Когда сделали первую атомную подводную лодку

09.09.52 — принято Постановление СМ СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Проектирование было поручено СКБ-143. Гл. конструктор Перегудов В.Н.

22.11.55 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования на основе АЛЛ проекта 627 серийной атомной подводной лодки с торпедным вооружением проекта 627А(«Кит»). Назначение проекта: Слежение за морскими носителями ядерного оружия вероятного противника и поддержание постоянной готовности к нанесению по ним упреждающего удара.

Проектантирование было поручено СКБ-143. Гл. конструктор Перегудов В.Н.

17.08.56 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 675 с ракетным комплексом П-6 предназначенного для нанесения ракетно-ядерных ударов по авианесущим группам противника. Проектирование было поручено ЦКБ-18. Гл. конструктор Пустынцев П.П.

25.08.56 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 659 с ракетным комплексом П-5 с 6-ю крылатыми ракетами, предназначенным для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье противника. Проектирование было поручено ЦКБ-18. Гл. конструктор Пустынцев П.П.

Самая первая советская Атомная подводная лодка.Как ее строили,кинохроника тех лет

26.08.56 — принято Постановление СМ СССР о начале проектирования атомной ракетной ПЛ проекта 658 с ракетным комплексом Д-2 и тремя баллистическими ракетами Р-13, предназначенного для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника. Проектирование было поручено ЦКБ-18.

пр.627 пр.627А пр.658 пр.658М пр.658С пр.658У пр.701 пр.659 пр.659Т пр.675 пр.675К пр.675МУ пр.675МК пр.675МКВ пр.675Н
Длина Lmax 107,4 107,4 114 114 114 114 129,8 111,2 111,2 115,4 115,4 115,4 115,4 115,4 115,4
Ширина Вmax 7,9 7,9 9,2 9,2 9,2 9,2 9,2 9,3 9,3 9,3 9,3 9,3 9,3
Осадка Тmax 6,47 5,7 7,68 8,2 6,35 6,2 7,9 7,9 7,9 7,9 7,9
Водоизмещение Wнп 3 118 3 075 4 080 4 981 3 750 3 650 4 450 4 450 4 450 5 090 5 375
Водоизмещение Wпп 4 069 4 750 5 242 4 920 4 900 5 760 5 760 5 760 6 360 6 810
Запас плавучести ЗП 30 28 31,6 27 27 27 27 27
Глубина рабочая Нраб. 240 240 240 240 240 240 240 240 240 240 240 240 240 240 240
Глубина предельная Нраб. 300 300 300 300 300 300 300 300 300 300 300 300 300 300 300
Скорость Vнп 15,5 15,5 18 15 14 15 14 14 14 14 14 14
Скорость Vпп 23 29 26 23 23 24 23 23 23 23 23 23
Экипаж 104 104 104 123 104 98 104 107 104 107 112
Автономность 50 60 50 50 50 50 90 90 90 90 90
Читайте также:  Лодочный мотор дымит белым дымом причина

Источник: oosif.ru

65 лет первой атомной подводной лодке

15 октября 1952 года начались работы по созданию первой атомной подводной лодки (АПЛ). Необходимо было решить ряд новых инженерно-конструкторских задач и в первую очередь создать атомную энергетическую установку по габаритам, удовлетворяющим объемам подводного корабля.

Под руководством главного конструктора Н. А. Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов. Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. При меньших размерах достигалась относительно большая мощность. Создание транспортной атомной установки на тот момент было огромным техническим достижением и прогрессом.

В сентябре 1952 года Иосиф Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР №4098-1616 «О проектировании и строительстве объекта №627». Там четко пунктом 6 указывалось «Обязать Министерство машиностроения и приборостроения (т. Паршина) организовать до 15 октября 1952 г. на базе СКБ-5 и других отделов
НИИхиммаша специальный Научно-исследовательский институт №8 (НИИ-8) для выполнения проектных, опытных и научно-исследовательских работ по созданию комплексной энергоустановки для объекта №627.

Николай Антонович Доллежаль.

