В последнее время, как грибы после дождя, появляются в России техрегламенты – документы, якобы призванные в очередной раз «упорядочить» и «нормировать» все, что по мнению больших людей в высоких кабинетах еще на упорядочено и не занормировано. Теперь эта напасть «техрегламентописательства» пришла и в судостроение, ввергая судостроителей и проектировщиков в новые увлекательные бюрократические процессы…
Вообще не совсем понятно, для каких целей понадобились подобные документы, при уже существующем многообразии правил и требований. Но нужно отдать должное авторам всеобъемлющих техрегламентов, перед которыми стояла амбициознейшая задача: выплеснуть на нескольких десятках страниц весь собственный, отечественный да и мировой опыт проектирования и постройки судов, особенно с учетом многообразия их назначения и типов. Прямо скажу – документы получаются «не очень» по уровню технической проработки и стилю изложения. Если уж быть совсем точным – где-то в процессе межкабинетной компиляции теряются важные детали, которые делают обсуждаемые регламенты трудновыполнимыми и бесполезными на практике.
Новые правила по маломерным судам. Регламент ГИМС по освидетелствованию 2022 год
Рассмотрим более подробно недавно опубликованный технический регламент «О БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ» ТР ТС 026/2012.
Основной текст техрегламента представляет из себя набор разрозненных тезисов, а сами технические требования к судам изложены в основном Приложениях.
Сначала, как водится, разработчики документа предпринимают главный и наиболее важный стратегический шаг – сделать отечественный документ несовместимым с международными по части классификации. Скажем, во всем мире в правилах классификационных обществ [7-9] и стандартах ISO [4-6 и др.] принят предел по длине для малых судов 24м; но «мы пойдем другим путем» и сделаем 20м и назовем их маломерными!
Теперь нужно запутать категории – как можно больше категорий и подкатегорий; в Европе их для малых судов всего четыре, но у нас «враг не пройдет»! Использован излюбленный прием отечественных «правилописателей» – вместо того, чтобы увеличивать разрешенную высоту волны в геометрической прогрессии, разработчики добавляют по чуть-чуть – получаем изощренную сложную систему классификации с массой «категорий сложности» и «разрядов» — настоящее раздолье для регулирующих, нормирующих и проверяющих. Вероятно, разработчики скрещивали категории из морского и речного регистров, но в результате получилась полная бессмыслица.
Не понимаю, как на практике определить разницу в высоте волны трехпроцентной обеспеченности, скажем, 3.5 и 3.0м — не на бумаге, а в повседневной эксплуатации, и как эта мизерная разница может повлиять на проектные характеристики судна? Я попробовал найти примерное соответствие «техрегламентных» категорий с европейскими (де-факто — международными), и вот что получилось – см. табл.1. Оказывается, все что в техрегламенте «мелко нашинковано» на разряды, можно было с успехом укрупнить и объединить в более разумные категории, еще и (не дай Бог!) соответствующие европейским…
Снабжение маломерного судна .
Следуя принципу «краткость — сестра таланта», требования к остойчивости авторы техрегламента жестко и точно уместили всего в нескольких абзацах Приложения 2 (цитируем):
Для палубных маломерных судов, рассчитанных на плавание в районах 0 — III категорий сложности и 1-4 разрядов районов плавания IV категории сложности, должны выполняться следующие требования:
а) плечо диаграммы поперечной статической остойчивости при угле крена 30 градусов или более должно быть не менее 0,25 метра для маломерных
судов, рассчитанных для плавания в районах IV категории сложности 1 и 2 разрядов, и не менее 0,2 метра для маломерных судов, рассчитанных для плавания в районах IV категории сложности 3 и 4 разрядов;
б) максимум диаграммы поперечной статической остойчивости должен достигаться при угле крена маломерных судов не менее 25 градусов;
в) угол заката диаграммы поперечной статической остойчивости маломерных судов должен быть не менее 60 градусов;
г) начальная поперечная метацентрическая высота палубных и беспалубных маломерных судов при всех вариантах нагрузки, за исключением порожних маломерных судов, должна быть не менее 0,5 метра.
Рисунок 1 – Диаграммы остойчивости малых судов и лимиты техрегламента
Представлены диаграммы остойчивости для некоторых судов построенных по проектам КБ AMD и сертифицированных ведущими классификационными обществами на указанные категории по стандартам ISO. Обратим внимание, что все диаграммы обрываются на углах заливания.
