Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Канат, трос, которым морское судно крепится к причалу», 7 букв (первая — ш, последняя — в):
(ШВАРТОВ) 0 0
Другие определения (вопросы) к слову «швартов» (41)
- Трос, который «отдают» отплывая
- Судовой трос, отдающий концы
- Трос крепления судна к причалу
- Корабельный трос
- м. морск. причал волжск. канат, перлинь (волжск. шейма, косяк), коим корабли в гавани чалятся к палам и сваям. Швартовить, ошвартовить на зиму судно. -ся, страдат. и возвр. Шварт м. запасный, пятый якорь на корабле
- Судовой канат, который надо отдать
- Причальный канат
- Чал
- Причальный трос
- Канат для крепления судна к причалу
- Канат, чтобы причалиться
- Судовая привязь
- Фиксирует судно у берега
- Трос для привязывания судна к причалу
- «Отданный» канат моряка
- Трос для причаливания судна
- Канат, которым морское судно привязывается к причалу
- Канат, удерживающий судно у пирса
- Трос, которым морское судно привязывают к причалу
- Какой конец бросают на причал
- Трос, которым судно привязывается к пристани
- Стояночный трос судна
- Привальный канат
- Корабельный канат для парковки судна
- Трос или канат для подтягивания и крепления судна к причалу
- м. морск. причал волжск. канат, перлинь (волжск. шейма, косяк), коим корабли в гавани чалятся к палам и сваям
- Канат для привязи судна
- Трос, с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну
- Канат, что отдают
- Канат для причаливания судна
- Конец для матроса
- Судовой трос, привязанный к пристани
- Судовой трос
- Канат, которым привязывается морское судно
- Какой трос матрос на причал кидает
- Судовой конец
- Толстый причальный канат
- Прочный канат, трос, с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну
- Какой трос отдает матрос
- «Привязь» корабля
- Что судно с причалом связывает
- морск. (морское) , авиац. (авиационный термин) пеньковый или проволочный канат, которым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке ◆ Швартовы были толстые и крепко завёрнуты за пвалы и кнехты на стенке. А. С. Новиков-Прибой, «Цусима», 1932-1935 г. ◆ Ещё несколько минут маневрирования, задний ход, стоп ― и тонкие швартовы «Аквилы» надёжно закрепились на полутонных кнехтах, предназначенных для гигантов океана. И. А. Ефремов, «Лезвие бритвы», 1959-1963 г. ◆ Я шкот закрепил на нагеле и стал носовой швартов перепиливать, а сторож в это время и появился. Владислав Крапивин, «Трое с площади Карронад», 1979 г.
- морск. (морское) , устар. (устаревшее) причал (по Далю)
Значение слова
ШВАРТО́В, -а, м. Мор. Трос или цепь для привязывания судна к причальным приспособлениям. Отдать швартовы (отвязать судно от причала). ◆ — Пришвартовали его [броненосец] правым бортом к стенке. Швартовы были толстые и крепко завернуты за палы и кнехты на стенке.
Как привязать якорь — защита от зацепов (коряг)
Катушка для якорного каната в лодку ПВХ
Новиков-Прибой, Цусима.
Морские термины
В настоящий глоссарий не включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) вынесены в отдельный глоссарий Морские термины (типы кораблей и судов)
Что искали другие
- Способ хода, бега лошади
- Строгий наставник
- Опора станка
- Земля, находящаяся в собственности феодала
- Весь в иголках, но не еж
Случайное
- Умение фаршировать и готовить этот вид рыбы считается в Одессе обязательным умением для молодой невесты
- Свистящий зверёк-столбик
- Званый вечер парижан
- Город дислокации индонезийских властей
- Судебный стражник в Италии
- Поиск занял 0.013 сек. Вспомните, как часто вы ищете ответы? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать их, а также синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.
Источник: sinonim.org
Выбор якорного шнура от лодок ПВХ, до катеров и яхт
Якорь для надувной лодки ПВХ фото Якорь — это обязательный атрибут любого плавсредства, в число которых входят лодки ПВХ.
