Эмиль Николаевич родился 26 сентября 1925 года в городе Макарьеве Ивановской области в семье служащего. В 1940 году окончил семь классов средней школы №4 в городе Фрунзе Киргизской ССР (в настоящее время Бишкек, Кыргызстан) и в том же году поступил в Киргизский землеустроительный техникум. В декабре 1941 года Эмиль Николаевич поступил в Киевскую военно-морскую спецшколу №5.
В сентябре 1942 года был направлен в Баку на подготовительный курс Высшего военно-морского училища (ВВМУ) им. М. В. Фрунзе; в декабре курс был переведен в Красноярск, где учеба продолжалась сентября 1943 года, когда курс был снова переведен в Баку, и его слушатели зачислены на 1-й курс ВВМУ им. М. В. Фрунзе.
Эмиль Николаевич проявлял большой интерес к учебе, добивался физического совершенства, отличной строевой выправки. В коллективе курсантов он пользовался большим авторитетом. Вскоре курсанты из Баку были переведены в Ленинград в ВВМУ им. М. В. Фрунзе, которое восстанавливалось после военной разрухи. Переведенные из Баку курсанты не только слушали лекции, посещали практические занятия и выполняли лабораторные работы; после занятий, без предоставления им свободного времени, они трудились на восстановлении училища.
позитивный капитан 2 ранга..
Курсант Э. Н. Спиридонов добросовестно изучал военно-морские дисциплины, особенно штурманские, во многом потому, что занятия проводили известные всем морякам профессора Н. И. Сакеллари, Б. П. Хлюстин, Н. Ф. Рыбалтовский и другие замечательные педагоги.
В апреле 1947 года Эмиль Николаевич окончил училище и получил назначение на Тихоокеанский флот командиром БЧ-1-4 на подводную лодку «М-2» 6-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок, которая базировалась в бухте Находка.
19 декабря 1949 года лейтенант Э. Н. Спиридонов был назначен командиром БЧ-1-4 на подводную лодку «С-125» типа «Щ» 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота, на которой прослужил до января 1952 года. 18 мая 1950 года ему было присвоено воинское звание старшего лейтенанта.
8 январе 1952 года Эмиль Николаевич был зачислен слушателем Высших специальных офицерских классов подводного плавания при 51-м учебном отряде Тихоокеанского флота и после их окончания назначен командиром БЧ-1-4 на подводную лодку «С-22» 123-й бригады 40-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота.
9 мая 1953 года старший лейтенант Э. Н. Спиридонов был назначен командиром БЧ-1-4 на строившуюся подводную лодку «С-165» проекта 613. 14 сентября 1953 года ему было присвоено воинское звание капитан-лейтенанта.
По окончании постройки и испытаний «С-165» 25 июня 1954 года прибыла на Северный флот и вошла в состав 297-й бригады 33-й дивизии подводных лодок. Командир подводной лодки дал высокую оценку служебной деятельности штурмана капитан-лейтенанта Э. Н. Спиридонова и представил его к назначению на должность помощника командира на своем корабле.
Эмиль Николаевич исполнял обязанности помощника командира с 9 июля по 13 ноября 1954 года, а затем был назначен старшим помощником командира на подводную лодку «С-44» 96-й бригады подводных лодок.
Рассказы подводников. Капитан 1 ранга Бабенко и капитан 2 ранга Косинов
В должности старпома он проявил высокие организаторские способности, волевые качества, пользовался авторитетом у личного состава «С-44». Её командир капитан 3 ранга М. Илюхин отметил: «. Все свои силы и знания отдает укреплению организации службы и уставного порядка на корабле. ».
Приказом командующего Северным флотом от 13 апреля 1955 года капитан-лейтенант Э. Н. Спиридонов был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой проекта 613. 5 ноября 1956 года было присвоено воинское звание капитана 3 ранга, а 25 ноября того же года Эмиль Николаевич назначен командиром подводной лодки «С-185» 297-й бригады 33-й дивизии подводных лодок Северного флота.
В этой должности Эмиль Николаевич прослужил около двух лет, успешно выполнил дальний автономный поход, проявив хорошие командирские качества. Командир 297-й бригады контр-адмирал Н. И. Ямщиков отметил твердость и решительность характера, высокие организаторские способности и инициативу командира «С-185», его готовность к ведению боевых действий на удаленных морских коммуникациях. Подводная лодка «С-185» была объявлена лучшей в подводных силах Северного флота, а командующий подводными силами контр-адмирал А. Е. Орел зачислил ее командира кандидатом на должность командира океанской подводной лодки.
В период строительства «Б-41» капитан 3 ранга Э. Н. Спиридонов вышел в дальний автономный поход на ракетной подводной лодке «Б-78» проекта АВ611 (командир капитан 2 ранга В. В. Горонцов) вторым командиром. В первом дальнем океанском походе Эмиль Николаевич изучил новую подводную лодку, тактику ее действий, выполнял правительственное задание по проведению испытаний ракетного комплекса с баллистическими ракетами «Р-11ФМ».
По окончании постройки и испытаний «Б-41» прибыла в губу Оленья и вошла в состав 140-й отдельной бригады ракетных подводных лодок. Позже директивой команду Северным флотом подводная лодка «Б-41» была классифицирована как крейсерская и получила обозначение «К-79».
7 ноября 1959 года Спиридонову Э. Н. присвоено воинское звание капитан 2 ранга.
В январе 1960 года, будучи командиром крейсерской подводной лодки проекта 629 «К-79» («Б-41») 140 ОБРПЛ СФ, он вводил корабль в состав сил постоянной готовности Северного флота. В июне–июле «К-79» участвовала в учении СФ, выполнила дальний океанский поход по маршруту: Баренцево море-Норвежское море-Фареро-Исландский рубеж ПЛО-Северная Атлантика-Центральная Атлантика — спустились к островам Мадейра и Канарским.
Проведена предстартовая подготовка и условно проведен старт ракетой по намеченной цели с уклонением от «условного противника» на глубину, после чего началось движение в губу Оленья. На 54 градусе северной широты застиг сильнейший шторм. В условиях жестокого шторма начальник службы «М» капитан В. Царев сделал операцию по удалению аппендицита у младшего штурмана Л. Митрофанова.
