катапультироваться
несов. и сов. неперех.
1.Выбрасываться из летательного аппарата с помощью катапульты [ катапульта I
2.страд. к несов. гл. катапультировать
1.
Большой современный толковый словарь русского языка
катапультироваться
несов. и сов.
1) Выбрасываться из летательного аппарата с помощью катапульты (1*
2).
2) Страд. к несов. глаг.: катапультировать (
1).Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
катапультироваться
катапульт`ироваться, -руюсь, -руется
Словарь русского языка Лопатина
катапультироваться
катапультироваться несов. и сов.
1) Выбрасываться из летательного аппарата с помощью катапульты (1*
2).
2) Страд. к несов. глаг.: катапультировать (
1).Толковый словарь Ефремовой
катапультироваться
катапультироваться, -руюсь, -руется
Полный орфографический словарь русского языка
катапультироваться
выбрасываться (выброситься) из летательного аппарата при помощи автоматического устройства
Катапульты
Викисловарь
Примеры употребления слова катапультироваться в тексте
Надо катапультировать экипаж, пройти ворота зоны, дать кораблю самый большой ход и катапультироваться самому.
. для того, чтобы летчик, вынужденный катапультироваться , был в состоянии продержаться в воздухе, не .
Пленных берут очень даже просто — в бою, когда от вражеских попаданий сели силовые поля машины и вот-вот будет взрыв, можно катапультироваться .
Летчик на снижении пытался запустить его, но, когда высота упала до критической, а двигатель так и не запустился, ему приказали катапультироваться .
Три дня уже ведутся активные поиски: вертолеты исследуют побережье, где предположительно мог упасть самолет, пограничные катера прочесывают море, отыскивая летчика в ярко-оранжевом спасательном жилете: в надежде, что он успел катапультироваться ; оповещены местные охотники и рыболовы.
На дисплее главного компьютера загорелись слова текста, рекомендующие немедленно покинуть кабину робота и катапультироваться .
Однажды он посадил свою подружку в самолет, чтобы показать ей океан с высоты птичьего полета, и в результате его «фантом» стал падать, но летчик не пожелал катапультироваться один и упал в океан вместе со своей возлюбленной.
Балахонец атаковал противника с воздуха.Один вид громкоревущего Балахонца, проносящегося мимо кабин самолетов,которые были подняты по тревоге,так демо рализовал вражеских асов,что они предпочитали катапультироваться . Балахонец в последний раз сделал петлю Hестерова и,уйдя в штопор,рухнул на крышу вражес кого штаба проломив ее и повредив подвальные помещения.Hа этом впрочем он не остановился.Hаоборот,он усилил атаки с земли и с моря.Скоро неприятель в пани ке бежал.Артиллерийская болванка прочно засела в Балахонце и немного мешала ему воевать.Если бы не приказ он,конечно,давно бы умер.
«Яйца всмятку!»: каково это — катапультироваться из самолета. Рассказывает пилот ВВС США Camelot G
Гул нарастал, крестик уверенно целился в центр городка и поздно было уже катапультироваться , как и поздно было бежать через степь к универмагу предупреждать, эвакуировать.
Серегин, в случае непредвиденных обстоятельств мог совершить вынужденную посадку,» или-«-кра.инем случае экипаж мог катапультироваться .
Источник: xn--b1advjcbct.xn--p1ai
катапультирование
принудительное покидание лётчиком (экипажем) самолёта, вертолёта или космического корабля. Применяется гл. обр. в военной авиации при аварийных ситуациях на летательном аппарате, а также использовалось в практике первых космических полётов при спуске космонавтов на Землю с помощью парашюта.
При катапультировании лётчик покидает летательный аппарат вместе со своим креслом (оно имеет особую конструкцию и называется катапультным). Выброс кресла с лётчиком происходит в результате подрыва пиропатрона в стреляющем механизме. При этом автоматически сбрасывается фонарь с кабины (либо открывается специальный люк), кресло по направляющим рельсам выстреливается вверх (или вниз) и вбок под углом 15–30° к направлению полёта летательного аппарата и с помощью ракетного двигателя удаляется от него на безопасное расстояние. После этого выпускается парашют, лётчик отделяется от кресла и на парашюте спускается на землю.
Схема катапультирования
При выбросе кресла из кабины лётчик испытывает огромные перегрузки, нарастающие практически мгновенно (до 0.04 с) от взрыва пиропатрона и напора воздуха при больших скоростях полёта. Во избежание травм тело лётчика фиксируется в кресле в положении, при котором легче всего переносятся перегрузки. Кроме того, лётчики военных самолётов используют для полётов особое высотное снаряжение, защищающее их от резкого перепада давления и воздействия низких температур при катапультировании на большой высоте или при внезапной разгерметизации кабины. Впервые катапультирование в спасательных целях было использовано немецкими лётчиками во время 2-й мировой войны. Ныне оно является наиболее эффективным, а нередко и единственно возможным способом спасения лётчиков военных самолётов.
