В Центральном военно-морском музее состоялась торжественная передача в фонды музея компаса подводной лодки Российского Императорского флота «Сомъ».
10 мая 1916 года подлодка в ходе боевого дежурства столкнулась со шведским пароходом. Пролежав на дне Аландского моря почти 100 лет, судно было обнаружено в 2015 году дайверами-любителями, которые и подняли артефакт из-под воды.
Несколько лет компас реставрировали в Центре подводных исследований Русского географического общества. Деревянное основание законсервировали, а металлическую часть прибора тщательно очистили от ржавчины.
«Конечно же, он немножечко потерпел следы разрушений. Поэтому нашим реставраторам понадобилось достаточно серьёзное время на его восстановление и реставрацию, но мы теперь счастливы, что мы в Центральный военно-морской музей передаём не просто объект, поднятый из глубины, а полноценный музейный экспонат», — рассказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
Теперь компас-ровесник отечественного подводного флота будет храниться в Центральном военно-морском музее. В планах российского географического общества — поднять и вернуть в Россию подлодку «Сомъ» целиком.
В Кронштадте открылся Музей военно-морской славы
Источник: tvspb.ru
Новый Музей военно-морской славы России в Кронштадте откроется ко Дню ВМФ
Установленная в специальном крытом павильоне в качестве центрального объекта экспозиции Музея военно-морской славы в Кронштадте первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627, июнь 2023 года.
Источник изображения: Михаил Жердев
Губернатор Александр Беглов также сообщил, что решением президента России обновленный Кронштадт станет центром сохранения истории флота
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 июня. /ТАСС/. Музей военно-морской славы России, основой которого стала первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) К-3 «Ленинский комсомол», откроется в Кронштадте ко Дню ВМФ в конце июля. Об этом сообщил в эфире «Радио России» губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
«Музей и его главная экспозиция — первая советская подводная лодка «Ленинский комсомол» — откроются в конце июля ко Дню Военно-Морского флота», — сказал губернатор, напомнив, что на прошлой неделе Кронштадт впервые стал местом проведения Международного военно-морского салона.
Как отметил Беглов, решением президента России обновленный Кронштадт станет центром сохранения истории ВМФ, где будут рассказывать о морских победах отечественного флота, вести патриотическую работу.
Музей военно-морской славы в Кронштадте
Возле нового Музея военно-морской славы на берегу Финского залива в рамках акции «Сад памяти», которая завершилась в Петербурге в День памяти и скорби 22 июня, высажено 46 деревьев. Именно столько подводных лодок потерял Балтийский флот за годы Великой Отечественной войны, сообщил губернатор.
Музей военно-морской славы располагается в создаваемом по поручению президента РФ туристско-рекреационном кластере «Остров фортов». В качестве корабля-музея в Кронштадт приведена подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Она вошла в состав Военно-морского флота СССР в 1959 году с базированием в Северодвинске, прослужила до 1988 года и в 1991 году официально выведена из состава ВМФ. Находясь в море в общей сложности более 14 тыс. ходовых часов, она в совокупности прошла почти 130 тыс. миль, совершила за 29 лет пять боевых походов.
Источник: submarinersclub.ru
Наследие холодной войны – музей подводных лодок в Балаклаве
Севастополь уникальный город, на территории которого расположено огромное количество исторически значимых мест. В основном все они посвящены Крымской и Великой Отечественной войне. Но меня больше всего поразил объект послевоенных лет – музей подводных лодок в Балаклаве.
Где находится, история
Военно-исторический музей находится на юге Крымского полуострова в Балаклавской бухте. Всего в 17 километрах от центра Севастополя. Добраться сюда не составит труда, как на общественном, так и на собственном транспорте. Но об этом немного ниже.
