Когда состоялась первая атака с использованием подводной лодки

Подводная лодка «Ханли» 17 февраля 1864 года стала первой субмариной, потопившей вражеский корабль в ходе боевых действий. «Ханли» при этом не была полностью погружена и погибла вскоре после успешной атаки, но, тем не менее, сыграла большую роль в истории военно-морского искусства, продемонстрировав как преимущества, так и опасности подводной войны.

Эта подводная лодка была построена в период гражданской войны в США. Конфедераты потеряли 21 члена экипажа в трех случаях затопления лодки. Субмарина была названа в честь ее изобретателя, Хораса Лоусона Ханли, вскоре после ввода ее в эксплуатацию под контролем армии Конфедерации в Чарлстоне, штат Южная Каролина.

«Ханли» представляла собой стальную «сигару» длиной почти в 12 метров и 1,17 метра шириной. Долгое время бытовало основанное на рисунках Уильяма Александера мнение, что она была сделана на базе корпуса парового котла-бойлера, однако затем было доказано, что «Ханли» была изготовлена именно как подводная лодка и имела не цилиндрическую, а обтекаемую форму.

ПОДЪЁМ ПЕРВОЙ БОЕВОЙ ПОДЛОДКИ С ЭКИПАЖЕМ / ОТКРЫВАЕМ ТАЙНУ ГИБЕЛИ

В оконечностях лодки находились две балластные цистерны, наполнявшиеся через клапаны и осушавшиеся ручными помпами. Также, в корпусе находился дополнительный балласт, придающий остойчивость — прикрепленные к днищу корпуса металлические грузы. Для экстренного всплытия эти грузы могли отсоединяться при откручивании болтов изнутри лодки.

Лодку вооружили шестовой миной, содержащей 41 килограмм черного пороха, и прикрепленной на 6,7 метровый деревянный шест, установленный в носовой части. Мина была рассчитана на использование при глубине погружения субмарины не менее 1,8 метров. Конструкция детонатора не сохранилась, он мог быть как механическим, так и электрическим, о чем свидетельствуют найденные на «Ханли» обрывки медного провода.

В свою первую и последнюю атаку «Ханли» вышла 17 февраля 1864 года. Ее целью был стоящий на рейде Чарльстона 12-пушечный винтовой шлюп ВМС США «Хаусатоник» водоизмещением 1 240 тонн. Шлюп находился в пяти милях от берега и осуществлял морскую блокаду города.

«Ханли» под командованием первого лейтенанта Джорджа Диксона и с экипажем из семи матросов-добровольцев преодолела расстояние до «Хаусатоника» и успешно атаковала корабль. В течение пяти минут он пошел на дно, погибли пять членов экипажа, большинство спаслись на шлюпках или цепляясь за обломки.

После успешной атаки всплывшая лодка подала на берег условный сигнал о начале возвращения и погрузилась, после чего пропала без вести. По мнению американских исследователей, гибель лодки наступила вследствие механических повреждений, полученных от взрыва, из-за чего лодка не могла всплыть.

Показательно, что гибель застала экипаж на своих штатных местах. В 2008 году версия была частично подтверждена: ученые доказали, что помпы «Ханли» не работали, что может означать отсутствие воды внутри лодки, по этой версии причиной гибели экипажа считается недостаток кислорода в погруженном положении.

Читайте также:  Почему свистит лодочный мотор

В январе 2013 года один из консерваторов «Х.Л. Ханли» и сотрудник Университета Клемсона в Южной Каролине Пол Мардикян объявил, что, наконец, разгадал эту загадку. По его словам, ему и нескольким другим исследователям удалось обнаружить в носовой части корабля небольшой медный осколок. Исследователи предположили, что в момент подрыва мины подлодка находилась очень близко к ней, в результате чего члены ее экипажа получили ранения и погибли.