Катапультное кресло
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн . 2006 .
Катапультирование
процесс выбрасывания, принудительного направленного отделения от летательного аппарата (обычно выстреливания) катапультного кресла или кабины отделяемой с целью аварийного покидания летательного аппарата членами его экипажа. При этом отделяемой части или креслу придаётся скорость в направлении, отличном от направления полёта (обычно под углом 15—30° к вертикальной оси летательного аппарата. Источниками энергии при К. являются телескопический стреляющий механизм с пиропатроном, ракетный двигатель твёрдого топлива (твердотопливный ракетный двигатель) или их сочетание. В последнем случае ракетный двигатель твёрдого топлива (твердотопливный ракетный двигатель) включается в момент отделения кресла от летательного аппарата и корректирует его траекторию относительно летательного аппарата и земли (при К. на малой высоте).
Осиновные силы, воздействующие на человека при К., — перегрузки от срабатывания стреляющего механизма и скоростного напора воздуха при выходе лётчика с креслом из кабины летательного аппарата. При воздействии перегрузки вследствие прохождения по телу ударной волны деформируются тканевые структуры организма, которые после окончания действия перегрузки обычно восстанавливаются. Основные нагрузки воспринимаются костной тканью и суставно-связочнным аппаратом тела. Нарушение кровообращения, как это наблюдается при воздействии длительных перегрузок, при К. не происходит. Во избежание травм катапультные кресла снабжаются приспособлениями для фиксации тела человека в оптимальном положении.
Устойчивость организма к воздействию перегрузок определяется их значениями, продолжительностью действия, скоростью нарастания, направлением по отношению к осям тела. Так, человек в катапультном кресле выдерживает двадцатикратную перегрузку в направлении «голова — таз» при её нарастании за 0,05—0,1 с и времени действия 0,2—0,4 с; в обратном направлении — только десятикратную перегрузку. Наибольшая выносливость организма к восприятию перегрузок наблюдается в направлении «грудь — спина». В этом случае оказывается переносимой даже сорокакратная перегрузка, нарастающая за 0,04 с. Для обеспечения безопасности К. проводится специальная наземная подготовка лётчиков: отрабатываются правильная поза при К., фиксация тела привязными ремнями, навыки предварительных и исполнительных движений и т. п.
В сочетании с катапультными креслами для защиты от декомпрессии, низких температур и других неблагоприятных факторов применяется высотное снаряжение. Важным условием безопасного К., особенно на больших скоростях и высотах полёта, является обеспечение стабилизации кресла (кабины). В качестве элементов стабилизации используют парашюты небольшого диаметра, выдвижные штанги, кили, щитки и другие устройства.
К. как способ аварийного покидания летательного аппарата впервые был применён на некоторых немецких самолётах во время Второй мировой войны, так как рост скоростей и высот полёта сделал трудным покидание самолёта «через борт» с парашютом. В дальнейшем этот способ был усовершенствован и внедрён в широких масштабах благодаря исследованиям, выполненным в СССР, Великобритании, США. К. является наиболее распространённым и эффективным способом спасения экипажа военных самолётов.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .
Источник: dic.academic.ru
КАТАПУЛЬТИРОВАТЬСЯ
катапультироваться несов. и сов. 1) Выбрасываться из летательного аппарата с помощью катапульты (1*2). 2) Страд. к несов. глаг.: катапультировать (1).
катапультироваться
несов. и сов.
catapult, bale out
лётчик катапультировался — the pilot baled out
катапультироваться взлететь, взлетать, выбрасываться Словарь русских синонимов. .
катапульти́роваться, катапульти́руюсь, катапульти́руемся, катапульти́руешься, катапульти́руетесь, катапульти́руется, катапульти́руются, катапульти́руясь, катапульти́ровался, катапульти́ровалась, катапульти́ровалось, катапульти́ровались, катапульти́руйся, катапульти́руйтесь, катапульти́рующийся, катапульти́рующаяся, катапульти́рующееся, катапульти́рующиеся, катапульти́рующегося, катапульти́рующейся, катапульти́рующегося, катапульти́рующихся, катапульти́рующемуся, катапульти́рующейся, катапульти́рующемуся, катапульти́рующимся, катапульти́рующийся, катапульти́рующуюся, катапульти́рующееся, катапульти́рующиеся, катапульти́рующегося, катапульти́рующуюся, катапульти́рующееся, катапульти́рующихся, катапульти́рующимся, катапульти́рующейся, катапульти́рующеюся, катапульти́рующимся, катапульти́рующимися, катапульти́рующемся, катапульти́рующейся, катапульти́рующемся, катапульти́рующихся, катапульти́ровавшийся, катапульти́ровавшаяся, катапульти́ровавшееся, катапульти́ровавшиеся, катапульти́ровавшегося, катапульти́ровавшейся, катапульти́ровавшегося, катапульти́ровавшихся, катапульти́ровавшемуся, катапульти́ровавшейся, катапульти́ровавшемуся, катапульти́ровавшимся, катапульти́ровавшийся, катапульти́ровавшуюся, катапульти́ровавшееся, катапульти́ровавшиеся, катапульти́ровавшегося, катапульти́ровавшуюся, катапульти́ровавшееся, катапульти́ровавшихся, катапульти́ровавшимся, катапульти́ровавшейся, катапульти́ровавшеюся, катапульти́ровавшимся, катапульти́ровавшимися, катапульти́ровавшемся, катапульти́ровавшейся, катапульти́ровавшемся, катапульти́ровавшихся (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А.А. Зализняку») .
