Какую подводную лодку подняли американцы

55 лет назад, 8 марта 1968 года, в северной части Тихого океана на глубине более 5000 м затонула советская ракетная дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) К-129 проекта 629А с тремя баллистическими ракетами Р-21 комплекса Д-4. Поиски лодки результата не дали. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.

В 1974 году в результате тайной операции ЦРУ при помощи специально построенного корабля «Гломар Эксплорер» с устройством подводного захвата корпуса лодки американцами была поднята носовая часть подводной лодки. Свою версию этих событий описал французский писатель и журналист Жан Ноли (Jean Noli). Портал Sudostroenie.info публикует его статью, посвященную секретной операции.

Подводная лодка-призрак, невозможная задача.

Далее приводится полный рассказ о невероятной операции в духе романа о Джеймсе Бонде, выполненной ЦРУ для подъема советской подводной лодки, затонувшей на большой глубине.

На 28° северной широты и 153° западной долготы, почти на траверзе Гонолулу, длинная черная масса прорезает длинную зыбь Тихого океана. На поверхность поднялась подводная лодка, с которой струилась вода. Ее дизеля мощностью 6000 л.с. начинают регулярно стучать на малом переднем ходу. Открывается крышка люка большого ограждения рубки: офицер и два вахтенных матроса располагаются в ограждении и осматривают в бинокль огромные просторы океана.

США Обделались! «Опасные» Российские Пилоты Перепугали американцев!

Длинная черная стальная сигара является советской подводной лодкой типа G, выполняющей задание. Ее длина составляет 106 м, ширина — 6,6 м, водоизмещение — 2350 т, вооружение: 6 носовых торпедных аппаратов, 4 кормовых торпедных аппарата, заряженных торпедами с ядерной боеголовкой, 3 баллистических ракеты с термоядерным зарядом; экипаж лодки: 12 офицеров и 74 матроса. В то время как она маневрировала с целью перезарядки аккумуляторных батарей большой емкости, в радиорубке техники готовились к сеансу связи с базой во Владивостоке, который является единственным советским портом на севере Тихого океана свободным ото льдов даже зимой.

Шифровальный аппарат быстро печатал цифры. Военный корабль плавно покачивался на волнах.

Вдруг гигантский взрыв потрясает воздух. Черный форштевень поднимается к небу. Эхо взрыва долго гремит над океаном.

После взрыва носовая часть погружается, поглощенная океаном. Раздаются последующие взрывы, заглушаемые огромной массой воды. Огромный пузырь появляется на поверхности океана и лопается в фантастическом водовороте, затем Тихий океан скрывает все, и его тяжелое равномерное дыхание восстанавливается. Шпангоуты разрушены, заклепки вырваны страшным давлением воды и длинный стальной гроб ложится на глубину около 5000 м.

В июне 1968 г. подводная лодка исчезла со всем экипажем. Советскому командованию требуется определенное время для того, чтобы понять масштабы драмы, которая произошла менее чем за одну минуту. В течение 6 недель в предполагаемом секторе катастрофы патрулировала флотилия траулеров, снабженных локаторами.

Напрасно, приборы не зарегистрировали никакого сигнала. Советская флотилия, за которой наблюдали разведывательные самолеты ВМС США, возвращается в свои районы лова, на расстоянии почти 300 миль к северо-западу.

Сверхсекретный проект “Азориан”. Как США подняли со дна советскую подлодку

Модель ДЭПЛ проекта 629А / Фото: Sudostroenie.info

Модель ДЭПЛ проекта 629А / Фото: Sudostroenie.info

Американцы принимают эстафету. В ВМС США точно известно местонахождение погибшей подводной лодки, так как взрывы были зарегистрированы их постоянной гидролокационной системой наблюдения, а именно, их базой в Перл-Харборе.

В мае 1972 г. президент США Никсон посетил военно-морскую верфь в Сан Диего, где строится баржа HMB-I, предназначенная для подводной лодки после ее подъема. Он дал лишь молчаливое согласие на проект ЦРУ, так как стоимость ему казалась очень большой: 300 млн.долларов.

