В основу очерка положен третий раздел «Отрывков из воспоминаний» А. Ф. Кони, напечатанных в «Вестнике Европы» 1908 г. No 5. Текст этого раздела был повторен с незначительными стилистическими исправлениями в составе цикла «Тургенев. — Достоевский. — Некрасов. — Апухтин. — Писемский. — Языков» во втором томе мемуаров А. Ф. Кони «На жизненном пути» (СПб., 1912; СПб., 1913; М., 1916). К 100-летию со дня рождения поэта воспоминания о Некрасове были существенно переработаны, дополнены и в виде самостоятельного очерка включены в книгу А. Ф. Кони «1821-1921.
Некрасов. Достоевский. По личным воспоминаниям» (Пб., Кооперативное издательство литераторов и ученых, 1921). В рукописном отделе Института русской литературы сохранился текст очерка из второго тома «На жизненном пути» (СПб., 1912) с правкою автора и корректура очерка из юбилейной книги 1921 года также с авторской правкой (ИРЛИ, ф. 134, оп. 1, ед. хр.
36, лл. 1-8). Юбилейной книге было предпослано следующее вступление:
НЕКРАСОВ А.Н. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
«Сочинения выдающихся писателей представляют обыкновенно ценный материал для суждения о их литературных вкусах, о взгляде их на задачи искусства и о их нравственных и общественных идеалах. Нередко в их измененной внешним образом форме содержатся автобиографические данные, которыми, однако, следует пользоваться с большой осторожностью, ввиду возможности создания себе далекого от действительности представления о личности писателя. В этом последнем отношении хорошим материалом могут служить личные воспоминания, рисующие писателя, так сказать, «живьем», причем иногда какая-нибудь, даже мелкая, подробность из житейских встреч с ним изображает его более ярко, чем длинные рассуждения о нем, почерпнутые из его сочинений.
На моем долгом жизненном пути судьба послала мне личное знакомство с Некрасовым и Достоевским, Львом Толстым и Майковым, Тургеневым и Гончаровым, Писемским, Соловьевым, Апухтиным, Кавелиным и др. Воспоминаниям о двух из них посвящается настоящая книжка, ввиду того, что в настоящем году исполнилось и исполняется 100 лет с рождения Некрасова и Достоевского».
Очерк был перепечатан в пятом (посмертном) томе «На жизненном пути» (Л., 1929). В настоящем издании печатается текст 1921 года с устранением явных опечаток и с рядом исправлений по сохранившейся корректуре.
Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н. А. Некрасов. Рядом с восторженным изображением его, как «печальника горя народного», существуют отзывы о нем, как о тенденциозном стихотворце, в произведениях которого «поэзия и не ночевала», как о лицемере, негодующее слово которого шло вразрез с черствостью его сердца и своекорыстием 1 . Здесь не место разбирать его произведения и доказывать при этом, как односторонни, пристрастны и несправедливы такие взгляды на его творчество и личность.
Достаточно указать на задачу, поставленную им всякому общественному деятелю своим заветом: «Иди к униженным, иди к обиженным — там нужен ты» 2 , которому он и сам следовал, будя в читателе негодование на мрачные и жестокие стороны крепостного права, рекрутчины и бюрократического бездушия. Он знакомил так называемое «общество» и городскую молодежь с русским сельским бытом и, хотя и разными с Тургеневым приемами, вызывал в ней сочувствие к простому русскому человеку и веру в жизненность его духовных сил. Нужно ли говорить о красоте, сжатости и выразительности его языка, о богатстве глубоких по содержанию прилагательных, рисующих целые картины, об искусных звукоподражаниях, о ярких образах, щедрою рукою рассыпанных в его произведениях? Можно ли забыть о тяжких впечатлениях его детства, протекшего «средь буйных дикарей» 3 , под звон цепей каторжников, проходивших «по Владимирке», и унылое пение бурлаков на Волге, и в частых горьких слезах, разделяемых им со страдалицей-матерью, воспетой им с такой захватывающей скорбью? 4 .
