Какую роль выполнял рог у шорца охотника

Принципы охотничьего промысла Шорцев

Принцип иноговорения действовал и во время охотничьего промысла. Живя в тайге, люди соблюдали ряд правил, регламентировавших их быт и речевое поведение: ведь они временно находились на территории, закрепленной за родом, но одновременно являющейся собственностью могущественного духа, владельца всех промысловых зверей, хозяина гор и лесов. В этом мире нельзя было употреблять имена собственные для обозначения диких существ, природных объектов, орудий охоты и т. п. Требовался особый язык, а привычные обозначения на время как бы забывались. Согласно хакасскому обычаю, охотники, разговаривая друг с другом, называли животных «секретными» именами: медведя — тир тон ‘овчинная шуба’; волка — узун кузрук ‘длинный хвост’ и т. д.

Удаляясь от жилища хотя бы на время, человек обретал статус иного существа. Преодолевая силу притяжения мира культуры, охотники для оставшихся дома людей временно превращались в чужаков. Чтобы не причинить промысловикам вреда, близкие остерегались произносить их имена. Нельзя было играть, веселиться, ругаться из опасения, что артель останется без добычи .

КАК ТОП 1 РОГА AKROLOLZ ЗА 100.000р СРАЖАЛСЯ! WoW

Инаковость охотников, отринутых от мира культуры (а порою «связанных» с хозяевами тайги брачными узами), проявляется также в ритуале возвращения с промысла. Как сообщает Л. П. Потапов, «самый момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока ,,пот не высохнет”.

В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа». Примерно так же регламентировалось пересечение границы миров человеком, побывавшим в запредельном, чужом мире. Возвращение с охоты как бы с противоположным знаком повторяло исходную ситуацию перемещения в иной мир.

История Шорского народа

Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами.

Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом. В XVII веке Южная Сибирь была покорена русскими казаками. Приводя шорцев в русское “подданство“, русские воеводы вначале выдавали шорским паштыкам (старостам) владельные грамоты и указы, признающие и закрепляющие права шорцев на те или иные земли.

Но когда Южная Сибирь была покорена полностью, эти земли были объявлены собственностью царя, а владельные грамоты были отобраны. Шорцы платили дань (ясак) русскому царю пушниной. Охотничьи территории были поделены между родами. После прихода русских шорцам было запрещено заниматься металлургией и кузнечеством, чтобы их противники — джунгары и кигризы — не могли заказать у шорцев военные доспехи и снаряжения.

WoW нубо-гайд — Выбор профессии

Предки шорцев жили родами. Отцовский род у шорцев управлялся на демократических началах. Во главе родовой общины стоял паштык, который выбирался на родовом собрании. Родовое собрание считалось высшим органом рода. Оно решало все важнейшие общие дела: выборы паштыка, раскладку албана, а затем ясака, принятие христианства.

На общих собраниях происходили и судебные разбирательства, например, судили воров. Во время суда народ выбирал 6 человек, чаще умных стариков, которые вместе с паштыком судили. О своем решении спрашивали народ “чарар ба” (согласны ли). Если большинство говорило “чарар”(согласны), то достигалось соглашение было достигнуто, если нет, то дело разбиралось снова. Решение, которое принималось на собрании, подлежало обязательному выполнению.

По своей религии шорцы были шаманистами. Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир был разделен на три сферы: небесную землю, где находится высшее божество Ульгень; среднюю землю, где живут люди; и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов — хозяев тайги, гор, рек, озер.

Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана — особого избранника божеств. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню.

В годы советской власти в 1926 году на территории, где проживали шорцы, был создан Горно-Шорский национальный район. За годы его существования многое было сделано в области образования шорцев, развития культуры, появилась национальная интеллигенция, стали выходить книги и учебники на шорском языке.

Но, на беду, Горная Шория оказалась богатой полезными ископаемыми: углем, железной рудой, золотом. В конце 30-х годов в Шорию стало прибывать население из других мест для работы на горнодобывающих предприятиях. В 1939 году Горно-Шорский национальный район был ликвидирован. С этого времени началось этническое развитие шорцев вспять.