ВМС располагали также средством для осуществления поисков на большой глубине, благодаря наличию секретного поискового судна с необитаемым буксируемым подводным аппаратом «Мизар» («Mizar»), которая уже использовалась для отыскания обломков подводных лодок «Трешер» и «Скорпион», из которых одна затонула в открытом море у берегов Новой Англии, а другая — в 100 милях от Азорских островов 29 мая того же года, т.е. за несколько недель до катастрофы советской подводной лодки. «Трешер» находился на глубине 2500 м, «Скорпион» — на глубине 3000 м.

Еще раз поисковому судну «Мизар» удалось выполнить свою задачу: оно доставило в разведывательное управление ВМС США, Пентагон, фотографии советской подводной лодки. Тогда возник безумный проект — достать корпус, тела погибших, ракеты, торпеды, а особенно секретный шифр русских. За этим следует самая грандиозная операция по подъему затонувшего корабля, какая когда-либо предпринималась. Это предприятие потребует 350 млн долларов (1,5 млрд франков) для того, чтобы вырвать корабль из бездны.

Прежде всего, имеет место проблема совести: морское право предусматривает, что остов затонувшего, гражданского судна принадлежит тому, кто его поднял, а остов военного корабля остается собственностью его правительства. Однако эти проблемы отвергнуты; полагают, что исследование поднятой русской подводной лодки позволит вести с Москвой переговоры об «ограничении стратегического вооружения» на новой основе.

Проект был представлен на рассмотрение Национальному раз­ведывательному управлению — создателю проекта 647, которое ведет постоянное наблюдение во всем мире с помощью спутников с орбитой высотой 3200 км, а также ведет наблюдение за океанами. Национальное| разведывательное управление, хотя и признало проект ВМС очень интересным, заявило, что его невозможно реализовать.

Кто мог бы быть достаточно смелым для того, чтобы выполнить операцию такого размаха. Были названы три буквы: ЦРУ. В то время (начало 1969 г.) его репутация не была еще запятнана ни Уотергейтским делом, ни перехватом связей с Кремлем, ни подготовкой падения Альенде в Чили. Правда, подозревали, что оно поддерживало убийство Трухильо в Сан Доминго, но это не волновало добрые совести американцев. Расположившись в Дангди, шт.Вирджиния, почти в 15 минутах езды от Пентагона, ЦРУ укрылось в комплексе бежевых зданий.

Одним из его отделений является научное и техническое управление, которым руководит доктор Кард Дуккетт (Carl Duckett) К нему поступил заведомо сомнительный проект подъема советской подводной лодки. Он сажает своих инженеров за работу. Заключение: необходимо строить специальное судно для подъема с гигантским подъемным краном.

Командование ВМС США оказало настойчивое давление на Ричарда Хелмса, являвшегося тогда руководителем ЦРУ, которое дало себя убедить, соблазнившись этой сенсационной у операцией, достойной Джеймса Бонда. Но Хедмс требует «прикрытия», чтобы ни русские, никто другой никогда не обнаружили воровства остова лодки, что могло бы явиться поводом для нового дела, аналогичного делу У-2. Для того чтобы замаскировать эту морскую авантюру была подготовлена акция прикрытия, чтобы усыпить подозрительность СССР и других любопытных.

Суть ее заключалась в том, что США приступили к экспериментам с целью эксплуатации подводных залежей меди, марганца, никеля, молибдена, кобальта. Силуэт плавучего крана, сделает эту ложь правдоподобной. Но кто будет строить судно? Тотчас же было названо имя: Говард Хьюз.

Этот миллиардер, который укрылся о I960 г. в своей квартире на последнем этаже «Сэнд Дюн» (Sand Dune) в Лас-Вегасе под защитой армии мормонских горилл. Он занимает восьмое место среди поставщиков Пентагона: он продал в 1974 году на 865 млн долларов вертолетов, ракет, электронных систем, спутников.

Планировалось, что баржа (130 м длиной, 40 м высотой) достигнет дна для того, чтобы служить землечерпательным снарядом для ис­следований грунта. Затем она будет поднята на поверхность.

В действительности крыша указанного плавучего ангара будет служить для маскировки его ценного груза от советских разведывательных спутников.

