Каякинг возникший относительно недавно вид активной деятельности или экстремального спорта на воде с использованием небольшого одноместного (реже двухместного) судна — каяка.
Каяк широко распространенный у эскимосов, алеутов и других народов Арктики тип одноместной гребной лодки (байдарки). Изготавливался из шкур, натянутых на каркас из кости или дерева. Современные каяки, изготовленные промышленным способом из сверхпрочных материалов, подразделяются на несколько видов:
Каяки для родео
(англ. rodeo, parkморской туристический развлекательный каякинг») — путешествия и прогулки, проводящиеся в специализированных быстроходных и устойчивых каяках по спокойной глади озер, равнинных рек или морских заливов.
Whitewater kayaking
(англ. «каякинг на белой (бурной) воде») — перемещение на каяке по бурному потоку (горной реке, равнинным рекам, прибрежному рельефу или искусственно созданному каналу), изобилующему препятствиями. Выделяют такие виды whitewater kayaking:
Тренировка на Rodeo каяке. Эскимосский переворот. Travel Kayak
1. Родео (фристайл) — выполнение трюков и акробатических фигур на каяке с использованием неоднородностей водного потока (чаще всего в «бочке» — так называется участок пенного противотока за сливом или на валу (стоячей волне в русле реки)). По данному виду каякинга регулярно проводятся различные соревнования, чемпионаты Европы и мира. Основная задача спортсмена — в течение 30-45 секунд выполнить максимально возможное количество элементов («мувов», от англ. «move» — «движение»). При оценивании учитывается сложность и зрелищность каждого элемента, а также вариативность (разнообразие фигур) выступления в целом.
2. Сплав — преодоление на каяках технически сложных препятствий или участков рек.
Экспедиционный сплав
— чаще всего проводится в удаленном и ненаселенном районе, следовательно, предполагает длительное путешествие без какого-либо сопровождения (все необходимое снаряжение перевозится в каяках). Чаще всего маршрут разрабатывается так, чтобы перед спортсменами не вставали сверхсложные препятствия, так как возможность страховки ограничена, а оказать помощь при неудаче чрезвычайно трудно, а порой просто невозможно. Соревнования по данному виду спорта («экстремальные гонки» («extreme races», «adrenaline races»)) проводятся на участках реки высокого уровня сложности, при этом учитывается как время прохождения маршрута, так и те или иные действия участника или команды;
Экстремальный сплав прохождение участков повышенной сложности на пустых каяках при наличии группы поддержки, производящей страховку;
Игровой сплав
(playboating, плейботинг) — сплав по небольшим относительно несложным участкам рек на пустых лодках, выполняемый порой с элементами родео;
Рафтинг
(англ. raft — «плот») — сплав на рафте (разновидность надувной лодки), проводящийся на бурных и более спокойных реках, озерах, протоках.
Эскимосский переворот на морском каяке Storm Kayaks R17
Каякинг одна из спортивных дисциплин, подразделяющаяся на несколько видов:
Гребной слалом — с 1992 года олимпийский вид спорта. Спортсмены проходят обозначенную вешками в бурном потоке трассу за максимально короткий промежуток времени;
Гребля на байдарках и каноэ — олимпийский вид спорта, который заключается в гребле на скорость по прямой, на гладкой воде;
Скоростной спуск — сплав на скорость по участку бурной воды, вниз по течению Соревнования по данному виду спорта проводятся на участках реки умеренной сложности, побеждает участник, первым преодолевший указанный маршрут. Ограничения траектории, как в гребном слаломе, отсутствуют;
Канополо — представляет собой водное поло на каяках, проводящееся в бассейне между двумя командами;
Сноукаякинг — спуск на пластиковых лодках по заснеженному склону.
Ловкий и сильный человек, снабженный дорогим снаряжением, легко преодолеет любое препятствие во время сплава на каяке
Безусловно, физические данные спортсмена и качество снаряжения — величины значимые, однако следует помнить, что препятствия преодолеваются не за счет возможностей судна, а за счет умений и навыков гребца, обретенных им в процессе длительных и упорных тренировок. Стать хорошим каякером, уделяя изучению искусства поведения на бурной воде две-три недели в году, попросту невозможно.
