: например, мелкие совы могут быть съедены ястребами.

Замыкающим звеном будут редуценты (бактерии гниения).

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

  • кора березы — заяц — волк — редуценты;
  • древесина — личинка майского жука — дятел — ястреб — редуценты;
  • листовой опад (детрит) — черви — землеройки — сова — редуценты.

Уровни пищевой цепи

Автотрофы не зависят от других организмов, они сами являются основным производителем и занимают начальный уровень пищевой цепочки. Травоядные животные, которые питаются автотрофами, занимают второй трофический уровень. Далее располагаются всеядные и плотоядные гетеротрофы.

Наконец, на вершине цепи питания находится человек, который использует для пропитания как первых, так и вторых. Биологические организмы автотрофы и гетеротрофы — это два типа биотических компонентов экосистемы, которые взаимодействуют друг с другом. Все живые организмы могут быть классифицированы как автотрофы или как гетеротрофы. В экосистеме поток энергии от одного организма к другому определяется понятием пищевой цепи.

Все пищевые цепочки начинаются на уровне производителя. Основные потребители едят производителей для получения энергии. Основные потребители съедаются вторичными потребителями- вторичных потребителей едят третичные потребители и так далее.

Пищевая цепочка – линейная иерархия живых существ, передающая питание и энергию от автотрофов к высшим животным. Определенное положение, занятое организмом в тот или иной момент пищевой цепи, носит название трофический уровень.

Каждый организм, зависящий от следующего организма в плане пропитания, формирует линейную последовательность, через которую энергия переходит от одного организма к другому. Проще говоря, пищевая цепочка показывает, кто кого ест. Следует особо отметить, что один и тот же биологический вид может занимать несколько трофических уровней. Например, если он употребляет в пищу мясо травоядных животных, он является консументом второго порядка, но если он питается и растительностью, то выступает одновременно и в качестве консумента первого порядка.

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

кора березы —> заяц —> волк —> редуценты;

древесина —> личинка майского жука —> дятел —> ястреб —> редуценты;

опавшая листва (детрит) —> черви —> землеройки —> сова —> редуценты.

Внутри экосистемы содержащие энергию органические вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей (источником вещества и энергии) для гетеротрофов. Типичный пример: животное поедает растения.

Это животное в свою очередь может быть съедено другим животным, и таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов — каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию. Такая последовательность называется пищевой цепью, а каждое ее звено — трофическим уровнем (греч. trophos-питание). Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемые первичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего — вторичными консументами и т. д. Обычно бывает четыре или пять трофических уровней и редко больше шести.

Схема уровней пищевой (трофической) цепи

Итак, рассмотрим существующие трофические уровни:

Первый

Автотрофы (первичные продуценты). Первичными продуцентами являются автотрофные организмы, в основном зеленые растения. Некоторые прокариоты, а именно сине-зеленые водоросли и немногочисленные виды бактерий, тоже фото — синтезируют, но их вклад относительно невелик. Фотоавтотрофы превращают солнечную энергию (энергию света) в химическую энергию, заключенную в органических молекулах, из которых построены их ткани. Небольшой вклад в продукцию органического вещества вносят и хемосинтезирующие бактерии, извлекающие энергию из неорганических соединений.

В водных экосистемах главными продуцентами являются водоросли — часто мелкие одноклеточные организмы, составляющие фитопланктон поверхностных слоев океанов и озер. На суше большую часть первичной продукции поставляют более высокоорганизованные формы, относящиеся к голосеменным и покрытосеменным. Они формируют леса и луга.

Читайте также:  Кто изобрел вертолет ми

Второй

Второй уровень цепи занимают первичные консументы, которые питаются первичными продуцентами, т. е. это травоядные животные. На суше типичными травоядными являются многие насекомые, рептилии, птицы и млекопитающие. Наиболее важные группы травоядных млекопитающих — это грызуны и копытные. К последним относятся пастбищные животные, такие, как лошади, овцы, крупный рогатый скот.