Говард Хьюз и его организация, который доверены государственные секреты, приняли заказ на постройку судна для разведки дна Тихого океана. ЦРУ обеспечит людей, Хьюз построит судно.

В Белом доме для того, чтобы получить деньги, Ричард Хелмс привлекает комитет 40, роль которого состоит в той, чтобы обеспечить зеленую улицу людям ЦРУ для всех секретных операций, которые они предпринимают. Комитет заседает в Белом доме,’ в помещении, где установлен красный телефон, связывающий Вашингтон с Москвой, и находится кнопка для приведения в действие арсенала американского ядерного оружия. Председатель комитета 40 хорошо известен: Генри Киссинджер. Уважаемый Генри и Ричард Хелмс получили в течение 1970 года согласие президента Ричарда Никсона.

Читайте также:  Лодка солар 420 джет с тоннелем характеристики

Проект был назван операция «Дженнифер» («Operation Jennifer»). Через год в мае 197I г. рабочие военно-морских верфей «Сан Стрип Билдинг энд Драй Док Компани» (Sun Strip Building and Dry Dock Company) в Честере, шт. Пенсильвания, приступили к постройке судна, которая финансировалась Говардом Хьюзом; судно было названо «Гломар Экспдорер». Оно имело длину 185 и ширину 34 м. Были предусмотрены 6 двигателей, развивающих мощность 12000 л.с, 5 дизель-генераторов, автоматизированный пост управления, гимнастический зал и холодильная камера для трупов советских матросов. Инженеры и рабочие, занятые на постройке этого судна, поклялись на библии и конституции ничего не рассказывать о своей работе. Никто не должен знать, что корпус весом 36000 т снабжен подвижными люковыми крышками, предусмотренными для прохода стрелы высотой 62 м, четырех кранов почти аналогичной высоты, каждый грузоподъемностью 800 т.

 Судно

Судно «Гломар Зксплорер» / Фото: Wikimedia

Одновременно на военно-морской верфи «Нейшенал Стил энд Шипбилдинг» в Сан Диего, шт. Калифорния, строится странное судно. Это сооружение похоже на ангар высотой в четыре этажа, поставленный на большую баржу длиной 103 м, с подвижной крышей, который снабжен кессонами, обеспечивающими возможность погружения этой системы, названной НМВ-1.

Здесь также рабочие и инженеры подверглись обработке ЦРУ. Американские газеты, до которых доходи слухи о начале постройки, обратились к службе информации Хьюй Корпорейшн, где им была рассказана басня о предполагаемых буровых’ работах.

4 июля 1973 г. судно «Гломар Эксплорер» вышло из Честера, достигло Атлантического океана по каналу реки Делавэр и, обогнув со скоростью хода 12 узлов мыс Горн, присоединилось к барже-ангару в Лонг-Биче, шт. Калифорния. Для отвода подозрений ЦРУ прибегло к последней хитрости.

По его указанию в авторитетном ижурнале «National Academy of Science» была опубликована очень техничная по форме статья, предназначенная для посвященных, в которой описывалось, что на глубине в открытом море у берегов Гавайи были открыты вкрапления марганца, которые судно «Гломар Эксплорер» и его баржа будут исследовать. Подписчиком этого журнала было и Советское посольство. Русские эксперты прочли новость, отреагировали, как все — они поверили (проглотили наживку).

Июль 1974 г. Судно «Гломар Эксплорер» бросило якорь в районе местонахождения остова русской подводной лодки, погибшей 6 лет назад. Началась сложная операция. Баржа затапливается и поддерживается на глубине 45 м благодаря цистернам со сжатым воздухом,

Буксир устанавливает ее под судном «Гломар». Две опоры, опускающиеся через люк судна, крепятся водолазами к погруженной барже. Тогда открывают крышу ангара, в котором был скрыт огромный шарнирный стальной захват. Баржа поднимается на поверхность.

Операция «Дженнифер» входит в свою конечную фазу. «Глоиар Эксплорвр», управляемый вычислительным устройством, несмотря на течения и ветра, не уходит из заданной точки, отмеченной акустическими ориентирами. Тогда метр за метром захват, снабженный камерами и прожекторами, приближается к погибшему кораблю, который лежит на дне океана. Никогда подобная операция не осуществлялась на такой глубине.

