Когда затонула лодка в баренцевом море

30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159.

К-159 — советская атомная подводная лодка проекта 627А «Кит», заводской № 289.
Затонула 30 августа 2003 года при буксировке на утилизацию. Погибло 9 человек.

О трагедии, произошедшей в Баренцевом море, сразу доложили президенту России Владимиру Путину. По его поручению, на Северный флот срочно вылетел Министр Обороны РФ Сергей Иванов. По прибытии в Североморск, он заявил: «Хочу подчеркнуть, никто здесь не ищет стрелочников. Я не судья. Степень вины каждого будет определять суд и следствие.

Расследование будет проводиться очень тщательно, невзирая на чины и звания». И оно началось…с предъявления обвинения Главной Военной прокуратурой РФ капитану 2 ранга Сергею Жемчужнову, который исполнял обязанности старшего по буксировке АПЛ «К-159». Ему в вину поставили то, что во время перехода были нарушены технические формы буксировки, а также не было оперативного реагирования на обрыв понтонов. Так решило руководство флота. А как было на самом деле?

Ровно 21 год назад в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер «Курск»

Трагедия
АПЛ «К-159» проекта 627-А – это первый опыт советских конструкторов по строительству атомных подводных лодок. Субмарины этого класса были основной ударной силой подводного флота в 60-х годах прошлого века. АПЛ «К-159», десятая в серии, вошла в боевой состав Северного флота в 1963 году. За четверть века службы совершила девять автономных походов, прошла боле 210 тысяч морских миль.

В последний раз «К-159» выходила в плавание в 1988 году. После этого похода АПЛ с заглушенными реакторами четырнадцать лет простояла на приколе в Гремихе рядом со списанными подлодками такого же класса.

В свой последний поход «К-159» вышла 28 августа 2003 года, лодку буксировали в город Снежногорск для последующей утилизации. 30 августа 2003 года в 2 часа 51 минуту в Баренцевом море в 3 милях северо-западнее острова Кильдин на 238-метровой глубине АПЛ затонула. В ходе проведения спасательной операции спасти удалось лишь одного старшего лейтенанта Максима Цибульского. Спасательными катерами были найдены и подняты на берег тела еще двух моряков-подводников. Семь членов экипажа «К-159» навсегда остались под водой.

Списанная аварийная субмарина шла на буксире, прикрепленная тросами к четырем судоподъемным понтонам. Тросы, которыми подводная лодка крепилась к понтонам, оборвались. По словам специалистов, причина этому проста: экономили во всем – в выборе способа буксировки, в выделении сил обеспечения (одно спасательное судно обеспечивало сразу две буксируемые подводные лодки). Цена этой сомнительной экономии – безопасность и жизнь людей.

В условиях пятибалльного шторма сначала оторвались тросы носовых понтонов, затем не выдержали и кормовые. В результате – забортная вода стала поступать внутрь корпуса «К-159». Как только это обнаружилось, Жемчужнов отдает подводникам приказ: «Надеть теплое белье, спасательные жилеты, собраться в третьем отсеке для эвакуации».

Но экипаж продолжает вести борьбу на выживание, надеясь спасти свой корабль. Ребята до последнего момента не хотели верить в безвыходность ситуации. К тому же они психологически не готовы «выброситься» в ночной шторм, зная о том, что придется плыть в холодной воде в одном спасательном жилете (экономили даже на обеспечении личного состава специальными гидрокостюмами). Через полчаса Жемчужнов повторяет приказ – безрезультатно. Экипаж по-прежнему не желает покидать корабль.

20 лет назад в Баренцевом море затонула подлодка «Курск»

Информацию о состоянии тонущей подлодки получает и командный пункт флота. В ответ оттуда приходит запрос: «Кто старший на буксировке и сколько человек на борту «К-159»? И это во время спасательной операции, когда на счету каждая секунда! От КП флота так и не было получено ни одной рекомендации или конкретной помощи.

