- Об Архиве
- Руководство
- Раскрытие информации
- Охрана труда
- Устав
- Персональные данные
- Фонды
- Публикации
- Выставки
- Выставка: «Ядерный век. К 75-летию создания атомной промышленности России»
- Выставка: «Чернобыльская атомная электростанция. 35 лет со дня аварии»
- Выставка «Андрей Дмитриевич Сахаров. К 100-летию со дня рождения»
- А.Д. Сахаров в Минсредмаше СССР
- Создание ядерного щита СССР
- Сборник научных трудов академика А.Д. Сахарова
- Фильм «Испытание чистой водородной бомбы мощностью 50 млн. тонн»
- Условные наименования и сокращения
- Выставка: «Горная станция. К 75-летию Семипалатинского испытательного полигона»
- Перечень взрывов на Семипалатинском испытательном полигоне
- Условные наименования и сокращения
- Архивные документы
- Условные наименования и сокращения
- Именной указатель
- Архивные документы
- Фотоальбомы
- Документы по личному составу в архивах организаций Госкорпорации «Росатом»
- Вспомогательные подразделения и организации
- Медицинские и образовательные учреждения
- Научные организации
- Общественные организации
- Производственные предприятия
- Строительные организации, войсковые части, военно-строительные отряды
- Центральный аппарат Министерства, АЭС
- Чернобыльский архив
Главная / Деятельность / Выставки / Выставка: «Объект 627. Первая советская атомная подводная лодка. 75 лет.»
- Архивные документы
- Условные наименования и сокращения
- Именной указатель
Выставка: «Объект 627. Первая советская атомная подводная лодка. 75 лет.»
Объект 627. Первая советская атомная подводная лодка. 75 лет. Опыт Второй мировой войны продемонстрировал возрастание важности подводных лодок, обладавших, по сравнению с надводным флотом, способностью скрытного перемещения и внезапного нанесения удара по противнику.
Помимо уничтожения военных кораблей противника, тактика «волчьих стай», применяемая подлодками Германии против союзных конвоев и подлодками США против японских судов, наносила серьезный ущерб снабжению действующих армий оружием, боеприпасами, топливом, продовольствием, подрывая их боеспособность. Первое место по наращиванию мощи подводного флота заняла нацистская Германия, в ходе войны введшая в действие 1113 подлодок, эффективно проявивших себя в том числе при организации морской блокады берегов Великобритании.
Эффективность действия подводных лодок зависела от времени нахождения под водой и скорости подводного хода, определявшихся предельной на тот момент мощностью дизель-электрических энергетических установок и наличием кислорода в воздухе внутри лодки. Новые возможности для развития стали очевидными с появлением атомных реакторов и колоссальной энергии, выделявшейся в процессе деления тяжелых ядер.
В 1946 г. на базе Манхэттенского проекта в США были начаты работы по созданию ядерных энергетических установок. В 1947 г. Хайман Джордж Риковер, имевший опыт руководства подводными лодками, службы в Управлении кораблестроения Военно-морских сил, подъема затопленного японцами линкора «Калифорния», снискавший репутацию принципиального и жесткого руководителя, был направлен командованием в г. Окридж.
В 1949 г. адмирал Риковер назначается в Комиссию по атомной энергии США и возглавляет работу по созданию атомной подводной лодки в качестве директора отделения военно-морских реакторов Корабельного бюро. Благодаря его организаторским способностям и личной энергии создание подводной лодки с ядерной энергетической установкой получило статус национальной программы.
Водо-водяной реактор для субмарины мощностью 9860 кВт разрабатывался фирмой Westinghouse Electric Corporation. 14 июня 1952 г. на Гротонской верфи (штат Коннектикут) компанией Electric Boat Corporation была заложена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus), спущенная на воду 21 января 1954 года.
Надводная скорость «Наутилуса» составляла 20 узлов, подводная – 23 узла, надводное водоизмещение – 4157 тонн, подводное – 4222 тонн, дальность плавания в подводном положении – 25000 миль, вооружение – 6 торпедных 533-мм аппаратов. 3 августа 1958 г. «Наутилус» впервые в истории прошел Северный полюс в подводном положении.