С возвращением в Баренцево моря в районе острова Новой Земли получено приказание о преодолении рубежа ПЛО с выполнением ракетной стрельбы из Чешской губы. Результаты дальнего похода и успешность ракетной стрельбы были высоко оценены командующим СФ адмиралом А. Т. Чабаненко. Капитан 2 ранга Э. Н. Спиридонов был награжден главкомом ВМФ личным оружием.
21 января 1961 года капитан 2 ранга (с 27 ноября 1959 года) Э. Н. Спиридонов был назначен начальником штаба 212-й бригады 8-й дивизии подводных лодок Северного флота. Это было трудное время для 212-й бригады: 27 января подводная лодка «С-80» не вернулась с моря. Долгие поиски силами надводных кораблей и подводных лодок Северного флота, а также судов гражданских ведомств результатов не дали. Государственная комиссия во главе с Маршалом Советского Союза К. К. Рокоссовским закончила свою работу по расследованию причин гибели «С-80», не придя к окончательному выводу. Однако кадровые перестановки начались.
28 июня 1961 года капитан 2 ранга Э. Н. Спиридонов получил назначение во вновь формируемое соединение — заместителем командира 18-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота. В соединение входили новейшие по тому времени подводные лодки проекта 629 с баллистическими ракетами.
Для Эмиля Николаевича это была родная стихия, так как он имел допуск на управление подводной лодкой этого проекта. Э. Н. Спиридонов был самой авторитетной фигурой при подготовке экипажей подводных лодок, приходящих из Северодвинска в 18-ю дивизию. С августа по декабрь 1961 года прибыли пять новых кораблей, пять новых экипажей, все они успешно сдавали курсовые задачи и вводились в состав боевого ядра Северного флота. На каждой подводной лодке выходил в море Эмиль Николаевич. Он был единственный из руководства в дивизии, допущенный к управлению ПЛ проекта 629.
Автору этих строк довелось тогда выходить на «К-107» в качестве командира БЧ-1. Помню, как вошел в штурманскую рубку высокий, стройный, на вид суровый капитан 2 ранга, который как-то сразу расположил к себе, заявив вполне доброжелательно: «Штурман! Я к Вам на лодку прибыл посмотреть на высокую организацию выхода и входа в базу в условиях плохой видимости. Вашего командира я хорошо знаю, во всем ему доверяю, посмотрю на работу штурмана. Для информации скажу, что я был штурманом на подводных лодках более семи лет»
Так произошла моя первая встреча с будущим командующим Тихоокеанским флотом Эмилем Николаевичем Спиридоновым.
В 18-й дивизии он оставил добрую память своим высоким профессионализмом подводника, немногословием, доброжелательностью, скромностью и высокими нравственными качествами.
В 1962 году разразился так называемый Карибский кризис. На Северном флоте было сформировано новое объединение для боевых действий в Карибском море — 20-я эскадра подводных лодок под командованием контр-адмирала В. Ф. Рыбалко.
В эскадру вошли корабли 18-й дивизии (подводные лодки и плавбаза «Дмитрий Галкин») во главе с контр-адмиралом И. Л. Пархомюком и бригада дизель-электрических подводных лодок проекта 641 из Полярного во главе с капитаном 1 ранга Агафоновым. В конце этого года произошли кадровые перестановки, и 17 декабря 1962 года капитан 2 ранга Э. Н. Спиридонов был назначен командиром 211-й бригады 4-й эскадры подводных лодок Северного флота.
Командир эскадры отметил в аттестации: «Тактически грамотный, энергичный, волевой, дисциплинированный, смелый и решительный командир соединения. Порученное дело знает хорошо и справляется с ним успешно. Имеет большой практический опыт службы на подводных лодках. Неоднократно выходил в автономные плавания на подводных лодках на полную автономность.
Допущен к самостоятельному управлению лодками проектов 613, 641, 629. Хороший моряк, в сложной обстановке ориентируется быстро, решения принимает грамотно. Трудолюбив. В 1964 — 1965 годах из десяти подводных лодок, входящих в состав бригады, все десять несли боевую службу на полную автономность». 21 февраля 1964 года Эмилю Николаевичу присвоено воинское звание капитана 1 ранга.
Командующий Северным флотом адмирал С. М. Лобов добавил: «Толковый и перспективный офицер».
С 29 сентября 1966 по 3 августа 1967 года капитан 1 ранга (с 21 февраля 1964 года) Э. Н. Спиридонов учился на курсах при Военно-морской академии. По всем учебным дисциплинам — только отличные оценки. Еще до возвращения на Северный флот, 31 января 1967 года, он был назначен командиром 35-й дивизии подводных лодок.
В дивизии находились корабли проекта 651, новые по тем временам крейсерские ракетные подводные лодки. 21 февраля Эмиль Николаевич награжден орденом Красной звезды. В должности командира дивизии контр-адмирал (с 19 Февраля 1968 года) Э. Н. Спиридонов прослужил три года.
12 октября 1970 года Эмиль Николаевич получил назначение на должность командира и члена Военного совета 15-й эскадры подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. Эскадра под командованием вице-адмирала (со 2 ноября 1972 года) Э. Н. Спиридонова добилась высоких стабильных результатов в выполнении задач боевой подготовки и была объявлена лучшим соединением Тихоокеанского флота.
Из аттестации, написанной командующим Камчатской военной флотилией вице-адмиралом В. Сидоровым: «В 1973 году была достигнута 100 % успешность ракетных и 97,6 % — торпедных стрельб. Много и кропотливо работает над улучшением базирования кораблей и быта личного состава. Энергичный, решительный волевой адмирал. Лично много плавает на подводных лодка и кораблях эскадры, практически обучая командиров соединений и кораблей».
20 октября 1973 года вице-адмирал Э. Н. Спиридонов вступил в должность командующего и члена Военного совета 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота.
21 февраля 1974 года награжден орденом «Красного Знамен». Окончил при академии Генштаба курсы усовершенствования командного состава ВС СССР. 27 сентября назначен Первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом.
На борту находился командир 25 дивизии контр-адмирал Виктор Привалов. В процессе регламентных работ с материальной частью в БЧ-2 были допущены ошибки (человеческий фактор), которые привели к непредсказуемым последствиям (произошла разгерметизация между баками топлива и окислителя). Создалась угроза взрыва ракеты в шахте или ее несанкционированного пуска с ядерной боеголовкой.
