Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке нам то и дело попадались грязно серые

Цель урока: систематизация и обобщение правил правописания НЕ и НИ в словах разных частей речи.

1. систематизировать правила правописания НЕ и НИ в разных частях речи;

2. расширить полученные сведения о правописании НЕ и НИ в наречиях, прилагательных, местоимениях, причастиях;

3. совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность учащихся. Развивающие:

  1. развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий);
  2. развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов;
  3. овладение нормами литературного языка;
  4. обогащение словарного запаса школьников
  1. воспитание любви к родному русскому языку;
  2. воспитание у учащихся чувства языка, внимания к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом;
  3. формирование верной позиции учащихся, зоркости и внимательности в работе над тестовыми заданиями.
  1. Один ученик выполняет тест онлайн https://onlinetestpad.com/ru/test/65300-pravopisanie-ne-i-ni-ege-zadanie-12 (выставляется отметка по результатам теста)
  2. Остальные учащиеся работают с материалом слайда (слайд1)

Тест онлайн (выполняют все учащиеся, если есть возможность выхода в интернет через доп. компьютеры или устройства учеников. Если такой возможности нет, тогда учитель выдает распечатки) https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=272https://videouroki.net/razrabotki/urok-russkogho-iazyka-v-11-klassie-pravopisaniie-nie-i-ni.html» target=»_blank»]videouroki.net[/mask_link]

Задание №3 из ЕГЭ 2023 по русскому языку. Типы высказываний и необходимая теория

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(2)Через окно были в..дны две зв..зды еле св..тившие от своей слабости и по временам они припотухали вовсе а потом опять (не)ясно св..тились. (3)В дальн(е/и)х полях изредк(о/а) покрик..вали поздние перепела. (5)Один голос спраш..вал а другой отв..чал. (6)И опять было м..лчание и через пр..открытую дверь в сени прохладно пахло со двора свеж(е/и)й травой напитавш(е/и)йся росой.

1) Замените словосочетание «детское ликование», построенное на основе «согласования», синонимичным со связью «управление».

2) Замените словосочетание «власть Глеба», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

3) Выпишите грамматическую основу предложения «Лучший из учеников решил эту задачу».

4) Выпишите грамматическую основу предложения «Завтра утром встану, побегу в сад».

5) Из предложений 24–27 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(24)Всё общество собралось кругом и следило в скорбной тишине. (25)Повреждения оказались гораздо меньше ожидаемых и были вполне исправимы. (26)Коробки упали удачно. (27)Я хранил их до конца школы, а потом всю жизнь при всех переездах их хранили родители.

РОЛИК по №5. Самые сложные паронимы для ЕГЭ по русскому языку.

6) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Речка была смире(1)ая, сплошь по берегам заросшая водя(2)ой травой, кое-где освеще(3)ая желтыми лампадами кувшинок и шибко засоре(4)ая лесом от весе(5)его сплава.

7) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Читайте также:  Сколько стоят лодочные моторы в Финляндии

До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.

8) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки — (НЕ)ЗАТОПЛЕННЫЕ ещё бугорки.

Днём в городе всегда было очень (НЕ)СПОКОЙНО.

Солнцева сидела в купе, (НЕ)СНИМАЯ пальто и платка.

Диван оказался вовсе (НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, и двое грузчиков без труда внесли его в квартиру.

(НЕ)ЛАСКОВО посмотрела на Егорушку Нина, а как-то зло, отчуждённо.

9) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

10) УчУкажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) д..визия, с..лдат, отп..реть

2) к..сание, передв..жение, ст..пная

3) нат..реть, р..сток, подр…стает

4) об..щавший, г..лова, покл..ниться

5) р..стение, прил..гательное, ск..кать

(1) Стало тихо и темно во всей деревнЕ.

(2) Через окно были вИдны две звЕзды, еле свЕтившие от своей слабости, и по временам они припотухали вовсе, а потом опять неясно свЕтились.

(3) В дальнИх полях изредкА покрикИвали поздние перепела.

(4) Один голос спрашИвал, а другой отвЕчал.

(5) И опять было мОлчание, и через прИоткрытую дверь в сени прохладно пахло со двора свежЕй травой, напитавшЕйся росой.

1) Замена словосочетания ДЕТСКОЕ ЛИКОВАНИЕ (согласование) синонимичным со связью «управление»:

2) Замена словосочетания ВЛАСТЬ ГЛЕБА (управлениЕ) синонимичным со связью «согласование»:

3) Грамматическая основа предложения

«Лучший из учеников решил эту задачу»:

лучший из учеников решил

4) Грамматическая основа предложения

«Завтра утром встану, побегу в сад»:

5) Слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного:

6) Цифры, на месте которых пишется НН:

1, 3, 4, 5

Речка была смиреННая, сплошь по берегам заросшая водяной травой, кое-где освещеННая желтыми лампадами кувшинок и шибко засореННая лесом от весеННего сплава.

