Юрий Гагарин говорил, что это сложнее полета в космос, ведь загадок там не меньше, чем на околоземной орбите. В историю, полную смелости и героизма, погрузился корреспондент ЛенТВ24 Евгений Голанцев.
Эти новости не покажут по телевизору
Подпишись: https://t.me/lentv24
Дойти до Северного полюса под водой, всплыть на поверхность, а затем вернуться домой — всё это сделала подводная лодка, которую конструировали в спешке. В итоге все члены экипажа под руководством капитана Жильцова стали героями Советского Союза.
Это же не сплошной лед, это сталактиты, то есть такие огромные глыбы остроконечные. И, не дай Бог, вы их заденете чем-нибудь, то есть, вы «пропоретесь».
Александр Покровский, писатель-маринист, капитан 2 ранга
Совершить такое плавание помогла первая атомная подводная лодка каплевидной формы. В 50-е годы советским конструкторам удалось перегнать Америку.
Подводная лодка К-3 — «Ленинский комсомол». Это первая советская атомная подводная лодка. Она была введена в эксплуатацию в 1958 году. Сейчас она представлена в «Музее воинской славы» в Кронштадте. Скоро внутрь этой легендарной подлодки сможет попасть каждый посетитель выставки.
Документальный фильм «К-3. «Ленинский комсомол»
На К-3 были утечки радиации, протекали трубы парогенератора, но 65 лет назад это никого не смущало: в 1957 году лодку спустили на воду, а 4 июля 1958 ей впервые дали ход под атомной энергетической установкой.
Это была не серийная лодка, это была опытовая лодка. То есть, на ней отрабатывались и системы управления атомным реактором, парогенераторы. Естественно, на ней происходили неприятности. Они были первыми, поэтому невозможно было конструкторам, строителям предусмотреть всё.
Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ, капитан 1 ранга
Экипажи начали формировать и обучать в 1954 году. За год до того, как саму субмарину заложили в Молотовске, нынешнем Северодвинске. Люди и стали главным двигателем: без такой команды экспериментальная лодка не смогла бы дойти до Северного полюса.
Подводная лодка не прощает мелочей. Вы должны каждый день делать одну и ту же работу. Но вы её должны каждый день делать вот так. Шаг в сторону — и на трехтысячный раз может случиться непоправимое.
Александр Покровский, писатель-маринист, капитан 2 ранга
В Кронштадт легендарная подводная лодка прибыла из Мурманской области через Баренцево и Охотское моря, Ладогу и по суше. К-3 даже пришлось разделить на две части. Сейчас работы над экспозицией внутри «Ленинского комсомола» в самом разгаре, и Петербургский клуб моряков-подводников ВМФ принимает в них участие. На борту стараются воссоздать всю атмосферу.
Будет, например, сделано звуковое оформление, то есть вы заходите в отсек, и будут воспроизведены реальные шумы в этом отсеке, как когда лодка находится в море, в подводном плавании.
Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ, капитан 1 ранга
ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ КАТАСТРОФА СО ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ! ГИБЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ! К 219.Последний поход!
Попасть внутрь подводной лодки К-3 посетители музея смогут только в конце года. Но 30 июля в День ВМФ гостей ждет красочная экспозиция, а саму субмарину можно будет оценить снаружи.
Поделиться:
Рекомендуем
Показать еще
Лента новостей
10 часов назад
12 часов назад
12 часов назад
12 часов назад
13 часов назад
14 часов назад
14 часов назад
15 часов назад
15 часов назад
16 часов назад
16 часов назад
17 часов назад
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-78435 от 15 июня 2020 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Секретный «Ленинский комсомол». Десять неизвестных фактов о первой атомной подлодке России
Что фактически строится, что создается — никто не знал! Весь корабль был разбит на такие ячейки, на такие составные части, что трудно было представить! Это потом уже, впоследствии узнали весь монолит этого корабля, как он состоит, из чего, когда он уже был построен и спущен на воду. А до этого эти режимы секретности настолько четко выполнялись, так была продумана система, что сейчас просто приходится удивляться
Федор Шушарин
главный инженер Севмашпредприятия
При спуске на воду кораблестроители опасались, как бы кто-нибудь не увидел или не сфотографировал атомоход. АПЛ постарались максимально замаскировать: на рубку натянули парусину, все выступающие части обшили фанерой. Позаботились и о том, чтобы на берегу не оказалось посторонних. Число присутствующих на спуске режимного объекта предельно ограничили.
