В преддверии праздника мы встретились с жителем Курганинска Николаем Морозовым — старшим мичманом атомной подводной лодки, гидроакустиком.
В 90-е годы Николай Владимирович после выхода на военную пенсию в 30 лет переехал в Курганинск, построил дом, проработал 28 лет на гражданке, имеет звание «Ветеран труда».
Он воспитал двоих детей, радуется внучкам. Но, в первую очередь, наш герой – ветеран Вооруженных сил, подводник.
— Я просто честно служил Родине и горжусь этим. Считается, что подводники – отдельная категория людей, отдельная каста. В чем-то согласен, — улыбается Николай Владимирович и продолжает: — Не каждый сможет выдержать это замкнутое пространство, эту систему, насыщенную таким количеством приборов и механизмов, которого, пожалуй, нет больше нигде. Эта служба накладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Мои 12 лет на подлодке, как зарубки, которые, может быть, где-то даже на генном уровне отложились.
КОГО ПРИЗЫВАЛИ в ВДВ в СССР?
Гидроакустик – это «глаза и уши» подлодки
Гидроакустик осуществляет поиск, обнаружение, классификацию подводных и надводных целей на слух и на экране гидрологической станции, следит за ними и передает о них информацию. Кроме острого слуха и хорошего зрения, гидроакустик должен обладать способностью различать звуковые сигналы по громкости, тону и тембру, быстро определять направление и источник звука.
— Я попал на подводную лодку, можно сказать, случайно – проходил срочную службу матросом, это и определило мое будущее, — вспоминает Николай Владимирович. — Сразу пошел учиться в Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания в Ленинграде, вернулся в Военно-морской флот уже гидроакустиком. У подводников год идет за два, и это оправдано. Да, отпуск у нас хороший – 90 суток, но бывало, что за год на земле был всего 14 дней, не считая отпуска, – остальные в море. За 12 лет службы чего только не было: и горели, и тонули, и дышали ядовитыми испарениями, и гибли товарищи.
Главное в жизни
— Важно, когда есть семья, надежный тыл, — говорит Николай Морозов. — Мы с супругой вместе уже 43 года, познакомились перед армией. Так и идем рука об руку всю жизнь. Все радости, все невзгоды – все вместе! И я в этот день хочу пожелать своим сослуживцам, чтобы их любимые ждали, а близкие скучали. Пускай жизнь будет гладкой, как море в штиль.
Пусть необъятные российские водные просторы не знают посягательств, а у военных моряков-подводников служба идет спокойно!
- Предыдущая статья Долгих лет жизни Вам, Василий Федорович!
- Следующая статья Семейное счастье – одно на двоих
Источник: xn—-7sbhblcmfacdnd4bb7bwitd4y.xn--p1ai
Ограничения по росту для службы в армии
Военно-морской флот (ВМФ) – один из трех видов вооруженных сил в Российской Федерации.
Главная задача ВМФ – защита безопасности страны и ее граждан с помощью ведения боевых действий на морских и океанских территориях.
Российский военно-морской флот является правопреемником ВМФ СССР, созданного на базе Российского императорского флота.
Временем зарождения российского флота считается 1696 год, а его история насчитывает более трех столетий. За все это время противники из разных государств 75 раз спускали свои флаги перед российскими кораблями.
Сегодня силы ВМФ могут обеспечить нанесение ядерных ударов по наземным объектам противника, уничтожение его флота, океанских и морских коммуникаций.
Кроме того, военно-морской флот Российской Федерации контролирует безопасность российских морских перевозок и содействует сухопутным войскам в проведении военных операций, а также выполняет другие задачи.
Призывники и военнослужащие-контрактники могут попасть в ряды Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флота или Балтийской флотилии.
Как попасть в Морфлот?
Служба в ВМФ считается престижной. Попасть служить на флот стремятся многие призывники и контрактники. Но осуществить свое желание получается не у всех желающих.
Служба по призыву
Попасть в ВМФ по призыву можно только в рамках общего распределения, которое проводит военкомат. Отбирают призывников, в первую очередь, по физическим параметрам. Также преимущество отдается кандидатам:
- окончившим военно-морское училище;
- имеющим рабочую гражданскую специальность, которая может пригодиться матросу во время службы на корабле (например, моторист, радиотехник, сварщик).
