Каякинг – это вид экстремального спорта, который появился относительно недавно. Он представляет собой сплав по бурной рекена одноместном судне, который и называется каяком. Чаще судно рассчитано на одно место, но может быть и двухместным.
Каяк – это гребная лодка, история которой связана с широким распространением у алеутов, эскимосов и других арктических народов. Каяк традиционно изготавливали из шкур, натягивая их на деревянный или костяной каркас. Современные каяки промышленного производства изготавливаются из материалов повышенной прочности (полиэтилен, стекловолокно, карбон).
Каякинг можно разделить на 2 основные группы:
- Морской каякинг — это путешествия по озерам, морям, океанам, равнинным рекам и водохранилищам. Морской туристический каякинг – это сплав по относительно водной глади.
- Каякинг на бурной воде – это движение в бурном потоке воды.
История возникновения
История каякинга берет свое начало в седой глубине веков, когда народами Гренландии, Северной Америки, Азии, Арктики был придуман первый каяк. Основа лодки делалась из дерева, костей морских животных и обтягивалась шкурами. Алеуты и инуиты шкуры животных натирали маслом, чтобы предохранить лодку от разрушающего контакта с водой.
Что такое рыболовный каяк?
В связи с недостатком деревьев в Арктике, для изготовления первых лодок использовался сплавной лес. Аборигены в цельном куске дерева выдалбливали место для сидения рыбака и крепили к каяку внутренние органы животных, наполненные воздухом. Такая лодка хорошо держалась на воде и была практически непотопляемой.
В начале 20-го века немцы первыми усовершенствовали конструкцию каяка, сделав его сборно-разборным. Начиная с 50-х годов 20-го века, форма и функциональные особенности лодок претерпели существенные изменения: каяки стали изготавливаться из стеклопластика. Плавучесть таких плавательных средств улучшилась во много раз.
Первые соревнования на каяках произошли в 1936 году между Германией и Францией. С тех пор интерес к хождению на байдарках и каноэ возрос во всем мире, а в том же году соревнования на каяках были включены в программу Олимпиады, как отдельный вид спорта.
Экипировка
Экипировка для занятий каякингом состоит из множества предметов и стоит чрезвычайно дорого. Действительно, люди, профессионально занимающиеся каякингом (впрочем, как и любым другим видом спорта) тратят на покупку снаряжения довольно большие суммы. Однако начинающим спортсменам это ни к чему. Тем, кто будет заниматься в бассейне, потребуется три вещи:
— каяк, выбирая который вовсе не следует отдавать предпочтение лодкам последней модели — ведь они успеют устареть раньше, чем закончится ваше обучение. Любой каяк б/у, цена которого обычно составляет от 300 до 500 у.е. для начала вполне подойдет;
Деревянный Каяк как это сделано___how this is done___(**Из чего это сделано**)
— весло.
Как и в случае с каяком, не обязательно спешить обзавестись суперпрочной вещью долларов за 150-200. Любое бывшее в употреблении весло в ценовом диапазоне от 40 до 70 у.е. вам подойдет (ведь на тренировках случаются разные казусы, и такую модель потерять будет не так жалко, как стоящую в 3-4 раза дороже);
— юбка (фартук). На начальном этапе, когда идет изучение гребли по прямой и поворотов, эта часть экипировки вам ни к чему. А вот для выполнения эскимосского переворота юбка просто необходима.
При этом имейте ввиду, что дорогие юбки имеют модельный ряд, т.е. подогнаны под определенный каяк. Дешевые (40-60 у.е) придется примерять или же задавать продавцам вопрос о совместимости выбранной вами юбки и того типа лодки, который вы приобрели.
Когда же придет время начинать тренировки на открытой воде, вам придется приобрести еще некоторые обязательные элементы экипировки:
— каска.
Не имеет значения, где будут проходить тренировки — на бурной горной реке или тихом озерке напротив вашего дома, — каска необходима в любом случае. На ее приобретение вы истратите от 30 до 50 у.е. (конечно, если не решите обзавестись супердорогой моделью для экстремальных случаев, цена которой колеблется от 60 до 120 у.е.)
— спасательный жилет — специализированная модель для каякинга. Недорогой вариант обойдется вам в 50-80 у.е.
