Кто ест бакланов в пищевой цепи

Вынуждены питаться, чтобы обеспечивать свое полноценное существование, все жители нашей планеты. Это может быть органическая и неорганическая пища: различные виды минералов, газов, растений, тела животных и их продукты жизнедеятельности. А переход питательных веществ и энергии от одного организма к другому принято называть цепью питания. Но данные последовательности могут сильно отличаться в различных средах обитания.

цепь питания черного моря

На суше и в воде

Чтобы выстроить цепь питания Черного моря, необходимо понимать, из каких организмов могут состоять ее звенья. Еще одно условие – проживание данных существ в этой среде обитания, к каким бы Царствам, согласно классификации, они ни относились.

Некоторые живые создания природы питаются исключительно неорганической пищей (они называются продуцентами) и берут энергию для своего существования непосредственно из окружающей среды, используя газы и минералы. К таким продуцентам можно отнести различные виды водорослей и микроорганизмов, которые в изобилии обитают в водной среде. Они начинают цепь питания Черного моря, являясь первыми из звеньев.

Далее в последовательности идут консументы первого и второго порядка, которые питаются, в свою очередь, продуцентами и всевозможной живностью.

цепь питания черного моря

Специфика цепи питания данного водоема

Цепь питания Черного моря имеет свои особенности, главной из которых является то, что ниже определенного уровня (150-200 метров) здесь существует практически мертвая зона, слишком насыщенная сероводородом, чтобы служить нормальной зоной обитания для организмов. Фактически ее населяют серобактерии и некоторые виды водорослей. А жизнь в основном сосредоточена близко к поверхности, в неглубокой прибрежной зоне и на отмелях.

цепь питания черного моря и побережья

Цепь питания Черного моря и побережья

Основным источником органики в данной среде обитания являются микроскопические водоросли – фитопланктон. В свою очередь, они служат питанием для зоопланктона — мелких ракообразных, личинок, мальков рыб. Зоопланктоном питаются животные покрупнее: рыбы, медузы, крабы. Дельфины стоят на самой вершине, поедая предыдущих участников цепи.

А в прибрежной зоне конечным звеном являются виды птиц, питающиеся рыбой. Это чайки, бакланы, буревестники, нырки.

Примеры

Цепь питания Черного моря может выглядеть следующим образом.

  • Фитопланктон – зоопланктон – рыба – дельфин.
  • Простейшие виды водорослей – мелкие рачки – рыба – птицы.

Фитопланктон широко представлен в акватории не менее 600 видами, здесь насчитывается 167 видов рыб, хотя фауна Черного моря и беднее, чем Средиземного. Таким образом, цепь питания Черного моря так же сложна, как и наземных экосистем.

Источник: fb.ru

Цепи питания на Байкале

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 39.46 Кбайт

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Невонская Средняя Общеобразовательная Школа №1 им. Родькина Николая Дмитриевича»

«Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»

« Цепи питания на Байкале »

А.А.Чернова – учитель начальных классов

МОУ «Невонская СОШ№1»

А.В.Москвина – учитель начальных классов

МОУ «Невонская СОШ№1»

Определение проблемы, цели, задач……………………………………..3

Описание исследовательского проекта………………………………….5

План реализации исследовательского проекта………………………….7

Актуальность исследовательского проекта

Исследовательский проект «Цепи питания на Байкале» реализуется во внеурочное время, на кружке «Мой край родной». Ориентирован на обучающихся начальных классов. Проходит в несколько этапов: организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности), технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы), заключительный (анализ проделанной работы, оценка и самооценка деятельности, транслирование результатов, прогнозирование дальнейшей работы по данной теме).

Проект «Цепи питания на Байкале» нацелен на расширение кругозора, развитие самостоятельности, творческой активности, сотруднических отношений обучающихся.

Участвуя в реализации данного проекта, школьникам предоставляется возможность изучать богатое озеро Байкал, его флору и фауну. Полученные на занятиях теоретические знания и практические сведения помогут школьникам лучше понять взаимосвязи в природе, сделать вывод об уникальности озера и его обитателях. Благодаря исследовательской деятельности ученики смогут не просто составлять пищевые цепи питания, а научатся устанавливать причинно – следственные связи и развивать навыки экологической культуры.

Исследовательский подход в изучении тем о Байкале позволяет самостоятельно приобретать знания, способствует развитию универсальных учебных действий обучающихся и достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, что является неотъемлемой частью и важной составляющей требований, предъявляемых ФГОС НОО.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА.

