С полным текстом открытого письма членов первого экипажа подводной лодки К-19 Харрисону Форду можно ознакомиться здесь: http://gazeta.navy.ru/no030201/st02.htm
АПЛ К-19 «Отель» из-за высокой аварийности получила название «Хиросима». Списана в 1991 г. Сейчас на отстое в акватории СРЗ-10 в городе Полярный.
Макет подводной лодки, использовавшийся для съемок, был всего 8 метров в длину. Макет подготовила студия, отличившаяся спецэффектами в «Гладиаторе».
Несмотря на то, что русский перевод фильма осуществлялся под контролем наших экспертов, Северодвинск так и остался на Кольском полуострове. Для справки: на Кольском находится Североморск.
Со званием Вострикова (Харрисон Форд) происходят странные вещи: в большинстве эпизодов он капитан второго ранга, но, появившись перед верховным командованием в Москве, резко вырос в звании. (Вошел-то он в штаб еще капитаном второго ранга.) Позже свистопляска со званием продолжится.
Подлинная история аварии на подлодке «К-19»
В штабе ВМФ отмечалось, что вся эта затея с К-19 должна была повлиять на политику Кеннеди, но позже, когда на борту крутили ролик про загнивающий капитализм, в кадрах кинохроники неоднократно мелькало имя Никсона, ставшего президентом уже после трагедии с АПЛ К-19. Не исключено, что Никсон в то время был лишь кандидатом, но в пропагандистском ролике есть еще один, на этот раз явный анахронизм — показан разгон демонстрации в Бирмингеме, штат Алабама. Событие имело место весной 1963.
Когда отдавались команды с указанием угла дифферента, камера всякий раз, показывая экипаж, пыталась изобразить не дифферент, а крен. Так, если смотреть из кормы, угол дифферента на нос соответствовал углу крена на правый борт, а угол дифферента на корму — углу крена на левый.
Советская лодка К-19 была «построена» в капиталистическом городе Галифакс (Канада), если судить по постройкам на заднем плане (мосты и т. п.).
На помощь К-19 пришла чисто конкретная «советская» подлодка класса Oberon.
При выходе он становится опять кап.2-го ранга. По прибытии на лодку он опять меняет звания в самой лодке.
Странно, что придя на лодку, командир прямо в парадной форме ходит по отсекам.
Лодка-то ещё на стапеле, идут (вовсю!) ремонтно-пуско-налодчные работы; чистоты ещё просто не может быть, и он это прекрасно знает.
Никаких ходовых испытаний? Прямо из сухого дока — на боевое дежурство? Где достройка после спуска на воду? До полугода проходит от сдачи/приёмки до подъёма флага! И уже после этого — не сразу — боевой поход.
Не на полный срок — сначала стрельбы.
Сколько в этой лодке баллист. Ведь та, которой шмальнули из Арктики, надо полагать, была практической — без ядерной боеголовки? Почему после ракетных стрельб лодка не вернулась для перезарядки? Пошла на боевое дежурство с пустой шахтой!
Реактор с подлодки К-19 нашли в Карском море
Как лейтенант из училища мог получить право самостоятельно командовать реакторным отсеком? В день прибытия!
Напутствие ремонтникам: «Да поможет вам бог. «?!
Какая, к чёрту, возможность цепной реакции, о которой твердят друг-другу офицеры? Детонация боеприпасов и — термоядерный взрыв?? Обычный тепловой взрыв парового котла, как в Чернобыле. Но дело-то в открытом море происходит, никакой радиоактивной пыли бы не было!
Невозможность связаться с командованием, потому, что «замкнуло главный изолятор(!)»; несут на командира, что это — в результате всплытия из-подо льда, хотя уже после всплытия и стрельб дивно с Москвой говорили и даже получили новое задание. Кстати, почему бы и не починить «главный изолятор»? В стиле фильма «Четыре танкиста и собака»; там антенну танка повредили — неужто в экипаже п/л грузина Жоры не нашлось?
«Бунт на корабле». Ладно, но — откуда наручники? Они что, в штатную экипировку подводника входят?
Отец командира лодки брал с собой в поход горсть земли. Насыпал в карман кителя, надо полагать?
Эвакуация экипажа с одной лодки на другую — почему рули выдвинуты только у одной? Чтобы труднее переходить было — с прыжком?
Сцена суда (трибунала) — клетка. Откуда она?