Якоря на больших суднах и небольших лодках ПВХ выполняют немного различные задачи.
Рыболовы используют якорь, чтобы «припарковать» свою лодку в необходимом месте ловли подводных обитателей.
Тоже самое можно сказать и про охотников, желающих стать для засады.
Кроме этого, нужно не только застопорить лодку на месте, а полностью прекратить её дальнейшее движение в любую из сторон. Якорь должен противостоять ветру и волне.
Чтобы достичь максимального эффекта, опытные рыболовы (охотники) применяют сразу два якоря.
Первый устанавливают с передней части лодки, а другой с задней (носа и кормы соответственно). В народе этот метод получил название «в растяжку».
Существует большое множество якорей, которые применяются на данный момент. Далее в статье рассмотрим, какой якорь подходит наилучшим образом для лодки ПВХ.
Забегая наперед скажем, что много рыбаков вместо якоря погружают на дно водоема тяжелые подручные предметы.
Как правило, это делается в результате недостаточных знаний или в целях экономии.
Они не такие надежные, ведь удержание лодки на точке ловли происходит за счет веса предмета. В то время как он должен ещё и цепляться за дно водоема.
Перечислим одни из самых популярных «народных» якорей: куски рельс, емкости с камнями или песком, кирпичи, шлакоблоки и др.
В результате рыбалка или водная прогулка может оказаться сплошным мучением, ведь в большинстве случаев вес подбирают не верно.
Возиться с тяжелым грузом на воде очень неудобно. К тому же, сколько хлопот возникает с очисткой самодельного якоря от ила.
Поэтому, целесообразней использовать специальные якоря.
Перечислим популярные якоря, которые отлично работают: якорь Дэнфорта, якорь Матросова, якорь Брсюса (напоминает форму плуга), якорь «Кошка», и якорь в форме гриба.
Все они относительно небольшие по весу, при этом надежно зацепляются за дно и фиксируют лодку на одном месте.
Чтобы определить какой якорь лучше всего, нужно знать каким требованиям он должен отвечать.
Якорные шнуры для надувных лодок
Надувные лодки имеют различную грузоподъемность, размеры и парусность корпуса. Средний вес основного якоря для надувной лодки составляет 4 — 5 кг. Это может быть складной якорь-кошка или любой складной стальной якорь (например, Денфорта). Для больших лодок под мотор, имеющих грузоподъемность 500 — 700 кг нужен более тяжелый якорь.
Якорь Денфорта, при собственном весе 7.5 кг, удерживает почти 600 кг. Компактный якорь этой модели весом 5.5 кг держит лодку весом 300 кг.
Рыбаки-владельцы надувных лодок, часто используют и более легкие якоря, быстро утяжеляя их, по мере необходимости, куском стальной цепи длиной 1.0 – 1.5 м и весом 1.5 – 2.0 кг.
Запас якорного шнура должен быть не менее 30 м. А точка его привязки должна обеспечивать надежное соединение, без создания угроз целостности надувной лодки. Диаметр капронового шнура для надувных лодок всегда имеет лишнюю прочность. Дело в том, что выемка якоря вручную выдвигает свои, эргономические требования.
Прочности капронового якорного шнура диаметром 4 мм хватит для любой лодки ПВХ. Но с ним очень тяжело работать даже в перчатках (а какие в летнюю жару перчатки?). Такой шнур режет руки. Поэтому якорный шнур приобретается диаметром 8 мм – это проверенный минимум для работы руками. Возможна замена якорного шнура капроновой якороной лентой.
При выемке капронового шнура с якорем, шнур лучше всего укладывать восьмеркой в специальную емкость (пластиковое ведро или канистру с вырезом). Это позволит избежать перекручивания и образования узлов.
Как выбрать якорь для лодки ПВХ
Виды якорей для лодки ПВХ
- Во время ветра, сильного течения якорь должен удерживать лодку.