Следствие
30 августа, в полдень, Жемчужнова снимают с буксира вертолетом и доставляют к Главному Военному прокурору в Североморск. Сначала его допрашивают как свидетеля, но уже на следующий день он становится главным и единственным обвиняемым. Первый допрос без адвоката длился до двух часов ночи. С Сергея Жемчужнова взята подписка о невыезде. До окончания следствия и вынесения решения по уголовному делу издан приказ об отстранении от должности и досрочном увольнении с военной службы капитана 2 ранга Жемчужнова «За неисполнение обязанностей старшего на буксировке, самоустранение от проверки готовности АПЛ к буксировке, непринятие решительных мер по укрытию на рейде Кильдин и по спасению экипажа».

Главная Военная прокуратура РФ создала следственную комиссию по этому делу, которая провела десятки экспертиз и проверок, расшифровала записи переговоров АПЛ «К-159» с буксиром и КП флота, провела большую работу, разобравшись во всех обстоятельствах трагедии.

Вскоре уголовное дело было заведено на командующего СФ адмирала Геннадия Сучкова. В мае 2004 года суд признал его единственным виновным в халатном отношении к возложенным на него служебным обязанностям в период руководства организацией перевода и обеспечения безопасности морской буксировки подводной лодки.

Оправдание
Следствие по делу о гибели АПЛ «К-159» и девяти членах ее экипажа велось год и семь месяцев. 14 мая 2005 года уголовное дело против капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова было прекращено Военной прокуратурой СФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Читайте также:  Какие магазины продают лодочные моторы

Послесловие
Атомная подлодка до сих пор лежит на глубине 238 метров , и операция по ее подъему будет стоить государству миллионы долларов. Как-то мелко по сравнению с этой суммой выглядят послевоенного года выпуска понтоны, которые «навесили» на лодку, экономя на дизельном топливе…Подводники верят, что души погибших товарищей остаются на борту субмарины, там, на дне море. И оно мстит людям за их алчность, халатность и произвол.
___________
Подготовлено на основании материалов Интернет (Источник: www.upp.org.ua/)
22 августа 2013г.

Да, бездушие и наплевательское отношение к безопасности, судьбам людей, так непримиримо вяжется с нынешней идеологией, как всё быстро меняется в сознаниях, после социалистического строя. Вот тебе и демократия! Спасибо за Ваши статьи, с уважением, Анатолий.

Спасибо, Анатолий.
Ваша поддержка очень важна для нас, неравнодушие читателей укрепляет нас в правильности начатого дела — страница «ПАМЯТИ ПОДВОДНИКОВ» -нужна!
____
С признательностью и уважением, ведущие страницы.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: stihi.ru

17 погибших моряков уже полгода на дне Баренцева моря. Вдовы добиваются расследования и похорон

«У нас нет места, где можно оплакать родных, и это ужасно. В Мурманске мы приходим на кладбище затонувших кораблей», — говорит Елена Шевцова. На траулере «Онега» 28 декабря 2020 года погиб ее сын Юрий и еще 16 его коллег. Только двоим морякам удалось спастись. Крушение еще расследуется, но судно, ставшее братской могилой, по-прежнему на дне.

«Не верю, что мужа нет — мы не попрощались»

«Моя жизнь превратилась в ад», — именно так сказала вдова старшего механика Сергея Безгузова, Ксения, в приемной президента 9 июня. Ни Минтранс, ни Минобороны, ни Росморречфлот или Морспасслужба не могут ответить на самый важный для нее вопрос — когда же будет поднята «Онега», а вместе с ней и тела погибших моряков.

Ксения Безгузова рассказывает, что Сергей 39 лет ходил в море. 27 декабря в 22:00 он в последний раз позвонил домой, сказал, что вернется в Мурманск до 5 января. На следующее утро Ксения узнала, что ее любимого больше нет.

Со слов выживших, Сергей первым замерз в ледяных водах Баренцева моря и утонул.

Только в мае Ксения пришла в церковь поставить свечу за упокой. Сознание отказывалось принимать, что Сергей погиб.

— Сережа снится мне практически каждый день с момента трагедии. Я и сейчас не верю, что его нет, ведь я с ним не прощалась, нет даже официальных документов о смерти. Сейчас Сережа — пропавший без вести, — рассказала Ксения «Правмиру».