Если вы собираетесь заняться каякингом — обязательно следует приготовиться к многодневным дальним походам
Не обязательно. Некоторые виды каякинга (например, родео или фристайл) не имеют к водному туризму никакого отношения (хотя и навыки, и снаряжение, и каяки используются одни и те же), но позволяют получать удовольствие от преодоления препятствия на бурной воде людям, не имеющим возможности или желания надолго отрываться от всех благ цивилизации.
Человек, не имеющий опыта и сноровки, не может и мечтать об участии в сплаве по бурной воде
Это не так. В Непале, Турции и других странах туристам предлагают заняться рафтингом (одна из разновидностей каякинга). Уплативший определенную сумму клиент получает снаряжение и может ощутить все прелести сплава по бурной реке. При этом знания и умения туриста особой роли не играют, поскольку поведением рафта почти полностью управляет гид, сидящий на корме судна. Весло же в руках клиента служит лишь средством увеселения и способом вызвать у восхищенного туриста глубокое чувство собственной значимости и причастности к происходящему.
Тренировки по каякингу проводятся только в открытых водоемах, лучше всего — на реках, изобилующих крутыми поворотами, водопадами и т.д
Нет, спортивные клубы, ассоциации и федерации каякинга с ноября по апрель организуют тренировки в бассейнах. Именно в это время, под руководством опытных инструкторов, начинающий спортсмен имеет возможность ознакомиться со всеми тонкостями данного вида спорта. Лишь после этого можно приступать к тренировкам в открытых водоемах.
Экипировка для занятий каякингом состоит из множества предметов и стоит чрезвычайно дорого
Действительно, люди, профессионально занимающиеся каякингом (впрочем, как и любым другим видом спорта) тратят на покупку снаряжения довольно большие суммы. Однако начинающим спортсменам это ни к чему. Тем, кто будет заниматься в бассейне, потребуется три вещи:
— каяк, выбирая который вовсе не следует отдавать предпочтение лодкам последней модели — ведь они успеют устареть раньше, чем закончится ваше обучение. Любой каяк б/у, цена которого обычно составляет от 300 до 500 у.е. для начала вполне подойдет;
— весло. Как и в случае с каяком, не обязательно спешить обзавестись суперпрочной вещью долларов за 150-200. Любое бывшее в употреблении весло в ценовом диапазоне от 40 до 70 у.е. вам подойдет (ведь на тренировках случаются разные казусы, и такую модель потерять будет не так жалко, как стоящую в 3-4 раза дороже);
— юбка (фартук). На начальном этапе, когда идет изучение гребли по прямой и поворотов, эта часть экипировки вам ни к чему. А вот для выполнения эскимосского переворота юбка просто необходима. При этом имейте ввиду, что дорогие юбки имеют модельный ряд, т.е. подогнаны под определенный каяк. Дешевые (40-60 у.е) придется примерять или же задавать продавцам вопрос о совместимости выбранной вами юбки и того типа лодки, который вы приобрели.
Когда же придет время начинать тренировки на открытой воде, вам придется приобрести еще некоторые обязательные элементы экипировки:
— каска. Не имеет значения, где будут проходить тренировки — на бурной горной реке или тихом озерке напротив вашего дома, — каска необходима в любом случае. На ее приобретение вы истратите от 30 до 50 у.е. (конечно, если не решите обзавестись супердорогой моделью для экстремальных случаев, цена которой колеблется от 60 до 120 у.е.)
— спасательный жилет — специализированная модель для каякинга. Недорогой вариант обойдется вам в 50-80 у.е.
— гидрокостюм. Поскольку вода в реках (особенно горных) редко бывает теплой, следует предпочесть неопреновый полукомбинезон (штаны), стоимость — от 80 до 200у.е., водонепроницаемую куртку (драйтоп, 50-150 y.e.), под которую обычно одевают термобелье, рубашку из тонкого неопрена или полара. Также вам необходимы неопреновые тапки, стоимость которых составит от 20 до 60 у.е.
Вместо специализированной каски для занятий каякингом на первых порах вполне подойдет мотоциклетный шлем
Каска — именно та деталь экипировки, на которой не следует экономить. В самом крайнем случае можно использовать хоккейную, но не мотоциклетную, строительную или какую-либо иную.
Следует отдать предпочтение отечественному оборудованию для каякинга — оно и качественнее, и дешевле
К сожалению, снаряжение для каякинга в России и странах СНГ производится в очень небольших объемах, потому отыскать его в магазинах почти невозможно. Новые каяки и дорогие модели снаряжения известных фирм привозят только под заказ. Экипировку и каяки б/у можно поискать в Интернете или в местах, где обучают каякингу.