ВАЖНО! О своем желании поступить на службу в ВМФ призывник должен заявить во время прохождения медкомиссии в военкомате.
Если стремление служить на флоте очень сильно, юноша может обратиться в отдел кадров выбранной войсковой части подразделения морфлота и узнать, планируется ли набор матросов в данный призыв.
Если ответ будет положительным, призывник может получить приглашение на службу в данную часть, которое необходимо будет передать в военкомат по месту жительства.
Служба по контракту
Основная часть российских моряков набирается именно из числа контрактников. Все требования к физическим и психологическим показателям здоровья для контрактников остаются такими же, как и для призывников.
Чтобы попасть на службу в конкретную войсковую часть, будущему контрактнику также следует заранее обратиться в отдел кадров данного подразделения Морфлота и получить приглашение.
Далее будущему контрактнику потребуется:
- явиться в военкомат по месту прописки и написать заявление о желании проходить службу в войсках Российской Федерации на контрактной основе;
- пройти медицинское освидетельствование, которое должно подтвердить годность к военной службе;
- пройти психологический профессиональный отбор кандидатов и получить соответствующую рекомендацию;
- предоставить все требуемые военкоматом документы и подписать контракт.
ВАЖНО! На службу по контракту принимаются граждане Российской Федерации:
- закончившие срочную службу;
- находящиеся в запасе;
- прослужившие в вооруженных силах не менее одного года;
- другие лица в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ.
Возраст кандидата, впервые устраивающегося на службу по контракту, должен быть не менее 18 лет и не более 40 лет.
Кого берут и критерии отбора
На вопрос «Как попасть в ряды ВМФ по призыву?» ответ довольно простой – по общему распределению из военкомата, ничего сверхъестественного от юноши не потребуется. Теоретически это действительно именно так, однако кое-какие нюансы все же имеют место быть. Во-первых, существуют критерии отбора на службу в ВМФ, связанные с биологическими данными и здоровьем:
- рост кандидата в матросы не должен превышать отметки в 180 см;
- к прохождению «срочки» на флоте допускаются всего 3 категории годности граждан – А1, А2, И А3, что является гарантией крепкого здоровья будущего моряка;
- также для зачисления в морфлот необходимо успешно пройти психологическое тестирование, при этом должна быть выявлена вторая группа психической устойчивости.
Узнай: Как выглядит устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ
Тем не менее, с ростом выше 180 см тоже имеется вариант надеть тельняшку. Если призывник соответствует остальным параметрам и проявляет желание служить в ВМФ, то его могут направить в береговую охрану либо в роту почетного караула при штабе. Конечно, на корабль такой «моряк» вряд ли попадет, тем не менее, элитная служба ему точно будет обеспечена.
Помимо вышеуказанных критериев, при отборе граждан в морфлот преимущество отдается следующим кандидатам:
- тем, кто имеет документ об окончании военно-морского училища;
- тем, кто имеет рабочую гражданскую специальность, например, моторист, сварщик или радиотехник, такие навыки обязательно пригодятся на корабле будущему матросу.
Более того, о своем намерении проходить срочную службу в рядах военно-морского флота необходимо заявить при прохождении медкомиссии. Делается это с целью привлечения вашей кандидатуры именно в ту команду, которая формируется для отправки на флот. Если уж юноша грезит морем до мозга костей, ему заранее известно, что он соответствует всем вышеуказанным требованиям, то в таком случае можно обратиться в отдел кадров войсковой части подразделения морского флота с вопросом о том, планируется ли набор матросов в данный призывной период.
При положительном ответе юноше будет оформлено соответствующее приглашение на службу именно в эту часть (бумагу необходимо передать в военкомат при удобном случае, которым может являться та же медкомиссия).
Жесткие требования по здоровью объясняются вполне логично – матрос обязательно должен быть физически крепким, а также психологически устойчивым. Что же касается так называемой «конкуренции за место под Солнцем», то она обусловлена низким процентом призывников, отправляющихся служить именно на флот, ведь на сегодняшний день основная часть моряков – контрактники.
Сколько служат в ВМФ
Вплоть до 1996 года матросы, поступившие в войска военно-морского флота, проходили службу в течение трех лет.