Источник: cont.ws
Первенец атомного флота
– В 1952 году, когда в Обнинске уже создавалась первая в мире АЭС, было принято постановление советского правительства, подписанное Иосифом Виссарионовичем Сталиным, «О проектировании и строительстве объекта 627» – первой подводной лодки с ядерной энергетической установкой.
В работе по созданию атомохода принимало участие 135 предприятий и организаций, в том числе 35 научно-исследовательских институтов. Секретность была такой, что большинство участников, трудившихся над проектом, даже не знали, какова конечная задача.
Военных к проектированию на первом этапе не привлекли, разработкой занимались только гражданские кораблестроители. Это привело к тому, что были допущены существенные ошибки: разработчики не предусмотрели швартовое и якорное устройства, оружие для самообороны, планировалось использовать для атаки противника одиночную термоядерную торпеду.
Когда к делу приступили специалисты военно-морского флота, в техническое задание на строительство К-3 были внесены изменения: корпус подлодки переделали, на борту субмарины предусмотрели большой запас торпед, в том числе с ядерными боеголовками. Главным конструктором проекта 627 был Владимир Перегудов, с 1953 года проектом руководил Сергей Базилевский.
Заложили корабль в 1955 году в Северодвинске, в 1957-м АПЛ К-3 (проект 627) была спущена на воду. Корпус подлодки замаскировали брезентом, чтобы с берега и с воздуха невозможно было получить о ней какую-либо информацию.
1 июля 1958 года на субмарине подняли флаг, а через четыре дня в 10.03 впервые в СССР она дала ход под атомной силовой установкой и отправилась на испытания. Академик Анатолий Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».
Разработана и построена атомная подлодка была в очень короткие сроки – это при том, что страна еще не до конца восстановилась после разрушительной войны с фашистской Германией. Укреплению и развитию флота в то время уделяли большое внимание, с 1945 по 1957 год ежегодно в Советском Союзе строили 19 дизельных подводных лодок, не считая надводных кораблей.
Обучались в Обнинске
– Осваивать новую технику всегда сложно – ведь все происходит впервые. Корабль К-3 был больше по размеру, чем дизельная подлодка. Кстати, это позволило улучшить бытовые условия моряков. Появилась возможность разместить на субмарине испарительную установку и иметь достаточно воды, чтобы не только готовить, но и стирать, регулярно мыться в душе.
Ходовые характеристики тоже были новые. Даже при неполной мощности подлодка давала ход 28 узлов, была быстрее, чем первая атомная американская субмарина «Наутилус», потому что при проектировании была изменена форма подводного корабля. Поскольку лодка стала более быстроходной, менялось и управление ею. И главное – нужно было научить моряков обращаться с этим загадочным и небезопасным устройством – ядерным реактором. Все это потребовало особого подхода к обучению экипажа.
Командиром еще строящегося атомного корабля был назначен Леонид ОСИПЕНКО, опытный подводник, участник Великой Отечественной войны. В конце 1954 года сформированный им экипаж прибыл в Обнинск. В лаборатории «В» (ныне ГНЦ РФ – ФЭИ) был построен стенд – прототип реактора. Вот на этом действующем стенде и обучался командный состав АПЛ К-3 – командир корабля и все механики – дивизиона движения, электротехнического дивизиона, дивизиона живучести корабля, а также химики. В целях строгой секретности моряки ходили в гражданской одежде, запрещалось обращаться друг к другу по званию, а только по имени-отчеству, реактор называли кристаллизатором.
17 декабря 1958 года АПЛ К-3 была принята в состав ВМФ. По итогам испытаний первому командиру корабля Леониду Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее Леонид Гаврилович возглавил Военно-учебный центр ВМФ в Обнинске.
Опытный образец
– К-3 – первый советский подводный атомный корабль, и, конечно, в ходе его эксплуатации проявлялись многие технические неполадки. Чувствительные неприятности, к примеру, были в парогенераторах, где циркулировала горячая вода из реактора под давлением. Из-за больших тепловых перегрузок в трубках появлялись труднонаходимые микротрещины. Все это изучалось, учитывалось и совершенствовалось при создании других субмарин – в СССР было построено 13 подводных лодок проекта 627.
При этом, будучи головным и, по сути, опытным образцом, АПЛ К-3 прослужила 30 лет при типовом возрасте корабля 25 лет, ходила в море часто и эффективно. За время службы К-3 совершила шесть боевых служб, прошла 128 443 мили (семь раз вокруг Земли!), проведя в походах 14 115 часов (более 580 суток).
