Когда произошла катастрофа подводной лодки

Советская подводная лодка проекта 641 заложена 18 июля 1958 года на заводе №-196 «Судомех» в Ленинграде. 2 сентября 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР, 5 ноября этого года спущена на воду.

В мае 1959 года переведена по Беломоро-Балтийскому каналу на достроечную базу в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, 5 ноября 1959 года вступила в строй. 3 января 1960 года вошла в состав Северного флота, включена в состав 211-й Бригады подводных лодок 33-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием на Полярный.

11 января 1962 года погибла в результате взрыва боезапаса в торпедном отсеке. Б-37 стояла у пирса в Екатерининской гавани базы поселка Полярный, команда проводила ежедневный осмотр и проворачивание оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты.

Внезапно на подводной лодке возник очаг пожара, который в считанные минуты вызвал взрыв боевого отделения торпеды, от которого сдетонировал весь боезапас из одиннадцати оставшихся торпед. Два носовых отсека подводной лодки были полностью уничтожены. Вся команда Б-37, находящяся на подводной лодке, погибла в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. В живых остались командир подводной лодки капитан 2 ранга А.Бегеба, находившийся на пирсе (взрывом первой торпеды его сбросило в воду) и командир БЧ-5 капитан 3 ранга Г.Якубенко, вызванный в штаб базы.

В результате взрыва погибли одиннадцать моряков на стоящей соседним бортом подводной лодке С-350 проекта 633 (подводная лодка затонула у пирса) и несколько моряков, которые находились в момент взрыва вблизи пирса.

Спасательные работы проводились силами АСС Северного флота в течение двадцати двух суток. Полузатопленные подводные лодки подняли на поверхность, установили в носовых отсеках глухие заглушки и отбуксировали в ДОК.

В результате работы правительственной комиссии однозначно установить причину взрыва не представилось возможным. Были выдвинуты две версии:

— случайный выстрел при разряжании оружия сменившимся вахтенным по охране подводной лодки;

— проведение с торпедой нерегламентных работ, вероятно с использованием открытого огня (паяльной лампы);

— дефект торпеды (при погрузке торпед на Б-37 на одной из них была повреждена боевая часть).

7 мая 1963 года ввиду невозможности восстановления подводная лодка Б-37 исключена из боевого состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ и впоследствии на мурманской базе «Главвторчермета» на мысе Зеленый в Кольском заливе разделана на металл.

Погибли 11.01.1962 года

  1. капитан-лейтенант Золотайкин Виктор Родионович — заместитель командира ПЛ по политчасти
  2. капитан-лейтенант Симонян Арнольд Мкртычевич — старший помощник командира ПЛ
  3. капитан-лейтенант Базуткин Николай Прокофьевич — помощник командира ПЛ
  4. капитан-лейтенант Тренькин Василий Николаевич — командир БЧ-1
  5. лейтенант Авилкин Владимир Николаевич — командир рулевой группы
  6. старший лейтенант Леденцов Владимир Геннадьевич — командир БЧ-3
  7. лейтенант Лопаткин Николай Васильевич — командир торпедной группы БЧ-3
  8. инженер-лейтенант Тогидний Александр Григорьевич — командир моторной группы
  9. инженер-лейтенант Мацокин Емельян Кузьмич — начальник РТС
  10. капитан м/с Клочев Герман Алексеевич — начальник медслужбы
  11. матрос Бахтурин Владимир Николаевич — радиометрист
  12. матрос Болдырев Анатолий Павлович — торпедист
  13. матрос Василенко Михаил Васильевич — старший рулевой-сигнальщик
  14. мичман Выродов Семен Акакиевич — старшина команды рулевых- сигнальщиков
  15. старший матрос Гранкин Николай Васильевич — командир отделения штурманских электриков
  16. матрос Григорьев Анатолий Васильевич — ученик штурманских электриков
  17. матрос Голубчик Леонид Фроймович — старший электрик
  18. матрос Гусаков Виктор Григорьевич — старший электрик
  19. матрос Ефимов Олег Алексеевич — электрик
  20. мичман Иванов Виктор Васильевич — старшина команды торпедистов
  21. матрос Игнатьев Юрий Борисович — кандидат в курсанты ВВМИУ имени Дзержинского
  22. старший матрос Изгородкин Николай Савельевич — старший электрик
  23. матрос Ильин Михаил Михайлович — ученик радиометриста
  24. матрос Казанин Анатолий Архипович — ученик трюмного машиниста
  25. матрос Календжан Яик Сетракович — трюмный машинист
  26. матрос Колодежанский Николай Андреевич — моторист
  27. матрос Краснов Анатолий Петрович — трюмный машинист
  28. старший матрос Крымов Геннадий Александрович — командир отделения торпедистов
  29. старшина 2 статьи Куз Виктор Сергеевич — командир отделения трюмных машинистов
  30. матрос Курпас Владимир Михайлович — моторист
  31. старший матрос Ломакин Николай Кондратьевич — строевой
  32. мичман Лукин Иван Кузьмич — старшина команды радиотелеграфистов
  33. старший матрос Майер Геннадий Александрович — старший моторист
  34. матрос Мокейчук Владимир Николаевич — специалист СПС
  35. старший матрос Никифоров Николай Тимофеевич — командир отделения электриков
  36. старший матрос Новиков Николай Яковлевич — командир отделения электриков
  37. матрос Носков Александр Павлович — электрик
  38. матрос Носонов Евгений Георгиевич — рулевой-сигнальщик
  39. старшина 1 статьи Пантелеев Василий Васильевич — старшина команды трюмных машинистов
  40. старшина 2 статьи Пигаловский Юрий Константинович — командир отделения радиотелеграфистов
  41. старший матрос Поваляев Виктор Сергеевич — командир отделения мотористов
  42. матрос Савинов Николай Николаевич — кандидат в курсанты ВВМИУ имени Дзержинского
  43. старший матрос Сальников Евгений Павлович — командир отделения мотористов
  44. матрос Сенькин Владимир Владимирович — кандидат в курсанты ВМУПП имени Ленинского комсомола
  45. матрос Сидоров Станислав Васильевич — командир отделения мотористов
  46. матрос Симонов Юрий Михайлович — моторист
  47. матрос Симоненко Николай Антонович — ученик кока
  48. старший матрос Сливин Александр Семенович — старший матрос
  49. матрос Сорокин Виктор Викторович — торпедист
  50. старший матрос Степаненко Николай Иванович — старший кок
  51. старшина 1 статьи Томкевич Леонтий Яковлевич — старшина команды электриков
  52. старшина 1 статьи Уланенко Александр Григорьевич — старшина команды гидроакустиков
  53. матрос Уливанов Олег Павлович — ученик электрика
  54. матрос Чащихин Леонид Васильевич — старший матрос
  55. матрос Чернов Виктор Ильич — трюмный машинист
  56. старшина 2 статьи Черныш Николай Григорьевич — командир отделения гидроакустиков
  57. матрос Чуков Владимир Николаевич — моторист
  58. матрос Шаронов Лев Алексеевич — ученик торпедного электрика
  59. старший матрос Ярошенко Николай Федосеевич — электрик