Затем срок службы был сокращен до двух лет. После начала военной реформы 2007 года время службы по призыву на флоте (как и в других видах вооруженных сил) стало равно одному году.
С гражданами, впервые поступающими на службу на коммерческих основаниях, заключается контракт на срок от двух до трех лет, с офицерами и мичманами — на 60 месяцев. При повторном поступлении на службу можно выбрать любой срок (но не менее одного года).
Дедовщина и многие прелести уставщины исчезают только в условиях военного конфликта, и тому есть веские основания в психологии солдат. На войне для человека особенно обостряются вопросы жизни и смерти, что неминуемо повышает его потребность в поддержке.
На войне все негативные моменты совместной жизни отходят на второй план, так как без взаимной поддержки выживать становится гораздо сложнее. Особым сплачивающим началом выступает общий риск, в ходе которого на первое место выходит не срок службы, а личные качества бойцов. Дают о себе знать и тяжёлые условия жизни в условиях военного конфликта: чтобы хоть как-то скрасить жизнь, даже деды вынуждены общаться на равных с духами. Поэтому люди уважают друг друга, и с войны сослуживцы возвращаются самыми надёжными друзьями.
Когда человека в армии сначала активно обучают, а затем каждая минута его времени занята выполнением определённой задачи, ради освоения которой он до этого учился, служба проходит легче. Нет, конечно, такого единства, какое имеет место в условиях военного конфликта, зато есть несколько ослабленное его подобие. Между занятыми одним делом бойцами образуется нечто вроде корпоративной взаимовыручки.
Если есть определённый постоянный объём функций, служба пролетает быстрее, а времени на издевательства и масштабные армейские шутки почти не остаётся. Такой солдат знает, что спрашивать будут именно с него, а потому предпочитает делать работу сам, не привлекая молодых, чтобы быть до конца уверенным в ней. Бывает и такое, что её просто некому больше делать, кроме него. Поэтому над ним нет и постоянного давления офицеров, вынуждающих к чему-то принуждать нерадивую молодёжь. Он, как и любой специалист в своём деле, достаточно спокоен, уверен в себе и знает, чего он сам стоит.
Там, где отношения строятся вокруг именно такого рода службы, где имеет место постоянная занятость и требуется некоторый уровень квалификации, крайностей службы практически не встретишь. Здесь сглаживаются перегибы дедовщины и уставщины. Уставщины – ещё и потому, что офицеры заинтересованы в качественном выполнении задач солдатом, а вовсе не в его форме одежды или внешнем виде. Кроме того, специалист в своём деле по личным качествам уже далеко не ребёнок, какими приходят в армию многие срочники, и воспринимается офицерами за более-менее равного.
Служба на флоте как раз относится к такого рода службе. Моряк живёт своим кораблём, имеет на нём определённый круг задач, которые выполняет постоянно. Особенно это актуально, когда корабль регулярно выходит в море, но даже на берегу приходится его так или иначе обслуживать. А ещё с корабля в море некуда бежать и вообще сложно уйти от работы: каждый имеет свои задачи и только их совместное и качественное выполнение обеспечивает работу корабля. Бегать с корабля за спиртным для дедушек также затруднительно, особенно, если корабль находится в плавании или в постоянной готовности выйти в плавание.
Но далеко не всегда моряки живут в постоянной готовности: корабль может вообще не покидать причалов, а между выходами в море возможны длительные перерывы. Всё-таки даже сам выход корабля в море сопряжён с серьёзными финансовыми затратами, не говоря уж об отработке стрельбы из корабельных орудий.
Когда корабль стоит на приколе, матросы живут в казармах на берегу, реже на корабле. В любом случае, когда они оказываются в таком положении, то маются от безделья. На них сваливается примитивнейшая работа по чистке палубы, уборке казармы и поддержанию себя в опрятном состоянии. Естественно, всё это располагает к расцвету дедовщины и уставщины в самых гнусных формах, расцветает пьянство и во всю практикуются рабочки.
Однако в жизни практически любой войсковой части и любого корабля наступает момент, когда бойцы могут в некоторых отношениях вздохнуть свободней. Это возможно, когда часть выезжает на полевой выход или на учения, для корабля, соответственно, когда он выходит в море. Здесь многим бойцам находится работа, а за работой и служба пролетает быстрее. Иногда представляется возможность отдохнуть в своё удовольствие, ведь бойцы в полях часто оказываются вдали от ока высшего начальства. На корабле сложнее, но и здесь находится время для отрадного безделья, равно, как и для самоотверженного дела.