В рамках организационного этапа реализации работы определяется проблема, тема проекта, формулируются цели и задачи. При изучении связей между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Животные не могут жить без растений. Но и растения в своей жизни тесно связаны с животными.

Читайте также:  Какую леску для балансира на окуня

Школьники в работе над исследовательским проектом видят связи между растениями и животными. Они выяснили, что животные и птицы питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

В процессе поиска информации, практического материала, особый интерес в группах возник при изучении озера Байкал, его живых существ: губок, плактона, эпишуры, рачков — бокоплавов, рыбки-голомянки, бакланов, нерпы. Ребята из предыдущих занятий уже знают, что это эндемики Байкала. В процессе исследовательской работы ребята выявили цепи питания. Цепь питания – это такая последовательность организмов, при которой, каждый предыдущий организм является пищей для последующего.

Совместное решение проблемы привело к формулировке следующей цели и задач:

Изучить обитателей озера Байкал и научиться составлять цепи питания.

— узнать историю образования озера;

— познакомиться с обитателями озера: водорослями, мельчайшими растениями- фитопланктоном, мельчайшими животными – зооплактоном, эндемиками;

— научиться составлять энергетические цепи питания, учитывая круговорот веществ в Байкале;

— проявлять экологическую грамотность и бережное отношение к окружающей среде;

Метапредметные результаты.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты проектной деятельности отражают:

Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе и альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;

1. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Экологическое мышление и поведение учащихся:

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА.

В ходе выполнения исследовательского проекта «Цепи питания на Байкале» ученики практическим путем, решают поставленные перед группой проблемы, закрепляют теоретические знания по теме, реализовывают свои творческие способности. Учатся планировать свою деятельность, распределять обязанности, находить выход из затруднительных ситуаций.

Школьники изучили историю озера, выяснили какая вода в озере, узнали интересные сведения о жителях Байкала. Выяснили, что на берегах озера и в воде обитает уникальный животный мир, половина которого – эндемики, то есть не встречаются больше нигде в мире.

Самыми известными эндемиками являются байкальская нерпа, байкальский омуль, байкальский осётр, прозрачная живородящая рыба голомянка, рачок эпишура и байкальские губки. Всего в озере обитает 1 000 видов уникальных живых организмов. Об этом сообщает «Рамблер»1.

В ходе работы учащиеся учились сотрудничать друг с другом и с социумом – брали интервью у родителей, пользовались литературой в библиотеке, искали информацию в интернете. Работая в группах, ученики создавали цепи питания, где отражалась важность каждого звена цепи. Одна из группа подготовила материал о Байкальской эпишуре . Это – рачок, который питается бактериями и планктонными водорослями. Он является любимым блюдом байкальского омуля. Составляется цепь питания.

Большая часть организмов, обитающих в Байкале, участвует в естественном процессе очистки воды. Например, губки фильтруют воду, потребляют бактерии и другие мелкие организмы задерживают в своем теле взвешенные частицы и поглощают загрязняющие вещества. Водоросли и планктон насыщают байкальскую воду кислородом.
В процессе работы ребята познакомились с обитателями озера, узнали, чем они питаются. Каким образом поддерживается круговорот веществ. Узнали, чем опасны загрязнения воды, прибрежной зоны.
Пищевая связь – это связь возникающая, когда один вид питается другим. Все живые организмы связаны между собой и образуют цепи питания. Цепь питания – это цепочка видов растений и животных, взаимосвязанных между собой. Нарушения цепи питания причиняет вред природе или ведет к ее гибели.

Цепь питания – это такая последовательность организмов, при которой каждый предыдущий организм является пищей для последующего. Энергия передается от одного живого организма к другому, образуя большую сеть жизни. Цепь питания начинается с растений, а заканчивается хищными животными или насекомоядными.
Составляем схемы — Рисунок “Пищевые связи озера Байкал”

Читайте также:  Как кормить собаку мелкой породы на натуралке

Итак: пищевая цепь в о.Байкал образована несколькими видами фитопланктона, зоопланктона, рыбами, птицами, зверями. Так замыкается круговорот органического вещества и энергии в озере Байкал.
Эти цепи образуют круговорот вещества и энергии в природе.
Путем исследования ребята составили схему круговорота органического вещества и энергии в озере Байкал.

Для создания цепи питания мы узнали (работа в группах):

Кто такая голомянка, чем питается, кто питается голомянкой, ее особенности. Много жира – много энергии, а вода в Байкале холодная.

Что такое эпишура, чем питается, кто питается эпишурой. Чем полезна эпишура для Байкала.