В водных экосистемах (пресноводных и морских) травоядные формы представлены обычно моллюсками и мелкими ракообразными. Большинство этих организмов — ветвистоусые и веслоногие раки, личинки крабов, усоногие раки и двустворчатые моллюски (например, мидии и устрицы) — питаются, отфильтровывая мельчайших первичных продуцентов из воды. Вместе с простейшими многие из них составляют основную часть зоопланктона, питающегося фитопланктоном. Жизнь в океанах и озерах практически полностью зависит от планктона, так как с него начинаются почти все пищевые цепи.

К первичным консументам относятся также паразиты растений (грибы, растения и животные).

Третий

Следующее, третье звено в пищевой цепи принадлежит животным, поедающих других травоядных зверей. Это плотоядные животные, хищники, которые охотятся и убивают жертву или те, которые питаются падалью (грифы) или паразиты, которые меньше своих хозяев (блохи, комары и т. п.). К данному классу относится, например, змея, питающаяся как зайцами, так и грызунами.

Четвертый

О четвертом уровне трофической цепи можно говорить, когда животного из третьей трофической стадии (например лису) поедает более крупный зверь (например, волк). В типичных пищевых цепях хищников плотоядные животные оказываются крупнее на каждом следующем трофическом уровне. Любая пищевая цепочка заканчивается на хищнике или же суперхищнике – самом сильном животном, не имеющего “врагов”, равных ему по размеру, весу и силе (медведь, крокодил, акула). Таких представителей относят к “хозяевам” своих природных условий существования.

Источник: vetmanol.ru

Окружающий мир 3 класс 1 часть Кто что ест? стр. 94 – 97

Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.

Кто что ест? – цепи питания (3 класс, окружающий мир)

Подумай, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания.

Всех животных можно разделить на четыре группы.
Растительноядные едят растения, насекомоядные — насекомых, хищные — других животных, а всеядные могут есть любую пищу.

Изготовьте модели цепей питания, представленных в учебнике. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций и текста учебника. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.

Составим модели двух цепей питания, представленных в учебнике.

Первая: осина — заяц — волк.

Вторая: жёлудь — лесная мышь — сова.

Роли организмов в сообществе

Белка — растительноядная. Она собирает все виды грибов и накалывает их на ветки деревьев, чтобы подсыхали. Чтобы уберечься от зимней бескормицы, делает запасы в дупле: орехи и желуди.

Осенью барсук начинает готовиться к зимней спячке, — отъедается, набивая внутрь все, что попадется. Барсук — всеядный, он поглощает лесные ягоды и плоды, жуков и слизней. Ящерицы, лягушки и мыши тоже служат для него едой.

Лиса — хищник, живет в лесу и ест то, что поймает. Она охотится на мышей, иногда куропаток. Бегает за зайцами. Зимой подходит близко к людским поселениям и нападает на домашнюю птицу.

Описанные 3 цепи питания животных являются наиболее простыми.

Обсудим!

Почему цепи питания начинаются с растений?

Любая цепь питания начинается с растений, потому что только растения являются производителями органической пищи, только они могут производить питательные вещества из углекислого газа и воды, неорганических веществ.

Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз?

Если бы на земле не осталось лягушек, то змеям нечего стало есть, и они вымерли. Зато развелось бы много комаров.

Если бы не осталось змей, лягушки расплодились и им стало не хватать пищи. Они тоже начали бы вымирать.

Если бы не осталось сов, расплодились мыши и погибли урожаи на полях.

Если бы не осталось стрекоз, то расплодились в огромных количествах комары и мухи, которые могут быть переносчиками различных заболеваний. А птицы, которые питаются стрекозами, вымерли бы от голода.