Отдав тридцать лет созданию атомных субмарин и подбору личного состава, неоднократно упоминаемый в воспоминаниях моряков, адмирал Риковер вошел в историю как «отец атомного флота США». В СССР руководство всеми организациями и предприятиями атомного проекта осуществлялось Первым Главным Управлением при Совете министров СССР (далее – ПГУ при СМ СССР).
В соответствии с поручением начальника ПГУ при СМ СССР Б.Л. Ванникова в конце ноября 1946 г. ученый секретарь Научно-технического совета ПГУ при СМ СССР Б.С. Поздняков подготовил проект общего плана работ по использованию ядерной энергии. В качестве основных направлений были указаны разработка проектов авиадвигателя, судового двигателя и электростанций.
Ориентировочными тактико-техническими параметрами судна ставились водоизмещение около 2000 тонн, протяженность рейса в 30000 миль (45000 км), скорость подводного и надводного хода 40 узлов (74 км/ч). Предполагаемое судно должно было обладать характеристиками подводной лодки и эскадренного миноносца, идти на полном ходу около месяца и иметь возможность совершить кругосветный рейс.
24 марта 1947 г. на заседании Научно-технического совета ПГУ при СМ СССР (далее – НТС ПГУ) было принято решение приступить к научно-исследовательским и опытным работам по морским энергосиловым установкам. В ноябре 1949 г НТС ПГУ поддержал подготовленные С.М.
Фейнбергом (Лаборатория измерительных приборов АН СССР) соображения о возможности создания атомного двигателя для кораблей (применительно к подводной лодке) в трех вариантах (водяное, газовое и металлическое охлаждение). В 1949-1951 гг. работы по созданию проекта реактора велись в ЛИП АН СССР, Институте физических проблем АН СССР, ОКБ «Гидропресс», НИИХИММАШ, Лаборатории «В».
9 сентября 1952 г. выходит Постановление СМ СССР № 4098-1616 о проектировании и строительстве объекта № 627 – условное наименование будущей атомной подводной лодки (далее – АПЛ). Определялись параметры объекта: скорость в погруженном состоянии – 20-25 узлов, длительность пребывания под водой на полной скорости не менее 30-60 суток и глубина погружения 200-300 метров.
Общее руководство работами возлагалось на ПГУ при СМ СССР, строительство объекта, а также разработка корабельной части, механизмов и вооружения – на Министерство судостроительной промышленности СССР (далее – Минсудпром СССР). Научный руководитель работ по созданию АПЛ – академик АН СССР А.П.
Александров (ЛИП АН СССР), его заместитель по физическим расчетам и исследованиям – Д.И. Блохинцев (Лаборатория «В»), главный конструктор энергоустановки – Н.А. Доллежаль (НИИ-8), главный конструктор лодки – В.Н. Перегудов (СКБ-143 Минсудпрома СССР).
Выбор создателей остановился на водо-водяном реакторе (на лодку устанавливались два реактора ВМ-А), получившем условное наименование «кристаллизатор». Разработку парогенераторов вело СКБК-189 (главный конструктор Г.А. Гасанов, циркуляционных электронасосов первого контура – ОКБ Ленинградского Кировского завода (главный конструктор Н.М.
Синев), паротурбинной установки Специальное конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода (главный конструктор М.А. Казак).
В июле 1953 г. постановлением СМ СССР № 1987-814 утверждаются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы по созданию опытной АПЛ проекта 627, а также решение о сооружении в лаборатории «В» стенда ядерной энергетической установки (стенд 27-ВМ). Разработку документации для стенда вели: Ленгипрострой (здания и сооружения), СКБ-143 (энергетические отсеки стенда), НИИ-8 (ядерная энергетическая установка).