катапульти’роваться, катапульти’руюсь, катапульти’руемся, катапульти’руешься, катапульти’руетесь, катапульти’руется, катапульти’руются, катапульти’руясь, катапульти’ровался, катапульти’ровалась, катапульти’ровалось, катапульти’ровались, катапульти’руйся, катапульти’руйтесь, катапульти’рующийся, катапульти’рующаяся, катапульти’рующееся, катапульти’рующиеся, катапульти’рующегося, катапульти’рующейся, катапульти’рующегося, катапульти’рующихся, катапульти’рующемуся, катапульти’рующейся, катапульти’рующемуся, катапульти’рующимся, катапульти’рующийся, катапульти’рующуюся, катапульти’рующееся, катапульти’рующиеся, катапульти’рующегося, катапульти’рующуюся, катапульти’рующееся, катапульти’рующихся, катапульти’рующимся, катапульти’рующейся, катапульти’рующеюся, катапульти’рующимся, катапульти’рующимися, катапульти’рующемся, катапульти’рующейся, катапульти’рующемся, катапульти’рующихся, катапульти’ровавшийся, катапульти’ровавшаяся, катапульти’ровавшееся, катапульти’ровавшиеся, катапульти’ровавшегося, катапульти’ровавшейся, катапульти’ровавшегося, катапульти’ровавшихся, катапульти’ровавшемуся, катапульти’ровавшейся, катапульти’ровавшемуся, катапульти’ровавшимся, катапульти’ровавшийся, катапульти’ровавшуюся, катапульти’ровавшееся, катапульти’ровавшиеся, катапульти’ровавшегося, катапульти’ровавшуюся, катапульти’ровавшееся, катапульти’ровавшихся, катапульти’ровавшимся, катапульти’ровавшейся, катапульти’ровавшеюся, катапульти’ровавшимся, катапульти’ровавшимися, катапульти’ровавшемся, катапульти’ровавшейся, катапульти’ровавшемся, катапульти’ровавшихся
Источник: slovaronline.com
КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ
Катапультирование — 1. Способ принудительного автоматизированного покидания кабины летательного аппарата, применяемый для спасения членов экипажа в аварийных ситуациях. 2. Способ разгона палубных самолетов при их старте с корабля-самолетоносца при помощи специальных палубных катапульт.
Принудительное Катапультирование чаще всего происходит в случае возникновения аварийной ситуации на скорости полета св. 500 км/час, когда у большинства летчиков не хватает физ. сил на преодоление давления встречного потока воздуха и выбрасывание из кабины. Кроме того, на этих скоростях сила воздушного потока настолько велика, что, выбросившись, летчик неизбежно ударяется о хвостовое оперение.
Самолетная катапультируемая установка состоит из специального кресла, стреляющего механизма и направляющих рельсов. Кроме того, К. может осуществляться в индивидуальной капсуле или отделяемой части летательного аппарата вместе с кабиной. Для обеспечения спасения экипажа в различных ситуациях полета, в т. ч. на взлете и посадке, создаются универсальные автоматизированные катапультные установки, представляющие собой сложные технические устройства. В их состав входят: катапультируемое кресло с заголовником; система привязных-подвесных ремней, обеспечивающих связь человека с креслом и парашютной системой; стреляющий механизм и реактивный ускоритель; система парашютов с автоматическим управлением; механизмы ограничения разброса и защиты конечностей; устройства для защиты от воздушного потока; система кислородного питания и т. д. Для спасения космонавтов на старте кабина, в к-рой они размещены, отбрасывается (катапультируется) от космического корабля и ракеты-носителя на безопасное расстояние с помощью аварийного ракетного двигателя. Все катапультируемые устройства (кресла, кабины, капсулы) после отделения от летательного аппарата спускаются на парашютах (парашютных или парашютно-реактивных системах) .
