Когда появилась первая атомная подводная лодка

21 января 1954 года была спущена на воду атомная подводная лодка Nautilus. Она стала первой в мире субмариной с ядерным реактором. Пять фактов о подлодке, с созданием которой открылась новая страница в истории «холодной войны», — в нашем материале

Nautilus был спущен на воду 21 января 1954 года в присутствии президента США Дуайта Эйзенхауэра, через восемь месяцев субмарина была принята на вооружение ВМС США, а 17 января 1955 года Nautilus вышел на ходовые испытания в открытый океан. Спустя 25 лет первая в мире атомная подводная лодка была выведена из состава американского флота, в 1985 году она превратилась в музей.

1. Имя «украдено» у Жюля Верна

Подлодка была названа в честь легендарного корабля капитана Немо из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Вымышленный Nautilus обладал выдающимися для своего времени размерами и техническими характеристиками. Так, капитан Немо на своей подлодке всего за семь месяцев преодолел расстояние в 20 тысяч лье под водой (примерно 90 тысяч километров).

Первые атомные подлодки СССР И США ..Сравнение боевых и технических характеристик .

Nautilus Жюля Верна мог опускаться на глубину до 16 километров, разгоняться под водой до 50 узлов. Кроме того, литературная субмарина могла уничтожать надводные корабли с помощью специального тарана — металлического «бивня», который размещался на носу. Однако по другой версии, первая в мире атомная подлодка была названа не в честь немовской субмарины, а в честь другой американской подводной лодки — USS Nautilus (SS-168), которая принимала участие в сражениях Второй мировой войны.

2. Русские корни создателя Nautilus

«Отец атомного флота» Хайман Риковер родился в 1900 году в городке Макув-Мазовецки, который до Октябрьской революции входил в состав Российской Империи. Фамилия Риковер произошла от названия деревни Рыки, расположенной неподалеку от Варшавы. В США создатель первой в мире атомной подводной лодки попал в шестилетнем возрасте, его семья была вынуждена эмигрировать.

3. Огромная масса

Из-за слишком высокой удельной массы атомной установки на подлодке не удалось расположить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы — всего около 740 тонн. В итоге все вооружение Nautilus составляли шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды, несмотря на то, что при проектировании субмарины предполагалось большее количество.

4. Слишком много шума

Одной из главных недоработок подлодки был назван страшный шум. Причиной его возникновения были сильные колебания неустановленного рода. Волны, которые создавал Nautilus, вызывали вибрацию конструкций субмарины частотой около 180 Герц, что опасно приближалось к значениям вибрации корпуса лодки. При совпадении этих вибраций субмарина могла разрушиться.

Во время испытаний было установлено, что шум, который создавался уже на скорости хода в восемь узлов, и вибрация были препятствием для нормального запуска и управления торпедами. На скорости хода 15-17 узлов экипаж подлодки вынужден был общаться при помощи крика. Высокий уровень шума делал бесполезным сонар уже на скорости четыре узла.

5. Достигла Северного полюса

3 августа 1958 года Nautilus стал первым кораблем, который достиг Северного полюса своим ходом. Для покорения данной географической точки на субмарине была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас, который действовал в высоких широтах. Перед самым походом Уильям Андерсон, который стоял во главе операции, раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, повторявший запланированный для Nautilus маршрут.

22 июля 1958 года подводная лодка вышла из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса. В ночь на 27 июля корабль пришел в Берингово море, а еще через два дня он был уже на окраине Северного Ледовитого океана в Чукотском море. 1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды и спустя два дня Nautilus достиг своей цели — Северного географического полюса Земли.

Читайте также:  Лодка аква 2600 какой мотор ставить

Елена Скутнева, TVC.RU

Источник: www.tvc.ru

«Наутилус»: 25 тысяч миль и 25 лет под водой

Первая атомная подводная лодка стала плавучей лабораторией для создания последующих

21 января 1954 года на воду была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Она прослужила в ВМС США 25 лет. Имела не столько военное, сколько научно-техническое значение. Первой в истории достигла подо льдами Северного полюса.

Миниатюризация реактора

С появлением компактных твердотопливных ракет у американцев возникла прекрасная перспектива тайно, при помощи подводных лодок, подводить их на расстояние выстрела к берегам потенциального противника. То есть Советского Союза. Однако существовавший в начале 50-х годов подводный флот ВМС США для решения этой задачи был не слишком пригоден.

Дизель-электрические лодки должны были периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов, приводящих в движение ходовые электромоторы. А также для пополнения запасов воздуха. Правда, последняя причина всплытия уже могла решаться при помощи систем регенерации кислорода.

С появлением стационарных ядерных реакторов усилия конструкторов-энергетиков были направлены на их «миниатюризацию». Потому что и исследовательские реакторы, и реакторы для атомных электростанций весили сотни тонн, и их невозможно было втиснуть в ограниченный объем субмарины.