Вдова требует поднять траулер ради памяти мужа — он и другие погибшие моряки достойны, чтобы причины крушения траулера установили достоверно.

Ксения рассказывает, что сразу после трагедии родственникам обещали поднять судно. Но тональность этих разговоров уже 28 января 2021 года на встрече в правительстве Мурманской области вдруг изменилась.

Сергей Безгузов. Фото: из семейного архива

— Изначально мы были уверены, что будут проводиться глубоководные работы, хотя бы чтобы обнаружить судно и понимать, где оно находится. Но это сошло на нет, и уже на второй встрече с губернатором осторожно было сказано, что, возможно, работ не будет. Но мы ждали, верили, что сейчас из-за погоды никто не будет рисковать водолазами, но как только наступит хорошая погода — апрель, май, июнь — будут мероприятия по подъему судна, — вспоминает она.

Еще раньше, в мае, в приемной президента в Санкт-Петербурге побывала Елена Шевцова . Ее сын Юрий, выпускник мурманской мореходки, незадолго до трагедии сыграл свадьбу. Он планировал уйти в рейс всего на 3 недели, чтобы потом переехать к семье в Петербург.

Его младший брат сейчас в академическом отпуске — больше в мореходку он не вернется.

Молодожены Юрий и Ютта Шевцовы. Фото: из семейного архива

Елена Шевцова также добивается проведения операции по подъему судна. За прошедшее время женщине пришлось узнать многое о судостроении, и она говорит, что, пока «Онегу» не обследуют, правду о причинах крушения не узнать.

— Знаете, у нас нет могил, и когда были в Мурманске, то просто ходили у залива на кладбище старых кораблей.

Читайте также:  Доска для катания за лодкой своими руками

У нас нет места, где можно оплакать родных, и это ужасно, — добавляет Елена.

Обе женщины говорят, что в приемных президента их выслушали внимательно, с уточняющими вопросами. Но какой будет результат и будет ли — вопрос.

На глубине в 130 метров

Борьба за подъем судна и тел погибших началась после Рождества, как только родственники хоть немного пришли в себя после смерти моряков, вспоминает Елена Бондаренко . На «Онеге» погиб ее муж, старший мастер добычи Игорь Бондаренко, моряк с 27-летним опытом.

Игорь Бондаренко. Фото: из семейного архива

Вдовы добились передачи дела о крушении «Онеги» из мурманского следственного отдела на транспорте СКР в вышестоящее Северо-Западное следственное управление на транспорте, а именно в отдел по расследованию особо важных дел.

За полгода у каждой из вдов появилась пухлая папка с запросами и ответами. В адресатах — Путин, Мишустин, Абрамченко, Бастрыкин, Краснов, Шойгу. Письма спускаются вниз, а в ответах за канцелярскими сложносочиненными оборотами кроются отказы.

Заместитель руководителя Росморречфлота Денис Ушаков в ответ Елене Бондаренко сообщил, что «место гибели судна точно не установлено».

Ксении Безгузовой — что даже после обнаружения «Онеги» «нет никакой гарантии» , что положение траулера на грунте позволит провести полноценный визуальный осмотр во время глубоководных работ.

«Если предположить, что, возможно, тела погибших моряков остаются на борту в помещениях нижних ярусов судна или в машинном отделении, то именно труднодоступность таких мест не позволит телерадиоуправляемому необитаемому подводному аппарату обследовать судовые помещения, а использование водолазов исключено в принципе ввиду глубин в 130 метров и неоправданного риска для жизни самих водолазов», — ответил замглавы Росморречфлота.

Рыболовецкое судно «Онега»

Одно из последних писем вдовы отправили на Северный флот. Ответ за подписью врио начальника управления подводно-аварийных спасательных работ Белова пришел неутешительный — военных привлекают только для поиска и спасения людей на море, а «возможности привлечения сил и средств Северного флота для обследования, подъема затонувшего судна и поиска без вести пропавших из воды нет».

Но в последних строчках ответа вдруг появляется надежда: «для привлечения к работам сил и средств Северного флота необходимо заключение договора через департамент имущественных отношений Минобороны России».