В сентябре 1953 г. выпускается эскизный проект паропроизводящей установки для АПЛ (НИИ-8 и ЛИП АН СССР). Всего к проектированию, изготовлению оборудования и систем, строительству АПЛ было привлечено 135 организаций, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов, 80 заводов различных отраслей отечественной промышленности. В декабре 1953 г. В.М.
Малышев направляет заместителю председателя СМ СССР Г.А. Маленкову предложение начать подбор офицеров Военно-морского флота для укомплектования экипажа АПЛ. В дальнейшем на базе Лаборатории «В» был организован учебный центр ВМФ СССР.
Физический пуск реактора на стенде 27 ВМ состоялся 8 марта 1956 г. Необходимо отметить, что одновременно с изготовлением оборудования для стенда осуществлялось изготовление оборудования для АПЛ. В марте 1953 г. появился предэскизный проект объекта 627.
Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 9 отсеков: носовой, жилой, аккумуляторный, центрального поста, вспомогательного оборудования, реакторный, турбинный, электротехнический, жилой и кормовой. Легкий корпус в поперечном сечении – круговой формы, носовая оконечность в форме эллипсоида, кормовая с двумя гребными винтами, горизонтальными и вертикальными стабилизаторами.
Значительный объем корпуса занимали паропроизводящая и паротурбинная установки со вспомогательными системами, аппаратурой и агрегатами управления, блокировки и защиты, для корабельной электростанции, оборудования и приборов электроэнергетической защиты. Ставились задачи формирования эффективной защиты экипажа от радиации, выделения зон обитаемости, организация радиационного контроля помещений, продуктов питания и личного состава, обесшумливания АПЛ, создания гидролокационной защиты.
В эскизном проекте диаметр корпуса составил 6,7 м. В сотрудничестве с головным институтом кораблестроения – ЦНИИ-45 – решались вопросы создания рулевых приводов, автоматических систем управления движением корабля, для чего проводились исследования влияния свободной поверхности формы дна моря на гидродинамические характеристики АПЛ, влияние гребных винтов на управляемость. Проработка корпуса показала необходимость создания нового вида стали с повышенными механическими свойствами, обусловленными новой глубиной погружения и водоизмещением.
По итогам научно-исследовательских и опытных работ ЦНИИ-48 подготовило технологию изготовления хромоникельмолибденовой стали АК-25. Сталь изготавливалась Ждановским заводом имени Ильича и заводом «Азовсталь».
Вооружение АПЛ предполагалось в составе не имевшей аналога торпедой 1550-мм (Т-15), длиной около 23 м и весом 40 т, предназначенной для стрельбы по береговым мишеням, и двумя 533-мм торпедами. Задача изучения обитаемости на борту АПЛ изучалась опытным путем на дне моря в специально переоборудованной подводной лодке «Народоволец», где экипаж находился на протяжении 50 суток в полной изоляции от берега.
Эскизный проект АПЛ был завершен в октябре 1953 г. Возросшее с 2650 м3 до 2900 м3 водоизмещение обуславливалось перевесом паротурбинной установки, системы кондиционирования, гребных винтов. Секция № 8 НТС МСМ СССР признала увеличение водоизмещения обоснованным. 21 декабря 1953 г. СМ СССР утвердил эскизный проект. С сентября 1953 г. СКБ-143 приступило к работам по техническому проекту АПЛ.
В ходе его проработки вновь выросло водоизмещение АПЛ, на сей раз до 3050 м3, до 76 человек увеличилось число членов экипажа, с 25 до 24,5 узлов снизилась расчетная подводная скорость. Проект был одобрен научно-техническим советом Минсудпрома СССР. В 1955 г., по предложению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Н.Г.
Кузнецова, из проектируемого вооружения АПЛ была исключена 1550-мм торпеда Т-15, заменяясь торпедами Т-5 533-мм (всего предполагалось 8 торпедных аппаратов). Назначением АПЛ определялось нанесение ударов по боевым кораблям и транспортам противника при действиях на удаленных путях сообщения.
