С лодками «КСП-1» и «Лотос», краткое описание которых публикуется в этом номере, мы познакомились два года назад ка VIII Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз сборника. Оба судна выступали тогда в классе экспериментальных, так как их освоение в серийном производстве еще только намечалось. Но если «КСП-1» за эти годы был выпущен в количестве около 40 единиц и успешно использовался для спасательной службы, то «Лотос», предназначенный для широкой продажи населению, так и не дошел до прилавков магазинов.
Нам кажется, причина неуспеха конструкторов, разработавших «Лотос», закономерна. Прежде всего, основные размерения и обводы корпуса лодки, принимая во внимание расчетные мощность двигателя (30 л.с.) и нагрузку (400 кг), были выбраны неудачно. При использовании всех преимуществ тримарана перед мотолодкой обычного типа — большего объема корпуса и площади кокпита, повышенной остойчивости — можно было получить достаточно комфортабельное судно при меньшей длине в 3,8 м и ширине 1,7 м. Благодаря этому уменьшился бы вес корпуса, расход и стоимость материалов, а в конечном итоге — снизилась цена мотолодки; повысилась бы ее скорость.
Кокпит лодки
Походное снаряжение и топливо было бы удобнее разместить в бортовых рундуках, оставив свободный средний проход по всей длине лодки; принятая в проекте планировка с поперечными банками явно неудобна, как и кормовой топливный отсек, затрудняющий обслуживание мотора на плаву.
По существу «Лотос» не является тримараном; скорее это — лодка с широкими отгибами днища вниз у скул (раньше такие обводы называли «крылом чайки»). При правильно выбранной ширине глиссирующего участка днища такие обводы дают некоторый выигрыш в гидродинамическом качестве по сравнению с плоско-килеватым днищем, однако на «Лотосе» эта ширина оказалась чрезмерной. При встрече с волной опущенная вниз скула в носовой части сильно «загребает» воду, увеличивая брызговое сопротивление: на более крупной волне плоские, почти горизонтальные участки днища в районе шп. 0—4 подвергаются сильным ударам.
Продольные реданы в данном случае оказываются малоэффективными: по-настоящему они работают только в носовой трети длины — в области интенсивного брызгообразования. В средней и кормовой части лодки они лишь увеличивают смоченную поверхность, так как килеватость мала, а выйти на глиссирование при ширине рабочего участка днища 0,86 м при данном соотношении нагрузки и мощности судно не может.
Наконец, стоит указать как на недостатки проекта на сравнительную сложность конструкции набора, по существу копирующую старую «Казанку», на установку мотора на выносном кронштейне (увеличиваются габариты лодки, ухудшаются ее эксплуатационные качества, особенно в условиях сильного волнения).
Подводя итог, можно сказать, что выпуском данной модели не решалось бы никаких новых задач по сравнению, скажем, с уже освоенными мотолодками типа «Прогресс» или «Казанка-5», имеющими близкие размерения.
Опыт выпуска небольших мотолодок «КСП-1» представляется явно заслуживающим внимания, так как упрощает проблему снабжения спасательных станций плавучими средствами. Лодка с подвесным мотором (даже пластмассовая) стоит в 4—6 раз дешевле катера со стационарным двигателем; не требует квалифицированного обслуживания механической части, не нуждается в специально оборудованной стоянке с пирсами или подъемными механизмами. Но, по-видимому, конструктивное воплощение идеи еще нельзя считать оптимальным. Например, необходим самоотливной кокпит (дно его должно быть расположено выше ватерлинии на стоянке и снабжено шпигатами для осушения; лодка должна быть оборудована устройствами, облегчающими подъем человека из воды и защищающими плавающих около лодки люден от ранения гребным винтом; стоило бы предусмотреть такой пульт управления, который позволял управлять лодкой стоя (это важно при поиске пострадавшего на воде). Благодаря высокой остойчивости тримараны незаменимы для спасательных целей, важно только полностью использовать их возможности.
Глиссирующая мотолодка «Лотос»
Информация об изображении
Мотолодка «Лотос»
Четыре года назад мною в содружестве с сотрудниками кафедры «Судостроение и судоремонт» Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства была спроектирована металлическая глиссирующая мотолодка «Лотос» под мотор до 25—30 л. с. Имелось в виду в дальнейшем предложить проект для серийного выпуска.