Причина — пролив двух компонентов ракетного топлива. Личный состав вывели из отсека. 12 шахту заполнили забортной водой, но пожар все-таки начался и продолжался с нарастающей силой. Воду все время прокачивали. А РПК СН с аварийной ракетой, у которой ядерная боеголовка, у причала!
Срочно вылетел из Владивостока первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирал Э. Н. Спиридонов на Камчатку, с прибытием которого на борт аварийная ПЛ вышла из бухты Крашенинникова и маневрировала в море, пытаясь погасить пожар. Маневрировали в Авачинской губе на глубинах 50-60 м. Было очень опасно, мог произойти ядерный взрыв.
Пожар продолжался. Продолжалось и напряжение в штабах соединения и объединения 2 флотилии, Тихоокеанского флота, Главном штабе ВМФ, Генштабе МО СССР, в ЦК КПСС, а также был проинформирован Пентагон на всякий случай. Около суток личный состав «К-477» боролся за живучесть своего корабля. Им придавало уверенность, глядя на спокойное уверенное поведение старшего на борту начальника вице-адмирала Э. Н. Спиридонова. 8 сентября взрыв все-таки произошел. Но взорвалась горящая ракета, а головная часть была взрывом выброшена к счастью в море на глубине 50 м.
Ступени предохранения сработали на славу. Место падения ядерной боеголовки было отмечено буйком. РПК СН «К-477» без особых повреждений вернулся в базу. Несколько дней и ночей вице-адмирал Э. Н. Спиридонов руководил поиском, подъемом, транспортировкой и захоронением головной части в спецмогильнике в сопках Камчатки.
Поистине это героический подвиг, который должен быть отмечен в славной биографии адмирала Э. Н. Спиридонова. Награжден медалью «За отвагу на пожаре».
Постановлением СМ СССР № 813 31 августа 1979 года Эмиль Николаевич назначен командующим Тихоокеанским флотом. 25 октября 1979 года ему было присвоено воинское звание адмирала.
Источник: www.geroi-vmf.ru
Кистевой эспандер Капитан 2 ранга
У этого термина существуют и другие значения, см. Капитан.
Капита́н 1-го ра́нга
— морской штаб-офицерский чин[1], в Военно-Морском Флоте (ВМФ) Вооружённых Сил (ВС) Российской империи, персональное корабельное воинское звание в ВМФ ВС Союза Советских Социалистических Республик, Российской Федерации и в некоторых других бывших республик Советского Союза.
Соответствует войсковому званию полковник в сухопутных войсках и авиации.
История
Чин был введён в России Петром I в 1713 году. В 1732 году по решению Воинской морской комиссии деление капитанского чина на ранги было отменено и до 1751 года чину капитана 1-го ранга соответствовал чин «флота капитан
» («от/по флоту капитан») или «капитан полковничьего ранга» («капитан ранга полковничьего»). Деление на ранги было восстановлено 5 (16) сентября 1751 года. Предельный возраст нахождения в морском чине
Капитан 1-го ранга
Русского флота составлял 55 лет[2].
Звание в ВМФ ВС СССР для инженеров корабельной службы — Инженер-капитан 1 ранга
, в 1940 году[3], инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание
капитан 1-го ранга-инженер
. Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, морской пехоты, морской авиации) присваивалось звание полковник.
В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан
» (англ. Captain). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «
кэптен
». В классификации НАТО аналогичные звания кодируются как OF-5. В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See[4] («капитен цур зее», букв. — «капитан моря»), в испаноязычных исп.
Capitán de navío
(«капитан де навио», букв. — «капитан [линейного] корабля»), в португалоязычных — порт. Capitão de mar e guerra («капитау ди мар и герра», букв. — «капитан моря и боя»). Возможны и другие варианты[5].
Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз»[6].
Последовательность воинского корабельного звания
младшее звание: Капитан 2-го ранга | Капитан 1-го ранга | старшее звание: Контр-адмирал |
История знаков различия воинского звания в России
Образцы знаков различий Капитан 1-го ранга
(ОФ-5) в РИФ, СССР и Российской Федерации
Звание | РИФ | Флот Российской Республики | Военно-Морской Флот СССР | Военно-Морской Флот Российской Федерации | |||||||
нарукавый знак погон эполет | |||||||||||
Эполет (1904—1917 гг.) | Погон (до 1917) | Нарукавный знак (1917) | Нарукавный знак командира корабля 1-го ранга (1918—1935) | Нарукавный знак капитана 1-го ранга (1935—1991) |
погон к кителю (1943—1955) | … парадный (1955—1991) | … повседневный к куртке (1994—2010) | … парадный (1994—2010) | … повседневный (1994—2010) | … парадный (c 2010 года) |
Звание капитана 1 ранга: история, заслуги и погоны
В детстве каждый ребенок мечтал стать военным. Это доблестная и мужественная профессия, подкрепленная всеобщим почетом и уважением среди всех людей. В военном деле много званий — от младшего состава до генеральского, однако сегодня речь пойдет именно о капитане 1 ранга.
Все, что нужно знать
Что такое капитан 1-го ранга? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Морской капитан 1 ранга (сокращенно капраз, или коперанг) — корабельное воинское звание, используемое на Военно-Морском Флоте (ВМФ) Российской Федерации и странах СНГ. Относится к старшим офицерским званиям. По своей значимости капитан 1 ранга — полковник соответственно сухопутному званию в Вооруженных Силах России.
Немного истории
Звание капитана 1 ранга было введено в 1713 году в Российской империи основателем русского военного флота Петром I. В 1731 году деление на ранги было отменено вплоть до сентября 1751-го.
Капитан 1 ранга соответствует высшему званию среди всех званий, причисляемых к так называемому старшему офицерскому составу ВМФ. Туда входят также капитан 3 ранга (относительно низший по старшинству) и капитан 2 ранга. Выше капитана 1-го ранга идут только адмиральские звания, такие как контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Предельный возраст капитана 1-го ранга не должен превышать 55 лет.
Каковы полномочия?