Каким параметрам нужно соответствовать для службы в Морфлоте
Для кандидатов на поступление в ряды ВМФ всегда предъявляли строгие требования. Призывник или контрактник должен обладать крепким здоровьем и хорошей психологической подготовкой. На сегодняшний день требования являются следующими:
- рост – не более 180 см;
- категория годности – А1, А2 и А3;
- вторая группа психологической устойчивости, подтвержденная соответствующим тестированием.
Если же призывник соответствует по всем вышеуказанным параметрам, но его рост превышает 180 сантиметров, попасть непосредственно на корабль или подлодку у него не получится, но остается шанс быть зачисленным в службу береговой охраны или в роту почетного караула при штабе. Туда отбирают именно рослых претендентов славянской внешности.
Особенности службы в ВМФ
Для многих молодых юношей служба на флоте связана с романтикой. Однако в дальнейшем это представление изменяется, так как в ВМФ военнослужащих ждет не только красивая форма и бескрайние просторы моря, но и более будничные ежедневные обязанности.
Срочная служба
Призывник не может выбрать, в какое именно подразделение военно-морского флота он будет отправлен. Исключением могут являться только те юноши, которые предоставили в военкомат приглашения от конкретной войсковой части.
Условия жизни на корабле или подлодке гораздо более суровы, чем на суше, которую служащие иногда не видят неделями. За отдельным моряком, как правило, закреплены свои обязанности. А когда каждый занят своим делом, у моряков практически не возникает повода для выяснения отношений между собой.
Благодаря такой системе распределения обязанностей, на военных судах и подлодках практически не встречается таких явлений как дедовщина и уставщина.
В то время, когда корабль находится на берегу, моряки живут в прибрежных казармах и выполняют несложные работы по обслуживанию судна. Так как каждый выход корабля в море требует определенных затрат со стороны государства, периоды отдыха могут быть достаточно долгосрочными.
Служба по контракту
Возможность выбора вакансий для службы в ВМФ по контракту несколько разнится в зависимости от места дислокаций подразделений Российского флота.
- На Северном флоте
можно пойти служить на подводную лодку или надводные корабли. Также всегда открыт набор в береговые войска. - Среди вакансий Балтийского флота
преобладают должности плавсостава надводных кораблей, также к нему относится 336-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты в городе Балтийске. - Черноморский флот
предоставляет вакансии плавсостава (надводные корабли и подводные лодки) и береговых войск. - Тихоокеанский флот
включает в себя бригады противолодочных кораблей, десантных кораблей, подводных лодок, морской пехоты, зенитно-ракетных войск. - Каспийская флотилия
предлагает вакансии плавсостава надводных кораблей и морской пехоты.
Контрактник сам может выбрать, на какой именно флот он хочет пойти служить. Следует учесть, что на Северном и Тихоокеанском флоте морякам выплачивают более высокую зарплату, так как при ее начислении применяются специальные коэффициенты. Кроме того, моряки, проходящие службу в суровых климатических условиях, получают многочисленные льготы.
Если же контрактнику хочется служить в более приятных условиях, ему следует выбирать Черноморский или Каспийский флот, базирующийся в местах с теплым и мягким климатом.
Наконец, в Балтийском флоте военнослужащих ждет наиболее развитая инфраструктура и хорошие социальные условия.
ВАЖНО! Самая высокая зарплата в ВМФ выплачивается морякам на подлодках. Наиболее низкие оклады предусмотрены для береговых подразделений. Средняя зарплата на флоте составляет 20-40 тысяч.
Какими бывают морские профессии
Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.
Для тех, кто хочет ходить по морю:
- Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
- Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300 000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
- Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
- Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
- Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100 000 рублей.
- Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60 000 рублей.
- Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.
Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.
Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:
- Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов. Средняя зарплата инженера-судостроителя 75 000 рублей.
- Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне. В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45 000 рублей.
- Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке. Средняя зарплата слесаря-механика – 75 000 рублей.
- Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100 000 рублей.
Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.
