09.09.52 — принято Постановление СМ СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Проектирование было поручено СКБ-143. Гл. конструктор Перегудов В.Н.
22.11.55 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования на основе АЛЛ проекта 627 серийной атомной подводной лодки с торпедным вооружением проекта 627А(«Кит»). Назначение проекта: Слежение за морскими носителями ядерного оружия вероятного противника и поддержание постоянной готовности к нанесению по ним упреждающего удара.
Проектантирование было поручено СКБ-143. Гл. конструктор Перегудов В.Н.
17.08.56 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 675 с ракетным комплексом П-6 предназначенного для нанесения ракетно-ядерных ударов по авианесущим группам противника. Проектирование было поручено ЦКБ-18. Гл. конструктор Пустынцев П.П.
25.08.56 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 659 с ракетным комплексом П-5 с 6-ю крылатыми ракетами, предназначенным для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье противника. Проектирование было поручено ЦКБ-18. Гл. конструктор Пустынцев П.П.
Самая первая советская Атомная подводная лодка.Как ее строили,кинохроника тех лет
26.08.56 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 658 с ракетным комплексом Д-2 и тремя баллистическими ракетами Р-13, предназначенного для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника. Проектирование было поручено ЦКБ-18.
пр.627 | пр.627А | пр.658 | пр.658М | пр.658С | пр.658У | пр.701 | пр.659 | пр.659Т | пр.675 | пр.675К | пр.675МУ | пр.675МК | пр.675МКВ | пр.675Н | ||
Длина | Lmax | 107,4 | 107,4 | 114 | 114 | 114 | 114 | 129,8 | 111,2 | 111,2 | 115,4 | 115,4 | 115,4 | 115,4 | 115,4 | 115,4 |
Ширина | Вmax | 7,9 | 7,9 | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | ||
Осадка | Тmax | 6,47 | 5,7 | 7,68 | 8,2 | 6,35 | 6,2 | 7,9 | 7,9 | 7,9 | 7,9 | 7,9 | ||||
Водоизмещение | Wнп | 3 118 | 3 075 | 4 080 | 4 981 | 3 750 | 3 650 | 4 450 | 4 450 | 4 450 | 5 090 | 5 375 | ||||
Водоизмещение | Wпп | 4 069 | 4 750 | 5 242 | 4 920 | 4 900 | 5 760 | 5 760 | 5 760 | 6 360 | 6 810 | |||||
Запас плавучести | ЗП | 30 | 28 | 31,6 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | |||||||
Глубина рабочая | Нраб. | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 |
Глубина предельная | Нраб. | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Скорость | Vнп | 15,5 | 15,5 | 18 | 15 | 14 | 15 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | |||
Скорость | Vпп | 23 | 29 | 26 | 23 | 23 | 24 | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 | 23 | |||
Экипаж | 104 | 104 | 104 | 123 | 104 | 98 | 104 | 107 | 104 | 107 | 112 | |||||
Автономность | 50 | 60 | 50 | 50 | 50 | 50 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Источник: oosif.ru
65 лет первой атомной подводной лодке
15 октября 1952 года начались работы по созданию первой атомной подводной лодки (АПЛ). Необходимо было решить ряд новых инженерно-конструкторских задач и в первую очередь создать атомную энергетическую установку по габаритам, удовлетворяющим объемам подводного корабля.
Под руководством главного конструктора Н. А. Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов. Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. При меньших размерах достигалась относительно большая мощность. Создание транспортной атомной установки на тот момент было огромным техническим достижением и прогрессом.
В сентябре 1952 года Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР №4098-1616 «О проектировании и строительстве объекта №627». Там четко пунктом 6 указывалось «Обязать Министерство машиностроения и приборостроения (т. Паршина) организовать до 15 октября 1952 г. на базе СКБ-5 и других отделов
НИИхиммаша специальный Научно-исследовательский институт №8 (НИИ-8) для выполнения проектных, опытных и научно-исследовательских работ по созданию комплексной энергоустановки для объекта №627.