Первой эту задачу решила американская компания Westinghouse Electric Company, выпустившая водо-водяной реактор S2W, который весил всего лишь 35 тонн и имел вполне приемлемые габариты: 3 метра в высоту и 2,7 метра в диаметре. Активная зона реактора имела диаметр в 1 метр. Вместе же с защитной конструкцией все сооружение имело 6-метровую высоту и диаметр, равный 4,6 метра.

Эта система реакторов для двигательных установок получила распространение и сейчас используется повсеместно. Хоть в начале 60-х годов использовались реакторы, в которых в качестве замедлителя применялись и тяжелая вода, и жидкий натрий.

Обычная легкая вода в водо-водяных реакторах используется в двух контурах. В первом она играет роль и замедлителя, тормозя нейтроны, и переносчика тепла, отбирая его от топливных элементов на основе урана и нагревая воду во втором контуре. Одним из главных достоинств этой системы является невозможность развития неуправляемой цепной реакции. Если, конечно, реактор не разрушится, и вода под давлением не покинет первый контур.

Во втором реакторе вода превращается в пар и вращает турбину турбозубчатого агрегата. Вращение передается на два вала, и они через редуктор вращают гребной винт. В силовую установку также входит турбогенератор, который заряжает аккумуляторы и подает питание в бортовую электросеть. Для малошумного движения на «Наутилусе» был предусмотрен электродвигатель, который обеспечивал меньшую скорость хода в 4 узла.

Первый блин

«Наутилус» был разработан и построен компанией Electric Boat, являющейся подразделением корпорации General Dynamics. Ее закладка состоялась на верфи Гротона 14 июня 1952 года. На воду была спущена 21 января 1954 года, а 30 сентября первую в мире атомную подводку приняли на вооружение ВМС США.

Это был значительный прорыв в области конструирования подводных кораблей. Но он носил более научный, чем практический характер. Единственным достоинством «Наутилуса» стала возможность проходить без всплытия 25 тыс. миль. Ну, и подводная скорость у нее была вполне приличной — 23 узла.

Но шумела она сильнее, чем дизель-электрические лодки, поскольку вал вращал не электродвигатель, а паровая турбина. Это сказывалось не только на ее легком обнаружении на больших расстояниях, но и на затруднении при пользовании своей акустической установкой.

Читайте также:  Что взять с собой в лодку на рыбалку

Существенным недостатком стала невозможность установки на лодке должного вооружения и приборного оснащения. Дело в том, что биологическая защита, изготовленная из свинца, весила 740 тонн. В связи с чем удалось оснастить «Наутилус» лишь шестью торпедными аппаратами с боекомплектом из 24-х 533-мм торпед. С таким вооружением у берегов потенциального противника делать было нечего.

25 лет честной службы

Поэтому «Наутилус» применялся не как боевая, а прежде всего как учебная лодка для обучения личного состава и отработки тактических приемов. Но перед этим происходила довольно длительная обкатка технических систем субмарины. И происходило это не без приключений. К счастью, серьезных аварий не случилось.

Еще в ходе постройки лодки во время испытаний энергетической установки лопнул трубопровод второго контура с паром с температурой 220 градусов и под давлением в 18 атмосфер. Неисправность устранили. Но при этом заменили сварной трубопровод на бесшовный.

Во время эксплуатации лодки произошло возгорание изоляции турбины. Пожар потушили, перейдя в надводное положение, изоляцию впоследствии заменили на невоспламеняющуюся. Обнаруживалась течь в паротурбинной установке, ее залатали подручными средствами. Во время учений НАТО «Наутилус» протаранил авианосец «Эссекс», отчего тот получил пробоину ниже ватерлинии.

Трижды «Наутилус» пытался достичь подо льдами Северного полюса. Во время первой попытки был серьезно поврежден перископ. Вторая попытка также окончилась безрезультатно. В третий раз, как утверждал капитан, только чудо спасло лодку от гибели.

Но 3 августа 1958 года «Наутилус» наконец-то достиг Северного полюса, что в полной мере доказало достоинства «атомного хода» по сравнению с дизель-электрическим.

«Наутилус» прослужил в ВМС США до 1980 года. После чего ветеран самостоятельно пришел на место своего рождения — в Гротон. Где после дезактивации лодку превратили в музей.

Первой советской АПЛ стала К-3, появившаяся в 1957 году.

До середины 70-х годов подводный флот США был сильнее советского. Затем силы выровнялись. Сейчас по качеству субмарин Россия опережает США, которые еще долго намереваются эксплуатировать лодки третьего поколения. У нас же на вооружение уже поступают атомные подводные лодки с баллистическими ракетами четвертого поколения, которые по возможностям значительно превосходят американские.

