Достоверные сведения о судостроении и судоходстве имеют возраст шесть тысяч лет. Но совершенно несомненно, что задолго до этого люди уже умели передвигаться по воде с помощью разных плавающих предметов. Тот неведомый доисторический человек, который, собирая невдалеке от берега съедобных моллюсков, забрался для отдыха на проплывавший мимо ствол дерева, и стал первым мореплавателем. С этого момента у людей появился флот.
На первых порах он был крайне примитивным. Простейшим инструментом — каменным топором у дерева обрубали комель, вершину и лишние сучья. Из двух-трех получившихся бревен связывался плот. Если говорить о плоте современным языком, то перед отдельным бревном он имел два важных преимущества: увеличенную грузоподъемность и остойчивость.
Этот древнейший тип судна почти неуправляем, на нем невозможно двигаться против течения или сильного ветра, но, несмотря на все свои конструктивные недостатки, плот служил людям не одну тысячу лет. С его помощью сплавлялись и сплавляются по рекам грузы, на нем древние мореплаватели отваживались выходить в океан. Испанский капитан Бартоломео Рауис в 1 525 году видел такой плот у берегов нынешнего Эквадора. Тем не менее в середине XX века никто не хотел поверить, что на плоту можно совершить длительное мор-кое путешествие, пока Тур Хейердал не снарядил для доказательства этой возможности свой знаменитый «Кон-Тики». Вслед за ним на плоту «Семь сестричек» в одиночку пересек Тихий океан шестидесятилетний Вильям Виллис.
Лодка за миллион для путешествий и работы.Построил себе Rib Navigator 520✅
Древесный ствол, если заострить его концы и выдолбить изнутри, превращается в лодку-однодревку. Осиновый челн, тихо скользящий по водной глади, и в наши дни можно увидеть на меленьких реках и озерах. Но ведь на подобных судах люди покрывали огромные расстояния между островами океана. Наибольшего совершенства в строительстве долбленых лодок достигли жители Полинезии.
Имея в своем распоряжении лишь каменные топоры и тесла, эти «мореплаватели солнечного восхода» ухитрялись срубать толстые стволы подходящих деревьев, разрубать их на части нужной длины и выдалбливать изнутри, добиваясь повсюду одинаковой толщины стенок корпуса своего монолитного судна. Небольшие рыболовные лодки полинезийцы продолжают делать и теперь.
Иногда это ствол пальмы, настолько узкий, что внутрь судна можно просунуть только ступни. Гребут в такой лодке стоя или сидя на борту. Для придания верткому суденышку устойчивости оно обязательно снабжается балансиром (ауртригером) — куском легкого дерева, который соединяется с лодкой при помощи пары длинных жердей. Но островах Полинезии известно много способов крепления балансира.
Для плавания между островами борта больших долбленых лодок наращивались досками, которые не прибивались, а привязывались через специально просверленные отверстия. Щели конопатили и смолили застывающим древесным соком, но, несмотря на все ухищрения, лодки безнадежно текли. В плавании часть команды постоянно была занята вычерпыванием набравшейся воды.
Когда совершались захватнические набеги, в связанные попарно лодки длиной по 18—20 метров вмещалось до сотни воинов. На таких же судах полинезийцы расселялись по разбросанным в океане островам. Во время переселения в море пускались не только воины, но также женщины и дети. Подготовка к такому плаванию начиналась задолго.
На атоллах, где растительность крайне бедна, запастись можно было только спелыми плодами пандануса. Их варили, сушили, растирали в муку и упаковывали в сушеные листья этого же растения, вялили моллюсков и рыбу и все это брали в дорогу.
Жители вулканических островов располагали большим ассортиментом продуктов. Они заготавливали впрок печеные плоды хлебного дерева, сладкий картофель. Главным же источником питания в пути полинезийцам служили кокосовые орехи. С собой везли домашнюю птицу, свиней и собак, которых тоже нужно было кормить. В открытом океане мужчины ловили рыбу и этим разнообразили стол.