7) Цифры, на месте которых пишется НН:

1, 2

До наших дней в архивах сохранились счета, предъявлеННые художнику за доставлеННые ему масляные краски.

Читайте также:  Инструкция к лодочному мотору джет марин

8) Предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО:

Днём в городе всегда было очень НЕСПОКОЙНО.

9) Предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО:

Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка НЕТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

10) Варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня:

3) натЕреть, рОсток, подрАстает

5) рАстение, прилАгательное, скАкать

Ответ:

1. Стало тихо и темно во всей деревне. 2.Через окно были видны две звезды, еле светившие от своей слабости и по временам они припотухали вовсе, а потом опять неясно светились.3. В дальних полях изредка покрикивали поздние перепела.5. Один голос спрашивал, а другой отвечал. 6.И опять было молчание и через приоткрытую дверь в сени прохладно пахло со двора свежей травой, напитавшийся росой.

1. Ликовал по-детски

3.Лучший из учеников решил

10.3. натереть, росток, подрастает,5. растение, прилагательное, скакать

Источник: educatic.ru

Тренажёр-практикум «Задание 13 ЕГЭ по русскому языку. Правописание НЕ с разными частями речи»

Инструкция по работе с тренажёром 1. Учебный тренажёр содержит 10 заданий. 2. Каждое задание содержит 5 вариантов ответа. 3. Если ответ верный, то прозвучит звуковой сигнал. 4. Если ответ неверный, изменится цвет написанного предложения. 5. Переход на следующий слайд осуществляется по стрелкам.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма. (Не)скошенные луга источают дивный аромат. В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно. (Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Днём в городе всегда было очень (не)спокойно. Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки — (не)затопленные ещё бугорки. Солнцева сидела в купе, (не)снимая пальто и платка. (Не)ласково посмотрела на Егорушку Нина, а как-то зло, отчуждённо. Диван оказался вовсе (не)тяжёлым, и двое грузчиков без труда внесли его в квартиру. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Тугие бутоны ещё (не)распустившихся роз источали тонкий аромат. Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (не)лишена обаяния. (Не)дожидаясь разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату. Это был (не)кто иной, как мой друг Борька. (Не)громкий, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Кусту сирени под окном (не)меньше десяти лет. Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. (Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки. (Не)правильные, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью. Честолюбие есть (не)желание быть честным, а жажда власти. Правило верно

Читайте также:  Ямаха 85 лодочный мотор характеристики

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Я получил в ответ ничего (не)значащие объяснения. Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с художественностью. В Наташином пении уже (не)было детской старательности. Даже (не)обработанный мастером камень поражал оригинальным рисунком. Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (не)прикрытых построек. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Кустики брусники усыпаны ещё (не)созревшими ягодами. Даже запах бензина (не)мог заглушить луговой аромат. Картошка на огородах до сих пор (не)выкопана. В (не)большом, но просторном зале было светло и тихо. (Не)осознавая своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Впереди показались (не)ясные очертания огромных деревьев. (Не)хочется о людях думать плохо. Местами свет вовсе (не)проникал под густой навес сосновых ветвей. Далеко (не)гостеприимный лес тянулся до самой Нерехты. У каждого писателя есть единственная, главная, (не)написанная ещё книга. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно То, что пугало в детстве, сейчас было вовсе (не)страшно. Сизый ковыль, ещё (не)распустившийся, стелился по необозримой равнине. «(Не лучше ли тебе, сынок, отложить поездку?» − осторожно спросила мать. (Не)смотря по сторонам, Михаил уверенным шагом прошёл к сцене. Я никогда не был большим любителем содержания птиц в (не)воле, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Ничего (не)видно, только слышен шум ветра в кронах деревьев. В окнах было темно, хотя ставни были (не)закрыты. Гроза была не далеко, а совсем близко: небо раскалывалось на части, грохотало так, что земля под ногами дрожала. Жизнь в походных условиях далеко (не)легка. На берёзах и кустах сверкали капли (не)высохшей росы. Правило верно

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно Блюдо было ещё (не)готово, но по всей кухне уже струился восхитительный аромат. От равнодушия отнюдь (не)далеко до порока. Чем ближе мы подходили к морю, тем яснее был слышен (не)умолкающий шум беспокойных волн. Для жителей тайги охота была (не)забавой, а способом выживания. Если человек привык бросать дело, (не)доводя его до конца, искоренить эту вредную привычку очень сложно. Правило верно

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...