Что такое фитоплактон, кто им питается, чем он полезен, его особенности.

Надо узнать: кто какую рыбу поедает в озере Байкал. Польза или вред от байкальских бакланов. Как выживает нерпа.

Каждая группа, выполняя исследовательский проект, оценила свою деятельность по предложенной таблице «Самооценка моей работы»:

Мои предложения учитывались в ходе планирования работы.

Как я работал при выполнении проекта

Мои идеи, которые помогли проекту

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

цепи питания

Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему, носит название цепи питания. Можно сказать также, что пищевая цепь, или цепь питания, — это перенос энергии от ее источника — растений — через ряд организмов путем поедания одних видов другими.
Все цепи питания начинаются с солнца. Растения обладают способностью использовать энергию солнца с помощью фотосинтеза, преобразуя ее в химическую энергию и запасая ее в виде питательных веществ. Поскольку растения могут производить свои собственные питательные вещества, они называются первичными продуцентами.

Животные, которые едят растения, называются первичными консументами (потребителями) . Вторичные консументы — это те, которые едят первичных консументов. Редуценты завершают все цепи питания. Это организмы которые разлагают растительное и животное вещество и возвращают питательные вещества в экосистему.

В реальных условиях цепи питания могут иметь разное число звеньев. Кроме того, цепи питания могут перекрещиваться, образуя сети питания. Почти все виды животных, за исключением очень специализированных в пищевом отношении, используют не один какой-нибудь источник пищи, а несколько) . Чем больше видовое разнообразие в биоценозе, тем он устойчивее.

Так, в цепи питания растения-заяц-лиса — всего три звена. Но лиса питается не только зайцами, но и мышами и птицами. Общая закономерность состоит в том, что в начале пищевой цепи всегда находятся зеленые растения, а в конце — хищники. С каждым звеном в цепи организмы становятся крупнее, они медленнее размножаются, их число уменьшается. Виды, занимающие положение низших звеньев, хотя и обеспечены питанием, но сами интенсивно потребляются (мышей, например, истребляют лисы, волки, совы) .

В океане первичные консументы — это в основном крошечные животные организмы, мелкие ракообразные (криль и веслоногие ракообразные) и амфиподы, называемые зоопланкотон. Некоторые морские птицы питаются непосредственно зоопланктоном и таким образом относятся ко вторичным консументам. Многие виды рыб также являются вторичными консументами.

Морские же птицы, которые едят эту рыбу — как баклан, например, — уже являются консументами третьего порядка или третичными консументами. Каждый вид морских птиц питается лишь небольшим числом видов-жертв.

Так цепь питания для баклана может выглядеть следующим образом: солнце -фитопланктон — зоопланктон — кремериевые (мойва, минтай/сайда) — баклан -серокрылая чайка — черви и бактерии. Баклан не ест непосредственно зоопланктон, который слишком для него мал, и не ест других птиц. Чайки же могут поедать яйца и птенцов наряду с рыбой и моллюсками. Люди также являются частью морской цепи питания, когда они едят мидий, крабов, рыбу или яйца морских птиц.

Остальные ответы

В океане первичные консументы — это в основном крошечные животные организмы, мелкие ракообразные (криль и веслоногие ракообразные) и амфиподы, называемые зоопланкотон. Некоторые морские птицы питаются непосредственно зоопланктоном и таким образом относятся ко вторичным консументам. Многие виды рыб также являются вторичными консументами.

Морские же птицы, которые едят эту рыбу — как баклан, например, — уже являются консументами третьего порядка или третичными консументами. Каждый вид морских птиц питается лишь небольшим числом видов-жертв.

Так цепь питания для баклана может выглядеть следующим образом: солнце -фитопланктон — зоопланктон — кремериевые (мойва, минтай/сайда) — баклан -серокрылая чайка — черви и бактерии. Баклан не ест непосредственно зоопланктон, который слишком для него мал, и не ест других птиц. Чайки же могут поедать яйца и птенцов наряду с рыбой и моллюсками. Люди также являются частью морской цепи питания, когда они едят мидий, крабов, рыбу или яйца морских птиц.

Читайте также:  1 30 это сколько мл

Похожие вопросы

Источник: otvet.mail.ru

Цепи питания в пустынях. Какова схема питания в арктической пустыне?

Пустыни обычно представляются нам как бескрайние безжизненные просторы. Казалось бы, что их суровые, а порой и экстремальные условия совершенно непригодны для обитания. Однако животные и растения есть и здесь. Какова цепь питания в пустыне? Чем она отличается в жарких и арктических регионах?