Каякинг чрезвычайно травмоопасен
Как и любой экстремальный вид спорта, каякинг таит в себе потенциальную опасность, но, во-первых, она не так уж велика — ведь согласно статистике, например, люди, управляющие мотоциклами, травмируются намного чаще, чем каякеры. А во-вторых, соблюдая некоторые правила, вы можете свести риск несчастного случая практически к нулю. Итак:
1. Следует начинать занятия под руководством опытного инструктора, особенно если вы избрали сплав, а не родео.
2. Для занятий на открытой воде следует приобретать специализированное снаряжение, соответствующее времени года, температуре воды, сложности маршрута и т.д.
3. Состояние снаряжение нужно проверять перед каждым спуском на воду, а не только в начале похода.
4. Каякер должен избегать ситуаций повышенного уровня риска (сплав соло, сплав в условиях паводка или неблагоприятных погодных условиях, в состоянии сильной усталости и т.д.) или хотя бы отдавать себе отчет в том, что такого рода поступки могут повлечь за собой негативные, а порой непоправимые последствия. Потому опытные каякеры вначале проходят маршрут сплава по берегу реки пешком, внимательно осматривая препятствия и сопоставляя их с уровнем собственной подготовки, чтобы разработать план дальнейших действий.
Если каякер допустил ошибку, он должен пройти тот же участок трассы еще раз, чтобы ее исправить
Действительно, порой ошибки порождают чувство страха и неуверенности. Народная мудрость гласит, что для полной победы над страхом следует тут же исправить неудачу — во время повторной попытки преодолеть то же самое препятствие. Однако спешить не следует, поскольку в случае повторной неудачи вы лишь закрепите страх и неоправданно снизите самооценку.
Для достижения успеха нужно, во-первых, полностью восстановить силы, потраченные на борьбу с препятствием. Во-вторых, требуется время, чтобы осознать свои ошибки, выработать план действий, сводящий к нулю повторение давешнего поражения. Лишь в том случае, когда вы сможете мысленно «прокрутить» в голове все свои дальнейшие действия, направленные на исправление допущенного промаха, стоит повторять попытку преодоления трудного участка. Если же неуверенность не покидает вас довольно длительное время, можно применить еще один способ: вернуться к тому, что у вас лучше всего получалось. И лишь когда вы увидите, что ваши навыки никуда не делись, поднимете на соответствующий уровень самооценку и вновь обретете веру в себя — можете смело приниматься осваивать новый сложный элемент каякинга.
На сплав повышенного уровня сложности нужно брать только самое новое и современное снаряжение
Это не совсем так. В том случае, если уровень сложности будущей поездки для вас довольно высок, следует отдать предпочтение проверенной, доказавшей свою надежность, экипировке (особенно это касается каяка).
Самые сложные участки маршрута следует запланировать в начале путешествия (когда спортсмен полон сил) или в конце (когда опыт обогатит каякера многократно и обеспечит стопроцентный успех)
Нет, прохождение рек, изобилующих препятствиями повышенного уровня сложности, лучше всего запланировать на середину поездки, когда имеет место максимальная «раскатка» и еще не накопилась усталость. В начале вояжа следует отдать предпочтение сплавам среднего уровня сложности, а на конец отложить нечто чрезвычайно интересное, но особой сложностью не отличающееся.
Чтобы заняться каякингом на бурной воде, придется ехать в Сибирь, на Урал, Забайкалье или в Непал
Не обязательно. Возле некоторых крупных городов стран СНГ, где сосредоточено немало каякеров, имеются playspots (плейспоты) — места, пригодные для фристайла. Большинство из них функционирует лишь весной во время половодья.
В России это река Мста (г. Боровичи), р. Тосна (пос. Сологубовка, 40 км от Санкт-Петербурга), р. Вуокса (пос. Лосево, 90 км от Санкт-Петербурга).
В Карелии и на Кольском полуострове множество рек и порогов, пригодных как для фристайла, так и для сплава: р. Шуя (пос. Матросы в 30 км от Петрозаводска), водопады Кивач (р. Суна), Куми (р. Войница), водопады на р. Титовка и Колвица.
В Украине в 80 км от Харькова на выходном канале системы охлаждения Змиевской ГРЭС установлена искусственная бочка, пригодная для родео (так называемая «хохлобочка»). Сезонность — сентябрь-май, в летнее время катание затруднено, так как вода слишком горячая (30-35 градусов Цельсия).