Пресная вода запасалась в скорлупах кокосового ореха и долбленых тыквах, кроме того, ее собирали во время дождя. В одном конце лодки на слое кораллового песка переселенцы разводили огонь и готовили горячую пищу. Для защиты от палящего солнца площадку, соеди-нявшую лодки, прикрывали навесом из пальмовых листьев. Таким образом, путешествие, длившееся иногда по три-четыре недели, было обставлено даже с некоторым комфортом.
Судно оснащалось веслами, парусом и каменными якорями. Никакими навигационными приборами полинезийцы не располагали и ориентировались в открытом океане по положению Солнца и звезд, а также по морской зыби, которая до известной степени заменяла им компас: направление движения волн в Тихом океане отличается известным постоянством. У народов Океании имелись и карты, которые каждый навигатор держал в своей голове. Чтобы воспользоваться такой картой, в дело шли маленькие раковины, которые изображали острова, и жилки пальмовых листьев, обозначавшие течения и маршруты. Все это раскладывалось в определенном порядке на песке.
В народной памяти коренного населения Австралии не сохранилось никаких сведений о путях ее заселения, хотя можно не сомневаться, что на этот материк, так же как на еще более южную Тасманию, первые люди попали морским путем. Таким же путем были заселены многочисленные острова западной части Тихого океана, Новая Гвинея и весь Зондский архипелаг.
Плоты и долбленый флот, имевшие такое большое значение в расселении древних народов бассейна Тихого океана, в историческом плане оказались малоперспективными. Ограниченные размеры древесного ствола лимитировали величину судна, а отсутствие крупных деревьев на атоллах еще более ограничивало кораблестроителей. Со временем морские традиции народов Океании пришли в упадок, и в настоящее время здесь мастерят только маленькие долбленки, необходимые для повседневной жизни каждой семьи, но совсем непригодные к длительному плаванию в открытом океане.
В древности люди переплывали реки также и с помощью бурдюка, надутого воздухом. Иногда из надутых шкур животных связывали целые плоты. Такой надувной плот можно видеть на одном из рельефов древней Ассирии. Как и плот из любого другого материала, это надувное сооружение оказалось малоперспективным и в дальнейшем применялось редко.
Следует признать, что на внутренних водоемах легкие и удобные в транспортировке надувные резиновые лодки достаточно широко используются в качестве экспедиционного, туристского, а также военного снаряжения и поныне. Надувные лодки и плоты входят в комплект спасательного оборудования на любом современном морском судне. Один отчаянный смельчак, французский врач Ален Бомбар, даже переплыл на резиновой лодке Атлантический океан, правда, что-то мало у него оказалось последователей.
По-видимому, любые плавучие подручные средства пригодны для постройки плота. В Древнем Египте, где не было леса, но по берегам Нила в изобилии росли тростник и папирус, стебли этих растений использовались для плавания по реке. Связки из пучков нашего обычного камыша тоже обладают хорошей плавучестью и прекрасно держат на воде, в чем каждый может убедиться лично.
Египтяне связывали из папируса не только примитивные плоты, но и большие лодки, или барки, с высоко поднятыми носом и кормой. В вязании барки древние египтяне не имели себе равных; потом их опытом воспользовались арабы. Хотя папирусный флот предназначался главным образом для передвижения по Нилу, отдельные барки, вероятно, выходили через его дельту в Средиземное море.
Как известно, судном этого древнего типа и воспользовался Тур Хейердал, совершивший вместе с несколькими спутниками два плавания на папирусных кораблях «Ра» и «Ра-2» по Атлантическому океану. Хотя обе экспедиции и закончились благополучно, стало совершенно очевидно, что судно, связанное из пучков тростника, папируса, камыша или любого другого водного растения, для плавания в океане непригодно: оно быстро намокает, погружается в воду и разваливается. Более одного рейса на таком корабле совершить нельзя.