- При надобности, легко извлекаться из дна водоема. Если это покупной якорь, в любом случае он стоит денег и оставлять его на дне (в случае сильного зацепа) не хочется. Тоже самое можно сказать и про самодельный сварной якорь. Ведь в его разработку вложено время и труд человека.
- Должен иметь небольшие параметры, не занимать много места в лодке. В идеальном варианте он должен складываться.
- Умеренный вес якоря. Зацепной якорь, вес которого не превышает 3 кг, куда результативней, нежели массивный камень весом более 10 кг.
- Якорь из сплавов, которые не боятся коррозии. Следы от ржавчины очень трудно стираются, постоянно мыть руки от ржавого налета также не хочется. Якорь из черного металла можно обработать специальным покрытием, которое продается в строительных магазинах.
Согласно действующим Правилам на зарегистрированном судне должен устанавливаться якорь весом от 5 кг. Нарушение Правил влечет за собой административное наказание в виде штрафа.
Этот перечень требований поможет выбрать или изготовить собственноручно якорь, который будет надежно выполнять свои функции.
Напомним ещё раз, что хорошими якорями являются: якорь Дэнфорта, якорь Матросова, якорь Брюса (напоминает форму плуга), якорь «Кошка», и якорь в форме гриба.
Общие вопросы
Каждый владелец маломерного судна, даже если это гребная надувная лодка, не требующая регистрации в ГИМС должен оборудовать свое плавсредство надежным якорем и якорным шнуром. Чем больше судно, тем труднее его удержать на якоре во время ветра или при наличии течения.
Основное требование к якорному шнуру – это его способность удерживать судно при наличии переменных динамических нагрузок. Для гашения таких нагрузок требуется эластичность. Если она будет нулевой, то потребуется слишком большой диаметр каната, возможны повреждения в точке присоединения якоря к элементам судна.
А сама якорная стоянка судна, при волнении, будет омрачена постоянным дерганьем и рывками плавсредства. Лишняя эластичность тоже вредна. Образуется опасный эффект «резинки» с непредсказуемыми последствиями.
Лучший современный материал, полностью удовлетворяющий все требования к якорному шнуру – это капрон или полиамид, а также полиэстер. Для небольших маломерных судов можно применять шнуры из качественного полипропилена. Все перечисленные шнуры имеют повышенную износостойкость, устойчивость к солнечным лучам и соленой воде.
Многолетняя судоводительская практика постепенно выработала известные всем простые соотношения к требуемому весу якоря и максимальной разрывной нагрузке якорного шнура. Примерно 200 лет назад все практические приемы по выбору якорного шнура нужного диаметра были подтверждены математическими расчетами.
Прочность якорного шнура напрямую связана с весом якоря. Современные модели якорей для маломерного флота компактны, имеют высокую удерживающую способность для различных грунтов на дне. При сравнительно малом весе и размерах, такие якоря, благодаря способности складываться и закрывать острые части, безопасны даже для надувных лодок.
Длина якорного шнура должна составлять примерно 5-8 глубин в метрах, обычных для береговой полосы. Наиболее распространенная длина якорных шнуров составляет 30-40 метров. Следует заметить, что многие, даже небольшие рыбацкие лодки всегда оснащаются вторым, дополнительным якорем. Дополнительный якорь также необходим для катеров и яхт.
Его предназначение – это более точное удержание судна на месте во время ветра или переменчивых течений. Вспомогательный якорь обычно имеет меньший вес, чем основной якорь.
Веревка для якоря ПВХ лодки: какая лучше?
Веревка для якоря лодки ПВХ
Перейдем к веревке, а точнее канате для якоря. Выбор подходящего каната для якоря стоит перед каждым уважающим рыбаком или просто любителем активного отдыха.
Все материалы из которых делают канаты можно разделить на две группы: натуральные (пенька, сезаль и др.) и синтетические (капрон, нейлон и др.).
Вы сейчас удивитесь, но синтетические канаты подходят лучше всего.