Эти «требования» более всего похожи на выдержку из старого учебника по «Теории и устройству судов». Отрадно, что авторы техрегламента до сих пор хранят старые конспекты лекций, но требования в таком виде даже для «больших» судов уже не применяются. Тем более, «пришивать» эти требования к малым судам вообще не имеет смысла…
Ведомо ли авторам документа, что у большинства существующих в природе прогулочных малых судов диаграммы остойчивости ограничены углом заливания (например, через воздухозаборники машинного отделения или окна рубки), и случается он – по странному стечению обстоятельств – при углах крена куда менее 60? Ведомо ли авторам, что у многокорпусных судов и относительно широких катеров максимум диаграммы достигается при углах крена менее 25? Например, согласно HSC Code (Annex 7, 1.2 [2]) и [11] максимум диаграммы остойчивости должен быть не менее 10 для многокорпусных судов. Для таких судов при нормировании применяется несложный перерасчет плеч, углов и площади под диаграммой остойчивости.
Известно ли, в конце концов, авторам документа, что диаграмму остойчивости судов практически по всем имеющимся правилам вообще требуется рассчитывать только до 50 [1,5]?
С упорством, достойным лучшего применения, отечественные чиновники от судостроения продолжают для малых судов нормировать метацентрическую высоту. (Кстати, эта беда не обошла и правила РМРС [12]).
На самом деле, для малого судна есть куда более важная характеристика начальной остойчивости, связанная непосредственно с эксплуатацией судна – это угол крена при смещении людей к борту. Скажем, для судна, на котором масса людей мала по сравнению с водоизмещением судна, безопасная метацентрическая высота запросто может быть и менее «нормативной» 0.5м.
Может иметь место и обратная ситуация! То же самое можно сказать о максимальном плече остойчивости. Казалось бы, что проще – потребовать проверки угла крена и остаточного надводного борта при смещении людей в крайнее положение; и ведь этот тест можно провести на воде в присутствии инспектора, и просто контрольный — перед выходом из базы. И это куда проще, чем оперировать с отвлеченным для эксплуатационников-маломерщиков понятием «метацентрической высоты». Именно так и сделано в стандарте ISO12217 [5], и даже в ГОСТ [10 и др.]. Но об этой простой тонкости в старом учебнике ТУС не написано, к сожалению…
Требования техрегламента к непотопляемости вообще представляют себя классический пример того, что нельзя, категорически нельзя деятелям от большого судостроения выдумывать нормы для малых судов! Помимо отсутствия опыта, это совершенно другой менталитет. Таким образом, усилиями «доброжелателей» в техрегламенте появились требования к одноотсечной непотопляемости и аварийной плавучести. Эти требования на подавляющем большинстве прогулочных малых судов просто невыполнимы – из-за ограниченных размеров и особенностей компоновки помещений. В общем случае, наличие водонепроницаемых переборок (кроме, пожалуй, таранной) в прогулочном малом судне сделает его использование по назначению невозможным…
И это, как ни странно, понимают разработчики зарубежных норм, не требуя обеспечения непотопляемости самого судна и обеспечивая безопасность людей спасательными средствами. Скажем, в стандарте ISO12217-1 [5] требования к непотопляемости применяются только как опционные для судов со сниженным надводным бортом и характеристиками остойчивости. В Правилах LR SSC [7], GL [8], DNV [9] для малых судов (не прогулочных!) присутствуют требования к водонепроницаемым переборкам (таранной и переборкам машинного отделения), но они применяются только начиная с определенной длины (от 15…20м). Одноотсечная непотопляемость или аварийная плавучесть требуется, как правило, только для специальных малых судов, например патрульных…
Возникает вопрос: зачем в техрегламенте нужно было вводить требования к непотопляемости для всех маломерных судов? Кому-то кажется нормальным на судне длиной, скажем, 10-15 м наличие 4-5 водонепроницаемых переборок и соответственно дверей/люков, или нескольких кубометров блоков плавучести? Иначе, как извращениями, это назвать нельзя.