В общем, в сцене где лодка погружается, ее корпус, вернее рубку, начинает мять давлением, насколько я знаю, на русских подлодках технология построения корпуса другая нежели на буржуйских. И вообще, рубка затопляется во время погружения и мяться не может.
Во-первых, когда советская лодка стала связываться с американцами, при показе Москвы генерал — (бог его знает кто)заходит в учреждение с очаровательным названием Министерство обороны(!) Российской Федерации.
Второе. Демонстрация задних мест идейным противникам свойственна как мне известно американским ВМС. (Когда после 91 года наш флот перестали уважать , и черножопые частенько злоупотребляли таким методом ведения идейной борьбы.
Третье. К чему Маршалу СССР принимать проводы лодки. Этим должен заниматься адмирал.
А в целом фильм ХОРОШИЙ. И плевать на все недочеты. Многие просто смехотворны: мол, повысили в звании за время пути. Гагарина, вон, на две лычки вперед подняли, пока он в космосе летал. Назначен на ответственный пост — получи повышение.
По-моему, так.
Мелкий недочет, хе-хе. Ему на лестнице звезды пришивали? А едва ступил на строящуюся ПЛ — разжаловали?
Андрей Аксенов 22.02.04
Первое, кроме вышеуказанных ляпов — ну как так можно спутать Баренцево море с Беринговым (в эпизоде, где Востриков выслушивает «напутствия» от Маршала).
Второе: назвать капитана второго ранга «мичманом» — это уже слишком! Диалог: «Как Ваша фамилия, мичман? — Демичев. Командир торпедного отсека». Это примерно как меня, мичмана, командир назвал бы кавторангом!
Третье: откуда в офицерской столовой взялись старшины? Грубейшее нарушение субординации! А в ВМФ СССР к ней относились довольно пиететно.
Четвёртое. «Тут ноги класть некуда, а ты грызуна приволок». И еще: «Заверни этим яйца
иация не дремлет». По-моему, всё ясно как телеграфный столб.
Пятое: даже в те времена (может, тем более в те) на замену погибшего врача никак не могли прислать специалиста, не знакомого с основами ядерно-химических поражений организма. Даже скудными заниями, но этот врач обязан был владеть — иначе бы он не «попал» на К-19. И уж по крайней мере «аспирин» как-то не вписывается.
Evil 06.04.04
И кто же какому-то командиру АПЛ выделил «Чайку» для поездок по Москве? Да у нас тогда этих командиров было до Китая раком не переставить, им жить то негде было, а уж кататься на «членовозе».
Дмитрий 27.04.04
Во время того, как всплывшую лодку заметил американский вертолет. Матросы показывают им задницы и знак FUCK. Хотя, речь идет о Советском Союзе 1961 года! Этих знаков тогда еще не было!
Т. е. знак не был распространен в СССР как сейчас.
Итак, офицеры К-19, расстроенные назначением Вострикова, квасят в каком-то ресторане. Обратим внимание на погоны капитана 3-его ранга Поленина (Лайем Нисон). Майорская (пардон, капитана 3-его ранга) «звезда» расположена совсем НЕ В ЦЕНТРЕ погона, она значительно смещена «вниз по плечу». А ведь Устав регламентирует расположение «звездочек» на погонах с точностью до МИЛЛИМЕТРА!
Неужели такой «правильный» офицер как Поленин не следит за своей формой? Прикол еще и в том, что рядом с Полениным сидит еще один капитан 3-его ранга с К-19 (кажется, торпедист? или артиллерист?), и у него «звезды» на погонах расположены правильно!
Читатель Андрей вполне справедливо заметил, что присутствие Маршала Советского Союза на «проводах» в боевой поход К-19 – это несколько… странновато. Хотя… если в фильме К-19 представлена как «самое могучее оружие давления на США» (САМ товарищ Хрущев «в курсе»!), то присутствие маршала вполне объяснимо. Прикол в другом.
Командир Востриков делает доклад, говоря примерно так: «Товарищ Маршал Советского Союза! Экипаж К-19…» и далее по тексту. Все правильно, все по Уставу: в толпе начальников ты ОБЯЗАН обращаться к СТАРШЕМУ по званию. Но едва Востриков закончил доклад, как стоящий рядом с Маршалом некий адмирал (всего-навсего трехзвездный генерал, лицо на НЕСКОЛЬКО ПОРЯДКОВ ниже Маршала по воинской иерархии. ) открывает рот и начинает чего-то говорить в ответ Вострикову! Это ж неслыханное нарушение субординации, когда твой подчиненный в твоем же присутствии чего-то лопочет в ответ на слова, обращенные к тебе – Маршалу СССР!)))