Капитан 1-го ранга по своему статусу может командовать соответствующими кораблями. К ним относятся самые крупные судна в ВМФ, такие как авианосцы, большие ракетные крейсеры и атомные подводные лодки. Судно первого ранга и, соответственно, его капитан имеет старшинство над судами рангом ниже. В России на данный момент к кораблям первого ранга относятся такие суда, как «Адмирал Кузнецов», «Адмирал Нахимов» (атомный ракетный крейсер) и так далее.
Иногда на флоте можно встретить для инженерно-плавающего состава звание инженер-капитан 1-го ранга. Оно было введено уже в Советском Союзе в Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1971 году, а затем перешло в ВМС СССР и стало относиться к старшему инженерно-техническому составу.
Отличия погон
Погоны капитана 1 ранга практически соответствуют погонам полковника в сухопутных силах и авиации за исключением цвета. Они черные с золотыми линиями и звездами в парадном варианте, имеют золотой (желтый) цвет с черными линиями. В каждой доблестной профессии есть свои герои. Именно о выдающихся капитанах 1-го ранга и пойдет речь в дальнейшем.
Герой посмертно
Капитан 1-го ранга Лячин Геннадий Петрович — герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.
10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли.
Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Аллее героев Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.
Капитан 1-го ранга Алексей Димитров
Другим выдающимся офицером и героем РФ является Алексей Димитров — командир атомной подводной лодки. Отец Алексея тоже капитан 1-го ранга, командовал известной всем подводной лодкой К-19. После окончания школы в 1990 году перед Алексеем не вставал вопрос о дальнейшей судьбе. Он поступил в военно-морское училище. После обучения начинал военную службу на многоцелевой подводной лодке «Тигр».
После получения звания капитана 1-го ранга проходил службу на таких подводных лодках: «Волк», «Леопард», «Вепрь», «Гепард» и «Пантера». Сейчас он командует экипажем подводной лодки «Тигр». Во время учений Северного и Тихоокеанского флотов его экипаж получил высокую оценку от адмирала Владимира Высоцкого. В 2006 и 2009 годах подлодки под командованием капитана Дмитрова были признаны лучшими в морском флоте страны.
От фрегата до величественного судна
Следующий капитан, о котором хочется рассказать, — Сергей Захарович Балк. Родился он в 1866 году в семье отставного военного. В 1887-м окончил военно-морское училище. После этого проходил службу на фрегате «Генерал-Адмирал», а с 1890 по 1892 год служил на крейсере «Минин».
Капитан В. Ф. Руднев отзывался о Балке так: «При выполнении наиболее серьезных должностных обязанностей не испытывает никаких проблем, делает все четко, уверенно, качественно и с большим энтузиазмом. В морском деле разбирается хорошо, нередко к нему обращаются за советом. Исполнительный, умеет подчиняться, однако в строевом отношении ему требуется больше усердия. Человек он прямой, честный и справедливый. Отличный товарищ и подчиненный».
Капитан «Ермака» Д. Ф. Юрьев, который относился к Балку с презрением, отмечает, что он испытывает особую тягу к опасностям, вызываемым бурями, войной, стихийными бедствиями, к опасным для жизни походам, в бой всегда рвется первым, так как мечтает о героических поступках. Эти обстоятельства разжигают в нем страсть и энтузиазм. Именно в таких опасных обстоятельствах он может принести наибольшую пользу Российской империи.
За отвагу и мужество во время чрезвычайных происшествий Сергей Захарович был награждён орденом за спасение погибавших в 1890 году. Благодаря своим личностным качествам Балк произвел хорошее впечатление на командование и был назначен капитаном буксирного судна «Силач».
К началу русско-японской войны Балк за свой несгибаемый характер приобрёл большую известность на русском флоте. Ему поручали самые сложные и трудновыполнимые задания. Он пользовался большим уважением у матросов. Звездным часом для Балка стала оборона Порт-Артура, где он и его команда на своем буксире «Силач» оказывали неоценимую помощь подбитым в боях кораблям.
Несмотря на большое желание вступить в бой, он понимал всю ответственность своей работы. Балк вспоминает своё участие в спасении подбитого броненосца «Ретвизан» так: «Бывало, я чувствовал печаль и угрызения совести, что находился здесь, на буксирном корабле, а не на миноносце, чтобы на нем броситься в самое пекло боя.
Но когда видишь, что именно наш «Силач» спасает один из лучших кораблей России, то чувствуешь свою важность и значимость, и сразу становится легче». Даже в это непростое время, осенью 1904-го, Балк выглядел всегда уверенно и много шутил. Один из его сослуживцев вспоминает, как они вместе обивали пороги чиновников для получения нужных материалов. Для большего успеха выжидали обстрела со стороны японцев и после последнего (во время которого японский снаряд упал в нескольких метрах от конторы), войдя в контору, Балк громко пробасил: «Эх, здорово бахнул! Ух, проклятый, разорвался прямо у наших дверей. Неплохо косоглазые пристрелялись!»
После русско-японской войны, 6 декабря 1910 года он получил капитана 1-го ранга. После этого командовал сторожевым кораблем «ПОГРАНИЧНИК», а в январе 1913 года его перевели на транспортный корабль «Рига». Там он начал много пить, и в его голову все чаще приходили мысли о самоубийстве, но все относились к его словам, как к пьяной шутке. 27 февраля 1914 года он застрелился в своей каюте. Балк был погребен на кладбище Гельсингфорса.
В заключение
Не все знают, но родной дядя главы Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Шеломов Иван Иванович (1904-1973), ветеран ВМФ СССР, тоже был капитаном 1 ранга. Военную службу он начинал курсантом (1924-1926) с военно-морского училища. С 1926 по 1930 год обучался в Военно-морском училище имени М. В. Фрунзе. После этого проходил службу в штабе Балтийского флота, неоднократно поощрялся за отвагу, доблесть и хорошую службу.
Примечания
- Чины военные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Капитан 1 ранга // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 7 мая 1940 года «Об установлении воинских званий высшего командного состава Военно-Морского Флота».
- Шунков В., Гусев И., Тарас Д., Ядловский А.
Награды, знаки различия и униформа Великой Отечественной войны. — М.: АСТ, 2015. — 256 с. — ISBN 978-5-17-086237-5. - NATO codes for grades of military personnel 1992 (Edition 5) (неопр.)
