Предками современной ПВХ-конструкции были древнеегипетские плоты, которые перемещались по водной глади при помощи кожаных бурдюков с воздухом. Однако как особый класс судов надувные изделия появились в далеком 1839 году. В этот период истории Ч. Гуднир изобрел метод вулканизации каучука. И именно с него началась эра надувных лодок.
Спустя несколько лет известнейшая фирма «Макинтош» изобрела первое экспедиционное судно из двух слоев материала, затем в 1862 году свет увидела трехместная лодка-ранец, в конце 1890 годов — десантные суда. Но настоящий переворот в мире резиновых лодок произошел в начале 50 годов XIX века, когда А. Бомбара (французский врач) за 65 дней пересек Атлантический океан на надувной лодке от фирмы «Зодиак». Именно эта конструкция по своему внешнему виду и оснастке более всего напоминает современные суда, которые ныне активно используются туристами и спортсменами всего мира.
Классификация туристических резиновых судов
Суда подобного класса востребованы на рынке уже более 50 лет. За это время у современников появилась масса способов эксплуатировать это средство передвижения, что повлияло на разработку особых видов конструкции:
Технологии Колибри — Надувные лодки
Оптимальная надувная лодка из ПВХ для сплавов по горным рекам, озерам и водохранилищам. Эта модель обладает высокой проходимостью, имеет значительную остойчивость и незначительную осадку, наделена высочайшими эксплуатационными качествами. От других видов средств передвижения ее отличает внушительный запас плавучести и исключительная всхожесть на волну. Однако она не пригодна для рафтинга по водным артериям высокой категории сложности.
Считается, что именно эти модели надувных конструкций являются самыми простыми, но в то же время надежными. Дело в том, что у гребной лодки борта разделены на изолированные воздушные отсеки. Прокол одного воздушного отсека не потопит судно — лодка останется на плаву. Конструкции таких изделий могут быть различными: полужесткими и жесткими.
Классификация проводится в зависимости от вида дна. Если у лодки днище изготовлено из легкого сплава или фанеры, то судно относится к классу жестких. А если материал днища упрочен куском пластика или фанеры – полужестких. Выбор зависит от условий эксплуатации.
Гребные надувные суда используют для отдыха на воде: рыбалки, туристических походов, охоты. В первом случае гребное судно дополнительно оснащается эхолотом или картплоттером. В отличие от нелегкого выбора лодки понять, как подобрать портативный эхолот значительно проще. Выбор зависит в основном от производителя. Лучшими разработчиками эхолотов являются Humminbird, Lowrance, JJ-Connect и Практик НЦ.
Особая разновидность водных транспортных средств, предполагающая установку мотора. В зависимости от мощности последнего конструкция ПВХ-изделия может видоизменяться: более жесткие борта, повышенная устойчивость. По внешнему виду и принципам изготовления гребные и моторные конструкции весьма схожи. Основное отличие заключается в особой форме кормы изделия – выступающие борта без дна.
Как правильно выбирать надувную лодку
Выбор подходящего транспортного средства зависит от условий эксплуатации и назначения.
Источник: motorka.org
История возникновения и разновидности лодок ПВХ
Надувными лодками в наше время никого не удивишь. Но мало кто знает, откуда появились эти лодки. Чья была идея и концепция надувной резиновой лодки. Надувные лодки появились сравнительно недавно. Этому значительно способствовали развитие химической промышленности и изобретение резины.
Ведь без нее невозможно даже представить надувную лодку.
Надувная лодка Томаса Хенкока
Первые подобия надувных лодок появились еще за много веков до нашей эры. Археологами найдены древние изображения людей, переплывающих реку на баллоне с воздухом, который сделан из целиковой шкуры животного. Ему зашивали ротовую полость и другие отверстия. Иногда эти первые «надувные лодки» ошибочно принимают за акваланги.
В 1838 году известный американский ученый Чарльз Нельсон Гудьир провел вулканизацию каучука. Несмотря на то, что это открытие приписывают Гудьиру, существуют современные доказательства, что меcоамериканцы использовали стабилизированный каучук для производства мячей и других объектов ещё в 1600 году до н. э. Через некоторое время после открытия Гудьира уже была создана экспериментальная фабрика, по производству каучука.