Синтетика практически не гниет в воде, активно противостоит солнечным лучам. Углубимся именно в синтетические материалы.
Характеристиками, по которым определяют качество каната, является толщина и разрывная нагрузка.
Исследования показали, что разрывная нагрузка должна в 70 раз превышать массу якоря.
Исходя из этого, делаем следующий вывод: троса толщиной 10 мм, разрывной нагрузкой свыше 1000 кг вполне достаточно.
Какова должна быть длина троса? — ответ очень прост, — в 4−5 раз длиннее, чем предполагаемая глубина места ловли. Длина троса пропорциональна силе удержания.
Если наблюдается сильный ветер, лодку будет сильно тянуть. Как раз в таких случаях длинный канат будет как никогда кстати.
Якорь не получается извлечь из дна, что делать?
Зачастую случается так, что якорь настолько зацепляется за дно, что его невозможно извлечь без обрыва каната.
Поэтому, любители поплавать на лодке придумали интересный метод извлечения якоря в таком случае.
К тренду закрепляется дополнительный канат, к его концу привязывают поплавок, пенопласт или пластиковую бутылку 0,5 л.
Благодаря пенопласту или поплавку, рыболов может точно определить, где лежит якорь.
В случае зацепа якорь извлекается за тренд, вспомогательным канатом.
Плавучий якорь для лодки ПВХ
Все большую популярность набирает плавучий якорь. Он представляет собою матерчатый экран в виде парашюта, отлично гасит парусность лодки в ветреную погоду.
Также значительно уменьшается дрейф. Бывают как заводские, так и самодельные плавучие якоря.
Самодельные представляют собою погруженные в воду ведра или куски брезента, сверху которого поплавки, а снизу привязаны грузики.
Плавучий якорь в форме парашюта очень удобный, ведь не занимает много места в сложенном состоянии, а это очень важно особенно на лодке ПВХ.
Веревки, леера, лини
Леера | Веревки | Фал | Лини | Намотки
У Вас имеется надувная лодка ПВХ? Тогда вам необходимо иметь на борту на непредвиденный случай специальный леерный канат или иную подходящую верёвку. Заказать их с выгодой вы можете в нашем интернет-магазине в Москве.
Перед отправлением на плавательном средстве на рыбалку или просто прогулку по реке, пруду или озеру, помните, что веревка в этих случаях будет являться универсальным предметом, так как она может понадобиться в самых разных экстренных ситуациях.
Преимуществами обращения за покупкой именно к нам являются:
, регулярно пополняемый
ассортимент
продукции;
— быстрая доставка по Москве, Московской области и в регионы РФ;
— помощь в выборе
— отменное качество товаров, так как мы сотрудничаем только с проверенными поставщиками;
— несколько вариантов оплаты;
Заказывайте товары для рыбалки, туризма и охоты у нас, звоните!
Леерный канат на лодку ПВХ и намотка якорная – необходимые атрибуты
Леер представляет собой специальное ограждение, без него не может обойтись ни одно новейшее плавательное средство. Родиной этого предмета являются Нидерланды. Изначально леером считали исключительно хорошо натянутый трос, вдоль которого можно легко и быстро двигаться при неблагоприятной погоде, но сегодня данное ограждение позволяет на высшем уровне обеспечить безопасность и помочь пассажирам без каких-либо проблем подниматься и спускаться с лодки. Кроме того, леер, если человек случайно поскользнулся, сможет предотвратить его падение.
Изделие защищает имеющиеся на борту приспособления от падения в воду, которое может случиться при экстренном торможении или негативных погодных факторах. А ещё леер позволяет существенно экономить пространство, так как крепления большинства аксессуаров для лодок рассчитаны на оснащение специальной леерной трубой.
Якорную намотку купить, а также леер вы можете прямо сейчас, оформите заказ в два клика мыши. Мы предлагаем разные виды леерных ограждений. Они классифицируются:
— от места монтажа (дорожные, судовые, балконные, кровельные и т.д.);
— от своего предназначения (страховочные, защитные, сигнальные, направляющие);
— от типа установки (разборные, стационарные, временные);
— от метода установки (сварные, сборные, опорные, навесные).