Некрасов. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ и биография поэта
Все это не входит, однако, в задачу настоящего очерка: хочется поделиться с читателями простыми личными воспоминаниями, касающимися Некрасова.
Еще в раннем детстве, когда ни о каком знакомстве моем с поэзией Некрасова не могло быть и речи, да она и не успела еще развернуться во всю свою ширь, я уже интересовался им по рассказам своего отца, издателя-редактора «Литературной газеты» в 1840-1841 годах и «Пантеона и репертуара» с 1843 почти вплоть по 1851 год, когда последний журнал был переименован в «Пантеон» и очень расширил свою литературно-художественную программу 5 .
Время издания «Литературной газеты» совпало с годами тяжелых испытаний и крайних лишений в жизни Некрасова. Ему приходилось очень бедствовать, подчас подолгу голодать и на себе испытывать ту нищету, бесприютность и неуверенность в завтрашнем дне, которые отразились на содержании многих его стихотворений. Он, очевидно, знал по личному опыту, как тяжко проживание в петербургских углах, описанных им в одном из сборников, им изданных 6 . Существовать приходилось изо дня в день составлением книжек для мелких издателей-торгашей и торопливым писанием на заказанные темы о чем придется и как придется. В этот период его жизни с ним познакомился редактор «Литературной газеты» и предложил ему в своем издании хороший по тогдашним временам заработок, ценя молодого писателя, давая ему иногда по целым неделям приют у себя и оберегая его от возвращения к привычкам бродячей и бездомной жизни 7 .
В письме из Ярославля от 16 августа 1841 г., по поводу какого-то недоразумения, вызванного сплетнями одного из «добрых приятелей» Некрасова, он писал моему отцу: «Неужели Вы почитаете меня до такой степени испорченным и низким. Я помню, что был я назад два года, как я жил. я понимаю теперь, мог ли бы я выкарабкаться из copy и грязи без помощи вашей. Я не стыжусь признаться, что всем обязан Вам: иначе бы я не написал этих строк, которые навсегда могли бы остаться для меня уликою» 8 .
Большая часть работ Некрасова в «Литературной газете» была подписана псевдонимом «Перепельский». Себя и редактора он изобразил в «Водевильных сценах из журнальной жизни» под именем Польского и Семячко и вложил в уста последнего следующее profession de foi (символ веры» (букв.); изложение своих убеждений — франц.) по поводу приемов тогдашней газетной травли, руководимой знаменитым в своем роде Булгариным:
«Я литератор, а не торговка с рынка. Я [. ] не намерен [. ] пятнать страницы моей газеты тою ржавчиною литературы, которую желал бы смыть кровью и слезами» 9 .
Когда Некрасов вышел на широкую литературную дорогу, его добрые отношения с моим отцом продолжались, хотя видались они довольно редко.
В первый раз мне пришлось его увидать в конце пятидесятых годов на Невском, при встрече его с моим отцом. Я жадно всматривался в его желтоватое лицо и усталые глаза и вслушивался в его глухой голос: в это время имя его говорило мне уже очень многое. В короткой беседе разговор — почему, уже не помню — коснулся историчен ских исследований об Иване Грозном и о его царствовании, как благодарном драматическом материале. «Эх, отец! — сказал Некрасов (он любил употреблять это слово в обращении к собеседникам), — ну, чего искать так далеко, да и чего это всем дался этот Иван Грозный! Еще и был ли Иван-то Грозный?» — окончил он, смеясь.
Осенью 1861 года я был на литературном вечере в память только что схороненного Добролюбова. Некрасов читал трогательные стихотворения покойного, еще не появившиеся в печати.