В 1839 году Артуром Уэлсли Веллингтоном были созданы и протестированы первые баллоны из резины. Первыми записями непосредственно о надувной лодке принято считать записи Джона Чарльза Фримонта. Он использовал надувную лодку для сплава со Скалистых гор во время исследования Орегонского Пути, который связывал долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон.
Описание лодки Чарльза Фримонта: «Одной из полезных вещей нашего экипажа, была резиновая лодка длинной 18 футов (5,5 м), сделанная в форме каноэ. Борта были сделаны из двух цилиндрических баллонов диаметром 18 дюймов (45 см) и соединены в носовой и кормовой частях. Для увеличения безопасности лодка разделена на 4 независимых отсека. Внутреннее пространство было достаточно большим, чтобы вместить 5-6 человек и большой вес багажа.»
В 1844-1845 году британский морской офицер Питер Халкетт придумал удивительную конструкцию надувной лодки для исследования Арктики. Это была лодка-плащ. Эта лодка была сделана из пропитанной каучуком водонепроницаемой ткани Макинтоша. В специальных карманах хранились части насоса и насадку, чтобы сделать из походной трости весло, а из зонтика можно было сделать парус. Лодки Хаклетта активно использовались в освоении Арктики, а так же для поиска пропавших экспедиций Джона Франклина.
Надувная лодка из плаща
Надувная лодка Хаклетта
В 1848 году генерал инженерного корпуса армии США Джордж Куллум представил надувной резиновый мост, который был использован в Мексикано-Американской войне и позже в Гражданской войне в США.
В 1855 году множество моделей надувных лодок были сделаны кампанией Goodyear в США. Другие более современного вида надувные лодки были выпущены компанией Thomas Hancock в Британии.
ВМС США к 1863 году использовала надувные лодки на кораблях класса Passaic Monitor.
Корабль Passaic Monitor
Корабль Passaic Monitor
В 1866 году 4 человека пересекли Атлантический Океан из Нью-Йорка в Британию на трехбаллоной надувной лодке. В 1900-1910 годах развитие производства резины, позволило производить «круговые» надувные лодки, похожие на современные кораклы. Коракл – судно, похожее на половинку скорлупы грецкого ореха. Они могли использоваться только как плоты и как правило рвались по швам из-за несовершенства производства.
В первой половине 20 века надувные лодки не пользовались особой популярностью. Только к началу Второй Мировой войны, надувные лодки вновь стали активно использоваться. К этому времени качество резины заметно поднялось и надувные плавательные суда приобрели форму надувной лодки. Ткань для лодок стала прочнее, выдерживала перепады температуры, соленую воду, солнце.
Немецкие субмарины в боях в Атлантике потопили множество военных и мирных кораблей. Именно в этот период Корабли стали оснащаться надувными лодками в качестве спасательных шлюпок.
На войне надувные лодки показались чрезвычайно полезными. На них перевозили торпеды, снаряды и другие грузы. Надувные лодки позволяли организовывать десантные высадки на мелководье, а компактные размеры лодок позволяли солдатам переносить их по суше. Однако во время войны еще не использовались навесные моторы, и солдатам приходилось грести веслами вручную.
Существенный вклад в развитие надувных лодок внес французский морской офицер Ален Бомбар. Он первым в мире пересек Атлантический океан на надувной лодке под парусом. Его путешествие длилось 65 дней. Он питался пойманной рыбой и выжимал из нее пресную воду. Ален Бомбар в своей книге написал, что не голод и жажда убивают человека в море, а страх.
Кроме своего путешествия на надувной лодке, Ален Бомбар сделал еще одно существенное изобретение. Он предложил установить на резиновую лодку подвесной мотор и жесткий пол. Сейчас жесткий пол в надувной лодке называется пайол.
Ален Бомбар на своей надувной лодке
Ткань ПВХ была изобретена в 50-е годы. Это изобретение значительно ускорило развитие лодочной промышленности. К сожалению, в России лодочная ткань ПВХ появилась сравнительно недавно: после распада СССР. Лодочная ткань в России не производится, а импортируется в основном из Кореи, Китая, Германии.
Ткани HEYTex, которые мы используем для производства лодок ПВХ и надувных катамаранов исключительно немецкого произовдства.
К середине второй половины 20 века надувные лодки из ПВХ уже прочно влились в нашу жизнь. Они стали не только товаром для военных, спасателей, моряков, но и обычные люди стали их приобретать. Надувные лодки ПВХ подходят рыбакам, туристам, путешественникам, да и просто людям, которые хотят отдохнуть на воде.