Ранее предполагавшаяся цель нанесения удара торпедой Т-15 по побережью противника была признана бесперспективной в силу больших габаритов АПЛ, не позволявших скрытно подойти к хорошо охраняемому побережью на пусковое расстояние и «сложным» поведением лодки непосредственно после пуска Т-15, ставившим под вопрос ее выживаемость. Строительство лодки велось на заводе № 402 (г.
Северодвинск, Архангельская обл.). 9 августа 1957 г. первая советская АПЛ была спущена на воду и над ней поднялся государственный флаг СССР. В сентябре 1957 г. состоялись физические пуски реакторов. В июне 1958 г. были проведены комплексные швартовные испытания ядерной энергетической установки.
1 июля 1958 г. над лодкой, получившей шифр К-3, был поднят флаг ВМФ СССР, 4 июля во время ходовых испытаний в Белом море впервые был дан ход от атомной энергетической установки. При работе реактора на 70-75 % мощности лодка шла на скорости, превышающей 24 узла.
Испытания продолжались до конца 1958 г. 17 января 1959 г. Совет Министров СССР утвердил акт о приемке АПЛ с предписанием провести доработку оборудования до начала опытной эксплуатации. Эксплуатация К-3 продолжалась с 1959 г. по 1987 г. 17 июля 1962 г. впервые для советского флота АПЛ пересекла Северный полюс, трижды выйдя на поверхность в полыньях; после возвращения из похода команда была удостоена правительственных наград, а субмарина получила имя «Ленинский комсомол».
В 1963-1965 гг. состоялся плановый ремонт лодки с полной заменой реакторного отсека на новый. В сентябре 1989 г. «Ленинский комсомол» был переведен в учебно-тренировочные суда. В настоящее время предполагается, что первая советская АПЛ станет одним из объектов военно-морского музея в Кронштадте. Первая советская подводная лодка с ядерной энергетической установкой, рожденная творческим гением ученых и конструкторов, поддержанных партией и правительством, стала очередным достижением отечественной промышленности и увеличила потенциал Военно-морского флота СССР, также заложив основы развития новых направлений в научных изысканиях, металлургии, машиностроении, судостроении.
Подготовлено по материалам сайта www.biblioatom.ru, издания «История создания первой отечественной атомной подводной лодки / Под ред. Уласевича В.К. М., Изд-во «ГУП НИКИЭТ», 2002» и информации из открытых источников.
Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Подробнее
Источник: www.atomarhiv.ru
Атомная подводная лодка К-19
Подводная лодка К-19 — атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами. Являлась первой АПЛ Советского Союза оснащенной баллистическими ракетами. За многочисленные аварии лодка имела неофициальное прозвище «Хиросима».
Проект подлодки был разработан в ЦКБ-18, ЦКБМТ «Рубин», технический проект разработал главный конструктор Игорь Борисович Михайлов, строительство осуществлял главный конструктор Сергей Никитич Ковалёв. Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб. История аварии в 1961 году на советском атомном подводном ракетоносце легла в основу американского художественного фильма « К-19: Оставляющая вдов ».
Тактико-технические характеристики атомной подводной лодки К-19
Основные характеристики:
Тип корабля — ПЛАРБ 1 поколения
Обозначение проекта — проект 658, 658М, 658С
Разработчик проекта — ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор — С.Н. Ковалев
Кодификация НАТО — «Hotel-I», после модернизации в 1968 — «Hotel-II»
Скорость (надводная) — 18 узлов
Скорость (подводная) — 26 узлов
Рабочая глубина погружения — 240 м
Предельная глубина погружения — 300 м
Автономность плавания — 50 суток, 15 тыс. миль надводным ходом, 30 тыс. миль под водой
Экипаж — 104 человека
Размеры:
Водоизмещение надводное — 4030 т
Водоизмещение подводное — 5300 т
Длина наибольшая — (по КВЛ) 114,0 м
Ширина корпуса наиб. — 9,2 м
Средняя осадка — (по КВЛ) 7,5 м
Силовая установка — 2 ядерных реактора типа ВМ-А
Вооружение — Торпедно- минное
Носовые ТА: 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61;
Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.