ПОДЪЕМ НЕМЕЦКОЙ ПОДЛОДКИ С ЭКИПАЖЕМ

Источник: rus.team

17 февраля 1864 года. Первое боевое применение подводной лодки

17 февраля 1864 года. Первое боевое применение подводной лодки

Идею военного применения подводных лодок высказал еще Леонардо да Винчи, но до ее реального воплощения дошло только в середине XIX века, во время Гражданской войны в США. Первый успешный акт подводной войны выпало совершить подлодке южан H. L. Hunley.

Вошедшее в историю подводное судно представляло собой 12-метровую стальную «сигару» с экипажем из восьми человек. Одним из них был капитан, а другими — матросы, которые вращали (руками) коленчатый вал, присоединенный к гребному винту. Интересно, что первоначально лодку планировалось оснастить электромагнитным или паровым двигателем, но потом конструкторы остановились на более простом варианте. Вооружена лодка была пороховой миной, прикрепленной к семиметровому шесту.

Сделана подводная лодка была в Алабаме, откуда ее по железной дороге доставили в Чарльстон, где и ввели в строй. Первые испытания, в августе и ноябре того же года, прошли не очень успешно: подлодка дважды затонула, унеся жизни 13 человек, в том числе своего создателя Хораса Ханли.

Тем не менее, 17 февраля 1964 года H. L. Hunley пошла в атаку на шлюп северян Housatonic, блокировавший Чарльстон с моря. Экипаж корабля видел приближающую подлодку, но выстрелы не смогли пробить ее корпус. А вот шестовая мина H. L. Hunley сработала, и Housatonic пошел ко дну. Правда, его экипаж почти целиком спасся — в то время, как подлодка затонула вместе со всей командой. Тем не менее, этот бой вошел в историю.

В конце XX века H. L. Hunley была найдена, поднята и отреставрирована. Сейчас на нее можно посмотреть в реставрационном центре Уоррена Лаша в городе Норт-Чарлстон (штат Южная Каролина).

военно-морской флот инженерия памятные даты

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

Источник: scientificrussia.ru

18 октября 1914 года первый бой подводных лодок

👁2.2 K 20:47 — 18/Окт/15 PIPL (9 лет 7 месяцев)

Читайте также:  Как управлять лодками the crew 2

Этот день в истории:

18 октября 1914 года впервые была потоплена в бою подводная лодка другой подводной лодкой. Английская субмарина E-3 затонула после попадания торпеды, выпущенной с немецкой лодки U-27. По этому случаю мы решили выбрать пять поединков между подводными лодками.

ПЕРВАЯ АТАКА

Британская подводная лодка E-3 совершала патрулирование недалеко от острова Боркума в Северном море. 18 октября команда заметила несколько миноносцев Германии. Позиция подлодки была неудобна для атаки. Командир корабля решил выждать, пока корабли пройдут мимо, и направил подлодку в бухту. Однако он не увидел, что в заливе находится германская подводная лодка U-27, которой командовал Бернд Вегенер.

Германская подводная лодка после всплытия на поверхность обнаружила объект, похожий на буй, однако в этом месте никаких буев быть не должно. Поняв, что перед ним британская субмарина, Вегенер отдал приказ к погружению. Он решил преследовать британскую субмарину, выбирая удобную позицию для атаки.

Когда расстояние между подводными лодками сократилось до 600 м, U-27 выпустила две торпеды G6. Взрыв произошел спустя 12 секунд. E-3 сразу же затонула. Опасаясь, что рядом может находиться еще одна британская лодка, Вегенер решил погрузиться и ретироваться. Спустя 30 минут U-27 возвратилась для поиска выживших, однако все 28 членов экипажа E-3 погибли.

«Щ-307»

10 августа 1941 года подводная лодка «Щ-307» обнаружила немецкую подводную лодку U-144. После двухторпедного залпа обе торпеды попали в цель, потопив, таким образом, немецкую подлодку U-144. Весь экипаж немецкой подлодки (28 человек) погиб. В некоторых источниках данную атаку называют фактически первой достоверно подтверждённой торпедной атакой балтийских подводников в Великой Отечественной войне. 12 августа 1941 года лодка успешно вернулась на базу, после чего в конце августа того же года приняла участие в таллинском переходе и прибыла в Кронштадт.