На Северный полюс
– В 1962 году АПЛ К-3 совершила поход подо льдами Арктики, в ходе которого было сделано географическое открытие – на дне Ледовитого океана обнаружен гигантский подводный хребет, названный в честь известного гидрографа Якова Гаккеля. А 17 июля советская субмарина стала первой советской подводной лодкой, достигшей Северного полюса.
Это стало неприятным сюрпризом для американцев. Советский Союз тем самым показал – в Арктике США хозяйничать не будут. Американцы восприняли это как серьезный удар, Ален Даллес, руководивший ЦРУ, лишился своего поста за то, что прошляпил северный поход русских. На берегу экипаж встречал лично Генеральный секретарь КПСС Никита Хрущев.
Весь экипаж был награжден, звания Героя Советского Союза тогда были удостоены руководитель похода контр-адмирал Александр Петелин, командир подлодки Лев Жильцов, механик корабля инженер-капитан 2-го ранга Рюрик Тимофеев.
А АПЛ К-3 в октябре 1962 года было присвоено имя «Ленинский комсомол» – в память о другой подлодке, воевавшей в годы Великой Отечественной войны.
Спасая экипаж и корабль
– За время службы мне довелось с 1966 по 1968 год в составе второго экипажа под командованием Анатолия Жукова ходить в море на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», участвовал в учениях, в нескольких походах – всего более 60 суток. Дивизия, в составе которой были атомные подводные лодки проекта 627, базировалась в Западной Лице.
В 1967 году, когда АПЛ К-3 возвращалась на базу с боевой службы в Средиземном море, в носовом торпедном отсеке из-за образовавшегося порыва в одном из узлов системы гидравлики случился пожар. Командир второго отсека Анатолий Маляр, жертвуя в том числе и своей жизнью, закрыл дверь переборки изнутри горевшего отсека, чтобы не допустить распространения пожара по кораблю. Таков закон подводников. И подводная лодка самостоятельно вернулась в базу. Тогда погибло 39 моряков, посмертно они были награждены орденом Красной Звезды.
Вот тогда, в 1967 году, когда АПЛ К-3 готовилась уходить на боевую службу, я получил приказ заменить находившегося в отпуске командира боевой части первого экипажа и прибыл на корабль. Но за несколько часов до отхода командир вернулся, и я, пожав ему руку, остался на берегу. А когда корабль возвратился на базу, нашему экипажу довелось участвовать в ликвидации последствий аварии, выгрузке тел погибших членов экипажа. После чего подлодку перевели на Северодвинский завод, где она была отремонтирована в короткий срок и продолжила службу.
Символ морской славы России
– Обнинск мы называем родиной атомного подводного флота страны. Поэтому ветераны-моряки высказали пожелание создать в этом городе памятник всем морякам – первопроходцам атомного флота, используя ходовую рубку одной из списанных атомных подводных лодок первого поколения. Эти субмарины – свидетельство тому, что промышленность нашей страны даже в тяжелейших условиях послевоенного периода могла создавать сложнейшую технику, а моряки российского флота в любых обстоятельствах выполняли свой воинский долг.
Предполагали взять рубку АПЛ К-3. Но уже тогда ее готовили для создания музея. Поэтому по согласованию с руководством ВМФ и судоремонтного завода «Звезда» нам доставили с Дальнего Востока в Обнинск рубку АПЛ К-14 – также заслуженной подлодки первого поколения атомных субмарин. Она и стала основой мемориала «Первопроходцам атомного подводного флота», спроектированного заслуженным художником России Александром Шубиным.
А К-3 «Ленинский комсомол» как один из символов морской славы России теперь займет почетное место в музее в Кронштадте.
АПЛ К-3 – это технологический прорыв в области мирового подводного кораблестроения. Создание АПЛ К-3 открыло новую эпоху в освоении подводного мира, что сравнимо с геополитической значимостью запуска пилотируемого космического аппарата «Восток» с космонавтом № 1 Юрием Гагариным на борту.
Чтобы доставить субмарину к месту теперь уже постоянной стоянки, ее в районе Выборга погрузили на плавучий док, на котором она вернулась в Кронштадт. Затем подлодку размонтировали на две части, что было необходимо сделать для ее перевозки через город.
Фото предоставлены Олегом Фалеевым и из открытых источников.
Источник: kgvinfo.ru