Перестали выходить книги на шорском языке, прекратилось преподавание шорского языка. Во время репрессий, а затем войны были уничтожены лучшие представители шорцев. После войны началась новая волна бурного промышленного освоения Горной Шории, наблюдался большой приток пришлого населения, ассимиляция шорцев, утрата языка и традиций. Горная Шория была покрыта сетью исправительно-трудовых колоний, что отрицательно сказалось на нравственном состоянии шорцев.

В конце 80-х — 90-х годов началось движение за возрождение шорского народа, его языка и культуры. Были созданы общественные организации в городах и Ассоциация шорского народа.

Благодаря их работе, в городских администрациях были введены должности заместителей глав администраций по национальному вопросу, был создан областной комитет по национальному вопросу, в 1993 году шорцы были отнесены к малочисленным народам Севера. Первые успехи движения были обнадеживающими.

На шорцев оказала свое действие Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 — 1995 годы: была открыта кафедра шорского языка, стали проводиться традиционные шорские праздники Пайрамы, в школах стали преподавать шорский язык. Но нерешенных вопросов еще много, самый главный — это вопрос о земле, о территориях традиционного природопользования, о выплате компенсации за нарушенные земли и уклад жизни. Власти не желают решать этот вопрос. Мало того, в январе 1996 года был сокращен областной комитет по национальному вопросу, который координировал эту работу.

Статистика

· 3 представителя из 14057 человек шорского населения России не знают русского языка.

5. Список использованной литературы:

1. Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944 — 1975 гг. Л., 1981. 100 с./Андерсон Т.В. (сост.)

2. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. Кемерово, 1989. 189 с./Кимеев В.М.

3. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12./Соколова З.П.

4. Алтае-саянские тюрки. Абакан, 1947./Ярхо А.И.

5. Сибикин В.В. «Мыски» 1978г. Кемерово.

6. Сорокин М.А. Земля Кузнецкая; К., 1992 год.

7. Газета: «Кузнецкий край»; «Кузбасс»; «Тайдон» — юбилейные выпуски к 60-летию Кемеровской области.

Источник: poisk-ru.ru

Для чего у каждого шорца-охотника имелся на поясе коровий рог?

Если бы я сегодня увидел человека, у которого на поясе весит коровий рог, то я бы подумал, что это заядлый рыболов. По тому, что только они знают, что обожженный в костре рог коровы, опущенный в воду, действует на рыбу лучше любой приманки.

Но я в свое время, имел возможность побывать в экомузее-заповеднике «Тюльберский городок», где видел в экспозиции натруску – это такой шорский охотничий пояс времен начала 19-го столетия, с ремнем (портупеей) идущим через плечо, с подвешенными на поясе пороховницами из коровьего рога, пистонницами, сумочками для пыжей и дроби.

Читайте также:  Как сделать uv развертку в 3ds max

Но использовался этот коровий рог не только как хранилище для пороха, а ещё и как приспособление (воронка или лейка) для засыпания пороха в канал ствола охотничьего ружья.

Дальнейший мой ответ, конечно уже не касается поставленного вопроса. Но меня просто «распирает» поделиться с читателями своими знаниями о том, что на Руси, коровий рог использовали также:

  • при псовой охоте, в качестве горна, с помощью которого подавались команды собакам;

  • использовался коровий рог охотниками ещё и как манок, для имитации крика птиц;

  • ну и конечно же, использовался коровий рок и в качестве кубка для питья.

Источник: www.bolshoyvopros.ru

Всем селом – за медведем. Как охотились телеуты и шорцы?

Шорские охотники всегда считали, что медведь понимает человека, и старались его обмануть.

Действительно, шорцы любили охоту в XVI веке, когда она была одним из основных способов добычи пищи. За что её любят и сегодня, разбиралась корреспондент «АиФ – Кузбасс».

Инстинкт зверолова

До XVII века на охоту шорцы уходили с луком, самострелами и капканами. Ружьё у аборигенов появилось лишь с приходом русских. Это, конечно, упростило жизнь охотников, ведь всё-таки легче медведя застрелить, чем воевать с животным с помощью лука. А битвы с хозяином тайги были нешуточные.