Его глухой голос как нельзя более соответствовал скорбному тону того, что он выбрал для чтения: «Пускай умру — печали мало, одно страшит мой ум больной, чтобы и смерть не разыграла — обидной шутки надо мной», — говорил он, и казалось, что это — замогильный голос самого Добролюбова. Впечатление было сильное 10 . Мне пришлось опять слышать чтение Некрасова десять лет спустя, на вечере, устроенном М. Е. Ковалевским у себя, в пользу колонии для малолетних преступников.
Тогда готовились к печати «Русские женщины», и этим произведением, отдельные места которого глубоко трогательны, поделился со слушателями Некрасов. Аудитория была изысканная в смысле умственного развития, и мне показалось, что он, всегда спокойный и сдержанный, читая волновался и по временам в его голосе слышались слезы. Другие подтвердили мое замечание. Очевидно было, что он, которого так часто упрекали в неискренности, прочувствовал и переживал душевно за княгиню Волконскую, и в особенности за Трубецкую, те нравственные страдания их, которые были им воспеты с такой силой и вместе простотой.
Источник: nekrasov.velchel.ru
Н. А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов родился десятого декабря (по новому стилю) тысяча восемьсот двадцать первого года в семье помещика, в городе Немирове Подольской губернии. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении его семьи. У Некрасова было целых тринадцать братьев и сестер.
Некрасов закончил пять классов гимназии в шестнадцатилетнем возрасте. Учеба ему давалась сложно, любимыми предметами были русский язык, история и литература. Технические предметы юному Некрасову не давались же совсем. В этот период Некрасов начинает писать первые произведения – сатирические стихотворения.
Отец Некрасова пророчил своему сыну военную карьеру. Однако, сам Некрасов не захотел поступать в военное училище. Тогда, отец перестает оказывать ему материальную поддержку, зная, что сын вряд ли сможет чего-то достичь сам.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
В тысяча восемьсот тридцать восьмом году, в возрасте семнадцати лет, Николай переезжает в Санкт-Петербург и поступает вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы хоть как-то прокормиться, молодой писатель пишет стихи на заказ, дает уроки и всячески хватается почти за любую подработку.
В этот период он знакомится с известным критиком – Белинским, который впоследствии оказал на творчество писателя сильнейшее влияние. Белинский преподносит ему идеи свободы и силы народа русской земли. Все это очень впечатляет молодого писателя.
В возрасте двадцати шести лет Николай Алексеевич становится вместе с писателем Панаевым редактором журнала «Современник», в котором печатались впоследствии многие известные русские писатели. Этот журнал быстро набирает популярность среди простых людей, а также среди литературных деятелей. Однако, в тысяча восемьсот шестьдесят втором году вышел указ, запрещающий данный журнал по политическим причинам.
В тысяча восемьсот сороковом году выходит в свет первый сборник стихов Николая Алексеевича Некрасова. Он получил название «Мечты и звуки». Однако, данный сборник не пользовался большой популярностью у читателей. После этого разочарованный Некрасов решает заняться прозой. В этот период создаются многие известные его произведения.
Он занимается также созданием альманахов, наиболее успешным из которых считается «Петербургский сборник».
Полезно для написания работы по теме «Н. А. Некрасов»
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
В тысяча восемьсот сорок седьмом – шестьдесят шестом годах Некрасов работал редактором журнала «Современник». В то время данный журнал вбирал в себя опасные, по мнению правительства, революционные демократические идеи. Впоследствии именно поэтому журнал официально закрыли. В этот период Николай выпускает несколько сборников своих стихотворных произведений, некоторые из которых приносят ему впоследствии широкую известность. Также в это время Некрасов сотрудничает с журналом М. Е. Салтыкова-Щедрина и Краевского – «Отечественные записки», а впоследствии берет его в аренду (после закрытия «Современника»).
В его журнале «Современник» печатались такие известные русские писатели, как: Иван Сергеевич Тургенев, Александр Герцен, Глеб Успенский, Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин, Александр Островский, Иван Гончаров и многие другие. Многие из них дебютировали в журнале «Современник», например, Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский.