Ракетное вооружение — Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки.
17 сентября 2009 года в Московской области состоялось открытие памятника атомной подводной лодке К-19. Бывший старший матрос АПЛ К-19, выкупивший рубку подлодки, установил ее на берегу Подмосковного Пяловского водохранилища и обустроил мемориал, который служит и местом встречи бывших подводников К-19, и памятником всем погибшим.
В 2003 году АПЛ К-19 была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Долгое время ограждение рубки находилось возле автостоянки, напротив проходной СРЗ «Нерпа», пока его на собственные средства не выкупил Владимир Романов, когда-то служивший на лодке старшим матросом.
19 июля 2002 года Американская историческая драма режиссера Кэтрин Бигелоу «K-19» вышла в прокат. Кинокартина основана на реальных событиях и повествует о событиях 1961 года, когда на советской АПЛ К-19 произошла авария ядерной силовой установки с человеческими жертвами. Фильм демонстрирует мужество и героизм, проявленные экипажем подлодки.
19 апреля 1990 года подводная лодка К-19 выведена из боевого состава ВМФ СССР в резерв, уже после этого переименована в БС-19. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, был утилизирован. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз ее в Москву, но в результате рубка так и осталась в Снежногорске, Мурманская область, перед судоремонтным заводом «Нерпа», где ее позднее отремонтировали.
В 1979 году атомная подводная лодка К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С.
24 февраля 1972 года Произошел пожар на атомной подводной лодке К-19. Авария на борту подлодки в 8 и 9 отсеках унесла жизни тридцати моряков. Субмарина проекта 658 была первым советским атомным ракетоносцем с баллистическими ядерными ракетами. За многочисленные аварии подводная лодка К-19 имела на флоте неофициальное прозвище «Хиросима».
15 ноября 1969 года в результате маневра АПЛ К-19 произошло столкновение с американской подлодкой USS Gato, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться на базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Позже стало известно, что командир торпедного отсека лодки США, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. После этого в американских ВМС ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира корабля.
14 декабря 1963 года подлодка К-19 вышла на государственные испытания и осуществила подводный пуск ракеты Р-21. В последующие годы совершила ряд боевых дежурств с выполнением ракетных и торпедных стрельб, неоднократно с оценкой «отлично».
15 октября 1963 года АПЛ К-19 была спущена на воду после ремонта и модернизации.
30 января 1962 года по решению Совета Министров СССР атомная подводная лодка К-19 была принята на «Севмашпредприятие» в Северодвинске, Архангельская область, на восстановительный ремонт с заменой реакторного отсека. В ходе ремонта К-19 также модернизировали по проекту 658М, сменив комплекс Д-2 на Д-4 с ракетами подводного старта Р-21.
4 июля 1961 года при возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора АПЛ К-19. Подлодка была отбуксирована на базу. В результате сильного облучения c 10 по 23 июля скончались 8 человек, а впоследствии ушел из жизни командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Козырев.
12 ноября 1960 года Государственная комиссия СССР подписала приемный акт о завершении государственных испытаний первой субмарины проекта 658 с баллистическими ракетами Р-13. Подводная лодка К-19 войдя в состав ВМФ, стала главной ударной силой Северного флота СССР.
По замыслам ей пророчилось сыграть роль решающего аргумента в «холодном» противостоянии России и США. Первым командиром субмарины назначен Николай Владимирович Затеев.
13 июля 1960 года Военно-морским флотом начаты ходовые испытания подводной лодки К-19 в Балтийском и Северном морях. Активно проводилась отработка различных возможностей и чрезвычайных ситуаций, а также обучение личного состава подводной субмарины.
12 июля 1960 года на первой атомной подводной лодке Советского Союза с баллистическими ракетами К-19 поднят флаг Военно-Морского флота. С этого дня, судно вошло в состав ВМФ.
11 октября 1959 года на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге торжественно спущена на воду К-19, первая Советская атомная подводная лодка, проекта 658, с ядерным оружием.