Вопрос-ответ

Шорцы забывали всё на свете, когда уходили на промысел. Уходили, как правило, не на неделю, а на несколько месяцев. Вот, что пишет о шорских охотниках Василий Вербицкий, миссионер Алтайской духовной миссии: «При покупках и продажах они простодушно поддаются всякому обману и не в состоянии отличить ложь от истины, а в лесной сфере проявляется в них необыкновенная сметливость: на быстром беге при множестве следов зверя охотник читает по ним, как по грамоте». Об охотничьем инстинкте пишет и основатель Новокузнецкого музея Дмитрий Ярославцев: «Шорцы всегда таковы: малейший повод кого-нибудь поймать, застрелить выводит их из состояния апатии, и они становятся энергичными».

Владимир Поддубиков

Конечно, с приходом русских в жизни шорца, да и телеута, изменилось многое. Например, они стали держать скот, сажать огороды. Ещё больше изменений произошло, когда в 1920 г. до Горной Шории дошла советская власть. «У охотников появилась сначала кооперация, а вместе с ней и план добычи пушнины. Возникли охотничьи артели, которые затем превратились в коопромхозы.

Однако суть охоты не изменилась. Ведь и раньше охотники объединялись, чтобы пойти охотиться, например, на лося или медведя», – рассказывает Владимир ПОДДУБИКОВ, этнограф, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией этносоциальной и этноэкологической геоинформатики КемГУ.

Охотничьи приметы

Владимир Челухоев

Историк Ирина УЛАГАШЕВА пишет, что в 1950 г. в одном только Мысковском районе насчитывалось 100 профессиональных охотников. Перед уходом на промысел охотники приглашали родственников, пили медовуху. Исследователь приводит слова старожила, что, выходя ранним утром из дома на охоту, мужчины осматривались по сторонам.

Если вдруг по дороге шла женщина с пустым ведром — всё пропало, охоту приходилось откладывать. Владимир ЧЕЛУХОЕВ, основатель и хранитель бековского этнографического музея «Чолкой», рассказывает, что и телеуты женщинам не доверяли. Так, если женщина ненароком переступила через ружьё или даже просто взяла в руки охотничье снаряжение, то от похода в тайгу в этот день сразу отказывались.

Телеуты считают, что огонь очищает душу, поэтому к нему у них трепетное отношение, и даже существует обряд кормления огня.

А вот хорошей приметой считался снегопад. Ведь снег заметёт все следы охотника. Кстати, шорцы на охоте использовали только особый язык.

Его описала этнограф, тюрколог-лингвист Надежда ДЫРЕНКОВА: «Охотники считали, что как хозяин гор, так и сами звери слышат всё то, что говорят о них, и, чтобы звери не успели скрыться, а хозяин гор – запрятать свой скот, они избегали называть зверей их обычными именами и называли иносказательно. Например, соболя (кищ) – окунем (алабура), самцом (аскыр аң), медведя (азыг) – стариком (апшак). Запрещалось во время промысла также называть обычными именами домашних животных, людей, утварь».

Ждали всем селом

Ирина Улагашева приводит такой рассказ старожилки: «Семьи охотников первые четыре недели после ухода отцов на охоту жили спокойно, а затем начиналось ожидание их возвращения. Мама ставила медовуху, пекла пирожки, которые хранили на случай возвращения отца в подполье (затем их резали поперёк на кусочки и обжаривали на масле).

По лицу возвращавшегося охотника сразу было понятно, была ли охота удачной. Кроме пушнины отец приносил нам, детям, вкусный гостинец — копчёные беличьи тушки, которые отец коптил на костре вечерами после тяжёлого дня. Вся деревня радовалась хорошей добыче. Охотники устраивали вечеринки, рассказывали об охоте и слушали новости односельчан. Сдав пушнину в заготовительную организацию, отец получал продукты: муку, крупы, сахар…».

Как выглядел шорский охотник?

Ирина Улагашева в статье «Из истории охоты» пишет, что на охоту шорцы надевали удобную лёгкую одежду и обувь, например, мягкие кожаные сапоги «одуг», которые под коленками подвязывали верёвками. Уходили на охоту на лыжах. Их делали из берёзы и черёмухи, подшивали шкурой, снятой с ног животных (например, конской, маральей, оленьей, а в старину даже шкурой выдры). Вместо лыжных палочек использовали «посох»: палку, нижний конец которой имел форму выгнутой лопатки. Такой палкой можно было не только разгребать снег, но и черпать воду из проруби, разводить талкан, а также использовать вместо чашки.