Можем долго перечислять перлы «свежеиспеченного» документа – например, требования к оборудованию совершенно не синхронизированы с международными [3-6], и это притом, что большинство комплектующих покупается по зарубежным каталогам (в России это оборудование не производится). Еще одним свалившимся на головы судостроителей «нововведением» является требование обеспечить конструктивную противопожарную защиту. Помимо того, что этого требования нет для прогулочных судов в стандартах ISO [4], для судов из пластика (именно этот материал использован для 90% всех малых судов) это очень сложно и подчас невыполнимо.
- у нас совсем другие условия («научное»)
- заграница нам не указ («патриотичное»)
- это все для Вашей же безопасности! («заботливое»)
- Code on Intact Stability for All Types of Ships Covered by IMO Instruments — Resolution A.749(18).
- International Code of Safety for High Speed Craft (2000 HSC Code) – IMO, 2008 Edition
- ISO 12216 Small craft — Windows, portlights, hatches, deadlights and doors — Strength and tightness requirements.
- ISO 9094 — 1 Small craft — Fire protection — Part 1: Craft with a hull length of up to and including 15m; Part 2 : Craft with a hull length of ever 15m
- ISO-12217-1 — Small Craft Stability and Buoyancy Assessment and Categorization.
- ISO5085 Small craft — Man-overhead prevention and recovery.
- Rules and Regulations for the Classification of Special Service Craft. Lloyd’s Register, 2012.
- Rules for Classification and Construction of High Speed Craft, German Lloyd, 2002
- Rules for Classification of High Speed, Light Craft and Naval Surface Craft. Det Norske Veritas – 2011.
- ГОСТ 19105-79 — Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и технические требования.
- Правила классификации и постройки высокоскоростных судов. Российский Морской Регистр Судоходства, 2008.
- Правила классификации и постройки малых прогулочных судов. Российский Морской Регистр Судоходства, 2009.
Назаров А.Г.
к.т.н., директор КБ «Albatross Marine Design»
Источник: www.korabel.ru
Формула класса маломерного судна (Просматривает: 1)
Комплект планируется эксплуатировать, в частности, на Онежском озере.
Четвертый знак кода, который заключается в круглые скобки, указывает класс прогулочного судна.
Судя по присвоенному классу (4) мне разрешается плавание в водоёмах только 4 и 5 разряда.
Онежское озеро бассейн первого разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра 3%-ной обеспеченности)
Это получается что, любая встреча с ГИМС на Онеге — штраф?
Так под этот класс практически все ПВХ попадают. Как же местный народ выходит из ситуации?
От обилия противоречивой информации каша в голове.
Интересует именно правовое обоснование (можно/нельзя) и почему.
Andy_K64
С нами с 17.02.2012 Сообщения 1 355 Репутация 584 Откуда Королёв Моск. обл.
Формула класса маломерного судна
На ветке Флинководов в прошлом году мы провели мини опрос. И вот, что он показал. Для лодок Флинк 320 (баллоны 39 см) в Москве и области дают только 4-й класс. В остальных регионах — 3-й, кое где даже район плавания ВП+ВВП+МП. Я по этому поводу имел беседу с начальником отделения ГИМС (когда получал судовой билет).
Он сказал, что если есть выбор между 4-м и 3-м классом, он всегда ставит 4-й. Объясняет заботой о безопасности. Я спросил, что мне делать с 4-м классом, ведь формально с ним даже по Пироговке ходить нельзя. Начальник ответил, ходите, мы трогать не будем, только соблюдайте удаление от берега (у меня было 1000 м, в Пироговке самая большая ширина вдхр. — 800 м).
В общем, позиция ГИМС Москвы и Моск. обл. понятна, хотя и спорна. Я проконсультировался со специалистом по морскому праву (доктор юр. наук). Он сказал, что можно обратиться в суд, но перспектива туманна, так как есть два приказа МЧС, которые не очень внятно задают требования к м/с в части максимально допустимой высоте волны, а это основной критерий при назначении класса судна. В общем, я весь прошлый сезон провел на Пироговке, Пяловском, Пестовском и Иваньковском водохранилищам. Претензий со стороны ГИМС не было.
smokie
С нами с 10.09.2007 Сообщения 3 774 Репутация 963 Откуда Петербург
Формула класса маломерного судна
МП здесь вообще не причем-не зависит оно от размера судна.МП в «сухопутных» регионах не проходят(не проходили ранее) на курсах.Поэтому не выдавали.Москва не исключение. ПВХ лодкам любым не выдают класс выше 3. 2 класс крайне редко встречал.Ноги растут по формуле класса из 42 приказа,который нигде не зареген,но ГИМС руководствуется им,где то в большей степени,где то в меньшей.Но по бассейнам-не обращают внимания-как выше написали смотрят на удаление от берега
Andy_K64
С нами с 17.02.2012 Сообщения 1 355 Репутация 584 Откуда Королёв Моск. обл.
