Сегодня мы расскажем про самую результативную и единственную советскую Краснознамённую Гвардейскую подлодку, не погибшую в боях Великой Отечественной Войны, а также ставшую последней, удостоенной Гвардейского звания за время войны.
Это знаменитая дизель-электрическая торпедная подводная лодка С-56 типа «С» серии IX-бис, установленная в качестве памятника-музея на корабельной набережной г. Владивосток.
Для начала как обычно немного истории:
Старая фотография С-56 с сайта музеймаринеско.рф.
Строительство:
Подводная лодка была заложена 24 ноября 1936 г. на Ленинградском судостроительном заводе имени «Андре Марти», ныне известном как «Адмиралтейские верфи».
Как подводная лодка С-56 17 раз “ВОССТАВАЛА ИЗ МЁРТВЫХ”. Григорий Щедрин, герой СССР
Далее отсеки будущей подводной лодки отправлялись на Дальний Восток по железной дороге, где на заводе № 202 им. Ворошилова, ныне известном как «Дальзавод», отсеки собирали в единый корпус.
25 декабря 1939 г. подлодка была спущена на воду, где продолжилась её окончательная сборка с последующим проведением ходовых испытаний.
В строй она вступила уже во время Великой Отечественной Войны в конце октября 1941 г., а 31 октября на борту лодки был поднят ВМФ СССР и в ноябре она вошла в состав Тихоокеанского флота под номером С-56.
Переход на Северный флот:
6 октября 1942 г. было принято решение о передислокации нескольких подводных лодок ТОФ на Северный флот для обеспечения помощи в участии в боевых действиях. Одной из этих подлодок стала и С-56, которая под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина в паре с подводной лодкой С-51 отправилась в сложный переход, которым руководил Герой Советского Союза капитан 1-го ранга А. В. Трипольский.
Этот переход длился 153 дня, за которые С-56 из Тихого океана через Панамский канал вошла в Атлантический океан, а далее в Северный Ледовитый океан, где преодолев в общей сложности девять морей 8 марта 1943 г. прибыла в пункт назначения в район Териберки, войдя в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
За время сложного перехода подлодка была дважды атакована торпедами и пережила два сильных шторма. Так 29 октября 1942 г. на выходе из базы ВМС США «Датч-Харбор» на С-56 была совершена торпедная атака неизвестной подлодкой. Тогда торпеда лишь слегка задела днище лодки и во время докования в нём были обнаружены фрагменты хвостовой части торпеды. А 17 ноябра того же года уже у побережья Южной Калифорнии неустановленная подлодка произвела торпедную атаку по С-56, но атака была замечена и лодка уклонилась от неё.
В декабре 1942 г. во время сильного шторма у берегов Канады С-56 получила сильные повреждения и потеряв ход была частично затоплена. Тем не менее по прибытии в Галифакс она прошла аварийный ремонт и отправилась дальше, но не прошло и месяца как в начале января 1943 г. во время шторма в Северной Атлантике она вновь получила повреждения и по прибытию в порт Розайт вновь была поставлена в ремонт. Кроме того за время перехода было ещё несколько лёгких аварийных ситуаций, но всё же подлодка смогла добраться до пункта назначения.
Секрет подводной лодки С-56.
Старая фотография экипажа у лодки С-56 с сайта музеймаринеско.рф.
Боевые выходы:
А дальше С-56 начала свой боевой путь, выйдя в первый боевой поход 31 марта 1943 г., высадив на Норвежское побережье советскую разведгруппу, а также произведя несколько торпедных атак на корабли противника.
В свой второй боевой поход в мае того же года С-56 отличилась, как утверждается в интернете, единственным за время Wow достоверно подтверждённым случаем поражения советскими подлодками двух целей одним залпом. В тот боевой поход 17 мая С-56 напала на конвой противника, уничтожив торпедной атакой танкер «Ойроштадт» и поразив транспорт «Вартеланд», после чего ушла от погони кораблей охранения и сбрасываемых глубинных бомб. При этом противник посчитал подлодку уничтоженной.