07.12.02 — 10.01.11
Источник: www.tramvision.ru
24 февраля 1972 года —на первой советской атомной подлодке К-19 произошел катастрофический пожар.
24 февраля 1972 года на первой советской атомной подлодке произошел катастрофический пожар. В истории отечественного подплава подводная лодка К-19 занимает особое место. Прежде всего это первый в нашей истории атомный подводный ракетоносец.
Но, к сожалению, эта подлодка заслужила на флоте неприятное прозвище «Хиросима»: ее буквально преследовали аварии, среди которых были две, обернувшиеся тяжелейшими последствиями. Первая из них произошла 4 июля 1961 года, когда во время первого боевого похода на К-19 произошла авария в системе охлаждения кормового атомного реактора.
Опыт борьбы с такого рода авариями у советского флота был минимальным, и можно лишь восхищаться мужеством подводников, которые в таких условиях сумели сделать все, чтобы избежать атомного взрыва на своем корабле. Но дорогой ценой: в течение двадцати дней после аварии восемь моряков уже на берегу скончались от лучевой болезни. Увы, на этом испытания, выпавшие на долю К-19, не закончились. 24 февраля 1972 года во время очередного боевого похода в предпоследнем, 9-м отсеке лодки произошел пожар. В результате этой катастрофы погибли 28 членов экипажа подлодки, а еще 12 человек остались живы только благодаря собственному мужеству и поддержке товарищей после проведенных 23 дней в замурованном кормовом отсеке.
Подводная лодка К-19 во время очередного выхода в море.
От стапеля до пожара
Строительство первого советского атомного подводного ракетоносца проходило в крайне напряженных условиях. Практически одновременно с СССР такой же корабль строили и США. А значит, тот, кто успевал первым, получал существенное военное и политическое преимущество. Ситуация осложнялась тем, что первенство в строительстве атомных субмарин на тот момент оставалось за США.
Именно там 14 июня 1952 года заложили, а 21 января 1954 года спустили на воду первую в мире подводную лодку с ядерной энергетической установкой – «Наутилус». В СССР первый подводный атомоход – подлодку К-3 «Ленинский комсомол» – построили на четыре года позже.
12 сентября 1952 года появилось постановление о проектировании лодки, 24 сентября 1955 ее заложили на Северодвинском судостроительном заводе №402 (нынешнем «Севмаше»), а спустили на воду лишь 9 августа 1957 года. Поэтому гонка на опережение в строительстве первых атомных подводных ракетоносцев имела особое значение. Работы по созданию К-19 шли в авральном режиме.
По воспоминаниям очевидцев, все причастные к постройке лодки, начиная от конструкторов и заканчивая рядовыми рабочими, трудились в три смены. Но все равно опоздали… Впрочем, это было неудивительно, ведь американская атомная ракетная подлодка «Джордж Вашингтон» была заложена 1 ноября 1957 года, а спущена на воду 9 июня 1959 года. Советскую К-19, чья история отсчитывается с 17 октября 1958 года, спустили на воду 11 октября 1959 года, то есть всего на четыре месяца позже. Правда, при этом и построить первый советский подводный ракетоносец наша промышленность сумела гораздо быстрее американской: за 359 дней против 586!
Подводная лодка К-19 выходит с места базирования, Северный флот. Однако спешка дала о себе знать: доводкой многих систем и механизмов морякам и судостроителям пришлось заниматься уже на спущенной на воду и официально вошедшей в строй лодке.
Не стоит забывать и о том, что этот корабль был первым в своем роде, а значит, неизбежно страдал от множества «детских болезней», как это бывает с любыми головными кораблями. 7 июня 1961 года подводная лодка К-19 вошла в состав Северного флота и была зачислена в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок.
В том же году субмарина начала выходы в море: в июне она отправилась на участие в больших флотских учениях «Полярный круг». Именно по возвращении с этих учений и произошла первая крупная авария на подлодке с выходом из строя реактора и гибелью восьми моряков. После этого лодку дезактивировали, в 1962 году заменили ей реакторный отсек и сами реакторы и снова вернули в строй.