Утвердить директором НИИ-8 Министерства машиностроения и приборостроения профессора Н. А. Доллежаля, с освобождением его от обязанностей директора НИИхиммаша».
Постановление было секретным, речь шла о проектировании и строительстве первой атомной лодки в Союзе. В нем расписывались все действия и персонально указывались ответственные лица за них. Весь проект возглавляли научные руководители академики Анатолий Петрович Александров и Александр Ильич Лейпунский, а главным конструктором по ядерной энергоустановке (ЯЭУ) назначался Николай Антонович Доллежаль, директор НИИ-8.
Шла холодная вой­на, и рассчитывать на поддержку Запада не приходилось, и к тому же исполнители (инженеры-конструкторы, ученые и руководители) понимали, что «вождь народов» шутить не любит, многие из них работали в сталинских «шарашках», в том числе и Доллежаль, крупный теплотехник Союза. Уже 15 октября 1952 г. НИИ-8 приступил к работе.

Читайте также:  Тех характеристики лодки малютка 3

Анатолий Петрович Александров.

Начались работы по созданию первой атомной подводной лодки (АПЛ). Необходимо было решить ряд новых инженерно- конструкторских задач и в первую очередь создать атомную энергетическую установку по габаритам, удовлетворяющим объемам подводного корабля.

Под руководством главного конструктора Н. А. Доллежаля было разработано несколько типов корабельных реакторов, в том числе и ЖМТ (жидкометаллический теплоноситель), но для первой АПЛ выбрали модификацию реактора ВВЭР (водяной носитель – дистиллированная вода высокой очистки). Аналогов такого типа реакторов в стране не существовало. При меньших размерах достигалась относительно большая мощность. Создание транспортной атомной установки на тот момент было огромным техническим достижением и прогрессом.

Александр Ильич Лейпунский.

Была создана малогабаритная, высоконапряженная и высокоманевренная ЯЭУ, удовлетворяющая весогабаритным требованиям для подводных лодок. На лодках первого поколения атомоходов были установлены реакторы ВМ-А мощностью 70 МВт. Автору этих строк пришлось служить на таких АПЛ, и могу засвидетельствовать, что эти реакторы были надежны, а вот парогенераторы (ПГ) подводили чаще. Но это уже другая тема, их конструировало другое предприятие.

Николай Антонович Доллежаль (1899 — 2000 гг.), академик, конструктор ядерных реакторов, создавал и возглавил НИИ-8, которым руководил 34 года. Под его руководством и при непосредственном его участии были созданы первые реакторы для атомных субмарин, которые в последующем совершенствовались. Уже третье поколение атомоходов (1960 — 1975 гг.) оснащались реакторами типа ОК-650БЗ мощностью 190 МВт, в 2,5 раза мощнее первых. И душой этих работ был Доллежаль.
Недаром возглавляемый им НИИ-8 в период становления и далее, названный сегодня НИКИЭТ (научно-исследовательский комплекс), создающий высокоэффективные и безопасные ядерные энергетические установки и объекты, входящий в Госкорпорацию «Росатом», назван его именем.
В Советском Союзе такие ученые, как Доллежаль, проходили под грифом «Великие без имен». Честь им и хвала, что они создали такую ученую и производственную базу, которая и сейчас нас держит на плаву!
Вадим Кулинченко.

Источник: vestidosaaf.ru

Читайте также:  Что ловится в азовском море с лодки

Когда сделали первую атомную подводную лодку

Идея боевого применения подводного судна, высказанная впервые еще Леонардо да Винчи, была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло.

Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем — в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная подводная лодка. В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом.

Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.

21 января 1954 года с верфи Гротона штата Коннектикут сошла первая в мире атомная подводная лодка. Влияние романа «20 тысяч лье под водой» на умы было столь сильно, что первую атомную подводную лодку назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна.

При длине – 97 метров и ширине 8,2 метра, лодка имела водоизмещение 4092 тонны. Она провела рекордное на тот момент для американцев время под водой без всплытия и показала наибольшую скорость под водой – до 20 узлов.

«Наутилус» стал также первой субмариной, которая прошла Северный полюс подо льдами Арктики 3 августа 1958 года.

Интересно и то, что на борту этого судна проводились психотронные испытания. В частности делались попытки влияния на принятие решений капитаном корабля противника.

Сегодня пять стран – Россия, Китай, США, Великобритания и Франция – используют больше ста атомных подводных лодок. А первенец «Наутилус» стоит в Гротоне у мемориального причала.

Источник: sasisa.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...