В Карпатах немало относительно несложных рек (Прут, Тиса, Черемош), вполне подходящих для обучения основам фристайла и сплава. Недостаток — ограниченная сезонность (конец апреля-начало мая).
Немало рек различного уровня сложности (Аксаут, Белая, Кубань, Зеленчук, Мзымта и т.д.) на Кавказе.
В Европе прекрасные условия для фристайла, игрового и экстремального сплава созданы в Норвегии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции.
Турция также предоставляет каякерам проверить свои силы на реках различного уровня сложности.
Каяк и каноэ мало чем отличаются друг от друга
Данные виды лодок отличаются способом посадки и гребли. В каяке гребец сидит на дне лодки и гребет двухлопастным веслом, в каноэ — стоит на коленях, гребет однолопастным веслом с одной стороны. Начинающим спортсменам следует учесть, что количество каякеров и каноистов соотносится примерно как 100:1, а поскольку спрос рождает предложение — трудностей с поиском хорошего тренера и выбором снаряжения у каноиста в несколько раз больше.
Разборные каяки легче перевозить, а композитные имеют малый вес, потому для сплавов или фристайла они наиболее приемлемы
При выборе материала, из которого сделан каяк, необходимо учитывать не только простоту перевозки и малый вес конструкции, но и (что особенно важно) ее прочность и долговечность. Ведь разборные лодки, состоящие из каркаса и оболочки, отнюдь не отличаются жесткостью и высокой прочностью, потому для сплавов малопригодны. Суда из стеклопластика (композитные) так же не используются из-за хрупкости, однако с успехом могут быть применены в гребном слаломе. Если спортсмен планирует сплав или фристайл, он должен остановить свой выбор на каяке, представляющем собой прочную монолитную конструкцию, изготовленную из высокомолекулярного полиэтилена, устойчивого к истиранию, ударам и царапинам.
Категорию сложности реки легко определить — ведь все изученные спортсменами или туристами потоки классифицированы
Действительно, классификация потоков имеет место. Однако следует учесть, что в разных странах вы можете столкнуться с различным пониманием термина «уровень сложности». Например, международная классификация на первое место ставит техническую сложность участка реки (наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения). Российская же классификация категорирует сложность, учитывая такие факторы, как населенность района, трудность заброски группы, протяженность маршрута, и лишь в последнюю очередь — техническую сложность участка реки, намеченного для прохождения. Кроме того, международная шкала строже российской на 1-2 категории, потому некоторые препятствия, охарактеризованные в российской классификации как «очень трудные», в международной попали бы в ранг «сверхтрудных».
Озерные и морские каяки можно не оснащать юбками — ведь по бурной воде они не путешествуют, а значит, внутрь жидкость не попадет
Может быть, вы и не собираетесь выполнять на своем каяке эскимосский переворот, однако от внезапно налетевшего шторма или проливного дождя, вполне способного быстро заполнить лодку водой, вы отнюдь не застрахованы. Именно для такого случая в экипировке озерного и морского каяка юбка (фартук) должна иметься.
Юбка из неопрена чрезвычайно прочна и устойчива к внешним воздействиям
Это действительно так, однако некоторые вещества действуют на этот материал разрушительно. Например, морская соль и хлорка могут повредить неопрен, потому после использования в бассейне или морской воде юбку обязательно следует прополоскать в чистой воде. Хранить юбку можно только в чистом состоянии, в холодном, сухом и темном месте, поскольку резина неустойчива к воздействию ультрафиолетовых лучей.
Для каякинга любой спортивный спасательный жилет подойдет
Ошибочное мнение. Для различных видов спорта разрабатываются спасательные жилеты, обладающие разными свойствами и отвечающие тем или иным параметрам. Например, тугой и неэластичный, не имеющий больших пройм для совершения движений руками жилет для водных лыж для каякинга совершенно не подходит — ведь он не обеспечивает достаточной подвижности и комфорта.
Спасательный жилет для каякера не стесняет свободы движений, имеет небольшую длину (чтобы не мешать юбке). Люди, занимающиеся водным туризмом, обычно предпочитают короткие снабженные карманами спасжилеты ярких цветов, оснащенные световозвращающими лентами.