15 ноября 1969 года лодка едва не потерпела новую катастрофу. Во время боевой подготовки К-19 при погружении столкнулась с американской атомной субмариной Gato. Однако все обошлось лишь смятием носовой оконечности легкого корпуса, и наша лодка своим ходом вернулась на базу, хотя и в надводном положении. А два с половиной года спустя случился тот самый пожар в девятом отсеке.
Подводная лодка К-19 во время боевой учебы, Северный флот.
«Задраить люки!»
Чтобы оценить, какое мужество проявили моряки К-19 в тот мрачный день 24 февраля 1972 года, и что им пришлось совершить, чтобы спасти свою лодку и своих товарищей, надо хотя бы коротко описать, в каких условиях произошел пожар. В тот день поздним утром, в начале одиннадцатого, лодка шла экономичным ходом на глубине 120 метров.
Это не было предельной глубиной, на которой она могла идти, но всплытие с такой отметки занимало немало времени. А в 10.23, согласно данным флотского расследования, в 9-м отсеке загорелось масло, попавшее на воздухонагреватель фильтра локального узла очистки воздуха. Эта беда была запрограммирована событиями, случившимися неделей раньше.
17 февраля на трубопроводе судовой гидравлической системы появилась крохотная трещина, из которой и начало сочиться масло. Проблему обнаружили и устранили, но к тому времени масло уже стекло вниз, туда, где находился фильтр вентилятора.
А дальше потянулась цепочка трагических совпадений: протекшее масло не убрали (сделать это оказалось невозможно из-за затрудненного доступа в нижнюю часть отсека), кожух фильтра раскалился из-за долгой работы на идущей в подводном положении лодки, а когда масло загорелось, личный состав отсека не сразу это заметил и не сразу оценил опасность. Когда пламя вырвалось в верхнюю, основную часть отсека, ликвидировать пожар своими силами матросы уже не могли.
И только тогда, в 10.54 на лодке прозвучал сигнал тревоги, по которому межотсечные двери тут же были задраены. Каждый отсек должен был бороться с огнем самостоятельно. Обитателям последнего, 10-го отсека, где буквально лежа на торпедах спали 12 человек, это спасло жизнь. Тем, кто находился в 9-м, это подписало смертный приговор.
Лишь нескольким матросам из него, когда по приказу командира корабля капитана второго ранга Виктора Кулибабы ненадолго отдраили переборку, чтобы восьмой отсек принял живых из девятого, удалось выйти из объятого огнем помещения. Остальных отрезала стена огня.
Общий вид и схема отсеков атомной подводной лодки К-19 (отмечен девятый отсек, в котором 24 февраля 1972 года начался пожар).
Невидимый убийца
Впрочем, и в восьмом отсеке, где располагались вспомогательные механизмы, кубрик и камбуз, тоже было небезопасно: туда по нарушенной системе подачи воздуха высокого давления стал проникать угарный газ и дым. Пришлось организовывать эвакуацию людей и оттуда в соседний седьмой отсек, а на местах остались только командир электротехнического дивизиона капитан третьего ранга Лев Цыганков и несколько его подчиненных.
Они задраили переборочный люк за своими эвакуировавшимися товарищами и вернулись к своим аппаратам и механизмам: без них лодка не могла продолжать всплытие. На то, чтобы остаться в живых, никто из них уже не рассчитывал.
А пожар в девятом отсеке не утихал, продолжая убивать и тех, кто находился поблизости, и тех, кто был в восьмом отсеке, – дымом и угарным газом, и уже добрался до седьмого, турбинного отсека. Здесь люди погибали, не отходя со своих боевых постов, не выпуская из рук штурвалов и рукояток: просто потому, что на минуту снимали изолирующие маски, или от проникающего угарного газа под неплотно прилегающие маски, или просто потому, что иссякали отведенные силы.
Тем временем лодку отделяли от поверхности уже считанные метры воды. Еще несколько мгновений, – и можно открыть рубочный люк и провентилировать отсеки! Но до этого момента угарный газ успел добраться и до шестого отсека, где располагалась главная энергетическая установка корабля – два атомных реактора. И здесь тоже начали погибать моряки, которые не оставляли боевых постов. Например, как только стало понятно, что отсек заполняет невидимая смерть, мичман Александр Новиков начал помогать матросам-срочникам надевать изолирующие маски и успел спасти многих, но не себя…
Операция по оказанию помощи аварийной подлодки К-19 после пожара в девятом отсеке.
