Подводная лодка «Ханли» 17 февраля 1864 года стала первой субмариной, потопившей вражеский корабль в ходе боевых действий. «Ханли» при этом не была полностью погружена и погибла вскоре после успешной атаки, но, тем не менее, сыграла большую роль в истории военно-морского искусства, продемонстрировав как преимущества, так и опасности подводной войны.
Эта подводная лодка была построена в период гражданской войны в США. Конфедераты потеряли 21 члена экипажа в трех случаях затопления лодки. Субмарина была названа в честь ее изобретателя, Хораса Лоусона Ханли, вскоре после ввода ее в эксплуатацию под контролем армии Конфедерации в Чарлстоне, штат Южная Каролина.
«Ханли» представляла собой стальную «сигару» длиной почти в 12 метров и 1,17 метра шириной. Долгое время бытовало основанное на рисунках Уильяма Александера мнение, что она была сделана на базе корпуса парового котла-бойлера, однако затем было доказано, что «Ханли» была изготовлена именно как подводная лодка и имела не цилиндрическую, а обтекаемую форму.
ПОДЪЁМ ПЕРВОЙ БОЕВОЙ ПОДЛОДКИ С ЭКИПАЖЕМ / ОТКРЫВАЕМ ТАЙНУ ГИБЕЛИ
В оконечностях лодки находились две балластные цистерны, наполнявшиеся через клапаны и осушавшиеся ручными помпами. Также, в корпусе находился дополнительный балласт, придающий остойчивость — прикрепленные к днищу корпуса металлические грузы. Для экстренного всплытия эти грузы могли отсоединяться при откручивании болтов изнутри лодки.
Лодку вооружили шестовой миной, содержащей 41 килограмм черного пороха, и прикрепленной на 6,7 метровый деревянный шест, установленный в носовой части. Мина была рассчитана на использование при глубине погружения субмарины не менее 1,8 метров. Конструкция детонатора не сохранилась, он мог быть как механическим, так и электрическим, о чем свидетельствуют найденные на «Ханли» обрывки медного провода.
В свою первую и последнюю атаку «Ханли» вышла 17 февраля 1864 года. Ее целью был стоящий на рейде Чарльстона 12-пушечный винтовой шлюп ВМС США «Хаусатоник» водоизмещением 1 240 тонн. Шлюп находился в пяти милях от берега и осуществлял морскую блокаду города.
«Ханли» под командованием первого лейтенанта Джорджа Диксона и с экипажем из семи матросов-добровольцев преодолела расстояние до «Хаусатоника» и успешно атаковала корабль. В течение пяти минут он пошел на дно, погибли пять членов экипажа, большинство спаслись на шлюпках или цепляясь за обломки.
После успешной атаки всплывшая лодка подала на берег условный сигнал о начале возвращения и погрузилась, после чего пропала без вести. По мнению американских исследователей, гибель лодки наступила вследствие механических повреждений, полученных от взрыва, из-за чего лодка не могла всплыть.
Показательно, что гибель застала экипаж на своих штатных местах. В 2008 году версия была частично подтверждена: ученые доказали, что помпы «Ханли» не работали, что может означать отсутствие воды внутри лодки, по этой версии причиной гибели экипажа считается недостаток кислорода в погруженном положении.
В январе 2013 года один из консерваторов «Х.Л. Ханли» и сотрудник Университета Клемсона в Южной Каролине Пол Мардикян объявил, что, наконец, разгадал эту загадку. По его словам, ему и нескольким другим исследователям удалось обнаружить в носовой части корабля небольшой медный осколок. Исследователи предположили, что в момент подрыва мины подлодка находилась очень близко к ней, в результате чего члены ее экипажа получили ранения и погибли.
ПОДЪЕМ НЕМЕЦКОЙ ПОДЛОДКИ С ЭКИПАЖЕМ
Источник: rus.team
17 февраля 1864 года. Первое боевое применение подводной лодки
Идею военного применения подводных лодок высказал еще Леонардо да Винчи, но до ее реального воплощения дошло только в середине XIX века, во время Гражданской войны в США. Первый успешный акт подводной войны выпало совершить подлодке южан H. L. Hunley.
Вошедшее в историю подводное судно представляло собой 12-метровую стальную «сигару» с экипажем из восьми человек. Одним из них был капитан, а другими — матросы, которые вращали (руками) коленчатый вал, присоединенный к гребному винту. Интересно, что первоначально лодку планировалось оснастить электромагнитным или паровым двигателем, но потом конструкторы остановились на более простом варианте. Вооружена лодка была пороховой миной, прикрепленной к семиметровому шесту.
Сделана подводная лодка была в Алабаме, откуда ее по железной дороге доставили в Чарльстон, где и ввели в строй. Первые испытания, в августе и ноябре того же года, прошли не очень успешно: подлодка дважды затонула, унеся жизни 13 человек, в том числе своего создателя Хораса Ханли.
Тем не менее, 17 февраля 1964 года H. L. Hunley пошла в атаку на шлюп северян Housatonic, блокировавший Чарльстон с моря. Экипаж корабля видел приближающую подлодку, но выстрелы не смогли пробить ее корпус. А вот шестовая мина H. L. Hunley сработала, и Housatonic пошел ко дну. Правда, его экипаж почти целиком спасся — в то время, как подлодка затонула вместе со всей командой. Тем не менее, этот бой вошел в историю.
В конце XX века H. L. Hunley была найдена, поднята и отреставрирована. Сейчас на нее можно посмотреть в реставрационном центре Уоррена Лаша в городе Норт-Чарлстон (штат Южная Каролина).
военно-морской флот инженерия памятные даты
Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.