Характеристики ПЛА «Наутилус»

Ширина корпуса — 8,2 м

Водоизмещение надводное — 4157 т

Водоизмещение подводное — 4222 т

Скорость надводная — 20 узлов

Скорость подводная — 23 узла

Экипаж — 11 офицеров, 100 матросов

Тепловая мощность ядерного реактора — 9860 кВт

Мощность на валу — 13400 л.с.

Вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов

Автономность хода — 25 тыс. миль

Фото: ru.wikipedia.org

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Отец народов мог диктовать послевоенное устройство мира благодаря советской разведке

Проблема с памятью: почему Израилю и Польше сегодня выгодно забыть про зверства бандеровцев

Состоялось награждение заслуженных работников отрасли медалями «100 лет гражданской авиации России»

Источник: svpressa.ru

Когда была спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус»: факты из истории

В конце 40-х годов прошлого века в мире началось противостояние между двумя сверхдержавами, СССР и США, которое вылилось в соперничество во многих областях науки и техники, а более всего в ядерной и космической сферах. Одним из результатов этого негласного соревнования стал спуск на воду первой атомной подводной лодки в мире. Называлась она «Наутилус» и несмотря на свое несовершенство стала первым в мире судном, как среди подводных, так и надводных, использовавшим ядерную энергию.

Читайте также:  Лодка ums 450 характеристики

Подводная лодка «Наутилус», как результат соперничества между США и СССР в ядерной сфере

Американцы первыми начали разработку своей ядерной (атомной) программы. Советскому Союзу, ведущему в то время кровопролитнейшую и тяжелую войну против Третьего рейха было не до исследований, все ресурсы уходили на ведение войны. Однако после демонстрации мощи ядерного оружия, стоившего мирному населению японских городов Хиросима и Нагасаки сотен тысяч жизней, в СССР началась форсированная разработка своей ядерной программы. Уже в 1946 году появился первый ядерный реактор, потом ядерная бомба, а в 1954 году в Обнинске была запущена первая в мире атомная электростанция.

Зато американцы опередили СССР в создании двигательных установок для морских судов, в частности для подводных кораблей.

21 января 1954-го года со стапелей верфи в городе Гротен была спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Как и положено всем атомным субмаринам она имела почти неограниченную дальность плавания, и довольно большую, как для подводных лодок той эпохи, подводную и надводную скорость – более 20 узлов, что равняется наземной скорости почти 50 км/ч.

Чем известна в истории первая атомная подводная лодка «Наутилус»

«Наутилус» был самым первым в истории человечества судном, использовавшим в качестве двигательной установки ядерный реактор, такие суда назвали атомоходами. В конце 1954-го подлодка вошла в состав американского военного флота, а в начале 1955-го осуществила первое плавание.

Летом 1957-го «Наутилус» впервые едва не добрался до Северного полюса. Ошибка оборудования, показавшего свободное ото льда место привела к повреждению перископа субмарины, и она вернулась на базу.

Следующая попытка достичь самой северной точки планеты оказалась более удачной, и через год, в августе 1958-го года «Наутилус» достиг Северного полюса. Это опять-таки случилось впервые в истории человечества, так что американцам было чем гордиться.

А потом начались будни в составе американских ВМС, во время которых первой атомной субмарине пришлось несколько раз столкнуться с надводными военными кораблями. Дело в том, что кораблестроители очень спешили обогнать СССР, поэтому лодка была немного «сырая», в частности ее двигательная установка служила источником сильного шума, который на скорости более 5 узлов лишал возможности нормальной работы сонар, или локатор. Это было учтено при постройке последующих американских атомных субмарин.

Атомная подводная лодка «Наутилус» находилась в составе американского флота до начала 80-х годов прошлого века, после чего стала морским музеем.

Атомная лодка «Наутилус» как часть негласного соревнования СССР и США в области новых технологий

В Советском Союзе первая атомная подводная лодка появилась тремя годами позднее, и кроме «линейного» названия Б – 3 (К – 3), получила еще дополнительное, «Ленинский комсомол». Более быстрая (до 30 узлов под водой), она тоже побывала на Северном полюсе, и даже всплыла там, однако это было спустя 4 года после американцев. Так что это соревнование они выиграли. Зато СССР в 1959-м году ввел в эксплуатацию первый надводный атомоход в мире, кстати гражданский, ледокол «Ленин».

Своеобразная гонка между США и СССР, хоть и часто заставляла нервничать все человечество из-за возможности ядерной войны, но все же была источником важных новинок не только в военной, но и в гражданской сфере.

Атомные электростанции, первые надводные и подводные атомоходы, наконец, освоение космоса. Все это стало результатом «ракетной» гонки между США и СССР. Началась гонка «космическая». И хотя человечество не раз стояло на пороге ядерной войны, ее все же не случилось. А полезные изобретения пригодились и в гражданской сфере.

Источник: comandir.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...