Примерно 10 тысяч лет назад, в эпоху мезолита на территории Евразии сильно поменялся климат. Увеличилась влажность и появилось большое количество рек и озёр. Люди начали осваивать новые условия и постепенно вода из неопознанной и опасной стихии превращается в важный ресурс. В тот период люди научили делать инновационный для того времени транспорт: лодки-долблёнки
Первая найденная лодка такого типа относится учеными к периоду от 8040 до 7510 годов до нашей эры. Нашли ее в Голландии. Массово такие суда появляются в конце четвертого – первой половине третьего тысячелетия до нашей эры, во время перехода от мезолита к неолиту. Возникновение таких судов нельзя привязать к отдельно взятому этносу.
Судя по находкам археологов в Евразии они появились одновременно у многих народов. Распространение суда такого типа получили в основном у земледельческих племён.
– Конечно же рыбу они ловили и до того периода, но не имели возможности делать это массово. Это был своего рода деликатес каменного века.
Я ЗАБЛУДИЛСЯ В ОКЕАНЕ ИЗ КИСЛОТЫ В МАЙНКРАФТ | Компот Minecraft
Но, с появлением лодки, рыба стала обычной добычей первобытного человека, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров . – Сначала люди научились шлифовать камень, научившись шлифовать камень они смогли делать качественные тёсла. Имея такие тесла, они могли делать вот такие лодки.
В это же время археологи находят рыболовные сети. Одновременно археологи находят каменные тёсла и остатки древних сетей. Это же ознаменовало возможность заготавливать рыбу. В то же время появляются и новые поселения на берегу реки. Кстати, изобретение сети подтолкнуло человека к еще одному изобретению – ткани.
До этого ходили в шкурах, а тут от появления сети до примитивного ткацкого станка тоже, в общем-то, недалеко.
- Краткая история первых лодок и парусников
- Из каких частей состоит корабль
- Почему корабли не тонут
Скорее всего, первым плавсредством было бревно, которое несло по течению. Потом кто-то догадался связать вместе три-четыре бревна – получился плот. А однажды кому-то пришла идея выдолбить в бревне углубление. Так появилось каноэ.
Первое каноэ выдолбили в Нидерландах с помощью топора или тесла (топора с лезвием под прямым углом к рукоятке) около 6300 г. до н.э. В районах, где деревьев произрастало очень мало, лодки не выдалбливали, а делали, натягивая на деревянный каркас шкуру животного либо приклеивали к каркасу кору, используя для склеивания и влагонепроницаемости смолу или битум.
Сначала такие лодки были безвесельными и сидящие в них люди гребли руками. Позднее появились длинные шесты, а затем весла.
Первые парусные суда были построены в Египте примерно 5000 лет назад. Прямоугольный парус на них ставился на двуногую мачту, только когда дул попутный ветер. Около 2600 г. до н.э. появились более совершенные суда, лес для изготовления которых привозили из Ливана. Использование длинных досок дало возможность увеличить размеры корабля, сделать настил палубы и укрепить корпус продольными и поперечными балками. Парус, закрепленный на одноствольную мачту, делал управление судном более легким и эффективным: теперь можно было плыть не только при попутном, но и при боковом ветре.
САМАЯ ОПАСНАЯ ПОДЛОДКА Теперь У Франции
Однажды рядом с пирамидой Хеопса бала найдена ладья длиной 43 м, состоявшая из 1200 деревянных деталей. Датируется такая находка 2500 годом до н.э.
У Финикийцев были корабли двух видов: военные длинные быстроходные суда и торговые широкие с мачтой посреди палубы и квадратным парусом. Греки позаимствовали некоторые идеи конструкций финикийских судов. Примерно к 700 году до н.э. в качестве основных судов военного флота греки стали использовать биремы – суда с двумя рядами весел по каждому борту, а с 650 г. до н.э. тримеры – корабли, где весла располагались в три ряда.
В 1 веке н.э. в Китае были изобретены жесткий осевой руль и паруса из бамбуковых реек и циновок. На каждой мачте крепили уже не один, а несколько парусов, управлять которыми приходилось порознь в зависимости от направления и силы ветра. Современные китайские джонки оснащены подобными парусами.
В 3 веке арабские мореплаватели стали устанавливать на кораблях латинский треугольный парус. Преимущество такого паруса состояло в том, что его можно было поворачивать и ставить таким образом, чтобы судно могло идти почти под любым углом к ветру. Современные одномачтовые арабские суда (дау) в большей своей части имеют треугольные паруса.
Несколько позже на кораблях, пересекавших Средиземном море, латинские паруса сочетались с прямоугольными. Каравеллы с четырьмя мачтами, к примеру, имели два четырехугольных паруса и два прямых. Именно под такими парусами мореплаватели из Испании и Португалии сделали свои знаменитые открытия.