Во время третьего боевого похода в июле того же года С-56 уничтожила тральщик противника, а через несколько дней во время тумана и сторожевой корабль, на котором находился противодиверсионный отряд противника.
Во время четвёртого боевого выхода в январе 1944 г. С-56 уничтожила свою самую большую цель за всю войну-транспорт «Хайнрих Шульте».
В свой пятый боевой выход при нападении на Германский конвой в марте 1944 г. одна из торпед застряла в торпедном аппарате, а сама подлодка была обнаружена, но всё же смогла уйти от погони с повреждениями и вернуться на базу.
А 31 марта того же года за боевые заслуги С-56 была награждена орденом Красного Знамени.
Следующие два боевых похода были уже не такими успешными для лодки. Так шестой боевой выход в мае 1944 г. закончился досрочно из за выхода из строя одного из дизелей, а седьмой в июле того же года закончился поломкой газоотводного клапана.
Во время последнего восьмого боевого похода в сентябре 1944 г. при торпедной атаке на конвой противника лодка была замечена и атакована кораблями охранения, но смогла уйти от глубинных бомб. Тогда противник вновь посчитал её уничтоженной, но спустя несколько дней С-56 вновь напала на преследовавшие ранее её корабли противника и снова была контратакована, и снова ушла от погони, и снова противник посчитал её уничтоженной. Тем не менее 27 сентября С-56 вернулась на базу.
Фото приказа НК ВМФ СССР о присвоении С-56 Гвардейского наименования с сайта музеймаринеско.рф.
Помимо подтверждённых уничтоженных кораблей противника у лодки были и неподтверждённые победы, но даже без учёта их она оказалась самой результативной советской подводной лодкой по уничтоженным целям за время Wow и 23 февраля 1945 г. С-56 была удостоена Гвардейского звания, став последней Гвардейской подводной лодкой за время Wow. Кроме того командиру С-56 капитану 2-го ранга Г. И. Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза, а члены экипажа также получили другие награды.
13 мая 1945 г. С-56 участвовала в морском параде Победы в Кольском заливе и после окончания Wow продолжала нести службу на Северном флоте вплоть до июля 1954 г.
Переход обратно на Тихоокеанский флот и списание:
10 июля 1954 г. она отправилась обратно на Тихоокеанский флот по Северному Морскому Пути, прибыв 5 октября того же года на Камчатку, а далее отправившись во Владивосток, став первой советской подлодкой, совершившей кругосветный переход.
Но уже 14 марта 1955 г. С-56 была выведена из боевого состава флота, разоружена и переделана в плавучую зарядовую станцию, а затем несколько раз сменив название с января 1964 г. став учебно-тренировочной станцией.
А после окончательно списания из неё было решено сделать музей и на 30-летний юбилей Победы в 1975 г. она была установлена на Корабельной набережной г. Владивосток, а внутри открылась музейная экспозиция, одним из экспонатов которой является подлинный Гвардейский Краснознамённый военно-морской флаг подводной лодки С-56.
Для начала посмотрим на эту легендарную подлодку снаружи. Её с завода привезли сюда по частям и собирали обратно уже на постаменте.
Ну а теперь пройдём внутрь.
Сначала пройдёмся по уцелевшим отсекам, сохранившим свой антураж.
Это отсек центрального поста управления.
С множеством различных вентилей со всех сторон.
И боевых постов.
Фотографии совершенно не передают того что видит глаз. Здесь настолько много различных мелких деталей и красных вентилей, что неподготовленному взгляду становится сложно за что-либо зацепиться, чтобы сконцентрировать внимание.
СРеди множества предметов мы даже чуть не пропустили этот перископ.
В живую краски по глазам бьют ещё сильнее.
Переход через гермолюк между отсеками.
Далее следуют жилой отсек и каюта командира.