Капитан корабля – это почти ТОП-менеджер, только сильнее, выше, быстрее
Подготовка к службе на флоте
Перед руководством подразделений ВМФ на сегодняшний день стоит довольно непростая задача – подготовить хорошего бойца в крайне сжатые сроки.
Если служат солдаты-срочники всего лишь в течение одного года, то на их обучение отводится всего лишь три месяца, поэтому данное время приходится использовать максимально эффективно и рационально.
Основную часть времени в эти три месяца моряки проводят в учебных классах и за компьютерами, а только после этого отправляются в море.
Служба в ВМФ доступна далеко не каждому желающему призывнику или контрактнику. Для того, чтобы попасть в ряды Российского флота, необходимо обладать хорошим здоровьем, физической и психологической подготовкой. К тому же все большее предпочтение в ВМФ отдается военнослужащим по контракту.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Источник: armadishop.ru
Служба на флоте по призыву, как попасть в ВМФ
Море – отдельная стихия, безграничная и многогранная, со своими прелестями и капризами. Каждый знает море по-своему, и тем не менее, одно дело, если вы турист или рыбак, и совсем другой вопрос, если это служба в армии на флоте. Этот нелегкий труд является уделом настоящих мужчин, сильных телом и духом. Сегодня рассмотрим такую тему как служба в ВМФ по призыву. Какой срок ее прохождения, как попасть в матросские ряды, и может ли каждый юноша, мечтающий о тельняшке и море, осуществить свое желание.
Сколько служить
Все привыкли к тому, что срочная служба в рядах ВМФ всегда была дольше, чем в сухопутных войсках. В СССР действительно был повышенный срок пребывания на службе в морфлоте, он составлял 36 месяцев. За это время юные матросы превращались в закоренелых моряков, знающих все тонкости корабельного дела, прошедших на практике все особенности поведения моря и тяготы службы на судне вдали от суши.
Однако в 1996 году ВМФ России примкнул к остальным родам войск в плане приказов и распоряжений касательно армии в целом, и срок несения службы сократился до общевойсковых 24 месяцев. Известный факт, что посредством проведения военной реформы в 2008 году в вооруженные силы РФ стали призывать новобранцев в строй на 12 месяцев.
Это распоряжение коснулось и морского флота, так что в 2020 году матросы будут драить палубу и не только на протяжении всего 365 дней, что в 3 раза меньше, чем отслужил, например, дедушка юного моряка.
Начало боевой службы
В начале 1950-х годов командование ВМФ СССР впервые сформулировало концепцию постоянного присутствия группировок флота в стратегически важных районах Мирового океана. В основе её было доктринальное положение о характере будущей войны как всеобщей ядерной и оценка её начального периода как критически важного. Отсюда следовал вывод, что только уже развернутые соединения смогут заметно повлиять на ход войны в начальный период.
Первоначально наиболее приоритетным районом боевой службы считалось Средиземное море, куда с середины 1950-х годов стали направляться сводные эскадры из состава Балтийского и Черноморского флотов.
Эпизод боевой службы 5-й эскадры. Противолодочный крейсер «Москва» у берегов Марокко. Январь 1970 года.
Первый опыт создания военно-морской группировки передового базирования СССР получил в 1958 году, когда с Балтики в Средиземное море (албанский залив Влера) была переведена бригада подводных лодок. Здесь в одной из бухт был оборудован пункт временного базирования со всей необходимой для подводных лодок береговой инфраструктурой[2]. В силу возникшего затем политического конфликта с Албанией, база была ликвидирована.
К середине 1960-х годов деятельность удаленных группировок развилась в боевую службу. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, очередная, 14-я по счёту сводная эскадра, действовавшая в Средиземном море, не участвуя непосредственно в боевых действиях, тем не менее сыграла важную роль в оказании поддержки Сирии и Египту. Вместе с тем, выявился и ряд недостатков в деятельности эскадры, что привело к созданию постоянного соединения советского ВМФ на данном театре военных действий. 14 июля 1967 года была официально сформирована 5-я оперативная эскадра, действовавшая в Средиземном море на протяжении 25 лет.
В начале 1968 года были сформированы 7-я оперативная эскадра (для несения боевой службы в Атлантическом океане) и 10-я оперативная эскадра (для несения боевой службы в Тихом океане).
В 1974 году в Индийском океане была сформирована 8-я оперативная эскадра, с подчинением Тихоокеанскому флоту. Позже она была сориентирована на Персидский залив.