Для рафтинга разработаны спасательные жилеты несколько большего размера, оснащенные большим плавучим воротником, дающим возможность удержать голову человека над водой даже в том случае, когда он из-за травмы потерял сознание. Существуют также спасжилеты для страховщиков и спасателей, оборудованные буксировочным карабином, стропорезом, срывной стропой и т.д. Кроме того, следует помнить, что со временем спасательные жилеты утрачивают часть плавучести. Если после того, как вы сожмете спасжилет, пена в нем не разжимается — его пора сменить.
Весло для каяинга следует выбирать короткое, с широкой лопастью
Это действительно так, однако при выборе в первую очередь следует обратить внимание на прочность весла. Ненадежные конструкции, вполне годящиеся для озерного туризма, для бурной воды совершенно не подходят. Длина весла зависит от ширины вашей лодки.
Длинные весла обычно используются на гладкой воде, так как позволяют развить большую скорость, на бурной же, где главное — маневренность, предпочитают короткие весла. Однако из этого правила есть исключения — широкие надувные каяки и лодки типа sit-on-top приходится оснащать более длинными веслами. Лопасть у весел для каякеров и каноистов несколько больше, чем у весел для гладкой воды, однако следует помнить, что такого рода конструкции, позволяя развить большее усилие на гребке, потребуют больших затрат энергии для гребка. Если же лопасть сужается к краю, гребки придется делать чаще, но усилий на это потратится меньше. Сэкономить много энергии во время гребка поможет также и уменьшение веса весла, но, как правило, более легкие конструкции гораздо дороже тяжелых.
Источник: www.molomo.ru
Каяк это лодка эскимоса
При прохождении бочки на каяк действует его собственный вес и встречное течение. И то, и другое препятствуют дальнейшему движению лодки вниз по течению. В некоторых случаях именно это и требуется; если же каякер намерен пройти бочку, он использует для этого донное течение под бочкой и инерцию своего судна.
Прохождение носом
Прохождение бочки носом: а — правильно, б — неправильно. |
Как и при прохождении валов, это самый простой способ. Для большинства бочек, за исключением самых маленьких, это единственная возможность пройти бочку насквозь.
Бочку можно рассматривать как предельный случай вала. Соответственно, и прохождение бочки больше всего похоже на прохождение крутого остроконечного вала. Оверкиль также происходит одинаково в обоих случаях.
-
Перед входом в бочку разгоните каяк до максимальной скорости. Однако не начинайте разгоняться слишком рано; вы только зря потратите силы. Как правило, для разгона каяку достаточно дистанции в 3–4 корпуса.
Для небольших бочек, которые можно «накрыть» носом лодки, можно использовать и другую тактику. На краю слива гребец откидывается назад, приподнимает нос лодки и перепрыгивает через основную часть бочки. Этот способ весьма эффективен также при прохождении бочек после крутопадающих сливов. По существу, это вариант прыжка с водопадного слива, который будет рассмотрен в следующей главе.
Прохождение лагом и траверс
Оба эти маневра похожи на аналогичные движения в валах, однако они уверенно работают только в очень небольших поверхностных бочках.
При движении лагом каяк проваливается между сливом и собственно бочкой, и обе эти струи стремятся перевернуть его на свою сторону. Поскольку и плотность пены в бочке, и ее скорость меньше, чем плотность и скорость воды в сливе, оверкиль происходит всегда против струи.
Поэтому если вы хотите устойчиво угнездиться в бочке (точнее, во впадине непосредственно перед ней), следует накренить каяк в сторону бочки и опереться веслом на обратную сторону бочки. (Если вы не можете до нее дотянуться — вы выбрали неподходящее место для игр.) Однако для того, чтобы взойти на бочку лагом, необходимо энергично подтянуться к выходящей из-под нее струе и одновременно сменить крен на противоположный, чтобы втаскивать каяк на бочку плашмя, а не ребром. Изогните корпус, чтобы перенести его вес на нижний по течению борт; тогда, как и при прохождении носом, восходящее течение в бочке будет поднимать всю лодку, а не переворачивать ее. Однако не забудьте вовремя выпрямиться, как только вы пройдете через вершину бочки. Не вывешивайтесь слишком далеко и не ставьте весло вертикально; в таком положении вы не сможете ни убрать крен, ни опереться, и немедленно перевернетесь вниз по течению, как только выйдете из бочки.