Снимок сделан с борта спасательного буксира СБ-38, март 1972 года.
Запертые в торпедном
В 10.56 подлодка К-19 всплыла на поверхность и начала принудительную вентиляцию отсеков, одновременно передав на базу сообщение о ЧП на борту. Но рассчитывать на скорую помощь было трудно: лодка находилась вдали от родных берегов, в районе всплытия бушевал сильный шторм. Оставалось рассчитывать на то, что экипажу хватит сил, чтобы дождаться спасателей.
Лишь через двое суток к лодке подошло первое судно – сухогруз «Ангарлес». Но ни принять на борт моряков, нуждавшихся в эвакуации, ни завести буксирный конец на лодку не удалось: мешал шторм. Нужно было дождаться спасателей, имеющих специальное оборудование, чтобы попробовать взять К-19 на буксир и начать эвакуацию той части экипажа, которая не требовалась для буксировки корабля.
Но на это ушло еще десять суток. Только 8 марта к терпящей бедствие лодке подошли корабли спасательного отряда: крейсер «Александр Невский» и плавбаза «Магомет Гаджиев», а также три буксира (всего в операции по спасению К-19 принимали участие почти три десятка кораблей и судов Северного и Черноморского флотов).
Все это время в кормовом, десятом торпедном отсеке оставались взаперти двенадцать моряков во главе с капитан-лейтенантом Борисом Поляковым. Им грозила смерть от удушья, если бы на третий день вынужденного заключения они не смогли по внутреннему корабельному телефону дать знать о себе своим товарищам в носовых отсеках, а те не сумели бы пустить кислород по трубопроводу, который обеспечивал дифферентовку (выравнивание) лодки.
Куда хуже обстояло дело с водой: ее удалось найти только в почти пустой цистерне с пресной водой, и она, как вспоминали потом спасенные, была отвратительной на вкус. Впрочем, выбирать не приходилось. Еще хуже было с продуктами: рассчитывать можно было только на те «заначки», которые отыскались в матросских рундуках, то есть – на четыре пачки чая, две банки сгущенки и консервированную капусту. Все это делили на крохотные порции и ели в полной темноте. Ведь все батарейки в фонариках истощились еще в первые два дня, а электричества на лодке, которая заглушила реакторы, но не смогла запустить резервные дизели, не было.
Внешний вид десятого, кормового отсека подлодки К-19, в котором 12 моряков вынуждены были провести взаперти 23 дня.
23 дня в темноте
Первых членов экипажа К-19 удалось эвакуировать только 1 марта, на седьмые сутки аварии (1972 год был високосным). Двенадцать моряков по спасательному канату перебрались на борт стоящих рядом кораблей. 3 марта к эвакуации подключился вертолет с большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Дрозд», который присоединился к спасательному отряду.
С его помощью и по канатам, несмотря на бушующий шторм, с К-19 сняли еще 62 человека. На лодке остались только 19 человек аварийной команды во главе с командиром Кулибабой и 12 моряков, запертых в десятом отсеке. Их удалось вывести, точнее, вынести наружу только 18 марта – через 23 дня после пожара!
Очевидцы говорят, что обессилевшим морякам накладывали на глаза повязки, чтобы их, просидевших три недели в темноте, не ослепило мартовское солнце. 2 апреля подводная лодка К-19, пройдя на буксире 2160 морских миль, добралась до Североморска. И только тогда с нее сошел командир – капитан второго ранга Кулибаба.
Позднее, когда закончилось следствие по делу о пожаре, все действия командира экипажа и самих моряков были признаны верными. Командира наградили орденом Боевого Красного Знамени, а руководившего запертыми в десятом отсеке моряками капитан-лейтенанта Бориса Полякова – орденом Красной Звезды. Награды получили и многие другие члены экипажа (как живые, так и погибшие).