Подводная лодка С-350

Подводная лодка С-350 заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком 22 октября 1957 года, явившись головной подводной лодкой 633 проекта. Спущена на воду 30 мая 1958 года. В период с 22 октября по 20 декабря 1958 года проходила заводские ходовые испытания. 20 ноября 1958 года включена в состав ВМФ (Черноморский флот условно).

С 21 декабря 1958 года по 31 августа 1959 года С-350 прошла государственные испытания, 31 августа 1959 года вступила в строй. 19 октября 1959 года была перечислена в состав Северного флота. 30 октября 1959 года перешла на Северный флот, зачислена в состав 96-й Бригады подводных лодок 4-й Эскадры подводных лодок (г. Полярный).

11 января 1962 года у пирса в Екатеринской гавани (г. Полярный) стояла вторым корпусом к подводной лодке Б-37, на которой произошел взрыв боезапаса. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина и отсек стал быстро заполняться водой.

Замполит С-350, обнаружив поступление воды во 2-й отсек, покинул его в корму, задраив за собой переборку, не подав команду «Покинуть отсек!». Когда из 2-го отсека раздался стук оставшихся в носовых отсеках моряков, замполит заблокировал кремальеру, обрекая на смерть одиннадцать подводников. Такой ценой замполит «спас» остальную команду, но замполит заблокировал не только остальных моряков, но и себя вместе со всеми и погиб в этом отсеке. После затопления 1 и 2-го отсеков С-350 легла носом на грунт, команда была выведена через аварийный люк 7-го отсека. С-350 разломилась пополам и затонула, но была поднята Аварийно-спасательной службой СФ, и после аварийно-восстановительного ремонта на СРЗ в Мурманске вновь введена в строй.

15 ноября 1964 года вошла в состав Отдельной Бригады Ремонтирующихся подводных лодок (п.Роста). 18 сентября 1966 года убыла из Беломорска по внутренним водным путям на КЧФ. В сентябре 1966 года подводная лодка перечислена в состав Черноморского флота. 3 августа 1977 года переоборудована в научных целях по проекту 633Л и ерейменована в СС-350.

18 сентября 1977 года отнесена к подклассу опытовых подводных лодок, зачислена в 475-й дивизион подводных лодок. 9 июля 1982 года исключена из состава ВМФ в ерей со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 1 октября 1982 года была расформирована и переоборудована в Учебно-тренировочное судно, и ерейменована в УТС-350. После раздела флота, в 90-х годах, на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане разделана на металл

  1. старший лейтенант Петров Василий Иванович — заместитель командира по политической части
  2. старшина 2 статьи Гаращенко Владимир Спиридонович — командир отделения электриков
  3. матрос Герасименко Тарас Григорьевич — трюмный машинист
  4. матрос Мищенко Владимир Викторович — кандидат в курсанты ВВМУПП имени Ленинского комсомола
  5. старшина 2 статьи Морачев Валентин Иванович — командир отделения электриков
  6. матрос Моцкайтис Рульдас-Пранцишкас Антанас — кандидат в курсанты ВВМУПП имени Ленинского комсомола
  7. мичман Семенов Константин Афанасьевич — старшина команды торпедистов
  8. старшина 1 статьи Солохин Эрнаст Арсентьевич — старшина команды радиотелеграфистов
  9. матрос Соплин Василий Иванович — рулевой-сигнальщик
  10. матрос Шандура Игорь Вячеславович — специалист СПС
  11. старшина 2 статьи Шелегеда Анатолий Васильевич — инструктор химик-санитар

Источник: voenflot.ru

Когда произошла катастрофа подводной лодки

Новости 2.0 — новостной сайт нового формата. Вы сами выбираете интересные и актуальные темы. Самые лучшие попадают на главную страницу.