. // Rank Maven. Дата обращения: 15 августа 2021. - Каланов Н. А.
Словарь морского жаргона. — М.: Моркнига, 2011. — С. 151. — ISBN 978-5-9906698-5-7.
Звание капитан ВМФ, что означают первый, второй и третий ранги
Звание капитана принадлежит не только к сухопутным войскам, но еще и к корабельным. В армии России используется также и в военно-воздушных войсках, но свое распространение оно получило именно в военно-морском флоте.
Принимая во внимание иерархию в сухопутных войсках, можно провести соответствие их чинов и чинов корабельных. Однако новичкам это сделать достаточно сложно. Звание капитана в морских войсках относится к офицерскому составу старшего разряда, при этом оно еще подразделяется на ранги.
История происхождения звания
Капитан как звание был введен еще в эпоху правления Петра Великого, после возвращения императора из путешествия по заграничным странам. Это событие произошло в начале XVIII века, однако спустя несколько лет разделение капитана на ранги было упразднено.
С тех пор во времена царской власти капитану первого ранга соответствовало несколько измененное название, оно звучало как «капитан флота». По сути, в функционировании армии практически ничего не поменялось, изменились только наименования отдельных элементов структуры. При этом понятия капитан и полковник успели соединиться, поэтому присутствовало звание «капитан полковничьего ранга». Стоит отметить, что такой подход является оптимальным с точки зрения понимания, какому чину в сухопутных войсках соответствует тот или иной чин в военно-морском флоте.
В середине пятидесятых годов того же века капитанские ранги вновь были восстановлены. Причем даже был установлен возрастной ценз, то есть предельный срок, в течение которого тот или иной военнослужащий имел право занимать должность капитана первого ранга. Максимальное количество лет составляло 55, но такое ограничение распространялось только на данный чин. Капитан, например, второго ранга мог находиться в этом звании бессрочно.
Когда к власти пришли коммунисты, и наступило время Советского союза, был учрежден еще один чин, который относился к инженерам, которые наравне с другими несли корабельную службу. К этому званию приписывалось также «инженер первого ранга». Оно присваивалось только тем военнослужащим, которые были заняты в инженерном деле и находились в плавающем составе. Прочим же военным отдавалось звание полковника.
В армии многих зарубежных стран используется звание капитана. Однако, чтобы не повторяться, нередко применяют видоизменное наименование. Оно звучит как «кэптан», поскольку именно таким образом оно читается на английском и других языках, произошедших от латыни.
На кораблях матросы и военнослужащие, стоящие ниже рангом, могут называть капитана сокращенно «кэп». Конечно, военным уставом это не предусмотрено, однако подобная тенденция отмечается все чаще. По большей мере это является традицией или обычаем среди военнослужащих корабельных войск. Как говорят многие специалисты, если на корабле капитана называют «кэп», то это свидетельство тесных дружеских и товарищеских взаимоотношений между членами команды.
Соответствие морских званий чинам сухопутных войск
Многие задаются вопросом, капитан первого ранга – это какое звание в сухопутных войсках, как их соотнести. Получается, что этому чину соответствует звание полковника. На погонах капитана первого ранга можно рассмотреть очевидные отличия от этого чина сухопутных войск. Соответственно, капитан второго ранга является эквивалентом подполковника, а капитан третьего ранга – майору.
Зачастую возникает вопрос, какое звание выше – капитан или майор? Если мы говорим о сухопутных войсках, то майор однозначно выше капитана, поскольку первый относится к старшему офицерскому составу, а второй – к младшему офицерскому составу.
Если же в учет идет то, что капитан относится к военно-морскому флоту, то здесь необходимо уточнить, какой ранг у капитана, поскольку от этого фактора будет зависеть и старшинство. Как уже было сказано, майор соответствует самому младшему капитанскому званию на флоте.
Капитан первого и второго ранга будет идти выше, чем майор в сухопутных войсках, а капитан третьего ранга по званию будет ему равен.
Для еще совсем молодых военнослужащих остается загадкой, какое звание после капитана в морских войсках. Капитанский ранг – это ранг, который относится к старшему офицерскому составу на корабле. Все три звания означают, что офицер, который им принадлежит, находится в старшем составе.
Далее идет уже высший состав российской армии, и первой ступенью является контр-адмирал. В сухопутных войсках этому рангу соответствует звание генерал-лейтенанта или же генерал-майора. Дело в том, что званий в высшем офицерском составе неодинаковое количество в данных видах войск, поэтому ответить точно на этот вопрос достаточно трудно.
Поэтому при вопросе, после капитана какое идет звание, можно с точностью сказать, что далее идут адмиралы, которые, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов по старшинству.
Погоны капитана военно-морского флота
Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:
- на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
- строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
- диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
- расстояние от края погона составляет 6 см;
- данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.
Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:
- капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
- на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
- диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
- расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
- между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.
Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:
- на каждом погоне расположено три звезды;
- диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
- расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
- поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.
Стоит отдельно отметить, что внешний вид наплечных знаков отличия в советское время значительно отличался от современного внешнего вида погон. В период, который наступил после свершения Революции, в течение нескольких десятилетий капитаны корабельных войск носили погоны чернильного цвета, на которых располагалась одна звезда, имевшая красный цвет и окантовку золотисто-желтого оттенка. Она находилась у верхней части погона, а все остальное пространство погона занимали поперечные полосы такого же желтого цвета в общем количестве 5 штук на каждом погоне.
После 35-го года прошлого столетия внешний вид наплечных знаков отличия резко видоизменился. Капитан первого ранга носил погоны с одной бледно-желтой полоской и маленькой звездочкой такого же цвета, которая в диаметре была не более 1,5 см.
На кителе военнослужащих морского флота в период Великой отечественной войны пришивались погоны, которые имели основной цвет золотой, а окантовка и просветы были темно-синего оттенка. Чтобы звезды не сливались с общим фоном, их сделали серебристого цвета.
Уже в послевоенное время погоны военнослужащего военно-морского флота нашей страны стали носить погоны современного плана. Парадные погоны отличаются сейчас от повседневных только более нарядным видом. Базовый цвет остался золотым, а просветы и окантовки – темно-синего оттенка, почти черного. Звезды используются золотые и нашиваются на сам погон строго по параметрам.