Внешний вид К-19, отбуксированной в Североморск после пожара, март 1972 года. После возвращения лодки в родную гавань в течение полутора месяцев ее экипаж, переживший такую колоссальную трагедию, расформировали. А саму К-19 после очередного ремонта, который тянулся с июня по ноябрь 1972 года, вернули в строй. И уже 8 января 1973 года она вышла на свою пятую службу, которую закончила с оценкой «отлично». https://histrf.ru/biblioteka/b/k-19-simvol-muzhiestva-i-stoikosti
Рубрики: | ИСТОРИЯ РСФСР-СССР КАТАСТРОФЫ ФЛОТ |
Источник: www.liveinternet.ru
Когда утонула подводная лодка к 19
- Жанры: Триллеры, Драма
- Дата выхода в РФ: 17 октября 2002
- Режиссёр: Кэтрин Бигелоу
- Мировая премьера: 19 июля 2002
- Год создания: 2002
- Страны: Великобритания, Германия, Канада, США
- Продолжительность: 138 мин.
Актеры и команда
Фото
Видео
Остросюжетная драма американского режиссера Кэтрин Бигелоу / Kathryn Bigelow, снятая по мотивам реальных событий.
Главные роли в фильме «К-19» / «K-19: The Widowmaker» сыграли Харрисон Форд / Harrison Ford, Лиам Нисон / Liam Neeson, Питер Сарсгаард / Peter Sarsgaard. Также в фильме снялись Сэм Спруэлл / Sam Spruell и Лев Прыгунов.
Сценарий был написан Кристофером Кайлом / Christopher Kyle по повести Луиса Науры / Louis Nowra.
Команда фильма К-19 / K-19: The Widowmaker
- Сценаристы: Кристофер Кайл, Луис Наура.
- Режиссер: Кэтрин Бигелоу.
- Актеры: Харрисон Форд, Лиам Нисон, Питер Сарсгаард, Сэм Спруэлл, Лев Прыгунов.
Сюжет фильма К-19 / K-19: The Widowmaker
В 1961 году СССР производит первую ядерную подлодку К-19. Под руководством капитана Алексея Вострикова (Харрисон Форд) подлодка готовится к выходу в рейд. Первым помощником капитана становится Михаил Поленин (Лиам Нисон), который должен был занять место капитана вместо Вострикова, с которым когда-то вместе служил.
Назначение Вострикова связывают со связями его жены в верхних эшелонах власти. Во время проверки капитан находит офицера, несущего пост у реактора, пьяным и спящим. Он выгоняет офицера и дает Поленину задание найти замену. Место занимает только что окончивший морскую академию Вадим Радченко (Питер Сарсгаард). Поленин считает, что увольнение офицера было ошибкой.
Вскоре в команде происходит еще одна замена, когда трагически погибает врач судна. Его место занимает военный врач, который раньше не был в море. Во время официальной церемонии спуска бутылка шампанского не разбивается о корабль, что не сулит ничего хорошего.
К-19 уходит в море на испытания. Востриков отдает приказ совершить глубоководные маневры, имитирующие экстренные ситуации, например, пожар и затопление. Капитан не доволен готовностью команды. Из-за неосторожности несколько членов экипажа получают ранения. Востриков указывает Поленину на нерасторопность моряков и обвиняет офицеров в мягкотелости.
Команда получает первое задание – выйти в Арктику и выпустить незаряженную баллистическую ракету. Капитан отдает приказ пробить лед, предполагая, что в толщину покров не больше метра. Поленин предупреждает, что это может быть опасно. Лодка поднимается на поверхность, но получает повреждения. Запуск ракеты проходит удачно.
Во время следующей миссии, когда K-19 направляется к американским берегам, происходит поломка системы охлаждения реактора, и его приходится остановить, но температура продолжает повышаться. Моряки с ужасом узнают, что страховочной охлаждающей системы нет, а антенна сломана, и у них нет связи с центром.
Радченко сообщает, что через три – четыре часа температура превысит критическую отметку, состоится взрыв, который приведет к детонации ядерных боеголовок. Если они попробуют остудить реактор вручную, команда подвергнется радиоактивному облучению. Команда находит способ охладить реактор. Первая группа волонтеров, не имея антирадиационных костюмов, получает серьезную дозу облучения. То же самое происходит и со второй командой, температура продолжает подниматься.
Интересные факты о К-19 / K-19: The Widowmaker
Продюсеры картины «К-19» передали команде реальной подводной лодки К-19 первоначальный сценарий. Капитан обратился к актерам и съемочной группе с открытым письмом, отдельное письмо написала группа офицеров и членов команды. В итоге некоторые сцены были вырезаны, а имена моряков изменены.
В съемках не участвовали советские подлодки, их роли сыграли американские, британские и канадские субмарины.
Съемки фильма «К-19» проходили в Канаде.
Источник: www.vokrug.tv