Вряд ли конечно здесь изначально висел портрет И. В. Сталина, но по мне он смотрится в этом деревянном убранстве к месту.
А в следующем отсеке находится самое интересное.
Это носовой торпедно-жилой отсек, где подводники в прямом смысле спали в обнимку с торпедами. Подвесные койки располагались прямо над боезапасом.
Здесь в носовой части расположено четыре торпедных аппарата.
Из одного из которых торчит хвост макета торпеды.
Торпедные аппараты были произведены в г. Ленинград на механическом заводе №103.
А теперь перейдём в часть с музейной экспозицией.
Электромоторный, дизельный и аккумуляторный отсеки были распилены, а в них организованы залы экспозиции. Первый зал представляет собой набор информационных стендов.
А вот в основном зале есть множество небольших экспонатов, в том числе моделей различных подводных лодок.
И средств индивидуальной защиты.
По центру зала за стеклом установлен большой макет самой С-56.
А сразу за памятником-музеем С-56 находится Вечный огонь, по бокам лестницы к которому установлена башня танка Т-34-76, снятая с бронекатера и 102-мм орудие Обуховского завода, снятое с эсминца «Войков».
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Источник: lifesmilegoess.ru
«Подводная лодка уходит в поход»
Команда трюмных подводной лодки С-156 во главе со своим командиром Новицким. 1965 год
«Подводная лодка уходит в поход
В чужие моря и заливы.
Её провожает Кронштадт и Кроншлот
И встречи желают счастливой…»
Ольга Бергольц, 1942 год
Учебный поход. При выполнении боевых задач
На пирсе 25-й бригады сигнальщик Алексей Ефстафьев ПЛ С-189
Трюмный ПЛ С-156 Павел Юров
28 ноября 2013 года исполняется 95 лет 25-й бригаде подводных лодок Ленинградской Военно-морской базы, где служил мой папа — старший мичман Павел Иванович Юров. Этот юбилей поистине значим как для Балтийского флота России, так и для Кронштадта – города морской славы.
В канун памятной даты хочется, наверное, говорить даже не столько об истории соединения, сколько о людях, чьё мужество является примером патриотизма для многих поколений.
Наверное, вряд ли кто из горожан может представить те ощущения, которые испытывает моряк, находясь не одни сутки под водой.
«Вокруг всё волны да волны, всё тот же обласканный ветрами морской простор. Далеко за кормой подводной лодки пламенеет закат. У борта плещется вода, поминутно меняя свою окраску: то становится какой-то сероватой, то вдруг начинает отсвечивать голубизной.
После длительного пребывания под водой почти все свободные от вахты высыпали наверх. Кто курит, жадно затягиваясь, кто просто стоит на узенькой скользкой палубе, подставив лицо потоку влажного воздуха, провожая взглядом улетающих куда-то чаек…»
Конечно, в этом есть и доля романтики, но, в первую очередь, и каждодневная тяжёлая работа, о которой многие ветераны-подводники вспоминают с теплотой:
«Не думал, что так жалко всего этого будет. А вот напоследок грустновато. Много тут моего остаётся…»
Остаётся не только в памяти у тех, кто служил, но и у тех, кто ждал на берегу. Являясь дочерью подводника, я не раз переживала ощущения причастности к военной службе.
Мой папа был старшиной команды трюмных всем известной подводной лодки С-156, которая не раз объявлялась отличной. Трюмные машинисты отвечали за всплытие и погружение подводной лодки, а значит, за жизнь корабля и всего экипажа. И только военный человек может понять, что за этим стоит, и как нелегко это даётся. Несмотря на это, папа считал, что главное – это работа с людьми.
Все они разные, и к каждому надо найти свой подход. Только душевные, откровенные беседы, бесспорно, помогали воспитанию коллектива, ведь моряки подолгу не бывали дома. А одна из задач соединения – обеспечение подготовки мичманов и прапорщиков, старшин и матросов в системе учебных отрядов, школ и офицерских курсов, обеспечение учебной практики курсантов, слушателей высших военно-морских учебных заведений на кораблях ВМФ.