— гидрокостюм. Поскольку вода в реках (особенно горных) редко бывает теплой, следует предпочесть неопреновый полукомбинезон (штаны), стоимость — от 80 до 200у.е., водонепроницаемую куртку (драйтоп, 50-150 y.e.), под которую обычно одевают термобелье, рубашку из тонкого неопрена или полара. Также вам необходимы неопреновые тапки, стоимость которых составит от 20 до 60 у.е.
Виды каякинга и их особенности
Сегодня нет необходимости на каяке выходить на охоту на морского зверя или на рыбалку. Современный каяк служит для других целей. Это плавательное средство для спорта, активного отдыха и туризма. Каякинг – это прекрасная возможность человеку познать самого себя, приобщиться к природе, осознать себя ее частью.
Можно любоваться красотами на спокойной водной глади, а можно испытать экстрим, сплавляясь по горным рекам. В зависимости от целей различают разные виды каякинга.
Прогулочный
Для этого вида каякинга больше подходят равнинные речки, озера со спокойным ровным течением. Для прогулочного каякинга используются быстроходные устойчивые лодки, на которых люди могут расслабиться на лоне природы, получить удовольствие от созерцания водной глади, подышать свежим речным воздухом. Этот вид отдыха пользуется все возрастающей популярностью у туристов. Разновидностью прогулочного каякинга является каякинг морской. В этом случае прогулка совершается вдоль морского берега.
Этот вид каякинга связан с процессом преодоления препятствий на воде. Это может быть движение по горной реке, преодоление порогов и трудных участков на равнинных реках или на море. Цель этого вида хождения по воде заключается в преодоление самого себя, в острых ощущениях, экстриме.
Родео
Родео или фристайл предполагает демонстрацию акробатических элементов. Поражает воображение многообразие и сложность различных трюков на каяке. Здесь есть элементы для новичков и фигуры, демонстрирующие филигранную технику владения лодкой. Родео дает возможность и спортсменам продемонстрировать свое умение и изготовителям лодок показать свое мастерство. Часто под какой-то определенный номер изготовляется специальная лодка, максимально приспособленная именно для выполнения конкретного трюка.
Сплав
Сплав, в свою очередь, имеет несколько разновидностей.
- Экспедиционный – многодневное прохождение сложных участков рек в отдаленных от цивилизации местах.
- Экстремальный – прохождение особенно трудных участков рек. Для обеспечения безопасности на берегу находится группа поддержки. Игровой сплав включает в себя элементы фристайла или родео. Проводится на относительно спокойном участке реки.
- Гребной слалом – олимпийский вид спорта, суть которого заключена в возможно быстром прохождении расстояния между вешками на бурном участке реки.
- Гребля на каноэ и байдарках – также олимпийский вид спорта, в котором важна скорость прохождения по гладкой воде.
- Скоростной спуск – вид каякинга, популярный в Америке и Европе. Это движение на скорость по течению бурного участка реки.
- Канополо – водное поло на лодках.
Какой бы вид каякинга не привлек ваше внимание, каждый из них гарантирует вам богатство впечатлений, всплеск эмоций и прекрасных отдых.
Каякинг чрезвычайно травмоопасен.
Как и любой экстремальный вид спорта, каякинг таит в себе потенциальную опасность, но, во-первых, она не так уж велика — ведь согласно статистике, например, люди, управляющие мотоциклами, травмируются намного чаще, чем каякеры. А во-вторых, соблюдая некоторые правила, вы можете свести риск несчастного случая практически к нулю. Итак:
1. Следует начинать занятия под руководством опытного инструктора, особенно если вы избрали сплав, а не родео.
2. Для занятий на открытой воде следует приобретать специализированное снаряжение, соответствующее времени года, температуре воды, сложности маршрута и т.д.
3. Состояние снаряжение нужно проверять перед каждым спуском на воду, а не только в начале похода.
4. Каякер должен избегать ситуаций повышенного уровня риска (сплав соло, сплав в условиях паводка или неблагоприятных погодных условиях, в состоянии сильной усталости и т.д.) или хотя бы отдавать себе отчет в том, что такого рода поступки могут повлечь за собой негативные, а порой непоправимые последствия. Потому опытные каякеры вначале проходят маршрут сплава по берегу реки пешком, внимательно осматривая препятствия и сопоставляя их с уровнем собственной подготовки, чтобы разработать план дальнейших действий.