Сегодня — День памяти погибших подводников АПЛ «Комсомолец» (Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России)

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец». Погибли 42 человека, 27 членов экипажа удалось спасти.

источник: sonko.samregion.ru

Корпус лодки до сих пор находится на глубине свыше 1650 м. К месту затопления проводилось множество глубоководных экспедиций, которые изучали состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. Мониторинг радиационной обстановки вокруг субмарины ведется постоянно, и российскими специалистами неоднократно устанавливалось, что угрозы для морской экосистемы нет.

В память об этой трагедии в соответствии с приказом главнокомандующего Военно-морского флота (ВМФ) РФ от 19 декабря 1995 года 7 апреля в России был установлен День памяти погибших подводников, не вернувшихся из походов.

Россия

Всего с 1992 года сообщалось о восьми случаях гибели подводников ВМФ РФ в результате аварий на субмаринах.

29 мая 1992 года в Североморске на борту атомной подводной лодки Б-502 (проект 671РТМ «Щука») Северного флота произошел взрыв и пожар. Перед этим при отработке задач в море была замечена неисправность компрессора высокого давления в первом отсеке. После возвращения корабля на базу на борт субмарины прибыл начальник электромеханической службы дивизии капитан первого ранга Константин Ляшков. Когда агрегат запустили, произошел взрыв буферной емкости электрокомпрессора. В результате пять моряков пострадали, Ляшков от полученных ранений скончался по дороге в госпиталь.

26 января 1998 года в губе Западная Лица (Кольский полуостров) произошло ЧП на атомной подводной лодке Б-527 (проект 671РТМ «Щука»). При вводе главной энергетической установки периферийная компенсирующая решетка реактора №1 опустилась не до конца.

Читайте также:  Подводная лодка комсомолец тех характеристики

При попытке снять заглушку регулировочного винта началось поступление в отсек воды из первого (радиоактивного) контура реактора. Пять человек получили острое ингаляционное отравление. Спустя час в отсек была направлена аварийная партия, которая ликвидировала течь и дезактивировала отсек. Через шесть часов в госпитале от «сердечно-сосудистой недостаточности и остановки кровообращения» скончался командир дивизиона движения капитан третьего ранга Сергей Соловьев, который снимал заглушку в четвертом отсеке.

12 августа 2000 года во время проведения военно-морских учений в Баренцевом море после взрывов и пожара затонул на глубине 108 м атомный подводный ракетоносец К-141 «Курск» (проект 949А «Антей») Северного флота ВМФ России.

источник: atomic-energy.ru

Буксировка подлодки К-141 «Курск» для утилизации из Росляково по Кольскому заливу на завод «Нерпа», 2002 год

Согласно отчету правительственной комиссии, расследовавшей обстоятельства крушения, первый взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки компонентов топлива торпеды, позднее взорвались стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в девятый отсек, где умерли спустя сутки. В катастрофе погибли все находившиеся на борту 118 человек — члены экипажа и гражданские специалисты. В сентябре-октябре 2001 года лодка была поднята и впоследствии утилизирована.

30 августа 2003 года в Баренцевом море близ острова Кильдин затонул атомный торпедоносец К-159 (проект 627А «Кит»). Выведенную из состава Северного флота ВМФ СССР в 1989-м подлодку буксировалали с базы в Гремихе в город Полярный для утилизации. Ядерный реактор был заглушен. В штормовых условиях произошел отрыв понтонов, субмарина не могла самостоятельно держаться на плаву и затонула на глубине около 170 м. Один из десяти членов швартовой команды продержался в холодной воде около двух часов и был спасен, остальные погибли.

14 ноября 2004 года в Вилючинске (Камчатка) произошло ЧП на атомной подводной лодке К-223 «Подольск» (проект 667БДР «Кальмар»). Во втором отсеке корабля матросы дозаправляли водой аккумуляторную батарею, перекачивая ее из цистерны пресной воды в цистерну долива, а оттуда в батарею. Однако редукционный клапан в последней был неисправен из-за коррозии, поэтому вода подавалась в нее с большим, чем необходимо, давлением. Цистерну долива разорвало, в результате чего один из матросов был отброшен на переборку и скончался от черепно-мозговой травмы. Еще двое членов экипажа получили легкие ранения.

7 сентября 2006 года в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море произошло возгорание обратимого преобразователя в шестом (электромеханическом) отсеке атомной подводной лодки Б-414 «Даниил Московский» (проект 671РТМК «Щука»). Сработала аварийная защита реактора. Личный состав не выполнил полную герметизацию пострадавшего отсека, продуктами горения оказался загазован и пятый отсек. Мичман Рафим Шабанов и матрос Игорь Этюев включились в неприспособленные для дыхания в условиях пожаров изолирующие аппараты ИДА-59М, стали задыхаться, сорвали с себя маски и погибли от отравления угарным газом. После 14 часов без хода подводная лодка была отбуксирована на базу.

8 ноября 2008 года во время заводских испытаний на полигоне Тихоокеанского флота ВМФ России в Японском море на еще не принятой в состав флота атомной подводной лодке К-152 «Нерпа» (проект 971У «Щука-Б») произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. Погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов, более 40 человек получили отравления различной степени тяжести.