Рубка Щ-307 выставлена в мемориальном комплексе «Парк Победы» в Москве.

2

С-101

Еще одной советской подводной лодкой, которой удалось потопить немецкую субмарину, стала С-101. Она представляла собой дизель-электрическую торпедную подводную лодку среднего класса. Советской разведке стало известно что в Карском море находятся немецкие субмарины, для их уничтожения были посланы в том числе «С-101» и С-54. Немецкая подлодка «U-639» была обнаружена ранним утром 28 августа 1943 года в надводном положении. «С-101» выпустила три торпеды, немецкая субмарина затонула мгновенно вместе со всем экипажем, 47 человек.

3

U-864

Большая океанская немецкая подводная лодка U-864 была спущена на воду 9 декабря 1943 года. Лодкой командовал корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам. Лодка совершила один боевой поход. Была потоплена 9 февраля 1945 года в Северном море к западу от Бергена, Норвегия торпедой британской подводной лодки HMS Venturer.

Читайте также:  Сколько весит лодка ПВХ 380

Лодка получила широкую известность после того, как она была обнаружена в 2005 году. Она перевозила груз ртути, что в настоящий момент создает угрозу экологической катастрофы.

U-864 должна была доставить в Японию стратегические материалы, в том числе детали реактивных двигателей и ртуть. Радиопередатчик немецкой лодки был запеленгован британской лодкой 9 ферваля 1943, после чего та выдвинулась на перехват U-864. Venturer произвёл торпедную атаку, выпустив четыре торпеды веерным залпом с интервалами 17,5 секунд.

U-864 услышала торпеды, и начала манёвр уклонения с погружением. Благодаря маневру ей удалось избежать попадания первых трёх торпед, но четвёртая поразила U-864 в корму от ограждения рубки. После попадания корпус лодки раскололся на две части. Все 73 члена экипажа погибли. Это была первая и с тех пор единственная атака лодки против лодки, когда обе были в подводном положении.

U-864 была обнаружена в 2005 году экспедицией ВМС Норвегии и британского Национального морского музея. Нос и корма лодки, перевозившей груз для японской военной промышленности, включая приблизительно 67 тонн металлической ртути в 1857 32-килограммовых стальных флягах, заложенных в твердый балласт, лежат на глубине около 150 метров.

В месте её гибели у острова Федье наблюдается загрязнение воды ртутью (годовая утечка ртути оценивается в 4 кг). Рыболовство в этом районе запрещено. В связи с угрозой экологической безопасности правительством Норвегии разрабатывались планы по поднятию подводной лодки. Также рассматривались проекты ее консервации. Работы должны были начаться в 2010 году, однако норвежское правительство приостановило их в связи с требованием провести дополнительные исследования.

4

«СЮРКУФ»

18 октября 1929 года была спущена на воду французская подводная лодка «Сюркуф». Она была названа в честь знаменитого капера Робера Сюркуфа. Это была крупнейшая подводная лодка в мире до постройки японских лодок I-400 в 1943 году. Она несла 22 торпеды. Кроме того, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт, предназначенный для разведки и корректировки артогня. «Сюркуф» могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении.

Лодка пропала 18 февраля 1942 года, когда направлялась к Панамскому каналу для перехода в Тихий океан. Согласно одной из версий, которую позднее оспорили эксперты, она столкнулась с американским сухогрузом «Томсон Лайкс». Тем не менее, остатки подлодки до конца не были найдены. Одна из самых необычных версий – субмарина пропала в Бермудском треугольнике. Однако некоторые специалисты склонны считать, что «Сюркуф» была потоплена двумя американскими подводными лодками USS Mackerel и USS Marlin.

Источник: aftershock.news

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...