Источник: admiral55.ru
К 110-й годовщине подводных сил России (фото)
Кажется, еще совсем недавно черноморцы мечтали о новых подводных лодках. После развала Советского Союза подводные силы Черноморского флота сжимались и таяли, словно шагренева кожа. Сначала 14-я дивизия подводных лодок «усохла» до бригады, затем бригада до отдельного Констанцского ордена Ушакова дивизиона подводных лодок, которым командовал капитан 1 ранга Анатолий Варочкин, а затем и просто до дивизиона, который входил (в кои то веки) в состав бригады кораблей охраны водного района (ОВР).
В ту пору в дивизионе оставались всего две подлодки. Плавающая «Варшавянка» с именем «Алроса» и ремонтирующаяся Б-380 в прошлом «Горьковский комсомолец», а в перспективе «Святой князь Георгий». Правда, перспектива переименования и окончания ремонта не состоялась. Подлодка 641 проекта, которой командовал капитан 2 ранга Константин Табачный на годы застряла в плавдоке Южной бухты Севастополя. Аккурат недалеко от причала, где сегодня находятся две новейшие подводные лодки 636.3 проекта «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону».
Начинали с «Лосося» и «Судака»
Впрочем, черноморцы пережили времена, когда и единственная плавающая подлодка «Алроса» надолго покинула Севастополь. Она ушла на международные учения «Болд-монарх-2011» в испанскую Сеуту, откуда пошла «по большому кругу», проследовав на Балтику, а затем на Север. Вот тогда черноморцы на многие месяцы остались без единственной плавающей подлодки.
Затихла противолодочная подготовка на флоте. Некому было представлять подводные силы на День ВМФ, когда перед трибунами горделиво проходила черная субмарина. И в этот период даже печальная шутка подводников «С чего начинали, к тому и пришли» не соответствовала поистине горькой действительности. А начинали при царе-батюшке действительно с двух подлодок, которые в августе 1907 года прибыли на Чёрное море по железной дороге. Это были боевые ПЛ «Лосось» и «Судак».
Но моряки-подводники верили в светлые времена возрождения подводных сил Черноморского флота. Причем, не только верили, но и готовились к ним, приближали, как могли. И дождались этого времени.
Начало нынешнего года на Черноморском флоте ознаменовано радостным событием: было завершено формирование экипажей для строящихся на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге пятой и шестой подводных лодок «Великий Новгород» и «Колпино». Ими командуют капитаны 2 ранга Константин Петренко и Дмитрий Скарга. Подлодки были заложены 30 октября 2014 года.
Готовятся стать в боевой строй «Старый Оскол» и «Краснодар», которыми командуют капитаны 2 ранга Андрей Кириченко и Денис Сопин. Сегодня на ЧФ функционирует отдельная бригада подводных лодок, возглавляемая капитаном 1 ранга Магарамом Адигюзеловым. Сегодня под его началом шесть экипажей новейших подводных лодок и 25-летняя «Алроса», которая проходит ремонт-модернизацию.
Магарам Ягишевич Адигюзелов родился в селе Куруш Хусаюртовского района Республики Дагестан 5 декабря 1975 года. Закончил Тихоокеанское ВВМУ имени С.О. Макарова в 1998 году и попал командиром гидроакустической группы на подводную лодку Тихоокеанского флота. Через год был назначен командиром радиотехнической боевой части. Находился в должности три года.
Затем окончил высшие офицерские классы. Два года служил старшим помощником командира и два года командиром подводной лодки. После окончания Военно-морской академии в 2008 году назначен на должность заместителя командира бригады подводных лодок. Год в должности и затем начальник
штаба уже другой бригады ПЛ. Командиром вновь созданного соединения ЧФ был назначен с Тихоокеанского флота, где прошла вся его предшествующая служба. Женат, воспитывает дочь и сына. Сегодня сформирован полноценный штаб бригады. Его возглавляет капитан 2 ранга Борис Резник – подводник с большим опытом штабной работы.
Заместителем комбрига является в прошлом командир «Алросы» капитан 2 ранга Антон Зайцев, заместителем комбрига по работе с личным составом стал капитан 2 ранга Дмитрий Загребин, севастополец, военнослужащий в третьем поколении. В полную силу работают флагманские специалисты. Из этой когорты НШ бригады выделил флагманского ракетчика капитан-лейтенанта Алексея Рябинина и зэмча капитана 3 ранга Александра Лукьянчука. В преддверии 110-й годовщины подводных сил России пришло время рассказать о том, как возрождалась подводная составляющая ЧФ, как торил сложный путь первопроходца командир головной подлодки 636.3 проекта.
Роль первопроходца
Когда стал вопрос о назначении командира новейшей ПЛ «Новороссийск» выбор пал на капитана 2 ранга Константина Табачного. Во-первых, в должности командира подводной лодки он к тому времени пребывал уже не один год. И пусть эта подлодка широко известного 641 проекта находилась в ремонте, зато её командир постоянно выходил в море на ПЛ «Алроса», поддерживая на должном уровне свои морские и тактические навыки.
Во-вторых, офицер обладал крепким здоровьем, поскольку с курсантских и до командирских пор вел и продолжает вести крепкую дружбу с физподготовкой и спортом (он даже участвовал в чемпионатах ЧФ по мини-футболу в составе команды подводников). А подводники, как известно, должны обладать крепким здоровьем. Ну а, в-третьих, он морально был готов исполнять эту должность, поскольку уже не первый месяц настраивал себя на роль первопроходца. Он прекрасно понимал, сколь трудно и ответственно писать первую страницу в биографии новой серии отечественных подводных лодок. Быть родоначальником всегда сложно.
…Появился на свет Константин 21 апреля 1970 года в Северодвинске, точнее даже в Оленьей губе, поскольку родился в семье офицера-подводника. Его отец, Сергей Григорьевич Табачный, был командиром подводной лодки. В Северодвинской школе Константин закончил два класса, а когда отца перевели на ЧФ, продолжил учебу в средней школе № 30 Балаклавы – подводной столицы Черноморского флота. Здесь шло его становление.