Обо всем этом читайте далее.

Цепи питания в пустынях

Пищевая цепочка – это один из способов взаимоотношений между организмами, в ходе которых они передают друг другу энергию. На каждом этапе передача энергии становится все меньше, так как большая ее часть рассеивается в виде тепла. Именно поэтому цепочки не бывают большими и состоят максимум из 5 звеньев. Чтобы составить цепь питания в том или ином регионе необходимо знать, какие растения и животные ему характерны.

Пустыни – это обширные пространства, покрытые песками, камнями, солончаками или снегом. Они характеризуются небольшим количеством осадков и рек или их полным отсутствием, неплодородными почвами, слишком высокими (до +50 °C или +60 °C) или слишком низкими (до −50 °C) температурами. В таких условиях живым организмам очень непросто выживать, поэтому видовое разнообразие здесь выражено намного слабее, чем, например, в зоне влажных лесов или тайге.

Несмотря на своеобразие местной природы, схема цепи питания в пустыне выглядит также как и везде: растение — травоядные животные — плотоядные животные. На верхней ступени иногда находится человек, поедающий как растения, так и других животных. Вот несколько примеров взаимодействия живых организмов в пустыне:

  • Кактус – верблюд – тигр.
  • Саксаул – песчанка – змея эфа – ястреб (орел).
  • Растение – муравей – ящерица круглоголовка – лисица фенек.

Цепь питания арктической пустыни может выглядеть так:

  • Мох — грызун лемминг – песец.
  • Фитопланктон – рыба – морж – белый медведь.

Цепь питания в пустыне

Растения пустыни

Начальным звеном в трофической цепочке пустыни являются растения. Из-за сложных природных условий они не образуют сплошного покрова и сильно разрежены. Типичными растениями пустынной местности считаются кактусы (опунция), безлистные кустарники (тамарикс, селитрянка) и полукустарники (лебеда, полынь, саксаул, эфедра). Иногда встречаются одиноко растущие деревья, такие как эвкалипты (только в Австралии), акации. Для арктических регионов характерны лишайники, мхи, невысокие травы (полярный мак, лютик, мятлик, крупка), злаки, осоки.

Австралийская пустыня

В определенные периоды в пустынях случаются дожди и на безжизненных просторах появляются временные реки. Тогда их долины покрываются эферами и эфемероидами – травянистыми растениями с очень коротким периодом цветения (от недели до двух месяцев). В местах, где подземные воды близко подходят к поверхности образуются оазисы. Это настоящее спасение для животных пустыни. Здесь растут фруктовые пальмы, туранговые тополя, олеандры, вязы, ивы.

Травоядные животные

Травоядные виды относятся ко второму звену цепи. Среди них встречаются как мелкие беспозвоночные, так и довольно крупные животные. Они представлены стрекозами, жуками, грызунами (песчанки, тушканчики), разнообразными ящерицами (молох, круглоголовка), копытными (верблюды, пекари, газели, антилопы), птицами (рябковые, цапли, кукушки-подорожники).

Арктические пустыни расположены близко к океанам, поэтому в их пищевых цепочках участвуют и морские обитатели. Растениями на суше питаются лемминги, насекомые, полярные зайцы, северные олени и некоторые птицы. Фитопланктоном и водорослями в воде питаются моллюски, мелкие рыбы, ракообразные.

северный олень

Средние звенья

Следующими в цепи питания пустыни являются небольшие плотоядные животные. В жарких регионах к ним относятся ящерицы, африканские роющие лягушки, скорпионы, гадюки, кобры, змеи эфа, земляные белки, сурикаты, небольшие птицы, феньки, шакалы, собаки динго, пустынные волки, барханные коты.

В арктических пустынях промежуточным звеном могут быть крупные хищные рыбы, медузы, пингвины, песцы, нерпы. К ним также относятся всевозможные птицы, например, крачки, чайки, бакланы, поморники, буревестники, кайры.

лисица фенек

Сверххищники

Завершают цепочку питания сверххищники – плотоядные животные, численность которых не регулируется другими хищниками. Как правило, это самые крупные и сильные виды. Но иногда, в силу особенностей местности, в конце пищевого ряда могут стоять и представители среднего звена.

В жарких пустынях сверххищниками могут быть вараны, пустынные волки, собаки динго, орлы, беркуты, сипы, гиены, гепарды. В арктических регионах на самом верху цепи находится белый медведь, питающийся нерпами, моржами, тюленями и другими морскими животными.

Источник: www.syl.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...