Схемы потребления

Животных разделяют на группы по способам питания. Примеры таких групп:

  • растительноядные — улитка, кузнечик, заяц, мышь;
  • насекомоядные — стрекоза, жужелица, крот, лягушка;
  • хищники — сова, лисица, волк, тигр;
  • всеядные — барсук, медведь.

Пищевая модель в лесу отличается от других. Здесь распространены цепи разложения, ведь так восстанавливается флора и фауна. Растительность лесного массива бывает хвойной или лиственной. Насекомые поедают разлагающиеся остатки растений, грызуны питаются насекомыми, верх модели возглавляет хищник. Некоторые обитатели леса, такие как волк или медведь, становятся суперхищниками.

На уроках окружающего мира в 3 классе пример пищевой цепочки закрепляется тестами. Учащимся предлагается составить цепи самостоятельно из предложенных вариантов. Например:

  • паук, грач, муха. Ответ: муха — паук — грач;
  • ястреб, белка, гриб. Ответ: гриб — белка — ястреб;
  • лиса, зерно, заяц. Ответ: зерно — заяц — лиса.

Пищевые структуры поддерживают удовлетворительное состояние сообщества. Они обеспечивают контроль над разнообразием и количеством организмов. Это благоприятствует балансу в природе. Цепи питания животных крайне важны, ведь при исчезновении одного звена, система размыкается и всем участникам угрожает вымирание.

Небольшие по величине представители звена — грызуны или лягушки — смогут бесконтрольно размножаться, а большие по размеру вымрут из-за отсутствия еды. Поэтому важно следить за тем, кто что ест, за экологией леса и вымирающими видами.

Задания для домашней работы

Изготовь модель цепи питания, о которой не говорилось в учебнике. В классе сравни её с моделями, которые сделали твои товарищи.

Изготовим модели цепей питания, приведённые в ответе на вопросы раздела “Проверь себя”:

  • Капуста — Заяц — Волк
  • Кедровый орех — Белка — Куница.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ о божьих коровках. Обрати внимание, чем они питаются. Как ты относишься к божьим коровкам? Что можешь сделать для их охраны?

Божьи коровки оказываются не только очень красивыми, но и очень полезными насекомыми. Они защищают наши сады и огороды, ведь божьи коровки — хищники. Они питаются тлей, мелкими насекомыми, которые высасывают соки из листьев растений. Тем самым божьи коровки помогают садоводам сохранить свои урожаи.

Мне очень нравятся божьи коровки, они красивые и для человека безобидные. Я думаю, что божьих коровок нельзя уничтожать, а надо наоборот привлекать к садам и огородам различными способами. Я точно никогда не раздавлю божью коровку.

Типы пищевых цепочек

В природе чаще всего в цепи питания животных 3 звена. Но есть еще другие схемы, где звеньев больше. Вверху цепочки всегда стоят хищники. В самом ее конце находится суперхищник, у которого в дикой природе нет врагов. Им может быть, например, белая акула, бурый медведь или амурский тигр. Обычная схема цепи:

  • Первое звено цепи — это растения или простейшие (одноклеточные организмы). Поглощают энергию солнечных лучей, разлагающиеся остатки в почве и полезные вещества, находящиеся в природе. Растениям или бактериям не нужно непосредственно кого-то есть.
  • Второе звено — животные, которые питаются этими простейшими или микроорганизмами. В этом ряду находятся растительноядные: насекомые и грызуны, птицы и рыбы.
  • Третье звено — хищники. Они поедают тех, кто питается растениями. Если мышь кормится зерном, то существует тот, кто охотится на нее: сова, куница или змея.