Лейтенант с «Алросы»
Поскольку молодость и юность Константина прошла в среде подводников, то и выбор дальнейшего пути после окончания школы был почти предопределён. Он недолго колебался между Одесским мореходным училищем и военным вузом. Высокий проходной балл и жесткая медкомиссия не помешали ему стать курсантом ВВМУРЭ имени А. С. Попова. В 1992 году он с отличием окончил вуз и попал на ЧФ на должность командира гидроакустической группы ПЛ Б-871, которую позже назовут «Алросой».
— Подлодка должна была идти на Северный флот, — вспоминает К.Табачный, — но планы поменялись, вот тогда-то и набрали первый черноморский экипаж. По тем временам это была новая и активно плавающая подлодка. Её первым экипажем командовал капитан 2 ранга Юрий Романов. Я ему благодарен за первые уроки моряка-подводника…
Через два года Табачный стал командиром БЧ-4,7. О том, как командовал боевой частью говорит тот факт, что по итогам года его БЧ стала лучшей на корабле.
У Табачного были явно выраженные командирские задатки (хоть и закончил ВВМУРЭ имени А. С. Попова) и потому именно он стал сначала помощником, а после окончания
Высших офицерских классов (тоже с отличием!) и старшим помощником командира подлодки. 11 лет службы на «Алросе», включая три боевые службы, завершились для него назначением на должность командира подводной лодки-мишени. А затем он стал командиром Б-380. Это подводная классика – 641 проект. Шесть лет К.Табачный командовал экипажем большой дизельной подлодки.
Правда «старушка» по не зависящим от него причинам так и не вступила в боевой строй. Но это вовсе не значило, что Константин не ходил в море и совершенствовал свои командирские навыки. Выходы в море в качестве второго командира на хорошо ему знакомой «Алросе» были постоянными. Навыки командира субмарины он не терял. Тем более, что об этом дальновидно заботился старший начальник – командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Анатолий Варочкин.
Звёздный час
И вот пришёл его звёздный час. Летом 2013 года была поставлена задача по формированию экипажа новейшей дизель-электрической подлодки 636.3 проекта.
— Экипаж формировался на базе двух черноморских подлодок — «Алросы» и Б-380, — вспоминает Табачный, — причем, нужно было выполнить обязательное условие: ни одного воина по призыву, только контрактники.
Костяк будущего экипажа составили хорошо знакомые ему офицеры, с которыми не раз выходил в море. Старпомом стал капитан 3 ранга Дмитрий Скарга, командиром БЧ-5 – капитан-лейтенант Александр Лукьянчук, штурманом — капитан-лейтенант Александр Александров, командиром БЧ-4,7 — капитан-лейтенант Андрей Лысенко.
Старшинами ведущих команд назначили отобранных Табачным моряков-подводников. Это мичманы из БЧ-5 Александр Султанов, Дмитрий Коршунов, техник главный корабельный старшина Сергей Тихонов. Впрочем, были и моряки-надводники, ведь собирали людей со всего флота. Старший боцман старшина 1 статьи Алексей Колодкин с флагмана ЧФ ГРКР «Москва», техник торпедного оружия старший мичман Алексей Русалёв с ОВРы, старшина команды трюмных мичман Алексей Бирюков из бригады ракетных катеров. А еще в экипаж влились лейтенанты – выпускники 2013 года.
Обучение экипаж проходил в Обнинске. Целых полгода.
— Это был важный этап и сплочения коллектива, и профессиональной выучки, — вспоминает К.Табачный, — при этом нам очень помогал в отработке корабельного боевого расчета заместитель начальника учебного центра, в прошлом командир ПЛ «Алроса» капитан 1 ранга Игорь Владиславович Игнатьев. Целый месяц мы проходили практику вместе с представителями промышленности, ездили по разным городам России, бывали на предприятиях-изготовителях тех или иных механизмов, агрегатов и устройств новейшей подлодки. Это было необходимо, поскольку мы оказались первопроходцами. До нас никто из военных не обслуживал и не эксплуатировал такую технику и оружие.
На этой подлодке действительно много нового, куда более совершенного, чем на предыдущих поколениях дизель-электрических субмарин.
Страница в истории
Работать приходилось очень много, время торопило. Но энтузиазм подстегивал людей, удваивал силы. Командир экипажа постоянно напоминал подчиненным – их очень ждут на флоте.
— Сегодня каждый из вас пишет историю подводных сил не только Черноморского, но и всего Военно-морского флота, — подчеркивал Табачный, — значит спрос с каждого — персональный.
И действительно, фамилии первого экипажа выгравированы на бронзовой доске, которая находится в центральном отсеке ПЛ, а значит вписаны в летопись первой и головной подводной лодки. Её экипаж стал первооткрывателем новой серии отечественных субмарин. С них, первооткрывателей, — спрос особый.
Когда экипаж прибывает в учебный центр, то проходит входной контроль. Это оценка обученности и подготовленности подводников. После окончания учёбы — вновь контроль. Так вот, экипаж капитана 2 ранга Константина Табачного получил очень высокий балл по выпуску – 4,8 по пятибалльной шкале. Впрочем, это было только началом испытаний.
Главные из них подводников ожидали впереди.
В Санкт-Петербурге в феврале 2014 года начались швартовые испытания, в мае они трансформировались в заводские ходовые испытания. Это была совместная учеба подводников с представителями промышленности и командованием бригады стоящихся и ремонтирующихся кораблей. За 45 суток подводники сумели одолеть полный цикл расширенной программы заводских испытаний. Знаковым событием не только для 48 членов экипажа, но и 25 гражданских специалистов, находившихся на борту стало посвящение их в подводники.
— Это произошло 30 мая, — вспоминает К.Табачный, — и пусть первое погружение было всего на 9 метров. Событие стало по-настоящему памятным.
Впрочем, подводники сделали лишь первый, хотя и серьезный шаг к подъему флага на ПЛ «Новороссийск».
— И мы, и «промышленность» работали в три смены, — говорит Табачный, — шло устранение выявленных недочетов, шлифовка всевозможных шероховатостей, отработка звеньев общей технологической цепи. Личный состав не только обеспечивал все работы, но и упорно учился, познавая системы энерговооружения и жизнеобеспечения подлодки. Причём, нередко оказывалось, что реальные тактико-технические характеристики отдельных систем были выше формулярных. Это не могло не радовать, ибо говорило о совершенстве нашего отечественного оборудования, техники, оружия.