Чаще всего для обычной надувной лодки из ПВХ или катера приобретают стандартный судовой леер. Он представляет собой трос, который соединен с мини-кораблем с помощью соответствующего держателя.
Незаменимым элементом на любом малогабаритном судне является якорная намотка. Как правило, она производится из особо прочной и надежной полипропиленовой нити. Якорная намотка, как и веревка для якоря ПВХ лодки, отличается следующими положительными качествами:
— стойкость к износу;
— удобство в эксплуатации;
— изделие не режет рук;
— не подверженность соленой морской воде и солнечным лучам;
— намотка при использовании не повреждает борт лодки, выполненной из поливинилхлорида.
Якорный канат и особенности его выбора
Многие владельцы надувных лодок задаются вопросом, как правильно подобрать канат для установки на якорную конструкцию. При покупке этого приспособления нужно помнить, что якорный трос – это неотъемлемая часть экипировки каждого без исключения плавсредства.
Он необходим для надежного удержания, а также фиксации якоря на реке или озере, в том числе при сильном течении или порывистом ветре. Именно поэтому можно сделать вывод, что якорная цепь или веревка для этих целей вовсе не подходит. Хорошим выбором может стать канат из современного синтетического материала. Он, как и линь плоский, характеризуется многочисленными достоинствами по своей долговечности и прочности.
Обычно якорный фал изготавливают из капрона (нейлон, полиамид), а также из полипропилена или полиэстера. Любой такой канат не боится воздействия воды, прямых лучей солнца.
При выборе каната учитывайте то, что он при любых, даже самых сложных условиях должен гарантировать максимально быструю отдачу, а также подъем якоря. Для того он чтобы был готов к использованию 7 дней в неделю и не перекручивался, изделие нужно намотать на соответствующую катушку.
Как известно, спускание и подъем якоря на небольшую лодку выполняется вручную, поэтому сама веревка должна не выскальзывать из рук и быть удобной для удержания, как и линь плавающий. Канат ни в коем случае не должен вызывать каких-либо болевых ощущений и быть толщиной не менее 6 миллиметров. Этот фактор особо значим, так как от него зависит прочность изделия.
При покупке якорного каната необходимо знать, что снасть для подвязки якоря не должна быть слишком жесткой. Только в этом случае из нее будет легко завязать крепкий узел, который при сматывании не будет занимать дополнительное пространство на судне. Не забывайте, для безопасной якорной стоянки, веревка должна растягиваться в меру, так как при невысокой эластичности она не сможет оперативно гасить внезапные рывки мини-корабля.
Для безопасной эксплуатации судна длина каната для якорной стоянки должна быть в три раза больше глубины реки или озера, где планируется рыбалка. Специалисты рекомендуют увеличить примерно в два раза длину веревки лодки, например, при очень сильном течении или ветре.
Замечательным выбором для надувной лодки может стать канат, выполненный из полиамида или полипропилена. Последний характеризуется отличными плавучими показателями. Такой канат будет легко выловить из воды при внезапном его падении.
Важно: при любых обстоятельствах в роли якорного каната для судна неприемлемо применять простой шнур или веревку, так как они не смогут обеспечить должную безопасность на водоеме и способны очень быстро прийти в негодность.
Зачем нужен линь плавающий плоский?
Отправляясь с друзьями или близкими людьми на рыбалку в выходные, не забывайте положить в свой рюкзак или сумку верёвку 8 мм и линь, который является универсальным средством спасения. Он рекомендован для оснащения маломерных плавательных средств, а также незаменим в туристических походах, так как с его помощью можно оказать помощь утопающему и оперативно справится с экстремальной ситуацией на водоеме.