2 июля 2019 года стало известно, что 1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ РФ, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Благодаря самоотверженным действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Причины произошедшего устанавливаются.

5 июля «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» Владимир Путин присвоил звание Героя России посмертно капитанам первого ранга Андрею Воскресенскому, Денису Опарину, Константину Сомову и капитану второго ранга Дмитрию Соловьеву. Кроме того, десять офицеров посмертно были награждены орденом Мужества.

СССР

13 ноября 1940 года в Мотовском заливе Баренцева моря во время учебного погружения по курсу боевой подготовки затонула при невыясненных обстоятельствах дизельная подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934-го — «Декабрист») с экипажем из 55 человек. Точное место гибели корабля не определено.

27 января 1961 года во время погружения в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С-80 (проект 644) Северного флота. Клапан шахты РДП (шноркель, система работы дизеля под водой) не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. Когда в прочный корпус стала поступать вода, трюмный машинист не смог закрыть шахту.

Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 с, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость корабля упала до нуля, и с большим дифферентом лодка упала на грунт. В катастрофе погибли все 68 человек на борту. С-80 была обнаружена только в 1968-м. Поднята 24 июля 1969 года, а впоследствии разделана на металл.

4 июля 1961 года произошло первое катастрофическое ЧП на советской атомной субмарине. Во время океанских учений в Норвежском море (в 70 милях от острова Ян-Майен) произошла авария реактора на первой в СССР ракетной атомной подводной лодке — К-19 (проект 658) Северного флота. Восемь членов экипажа из 104 получили смертельные дозы радиации и в течение недели умерли. После эвакуации экипажа получивший повреждения корабль был отбуксирован на базу.

АПЛ К-19 на утилизации в эллинге судоремонтного завода «Нерпа», 2003 год

11 января 1962 года произошла крупнейшая по количеству жертв катастрофа советской субмарины. На дизельной подводной лодке Б-37 (проект 641) Северного флота, пришвартованной в пункте базирования Полярный, возник пожар в торпедном отсеке. В результате взрыва боезапаса носовую часть лодки оторвало вплоть до рубки, также получила повреждения и частично затонула стоявшая рядом у пирса дизельная субмарина С-350 (проект 633). На обоих кораблях и пирсе погибли в общей сложности 122 человека. Причина взрыва боезапаса точно не установлена.

8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны. Существуют разные версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974-м США сумели поднять два отсека К-129.

источник: static.life.ru

Дизельная подлодка К-129 проекта 629А, 1968 год

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе (Атлантический океан) в условиях восьмибалльного шторма после возникшего 8 апреля на борту пожара затонула атомная подводная лодка К-8 (проект 627А «Кит») Северного флота. Погибли 52 из 125 членов экипажа; К-8 стала первым кораблем, потерянным советским атомным флотом. Причиной пожара было возгорание патронов системы регенерации воздуха. Лодка не была поднята.

24 февраля 1972 года в северной части Атлантического океана (в 1,1 тыс. км северо-восточнее острова Ньюфаундленд) на борту атомного подводного ракетоносца К-19 (проект 658) Северного флота возник пожар. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов советского ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и воздух высокого давления и отбуксировать пострадавший корабль на базу. Всего в результате пожара на лодке погибли 28 человек.

14 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) атомный подводный ракетоносец К-56 (проект 675) Тихоокеанского флота в надводном положении в условиях тумана столкнулся с советским научно-исследовательским судном «Академик Берг». На стыке первого и второго отсеков образовалась пробоина, во второй отсек начал поступать хлор из аккумуляторных батарей.

Погибли 27 человек. От затопления лодку спас капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку. Командиром было принято решение выбросить лодку на отмель, что предотвратило полное затопление первого отсека. В столкновении был обвинен экипаж подлодки и частично судна «Академик Берг», которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года.

21 августа 1980 года в Тихом океане восточнее японского острова Окинава на атомной подводной лодке К-122 (проект 659Т) Тихоокеанского флота произошел пожар. Погибли 14 человек. Лодка всплыла, но осталась без хода и связи.

Моряки вручную заглушили реактор и сигнальными ракетами привлекли внимание английского газовоза Harry, с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно «Меридиан» Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. Позднее лодка была отбуксирована на базу.

21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом «Рефрижератор-13». Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб — и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга. С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32, спаслись 27 человек.

23 июня 1983 года при погружении в бухте Саранная (Камчатский край) затонул атомный подводный ракетоносец К-429 (проект 670 «Скат») Тихоокеанского флота. Через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, лодка легла на грунт на глубине 40 м. В результате погибли 16 человек (двое — при выходе из лодки), остальные 104 моряка смогли покинуть корабль. Позднее лодка была поднята и переоборудована в учебно-тренировочную станцию, утилизирована в 2001–2002 годах.

10 августа 1985 года на 30-м судоремонтном заводе в бухте Чажма (Приморский край) произошла радиационная авария на атомном подводном ракетоносце К-431 (проект 675) Тихоокеанского флота. При подъеме крышки реактора плавмастерскую с краном качнуло волной, крышка вместе с системой поглотителей поднялась слишком высоко.