Только вложенная командирами любовь к службе на подводных лодках, чувство ответственности за порученное дело и готовности выполнить любой приказ Родины смогли воспитать не одно поколение настоящих подводников.
Каждый раз, проходя мимо КПП бригады, вспоминаю торжественные построения по случаю возвращения подводных лодок из боевого похода на базу: то и дело мелькающие фуражки, парадные кители, начищенная позолота кортиков, развивающиеся по ветру ленточки бескозырок. Но речь сейчас пойдёт о несколько другом: о дизельных подводных лодках.
В истории подводного кораблестроения им принадлежит особая роль. Это были первые отечественные многоцелевые лодки среднего водоизмещения.
По многим техническим показателям, считаясь лучшими в своём роде, они выполняли оперативную службу на морских коммуникациях противника, позиционную службу в районах пунктов его базирования и портов, разведку и дальний дозор, а также выполнение активных минных постановок на путях следования кораблей и судов противника. Именно они являлись гордостью 25-й бригады. Подводники «из старых» до сих пор вспоминают дизельную лодку тёплым словом, как самую надёжную и удобную в эксплуатации. Вместе с тем авторитетные подводники отмечают, что лодка была копией германской серии с худшими характеристиками, но с большим ресурсом и гораздо большим запасом плавучести.
Так или иначе, говоря о 25-й бригаде подводных лодок, надо отдать должное высокой боевой подготовке, крепкой дисциплине, высокому воинскому мастерству.
И даже сейчас, общаясь с папиными сослуживцами, я замечаю военную выправку, надёжность, человеческую порядочность. Многие из ветеранов-подводников имеют награды. Но с какой скромностью и сдержанностью они рассказывают о своих боевых заслугах.
Я очень горжусь своим папой. В память о нём собираю архив по экипажу подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана». Наверное, поэтому мне очень легко общаться с теми, кто с ним служил. Некоторые из них стали для меня поистине близкими людьми: Николай Иванович Карпиков, Виктор Павлович Карлович, Юрий Геннадьевич Чесноков. Именно их хочется поздравить, в первую очередь, с юбилеем.
«Не стареют душой ветераны!» Впереди у нас много совместных творческих задумок. Так, например, в декабре в Музее истории Кронштадта планируется выставка, посвящённая моему папе. Надеюсь на то, что это мероприятие станет первым в ряду последующих тематических выставок о жизни, судьбе и службе моряков-подводников.
Елена БОРТНИКОВА
Фото из архива автора
На центральном посту П. И. Юров, В. Н. Горланов
Торжественное построение на пирсе 25-й бригады.
Встреча шефов из Казахстана
Возвращение из боевого похода
с острова Мощный
Старшина команды
трюмных П. И. Юров
с трюмными машинистами
подводной лодки С-156
Матрос П. И. Юров
в казарме 25-й бригады
К юбилею Кронштадтского подплава
Телогрейка, сухарь, каждый прожитый день — словно годы,
Не сходили на берег, когда уж идти не могли;
И проверки росли, только главным всё ж были походы
Далеко-далеко от родимой кронштадтской земли.
Двадцать лет без войны провисали швартовами ЭСКИ
Голос склянок звучал с кораблей, как малиновый звон;
Помнишь встречу, когда незаметный входил Маринеско,
Все вставали и хлопали, (как же), ведь это был — он!
И как в годы лихие натужно гудела подлодка,
Нарушая суровый, мятежный кронштадтский покой;
И великий подводник к груди прижимал поросёнка
Так бывало, когда из похода вернулся герой.
Пили спирт, укрываясь от ветра «канадкой»,
Согреваясь от всех на земле холодов;
Не боялись на мостиках жить и служить «без оглядки»,
И подплав иногда «выходил из своих берегов».