17 октября 1958 года в городе Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония закладки атомной подводной лодки проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами К-19.
25 августа 1956 года принято постановление Совета министров СССР № 1601-892 о разработке атомного подводного ракетоносца проекта 658. Для ускорения разработки эскизный проект не выполнялся. Первоначальным техническим заданием предполагалось вооружение ракетоносцев ракетами Р-11ФМ и Р-13 с надводным стартом. Позднее требование об использовании ракет Р-11ФМ было снято. Головной организацией по разработке лодки было назначено ЦКБ-18.
Источник: rus.team
Из истории создания и боевого пути К-3 «Ленинский комсомол» — первой атомной подводной лодки СССР
09 сентября 1952 года Иосиф Виссарионович Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627» (шифр первой атомной подводной лодки). Научным руководителем работ по созданию атомной субмарины назначили А.П. Александрова, главным конструктором — В.Н.
Перегудова, главным конструктором по ядерной энергетической установке — директора НИИ-8 Н.А. Доллежаля. 24 сентября 1955 года на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) состоялась церемония закладки первой отечественной атомной подводной лодки К-3.
К-3 «Ленинский комсомол» — первая советская третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 «Кит», все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Наименование «Ленинский комсомол» унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
Это почётное имя носила с 09 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую подводную лодку, сменив действительное наименование К-3 на Б-3. Первая советская атомная субмарина, получившая название «Ленинский комсомол», была сооружена за короткий срок — шесть лет и четыре месяца.
За создание первой атомной подводной лодки ряду учёных и конструкторов во главе с А.П. Александровым в 1959 году была присуждена Ленинская премия. Первый атомоход строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту.
В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину – 300 метров; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в Центральном аэрогидродинамическом институте. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж.
В создании первенца советского атомного подводного флота приняли участие порядка 140 предприятий и организаций страны, в том числе 35 Научно-исследовательских институтов, 20 конструкторских бюро и около 80 заводов. Научное руководство этим сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт. Лодка спущена на воду 09 августа 1957 года.
Вступила в строй (поднят флаг Военно-Морского Флота) 01 июля 1958 года и 04 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой. 17 декабря 1958 года лодка принята у оборонной промышленности под гарантию устранения недостатков. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием на Северодвинск. В октябре 1959 года перешла в Западную Лицу.
В августе 1955 года первым командиром лодки был назначен капитан 1 ранга Леонид Гаврилович Осипенко. 23 июля 1959 года за успешное выполнение правительственного задания по приёму в состав ВМФ СССР первой подводной лодки с ядерной энергетической установкой и проявленные при этом мужество и отвагу капитану 1 ранга Л.Г. Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». При этом Л.Г. Осипенко стал первым подводником, удостоенным этого звания с момента окончания Великой Отечественной войны. Тактико-технические характеристики К-3:
Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м, осадка – 5,6 м;
Водоизмещение надводное – 3065 т, подводное – 4750 т;
Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
Рабочая глубина погружения – 300 м;
Автономность плавания – 50-60 суток;
Экипаж – 104 человека;
Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт. Появился новый корабль. Началась эра боевого использования подводных лодок с атомными энергоресурсами.
Энерговооруженность первой атомной подводной лодки была в 100 раз больше, чем подводных лодок Второй мировой войны, в 2-3 раза превосходила глубина погружения, подводная скорость и автономность. Дальность плавания была по сути неограниченной. Вскоре корабль был успешно освоен — в 1961 году корабль вышел на первую боевую службу в Атлантическом океане.
Появление атомной энергетики позволило решить еще одну важную задачу – подледное плавание и изучение акватории Северного Ледовитого океана. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота К-3 под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова совершила первый длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана.
Вместе со своим экипажем командир вел лодку подо льдом прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин — передвигалась лодка вслепую и вглухую. Огромная толща льда над субмариной отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии, акустики работали в тяжелейших условиях.