Еще один тип судов из растительного материала применялся издревле и до сих пор еще в ходу у жителей бассейна Тигра и Евфрата. Речь идет о гигантских круглых просмоленных корзинах, называемых куффами. В них местные жители перевозят на небольшие расстояния различные товары, главным образом овощи и фрукты. Гребец вместе с грузом забирается в неуклюжее сооружение и с помощью шеста медленно передвигается вдоль берега. О выходе на куффе в море не может быть и речи.
Ни надутые шкуры животных, ни лодки, связанные из папируса, ни корзины в море себя не оправдали. Перспективным материалом для строительства океанских кораблей оказалось только дерево, которое впоследствии было заменено металлом.
Источник: www.seapeace.ru
«1 день – 1 экспонат»: какими были первые лодки?
Когда наши предки начали «большую рыбалку» и зачем они перед этим обнимали деревья? Ответы можно найти в зале «Древняя история Татарстана» Национального музея РТ. Автор проекта «1 день – 1 экспонат» Антон Райхштат изучил историю древнего речного транспорта.
Примерно 10 тысяч лет назад, в эпоху мезолита на территории Евразии сильно поменялся климат. Увеличилась влажность и появилось большое количество рек и озёр. Люди начали осваивать новые условия и постепенно вода из неопознанной и опасной стихии превращается в важный ресурс. В тот период люди научились делать инновационный для того времени транспорт: лодки-долблёнки.
Первая найденная лодка такого типа относится учеными к периоду от 8040 до 7510 годов до нашей эры. Нашли ее в Голландии. Массово такие суда появляются в конце четвертого – первой половине третьего тысячелетия до нашей эры, во время перехода от мезолита к неолиту. Возникновение таких судов нельзя привязать к отдельно взятому этносу.
Судя по находкам археологов в Евразии они появились одновременно у многих народов. Распространение суда такого типа получили в основном у земледельческих племён.
Форму судна подсказала сама природа. Сделанная из цельного бревна, лодка повторяет его обтекаемую форму и хорошо скользит по воде. После того, как люди научились делать такие лодки, началась «большая рыбалка».
– Конечно же рыбу они ловили и до того периода, но не имели возможности делать это массово. Это был своего рода деликатес каменного века.
Но, с появлением лодки, рыба стала обычной добычей первобытного человека, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров. – Сначала люди научились шлифовать камень, научившись шлифовать камень они смогли делать качественные тёсла. Имея такие тёсла, они могли делать вот такие лодки.
В это же время археологи находят рыболовные сети. Одновременно археологи находят каменные тёсла и остатки древних сетей. Это же ознаменовало возможность заготавливать рыбу. В то же время появляются и новые поселения на берегу реки. Кстати, изобретение сети подтолкнуло человека к еще одному изобретению – ткани.
До этого ходили в шкурах, а тут от появления сети до примитивного ткацкого станка тоже, в общем-то, недалеко.
Лодку из Национального музея нашли у села Теньки под Казанью. Она была сделана гораздо позже своих «одноклассниц» всего 200-250 лет назад. И демонстрирует, что за пять тысяч лет технологии почти не поменялись. Долблёнки или однодревковые челны – один из древнейших средств передвижения по воде.
Лучше всего для таких лодок подходили дуб и осина. Обычно материал для лодки заготавливали заранее – зимой, весной приступали к работе, чтобы летом лодку можно было использовать. Прежде чем сделать лодку, дерево обнимали. Подходящий диаметр ствола подбирался так: нужно обхватить дерево двумя руками, если пальцы не сходятся на 30-40 сантиметров – это то, что надо. Длина окружности должны составлять примерно два метра.
После формирования носа и кормы начиналось выдалбливание. Важным этапом является этап разводки бортов. В будущую лодку наливалась горячая вода. Внутри ставили распорки из веток, которые по мере распаривания древесины заменяли на более длинные. Когда борта достаточно расходились, устанавливались шпангоуты – «упруги», которые не давали лодке деформироваться.
Существовал и другой способ распаривания бортов – лодку ставили над костром и наливали внутрь воду. Чтобы борта не обуглились, их смачивали с внешней стороны. При таком способе распаривания существовал риск её сжечь, что иногда и случалось. На лодке из Национального музея РТ как раз заметны следы применения этой технологии.