Почему затонула «Онега»?

Вдовы считают, что меньше всего в подъеме «Онеги» заинтересован судовладелец — архангельский рыболовецкий колхоз им. Калинина. По их мнению, возраст и техническое состояние судна, переоборудование могли стать причинами трагедии.

Игорь Бондаренко рассказывал жене, что «Онега» безнадежно устарела, ведь судно 1979 года постройки и в 2021 году должно было пойти «на иголки», то есть на металл, но вместо этого прошло капремонт и отправилось на промысел.

— Муж говорил, что судно было в ужасном состоянии, и я не боюсь этого говорить (…)

Их отправили в Архангельск в док, потому что там проще проходить регистр, а в Мурманске он более строгий (…) Муж говорил, что насосы постоянно не работают, электричество ломается, главный двигатель дохнет, — говорит Елена, добавляя, что к декабрю из-за этого большая часть экипажа списалась на берег, а в последний рейс отправились новые члены экипажа.

Мама погибшего матроса Владимира Тимербаева, Людмила, показывает одно из последних видео, которые снимали рыбаки на промысле. Она и ее супруг раньше сами ходили в море, и им сразу бросилось в глаза, что на этих кадрах видно отсутствие водонепроницаемых дверей, перегородок по внешнему контуру судна.

— Если волна заходит, то из-за водонепроницаемых перегородок вода не может пройти внутрь судна, но здесь вода зашла сразу, для нее не было препятствий, — объясняет она, показывая на экране телефона видео.

Владимир Тимербаев. Фото: из семейного архива

Через какое-то время в разговоре о сыне, который впервые оказался на «Онеге», Людмиле уже не сдержать слезы. Она говорит, что Владимир был морской от и до — она во время рейса узнала, что носит под сердцем ребенка, а его рождение совпало с Днем рыбака. Мужчина не представлял своей жизни без моря, говорил об этом своей невесте — свадьба была запланирована на это лето.

С выводами Ространснадзора о вине капитана и старпома в крушении траулера все вдовы категорически не согласны.

Подъем судна — 1 миллиард рублей

В день трагедии Следственный комитет возбудил дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Когда вдовы начали регулярно обращаться в следственные органы, Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР пошло на диалог. Раз в месяц полковник юстиции Павел Выменец, входящий в состав правительственной комиссии в связи с гибелью «Онеги», проводит онлайн-встречу и рассказывает вдовам о расследовании с поправкой на тайну следствия.

Людмила Тимербаева и Елена Бондаренко. Фото Светланы Котовой

Собеседницы «Правмира» говорят, что в итоге следователи оказались единственными, кто искренне сопереживает женщинам, потерявшим мужей и сыновей, кто тоже выступает за подъем судна и экипажа.

Читайте также:  Как измерить скорость моторной лодки

В Следственном управлении объясняют, что осмотр судна нужен для комплексной судоводительской судебной экспертизы, а подъем тел — для судебно-медицинских экспертиз.

— Требуется проведение совместных дорогостоящих мероприятий оборудованием, которым располагает ФГБУ «Морская спасательная служба», входящая в состав Росморречфлота Министерства транспорта РФ. Стоимость осмотра составляет около 25 млн рублей, подъем судна и буксировка его на берег — порядка 1 млрд рублей, — рассказали «Правмиру» в пресс-службе Северо-Западного следственного управления на транспорте.

Венки на воде

Еще одной проблемой для вдов стала установка памятника экипажу «Онеги». Если сразу после трагедии в правительстве области родным пообещали, что памятник поставят, то сейчас горсовет Мурманска настаивает на соблюдении местного порядка об установке мемориалов в городе только спустя 5 лет после крушения.

Выжидать такой срок вдовы не согласны, как и ставить памятник хоть сейчас на городском кладбище у несуществующих могил, объясняет Елена Бондаренко.

Пока что компромиссом стала идея мемориала в память обо всех рыбаках, погибших в Баренцевом море. Планируется, что он будет установлен неподалеку от храма Спаса-на-Водах и памятника морякам, погибшим в мирное время. Рядом с мемориалом будет указано, что он установлен по инициативе родственников экипажа «Онеги».