И вот, однажды, почувствовали, что глубина под килем резко снизилась. Получив тревожный доклад, Л.М. Жильцов приказал немного подняться наверх и снизить ход лодки. Специалисты внимательно изучили эхограмму, так был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана.
Это стало крупнейшим географическим открытием ХХ века, после Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году. Обнаруженный подводный хребет позже назовут в честь известного гидрографа Якова Гаккеля. Советская атомная подлодка К-3 пересекла точку Северного полюса 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд.
Лев Михайлович позже вспоминал: “Толщина льда в тех местах составляла примерно 25 метров. Лодку вели близко к поверхности, а когда заметили полынью, то сразу всплыли. Нос субмарины тогда замер у самой кромки льда, со всех сторон К-3 была зажата бескрайними снегами. Вокруг стояла такая тишина, что даже в ушах звенело”.
Государственный флаг СССР торжественно водрузили на самом высоком торосе, а экипаж получил увольнение на берег. Тот незабываемый день в жизни подводников запечатлен на множестве снимков. Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба, сродни полету в космос Юрия Гагарина.
На Западе тогда не то, что не ждали русских на полюсе — вообще немногие верили в существование у разрушенного войной Советского Союза атомного подводного флота. Американский «Наутилус» пересек полюс 03 августа 1958 года, и с той поры они чувствовали себя на Севере комфортно, а Советский Союз оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подводной лодки США, находящейся в Арктике.
Никто и представить себе не мог, что русские атомные подводные лодки способны достичь Северного полюса. Директор ЦРУ — могущественный Ален Даллес — лишился своего поста за то, что «прошляпил» северный поход русских. Именно с этого момента СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями.
И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны. Но экипаж К-3 сделал это! И всемирная история потекла по другому руслу. Это была арктическая победа наших военных моряков, открывшая не только подледные просторы Северного Ледовитого океана, а новый этап в освоении атомоходами океанских глубин.
Поход атомохода «Ленинский комсомол» доказал возможность плавания наших подводных лодок в высоких широтах под толщей арктического льда, были собраны ценные научные данные по глубинам океана, рельефу поверхности дна. Была подтверждена гипотеза советского океанографа Якова Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта (хребт Гаккеля), одну из вершин назвали именем подводной лодки «Ленинский комсомол».
Отечественные судостроители и конструкторы доказали, что они находятся на самых передовых рубежах научно- технического прогресса. После возвращения в базу лодку на пирсе встречали Н.С. Хрущев и министр обороны Р.Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А.И. Петелину, командиру лодки капитану 2 ранга Л.М. Жильцову и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга – инженеру Р.А.
Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награждён орденами и медалями. С тех пор, когда советские подводники впервые всплыли в районе Северного полюса, прошло уже много лет, но их подвиг живет в памяти всех, кому дорога история нашего государства и его Военно-Морского Флота.
Послесловие. Создание «Ленинского комсомола» было первым (и самым сложным) этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны. Успех в этом деле позволил перейти к массовому строительству атомных подводных лодок первого и последующих поколений.
Многие решения, найденные при её разработке, оказались очень удачными и использовались в последующих поколениях атомных субмарин. За годы службы корабля 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза, 13 стали кавалерами Ордена Ленина, 60 были награждены Орденом Красной Звезды. Первая атомная подводная лодка 6 раз приказом Командующего СФ объявлялась «отличной». «Ленинский комсомол» нёс боевую службу на Северном флоте без малого 30 лет, соверши в общей сложности 14 дальних походов, в том числе первое подлёдное плавание в Карском и Гренландском морях в 1958 году. В октябре 2020 года стало известно, что к 2023 году подводная лодка К-3 станет ключевым экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте . Работы по восстановлению легкого корпуса подводной лодки, изготовлению опорных оснований и подготовки К-3 к перегону в Кронштадт будут выполняться специалистами судоремонтной верфи в Снежногорске Мурманской области. Проектной документацией по музеефикации АПЛ займется СПМБ «Малахит» , где в свое время был разработан проект 627 (К-3).
Рубрики: | ФЛОТ |
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Источник: www.liveinternet.ru