Заключительным этапом было смоление, после чего судно выставляли сушиться на солнце. Когда смола впитывалась, лодку можно было спускать на воду. Управляли ими одним веслом, стоя. Длина таких лодок доходит до 10 метров, соответственно, на борт помещались до 10 человек.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.
Еще больше историй в канале « 1 день – 1 экспонат » на Яндекс.Дзен
Источник: kazanreporter.ru
Презентация на тему история возникновения водного транспорта
В мире полно великих изобретений, которые прошли довольно огромный путь в своем развитии и усовершенствовании вплоть до наших дней. Но и на этом их путь не заканчивается. Одним из так изобретений является водный транспорт, которое в свое время было просто незаменимым, и как у всех изобретений у него есть своя история, начиная с простых водных средств передвижения как плот, лодки, катера до самых сложных, мощных кораблей.
Водный транспорт — самый древний вид транспорта. До появления во второй половине XIX века железнодорожных дорог, водный транспорт оставался важнейшим видом транспортных средств.
Слайд 4История возникновения водного транспорта
Первым плавательным средством древних людей был плот.
Люди давно заметили, что стволы деревьев не тонут в воде. Связав их между собой и вооружившись длинным шестом они отважились на первые плаванья вдоль берега. Плот был неповоротливым и тяжеловесным сооружением. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, люди научились управлять плотом с помощью гребной доски.
Слайд 5
Слайд 6История возникновения водного транспорта
Однако
плот не мог удовлетворить все потребности человека.
Таким в конце концов стала деревянная долбленая лодка. На севере, где не было дерева, подобные лодки научились делать из шкур. Таким образом около 12 тысяч лет назад в обиход наших предков вошла весельная лодка.
Старейшие лодки найденные в ходе археологических находок, были построены 7 тысяч лет назад.
Старейшее морское судно, построенное 7 тысяч лет назад было найдено в Кувейте.
Лодки использовались в 4000-3000 гг. до н. э.
Слайд 7
Слайд 8История возникновения водного транспорта
Когда люди придумали укреплять парус с помощью
мачты и рей неизвестно, но уже на древнейших дошедших до нас изображениях египетской царицы Хатшепсут, жившей в 1504—1482 гг до н. э. можно увидеть парусный корабль.
Слайд 9
Слайд 10 История развития водного транспорта
Параход
Хотя сам Роберт Фултон неоднократно
подчеркивал, что идея парохода принадлежит не ему, именно он впервые удачно воплотил ее в жизнь в 1803 году, и с его легкой руки пароходство начало бурно развиваться сначала в Америке, а потом и во всем мире.
Роберт Фултон — американский инженер и изобретатель, создатель одного из первых пароходов и проекта одной из первых подводных лодок.
Слайд 11
Слайд 12История развития водного транспорта
Теплоход
В начале XX
века на смену пароходам, приходят суда с дизельным приводом. Начало этому перевороту было положено в России — именно здесь был создан первый реверсный судовой дизель и построены первые в мире теплоходы.
Слайд 13История развития водного транспорта
Подводная лодка
Первая в мире подводная лодка была представлена в 1776 году французским изобретателем Давидом Буншеллем. Называлась она «Черепаха» и уже тогда имела все основные элементы, используемые и сейчас в подводных лодках. Она была яйцеобразной формы около 2.5 м в диаметре и была рассчитана на одного человека.
Слайд 14
Слайд 15Заключение
Развитие судостроения сыграло
огромную роль в истории. С их помощью
стало возможным перевозить груз с одного материка на другой. Стало возможным путешествовать, а так же морские суда очень помогали и в военных целях. Огромный вклад в судостроение оказали не только иностранные ученые, но и русские ученые, такие как В.И. Калашников пароход «Воля» и «Богатырь», Д.И. Менделеев и В.Г.
Шухов специальные морские нефтеналивные суда и баржи, а так же ледокол «Ермак», без которого было бы довольно проблематично исследовать Арктику.
Источник: thepresentation.ru