После Хиросимы и Нагасаки Советские власти стали наращивать производство ядерного оружия, так как опасались бомбардировок СССР. Появилась необходимость защитить основные стратегические объекты. Оборудовать базу, обнаружить которую было бы проблематично для неприятия. Берии получили подобрать место для строительства подземной противоатомной базы.
Балаклава – идеально подходила для заданной цели. Ее природные особенности и расположение способствовали процессу. Естественно, скрыть строительные работы такого масштаба было достаточно сложно. Поэтому один из объектов назвали городская телефонная станция (объект 825 ГТС).
В 1953 году утвердили проект базы, расположить ее планировалось на территории 15 тысяч квадратных метров. На строительство комплекса, оборудованного внутри скалы, ушло долгих 8 лет. При этом люди работали в три смены, работы не прекращались ни на минуту. В 1961 году объект был сдан в эксплуатацию.
Все это время и на протяжении следующих нескольких десятков лет, Балаклава оставалась секретным объектом закрытого типа, на территорию которого не пускали даже жителей города-героя Севастополя. Во время посещения музея подводных лодок в Балаклаве, я поражался на каждом шагу. Сложно представить, что самый настоящий завод, можно было построить под землей.
Жители города только в 1993 году узнали, что на самом деле скрывалось за так называемой телефонной станцией. Можно только представить какие чувства они испытали, когда правда открылась. Тем более что колоссальные средства и усилия были, по сути, потрачены впустую. Но это уже совсем другая история. Хотя с другой стороны регион приобрел уникальную достопримечательность.
Объект 825 ГТС – описание
В том же 1993 году секретную базу закрыли и ликвидировали. Открылся он, только через 10 лет, уже как музейный комплекс. И сегодня мы имеем возможность посетить самое необычное место Крымского полуострова. В целом комплекс состоит из множества объектов, в том числе:
- Укрытий для субмарин и экипажей;
- Цех завода по ремонту судов с доком на суходоле;
- Отделение для подготовки и тестирования ядерных ракет;
- Хранилища с топливом на 9,5 тысячи тонн;
- Ремонтно-техническая база.
Экскурсии сегодня проводятся, далеко не по всем отделениям военной базы, но и того, что доступно для осмотра вполне достаточно, чтобы в полной мере оценить масштабы. Отдельно стоит упомянуть о маскировке объекта во времена его секретности.
При осмотре с воздуха, ничто не наводило на мысль, что здесь под землей располагается крупный военный комплекс. Можно было увидеть, только бетонированные площадки, на которых расположились «жилые» дома, естественно муляжи, зеленые насаждения.
Со стороны моря, базу надежно прятали батопорты и маскировочные сети. Надежной защитой входа служили огромные ворота весом более 150 тонн, способные выдержать давление до 60 кг на квадратный сантиметр. Они же служили надежной защитой от ударной волны и радиации.
Сегодня по территории объекта 825, в бывших цехах и арсеналах, расположены тематические залы. Экскурсионных маршрутов два. Первый предусматривает пешую прогулку по подземным лабиринтам, осмотр шестисот метрового судоходного канала. Осмотр коллекции ядерного оружия военно-морского флота СССР. А также знакомство с атомными подводными лодками советского союза и современными субмаринами.
Второй вариант предлагает экскурсию на катере по подземному каналу. Предоставляется возможность пройти по 600 метровому каналу, на территории которого спокойно могли располагаться до восьми «подводок». Попасть в стометровый сухой док, расположенный на глубине восемь метров ниже уровня моря.
Объект 820 РТБ – ядерный арсенал
В свое время это была площадка для погрузочных работ, зоны арсенала. Расположена она у подземного морканала вышеописанного объекта. Объект 820-й ввели в эксплуатацию в 1959 году. Арсенал выполнял функции хранилища и подготовки ракет, торпед, ядерных боевых головок к использованию. Здесь обслуживались и собирались головные части боевых запасов.
С площадки торпеды, ракеты загружали на субмарины, располагавшиеся в водном канале. Транспортировка боеголовок осуществлялась на тележках (ход – резиновый) и при помощи специальной кран-балки. Здесь же проходил учебно-тренировочный процесс.