Может быть оттого, что судьба нам дала много рисков,
Сердце бьётся иначе у старых скрипучих ворот,
Я стою на плацу посреди дорогих обелисков,
Это значит подплавовский дух не умрёт.
Если чудо случится, пройдут агрессивные нотки,
И все люди планеты вдруг станут друг друга любить,
Только пусть и тогда в водах Балтики будут подлодки,
И Кронштадту, ей Богу, без них никогда не прожить.
Кронштадтские заснеженные дали,
Вмерзая в лёд добраться б до глубин;
Туда, где адской пляскою «ласкали»,
Сто тысяч банок, минрепов и мин.
Была война, окутанная льдами,
И был на море мертвенный покой;
И только часовой грохочет сапогами,
Когда в подплаве все ушли на бой.
Такая уж подводная война
Не всех коснулись ордена — медали,
Но в храмине морской их имена
Занесены навек, как на скрижали.
Люблю тебя намоленный и славный,
Геройский, доблестный подплав.
Я вновь вернусь, осколочек твой малый,
К геройским именам припав.
Сегодня юбилей, подплав опять живёт
Была б солярка, где уж там наркозы;
Торпеды на борту, и значит вновь поход,
И всё опять: и радости, и слёзы.
Мы влюбились
Как С-56 стала самой результативной советской подлодкой? Разбираем её непростую судьбу
Самой известной советской подводной лодкой времён Великой Отечественной принято считать С-13. Под командованием Александра Маринеско она отправила на дно наиболее крупные вражеские корабли. Но самой удачливой подводной лодкой и к тому же самой результативной по количеству потопленных судов стала С-56.
Говоря про С-56, можно много раз повторять слова «самая», «уникальная», «первая», «единственная». Но обо всём по порядку.
Предыстория
С-56 относится к серии подводных лодок IX-бис. Они проектировались в голландском конструкторском бюро NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw («IvS») по техническому заданию Советского Союза. Это же бюро проектировало подводные лодки и для Германии, которой в те годы было запрещено иметь подводный флот и вести самостоятельные разработки. Изначально лодки этой серии даже именовались как тип «Н» (Немецкая), но с 1937 года были переименованы в тип «С» (Средняя). Вместе с тем проект нельзя считать исключительно немецким, так как он был доработан в Советском Союзе под отечественное оборудование.
Закладывалась С-56 на 194-м судостроительном заводе имени Андре Марти в 1936 году и строилась в два этапа. На втором этапе готовые секции доставлялись железной дорогой на 202-й завод во Владивостоке, где и производилась окончательная сборка. Подлодка была спущена на воду 25 декабря 1939 года. На момент вступления в строй 20 октября 1941 года она считалась одной из самых совершенных подлодок в мире.
Лодка получилась быстрой и крепкой. Все технические характеристики были подтверждены комиссией по результатам сдаточных испытаний. Первый командир С-56 Григорий Щедрин так оценивал вверенный ему боевой корабль:
«Хорошую сталь сварили рабочие! В прочности лодки я настолько уверен, что в трудную минуту, если придётся уклоняться от противника, ни секунды не задумываясь, нырну на глубины, много большие, чем указывает красная черта на глубомере. Какое удовлетворение верить тем, кто строит, и командовать таким замечательным кораблем!»
Технический аспект
Дизель-электрические подводные лодки серии «С» — это небольшие корабли подводным водоизмещением 1090 тонн, относились к полуторакорпусному типу смешанной клёпано-сварной конструкции. Подводная лодка имела хорошую живучесть, которая обеспечивалась разделением на семь герметичных отсеков. Лёгкий корпус – сварной, прочный корпус — на заклёпках.
Основные характеристики:
Длина лодки — 77,7 м, ширина корпуса — 6,4 м. Скорость — 19,5 узла, подводная — 8,7 узла. Предельная глубина погружения — 100 метров. Автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 42 человека. Основное вооружение — шесть 533-мм торпедных аппаратов (4 в носу и 2 в корме).