Связь флоры и фауны

Стандартный пример линии питания: растение — заяц — лиса. Заяц поедает кору деревьев, а лиса охотится на грызуна и питается им. Лису никто не ест, так как она рождается хищником и оказывается вверху ряда. Заметим, что представитель сильного звена, находится над всеми и поедает более слабого. Человек значится наивысшим звеном, он добывает животных в процессе охоты. Существует две модели цепи:

  1. Цепь поедания, или пастбищная. Начинается с зеленого или древесного растения, состоит из трех или пяти организмов. В процессе жизнедеятельности одни животные, небольшие по величине, поедают траву и листья деревьев, а другие питаются этими животными. Пример: овес — заяц — лисица.
  2. Цепь разложения. Начинается с мертвой органики. Звеньями становятся разлагающиеся продукты питания и организмы, их употребляющие. Пример: опавшая листва — дождевой червь — соловей — ястреб или сгнивший гриб — слизняк — лягушка — утка — волк.

В природе организмы тесно связаны друг с другом. Растения, грибы, животные и птицы живут в сообществе. Если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех. Так как они просто не найдут себе пищу. Пример: подорожник — гусеница — крот — ястреб.

Казалось бы, намного приятнее жить без комаров, змей и лягушек. Но они представляются важными звеньями в линии питания. Без насекомых, земноводных и хищников нарушилось бы экологическое равновесие. Получается, все организмы одинаково важны и нужны.

Примеры моделей пищевых линий

Пищевая линия у насекомых имеет свои отличия. В такую последовательность включены два звена насекомых, когда привычных человеческому взгляду бабочку или тлю, поедают более массивные хищные насекомые — жужелица, стрекоза, паук. А уже большие по размеру крылатые становятся пищей для небольших по величине грызунов вроде мыши или зайца, или земноводных, таких как лягушки. Пример: ромашка — тля — стрекоза — ящерица — змея — цапля.

Модель питания у животных состоит из 3−5 звеньев. Теплокровные, которые питаются травой, семенами, листьями и корой деревьев называются растительноядными. Те, кто ест крылатых и шестиногих, называются насекомоядными. На добычу покрупнее охотится хищник, пример, волк и лиса — плотоядные.

Пребывают в наличии и всеядные животные, — они едят растения и другие живые или мертвые организмы. Пример: орех — белка — норка — лиса.

Что лежит в основе цепи питания

В основе любой цепи питания лежат пищевые связи и энергия, которая передается с поеданием одного представителя фауны (или флоры) другим. Благодаря полученной энергии потребители могут продолжать свою жизнедеятельность, но в свою очередь также становятся зависимыми от своей пищи (кормовой базы). Например, когда происходит знаменитая миграция леммингов, служащих пищей для различных арктических хищников: лис, песцов, сов, происходит сокращение популяции не только самих леммингов (массово погибающих во время этих самых миграций) но и хищников, питающихся леммингами, а часть из них даже мигрирует вместе с ними.

Значение пищевой цепи

  1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.
  2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.
  3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.

В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.

Деструкторы (редуценты)

Следует упомянуть еще одну группу потребителей, хотя она не всегда фигурирует в схемах пищевых цепей. Эта группа состоит из редуцентов, организмов, которые перерабатываю мертвые органические вещества и отходы, превращаяя их в неорганические соединения.

Читайте также:  Что нужно для продления лицензии

Редуценты иногда считаются отдельным трофическим уровнем. Как группа, они питаются отмершими организмами, поступающими на различных трофических уровнях. (Например, они способны перерабатывать разлагающееся растительное вещество, тело недоеденной хищниками белки или останки умершего орла.) В определенном смысле, трофический уровень редуцентов проходит параллельно стандартной иерархии первичных, вторичных и третичных потребителей. Грибы и бактерии являются ключевыми редуцентами во многих экосистемах.

Редуценты, как часть пищевой цепи, играют важную роль в поддержании здоровой экосистемы, поскольку благодаря им, в почву возвращаются питательные вещества и влага, которые в дальнейшем используется продуцентами.

Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей – зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

Кто что ест? – цепи питания (3 класс, окружающий мир)

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники – собаки, коты, дикие плотоядные животные – это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение – коренные зубы.