Источник: zclub-caspian.ru
Из чего состоит каяк
Каяками называются узкие гребные лодки с острыми носом и кормой, которые были изобретены народами Севера много лет назад. Они обладают высокой маневренностью, способны свободно проходить отмели, заболоченные и заполненные топляком места, имеют компактные размеры и небольшой вес. Каяки можно перевозить к месту спуска на воду на легковых автомобилях, переносить по суше на руках, хранить в небольшом помещении. Именно поэтому они сегодня очень популярны среди рыбаков и любителей водного отдыха, которые постепенно отказываются от традиционных лодок из-за их громоздкости.
Каяки выпускаются в различных типах моделей, обладают разным снаряжением, изготавливаются из полиэтилена, пластика, фанеры, дюралюминия, водонепроницаемой ткани, покрытой слоем ПВХ. Существуют и деревянные варианты, но они в большинстве своем являются самодельными и не изготавливаются в промышленных масштабах.
Виды каяков и их составляющие
Каяки имеют удлиненный корпус, острые оконечности и бывают разборными, цельнолитыми, надувными, катамаранными. Разборные модели состоят из монолитных блоков или секций из фанеры и дюралюминиевых элементов, которые обтягиваются оболочкой с декой и снабжаются емкостями плавучести, находящимися между оболочкой и каркасом. Они дополняются вместительными багажными отсеками, удобными сиденьями, имеют стрингеры, шпангоуты, носовой и кормовой штевни, привальные брусья.
Цельнолитые варианты используются в основном профессионалами, состоят из очень прочного корпуса, сделанного из полиэтилена, стеклопластика, композитов, подходят для воды высокой сложности, для рек с водопадами и бурными порогами. Это долговечные, устойчивые к агрессивным средам, мощным ударам, резким перепадам температур лодки, обладающие стреловидной формой и способные развивать приличную скорость. Она укомплектовываются регулируемыми сиденьями и могут управляться не только двухлопастными, но и однолопастными веслами.
Надувные модели состоят из одного или двух баллонов, помещенных в плотную оболочку. Они оснащаются жесткими настилами на днище, дренажными клапанами, надувными сиденьями, имеют довольно высокие борта, малую массу, комплектуются насосами и могут перевозить довольно много груза.
Катамаранные модели состоят из сдвоенных корпусов, которые соединяются металлической или пластиковой рамой. Они обладают большой устойчивостью, повышенной плавучестью, отличными ходовыми характеристиками, могут ходить под навесными или транцевыми моторами и парусом. Корпуса подобных катамаранов могут быть надувными, разборными, литыми.
Каяки снабжаются упорами для стоп, спины, коленей, бедер, пиллерсами, страховочной обвязкой. Морские и экспедиционные модели часто оснащаются выдвижными стегами, в туристических вариантах каяков может присутствовать руль с педальным приводом, оборудование для навигатора, в рыбацких – держатели для удилищ, устройства для монтажа эхолота.
Модели делятся по способу посадки, которая может быть «сит ин» или «сит он топ». В лодках типа «сит ин» гребцы располагаются внутри кокпита так, что половина торса окружена корпусом каяка. Такие модели оснащаются фартуками и юбками, защищающими их внутреннюю часть от заливания водой.
Каяки «сит он топ» предполагают посадку на корпусе. Они очень удобны для дайвинга, для плаванья в жаркую погоду, но не годятся для походов в холодное время года. Люди на них ничем не закрыты от ветра, брызг и без хорошей теплой одежды на каяках «сит он топ» можно быстро замерзнуть и промокнуть. А она сковывает движения и мешает управлению.
Все каяки имеют длину от 2,6 метра до 5,2 метра, ширину от 62 сантиметров до 96 сантиметров, грузоподъемность от 115 килограмм до 400 килограмм (катамараны), вес от 6 килограмм (надувные) до 50 килограмм. Недавно в продаже появились великолепные прозрачные каяки из поликарбоната, обладающие рамой из алюминия, пластика или композитных материалов.
Это надежные, красивые лодки, позволяющие пассажирам видеть все, что происходит под водой. Они предназначены для водного туризма и нередко оснащаются откидными сиденьями для детей. Есть отдельная серия SUP-каяков, представляющих собой подобие досок для серфинга, на которых гребут в положении стоя. Они помещаются в небольшой пакет, являются очень легкими и переносятся в руках.