Последние десять лет жизни поэта и писателя были связаны с журналом «Отечественные записки». В этот период он пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо». Также в это время, впервые увидели свет поэмы: «Русские женщины», «Дедушка». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была воспринята обществом, ее жестко раскритиковали.
Замечание 1
Главными темами в творчестве писателя были страдания русского народа, жизнь крепостных крестьян, издевательства над простым людом, благодаря которому и жива Россия.
Личная жизнь писателя также была очень разнообразной. Первой его возлюбленной стала Авдотья Панаева, жена его товарища. С ней завязывается роман, позднее они стали жить вместе. Однако, после гибели их общего ребенка Авдотья уходит от писателя.
Далее, он переезжает в Париж с французской актрисой Селиной Лефрен. Роман их продлился недолго – Селина остается в Париже, а Николай, тоскующий по родине, возвращается в Россию.
Позже он обвенчался с простой и необразованной девушкой – Феклой Викторовной. Однако, героиней всей его жизни по-прежнему остается его первая и единственная любовь – Авдотья Панаева.
В тысяча восемьсот семьдесят пятом году у Николая Некрасова находят рак кишечника. Перед своей смертью он пишет последний цикл стихов, посвященный теме любви – «Последние песни». Этот цикл был опубликован уже после смерти писателя. Он скончался восьмого января тысяча восемьсот семьдесят восьмого года. Похоронен Николай Некрасов в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Значение его творчества в русской литературе поистине огромно – благодаря Некрасову мир увидел трудности и беды русского народа, понял его величие. Некрасов действительно считал, что именно благодаря простым людям, народу, Россия еще жива и будет жить дальше. Он прекрасно видел, что терпят русские люди, а в своих произведениях отражал демократические идеи и выступал за отмену крепостного права. Так, творчество Некрасова занимает поистине огромное место в русской литературе.
Интересные факты из его биографии
- Писатель увлекался игрой в карты и другими азартными играми. Однажды он проиграл большую сумму денег А. Чужбинскому.
- Некрасов любил поохотиться. Он даже ходил на медведя. Это увлечение нашло свое отражение в некоторых его произведениях.
- Писатель любил русскую природу, русские деревни и простой народ. Именно это и легло в основу его произведений.
- На похоронах Федор Достоевский в своей прощальной речи сказал, что Некрасов удостоен быть на третьем месте после Пушкина и Лермонтова. На это толпа возразила, что Некрасов «выше» Пушкина.
Источник: spravochnick.ru
1821 — 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немирове Подольской губернии в семье Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых родился сын Николай.
1824 — Переезд Некрасовых в родовое Грешнево Ярославской губернии.
1832—1837 — Учение в Ярославской гимназии.
1838 — Приезд в Петербург. Появление в № 5 журнала «Сын Отечества» стихотворения «Мысль».
1839 — Неудачная попытка поступления в университет.
1840 — Выход первого сборника Некрасова «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А. Кони
1841 — Смерть матери поэта.
1842 — Знакомство с Белинским.
1843 — Начало издательской деятельности.
1845 — Выход сборника «Физиология Петербурга»
1846 — Выход «Петербургского сборника». В нем напечатаны стихи Некрасова «В дороге» и «Колыбельная песня».
1847 — Начало некрасовского «Современника». Работа в нем Белинского.
1848 — Начало «мрачного семилетия» в русской общественной жизни. Цензурные преследования «Современника».
1853 — Тяжелая болезнь Некрасова. Создание «Последних элегий».
1854 — Приход в «Современник» Чернышевского.
1856 — Отъезд Некрасова за границу. Выход сборника Н. Некрасова «Стихотворения».
1857 — Возвращение на родину. Поэма «Тишина». Приход в «Современник» Добролюбова.
1860 — Уход из «Современника» Тургенева.
1861 — Смерть Добролюбова. Написаны «Коробейники».
1862 — Арест Чернышевского. Первое запрещение «Современника». Смерть отца.