Помимо ПВХ лодок из ПВХ ткани стали производить множество других видов водного транспорта. Это надувные моторные катамараны и тримараны, и надувные «бананы», «ватрушки», даже целые аквапарки. Например, в России не только в советский период, но и сейчас достаточно популярен надувной парусный катамаран «Простор», который после некоторых модернизаций, действительно остается отличным судном своего класса.
Отдельным классом лодок, являются надувные лодки с жестким дном. Лодки РИБ. Данные лодки отличаются повышенной скоростью и прочностью.
Источник: globalextreme.ru
История резиновых лодок
В эволюции лодок, свою нишу занимает появление и история развития надувной конструкции. Об истоках происхождения так называемых резиновых лодок пойдёт речь в данном обзоре.
Развитие цивилизации, путешествия, налаживание торговых отношений, просветительские миссии или военные походы – в каждом из этих действий сыграла свою роль надувная лодка, резиновая, как ее еще называют, что на сегодняшний день ошибочно, т. к. ПВХ и резина – разные материалы.
В мире есть места, где без лодки не обойтись. В древние времена в северных странах с бедной растительностью и большим дефицитом древесины люди искали замену этому дорогостоящему материалу. Альтернативой деревянной лодке стала конструкция из шкур животных, натянутых на каркас.
Интересен тот факт, что в южных регионах – в древнем Египте и Ассирии – так же получил распространение подобный способ передвижения по воде. Изначально подобный воздушный баллон позволял перевозить всего лишь несколько камней и не отличался особой устойчивостью, но начало эволюции этого вида лодок было положено. Примечательно, что несмотря на современные технологии и большое количество разнообразных высококачественных материалов, некоторые жители Афганистана и других стран и сегодня продолжают пользоваться «натуральными» аналогами, используя всё те же шкуры животных.
Главными качествами любого вида надувных лодок разных эпох являлись мобильность и лёгкость. Обойти преграду, возникшую на воде – пороги, камни, мели и прочие препятствия, гораздо проще, если передвигаться на баллонной конструкции. Достаточно вытащить её на берег и сплавиться от барьера ниже по течению. В этом вопросе деревянная лодка с давних времён определённо проигрывала, поэтому своё место в военной сфере прочно заняла именно надувная, продолжая удерживать позицию и по сей день.
Резкий скачок технического прогресса на время ощутимо замедлил эволюцию баллонных судов, остановив его на этапе открытия и популяризации в Европе каучука в конце XVIII века. Индейцам американского континента были хорошо знакомы свойства этого вещества, полученного из сока тропических растений и деревьев – пропитанные им шкуры животных не пропускали влагу и воздух. Из Америки он был завезён в Европу, став подарком португальскому королю в 1759 году, а затем, спустя почти пол века, каучук совершил настоящую революцию в технологии производства надувных лодок, когда англичанин Макинтош сумел воспроизвести природный процесс в лабораторных условиях.
Ещё через 15 лет, в 1839 году, американский изобретатель Чарльз Гудьир добавил в каучук серу под воздействием определённой температуры, тем самым превратив его в резину. На тот момент новый эластичный материал стал главным достоинством надувной лодки, поскольку именно тогда началась эпоха серьёзного проектирования конструкции и дальнейшего её использования в военных, спасательных целях и при организации экспедиций в арктических условиях.
Прообразом двухслойной надувной лодки можно считать изобретение тримарана в середине XIX века – плот из трёх баллонов, соединённых между собой, при помощи деревянного настила, с установленными на нём двумя мачтами. Для особой надёжности эта конструкция была обтянута и брезентом. Автором подобного решения стал Джон Микс, американский моряк. Конструкция доказала свою жизнеспособность, пробыв 51 день в море и с почётом причалив в порт.
Далее усовершенствования следовали один за одним – надувная плащ-лодка, как защита от непогоды и одновременно средство передвижения. 1875 год явил миру педальную конструкцию с гребными колёсами-поплавками, затем происходили попытки скопировать конструкции деревянных судов – шпангоуты и борта заменялись полностью на надувные, повышались свойства плавучести, добавлялись разные аппараты. Но, несмотря на несовершенство конструкции, прообразы современных надувных лодок являлись наиболее распространённым средством передвижения в военных условиях и спасательных операциях.
Источник: deka-nn.ru