26 июня родственники погибших на судне выйдут в Баренцево море, чтобы помянуть экипаж «Онеги». К месту крушения судно не пойдет, ведь трое суток пути будут слишком мучительными для родных.

В планах выйти из Кольского залива туда, где начинается Баренцево море, чтобы опустить венки на воду и попрощаться с любимыми мужчинами.

На борту судна будут психологи и врачи, готовые помочь людям в горе. Но станет ли овдовевшим семьям легче от этой церемонии, пока их родных не предадут земле?

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источник: www.pravmir.ru

Причиной гибели российских моряков в Баренцевом море могла стать неисправная батарея электропитания

Журнал пишет, что в условиях открытого горения и критических перебоев с энергопитанием экипаж сумел обеспечить подъем на поверхность и не допустил повреждения атомной установки аппарата, что позволило избежать более серьезных последствий. Расследование причин трагедии займет около двух недель.

Как отмечает автор статьи, бывший корреспондент газеты «Коммерсант» Иван Сафронов, расследованием причин ЧП занимается специальная комиссия во главе с главнокомандующим ВМФ России адмиралом Николаем Евменовым. Согласно официальным данным, моряки погибли вследствие отравления продуктами горения: военные утверждают, что на аппарате возник пожар, который членам экипажа удалось ликвидировать самостоятельно.

По словам источников, близких к Минобороны, ЧП произошло в ходе получения батиметрической информации в Баренцевом море в интересах ВМФ. По словам двух военных источников, АС-31 должна была выполнить осуществить подводную разведку морского рельефа, а в случае обнаружения там каких-либо технических средств осуществить их подъем для дальнейшего изучения специалистами.

Глубина в районе проведения операции была гораздо меньше, чем заложенная возможность погружения, и причиной ЧП могли стали проблемы с одной из аккумуляторных батарей, обеспечивающих электропитание глубоководного аппарата. ЧП могло произойти, когда аппарат совершал подъем из глубины к носителю: в условиях открытого горения и критических перебоев с энергопитанием экипаж сумел обеспечить подъем на поверхность и не допустил повреждения атомной установки аппарата, что позволило избежать более серьезных последствий. Именно этим объясняется официальная формулировка Минобороны про «самоотверженные действия команды».

Как ожидается, комиссия во главе с Николаем Евменовым будет проводить расследование на протяжении двух недель: примерно столько времени уйдет на изучение характера повреждений, полученных АС-31, подъем документации и опрос специалистов, готовивших аппарат и его носитель «Оренбург» к походу. Предварительный доклад президенту подготовят в течение ближайших дней: в нем, по некоторой информации, будет содержаться исключительно техническая часть ЧП. Имена виновных в инциденте и степень ответственности должностных лиц будут определены в ходе следственных действий.

Между тем в сообществе «Военный осведомитель» в соцсети «ВКонтакте» опубликовали предположительный список моряков. На фотографии сообщается, что моряки погибли в ходе выполнения служебных задач в полигоне боевой подготовки Северного флота в результате стремительно развившегося сильного пожара на борту. Командование и личный состав «выразили глубочайшие соболезнования родным и близким офицеров».

Из-за плохого качества фотографии сложно прочитать имена в опубликованном снимке, но редакции TJ удалось узнать четырёх моряков, информацию о которых ранее опубликовали СМИ. Среди них — капитан первого ранга и командир подлодки Денис Долонский, который получил звание Героя России в 2012-2013 году за исследование Арктики и Антарктики, капитан первого ранга, испытатель глубоководной военной техники и Герой России Николай Филин, капитан первого ранга Андрей Воскресенский и капитан второго ранга Дмитрий Соловьёв.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что часть информации об инциденте с гибелью моряков-подводников является гостайной и не будет обнародована. Он также не стал отвечать на вопрос о том, есть ли на подлодке, где произошел инцидент, атомный реактор, переадресовав его в Министерство обороны РФ.

Источник: lyubimiigorod.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...