Достоинства и недостатки надувных, разборных и литых каяков
У каждого вида каяков есть свои преимущества и недостатки. Так, надувные модели не создают никаких проблем при транспортировке, обладают низкой ценой, быстро накачиваются, отличаются большой поворотливостью, практически непотопляемы. Но они не могут развивать большую скорость, на волнах начинают рыскать и не держат курс. Надувные модели хороши для сплава, рафтинга, для рыбной ловли, охоты, кратковременных походов, а в длительных путешествиях с ними может случиться немало неприятностей.
Разборные каяки вместительны, подходят для перевозки продуктов, питьевой воды, туристического снаряжения, могут держать курс при встречном и боковом ветре или на волнах, разгоняются до приличных скоростей. На их сборку-разборку уходит от 30 минут до часа. Это очень удобные в эксплуатации лодки, но они не подходят для слишком бурных рек. При сильных ударах и прыжках элементы каркаса могут сместиться, и каяк потеряет управление либо сломается.
Цельнолитые каяки имеют большой срок службы, очень редко получают повреждения, способны набирать большую скорость, пригодны для плаванья по любым водоемам. Их можно хранить под потолком в гараже и на улице под навесом, использовать при экстремальных сплавах с множеством порогов и водопадов. Однако такие лодки имеют немалую стоимость и требуют для перевозки наличия автомобиля. Небольшие каяки можно транспортировать на багажнике, а для лодок внушительных габаритов понадобится прицеп.
Источник: kayak-market.ru
Каяк
Каяк — тип гребной лодки, закрытый вариант каноэ. Широко распространён у народов Арктики (эскимосы, алеуты и др.). Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости.
Основных отличий каяка от каноэ два:
- на каяке гребут при помощи двулопастного весла;
- верх лодки закрыт от попадания воды «декой».
Существуют различные типы конструкции каяков обусловленные их назначением. Каяки бывают одно- и двухместные (тандемы).
Основным же параметром для классификации каяков выбран объем.
Классификация
Морской каяк
Туристический каяк
- Каяки большого объема (300 — 400 л).
Длина до 4 метров.
Обеспечивают неглубокое погружение в воду и устойчивость, хорошо держат курс.
Назначение: автономные длительные экспедиции, начинающие.
Сплавной каяк
- Каяки среднего объема (250 — 300 л).
Длина 330 — 370 см, ширина 60 см, низкая дека. Полиэтилен.
Назначение: обучение на бурной воде, совершенствующиеся.
Родео каяк
Длина 300 — 340 см. Круглый борт, объёмный нос, плоская корма.
Верткие, устойчивые на валах и в бочках, небольшая поступательная скорость.
Слаломный каяк
- Экстремальные каяки (предельно малый объем).
Длина 4 метра. Стеклопластик, углекомпозит. Плоская корма, острый борт.
Назначение: слаломные соревнования.
Сквит-бот — «брызгающаяся» лодка (200 —220 л).
Максимально плоские в поперечном сечении, острые борта.
Позволяют топить любой конец лодки и выполнять сложные трюки. Не прощают ошибок.
Назначение: выполнение трюков.
Каяки для кануполо
- Сверхкороткие (200 — 220 л).
Длина 220 — 290 см. Полные обводы. Тупой закругленный нос и корма.
Поворотливые, отзывчивые. Невысокое ускорение по прямой.
Назначение: прыжки, преодоление водопадов. Применяются для прохождения крутопадающих малорасходных рек. Кануполо.
*Экспедиционные каяки (400 — 460 л).
Длина до 4,5 метров.
Четко выраженный киль и корма. Имеют хороший ход по прямой, но малую маневренность.
Снабжены люками в кормовой и килевой части для размещения грузов и внешнее навесное оборудование.
Назначение: длительные экспедиции.
*Морские и озерные каяки.
Первые достигают длины 5 — 5,3 метра. Вторые от 3,6 метра.
Высокий борт, сильно килеватые обводы, почти плоская дека.
Загрузочные люки, навесное оборудование. Могут быть оснащены рулем и парусом.
Назначение:дальние плаванья по морям и озерам.