Основные данные мотолодки | |
Длина, м | 4,3 |
Ширина (по палубе/по скуле), м | 1,8/1,48 |
Высота борта (в носу/на транце), м | 0,66/0,6 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Информация об изображении
Троим взрослым перевернуть «Лотос» практически не удается
Форма корпуса выбиралась по результатам анализа более чем пятидесяти отечественных и зарубежных проектов. В окончательном виде обводы мотолодки представляют собой разновидность тримаранных. В носовой части имеются развитые спонсоны, которые постепенно переходят в отгиб скулы, едва заметный на транце. Килеватость днища постепенно уменьшается от 17,5° на миделе до 11° на транце; на днище расположены четыре продольных редана.
Примененные обводы обеспечивают «Лотосу» достаточно легкий выход на глиссирование, устойчивость движения, хорошую брызгозащищенность при ходе на волнении, высокую остойчивость. Все эти качества отвечают условиям эксплуатации мотолодок в низовьях крупных рек (например, в устье Волги), где, с одной стороны, нередко разводит большую волну, а с другой — имеется широкая сеть мелководных рукавов и проток.
Информация об изображении
Теоретический чертеж и общий вид мотолодки «Лотос»
Все поверхности корпуса выполнены разворачивающимися на плоскость или близкими к ним, поэтому возможно изготовление обшивки без применения дорогостоящих штампов.
Детали обшивки изготовлены из дюралюминия толщиной 1,5 мм, набор — из сплава АМг. Конструкция корпуса клепаная.
Информация об изображении
Конструкция корпуса мотолодки «Лотос»
Для навешивания подвесного мотора предусмотрен выносной кронштейн. В носовой части лодки между шп. 2 и 3 размещен багажный отсек с доступом в него через люк в переборке. Второй багажник оборудован в пространстве между шп. 8 1/2 и транцем и предназначен для хранения мотора, баков и инструмента.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, размещенными в подпалубном пространстве вдоль бортов и в герметизированном форпике. Запас плавучести в затопленном состоянии составляет 110 кг.
Опытный образец «Лотоса» был изготовлен на астраханском заводе «Красные баррикады». Помимо всесторонних испытаний проводились и испытания его в опытовом бассейне для выяснения эффективности реданов. (Продольные реданы были сделаны съемными из деревянных реек сечением 15X40 на винтах.)
Испытания показали, что реданы снижают сопротивление воды движению мотолодки начиная со скорости 25 км/ч.
Мотолодка удовлетворяет требованиям «Типажа катеров и лодок для продажи населению».
Мотолодка-тримаран для спасательной службы «КСП-1»
Информация об изображении
Мотолодка «КСП-1»
Еще в 1974 г. конструкторами Московского экспериментально-производственного предприятия (ЭПГТ-1) Центрального совета ОСВОДа РСФСР был разработан проект быстроходного пластмассового тримарана для спасательной службы. Этот 5-местный катер «КСС-1», имевший длину 6,0 м, ширину 2,25 м и высоту борта 0,93 м, при установке предусмотренного проектом конвертированного автомобильного двигателя мощностью 100 л. с. имел бы вполне приемлемую скорость — около 48 км/ч при полной нагрузке. Однако предприятие не могло (и не может) рассчитывать на получение достаточного количества таких двигателей. Установка же 70-сильного «ГАЗ-51ФУЛ» и устаревшего тяжелого реверс-редуктора УРРП-25/1,5 неизбежно приводила к значительному снижению технико-экономических характеристик катера.
Информация об изображении
Теоретический чертеж патрульной мотолодки «КСП-1»
Основные данные «КСП-1» | |
Длина, м | 4,0 |
Ширина габаритная, м | 1,5 |
Высота борта, м | 0,59 |
Вес (без мотора), кг | 120 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Было принято решение запустить в производство разработанную Я. А. Яковенко двумя годами раньше 4-метровую моторную лодку «КСП-1», рассчитанную на эксплуатацию с подвесным мотором (моторами) мощностью до 30 л. с. Надо отметить, что проект «КСП-1» отличался от «КСС-1» только меньшими размерениями, но имел все те же основные соотношения и параметры. По существу это был катер-аналог, на котором первоначально предполагалось лишь проверить основные решения, закладываемые в проект 6-метрового «КСС-1». В частности, имелись в виду отработка оптимальной компоновки и центровки, проверка мореходности, динамической остойчивости и иных эксплуатационных характеристик, которые нельзя получить обычным расчетом или даже испытаниями в опытовом бассейне.