Различают экспериментальное, учебное и вынужденное К. В процессе экспериментального К. изучаются безопасные условия действия на организм ударных перегрузок и скоростного воздушного потока, отрабатываются средства защиты летчика от действия неблагоприятных факторов.
Учебное Катапультирование проводится, как правило, на специальных тренажерах — наземных катапультах, на которых вырабатываются навыки подготовительных и исполнительных действий, необходимых при вынужденном К., т. е. реальном покидании летательного аппарата в аварийной ситуации.
Основными этапами покидания летательного аппарата являются: оценка аварийной обстановки и принятие решения; подготовка в кабине к К. и включение стреляющего механизма (в этот момент автоматически осуществляется разблокировка систем, фиксация тела привязными ремнями, сброс фонаря люка кабины и другие операции); выбрасывание из кабины или собственно процесс К.; отделение от катапультного кресла (в случае большой высоты предварительно производится стабилизированный спуск вместе с креслом); раскрытие основного парашюта и спуск на нем; приземление (приводнение) .
При К. на организм летчика действуют ударные перегрузки (см. Ускорение) — при выбрасывании из кабины, торможении в воздушном потоке, раскрытии парашюта и приземлении и скоростной встречный воздушный поток (в момент выхода кресла из кабины и на последующих этапах полета после отделения от самолета). Кроме того, при К. летчик испытывает сильное нервно-психическое напряжение.
Перегрузки, возникающие при Катапультировании, вызывают изменения физиологических функций и в определенных условиях могут привести к повреждению костного аппарата, мягких тканей и внутренних органов. Ударный характер перегрузок при К. определяется высоким градиентом их нарастания (в пределах 200—400 g/сек). Максимальная величина перегрузки в направлении голова — таз не должна превышать 18—20 единиц (g), а время ее действия 0,2—0,4 сек. (установлено экспериментально).
Переносимость человеком ударных перегрузок зависит от следующих факторов: величины, времени действия и скорости нарастания перегрузки; направления вектора перегрузки относительно продольной оси тела человека; позы, состояния мускулатуры, исходного уровня основных физиологических функций к моменту воздействия перегрузки; площади опоры тела и условий его фиксации в катапультируемом кресле.
Действие ударной перегрузки относится к чрезвычайным раздражителям, оказывающим в основном возбуждающее действие (неспецифическая защитная реакция). При этом частота пульса и дыхания возрастает на 100—150% , увеличивается легочная вентиляция, возрастает потребление кислорода, повышается АД, изменяются сосудодвигательные, миотонические и сенсомоторные реакции, наблюдаются сдвиги форменных элементов и ферментативной активности крови. Наблюдаются также апноэ, асистолия, падение АД, уменьшение минутного объема крови и др.
Непосредственным результатом воздействия на организм ударной перегрузки является напряжение и деформация всех его тканей и органов. Основная нагрузка воспринимается костным и связочно-суставным аппаратом, каркасными элементами тканей и органов.
Повышение переносимости человеком ударных перегрузок достигается применением защитных средств и приспособлений, специальной подготовкой и тренировкой летного состава.
К специфическим повреждениям при Катапультировании относятся переломы позвоночника в шейном, нижнегрудном или поясничном отделах, а также так наз. бессимптомные компрессии позвонков, что обязывает у всех катапультировавшихся летчиков проводить рентгенографию позвоночника. Структура травматизма не является характерной, т. к. она постоянно изменяется в зависимости от условий и р-на полета (К. над морем, на малой высоте, горной местности и т. д.), развития авиационной техники, степени подготовленности летного состава (в т. ч. психологической) к покиданию летательного аппарата и т. д.
Медицинский контроль за Катапультированием осуществляется в несколько этапов. На первом этапе авиационный врач участвует в изучении макета самолета в конструкторском бюро. Изучаются все параметры выхода из кабины при К., углы наклона спинки кресла, сидений, удобство позы, чтобы при выходе кресла после отстрела из кабины самолета не было травм конечностей и чтобы летчик не уставал в полете от неудобной позы. Вторым этапом мед. контроля является обычный врачебный осмотр и опрос летного состава перед полетом. После К. и приземления производят опрос членов экипажа, а для выявления возможных травм — рентгенографию грудной и поясничной части позвоночника.
Библиография Алексеев С. М. и др. Современные средства аварийного покидания самолета, М., 1961, библиогр.; Исаков П. К. и др. Теория и практика авиационной медицины, М., 1975, библиогр.; Космическая биология и медицина, под ред. В. И. Яздовского, с. 138, М., 1966, библиогр.; Лавников А. А. Основы авиационной и космической медицины, М., 1975; Основы космической биологии и медицины, под ред. О. Г. Газенко и М. Кальвина, т. 1—3, М., 1975.
Источник: xn--90aw5c.xn--c1avg