Началась цепная ядерная реакция, произошел тепловой взрыв, погибли десять человек. Помимо К-431 радиоактивному заражению также подверглись стоявшие рядом атомный торпедоносец К-42 (был отправлен в отстой, в 1990 году выведен из боевого состава флота) и дизельная подводная лодка. К-431 не восстанавливалась, выведена из боевого состава в 1987 году. К середине 1990-х годов число официально выявленных пострадавших от радиации в результате данной аварии превысило 950 человек.

Читайте также:  Роульс для лодки что это такое

3 октября 1986 года в Атлантическом океане (в 1,1 тыс. км северо-восточнее Бермудских островов) произошел взрыв в ракетной шахте атомного ракетоносца стратегического назначения К-219 (проект 667АУ «Налим») Северного флота. Вышла из строя система охлаждения ядерного реактора.

Матрос-реакторщик Сергей Преминин предотвратил расплавление активной зоны реактора, вручную опустив компенсирующие решетки, но погиб от жары в отсеке (в 1997 году Преминин посмертно удостоен звания Героя России). Потеряв плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту, 6 октября лодка затонула на глубине 5,5 тыс. м. Экипаж был эвакуирован на подошедшее с Кубы советское спасательное судно «Агатан». Всего в результате аварии погибли четыре человека, 115 человек спаслись. Лодка не была поднята.

Атомный ракетоносец стратегического назначения К-219 (проект 667АУ «Налим»), 3 октября 1986 год

7 апреля 1989 года в Норвежском море на борту атомного подводного торпедоносца К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник») Северного флота возникло возгорание. При всплытии и выравнивании крена лодки был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный корпус стала поступать вода, через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1,8 тыс. м. При пожаре и эвакуации погибли 42, спаслись 27 членов экипажа. Причина возникновения пожара не установлена, лодка не была поднята. Кстати, именно ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин — 1027 м.

29 сентября 1991 года в Белом море на советской атомной подводной лодке ТК-17 (с 2012 года — «Архангельск») проекта 941 «Акула» во время пуска учебных ракет из подводного положения в шахте взорвалась и разрушилась одна из ракет. Взрывом была сорвана крышка шахты, из-за разброса твердого ракетного топлива загорелось резиновое покрытие легкого корпуса.

После всплытия командир субмарины капитан первого ранга Игорь Гришков принял решение срочно погрузить корабль на перископную глубину, что позволило сбить пламя массой морской воды. После этого подлодка снова всплыла. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. Шахта, в которой произошел взрыв, была заварена и в дальнейшем не эксплуатировалась.

Царская Россия

16 июня 1904 года у причальной стенки Балтийского судостроительного и механического завода (Санкт-Петербург) при учебном погружении затонула бензиновая торпедная подводная лодка «Дельфин» («Миноносец №150», разработчик — Иван Бубнов) — первая субмарина из официально зачисленных в списки кораблей русского флота.

Командир не успел задраить рубочный люк, через который стравливался воздух. Один из членов экипажа в панике попытался выбраться через полузакрытый люк. Застряв в нем, моряк только увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не дала результата, лодка затонула. Погибли 24, спаслись 12 человек (в том числе двое офицеров), которые сумели открыть люк и выплыть из лодки.

Виновным в первой катастрофе был признан погибший врио командира лейтенант Анатолий Черкасов. 18 июня 1904 года лодка была поднята и отремонтирована; исключена из списков кораблей Балтийского флота в августе 1917-го.

10 мая 1916 года в четыре часа утра подводная лодка Российского императорского флота «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Аландских островов (в то время входили в состав Российской империи), погибла при столкновении со шведским пароходом Angermanland.

Подводная лодка «Сом»

По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, затем повернула к пароходу. Посчитав, что его судно хотят досмотреть, капитан замедлил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, лодка ударила в подводную часть парохода и больше не показывалась.

Согласно другой версии, капитан судна преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра. На борту «Сома» погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым (два офицера и 16 матросов). 27 июля 2015 года шведские дайверы-энтузиасты оповестили Вооруженные силы Швеции об обнаружении в районе крушения остатков субмарины. Опубликованные видеоматериалы позволили специалистам с большой степенью вероятности утверждать, что обнаружен именно «Сом».

Источник: news2.ru

anni_sanni

С пару недель назад северодвинский «военно-морской» блогер Олег Кулешов kuleshovoleg попросил меня поднять свои архивы — найти фотографии подлодки «Нерпа». Их снимали мой папа и его коллеги-друзья на испытаниях подлодки где-то накануне аварии, на мыльницу и телефон. Качество, конечно, отвратно,но хоть какие-то есть.

Сегодня я, наконец-то, пнулась и откопала эти снимки. А заодно нашла и свою старую статью — написанную буквально сразу после аварии — и прочитав, загуглила — а чем дело-то закончилось. Это все в посте — ниже.

1. ФОТОГРАФИИ

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

2. СТАТЬЯ

«Нерпа» смерти

Трагедия на подводной лодке, произошедшая в конце прошлого года на Дальнем Востоке до сих пор не получила своего объяснения. Мы пробуем рассуждать о множестве вопросов, связанных с ЧП…

Вечером в субботу 8 ноября 2008 года на Дальнем Востоке произошла трагедия. Авария на атомной подводной лодке «Нерпа», что проходила ходовые испытания в бухте Преображение, в Приморье. Кто скажет, что к хабаровским новостям это событие отношения не имеет – загляните на досуге в редакцию, я плюну вам в лицо…

В воскресенье утром меня разбудил звонок из Большого Камня, где находится сдаточная база судостроительного завода. Папа, просто информирующий: «Я жив. Я на берегу был…»

Еще не зная о чем это он, тыкаю в кнопки телевизионного пульта: новостные сводки обрушиваются шквалом страшной информации: «Авария… подводная лодка… 20 погибших, 21 пострадавших… Дальний Восток…» Иных мыслей, кроме как: «Боже мой, второй «Курск» на наши головы…» и «Там же все – наши…» нет.