Развёртывались и специальные соединения по обстановке, например, в Суэцком заливе и Красном море.
Кого берут и критерии отбора
На вопрос «Как попасть в ряды ВМФ по призыву?» ответ довольно простой – по общему распределению из военкомата, ничего сверхъестественного от юноши не потребуется. Теоретически это действительно именно так, однако кое-какие нюансы все же имеют место быть. Во-первых, существуют критерии отбора на службу в ВМФ, связанные с биологическими данными и здоровьем:
- рост кандидата в матросы не должен превышать отметки в 180 см;
- к прохождению «срочки» на флоте допускаются всего 3 категории годности граждан – А1, А2, И А3, что является гарантией крепкого здоровья будущего моряка;
- также для зачисления в морфлот необходимо успешно пройти психологическое тестирование, при этом должна быть выявлена вторая группа психической устойчивости.
Узнай: Какая материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих
Тем не менее, с ростом выше 180 см тоже имеется вариант надеть тельняшку. Если призывник соответствует остальным параметрам и проявляет желание служить в ВМФ, то его могут направить в береговую охрану либо в роту почетного караула при штабе. Конечно, на корабль такой «моряк» вряд ли попадет, тем не менее, элитная служба ему точно будет обеспечена.
Помимо вышеуказанных критериев, при отборе граждан в морфлот преимущество отдается следующим кандидатам:
- тем, кто имеет документ об окончании военно-морского училища;
- тем, кто имеет рабочую гражданскую специальность, например, моторист, сварщик или радиотехник, такие навыки обязательно пригодятся на корабле будущему матросу.
Более того, о своем намерении проходить срочную службу в рядах военно-морского флота необходимо заявить при прохождении медкомиссии. Делается это с целью привлечения вашей кандидатуры именно в ту команду, которая формируется для отправки на флот. Если уж юноша грезит морем до мозга костей, ему заранее известно, что он соответствует всем вышеуказанным требованиям, то в таком случае можно обратиться в отдел кадров войсковой части подразделения морского флота с вопросом о том, планируется ли набор матросов в данный призывной период.
При положительном ответе юноше будет оформлено соответствующее приглашение на службу именно в эту часть (бумагу необходимо передать в военкомат при удобном случае, которым может являться та же медкомиссия).
Жесткие требования по здоровью объясняются вполне логично – матрос обязательно должен быть физически крепким, а также психологически устойчивым. Что же касается так называемой «конкуренции за место под Солнцем», то она обусловлена низким процентом призывников, отправляющихся служить именно на флот, ведь на сегодняшний день основная часть моряков – контрактники.
Реализация задач боевой службы
Вначале единственной задачей сил, несущих боевую службу, была готовность к войне. Исходя из реальных возможностей, доктрина признавала, что их боевая устойчивость за пределами действия авиации ПВО страны невысока. Фактически это значило, что их роль ограничится первым ударом. Последующие действия не предусматривались.[1]
Когда оказалось, что перспектива всеобщей войны несколько отдаляется, развернутым силам стали не только ставить попутные задачи, но и организовывать их поддержку с этой целью. Однако официально заявленное создание плавучих тылов[6], шло в основном по пути переоборудования торговых и рыболовных судов во вспомогательные, и только в небольшой степени — строительства специализированных проектов (например, проект 1833).
Особенности службы на флоте
Не нужно лишний раз упоминать, что моряки в погонах находятся в особо тяжелых условиях несения службы, они не просто оторваны далеко от дома, вокруг них находится беспросветная водная поверхность и один лишь горизонт. Кроме самой фундаментальной особенности проявляется и еще одна интересная тенденция, на кораблях ВМФ практически отсутствуют такие печально известные в сухопутных войсках понятия как дедовщина и уставщина.
Узнай: Когда празднуется день армии России
Объясняется этот факт не менее логично, чем строгие критерии отбора. Дело в том, что за каждым членом корабля закреплены определенные обязанности на весь период несения службы. Поэтому, с целью повышения работоспособности и качества выполнения поставленных перед корабельным расчетом задач, выяснять отношения матросам и офицерам совершенно невыгодно, а иногда и попросту некогда. Так же не стоит забывать о пресловутом моменте нахождения всего экипажа «под одной волной», что само по себе влечет к сближению между матросами и командующим составом.
