Примечание. Внутренние несудоходные бассейны отнесены к бассейнам пятого разряда.
В соответствии с классификацией бассейнов, в зависимости от конструкции, мореходных качеств и технического состояния судну присваивается категория или класс.
Категории судов морского плавания
Категории судов
Требования к судам данной категории
I категория
Требования для плавания в бассейнах всех категорий (табл. 1)
II категория
Требования для плавания в морских бассейнах не выше II категории
II СП категория
Требования для плавания в морских бассейнах не выше II СП категории
III категория
Требования для плавания в морских бассейнах не выше III категории
Классы маломерных судов морского прибрежного и внутреннего плавания и характеристики бассейнов плавания
Классы судов
беспалубные
разряды бассейнов
разряды бассейнов
Обозначения в табл. 5: H — максимальная высота волны; L — максимальное удаление судна от места убежища (берега), миль.
Маломерному судну в зависимости от результатов проведенного технического освидетельствования (специального осмотра) присваивается или восстанавливается формула класса.
Формула класса, отвечающая требованиям ГИМС МЧС России, должна отражать:
- предметную характеристику судна (наименование и назначение);
- мореходную характеристику (ограничения по бассейну плавания);
- экологическую характеристику (параметры энергетической установки);
- характеристику сложности судовождения.
Наличие класса судна означает: удовлетворяет ли оно требованиям ГИМС МЧС России к его техническому состоянию.
Маломерное судно утрачивает класс в случаях:
- непредъявления судна к техническому освидетельствованию;
- проведения модернизации судна без предварительного согласования с ГИМС МЧС России;
- получения судном аварийных повреждений;
- получения судном по результатам технического освидетельствования (специального осмотра) оценки «запрещенное к эксплуатации».
Для восстановления класса судно предъявляется к освидетельствованию (осмотру) после устранения причин, вызвавших утрату класса.
Класс маломерного судна описывается формулой, определяющей конструкцию судна и условия его эксплуатации.
Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками.
Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:
1 — катер, 2 — моторная лодка; 3 — парусное судно, 4 -парусно-моторное судно; 5 — гидроцикл, 6 — гребное судно, 7 — несамоходное судно, «П»-судно на воздушной подушке, «К»- судно на подводных крыльях.
Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы:
1- суда, имеющие водонепроницаемую палубу, 0- открытые (беспалубные) суда.
Третий знак кода указывает разряд судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего ЗНАКА обозначает режим судоходства в бассейне: М — морской, В – внутренний, Н — несудоходный.
Четвертый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна (экипажа и пассажиров).
Допустимая мощность двигателя или площадь парусов (либо их oгpaничения) записывается в формулу после четвертого знака, при этом допустимая мощность в кВт записывается в круглых скобках, а площадь парусов — в квадратных.
Примеры записи формулы класса:
1 K. 1.1M. 6 (50)
катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу, с разрядом плавания «1», в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности двигателя до 50 кВт ;
моторная беспалубная лодка, с разрядом плавания 2 в бассейнах с морским и внутренним режимами судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек и ограничением по мощности двигателя до 40 кВт,
парусно-моторное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом плавания «2» в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающее размещение на борту 5 человек с ограничением площади парусов 30 кв. метров;
гребная (беспалубная) лодка, с разрядом плавания 5 в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2 человек; Морские прогулочные самоходные суда, входящие в классификационную группу судов, классифицируются по общим признакам для маломерных судов.
В соответствии с Временными правилами классификации морских прогулочных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России ( Приказ МЧС России от 29.06. 2005 № 497), их формула класса записывается в виде следующего кода:
Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:
1 — катер, 2 — моторная лодка; 3 — парусное судно, 4 -парусно-моторное судно; 5 — гидроцикл, 6 — гребное судно, 7 — несамоходное судно, «П»-судно на воздушной подушке, «К»- судно на подводных крыльях.
Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы:
— суда, имеющие водонепроницаемую палубу, U — открытые (беспалубные) суда.
Третий знак кода указывает число водонепроницаемых отсеков.
Четвертый знак кода, (который заключается в круглые скобки) указывает класс прогулочного судна.
Пятый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна (экипажа и пассажиров). Если на прогулочном судне не допускается размещение людей, то на месте 5-го знака в формуле ставится прочерк.
Шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт. Если конструкцией судна главный двигатель не предусматривается, то шестой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
Седьмой знак кода через косую черту с наклоном влево после шестого знака указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. Если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, то седьмой знак в формуле не пишется, но черта воспроизводится.
Присвоенная формула класса вносится в регистрационные и судовые документы.
Устройство корпуса
Источник: studfile.net
Освидетельствование маломерного судна: основные требования и рекомендации
В соответствии с требованиями Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 № 132 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 820, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Положение) и вступившим 01 марта 2022 г. в законную силу Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденным Приказом МЧС России от 15.08.2021 № 567 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях» (далее – Административный регламент) изменился порядок предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, используемого в некоммерческих целях и его классификации. Классификация маломерного судна Согласно требованиям Положения основаниями для проведения классификации и освидетельствования маломерного судна являются: а) предъявление маломерного судна для первичной классификации и освидетельствования; б) наличие изменений в конструкции корпуса маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания, или установка двигателя на маломерное судно сверх допустимой мощности; в) устранение повреждений конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, угрожающих безопасности плавания маломерного судна; г) модернизация маломерного судна; д) истечение 5-летнего срока со дня проведения последней классификации и освидетельствования маломерного судна; е) волеизъявление собственника маломерного судна или его представителя.