Благодаря хорошей плавучести полипропилена, из которого сделан этот элемент, он не тонет. Его обязательно будет видно на поверхности воды и в высокой траве или на берегу, так как линь имеет ярко-желтый. Удерживать такой шнур в руке очень легко и удобно – он отличается перекрестным плетением и шероховатой поверхностью.
В настоящее время такая веревка 6 мм производится двух разновидностей: плоская и круглая. Второй тип лини имеет полипропиленовый сердечник и выпускается в белом цвете.
Линь плавающий плоский подходит не только для спасения утопающих на воде, но и широко используется для шнурков и подвязок в подводном фото и видео оборудовании. Для этих целей изделие имеет удобные метки, которые дают возможность точно измерять глубину.
Решили оснастить свое судно по всем правилам безопасности? Тогда скорее обращайтесь к нашим менеджерам, они подскажут, какие предметы необходимо приобрести в первую очередь, включая веревку 10 мм.
Позаботьтесь о своей и безопасности пассажиров, которые отправляются вместе с вами на водную прогулку или рыбную ловлю, закажите необходимые приспособления – веревки, леера, лини. Оформите заказ сегодня!
Больше предложений в каталоге: Запчасти, комплектующие
Рекомендуем ознакомиться с категорией «УКБ, держатели, кронштейны для хранения спиннингов».
Как сделать якорь для ПВХ лодки своими руками
Так как покупка якоря требует определенных затрат, часто бывает, что рыбаки используют любые подручные средства металлические обломки, связки камней, бутылки наполненные песком в качестве тормоза.
Такие способы, малоэффективны, иногда имеют острые края, могут порезать материал лодки, громоздки, занимают полезное пространства. Сделать удобный якорь самому достаточно просто и не займет много времени.
Наиболее популярно среди рыбаков разборное устройство-кошка. Подобный якорь имеет легкую конструкцию, которую при сильно ветренной погоде можно дополнительно утяжелять.
Инструмент хорошо показал себя для закрепления положения плавсредств из ПВХ средней длины.
Для изготовления нужно приготовить следующие материалы: металлическую трубка длиной 25 см, диаметром 25−35 мм, пара монтажных колец, лист метала около 5 мм толщины для изготовления 2 полос со сторонами 4 см на 26 см, гайка и втулка.
С двух концов длинной трубы привариваем монтажные кольца для веревок. В трубку закрепляем втулку. Фиксируем полоски с помощью гайки.
Трубку можно залить свинцом для придания дополнительного веса. Нижнее кольцо и дополнительная веревка послужат, чтобы вытянуть устройство из дна.
Складная кошка имеет подобный внешний вид. Но благодаря подвижной муфте, шарнирному креплению каждого крючка может складываться.
Это делает якорь более компактным. Но требует больше времени на изготовление.
Якорный шнур для катеров и яхт
Эти маломерные суда имеют большую парусность за счет рубок и других надпалубных построек. У них повышенная вместимость, в них можно жить на воде. Все это выдвигает особые требования со стороны безопасности водных походов. Особая роль в оснащении катеров и яхт отводится якорному обеспечению и якорным шнурам.
Необходимо делать запас якоря по весу и запас якорного линя по прочности. Дополнительная длина якорного конца, никогда не бывает лишней. При сильном ветре, когда судно срывает с якоря, часто бывает достаточно вытравить дополнительные 15 метров якорного шнура. Это позволяет снизить нагрузку на якорь и стабилизировать ситуацию.
Постоянно, катер и яхта становятся на якорь для ночлега. Иногда на значительном удалении от берега. Особенно на водохранилищах. Естественно, что никто не несет ночную вахту. При резкой смене погоды возможен шквалистый ветер, резкое возрастание нагрузок и обрыв якорного шнура.
Это уже происшествие, даже если удалось избежать последствий.