Наши – это комсомольчане, работники Амурского Судостроительного Завода, наши – это те, кто радовался тому, что промышленный гигант поднялся с колен и сейчас сдает мощный объект. Наши – те, кто гордился командировками в Большой Камень и фотографиями на фоне длиннющей «сигары» с наростом командной рубки.

Мамочки, первый вопрос – кто? Находящиеся на берегу ответа на вопрос не знали, все 208 человек, что были на подлодке на момент аварии, могли оказаться в роковом списке. С ними связи не было – секретность, необходимая при такого рода аварии была причиной для запрещения звонков на Большую Землю.

Говорят, что кто-то с самого утра нарушил приказ и шепотом дозвонился в родной Комсомольск, тоже чтобы лишь сообщить: «Со мной все в порядке»… Но это лишь слухи, да и откуда сотовая связь в открытом море? До вечера воскресенья, когда обещалось прибытие «Нерпы» в порт, а следовательно, дополнительная информация о пострадавших, сотни комсомольчан молились – за своих. Родственников двух десятков погибших Господь не услышал.

На два вопроса ответ был найден в первый же день, ну а вот на разнообразные «почему?» с ответами обстоит сложней. Все «почему?», связанные с аварией на нашей подводной лодке можно условно разделить на две группы: те, ответы на которые были даны и те, что остались без объяснения. Приведу и те и другие, потому что многие, кто узнал об аварии на «Нерпе» по ссылкам информагентств и сюжетам теленовостей, могут этого просто не знать – и не понимают логики произошедшего.

Почему на лодке со штатным экипажем в 73 человека, было аж в три раза больше людей?
Потому что штатный экипаж – это те люди, что уже, говоря, языком гражданским – на лодке работают, когда она уже сдана в эксплуатацию. Можно тогда спросить аналогично, почему на стройке дома, рассчитанного на четверых человек, находилось двадцать пять человек строителей? Потому что без усилий этой бригады четверо в доме и жить-то не смогут. Негде будет.

Так было и на «Нерпе»: 81 человек военный (собственно экипаж + военная «приемка» — принимающая комиссия), 127 штатских. Это сдаточная команда: работники комсомольского завода «ОАО АСЗ», работники большекаменского завода «Восток», представители отдела технического контроля и представители предприятий-контрагентов, которые отвечали за отдельные механизмы и системы лодки.
Для ходовых испытаний это абсолютно нормальная ситуация, и количество людей на АПЛ стать причиной аварии не может никак. Но вот фактором, увеличившим число жертв и беспорядок в нештатной ситуации – стало.

Почему находившиеся на подводной лодке не воспользовались ПДА (портативными дыхательными аппаратами)? Их не хватило на всех?
По поводу нехватки ПДА – бред феерический. Эти аппараты были у каждого, находящегося на корабле, и перед ходовыми испытаниями каждый член сдаточной команды прошел инструктаж и прошел аттестацию на умение пользоваться всеми средствами защиты. Но это в теории.

На практике же… Во-первых, все же «обязаны носить ПДА на себе» и «действительно носят» — это два разных предложения, и вполне возможно, что далеко не все из находившихся на подлодке имели свой аппарат при себе. Во-вторых, авария случилась вечером в субботу.

Шли испытания определенных систем, лодка в перископном положении отрабатывала одну из навигационных задач, а большая часть специалистов, не задействованных в этом виде испытаний отдыхает во втором отсеке. А ведь не каждый расслабленный отдыхающий человек может оперативно сориентироваться, активировать свой «спасительный» ПДА и так далее. Тем более, что «ревун» — предупреждающая сирена не прозвучала вовремя — заранее. Сигнал ее поступил всего за семь секунд до подачи фреона.

Почему? Вот это один из тех вопросов, ответ на который ищет комиссия. И то, для спасения многих, была небольшая фора: в течение первых нескольких секунд на них «капал» не концентрированный фреон, а простая вода, оставшаяся в трубах после их продувки. Кроме того, ПДА этот – не панацея. Срок его действия невелик – в теории человек его использует в течение семи-десяти минут, за которые добирается к стационарной системе дыхания, либо – на поверхность.

В случае с аварией «Нерпы» был задействован второй вариант: благо лодка находилась в перископном положении и до поверхности было, что называется, рукой подать. Многие, из сообразивших воспользоваться защитой, занимались спасением своих коллег и товарищей. К примеру… на «Нерпе» вместе работали отец и сын… и вот сын «вытащил» отца из отсека смерти, а сам… погиб. Извините за множество многоточий, достаточно тяжело об этом писать.

Почему все-таки сработала система пожаротушения?
Вот он – собственно вопрос, на который нет ответа. И – я уверена, мы, простые обыватели, ответ на этот вопрос не получим. Точней, мы получим то, что нам сообщат, но гарантий, что нам назовут истинную причину происшествия нет. Все же – это дело военных, а они свои секреты стерегут.