На посту управления судна «Гломар» 40 агентов ЦРУ, специализирующихся в области морской геологии, следят по телевизионным экранам за операцией: зажим захватывает свою добычу. Осуществляется подъем. Вдруг катастрофа. На глубине 2400 м походная лодка по необъяснимым причинам разрушается. Захват доставляет только носовую часть советского корабля, т.е. по существу две торпеды с ядерными боеголовками и 10 трупов.

Согласно просочившимся слухам, можно полагать, что кормовая часть, в которой находились остальной экипаж, ракеты и особенно русский шифр, была также поднята позднее. В принципе американцы, видимо, подняли всю советскую подводную лодку. Еще до прибытия к западному побережью трупы матросов, завернутые в красные саваны с серпом и молотом погребены в море после двух коротких церемоний: одна до обычаям, принятым в ВМС США, другая в соответствии с советским обрядом. Во время первого обряда был приспущен американский флаг. Во время второго в нескольких милях от тропика Рака прозвучал национальный русский гимн.

Тайна новой операции ЦРУ была раскрыта радиостанцией Лос-Анджелеса. В течение 10 месяцев американская пресса, уступая просьбам Ульяма Колби, нового директора ЦРУ, который говорил о государственных интересах, согласились молчать. Молчать после 4 июня 1974 г. В этот день четыре вооруженных человека проникли в служебное помещение Самна Корпорейшн (Sumna Corporation), принадлежащей Хьюзу, унесли дела, в том числе дело с описанием операции «Дженнифер». «Washington Post», «Newsweek» и York Times», затем три крупные телевизионные компании узнали о данном деле, но согласились молчать.

Почему журналисты Лос-Анжелеса нарушили договор о сохранении тайны? Причина оказалась ужасной для людей из ЦРУ, которые определенно переживают период неприятностей: все усилия, все средства пропали зря. Поднятое советское вооружение устарело. Советский шифр был изменен. Доказательством этого является молчание Москвы, для которой в стратегическом отношении подъем подводной лодки имел бы не больше значения, чем противогаз периода пергой мировой войны.

Когда Уильяма Колби спросили о новом скандале ЦРУ, то он ограничился тем, что сказал: «Провалились».

Источник: sudostroenie.info

Тайна подлодки К-129. СССР не признал гибель субмарины, а американцы пытались достать её с глубин

Гибель 8 марта 1968 года советской дизель-электрической подводной лодки К-129 стала настоящей трагедией для родственников 98 погибших моряков. Но удивительное дело: ни в марте, ни в последующие месяцы в советской печати не появилось ни слова о том, что лодка погибла. Да и на международном уровне СССР хранил молчание, как будто ничего не случилось.

Подводная лодка К-129 вышла на внеплановое боевое дежурство из Авачинской бухты (Камчатка) 24 февраля 1968 года. Командовали лодкой опытный подводник капитан I ранга Владимир Кобзарь и его старший помощник капитан II ранга Александр Журавин.

В соответствии с полученным заданием К-129 должна была пройти на юг вдоль 162-го меридиана до 40-й параллели и повернуть на восток. На борту подлодки находились две торпеды с ядерными боеголовками и три ядерные ракеты — в случае ухудшения международной обстановки лодка могла подойти к берегам США и произвести запуск ракет из подводного положения. Движение лодки должно было осуществляться максимально скрытно, и маршрут был проложен в «бесполётной зоне» так, чтобы избежать внимания патрульной авиации США, базирующейся на Алеутских островах и на Гавайях.

В полночь 26 февраля подлодка связалась с командованием, дежурство проходило в штатном режиме. Следующее радиодонесение должно было поступить 8 марта из поворотной точки маршрута. Однако К-129 на связь не вышла.

В центральном командном пункте Тихоокеанского ВМФ была объявлена тревога. Лодку искали 73 дня, десятки кораблей и субмарин прочёсывали океан в районе её маршрута, брали пробы воды на радиацию, надеялись увидеть хотя бы пятна от масел и топлива. Ничего. Что же случилось? Исчезла, как и не было.