Для проведения классификации и освидетельствования маломерного судна ГИМС осуществляет следующие действия: а) рассматривает представленную документацию; б) проводит освидетельствование маломерного судна; в) присваивает категорию сложности района плавания маломерного судна. Результаты классификации и освидетельствования маломерного судна оформляются актом освидетельствования, в котором указывается категория сложности района плавания или подтверждается ранее присвоенная категория, а также дается заключение о годности маломерного судна к плаванию.
Освидетельствование маломерного судна В соответствии с Административным регламентом для прохождения освидетельствования маломерного судна обязательными документами для предоставления заявителем являются: 1) заявление (установленной формы); 2) документ, подтверждающий право собственности на маломерное судно; 3) техническую документацию на маломерное судно; 4) технический паспорт двигателя или подвесного лодочного мотора с данными о заводском номере и техническими характеристиками; 5) свидетельство о классификации маломерного судна или сертификат соответствия (за исключением маломерных судов, на которые действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. № 33, не распространяется); 6) конструкторскую и (или) построечную документацию, включая расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (для судов индивидуальной постройки); 7) конструкторскую документацию по изменениям, внесенным в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна (в случае проведения модернизации маломерного судна); 8) судовой билет, выданный до вступления в силу настоящего приказа (при наличии); 9) ранее выданные акты или заключения по результатам проведения освидетельствования маломерного судна (при наличии). Заявление и прилагаемые к нему документы составляются на русском языке.
В случае если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с переводом на русский язык, удостоверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Важно отметить, что в соответствии с ранее действующими нормативно-правовыми актами предоставление технической документации на судно и двигатель носило рекомендательный характер и не являлось обязательным. При предоставлении государственной услуги по освидетельствованию, неотъемлемой частью являются следующие административные действия: 1) проведение осмотра маломерного судна; 2) проверка состояния корпуса, надстроек, оборудования и устройств маломерного судна; 3) определение массы маломерного судна; 4) проверка на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; 5) определение и фиксация результатов освидетельствования маломерного судна. В процессе осмотра маломерного судна осуществляется: 1) проверка соответствия типа и модели двигателя или подвесного лодочного мотора данным технического паспорта или судового билета; 2) проверка подлинности заводских номеров двигателя или подвесного лодочного мотора и соответствия их паспортным данным или данным судового билета; 3) проверка главных размерений маломерного судна; 4) идентификация материала корпуса и надстроек. Воспользоваться государственной услугой можно как через Единый портал предоставления государственных услуг (с представлением всех необходимых документов), так и при личном обращении в любое инспекторское подразделение ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения.
Gims_19-84 09:50 11.05.2022 3 7507
Источник: alushta24.org
Нормы снабжения маломерных судов спасательными средствами
Выдержка из «Технического регламента ТР ТС 026/2012».
НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ ОСУШИТЕЛЬНЫМИ, ПРОТИВОПОЖАРНЫМИ И СПАСАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
No пп |
Наименования спасательных и сигнальных средств | Категория сложности района плавания судна | ||||
IV | III | II | I | 0 | ||
Удаление (в морских милях) в дневное время суток | ||||||
от базы- стоянки |
от места-убежища | |||||
до 12 | до 50 | до 100 | до 200 | более 200 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Спасательный плот |
Для однокорпусных судов – не требуется. Для многокорпусных – см. Примечание |
да | |||
2 | Спасательные круги |
При общем количестве людей на борту маломерного судна до 8 человек – 2 круга |
||||
При общем количестве людей на борту маломерного судна до 12 человек – 3 круга |
||||||
3 | Огонь поиска на спасательном круге | 1 штука на спасательном круге, не соединённом с вешкой | ||||
Плавучие якоря спасательных кругов | 1 штука на спасательном круге, соединённом с вешкой | |||||
4 | Сигнальные вешки кругов |
Не требуется |
1 штука только для парусно-моторных судов, высота сигнального огня или флажка над поверхностью воды не менее –1,8 метра |
|||
5 | Лини спасательных кругов |
1-2 штуки длиной не менее 20 метров для спасательных кругов без вешки |
||||
6 | Спасательные жилеты |
По одному жилету на каждого человека на маломерном судне | ||||
7 | Парашютные ракеты |
|||||
Белые | 0 | 4 | 4 | 6 | 12 | |
Красные | 3 | 6 | 6 | 6 | 12 | |
8 | Дымовые сигналы плавучие (шашки) | 0 | 2 | 2 | 2 | 3 |
9 | Теплозащитные средства | На каждого человека, находящегося на судне | ||||
10 | Фальшфейеры | |||||
Белые | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Красные | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
11 | Радиобуй КОСПАС — САРСАТ (EPIRB) |
Не требуется | 1 комплект | |||
12 | Страховочная сбруя |
По одному комплекту на каждого члена команды с двумя страховочными концами длинной не менее 1,5 метра и крочстропом (стропом, проходящим между ног) |
Примечание: для многокорпусных судов, у которых мачта (мачты) является элементом несущей конструкции корпуса судна, наличие спасательного плота обязательно.
Нормы снабжения спасательными кругами маломерных судов,эксплуатируемых на внутренних водных путях
Количество спасательных кругов, штук
с самозажигающимся буйком
со спасательным линем
Источник: shtormspb.ru