Материалы
- полиэтилен
- стеклопластик
- углекомпозит
- каркасно-поддувной
Основными параметрами при выборе каяка являются:
вес и телосложение каякера (в прямой пропорции вес — объем каяка).
Посадочное оборудование
Кокпит — место в лодке для размещения посадочного оборудования. Форма должна обеспечивать возможность быстрого покидания каяка.
Посадочное оборудование каяка предназначено для фиксации райдера в лодке, наиболее эффективной передачи усилия от каякера к лодке и обратно.
Каяк. Схема. www.abvsport.ru
- Коленные — предназначены для поддержания равновесия в каяке и управления лодки.
Ширина 12 — 18 см, располагаются чуть выше коленной чашечки, упираясь во внутреннюю сторону ноги, не позволяя свести колени.
- Пяточные — для надежной фиксации в лодке, предотвращают соскальзывание каякера к носу.
Существует несколько видов: перекладина, платформа, педали, пенные блоки.
Располагаются в носовой части лодки, так чтобы колени были согнуты, разведены и касались упоров.
- Спинной — обеспечивает поперечную фиксацию в лодке. Не позволяет соскользнуть с сиденья, правильно распределяет нагрузку.
Находится над задней частью сиденья, выполняется в виде стропы с мягкой накладкой.
- Сиденье. Необходимо наличие регулировки сиденья вдоль оси лодки на 30 — 40 мм (дает возможность регулировки центра тяжести).
Для хорошей фиксации и эффективной передачи усилия от каякера к лодке между бедрами и боковыми стенками не должно быть зазоров. Для устранения зазоров применяют полиэтиленовые вставки, которые послойно приклеивают к стенкам лодки.
Фирмы: Necky, Okean Kayak, Gumotex.
Литература
1. В. Юрин «Сольфеджо белой воды»
Источник: wiki.risk.ru
Что такое каяк? Эскимосский и спортивный каяк
Термин «каяк» ассоциируется у большинства людей с самобытным национальным средством передвижения по водной поверхности. Это действительно так, но технические принципы изготовления конструкции данной лодки сегодня распространены по всему миру и отчасти унифицированы. То есть для понимания, что такое каяк, следует в первую очередь обратиться к традициям народов Арктики, но вместе с этим рассматривать и современную байдарку, в которой повторяются конструкционные черты лодки.
Что представляет собой каяк?
На сегодняшний день существует множество версий и модификаций данного средства, но все они подходят под категорию гребных лодок. Традиция же изготовления именно такой конструкции пошла от алеутов и эскимосов. В ответе на вопрос о том, что такое каяк, важно также отметить, что он бывает одно-, двух- и трехместным.
Модели, изготавливаемые промышленным способом, окончательно оформили принципы изготовления основы лодки как каркасно-поддувной конструкции. Корпус каяка имеет довольно сложное устройство, при этом в зависимости от модификации его параметры могут корректироваться в соответствии с назначением. В простейших версиях каяк представляет собой обводную конструкцию с наличием нескольких дуг, вязанных основой из пластика, древесины или других материалов.
Эскимосский каяк
Это классическая лодка коренных народов Арктики, из которой и произошли современные байдарки и каяки. Фото, представленное выше, как раз иллюстрирует традиционную эскимосскую лодку. В качестве материалов изготовления таких средств используются кожи тюленей и моржей, которыми в дальнейшем обтягиваются каркасы лодок. Основу же составляет конструкция из древесины или костей.
Восточные эскимосы также используют для формирования каркаса китовый ус. Все стыки, крепежи и участки сшива выполняются из жил морских животных.
Если же рассматривать вопрос о том, что такое каяк у эскимосов с точки зрения функционального применения, то в первую очередь речь пойдет об охоте и рыбалке. Именно для этих целей применялись и сегодня применяются национальные лодки в Арктике. Однако, за пределами региона у каяка появились и другие назначения.
Спортивный каяк
Спортивные модели с эскимосскими объединяет только форма и некоторые конструкционные элементы. Различия обусловлены характером применения. Каяк спортивного назначения используется в водном туризме.
С помощью такого средства можно выполнять гребной слалом, плавать по бурным рекам, участвовать в водных родео и т. д. Соответственно, традиционные методы изготовления конструкции для такой лодки не годятся. Производители используют для этой цели более прочные материалы, такие как полипропилен, поливинилхлорид и углепластик. Новые технологии позволяют обеспечить лодке высокую прочность, но без значительного увеличения в массе. В результате достигаются оптимальные характеристики, позволяющие безопасно эксплуатировать каяки. Фото с примером такой модели представлено ниже.