«Мы в детстве на каникулах приезжали в гости к бабушке с дедушкой в Казас. Помню, заберёмся на печку и слушаем рассказы охотников до утра. Так было интересно! С пустыми руками обычно с охоты не возвращались. Добывали медведей, лосей, коз, бурундуков.

В тайгу дедушка один не ходил (разве только на зайцев), обычно собирались сразу несколько охотников. Запомнила случай, когда на охоту ушли трое. Хоть и опытные охотники, но они не услышали, как сзади подошёл медведь. Одному удалось залезть на дерево, второй успел убежать, а вот третьего хозяин тайги задрал.

Но даже после этого дедушка не перестал ходить на охоту», – рассказывает жительница Междуреченска Ирина СЛАВЕЦКАЯ. «Папа с товарищами на охоту уходили в конце октября, а приходили только в конце ноября. В тайге у них была избушка.

Копчёная белка — вкусный гостинец с удачной охоты.

Лучшая защита от медведя - не приглашать его к себе.

Раз в неделю, а то и реже приходил кто-то один за едой. Все возвращались только после того, как завершат сезон. Приносили много соболей», – добавляет междуреченка Светлана ТОРЧАКОВА. Мясо шорцы и телеуты варили или жарили, а также делали из него различные деликатесы и пироги. И у каждой хозяйки сегодня есть свои рецепты традиционных блюд.

Схватка в тайге

Вениамин Борискин

О том, как рисковали охотники, рассказывает писатель и охотник Вениамин Борискин.

В посёлке Казас в июне 1972 г. медведь задрал корову. Опытный медвежатник Бабушкин (он к тому времени «победил» 49 медведей) поставил на хозяина тайги петлю. Через несколько дней пришёл проверить и обнаружил, что зверь ушёл вместе с ней. Идти на него в одиночку не решился, потому вернулся в деревню. Т. к. день был рабочий, мужиков в посёлке было мало.

Поэтому пришёл он к моему дяде. А он на охоту никогда в жизни не ходил — рыбаком был. Помочь согласился. Взял у соседа двустволку и пошёл на медведя. В тайге разделились. Вдруг дядя услышал треск, повернулся – а там огромный медведь! Только собрались с товарищем стрелять, как медведь прыгнул.

Читайте также:  Что означают цифры на спиннинге

Охотника он разодрал сразу, затем бросился на дядю. Спасло его только то, что что-то попалось под руку, и он этот предмет засунул зверю в пасть. Руку, правда, медведь подрал. Разодрал щёку сильно. Зверь закашлялся, а дядя успел уползти. А затем смог подняться и убежать. Видимо, страх силы придал.

Вся деревня потом пошла зверя ловить! И изловили.

Смотрите также:

  • «Для них сезон всегда открыт». Почему охотники становятся браконьерами →
  • Кара от волосатой лапы. Почему медведи нападают на людей? →
  • В Кузбассе добрались до «краснокнижных»? →

Источник: kuzbass.aif.ru

Большой этнографический диктант 2020 года — Кемеровская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Кемеровская область

Кемеровская область

Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43 г. «Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР».

«Дочь Салаирского края», «Ожидание», «Приехал художник», «Девушка из Шанды» — это названия картин кузбасского художника Александра Николаевича Кирчанова.

Он изобразил женщин одного из коренных малочисленных народов Кемеровской области. Какой это народ?

Телеуты стали героями творчества, а их образы – визитной карточкой мастера.

Характерен для Кирчанова выбор жанров: тематическая картина, портрет – они были самыми востребованными в советском искусстве.

Правильный ответ: Телеуты

В Кузбассе большая часть представителей этого народа проживает в Прокопьевском районе.

Например, жители села Большая Талда – потомки переселенцев из Могилёвской области. В этом селе много лет назад создан семейный ансамбль «Лявониха», который сохраняет традиции народного пения. О каком народе идёт речь?

Могилёв — родина белорусов, Лявониха — парно-массовый белорусский народный танец.

Правильный ответ: Белорусы

Лодка любви Тихо плывет по Мрассу… Лишь где-то крылатая рыба, К небу рванувшись, Исчезает снова в синей бездне.

Это стихотворение известной шорской художницы, поэта и научного сотрудника СО РАН о своей малой родине – Горной Шории. Как зовут эту талантливую женщину?