Остановки в небольших бочках — полезный прием, который можно использовать на сплаве для поддержания дистанции до предыдущего и последующего судов, внимательного просмотра последующего участка. Начните с прохождения самых маленьких бочек и постепенно обкатывайте все более крупные до тех пор, пока можете уверенно выходить из них.
При траверсе бочки самое сложное — поддерживать небольшой угол траверса, поскольку и слив, и бочка согласованно стремятся развернуть лодку лагом. Тем не менее, носовой траверс по небольшой бочке — удобный способ для пересечения струи или смещения поперек русла.
Сложные бочки и котлы
При входе в косую бочку и в других случаях, когда имеется боковой снос в одну сторону вдоль бочки, сделайте крен в эту сторону и приготовьтесь опереться со стороны набегающего потока. Лучше всего, если вы будете удерживать лодку почти полностью за счет крена; весло пригодится вам для других дел. Если же вы хотите избежать бокового смещения, перед входом в бочку разверните лодку строго навстречу движению воды в бочке и в этом положении пробивайтесь через нее.
При входе в котел особенно важно нагрузить нос каяка, чтобы он ушел глубоко под пену. Там вы можете найти нужную вам струю, подставить ей днище каяка и с ее помощью выйти из котла в нужном вам направлении. Однако на маловодной речке важно не переусердствовать и не утопить нос каяка слишком глубоко; в противном случае он может достать до дна и заклинить в камнях.
Выход из бочки на ровном киле
Удержание равновесия в бочке. |
Попытка пройти бочку напролом не всегда бывает успешной. Тем не менее, если у вас не получается с первого раза, не торопитесь снимать юбку. При активном участии гребца каяк может совершать в бочке вполне целенаправленные движения; в этом и состоит основная часть упражнений родео на бурной воде. Конечно, туристу необязательно владеть всеми этими приемами, но он должен знать, по крайней мере, те из них, которые позволяют сохранять равновесие и выходить из бочек достойным образом.
Выберите для упражнений небольшую прямую поверхностную бочку на глубоком, чистом от камней участке реки. Желательно иметь каяк большого объема с круглыми бортами. Попросите товарищей подстраховать вас.
-
Зайдите выше бочки, разверните лодку поперек течения и войдите в бочку лагом.
В таком положении вы можете задержаться на достаточно долгое время, чтобы отдохнуть и оглядеться по сторонам. Старайтесь нагружать весло как можно меньше, чтобы не расходовать свои силы напрасно. Обратите внимание на то, чтобы не поднимать весло выше уровня головы; высоко поднятое весло легко может уйти назад, и в этом положении весьма вероятен вывих плеча.
Итак, полдела уже сделано: вы сумели не перевернуться тотчас же, как только попали в бочку. Теперь подумайте, как вы будете выбираться отсюда.
-
Сохраняя опору на весло, проведите весло к носу лодки.
-
Подойдите к краю бочки таким же образом, как в предыдущем случае.
Для успешного выхода из бочки необходимо погрузить лодку в донную струю, как минимум, наполовину. Это удается не всегда; в таких случаях лодка совершает оверкиль через корму и остается в бочке. Дальнейшие действия гребца описаны в следующем параграфе.
Наконец, наиболее сложный вариант — это движение «враскачку». Им можно пользоваться в тех случаях, когда ширина бочки не превосходит одного корпуса лодки.
-
Подойдите к краю бочки и поднимитесь, насколько возможно, на ограничивающий ее язык.
Эскимосский переворот и выход из бочки вверх килем
При перевороте в бочке эскимосский переворот выполняется строго определенным образом: только «винтом» и только со стороны бочки. Это может быть не лучший вариант для конкретного гребца, но его задача облегчается тем, что движение воды в бочке способствует перевороту. Если бочка настолько мощная, что удерживает перевернутый каяк, то, как правило, достаточно просто поймать нужной лопастью нужную струю и позволить ей поднять каяк; проблемы возникают в связи с тем, чтобы вовремя остановить вращение и не уйти на второй оборот.
Возможность выполнения переворота в значительной мере определяется тем, насколько успешно вы заняли исходное положение в момент оверкиля. Сделать это, оказавшись под водой, значительно труднее.
-
При оверкиле в сторону бочки нагните корпус и проведите весло к носу, разверните плечи так, чтобы упасть на бочку спиной.