Информация об изображении
Общее расположение мотолодки «КСП-1»
В отличие от широко используемых на спасательных станциях деревянных тяжелых (водоизмещение 1880 кг) и относительно тихоходных катеров проектов «370У» и «370М», новое патрульное судно имеет тримаранные обводы корпуса. Авторы проекта считали, что только такие обводы позволяют создать быстроходный, сравнительно низкобортный, но остойчивый, непотопляемый и прочный корпус с просторным кокпитом, приспособленный для проведения спасательных операций в любую погоду. В этом убеждал и зарубежный опыт (например, широкое использование катеров типа «Бостонский китобой» береговыми спасательными службами США, Англии и ФРГ).
Испытания тримарана «КСП-1» подтвердили правильность выбора обводов и основных характеристик корпуса. Он имеет большую статическую остойчивость, что немаловажно при подъеме спасаемых людей через борт во время качки, обладает хорошей приемистостью и способностью поддерживать заданный режим хода на волнении, значительном для лодок подобных размерений.
Спонсоны на «КСП-1» расположены выше основной линии корпуса; они явно выражены в носовой части тримарана и обрываются не доходя до транца. На максимальной скорости спонсоны почти не касаются воды, катер глиссирует на кормовом относительно плоском участке днища. Благодаря удачной центровке катер идет на ровном киле с незначительным волнообразованием.
Максимальные скорости под 25-сильным мотором «Вихрь-М» со специально подобранным полированным винтом составили: с одним водителем — до 52 км/ч, с двумя человеками на борту (водоизмещение 380 кг) —48 км/ч, при полной нагрузке — 44 км/ч.
Корпус изготовлен из стеклопластика. Вдоль бортов приформованы листы пенопласта, благодаря чему залитый водой корпус может поддерживать на плаву весь экипаж и сохраняет устойчивое положение без крена и дифферента. В корме имеется самоотливной рецесс.
Предприятием выпущено более 40 мотолодок типа «КСП-1» (стоимость — 1000 руб.); они эксплуатируются различными организациями по прямому назначению и как малые служебно-разъездные суда. Московская спасательная служба дала высокую оценку этому легкому и быстроходному судну.
Получено более тысячи новых заявок от спасательных служб, министерства рыбного хозяйства, ряда спортивных организаций, а также других заинтересованных ведомств и организаций.
Источник: www.barque.ru
Килевые лодки ПВХ
Килевые лодки ПВХ – это скоростные, способные на глиссирование маломерные суда, которые подходят для походов по просторным водоемам. Они обладают хорошей курсовой устойчивостью, послушностью в управлении, малой осадкой. Модели не рыскают на волнах, уверенно идут вперед при встречном и боковом ветре.
Лодки можно использовать для рыбной ловли, дальних путешествий, семейных прогулок. Присутствие киля обеспечивает стабилизацию движения на большой скорости, повышает маневренность судна, облегчает повороты. Модели производятся из пятислойного поливинилхлорида, выдерживающего контакт с агрессивными средами, мощные удары, низкие и высокие температуры. Лодки подходят под установку моторов мощностью до 30 лошадиных сил, легко проходят заболоченные, заросшие камышом места.
Виды килевых лодок ПХВ
Килевые лодки ПВХ бывают одноместными, двухместными, трехместными, четырехместными. Они имеют разные размеры, заостренный, немного приподнятый нос, делятся на моторные и моторно-гребные виды. Первый вариант обладает встроенным транцем, предназначенным для монтажа двигателя мощностью от 10 до 30 лошадиных сил. Второй вариант укомплектовывается навесными транцами, рассчитанными на моторы мощностью до 10 лошадиных сил.
Киль может быть надувным, пластиковым или деревянным. Лодки дополняются жесткими настилами, выполненными из фанеры, композитных материалов или алюминия, надувными вкладышами. Модели различаются по целям использования на рыбацкие, морские, прогулочные, походные. Модификации имеют разную оснастку, ширину кокпита, диаметр баллонов.