Надувные модели
Каяки данной модификации являются наиболее современными, обеспечивают удобство в эксплуатации и недорого стоят. Существует два типа таких каяков:
- Модели с двухслойной конструкцией. В данном случае лодка имеет каркас в виде плотной оболочки из поливинилхлорида и вставные баллоны, благодаря которым лодка и получила название надувной;
- Монобаллонные версии. Такой надувной каяк не имеет внутренних интегрированных баллонов. Их функцию выполняет сама ткань поливинилхлорида, в которой содержится газовая смесь.
Модели этой категории также применяются в спортивном сплаве, в экспедициях, для рыболовных целей и спокойного семейного отдыха.
Отличия от байдарки и каноэ
Хотя байдарку часто относят к группе каяков, жесткая классификация этого не допускает. В данном случае следует рассматривать возможности вместимости данной лодки. В классическом представлении каяк двухместный – это и есть байдарка, которая между тем изготавливается только промышленным способом. То есть эскимосские лодки никак нельзя назвать байдарками.
Отличия с каноэ более принципиальны. Во-первых, на такой лодке не используются двулопастные весла, что характерно и для каяков, и для байдарок. Во-вторых, есть разница в расположении гребца. На каноэ практически нет правил относительно удобства положения – человек может сидеть на сиденье или на коленках. В свою очередь, каяк предполагает, что гребец будет располагаться сидя на ягодицах.
Особенности эксплуатации
Каждый раз при использовании каяка пользователь должен выполнить несколько операций, в числе которых сборно-разборочные действия и сушка. И это не говоря о необходимости выполнения ремонтных процедур, которые могут иметь место после применения лодки.
К примеру, надувной каяк может потребовать коррекции положения баллонов с воздухом или восстановления поврежденного участка в поливинилхлоридной ткани. Но и в случае использования каркасно-поддувных моделей работы у пользователя не меньше. Основные трудности связаны как раз со сборочным процессом, но и регулярность ремонта в данном случае не реже, чем у надувных аналогов. Это обусловлено именно сложностью конструкции, нарушения в которой не являются редкостью – особенно в жестком режиме эксплуатации.
Весла для каяка
Хотя основное внимание при выборе и оценке технико-эксплуатационных возможностей лодки уделяется ее конструкции, многое зависит от весел. Для каяков применяются современные байдарочные модели. Одним из ключевых критериев выбора является право- и леворучность весла. Далее учитывается сама форма лопастей – бывают симметричные и асимметричные версии.
Первая разновидность требует больше сил от гребца, но стоит дешевле. Сложная форма, которой обладает асимметричное весло для каяка, позволяет грести дольше и экономит энергию пользователя. Но стоят такие модели дороже.
Чтобы не прогадать в технических тонкостях при выборе данного аксессуара, следует изначально ориентироваться по модельным линейкам, рассчитанным на конкретные виды каякинга. Например, если лодка-каяк будет использоваться для прогулок без экстрима, это могут быть рекреационные весла. Для совершения экспедиций стоит предпочесть туринговые модели, а для гребли и слалома подойдут спортивные модификации.
Заключение
Необычный вид каяка, его конструкционные особенности и функциональные возможности сформировались в Арктике. Это произошло во времена, когда еще не было технологичных материалов вроде поливинилхлорида и углепластика в виде карбона. Однако вопрос о том, что такое каяк в наши дни, подразумевает более широкое представление об этой лодке.
Достаточно вспомнить о разнообразии областей применения каяка – от рыбной ловли до спортивного слалома. Разумеется, именно задачи, которые стоят перед лодкой, определяют и технологии ее изготовления. Так, если раньше производители улучшали характеристики каяка только за счет введения более практичных и надежных материалов, то сегодня меняется и конструкция каяка. В конечном итоге лодка обретает высокие показатели прочности, долговечности, а также обеспечивает соответствующий уровень безопасности для самого гребца. Стоит отметить, что наряду с модернизацией лодок повышаются и требования к экипировке как в плане надежности, так и в отношении ее функциональности и практичности.
Источник: fb.ru