Нужно заранее позаботиться о типе и размерах якорей (основного и вспомогательного). Так для катера с рубкой длиной до 10 м, вес якоря не должен быть менее 20 кг, а диаметр капронового шнура длиной до 40 м, должен быть не менее 12 мм. Для яхты такой же длины, нужен будет более мощный основной якорь весом 40 кг, а вспомогательный весом до 30 кг. Мощный капроновый шнур диаметром 14 мм и длиной до 60 м для каждого якоря должен дополнить якорное вооружение яхты. Перечисленные выше параметры взяты из нормативных документов и имеют обязательный характер.
Для владельцев больших маломерных судов необходимо помнить о надежности якорных шнуров, выбирать и покупать только лучшие и проверенные временем бренды.
Источник: hydrocom-ufa.ru
Бегучий такелаж: какие верёвки бывают на яхте
На парусной яхте очень много верёвок, которые опытные «морские волки» очень не любят называть «верёвками» и, как водится, дали им всем специальные морские имена. Но на самом деле всё не так уж сложно.
Max Krasnoperov
Читатьбольше постовэтого автора.
Max Krasnoperov
11 июн. 2020 г. • 6 мин. чтения
«Руки хочут шкотов» (орфография автора сохранена)
Дорогой друг, если ты заинтересовался тем, какие верёвки бывают на яхте и для чего они нужны, то ты оказался в нужном месте. Следи за мыслью, будет много терминов и объяснений.
Для начала определимся, чем отличаются рангоут, стоячий и бегучий такелаж. Рангоут — это основные элементы конструкции, которые несут паруса. То есть у обычной парусной яхты это мачта, гик и краспицы, также может присутствовать спинакер-гик и бушприт. Стоячий такелаж — это стальные тросы, которые служат для закрепления рангоута.
Тросы крепятся к топу (верхушке) мачты и крайним точкам корпуса: ванты по бортам, форштаг на носу, ахтерштаг на корме. Они устанавливаются один раз вместе с мачтой и настраиваются на круизных яхтах крайне редко. На гоночных яхтах используются для искривления мачты в какую-либо сторону, чтобы придать парусу необходимую форму в зависимости от ситуации.
Этот такелаж и называется стоячий, потому что большую часть времени он стоит и лучше его не трогать. Бегучий такелаж — это совокупность всех верёвок, предназначенных для постановки и управления парусами и рангоутом. Вот что это за зверь и куда он бежит мы сейчас и разберём.
Весь бегучий такелаж можно разделить на шкоты и фалы. Шкоты — это верёвки, которые производят действие в горизонтальной плоскости. Фалы, соответственно, в вертикальной, то есть подъём и спуск. Чтобы не запутаться в многообразии верёвок, давайте разделим их по парусам.
Начнём с переднего паруса — генуи (стакселя).
Стаксель-фал поднимает и опускает что? Правильно, стаксель. В случае, если установлена фурлинг-система для закрутки паруса вокруг штага, стаксель поднимают фалом и фиксируют надолго, снимают его только для замены и ремонта.
Всё управление и постановка паруса осуществляется шкотами. Правильнее, конечно, будет стаксель-шкот, но так уж повелось, что если вы услышите просто слово «шкот», то наверняка речь идет о стакселе. К «заднему» нижнему углу стакселя (это, как ни странно, шкотовый угол) крепятся одновременно два шкота, один на левый борт и один на правый.
Далее каждый шкот по своему борту проводится через каретку на погоне и через блоки выводится в кокпит на лебёдку. В зависимости от направления ветра, стаксель ставится на один из бортов. Например, если на левый борт, то нужно левым шкотом вытянуть парус из закрутки, аналогично — правым для правого борта. После установки рабочий шкот используется для настройки паруса.
Вкратце, если ветер сбоку или сзади, то шкоты ослабляют (травят) и дают парусу наполниться ветром, а если спереди, то натягивают (набивают) и делают парус более плоским. Когда яхта меняет галс и ветер переходит с одного борта на другой, то и стаксель нужно перенести на другой борт. С переносом вполне справится ветер, но для этого нужно вовремя ослабить шкот, который был рабочим, и вовремя натянуть и зафиксировать противоположный, а потом еще и настроить этим шкотом парус под новый курс к ветру. Обычно в команде этим занимаются два шкотовых матроса, от слаженной и умелой работы которых в итоге зависит скорость яхты.