Также имелись 100-мм артиллерийское орудие и 45-мм зенитная пушка.
Боевой путь
За время войны все свои боевые походы С-56 совершила на Северном флоте. Но службу она начала осенью 1941 года далеко от активных боевых действий — во Владивостоке. Почти целый год командир лодки Григорий Щедрин писал рапорты в Москву с просьбой направить его на фронт, но приказа не было.
К осени 1942 года на Северном флоте сложилась тяжёлая ситуация, встал вопрос о переброске дополнительных сил с Дальнего Востока. Было решено передислоцировать шесть подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный. В том числе приказ получил и Г. Щедрин, идти ему предстояло в паре с лодкой С-51.
Автономность плавания у дизель-электрических лодок того времени была небольшая, пройти без ледоколов и конвоя по Северному морскому пути не представлялось возможным. Поэтому было принято беспрецедентное решение — отправить подлодки длинным путём.
Кораблям предстояло пройти вдоль Камчатки, Аляски, Канады, США, потом через Панамский канал обогнуть Северную Америку, пройти вдоль восточного побережья США, Канады и через Шотландию выйти к северным границам СССР. На определённых отрезках пути союзники должны были помогать советским кораблям с пополнением топлива, ремонтом и охранением.
Восьмого марта 1943 года переход завершился, и С-56 была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
Вплоть до окончания войны лодка топила вражеские корабли вдоль побережья Норвегии, а после осталась нести службу на Северном флоте.
После войны
В период с 10 июля по 5 октября 1954 года подлодка совершила межфлотский переход в надводном положении по Северному морскому пути в бухту Тарья на Камчатке, а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершила кругосветный поход. В 1955 году выведена из боевого состава флота, до 1975 года использовалась в технических и учебно-тренировочных целях. Девятого мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, С-56 была установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной города Владивостока.
Самая удачливая и результативная
Когда корабль в 1942 году уходил в боевой поход из Владивостока, мало кто верил, что подлодка вернётся. Ведь раньше никто не совершал ничего подобного, к тому же у моряков совершенно не было опыта океанских переходов. В те времена отсутствовала спутниковая навигация и прочие системы, да и карты экипажу выдали 30-летней давности.
Лодке предстояло пройти два океана и девять морей без конвоев и охранения в условиях адских перепадов температур и бушующих штормов. Тем более, что С-56 относится к ныряющим лодкам, то есть предназначается преимущественно для надводного плавания. Подводное положение использовалось для атак на противника или ухода от преследования.
Большую часть перехода предстояло идти демаскированными, подвергаясь постоянной опасности обнаружения японскими или немецкими кораблями и самолётами. Поход начинался в условиях строжайшей секретности, но после захода субмарин в порты США противнику стало известно о дерзком замысле советских подводников. И началась настоящая охота.
За время перехода С-56 дважды подвергалась нападению неизвестных подводных лодок, дважды попадала в жесточайший шторм, получала повреждения и была вынуждена становиться на ремонт. За время службы субмарину 19 раз объявляли погибшей. Но назло всем врагам советская подлодка прошла опаснейший переход, вернулась из всех боевых походов и не подверглась утилизации. И сегодня она радует посетителей в качестве музея.
За годы войны С-56 совершила 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопила 10 кораблей и транспортов противника, нанесла серьёзные повреждения ещё 4 кораблям. На подводную лодку было сброшено свыше 3 000 глубинных бомб. Экипаж также успешно выполнил задание по высадке разведывательной группы на норвежское побережье в глубоком тылу противника. Подводная лодка С-56 является самой результативной советской субмариной в Великой Отечественной войне по количеству достоверно потопленных целей.
31 марта 1944 года за боевые заслуги подводная лодка С-56 была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.
И ещё один интересный факт. На сегодняшний день С-56 является единственным кораблём, на котором ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-Морского флага СССР. Поистине уникальная подводная лодка.
Источник: cont.ws