Задачи боевой службы
Эпизод боевой службы. Навал СКР «Беззаветный» на USS «Yorktown», 12 февраля 1988 г.[3]
К задачам боевой службы флота относились:
- Боевое дежурство атомных ракетных ПЛ;
- Боевое охранение атомных ракетных ПЛ;
- Поиск ракетных ПЛ вероятного противника и слежение за ними;
- Слежение за авианосными группировками вероятного противника
В качестве попутных задач развернутым силам ставились:
- Наблюдение за стратегически важными морскими коммуникациями;
- Изучение вероятных районов боевых действий;
- Недопущение разведывательной деятельности вероятного противника на подходах к своему побережью;
- Демонстрация силы;
- Оказание моральной поддержки дружественным государствам;
- Защита собственного судоходства и рыболовства
Что в итоге
Подводя своеобразный итог, можно выделить следующие факты о прохождении срочной службы в ВМФ:
- параметры отбора граждан на вакансии будущих матросов достаточно жесткие, что объясняется спецификой несения службы;
- для несения корабельной службы кандидат должен иметь отменное здоровье, а также рост в пределах 180 см;
- преимущество при отборе в местном военкомате можно получить, окончив военно-морскую академию или освоив одну из рабочих гражданских специальностей;
- порой, чтобы надеть тельняшку, нужно еще до похода в военкомат отправиться в определенную войсковую часть, проверить наличие заявки на набор призывников и подтвердить свои физические данные;
- несмотря на все тяготы корабельной службы и пребывания в открытом море, абсолютно каждый член экипажа получает незабываемые впечатления, эмоции, а также чувствует особенное отношение с природой, оставаясь один на один со стихией.
Поэтому, если вы желаете попасть именно в этот род войск, надо позаботиться об этом заранее.
За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.
«Армия учит тому, что инициатива наказуема»: солдат о службе в ВМФ
Во вторник, 15 ноября, в России празднуется День призывника. По этому случаю телеканал «360» спросил у недавнего призывника и уроженца Раменского района о службе. Молодой человек рассказал, что стоит брать с собой в военкомат, чему учит армия и как можно из Подмосковья попасть на Северный морской флот. По понятным причинам, имя и фамилия собеседника не указываются.
Как я оказался в армии
В армию я пошел в 22 года: нужно было на работу устраиваться, а без военника (военный билет — прим. «360») туда, куда я хотел, не брали. И я решил, что хватит уже от армии бегать и сам пошел. Тем более, что в местном военкомате мне слезно обещали, что служить я буду рядом с домом и смогу в «увал» (увольнительную — прим. «360») домой уходить.
Отвезли нас в распределок (распределитель — прим. «360») — я уже толком и не помню, где это было — и там спрашивали, куда я хочу, в ВДВ или в ВМФ. Так как высоты я боюсь и ВДВ — это не по мне, то я выбрал морфлот. По здоровью и по всем остальным параметрам я туда проходил.
Мне сказали в итоге — Североморск (город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска — прим. «360»). Я сначала пытался найти такой город в Подмосковье, вспоминая обещания военных комиссаров про службу рядом с домом, но, разумеется, никакого населенного пункта рядом со столицей с таким названием нет. Что, в общем-то, логично. После двух суток в поезде стало очевидно, что в «увал» домой на выходные я точно не попадаю.
Что брать с собой на службу
Я с собой взял только бритвенный станок, причем одноразовый, потому что мне сказали, что там все сначала отбирают. И взял еще дешевый телефон, чтобы не обидно было, если украдут или заберут. Ну и документы, зубную пасту, щетку и трусы с носками на всякий случай. И больше ничего не брал. У тех, кто с собой набрал много всего, все и разобрали на «распределке» (распределитель — прим. «360»).
«Учебка»
«Учебки» как таковой у нас не было. Хотя это странно: когда посылают служить на корабль, то первые полгода надо пройти некое обучение. У нас был курс молодого бойца в течение месяца — это скорее было похоже на физподготовку. А по сути мы вливались в процесс субординации, «физуха» была, бегали постоянно, маршировали. Потом уже — сама служба.