Лодка почти не изменилась с древнейших времён до наших дней. Острый нос, углубление для размещения гребца, лопатообразное весло — так выглядела лодка наших предков, таков общий облик и современной лодки. А изготовлена она может быть разными способами и из разных материалов — будь то цельный ствол дерева или отдельные доски, каркас, обтянутый шкурой или современным водонепроницаемым материалом, кора или пластик.
Возраст
Плот 40 тыс. лет до н. э.
Лодка-долблёнка 20 тыс. лет до к э.
Весло 12 тыс. лет до. н. э.
Каркасные лодки 10 тыс. лет до н. э.
ПЛОТ — ПЛОД НАБЛЮДЕНИЙ
В основе всех открытий и изобретений с древнейших времён до наших дней лежит любопытство и наблюдательность. Изобретатели черпают идеи из природы. Древние люди заметили, что упавший в воду ствол дерева не тонет и даже удерживает животное, попавшее в поток. Схватившись за плавающее бревно, человек тоже удержится на плаву.
Если связать несколько брёвен, можно па этом сооружении плыть, не погружаясь в воду. Так люди изобрели плот. Большой плот удержит несколько человек с грузом.
Древним людям приходилось кочевать в поисках мест, где охотники ещё не переловили дичь, а собиратели не обобрали растительность. Свой скарб было жалко бросать при переезде, но и тащить на себе по бесконечным степям или через непролазные джунгли тяжело. Ещё не были изобретены колесо и повозка, и даже лошадь ещё не была приручена, да и дорог не было. Но везде были реки, по которым можно путешествовать со всем скарбом на плотах. Плыли по течению па мелководье, вдоль берегов, управляя плотом с помощью шеста — длинной палки, которой упирались в дно.
Время изобретения плота подсказывает история Австралии. Первые люди появились там около 40 тыс. лет до н. э. Преодолеть большое расстояние от ближайших островов до Австралии без плавсредств невозможно. И переселенцы, австралийские аборигены, вероятно, с детьми и поклажей, явно доплыли туда не на брёвнах. Вывод: люди плыли на плотах, следовательно, возраст плота более 40 тыс. лет.
ВМЕСТО УТИНОЙ ЛАПЫ
ПРЕВРАЩЕНИЕ БРЕВНА В ЛОДКУ
Австралийские аборигены, американские индейцы и коренные народы Сибири делали лодки из коры. С большого дерева цельным пластом снимали толстую кору, сохранявшую округлую форму ствола. Кору обрезали по форме лодки, придавали ей форму распорками, сшивали борта растительными волокнами, а щели конопатили. Получалась лёгкая лодочка.
Там, где не было лесов и больших деревьев, например в тундре, люди делали лодки из кож. Из веток мастерили прочный каркас и обтягивали его сшитыми шкурами, оставляя в центре отверстие для гребца. Получились быстроходные каркасные лодки — каяки и байдарки. В Древнем Египте, где древесина тоже была редкостью, лодки делали из папируса или из камыша.Плотные пучки стеблей этих растений связывали меж собой, получалось подобие длинной корзины с углублением для гребца.
Вёсельные лодки всегда были главным прибрежным водным транспортом. На вёслах ходили и большие парусные корабли при отсутствии ветра. До XVI в. были распространены большие гребные суда — галеры, движимые десятками и даже сотнями гребцов.
Люди начали осваивать водную стихию очень давно. Это может быть связано с тем, что многие племена кочевали и часто изменяли место жительства. При этом они могли использовать воду как средство передвижения и перемещения багажа. Также народам, жившим на берегу рек, озер и морей нужны были лодки для рыбной ловли.
История лодок началась с изобретения плота. Люди заметили, что стволы деревьев не тонут в воде, и начали связывать их. Вдоль берега можно было передвигаться при помощи шеста, отталкиваясь им от дна водоема, а для более дальних плаваний использовались гребные доски. Довольно скоро гребные доски получили форму весла, которое мы используем и теперь.
Первые лодки делались из стволов деревьев. Бревна очищались от веток, а внутри выдалбливалось или выжигалось углубление для пловца. Это был долгий и тяжелый процесс, потому в местах, где от лодки не требовалось большой прочности и грузоподъемности, их научились делать из коры деревьев. Кору снимали, чистили, зашпаклевывали, на концах сшивали и замазывали смолой. На изготовление такой лодки у умелого мастера уходило всего несколько часов.
На севере, где не было деревьев пригодных для изготовления лодок, их делали из шкур животных. Для жесткости в корпус вставляли китовый ус.