Читайте также:  На лодке или катамаране

Вы будете читать эту статью уже в феврале (материал вышел в февральском номере журнала «Главный город» в 2009 году — прим. Анни), когда, может быть, официальная и, надеюсь, истинная версия причин аварии будет уже озвучена. Я же пишу эту статью в конце декабря, и на данный момент «отрабатываются» три версии.

1. Сбой в системе «Молибден» — это та самая нововведенная автоматика, которая управляет системой ЛОХ. По словам специалистов, которые в великом множестве давали свои комментарии после аварии, такое вполне может быть, так как при испытаниях ранее отдельные элементы нового образца этой системы (который и установлен на «Нерпе») давали программные «сбои».

Почему именно ошибка в системе, а не срабатывание ее и-за внешнего фактора? Это я говорю про версию о якобы курящих на территории лодки гражданских, и логику: сигарета – датчик дыма – и все… Выдвигалась такая версия, а люди, знакомые, с АПЛ, в ответ на нее лишь грустно посмеялись. Есть один нюанс – все же системой пожаротушения управляет изначально человек. «Автоматизированная» система – не «автоматическая» — и сам, грубо говоря, «компьютер» не должен запускать опасный для жизни процесс. Если, конечно, не произошел сбой.

2. Человеческий фактор. Версия «матроса Гробова», набравшего на пульте управления код запуска системы пожаротушения. Эта версия попросту «удобна». Удобна заводу, которому все же необходимо сдать «Нерпу» в лизинг Индии и убедить иностранных партнеров в исправности предмета договора, удобна военным, которым нужно найти виноватого, удобна многим. Но – не правдоподобна.

Опустим то, что сам факт преступной безалаберности весьма маловероятен в боевом экипаже атомохода, люди разные бывают – мы не можем заглянуть в душу другому человеку. Но на данный момент объективные следственные эксперименты по повтору действий членов экипажа – вину взявшего на себя вину, уж простите за тавтологию, отрицают. Впрочем, решать о том, что правда, а что нет – по идее будет суд. А мне остается лишь добавить, что в абсолютном большинстве своем люди, которые находились на подлодке, другие члены сдаточной команды, большинство из причастных к ходовым испытаниям в вину, матроса Гробова, не верят. Невзирая на говорящую фамилию.

Да, он признался… но можно я вспомню один примечательный факт. Перед тем, как поймали известного маньяка Чикатилло, были казнены несколько невинных людей, которые… которые признавались в преступлениях, совершенных не ими. Простая аналогия, ничего больше. А вслед за простой аналогией зададим сложный вопрос.

Просто строчка из новостей сообщает что «Дмитрий Гробов совершил последовательно восемь операций, для того чтобы включить ревун – и вызвать им коллегу» К сведению, включить ревун – значит поднять «на уши» всю подлодку. Станет ли это делать подводник, пять лет прослуживший до того? Я еще опускаю такое фантастичное предположение, что нашелся подводник, не знающий, что такое система ЛОХ и как она запускается. Впрочем, первоначальная версия «гробовщины» звучала еще бредовей: матрос якобы «игрался с пультом от скуки».

3. Диверсия. Об этой версии не говорят вслух, но то, что она прорабатывается, можно утверждать практически наверняка. Даже если нет никаких предпосылок к возможности диверсии, тут лучше перестраховаться и все перепроверить. Чем, думаю, и занимаются сейчас компетентные органы.

Добавлю, кстати, диверсией можно считать и то, что вместо фреона-114В2 в систему ЛОХ на «Нерпе» на две трети была закачана ядовитая примесь: самого фреона 114В2 (химическое название: тетрахлордибромэтан) – 35 процентов, остальное – тетрахлорэтилен: это токсичный растворитель, воздействующий на нервную систему, печень, почки. Его вообще-то в химчистках применяют для выведения пятен с одежды. Он, как и фреон, не поддерживает горения и может использоваться при пожаротушении, но он намного более опасен… Натуральный яд. Тут вопрос «почему?» вообще ставит в тупик. Может, у предприятия поставщика фреона не хватило на момент запроса газа для «Нерпы»? может, так дешевле и кто-то «намухлевал»… Вопрос остается открытым.

Это вопросы, относящиеся к самой трагедии и расследованию причин ее. А теперь на правах журналиста, можно я задам вопрос несколько более широкий и, простите, популистский:

Почему в России правительство так отвратительно относится к своим гражданам?

Я ответа на этот вопрос не знаю. Объясню предпосылки для его возникновения, процитировав одного интернет пользователя egor-kms, высказавшегося на сайте komcity.ru:
«Когда произошла трагедия в Перми: там самолет разбился, наш президент и правительство выплатили родственникам по миллиону, Медведев взял под свой контроль расследование и т.д. и т.п.
Но как что-то случилось на Дальнем Востоке… Им плевать на это с высокой башни, я за все время после трагедии на АПЛ «Нерпа» ни разу не слышал, чтобы президент хотя бы соболезнования выразил. Это хорошо, что у нас в крае есть такие люди как Михалев и Ишаев которые хоть по 100 тыс. выплатили и похороны оплатили, ведь никакой реакции Кремля на эту трагедию не было.
Вывод один : Нашему правительству на ДВ наплевать для них мы не Россия, для них ДВ это просто источник ресурсов».