Конструкция килевых лодок ПХВ
В линейках присутствуют монобаллоные лодки, модели, состоящие из двух-четырех автономных надувных отсеков. Их оконечности в задней части выходят за линию кормы. В конструкцию судов входит редан и кильсон, располагающиеся под днищем. Моторно-гребные модели дополняются поворотными или стационарными уключинами с возможностью регулировки высоты. Лодки оснащаются сливными клапанами, петлями для переноски, привязывания груза, страховочными леерами, сиденьями-банками.
Килевые модификации имеют фартуки, юбки, фальшборты, привальные профили. Модели для рыбной ловли укомплектовываются фиксаторами для спиннингов, удилищ, креплениями для эхолота, подстаканниками. Лодки для прогулок обладают держателями для бутылок, откидными столиками. Варианты для дальних путешествий имеют отсеки для перевозки снаряжения, запасов продуктов, воды. Модели для водной охоты отличаются камуфляжным дизайном и обладают дополнительными жесткими вкладышами, позволяющими свободно стоять в кокпите.
Моторно-гребные модификации могут иметь на корпусе фиксаторы для весел, уключины со швартовочной уткой. В линейках присутствуют модели с усиленными баллонами и килем. В судах устанавливаются герметичные перегородки, брызгоотборники. Есть модели с дополнительными надувными отсеками на днище, улучшающими ходовые характеристики.
Лодки укомплектовываются стрингерами, металлическими рымами, привальными брусьями, леерными поясами. Баллоны разделяются специальными чашками, поддерживающими одинаковое давление в отдельных отсеках. Это мембраны, выполненные из эластичного материала и располагающиеся в районе миделя. Такая конструкция дает возможность при повреждениях надувных емкостей сложить судно пополам и добраться до берега.
Большие модели оснащаются ликтросами и накладками на сиденья. Моторно-гребные килевые лодки ПВХ имеют поперечные баллоны на корме, на которые монтируется подвесной транец. Пайолы (жесткие вкладыши) из фанеры могут скрепляться в середине лентами, алюминиевыми профилями. В ряде моделей для жесткого пола применяют составной фанерный кильсон.
Технические характеристики килевых лодок ПВХ
Технические характеристики килевых лодок ПВХ зависят от модификации и мощности мотора. Они обладают весом от 15 до 50 килограмм, грузоподъемностью от 150 до 600 килограмм. Моторно-гребные модели развивают скорость до 20 километров в час. Моторные лодки способны разгоняться до 100 километров в час. Диаметр баллонов составляет от 38 до 50 сантиметров.
При выборе килевой модели из ПВХ следует учитывать цели ее применения, габариты, вместительность, форму и отдавать предпочтение самым подходящим вариантам для того или иного случая. Такой подход обеспечит максимальный комфорт эксплуатации и не создаст проблем с транспортировкой и управлением лодки.
Источник: kayak-market.ru
Прогулочные катера
Прогулочная лодка — идеальный выбор для тех, кто любит проводить время на воде. Если вы хотите порыбачить, совершить круиз или просто провести день на волнах, прогулочной лодке есть что предложить каждому. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое прогулочные катера, какие бывают типы и на какие характеристики следует обратить внимание при выборе. Мы также поделимся некоторыми советами о том, как поддерживать вашу прогулочную лодку в идеальном состоянии. Итак, если вы находитесь на рынке новых лодок или просто хотите узнать больше об этих универсальных судах, читайте дальше!
Что такое прогулочные катера
Преимущества владения прогулочной лодкой
Катера Walkaround созданы для универсальности и функциональности, предлагая достаточно места для рыбалки, развлечений и ночевки на борту. Вот некоторые преимущества владения прогулочным катером:
- Просторная палуба — прогулочные катера обычно имеют большую палубу, чем другие типы катеров, что делает их идеальными для рыбалки, развлечений и отдыха на открытом воздухе.
- Беспрепятственный обзор — отсутствие боковых поручней на прогулочных катерах обеспечивает беспрепятственный обзор во всех направлениях, что облегчает поиск рыбы или навигацию в узких местах.
- Легкость маневрирования — Благодаря широкой балке и глубокому корпусу прогулочные катера устойчивы и легко маневрируют даже в неспокойной воде.
- Безопасность для детей и домашних животных — отсутствие бортовых поручней делает прогулочные катера более безопасными для детей и домашних животных на борту, поскольку отсутствует риск их падения за борт.