- Воспитатель муниципального детского сада иванова отказалась пройти периодический
- Перечислите несколько примеров прикладного по для создания текстовых и графических документов кратко
- Средневековая мусульманская философия кратко
- Технология ремонта грузовых вагонов кратко
- Инфраструктура институциональной системы культуры школа
Источник: obrazovanie-gid.ru
Когда появились первые лодки?
Что можно назвать лодкой? Плот? Нет, плот к лодкам никак не относится. Нельзя все лодки грести под одну гребенку. Тогда что? Быть может, Вы даже не знали этого слова, но первой лодкой была «долбянка».
Как Вы надеюсь поняли по названию, эту лодку выдалбливали из цельного куска дерева.
Долбянки являются старейшим типом лодок найденных археологами, и именно эти лодки служили в качестве транспорта с древнейших времен. Косвенные доказательства использования долбянок были найдены в Австралии, где были найдены останки лодки-долбянки возрастом более 40 тысяч лет, а недавние археологические раскопки на острове Крит подарили миру останки долбянки возрастом более 130000 лет назад.
А если порыться в древних манускриптах, то можно найти доказательства того, что первые подобные лодки впервые появились более 900000 лет назад, что показывает, что подобные лодки использовались с доисторических времен. Самые ранние лодки, как полагают, были чем-то наподобие каноэ. А самые старые сохранившиеся подобные лодки были созданы 7000-10000 лет назад.
Самой старой сохранившейся лодкой подобного типа в мире является каноэ Пессе. Она представляет из себя длинную долбянку сделанную из цельного ствола дерева, которая была построена где-то между 8200 и 7600 годами до н.э. Это каноэ, лодка, байдарка (как хотите так и называйте) выставлена в Музее Дренте (Drents Museum) в Ассене, Нидерланды. Также рядом выставлены другие очень старые долбянки.
Первыми плоты появились, как говорят археологи и историки, по крайней мере 8000 лет назад. Совсем недавно, в Кувейте, археологи наши 7000-летнюю мореходную тростниковую лодку, которая стала модификацией обычного плота. А уже в 4000 и 3000 года до н.э. лодки широко использовались в Шумерском царстве, Древнем Египте и во всего акватории Индийского океана.
Лодки играли важную роль в торговле между цивилизациями долины Инда и Месопотамии. Доказательством популярности лодок, как главного транспорта у купцов, можно назвать их огромное разнообразие. В южной части Калькутты, Керала, что на юго-западе Индии, было найдено хорошо сохранившееся судно Уру. Этот тип огромных деревянных кораблей, строился из тукового дерева без использования железа, но при этом мог транспортировать до 400 тонн груза. Древние арабы и греки использовали такие лодки в качестве основных торговых судов.
Историки Геродот , Плиний Старший и Страбон отметили в своих записях, что подобные корабли использовались не только для торговли, но и для путешествий и в военных целях.
Вам понравилась статья? Просто перейди по рекламе после статьи. Там ты найдешь то, что ты искал, а нам бонус.
- Интересные исторические факты о медицине
- Фото 1880-1910 годов.
- Самые чудные «налоги» в истории.
- Французская кухня (МНОГО БУКВ) 😉
Источник: muz4in.net
Как появилась первая лодка?
Как всем известно – первым плавательным средством человека было бревно. Но плавать, держась за бревно, было довольно неудобно, опасно и неприятно особенно когда вода очень холодная. Вот тогда древний человек, обозревая окрестности, где вокруг росло множество деревьев, в том числе и поваленных непогодой, подумал: а как бы сделать так, чтобы можно было и через реку перебраться и ног не замочить? А если связать вместе несколько стволов деревьев и найти длинную палку чтобы отталкиваться ей от дна озера или реки? Мысль древнего человека оказалась очень практичной, и таким образом был изобретен плот.
Но плыть на плоту хоть и сухо, да и поклажу можно кое-какую положить, но довольно неудобно. Ведь плот плывет довольно медленно, а на реках с быстрым течением им очень трудно управлять и порой плот просто разваливался на части, не выдерживая напора воды.
Тогда древний человек, ещё немного подумав начал искать другие варианты путешествия по водной глади. Выбрав дерево потолще, он выдолбил в нем углубление посередине такое, чтобы можно было боле менее комфортно устроиться в нем сидя. Передвигаться стало намного быстрее, оказалось, дерево не пропускает воду. Но подобное изобретение тоже не стало эталоном безопасности и частенько просто переворачивалось, окуная в воду своего ездока с головой. Такая лодка оказалась не очень удобной.
Человек ещё немного подумал и решил, что для большей устойчивости необходимо выровнять днище, а по бокам придать бревну выпуклую форму. Вот таким образом и появилась самая первая лодка.
Позднее чтобы увеличить скорость лодки, человек сделал нос и корму. Но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим в следующий раз.
Источник: partnerkis.ru