Кто что ест? – цепи питания (3 класс, окружающий мир)

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Что означает термин «цепь питания»

Согласно научному определению, в это понятие входит перенос энергии через ряд организмов, где первым звеном выступают продуценты. В эту группу включаются растения, которые поглощают неорганические вещества, из которых синтезируют питательные органические соединения.

Ими питаются консументы — такие организмы, которые не способны к самостоятельному синтезу, а значит, вынуждены питаться уже готовой органикой. Это травоядные животные и насекомые, которые выступают в качестве «обеда» уже для других консументов — хищников. Как правило, цепь содержит около 4-6 уровней, где замыкающее звено представлено редуцентами — разлагающими органику организмами. В принципе, звеньев может быть гораздо больше, но есть природный «ограничитель»: в среднем, каждое звено получает мало энергии предыдущего — до 10%.

Источник: ecobeltex.ru

Почему одни животные едят других: как объяснить малышу

лев и львица

Многие родители с ранних лет прививают своему чаду любовь к животным, читают добрые книжки, где дружат между собой зайчики, ёжики, лисички, львы и прочие зверюшки, показывают соответствующие мультики. Но в один прекрасный момент малыш узнаёт, что, оказывается, не всё так просто: к примеру, видит на улице кошку, которая поймала мышку или голубя и ест добычу. Как правильно объяснить ребёнку, что такое пищевые цепочки и почему одни живые существа питаются другими.

Как рассказать малышу о пищевой цепочке

Дети, живущие в сельской местности, рано узнают про жизнь животных. Ведь их окружают домашние питомцы, ребята ходят с родителями в лес. Такие малыши обычно легко и естественно сами делают выводы об устройстве окружающего мира. Они понимают, что одни животные съедают других, чтобы выжить.

К примеру, прогуливаясь в лесу, ребёнок видит, как большой уж заглатывает лягушку. Катаясь на лодочке со взрослыми по озеру, малыш наблюдает чаек, высматривающих в воде рыбу, а затем хватающих её клювом. Когда мама разделывает щуку, которую поймал папа, в животе у неё оказывается более мелкая рыбка.

Уж заглатывает лягушку в траве

Дети, живущие в сельской местности, постигают понятие пишевой цепочки естественно и незаметно

Сложнее приходится городским детям, многие из которых видели того же ёжика и лисицу только на картинках или в зоопарке. Здесь уже родители должны постараться деликатно объяснить понятие пищевой цепи, чтобы не травмировать психику ребёнка.

Рассказ можно выстроить примерно так:

  1. Энергия солнца пронизывает всё живое на Земле, она передаётся по цепочке от растений к травоядным животным, а затем от них — к хищным. Так, травка питается солнечными лучами, она растёт, становится сочной. Потом её съедает мышка.
  2. Мышка тратит энергию на своё движение, дыхание и другие важные жизненные процессы. Зверёк даёт потомство — много маленьких мышек.
  3. Мышку съедает лиса, ведь ей тоже нужна энергия, чтобы расти, дышать, двигаться и пр. Конечно же, та мышка была не единственной, кроме неё, остаётся много других мышек.

Читайте еще: Как доступно объяснить ребёнку суть деления чисел

После такого объяснения нужно задать малышу вопросы на закрепление, например, «что будет, если на лугу не вырастет травка?», «сколько должно быть травы и мышек, чтобы никто из участников пищевой цепочки не умер от голода».

Главное — чтобы ребёнок понял, что животное, съедающее другое животное, – это не злодейский злодей, а обычное живое существо. Оно следует естественным законам природы, ведёт себя так для того, чтобы выжить, дать потомство.