Интернет-пользователь несколько ошибся в цифрах: по 100 тысяч из краевого резервного фонда выплачивают компенсации от Приморского и Хабаровского краев (по распоряжению губернаторов Ишаева и Дарькина соответственно), около 200 тысяч выделяет завод на каждую семью… Плюс еще каждый член сдаточной команды застрахован на 500 тысяч по условиям трудового договора. Лечение и компенсации пострадавшим оплачиваются также из «местных денег»… Понимаете к чему я клоню? Введите в любой поисковой системе запрос: «Нерпа» компенсации, федеральный бюджет. Найдете только случайные совпадения этих слов на одной странице. И все. Благо, что Медведев вслед за путинским «Она утонула» про «Курск» не ляпнул что-то вроде «Они задохнулись» про трагедию «Нерпы»…

Наша справка:
Атомная подводная лодка «Нерпа» (проект 971, класс «Щука-Б»), которая относится к подлодкам третьего поколения, была заложена на заводе в 1991-м году. Водоизмещение субмарины составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека, вооружение — 4 торпедных аппарата 533 миллиметров, 4 торпедных аппарата 650 миллиметров, доработанных до калибра 533 миллиметра.

Первая авария на ходовых
Трагедия на АПЛ «Нерпа» стала первым ЧП, произошедшим на подводной лодке во время ходовых испытаний. До этого все нештатные ситуации происходили во время эксплуатации уже принятого в ряды ВМФ корабля и списывались на неправильные действия экипажа.

Хроника аварий советских и российских атомных подводных лодок

4 июня 1961 года. В Северной Атлантике на АПЛ К-19 произошла авария ядерного реактора. Смертельному облучению подверглись 8 человек. Остальной экипаж переоблучен. Подводная лодка отбуксирована в базу.

8 августа 1967 года. На АПЛ К-3 в Норвежском море в подводном положении произошел пожар в 1-м и 2-м отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся в базу.

8 марта 1968 года. Подводная лодка К-129 Тихоокеанского Флота потерпела катастрофу с гибелью всех членов экипажа (98 человек) и затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна.

24 мая 1968 года. В Баренцевом море на атомной подводной лодке К-27 произошла авария атомного реактора с жидкометаллическим теплоносителем. 6 членов экипажа получили острое лучевое поражение, АПЛ своим ходом вернулась в базу.

14 июня 1973 года. АПЛ К-56 на подходе к Владивостоку была протаранена НИС «Академик Берг». Погибли 26 членов экипажа.

18 июня 1984 года. На АПЛ К-131, находившейся в Средиземном море, произошел пожар в кормовых отсеках. Погибли 13 членов экипажа. Корабль своим ходом вернулся на базу.

3 октября 1986 года. В Атлантическом океане потерпела катастрофу и затонула АПЛ К-219 от последствий пожара, вследствие неисправности ракетной шахты. Погибли 4 члена экипажа.

7 апреля 1989 года. В Норвежском море от последствий пожара высокой интенсивности подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1650 метров. При пожаре и от переохлаждения в морской воде погибло 42 подводника, 27 членов экипажа были подняты из воды советским промысловым судном.

Причины катастрофы и должностные лица Северного Флота, причастные к катастрофе, установлены возобновленным предварительным следствием, проведенным в полном объеме Главной военной прокуратурой. Материалы расследования доведены в полном объеме только до Военного Совета ВМФ, плавсоставу Подводных сил ВМФ не объявлены. Расследование приостановлено до подъема и осмотра АПЛ.

12 августа 2000 года. В Баренцевом море затонула на глубине 108 метров АПЛ «Курск». Все 118 моряков погибли вместе с кораблем. Подводная лодка поднята на поверхность и доставлена на базу. По официальной версии, катастрофа произошла вследствие взрыва торпед.

3. ССЫЛКИ НА РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ

Загуглив, я узнала, что таки Гробова и капитана АПЛ оправдали в 2013 году — причем оправдывали судом присяжных и аж дважды — военная прокуратура обжаловала приговор в первый раз. В «Российской газете» по сюжету про «Нерпу» вся хроника событий зафиксирована тут.

Но ответов на два вопроса:

1. Почему тогда сработала система пожаротушения?

2. Кто закачал в систему ЛОХ опаснейший тетрахлорэтилен?

— я пока гуглила — так и не нашла. По второму вопросу вроде как (судя по статьям по теме) существует отдельное уголовное дело, которым занимается УВД Комсомольска-на-Амуре, но что с ним -в сети я не увидела. Еще поищу.

Как-то расследование по трагедии, в которой погибло два десятка человек, закончилось, получается, ничем. Или я просто чего-то не донашла. Дам еще пару цитат из репортажей:

Я понимаю, что это высказывания не действующих военных и не «изнутри дела» — а подводников в отставке, также просто следящих или следивших на тот момент за ситуацией вокруг «Нерпы». А комментариев от источников ближе к делу -я опять же не нашла.

Зато нашла в куче статей (о военном деле, об опаснейшей ситуации!) употребление слова «почему-то». Почему-то был закачан не тот газ, почему-то через восемь фирм его поставляли посреднических или как там иначе, почему-то никто не назван виновным. В общем, всего лишь собравшись найти старые фотки воскресным утром, я погрузилась в это все — и расстроилась.

Источник: anni-sanni.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...