У стакселей с закруткой есть еще одна примечательная верёвка — шнур фурлинга, его часто называют просто «фурлинг», хотя это название системы целиком. В то время как стаксель раскручивается при постановке, шнур фурлинга накручивается на барабан под стакселем. А когда требуется свернуть парус, нужно вытянуть шнур обратно, тем самым закручивая барабан и стаксель вместе с ним. Шнур фурлинга проходит через стопор, с помощью которого можно его зафиксировать и предотвратить дальнейшее раскрытие стакселя. Этим пользуются, когда нужно уменьшить площадь паруса и раскрыть его не полностью.
Переварили? Продолжим. Второй парус называется грот и названия, конечно же, с этим связаны. Большинство верёвок грота выведены в кокпит и проведены через блоки стопоров, получивших название «пианино» из-за схожести с клавишами музыкального инструмента. Ну и фалового матроса, работающего с этим верёвками, называют не иначе как «пианист».
Если команда большая, то часто там занято два человека.
Грота-фал — поднимает и опускает парус за верхний (фаловый) угол. В системах с закруткой грота в мачту фал используется, как и в случае со стакселем — только при установке или замене паруса, в остальное время он находится в натянутом положении и прочно зафиксирован. В классической системе с латным парусом, а также при закрутке в гик, фал используется для штатной постановки и снятия, а также при уменьшении площади грота.
Грота-шкот — растягивает грот вдоль гика. В классической системе обычно зафиксирован, но им можно регулировать натяжение. Бывают ситуации, когда для настройки паруса необходимо ослабить натяжение по его нижней стороне. В системе с закруткой в мачту грота-шкот вытягивает парус из мачты и, естественно, регулирует натяжение по нижней стороне.
Гика-шкот (грота-гика-шкот) — верёвка или система верёвок, определяющая, насколько гик может отклониться от своего центрального положения по горизонтали, то есть от центра вбок. Центральное положение гика соответствует диаметральной плоскости яхты (это если провести воображаемую линию от носа к корме ровно посередине). Гик вместе с парусом представляет собой флюгер и стремится встать по направлению ветра, уйти с диаметральной плоскости, но тогда парус перестанет работать и превратится в огромный флаг, реющий на ветру. Гика-шкот противодействует давлению ветра и притягивает гик ближе к центру, позволяя тем самым парусу наполниться и корректно работать. Важно понимать: если притянуть гик сильнее, чем требуется, то ветер будет стремиться наклонить яхту, а не способствовать ее продвижению вперёд.
Оттяжка гика — регулирует положение гика в вертикальной плоскости, на круизных яхтах часто верёвка дополняется гидравлической системой. Влияет на форму паруса и его правильную работу, в зависимости от силы и направления ветра.
Риф — верёвка, протянутая через отверстия в гроте, расположенные по линии, параллельной гику. Риф позволяет притянуть грот к гику в местах крепления, сократив тем самым площадь парусности при сильных ветрах. Процесс уменьшения парусности называется рифлением, также говорят «взять рифы». Применяются в классической системе постановки грота. На один парус обычно устанавливают 2 или 3 рифа.
Ну и бонусом верёвки, которые вам точно встретятся на парусной яхте, хоть они и не относятся к бегучему такелажу.
Топенант — верёвка, которая идет от топа мачты к свободному концу гика. Служит исключительно для того, чтобы гик не упал под своим весом, если грот убран. При постановке парусов топенант немного ослабляют, чтобы он никак не влиял на работу грота. Часто топенант используется для крепления флагов на регатах и мероприятиях.
Швартовы — верёвки, которыми привязывают яхты к берегу, пирсу, другим яхтам.
Шпринг — швартов, заложенный перекрёстно, например на нос яхты и на берег в районе кормы.
Вот тот парень на борту уже все запомнил. А ты? =)
Источник: insailing.ru