Из рук министр обороны
21 августа 2014 года был подписан акт о приемке ПЛ от промышленности.
— Мы гордились тем, что сделали это на целую неделю раньше установленного срока, — подчеркивает К.Табачный.
А уже 22 августа в торжественной обстановке министр обороны РФ Герой России генерал армии Сергей Шойгу вручил командиру головной субмарины Военно-морской флаг. В церемонии приняли участие командующий ЧФ адмирал Александр Витко, заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Александр Федотенков, командующий Западным военным округом, другие высокопоставленные лица.
Командующий ЧФ адмирал Александр Витко побывал на новейшей подлодке, внимательно осмотрел её, выслушал доклад командира, побеседовал с подводниками. Ему важно было знать настроение людей, какие проблемы их волнуют, как идет освоение новой техники, ведь по их пути пойдут остальные экипажи.
Понятно, что мелководная и густонаселенная Балтика не могла обеспечить полноценное испытание головной субмарины, поэтому экипаж стал готовиться к межфлотскому переходу на Северный флот. Этот первый в истории поход возглавил самый опытный подводник Черноморского флота капитан 1 ранга Анатолий Варочкин.
20 октября вышли с Балтики, а 4 ноября черноморцев встретили в Полярном. Получалось, что сын пришёл в те места, где когда-то служил его отец, где он мальчишкой начинал свою подводницкую биографию. ПЛ «Новороссийск» на время влилась в бригаду подводных лодок Северного флота.
— Командир бригады капитан 1 ранга Александр Горбунов, встретил нас тепло и не обделял вниманием, поскольку понимал, сколь непростые и объемные задачи стоят перед нашим экипажем, — рассказывает К.Табачный, — ему и самому, как подводнику со стажем, было интересно узнать, что собой представляет новейшая отечественная подлодка. Здесь мы прошли полный комплекс государственных испытаний. Совершили глубоководное погружение на 240 метров, испытали минное, торпедное и ракетное оружие…
Учение и ракетная стрельба «Калибром»
Тогда-то впервые в отечественном флоте была выполнена ракетная стрельба крылатой ракетой «Калибр-ПЛ». Стреляли и по берегу и по надводным целям. Черноморцы провели совместное учение с североморцами. Вот здесь-то и открылись все преимущества новейшей малошумной субмарины, которая обнаруживала «противника» на большой дальности, а сама оставалась невидимой.
— На Северном флоте мы прошли хорошую школу, — вспоминает Константин Табачный, — здесь подводники традиционно сильны. Здесь мы отработали и сдали курсовые задачи, вошли в состав сил постоянной готовности.
Подошло время прощаться с североморцами. Впереди Баренцево и Норвежское моря, Атлантика, средиземка. Начался дальний межфлотский переход. На двое суток ПЛ «Новороссийск» зашла в испанскую Сеуту, где в 2011 году показал свою высокую выучку экипаж ПЛ «Алроса» в ходе международных учений «Болд-монарх-2011». Сеута помнила российских подводников!
Зашла подлодка и в алжирский порт Оран на северном побережье Африки. Подводники совершили экскурсию по городу, ощутили доброжелательность местного населения. Им, посланникам великой морской державы, были рады в Алжире.
В Средиземном море экипаж решал задачи боевой службы, выполнял учебно-боевые задачи. Впрочем, еще более активная боевая учёба началась после прохождения проливной зоны, когда ПЛ «Новороссийск» зашла в родное Черное море. Целых трое суток здесь шло противолодочное учение и лишь когда отработали все поставленные задачи подлодка наконец-то зашла в город-герой Новороссийск.
Вот мы и дома…
Конечно, здесь готовили теплый приём с участием высоких должностных лиц. Было не только флотское руководство, но и мэр города-героя, с которым вскоре командир подлодки подписал договор о шефских отношениях. Межфлотский переход успешно завершен, позади 6.500 миль. За 2015 год на счету ПЛ «Новороссийск» 141 ходовые сутки. Это очень высокая активность плавания.
За этими цифрами стоит огромный напряженный ратный труд.
В Новороссийске подводники увидели обустроенные причалы, новое комфортабельное жилье (общежитие). У командира ПЛ, например, двухместный номер. Это не могло не радовать.
— Бытовые условия очень хорошие, — свидетельствует Константин Табачный, — современная мебель, хороший спортивный инвентарь, есть даже кофе-машина. Словом, все условия для комфортного проживания.
Не менее приятной была встреча экипажа и в Севастополе, куда вскоре ПЛ «Новороссийск» зашла для планового техобслуживания, ведь наш город является родным для многих членов экипажа.
Мне удалось пообщаться не только с командиром головной подлодки, но и с некоторыми членами экипажа. Это произошло в канун дня подводников, в преддверии 110-й годовщины подводных сил России. Настроение у них было приподнятое.
И не только в силу востребованности их ратного труда, того, что они достойно прошли путь первопроходцев и передали свой опыт другим экипажам и, прежде всего экипажу ПЛ «Ростов-на-Дону», которая стоит на соседнем причале. Моряки живут полнокровной жизнью. Наряду с обслуживанием матчасти, боевой учёбой, несением дежурств и вахт, подготовке к новым походам они видятся с семьями, бывают дома, обнимают жён и детей, холостяки заводят семьи. Так, техник-радиометрист старшина 1 статьи контрактной службы Макс Алтынников (за его плечами семь лет службы, в том числе на СКР «Ладный») сделал предложение своей избраннице Надежде и осенью этого года они собираются расписаться в ЗАГСе. Старшина команды электриков мичман Александр Султанов, за плечами которого 18 лет военной службы (начинал со срочной на СС
«Эпрон», потом служил на лодке-мишени) растит с Ириной сына Владислава. Сегодня ему 12 лет. И как знать, может быть, он со временем изберет профессию подводника. Как его отец.
Ну а командир ПЛ «Новороссийск» видит жену Татьяну, сына Дмитрия, дочь Анастасию. А еще хоть и редко, но встречается с отцом – капитаном буксира 91-го СРЗ. Им есть о чём поговорить. Двум состоявшимся командирам подводных лодок. Хотя один из них – уже бывший. Впрочем, бывших подводников не бывает.
Оба хорошо знают формулу успеха.
Фото автора
Источник: sevastopol.bezformata.com