Примеры разных пищевых цепочек

Ребёнок должен понять, что одни живые существа питаются другими для того, чтобы выжить, дать потомство, а не потому что они злодейские злодеи

Когда ребёнок усвоит суть пищевой цепочки, взрослый приводит ему другие многочисленные примеры:

  1. Греет солнышко — растёт осина — заяц ест её кору — волк съедает зайца.
  2. Греет солнышко — растёт берёза — листья берёзы ест гусеница — гусеницу ест дятел — дятла ест лиса.
  3. Греет солнышко — в озере растут водоросли — мелкая рыба ест водоросли — щука съедает мелкую рыбку.
  4. Греет солнышко — растёт травка — травку ест антилопа — антилопу съедает лев.

Читайте еще: Желание быть опекуном.

Также на прогулке малышу нужно показывать, как птицы ловят мошек в воздухе, уточки в городском пруду съедают водных насекомых. Конечно же, нужно обязательно читать детям рассказы о природе В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Л. Толстого (там так или иначе затрагивается данная тема).

Книги о природе Бианки, Сладкова, Чарушина и пр

Конечно же, на помощь родителям придут детские книги отечественных классиков и природе

Типичные ошибки родителей

Некоторые взрослые, опасаясь слишком бурной реакции своего чада, начинают уходить от его вопросов по данной теме, пытаются отвлечь малыша, переводят всё в шутку. Это в корне неправильно, ведь для гармоничного развития, формирования устойчивой психики ребёнок имеет право знать правду в том возрасте, в котором он дозрел до формирования вопроса.

Его просто засмеют другие ребята в детском саду или во дворе, когда разговор пойдёт о животных, а малыш начнёт доказывать, что, например, лиса не ест зайчиков, а дружит с ними. В результате доверие к маме и папе будет подорвано. Кроме того, занятия на подобную тему проводятся в дошкольном учреждении: и знания, которые даёт воспитатель, не должны расходиться с родительским объяснением.

Ещё одна ошибка — придумывание небылиц. Например, «кошка ест не всех мышек, а только плохих», или «только плохие кошки ловят голубей». Ребёнок не должен так воспринимать животных, ведь та же кошка по природе своей является хищником, и об этом надо рассказывать.

Следует предостеречь и от другой крайности — когда родители объясняют ребёнку всё очень детально и подробно, специально показывают в зоопарке процесс кормления одних животных другими (ведь бывает в зверинцах устраивают, например, шоу кормления питонов живыми грызунами и пр.). Психику малыша, выросшего в чисто городских условиях, такое зрелище может травмировать.

Кролики в вольере с питоном в зоопарке

Не нужно ударяться в крайности и специально показывать ребёнку, как одни звери едят других, например, водить в зоопарк на шоу кормления питонов

Отзывы родителей

Кошка — хищник по природе своей, и она охотится. А мышки, кротики, птички — это её добыча. Что тут выдумывать, правду сказать и всё.

Ольга Житова

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Мышка — это еда для кошки. Не знаю. Мои спокойно к этому относятся и только спорят, кому из них принесли добычу.

Стася КоМнеНаТы

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Потому что так придумано. Кто-то кого есть и гриб тоже чья-то еда. И червяк. Кошка кушает их. А крот кушает корешки. И умирают растения.

Полный круг природы — объяснять.

Катерина Марчук

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Мы дочке как-то изначально ненавязчиво объясняли. Вот, например, зайчик кушает морковку, а кошечка любит кушать рыбок и мышек, а мышка любит сыр. Или что у нас куры живут во дворе, но при этом мы едим курицу, варим суп из неё и т. д. И дочка нормально, адекватно это воспринимала. Чуть позже уже говорили о том, что животные бывают хищные и травоядные.

Carramellia

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Тема пищевых цепочек в природе вовсе не травмирует детскую психику, как кажется некоторым родителям. Главное — преподнести информацию деликатно и не вдаваться в излишние подробности. А естественный интерес ребёнка к окружающему миру удовлетворять просто необходимо, чтобы он гармонично развивался.

Читайте еще: Что нужно знать, чтобы выбрать для ребенка хорошего фотографа.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Источник: babyzzz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...