Источник: scientificrussia.ru
18 октября 1914 года первый бой подводных лодок
2.2 K 20:47 — 18/Окт/15 PIPL (9 лет 7 месяцев)
Этот день в истории:
18 октября 1914 года впервые была потоплена в бою подводная лодка другой подводной лодкой. Английская субмарина E-3 затонула после попадания торпеды, выпущенной с немецкой лодки U-27. По этому случаю мы решили выбрать пять поединков между подводными лодками.
ПЕРВАЯ АТАКА
Британская подводная лодка E-3 совершала патрулирование недалеко от острова Боркума в Северном море. 18 октября команда заметила несколько миноносцев Германии. Позиция подлодки была неудобна для атаки. Командир корабля решил выждать, пока корабли пройдут мимо, и направил подлодку в бухту. Однако он не увидел, что в заливе находится германская подводная лодка U-27, которой командовал Бернд Вегенер.
Германская подводная лодка после всплытия на поверхность обнаружила объект, похожий на буй, однако в этом месте никаких буев быть не должно. Поняв, что перед ним британская субмарина, Вегенер отдал приказ к погружению. Он решил преследовать британскую субмарину, выбирая удобную позицию для атаки.
Когда расстояние между подводными лодками сократилось до 600 м, U-27 выпустила две торпеды G6. Взрыв произошел спустя 12 секунд. E-3 сразу же затонула. Опасаясь, что рядом может находиться еще одна британская лодка, Вегенер решил погрузиться и ретироваться. Спустя 30 минут U-27 возвратилась для поиска выживших, однако все 28 членов экипажа E-3 погибли.
«Щ-307»
10 августа 1941 года подводная лодка «Щ-307» обнаружила немецкую подводную лодку U-144. После двухторпедного залпа обе торпеды попали в цель, потопив, таким образом, немецкую подлодку U-144. Весь экипаж немецкой подлодки (28 человек) погиб. В некоторых источниках данную атаку называют фактически первой достоверно подтверждённой торпедной атакой балтийских подводников в Великой Отечественной войне. 12 августа 1941 года лодка успешно вернулась на базу, после чего в конце августа того же года приняла участие в таллинском переходе и прибыла в Кронштадт.
Рубка Щ-307 выставлена в мемориальном комплексе «Парк Победы» в Москве.
С-101
Еще одной советской подводной лодкой, которой удалось потопить немецкую субмарину, стала С-101. Она представляла собой дизель-электрическую торпедную подводную лодку среднего класса. Советской разведке стало известно что в Карском море находятся немецкие субмарины, для их уничтожения были посланы в том числе «С-101» и С-54. Немецкая подлодка «U-639» была обнаружена ранним утром 28 августа 1943 года в надводном положении. «С-101» выпустила три торпеды, немецкая субмарина затонула мгновенно вместе со всем экипажем, 47 человек.
U-864
Большая океанская немецкая подводная лодка U-864 была спущена на воду 9 декабря 1943 года. Лодкой командовал корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам. Лодка совершила один боевой поход. Была потоплена 9 февраля 1945 года в Северном море к западу от Бергена, Норвегия торпедой британской подводной лодки HMS Venturer.
Лодка получила широкую известность после того, как она была обнаружена в 2005 году. Она перевозила груз ртути, что в настоящий момент создает угрозу экологической катастрофы.
U-864 должна была доставить в Японию стратегические материалы, в том числе детали реактивных двигателей и ртуть. Радиопередатчик немецкой лодки был запеленгован британской лодкой 9 ферваля 1943, после чего та выдвинулась на перехват U-864. Venturer произвёл торпедную атаку, выпустив четыре торпеды веерным залпом с интервалами 17,5 секунд.
U-864 услышала торпеды, и начала манёвр уклонения с погружением. Благодаря маневру ей удалось избежать попадания первых трёх торпед, но четвёртая поразила U-864 в корму от ограждения рубки. После попадания корпус лодки раскололся на две части. Все 73 члена экипажа погибли. Это была первая и с тех пор единственная атака лодки против лодки, когда обе были в подводном положении.
U-864 была обнаружена в 2005 году экспедицией ВМС Норвегии и британского Национального морского музея. Нос и корма лодки, перевозившей груз для японской военной промышленности, включая приблизительно 67 тонн металлической ртути в 1857 32-килограммовых стальных флягах, заложенных в твердый балласт, лежат на глубине около 150 метров.
В месте её гибели у острова Федье наблюдается загрязнение воды ртутью (годовая утечка ртути оценивается в 4 кг). Рыболовство в этом районе запрещено. В связи с угрозой экологической безопасности правительством Норвегии разрабатывались планы по поднятию подводной лодки. Также рассматривались проекты ее консервации. Работы должны были начаться в 2010 году, однако норвежское правительство приостановило их в связи с требованием провести дополнительные исследования.
«СЮРКУФ»
18 октября 1929 года была спущена на воду французская подводная лодка «Сюркуф». Она была названа в честь знаменитого капера Робера Сюркуфа. Это была крупнейшая подводная лодка в мире до постройки японских лодок I-400 в 1943 году. Она несла 22 торпеды. Кроме того, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт, предназначенный для разведки и корректировки артогня. «Сюркуф» могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении.
Лодка пропала 18 февраля 1942 года, когда направлялась к Панамскому каналу для перехода в Тихий океан. Согласно одной из версий, которую позднее оспорили эксперты, она столкнулась с американским сухогрузом «Томсон Лайкс». Тем не менее, остатки подлодки до конца не были найдены. Одна из самых необычных версий – субмарина пропала в Бермудском треугольнике. Однако некоторые специалисты склонны считать, что «Сюркуф» была потоплена двумя американскими подводными лодками USS Mackerel и USS Marlin.
Источник: aftershock.news