Вход на территорию данного объекта защищался не менее серьезно, чем на 825. Оба входа имели камеру-шлюз с двумя дверями. Одни обладали противоударным свойством, вторые – герметичным. Непередаваемые эмоции вызывают ворота выполненные из стали (листовой) и проката, внутри которых залит бетон высшей марки.
Они держаться на петлях рамы закладного типа, дополнительно оснащены алюминиевыми прокладками. Вес этой конструкции порядка 10 тонн, герметичная дверь весит всего 2 тонны.
На территории объекта 820-ть можно увидеть дизель-электрическую «подлодку» проекта 641 с длиной корпуса 91 метр и способностью погружения на глубину 280 м. Такие субмарины могут использоваться для проведения операций в океанических водах. Четыре «подводки» такого типа в 1962 году участвовали в Карибском кризисе.
Не меньший интерес представляет модель «Варшавянка», изготовленная в масштабе 1:50, Владимиром Гуровым. Кстати, именно ее использовали во время съемок киноленты о подводниках. Она способна выполнять сорок команд, поэтому используется как тренажер.
На объекте 820 РТБ, есть возможность рассмотреть и другие помещения. В том числе хранилище ядерных боеголовок для торпед и ракет. Техническую площадку, на которой размещались системы жизнеобеспечения. А также шлюзовую камеру и арсенальный двор. Сегодня он закрыт от посторонних глаз высоким забором, на который ранее дополнительно была наброшена маскировочная сетка.
Мне не просто, в одной статье описать полностью про музей подводных лодок в Балаклаве. Подробное описание займет немало страниц, и вряд ли вы их дочитаете до конца. Поэтому мой вам совет – будете в Севастополе, обязательно посетите музейный комплекс. Поверьте, масса эмоций и впечатлений – обеспечено. Тем более что добраться до него не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Адрес, цены 2023, официальный сайт
Справочный телефон: 88692637590.
Телефон отдела организации экскурсий: 8 978 8891056.
Фактический адрес: Крым, Севастополь, Балаклава, Таврическая Набережная, 22.
Как доехать до Балаклавского музея подводных лодок
Дорога до музея для туристов, пользующихся общественным транспортом, состоит из двух этапов. Проезд от авто или ж/д вокзала Севастополя, до остановки «Пятый километр Балаклавского шоссе» (конечная). Для этого подойдут автобусы и маршрутки под номером 17, 20 или 26, троллейбус № 17 и 20. Затем надо пересесть на 9, 94 или 99 маршрут, выйти на остановке «Оболонь». От нее свернуть вправо и пройти в западную часть Балаклавской бухты, минут 10 – 15 ходьбы.
Мне проще путешествовать на автомобиле. Если вам тоже – ориентируйтесь по координатам на карте. Точное место, координаты и карта ниже. Кстати, я в основном передвигаюсь на своем авто, но, иногда, моя «ласточка» остается дома. В таких случаях можно воспользоваться выгодной услугой «Аренда авто в Крыму».
Активный отдых в Балаклаве (с ценами) – тут.
Куда сходить, что посмотреть в Балаклаве
Все достопримечательности Балаклавы здесь, Севастополя тут.
Фото
Фото на улице
Точное место на карте, GPS координаты: 44°30’03.2″N 33°35’47.5″E (44.500896, 33.596535)
Посещение музея подводных лодок в Балаклаве доставило мне массу положительных эмоций. Это действительно уникальное место, где будет интересно любому туристу, даже не особо увлекающемуся военной историей. Всем интересного, увлекательного отдыха!
Станислав рекомендует:
Привет друзья. Моя мечта сбылась, теперь мне нужно ходить на работу и появилось свободное время на путешествия. Сейчас работаю в интернете и инвестирую.
Источник: vasilev-life.ru