Николай Антонович Доллежаль.
Утвердить директором НИИ-8 Министерства машиностроения и приборостроения профессора Н. А. Доллежаля, с освобождением его от обязанностей директора НИИхиммаша».
Постановление было секретным, речь шла о проектировании и строительстве первой атомной лодки в Союзе. В нем расписывались все действия и персонально указывались ответственные лица за них. Весь проект возглавляли научные руководители академики Анатолий Петрович Александров и Александр Ильич Лейпунский, а главным конструктором по ядерной энергоустановке (ЯЭУ) назначался Николай Антонович Доллежаль, директор НИИ-8.
Шла холодная война, и рассчитывать на поддержку Запада не приходилось, и к тому же исполнители (инженеры-конструкторы, ученые и руководители) понимали, что «вождь народов» шутить не любит, многие из них работали в сталинских «шарашках», в том числе и Доллежаль, крупный теплотехник Союза. Уже 15 октября 1952 г. НИИ-8 приступил к работе.
Анатолий Петрович Александров.
Начались работы по созданию первой атомной подводной лодки (АПЛ). Необходимо было решить ряд новых инженерно- конструкторских задач и в первую очередь создать атомную энергетическую установку по габаритам, удовлетворяющим объемам подводного корабля.
Под руководством главного конструктора Н. А. Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов, в том числе и ЖМТ (жидкометаллический теплоноситель), но для первой АПЛ выбрали модификацию реактора ВВЭР (водяной носитель – дистиллированная вода высокой очистки). Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. При меньших размерах достигалась относительно большая мощность. Создание транспортной атомной установки на тот момент было огромным техническим достижением и прогрессом.
Александр Ильич Лейпунский.
Была создана малогабаритная, высоконапряженная и высокоманевренная ЯЭУ, удовлетворяющая весогабаритным требованиям для подводных лодок. На лодках первого поколения атомоходов были установлены реакторы ВМ-А мощностью 70 МВт. Автору этих строк пришлось служить на таких АПЛ, и могу засвидетельствовать, что эти реакторы были надежны, а вот парогенераторы (ПГ) подводили чаще. Но это уже другая тема, их конструировало другое предприятие.
Николай Антонович Доллежаль (1899 — 2000 гг.), академик, конструктор ядерных реакторов, создавал и возглавил НИИ-8, которым руководил 34 года. Под его руководством и при непосредственном его участии были созданы первые реакторы для атомных субмарин, которые в последующем совершенствовались. Уже третье поколение атомоходов (1960 — 1975 гг.) оснащались реакторами типа ОК-650БЗ мощностью 190 МВт, в 2,5 раза мощнее первых. И душой этих работ был Доллежаль.
Недаром возглавляемый им НИИ-8 в период становления и далее, названный сегодня НИКИЭТ (научно-исследовательский комплекс), создающий высокоэффективные и безопасные ядерные энергетические установки и объекты, входящий в Госкорпорацию «Росатом», назван его именем.
В Советском Союзе такие ученые, как Доллежаль, проходили под грифом «Великие без имен». Честь им и хвала, что они создали такую ученую и производственную базу, которая и сейчас нас держит на плаву!
Вадим Кулинченко.
Источник: vestidosaaf.ru
Когда сделали первую атомную подводную лодку
Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло.
Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом.
Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.
21 января 1954 года с верфи Гротона штата Коннектикут сошла первая в мире атомная подводная лодка. Влияние романа «20 тысяч лье под водой» на умы было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна.
При длине – 97 метров и ширине 8,2 метра, лодка имела водоизмещение 4092 тонны. Она провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой – до 20 узлов.
«Наутилус» стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года.
Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотронные испытания. В частности делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.
Сегодня пять стран – Россия, Китай, США, Великобритания и Франция – используют больше ста атомных подводных лодок. А первенец «Наутилус» стоит в Гротоне у мемориального причала.
Источник: sasisa.org