  • Барто Агния Львовна
  • Арбачакова Любовь Никитовна
  • Чигарёва Зинаида Александровна
  • Ян Тамара Германовна

Различие этих пространственных и временных искусств не допускает полного перевода смысла, но он и не нужен, наличие непереводимого становится смыслообразующим фактором». Концептуальная мысль как для понимания живописи Л. Н. Арбачаковой, так и ее поэзии.

Правильный ответ: Арбачакова Любовь Никитовна

Российский скульптор, заслуженный художник Республики Бурятия Даши Намдаков создал

для одного из народов Кузбасса символичный монумент, который объединил все сакральные знаки традиционных верований и воззрений этого народа. Как называется монумент?

  • «Золотая Шория»
  • «Память шахтёрам Кузбасса»
  • «Колыбель»
  • «По стопам отца»

Теперь у Горной Шории есть свой собственный особенный символ, который вызывает у людей светлые добрые эмоции, гордость за свои корни, культуру и традиции, а также чувство любви к Родине.

Правильный ответ: «Золотая Шория»

Представители этого народа занимают второе место по численности в Кузбассе.

Одни из них, например, жители села Зимник, связывают своё происхождение с потомками Белой Орды, которые составляли ядро Сибирского ханства в XVI веке. Другие представители этого народа, например, из села Тёплая речка, — потомки переселенцев с берегов Волги. О каком народе идёт речь?

  • Украинцы
  • Калмыки
  • Русские
  • Татары

Вот данные о населении Кузбасса (первые 5 мест по численности):

Русские — 2 536 646 человек
Татары — 40 229 человек
Немцы — 23 125 человек
Украинцы — 22 156 человек
Шорцы — 10 672 человек

Правильный ответ: Татары

В Кемеровской области проживает более 150 различных народов.

Установите соответствие: народ – численность представителей на территории Кемеровской области по данным переписи 2010 года. Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т. д.
Надо выбрать из предложенных значений: 2 536 646, 10 672, 22 156, 23 125, 40 229

Правильный ответ: 2 536 646 — Русские, 10 672 — Шорцы , 22 156 — Украинцы , 23 125 — Немцы , 40 229 — Татары

У каждого шорца-охотника имелся охотничий пояс-натруска.

К нему приторочены кожаная сумочка для пыжей и обработанный коровий рог. Какую роль выполнял рог?

  • Охотничий талисман
  • Фляга для воды
  • Пороховница
  • Совок

НАТРУСКА – охотничий пояс с черезплечным ремнем с подвешенными пороховницами из коровьего рога, пистонницами, сумочками для пыжей и дроби.

Правильный ответ: Пороховница

Начиная с XVII века русские крестьяне и служилые люди активно переселялись в Сибирь.

Они сохраняли на новом месте традиции ведения хозяйства и постройки дома. Под влиянием русских коренное население стало сооружать дома, похожие на русские. Какой тип жилища переняли коренные народы?

  • Землянка
  • Мазанка
  • Рубленая изба
  • Юрта

В домашнем быту шорцев под влиянием русских произошли боль­шие изменения. Широко распространилась у шорцев русская срубнан изба, несравненно более теплая, удобная и гигиеничная, а с ией п соответствующая домашняя утварь (столы, скамьи, табуреты, кровати, шкафчики, посуда и др.) и хозяйственные постройки (амбары, загоны и стойла для скота).

Правильный ответ: Рубленая изба

Переселение представителей этого народа в Россию началось с двух основополагающих указов Екатерины II: Манифеста 1763 г. о приглашении иностранцев и Указа 1764 г. о порядках в колониях иностранных.

В Кузбассе этот народ занимает 3-е место по численности. Его представители сохранили уникальные традиции, например, украшение стен «шпрухами» — красочно оформленными изречениями религиозного содержания, праздничный пирог с посыпкой «ривелькухе», а также большое трудолюбие и рациональный подход к решению хозяйственных и производственных вопросов. О каком народе идёт речь?

Шпрухами у немцев называют панно, изготовленные из ткани, бумаги, дерева и т.д., с изречением религиозного содержания (фразой или четверостишием из Библии, обращением к Богу и др.).

Правильный ответ: Немцы

В развитие промышленности Кузбасса большой вклад внесли люди разных национальностей.