После выполнения эскимосского переворота каяк часто остается в бочке и прежняя ситуация восстанавливается полностью. Поэтому первое, что вы должны сделать — это восстановить ориентировку. Если вы вместо этого начнете машинально грести вперед, вы можете собственными руками загнать лодку в самую нехорошую часть бочки, откуда вы, возможно, только что пытались уйти подальше.
Другой вариант действий гребца — выход из бочки в подводном положении. Часто это бывает значительно легче, поскольку тело гребца и весло оказываются в донной струе. Однако необходимо некоторое время для того, чтобы она вытащила лодку из бочки.
-
Пригнитесь к носу каяка. Если вы переворачиваетесь преднамеренно, сделайте глубокий вдох, перестаньте опираться на весло и перевернитесь в сторону бочки (это спокойнее и безопаснее). В процессе переворота расположите весло вдоль борта.
Следует отметить, что такой преднамеренный переворот, как и непроизвольный оверкиль, свидетельствует о потере контроля над лодкой, хотя в данном случае эта потеря лишь частичная. Я не встречал еще ни одного каякера, который, заходя в порог, заранее намеревался бы перевернуться в нем и плыть какое-то время под водой; там темно, холодно, страшно, и дышать хочется. Поэтому если каякер действительно полностью контролирует ситуацию, он не только не переворачивается, но и не позволяет реке поставить себя в такое положение, выход из которого возможен только с помощью оверкиля. Проводя аналогию с шахматами, можно сказать, что если обычный оверкиль — это шах в один ход, то преднамеренный оверкиль для выхода из бочки или с какой-либо другой целью — тот же шах, но в качестве второго хода двухходовки.
Наконец, если вы убедились, что бочка не отпускает вас и в перевернутом состоянии, вам остается только одно: катапультироваться. Оверкиль в жесткой бочке — одна из немногих ситуаций, когда бывает целесообразно бросить каяк.
Если вы не можете зацепиться за донную струю в достаточной степени, сидя в каяке и полностью раскрывшись, то маловероятно, чтобы она могла вынести вас, когда вы держитесь за перевернутый каяк. Поэтому снимите юбку и оттолкнитесь от каяка как можно сильнее, чтобы глубже нырнуть в донную струю. Однако старайтесь не выпускать из рук весло; оно может сильно пригодиться вам для дальнейшего сплава. К тому же ваши товарищи едва ли обрадуются, если им придется ловить три предмета вместо двух.
Глубокие бочки
Никогда не пытайтесь играть с глубокими бочками. Всегда проходите их носом, держа каяк перпендикулярно бочке, и гребите вперед изо всех сил.
Даже если область обратного течения за бочкой очень невелика и бочка выглядит вполне безопасно, это не что иное, как глубокая щель, заполненная пеной. Если каяк провалится в нее, у вас не будет никаких шансов вытащить его наверх, против его веса и против обоих струй, отвесно падающих на деку. Оверкиль в такой ситуации не занимает много времени, а эскимосский переворот только возвращает вас на прежнее место. Единственное, что остается делать в такой ситуации — покинуть лодку и спасаться вплавь.
Источник: lib.ru
Средства передвижения эскимосов
Средства передвижения: на суше — легкие санки, запряженные собаками, на море — крытые шкурами лодки; те и другие — верх изобретательности и целесообразности. Санки состоят из двух продольных брусков-полозьев, деревянных или костяных, связанных ремнями так, что саням можно придавать любую ширину, с поперечниками поверх них, на которых укладывается груз.
Спереди они выгнуты дугообразно для раздвигания снега; сзади, в виде высокой спинки, укреплены оленьи рога вместе с челюстью, служащие ручкой для поднимания саней и местом прикрепления ремня от груза. Лодки двух типов: одна — узкая с плоским дном, состоящая из легкого переплета деревянного или костяного, сплошь обтянутого твердой шкурой моржа (за исключением тесного круглого отверстия для седока, стягивавшегося вокруг пояса), крайне упругая, совершенно непроницаемая для воды даже в перевернутом виде, управляемая двулопастным веслом — это каяк, мужская охотничья лодка для преследования морских зверей; у западных эскимосов она делается и двух-, и трехместная (байдара).
Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными веслами. Бытовали и многовесельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (аняпик). Другая — умиак— так называемая женская лодка, тоже обшитая по дну и бортам шкурами, но широкая и открытая, для перевозки грузов при кочевках. Нарты, подобно чукотским, были до середины XIX в. дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом.
Источник: geographyofrussia.com