Формула класса маломерного судна
Что значит «МП в «сухопутных» регионах не проходят(не проходили ранее) на курсах»? какая связь между аттестацией судоводителя и районом плавания судна?
И вообще, получается, что все надувные лодки на море — вне закона?
Источник: www.rusfishing.ru
О безопасности маломерных судов
Каждое судно 0, I, II категорий сложности районов плавания должно иметь судовую радиолокационную станцию (РЛС) для слежения за навигационной обстановкой и обеспечения безопасности маломерного судна в период плавания.
Приложение N 5. Нормы снабжения спасательными и сигнальными средствами маломерных судов морских районов плавания
Приложение N 5
к техническому регламенту
Таможенного союза
«О безопасности маломерных судов»
Примечание: для многокорпусных судов, у которых мачта (мачты) является элементом несущей конструкции корпуса судна, наличие спасательного плота обязательно.
Похожие:
Технические требования гимс РФ к базам (сооружениям) для стоянок. Базы подлежат обязательному учету на участках (в отделениях) Центра гимс мчс россии по Тверской области, на территории которых они. |
Безопасность при использовании маломерных судов. При использовании маломерных судов запрещается Если ваш катер или лодку не нужно регистрировать то, выходя в плавание, стоит взять ксерокопию документов на судно и на мотор, а. |
||
2. Порядок эксплуатации маломерных судов Правила), которые устанавливают порядок использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и эксплуатации. |
Государственная инспекция по маломерным судам мчс россии по Белгородской. Владелец маломерного судна при его эксплуатации обязан выполнять требования Правил использования водных объектов для плавания на. |
||
К Правилам безопасной эксплуатации баз (сооружений) для стоянки маломерных судов (пункт 19) Правилам безопасной эксплуатации баз (сооружений) для стоянки маломерных судов (пункт 19) |
Группы регистрационно-экзаменационной Прошу зарегистрировать в реестре маломерных судов судно, принадлежащее на праве собственности |
||
Инструкция эксплуатации маломерных судов Каждое самоходное и несамоходное маломерное судно должно быть технически исправным и снабжено аварийно-спасательным имуществом |
Инструкция эксплуатации маломерных судов Каждое самоходное и несамоходное маломерное судно должно быть технически исправным и снабжено аварийно-спасательным имуществом |
||
Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов Кодекс внутреннего водного транспорта Федеральным законом от 23. 04. 2012 №36-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные. |
Документы необходимые для регистрации маломерных судов физическому лицу Документы подтверждающие право собственности на судно (справка-счёт, договор купли-продажи, счёт-контракт) |
||
Мини-экспресс-лаборатория «Эко-экспресс гимс» СО) в воздухе и отработавших газах бензиновых двигателей внутреннего сгорания маломерных судов (определения предельно допустимого. |
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения Ссылаясь на статью 15(j) Конвенции о Международной морской организации, безопасности на море, предупреждения и контроля за загрязнением. |
||
Возможен ли отказ гимс от приема экзамена на право управления маломерным судном? Ответ: Для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию. |
Гимс: регистрация, техосмотр, требования, правила Подробно обо всём можно прочитать в этом разделе, посвящённому Правилам судовождения и гимс. Ещё перед покупкой любой лодки, вам. |
||
Организационно-правовое обеспечение деятельности судов В отчетном периоде прием граждан, представителей юридических лиц осуществлялся во всех 16 зданиях 8 районных (городских) судов республики. |
Книга представляет собой сборник очерков о наиболее тяжелых катастрофах Написанная популярно, она подробно освещает такие темы, как борьба моряков против перегрузки судов, значение для безопасности плавания. |
Источник: rykovodstvo.ru