Один из них — Александр Константинович (Аваскаль Карлос) Барредо — легендарный горняк, полный кавалер знака «Шахтерская слава», кавалер золотого знака «Шахтерская доблесть», почетный гражданин Кемеровской области. Большая часть его трудовой биографии связана с угольной промышленностью. Какой национальности этот знаменитый кузбассовец?

  • Украинец
  • Испанец
  • Мексиканец
  • Кубинец

Барредо Александр Константинович (Аваскаль Карлос) (1930-2016) выдающийся деятель угольной промышленности СССР, современной открытой угледобычи, «русский испанец», почетный гражданин Кемеровской области.

Правильный ответ: Испанец

Источник: coolotvet.ru

Традиционные занятия шорцев

Медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа» создан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры РФ (государственный контракт 6269-01-41/14-14 от19.12.2014 г.)

Принято выделять у шорцев конца Х1Х – начала ХХ вв. две этнографические группы: северную лесостепную «абинскую» и южную горнотаёжную – «шорскую». В основу выделения этих групп положены, главным образом, особенности хозяйства и уровень социально-экономического развития населения. Так у южных шорцев главным занятием продолжали оставаться охота, ручное земледелие, собирательство и рыболовство, а у северных преобладало стойловое скотоводство и земледелие. Кроме того, значительная часть северных шорцев стала заниматься торговлей и сбытом глиняной посуды, плетением сетей.

Рыболовство было сезонным и имело товарный характер. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк.

Читайте также:  Шок лидер для фидера что это

Основным орудием лова были сети, которыми окружали участок реки и, заплывая в образованный круг на лодке, шестами загоняли рыбу. Роль поплавков в сетях выполняли дощечки длиной 48 см, шириной 10 см и толщиной 2,5 см; роль грузила – камешки, привязанные к нижней тетиве. Длина сетей достигала 40-60 м.

На малых реках крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей.

Земледелие было развито повсеместно: плужное – у северных шорцев, и мотыжное – у южных. При плужном земледелии использовались деревянная соха с железным наконечником, деревянная борона, серп. Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овёс, коноплю, картофель.

Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений – корней кандыка, сараны, пиона, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод. Орудием для выкапывания корней и клубней этих растений служила корнекопалка «озуп», состоящая из черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.

С развитием товарных отношений и торговли в начале ХХ в. широкое распространение получил сбор кедрового ореха. Сезон начинался в середине августа и продолжался до первого снега. В кедровниках у каждой семьи был свой балаган. Из орудий промысла использовались: тёрки «паспак», молотки-колотушки «токпак», сита «элек», веялки «саргаш», лукошки для переноса ореха «тергеш» (см. рис.1.).

Рис.1. Орудия промысла по заготовке кедрового ореха. Из фондов музея этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Скотоводство у шорцев было развито довольно слабо. Причина – отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов.

Ведущей отраслью производства у южных шорцев с древних времён считалась охота на зверя.

Промысловые угодья тайги были поделены между отдельными родами. Охотились они обычно «в своей тайге», лишь в исключительных случаях заходили на территорию соседних родов, откуда брали себе жён. Промысел состоял из двух периодов: осеннего и зимне-весеннего. Шорцы – пешие охотники.

Добыча и инвентарь осенью и весной перевозились обычно на нартах «шанак», а зимой по рыхлому – на волокушах из шкуры лошади «сюртка». Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках. Охоту в зимний период они проводили на лыжах.

Лыжи делали черёмуховые, полозья их обивали шкурой с голени лошади. Рулём при спуске с гор служили универсальная деревянная лопатка «каек» или «курчек», которой также отгребали снег при постройке балагана и установке капканов (рис. 2.).

Через плечо охотника была переброшена сумка из телячьей или барсучьей шкуры мехом наружу, ремень – портупея с набором охотничьих принадлежностей (пороховницы из рога, кожаного мешочка для пистонов и дроби, мерки из рога или дерева). Также брали они с собой берестяные табакерки или кисеты с трубкой. На поясе у охотника всегда висел нож в деревянных или кожаных ножнах.

Рис.2. Охотничьи лыжи. Из фондов музея Этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк)

До появления оружия орудиями охоты на мелкого пушного зверя служили лук «чачак» и стрелы «соган».