Типы прогулочных лодок
Каютные крейсеры
Каютные круизеры — идеальный выбор для яхтсменов, которые хотят проводить длительное время на воде. Они обычно имеют больше места в каюте и кокпите, чем другие типы прогулочных катеров, что делает их идеальными для поездок с ночевкой или на выходные. Кроме того, каютные круизеры обычно имеют более широкий набор функций и удобств, чем другие типы прогулочных катеров, например, полноценные кухни с камбузом, спальни в стиле «комната в комнате» и ванные комнаты.
Катера для спортивной рыбалки
Катера для спортивной рыбалки проектируются с учетом интересов рыболовов. Как правило, они имеют большой кокпит с большим количеством мест для хранения снастей и снаряжения, а также живые колодцы для сохранения свежести улова. Многие катера для спортивной рыбалки оснащены рыбопоисковыми приборами и GPS, которые помогут вам найти лучшие места. Некоторые даже оснащены аутригерами для стабилизации лодки при троллинге рыбы.
Боурайдеры
Боурайдеры популярны среди любителей водных видов спорта, таких как вейкбординг и тюбинг. Они обычно имеют открытую носовую часть, где можно понежиться на солнышке, а также достаточно места для хранения снаряжения. Многие боурайдеры также оснащены такими функциями, как буксировочные бары для лыж и вышки для вейкбордов, чтобы сделать занятия водными видами спорта еще более увлекательными.
Особенности, на которые следует обратить внимание при выборе прогулочного катера
Простор в каюте и кокпите
Одним из главных преимуществ прогулочного катера является большое количество пространства, которое имеется как в каюте, так и в кокпите. Этот тип лодки идеально подходит для тех, кто любит проводить время на воде с семьей и друзьями, поскольку здесь достаточно места, чтобы каждый мог расслабиться и свободно передвигаться. При рассмотрении пространства в каюте и кокпите важно учитывать как размер лодки, так и ее планировку. Например, некоторые прогулочные катера имеют более традиционную планировку с отдельной каютой, которая может использоваться для сна или хранения вещей, в то время как другие имеют открытый дизайн с большой зоной кокпита, которая идеально подходит для развлечений.
Хранение
Еще одна особенность, на которую следует обратить внимание при выборе прогулочной лодки, — это достаточное количество мест для хранения. Это важно как для хранения снаряжения и запасов на борту, так и для поддержания чистоты в каюте и кокпите. Рассматривая варианты хранения, важно подумать о том, для чего вы будете использовать свою прогулочную лодку чаще всего. Если вы планируете проводить на борту длительное время, то вам понадобится достаточно места для хранения всех ваших вещей. С другой стороны, если вы используете лодку только для однодневных поездок или экскурсий с ночевкой, то, возможно, вам не понадобится так много места для хранения вещей на борту.
Конструкция корпуса
Конструкция корпуса прогулочной лодки также играет важную роль в определении ее общих характеристик и управляемости. Некоторые конструкции корпуса лучше подходят для спокойных вод, в то время как другие предназначены для обеспечения большей устойчивости в бурном море. При выборе дизайна корпуса важно учитывать, где вы будете чаще всего использовать свою прогулочную лодку, так как это поможет убедиться, что вы получите лодку, которая будет хорошо работать в тех условиях, с которыми вы, скорее всего, столкнетесь.
Советы по обслуживанию прогулочной лодки
Регулярная чистка
Важно содержать вашу прогулочную лодку в чистоте как внутри, так и снаружи. Это означает регулярную чистку корпуса, палубы и каюты. Также необходимо регулярно чистить и осматривать двигатель лодки.
Обслуживание двигателя
На прогулочных катерах обычно устанавливаются подвесные двигатели, которые требуют особого ухода и обслуживания. Обязательно следуйте рекомендациям производителя по замене масла, топливных фильтров и другим видам регулярного технического обслуживания.
Зимовка вашей прогулочной лодки
Если вы живете в регионе с холодными зимами, вам необходимо позаботиться о своем прогулочном катере в межсезонье. Это включает в себя утепление двигателя, а также хранение лодки в сухом и защищенном месте.
Прогулочная лодка — отличный вариант для тех, кто любит проводить время на воде. Они универсальны и предлагают множество функций, которые делают их идеальными как для рыбалки, так и для прогулок. При покупке прогулочного катера обязательно обратите внимание на пространство каюты и кокпита, хранение и конструкцию корпуса. И не забывайте о регулярной чистке и обслуживании двигателя.
Источник: dailyboats.com