Как на подиуме мы стояли все вместе перед командирами кораблей, и нас выбирали, «покупали», в общем. Попал я на большой десантный корабль «Георгий Победоносец», который на тот момент находился в доке. Там мы с первых дней начали «пахать».
С чего начинается служба
Именно когда нас с зеленой формы солдатской одежды в моряки переделали, переодели в морскую форму одежды, я и попал в док. Там мы по началу ремонтировали корабль, где-то недели две. Потом был первый наш выход в море — отправились в Североморск, где была бригада десантных кораблей. Сначала были пробные выходы — посмотреть, как все отремонтировано.
Стоит отметить, что там был полярный день, а я до армии в основном ночью активный образ жизни вел. И было достаточно напряженно два месяца не видеть ночи вообще. Потому что в казармах были. А вот на корабле комфортнее — внутри корабля, понятное дело, темно. Потом нас отправили в Балтийск на учения «Запад-2013» с белорусами.
Наше задачей было БМПешки (боевые машины пехоты — прим. «360») высадить с воды, чтобы они десантировались, до земли дошли, а там у них уже свои были стратегические задачи. Мы все отрабатывали очень долго. И потом нас уже отправили в другие места — например, в Новороссийск. По пути туда мы заходили в Португалию на пару суток.
Это был первый случай в истории российских десантных кораблей, когда нас принимал португальский порт. Там мы запаслись водой, топливом.
Обязанности матросов
На самом деле, когда я шел на корабль, я вообще не понимал, что там можно делать. Я-то думал: море, все на палубе, солнышко, все празднично, отлично. Но ничего подобного: когда корабль находится в море, у всех свои обязанности. У меня, например, была должность минера. Десантный кораль несколько функций выполняет.
Первая — транспортировка БМП или танков в боевое время, вторая — сбрасывание мин в воду, чтобы контролировать локально подступы к берегу. Но так как боевых действий мы никаких не несли, то у меня даже не было материальной части. И поэтому я выполнял все подряд. Меня там писарем записали, так как я в ладах с компьютером.
В море самом постоянно отрабатывались тревоги. Мы отрабатывали задачу затопления корабля и поступления огня. Звучит тревога (обычно это было во время перерыва в смену), все занимают свои боевые посты и каждый выполняет определенную функцию. Все это у каждого моряка записано в книжке «Боевой номер».
Быт на корабле и еда
На корабле свой рацион, все по ГОСТу прописано. Но часто бывало, что что-то заканчивалось: как раз когда мы шли в Балтийск, у нас практически закончилась провизия и питались мы гречкой на завтрак, обед и ужин. И еще, в отличие от сухопутных войск, моряки едят четыре раза в день. Есть еще вечерний чай, грубо говоря. Когда мы ходили в море, сами хлеб пекли.
Это логично: больше трех суток хлеб не продержится. Была даже вахтенная должность — пекарь, который всю ночь пек хлеб на весь личный состав в 140 человек.
Отношения внутри коллектива
Тут все просто. У нас, как и везде, есть так называемая вертикаль власти. То есть командиру бригады от верховного главнокомандующего поступает приказ — он приказал всем командирам кораблей. Они передают приказ своим офицерам, офицеры — мичманам, мичманы — контрактникам, а контрактники — нам. А нам уже не на кого это скидывать, потому что мы несчастные срочники.
Как таковой дедовщины, в принципе, не было — что мы пришли, что кто-то на полгода раньше. Мы — срочники, и не то чтобы о нас ноги вытирали, но нам уже не на кого скинуть любую задачу. Это вынуждало нас сплотиться и действовать сообща.
Армия — школа жизни. Или нет?
Это палка о двух концах. Если бы я все это время не служил, а работал, то, понятное дело, и по финансам и по всему остальному выиграл бы больше. Но в армии нет ни мамы с папой, ни родственников, там сам на себя полагаешься и учишься жить в коллективе. Армия меня, как минимум, научила тому, что инициатива наказуема. И все.
Единственное, что слегка напрягало, — делать масштабно в армии, в принципе, нечего. За счет этого там работает принцип: важен не результат, важен процесс. Нужно убивать время. Порой это доходило до абсурда., когда мы то в один цвет красили корпус корабля, то в другой. Это такие задачи, которые не рациональны и нелогичны.
Источник: xn--b1ac1aqnee.xn--p1ai