Расположившись на ночлег в балагане, охотники закрывались куском холста, подстилая под себя телячью кожу.

Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таёжные балаганы.

Охотничьи балаганы сооружались с осени и были двух типов: жердчатые – временные, в которых жили одну-две недели и срубные –бревенчатые, рассчитанные на сезон или несколько.

Вокруг срубного балагана каждое лето снималась кора с деревьев, в результате чего последние засыхали и шли на топливо. Для постройки временного балагана срубали несколько пихт и прислоняли к раскидистому наклонному кедру. Затем внутри балагана вырубали ветки и настилали их на очищенное до земли и прогретое костром дно. Сверху сооружение заваливалось снегом.

У входа в балаган складывали дрова, поодаль строили из жердей лабаз для инвентаря и провианта. На ночь охотники располагались по обе стороны костра, сложенного в длину от входа до противоположной стены балагана.

Охотничий промысел у шорцев был насыщен религиозными элементами. Он представлялся чем-то священным. В отношении его не допускали насмешек, хвастовства, вранья. Отправляться на промысел нужно было чистым. Даже момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока пот не высохнет.

В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа. Примерно так же регламентировалось пересечение границы миров человеком, побывавшим в запредельном, чужом мире. Возвращение с охоты как бы с противоположным знаком повторяло исходную ситуацию перемещения в иной мир.

Встречая кого-нибудь, считали лучше повернуться спиной к встречному. Никому не разрешалось пересекать охотникам дорогу.

Охотничьи артели чаще всего состояли из 4-6 человек. Некоторые артели брали с собой в тайгу сказителя, который днём готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра «пел» сказки не столько для «анчи-кижи», сколько для того, чтобы умилостивить духов-покровителей охоты. Добытая пушнина или деньги, вырученные за неё, делились поровну между всеми членами артели, включая сказочника.

У северной части шорцев главным занятием было кузнечество. Оно настолько было характерным для шорцев, что их долго называли «кузнецкими людьми», район их обитания «Кузнецкой землёй». Шорцы, ещё в начале XVII в., не только ковали из железа различные изделия, но сами добывали и плавили железную руду.

Железную руду предки шорцев находили на поверхности гор слоями или по долинам рек под дерном, а потом доставляли на плотах по рекам или на вьючных лошадях к месту плавки. Использовались несколько типов плавильных печей различной формы (яйцевидной, конусообразной, сферической) и диаметра (до 50 см.; около 1,5 м.).

Из полученной крицы-куска, используя зубила, клещи и железные молотки, ковали наконечники стрел, копья, панцири, сабли, удила, тавра для лошадей, мотыги-абылы, котлы, кувшины, кольца, серьги, раскаляя заготовки на древесных углях с использованием таких мехов, как при плавке. Традиционные плавки шорцев по некоторым источникам сохранялись до середины Х1Х в. [Кимеев В.М. Традиционные ремесла шорцев // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. — № 4-1 (56). – с. 28].

В конце XIX – первой четверти ХХ в. у шорцев, проживавших по соседству с переселенцами, появлялись мастера, овладевшие кузнечным ремеслом от русских. Набор кузнечного инструмента у всех был универсальный: молот, наковальня, молоток-ручник, клещи, перка, щипцы, зубило, оправка и т. п. Местные кузнецы ковали детали для сельскохозяйственных орудий – наконечники для сох, рабочие части для литовок, серпов, лопат, топоров, ножей [там же, с. 29].

В это время шорцы-мастера каждого крупного улуса обзаводились типичным для русской кузнецы инвентарем – наковальней и мехами, выковывали или покупали клещи, ручники, кувалды, зубила. Помимо подковки лошадей ковали необходимые детали для сельскохозяйственных орудий – наконечники для мотыги и сохи, рабочие части для литовок, серпов, лопат, топоров, вил. Ковали свой собственный кузнечный инструмент и на заказ плотникам и столярам детали охотничьих ружей. Эта устоявшаяся традиция сохранялась и в колхозный период вплоть до начала 1970-х гг [там же, с. 30].

Навигация по разделу:

  • Традиционные занятия, промыслы и ремёсла:
  • Традиционные занятия шорцев;
  • Традиционные занятия телеутов;

Источник: nsfo.kemguki.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...