1863 — Возобновление «Современника». Создание поэмы «Мороз-Красный нос». Начата поэма «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение Карабихи.
1865 (начало) — расставание с А. Я. Панаевой.
1866 — Усиление реакции после каракозовского покушения на Александра II. «Ода Муравьеву». Закрытие «Современника».
1868 — Начало некрасовских «Отечественных записок».
1869 — Публикация в «Отечественных записках» «Пролога» и первых глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1870 — Сближение с будущей женой Феклой Анисимовной Викторовой (Зинаида Николаевна Некрасова). С посвящением ей опубликована поэма «Дедушка».
1871—1872 — Создание поэтом «Русских женщин».
1873—1874 — Выход последнего прижизненного издания «Стихотворений» Некрасова. Сотрудничество Л. Толстого и Достоевского с «Отечественными записками».
1874—1875 — Начало последней болезни.
1876 — Работа над четвертой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — «Пир на весь мир».
1877 — Выход книги «Последние песни». 27 декабря (8 января по новому стилю) — Смерть поэта. 30 декабря — Похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
Источник: litresp.ru
Хронологическая таблица жизни и творчества Николая Некрасова
Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.
1824-1832 – Жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии
1838 – Покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет;
отец лишает его средств к существованию.
1840 – Первый подражательный сборник стихов «Мечты и звуки».
1843 – Знакомство с В. Г. Белинским.
1845 – Стихотворение «В дороге»;
восторженный отзыв В.Г.Белинского.
1845-1846 – Издатель двух сборников писателей натуральной школы – «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».
1847-1865 – Редактор и издатель журнала «Современник».
1853 – Цикл «Последние элегии».
1856 – Первый сборник «Стихотворения Н.Некрасова».
1861 – Поэма «Коробейники»;
выход второго издания «Стихотворений Н.Некрасова».
1862 – Поэма «Рыцарь на час», стихотворения «Зеленый шум», «В полном разгаре страда деревенская»;
приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.
1863-1864 – Поэма «Мороз, Красный нос», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога».
1865 – Опубликована первая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1868 – Выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова «Отечественные записки» с поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
Источник: parnasse.ru
Некрасов, Николай Алексеевич
Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября [10 декабря] 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя — 27 декабря 1877 [8 января 1878], Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам» Личные нравственные качества поэта, ввиду нескольких неоднозначных поступков, были спорны для современников и остаются предметом споров.
Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства.
Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии.
Биография
Рождение и происхождение
Николай Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи из Ярославской губернии. Родился в Винницком уезде Подольской губернии в городе Немиров, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец — поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), которого не миновала семейная слабость Некрасовых — любовь к картам (Сергей Алексеевич Некрасов (1746—1807), дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние).
Алексея Сергеевича полюбила Елена Андреевна Закревская (1801—1841), красивая и образованная дочь богатого посессионера Херсонской губернии, которую поэт считал полькой. Родители Елены Закревской не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого и малообразованного армейского офицера, что вынудило Елену в 1817 году вступить в брак без согласия родителей.
Однако брак этот не был счастливым. Вспоминая о детстве, поэт всегда говорил о своей матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Своей матери он посвятил целый ряд стихотворений — «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства.
Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. Сама идея материнства проявится позже в его хрестоматийных произведениях — глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери — главный положительный герой некрасовского поэтического мира.
Однако в его поэзии будут присутствовать и образы других родных людей — отца и сестры. Отец выступит в роли деспота семьи, необузданного дикаря-помещика. А сестра, наоборот, как нежный друг, чья судьба подобна судьбе матери. Однако эти образы будут не так ярки, как образ матери.
Ранние годы
Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года. Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), в тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами, бурных оргий его с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице»-жене, матери будущего поэта. Запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова занять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, и ему, ещё будучи ребёнком, нередко доводилось видеть мёртвых, выбивание недоимок и т. п., что залегло в его душу в виде печальных картин народного горя.
Источник: www.peoplelife.ru