Эти подлодки проигрывали американским субмаринам в боевом оснащении — атомный авианосец США мог нести до 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками. Дизель-электрическим подлодкам приходилось то и дело всплывать, чтобы перезарядить аккумуляторы, но главное — дизельные и дизель-электрические подлодки оставались очень шумными, американцы без труда вычисляли их местоположение и часто скрытно сопровождали.

Советские подводники даже разработали специальный манёвр для обнаружения противника: на полной скорости подлодка разворачивалась и начинала идти назад. Американцы предпринимали манёвр уклонения и обнаруживали себя. За рискованность этот приём подводники США прозвали «сумасшедший Иван».

Читайте также:  Девушка которая погибла из за лодки

30 июля 1968 года после безрезультатных поисков командование ТОФ вывело К-129 из состава флота. Всё, что касалось последнего выхода лодки в море, было засекречено. Ничего не знали даже родственники. Для них «экипаж лодки погиб при исполнении обязанностей». Где?

Неизвестно. Океан большой.

Но на другом берегу Тихого океана были люди, которые знали, где искать затонувшую К-129. Формально к разработке американцами проекта «Азориан» позволила приступить поисковая операция советского флота, которая не могла пройти незамеченной. Найти советскую лодку, поднять её на поверхность и поживиться тем, что на борту, — такую задачу ЦРУ поставило перед специалистами. Операция была лично одобрена президентом США Ричардом Никсоном.

Место катастрофы заокеанские «партнёры» нашли на удивление быстро. К-129 лежала на морском дне на глубине 5600 метров в северной части Тихого океана, в точке с координатами 40°06′ северной широты 179°57′ восточной долготы (по другим данным, координаты точки 38°5′ с.ш. и 178°57′ в.д.).

Поднять её вызвался эксцентричный американский миллиардер Говард Хьюз, известный по фильму «Авиатор», который до этого уже сотрудничал со спецслужбами. Подъём лодки было решено прикрыть геологоразведочными работами.

Компания «Хьюз тул» по контракту с Правительством США спроектировала особое судно водоизмещением 50 тысяч тонн, способное поднять с глубины 2000-тонную лодку, и построила его на верфях Хьюза. В комплект судна входил док-понтон, через который лодку должны были поднять из воды. Для подъёма субмарины был разработан специальный глубоководный захват с клешнями и подводный аппарат «Клементина». В случае удачи подлодку можно было целиком спрятать в док-понтоне.

Судно получило название Hughes Glomar Explorer. Проект обошёлся США в 350 миллионов долларов, что по современному курсу равно 1,7 миллиарда долларов, а общее количество человек, задействованных в проекте, составило четыре тысячи. Подъём было решено провести в конце лета 1973 года.

Знали ли об операции в Кремле? Да, знали. Контр-адмирал Анатолий Штыров, занимавший тогда должность первого заместителя начальника разведки ТОФ, писал, что в район работы американцев постоянно ходили разведывательные суда. Но доклады наверх ничего не давали, тихоокеанцам советовали «сосредоточить свои силы на поставленных задачах».

Чтобы американцы раз и навсегда оставили попытки поднять подлодку, Кремлю надо было лишь признать факт аварии К-129 и объявить её корпус воинским захоронением. Но Кремль молчал.

Историки и военные до сих пор спорят, какой именно объём секретных материалов попал в руки ЦРУ — когда лодку уже практически достали, её повреждённый корпус развалился. В захватах Explorer осталась часть субмарины. По признаниям самих американцев, им достались торпеды и тела шестерых погибших подводников. Шифровальные аппараты, шифры, коды, документы и три ракеты с ядерными боеголовками снова ушли на дно.

Надо отдать должное: американцы похоронили советских моряков в море с почестями, в соответствии с традициями советского флота. А фонившие обломки К-129 доставили в Гонолулу для изучения. За оставшимися отсеками ЦРУ собиралось вернуться в 1974 году, но ему помешало разоблачение: в офис Хьюза вломились грабители и вместе с деньгами забрали секретные документы. Вскоре о советской подлодке К-129 уже трубили все газеты США.

Наконец заговорила и Москва, угрожая американцам бомбардировкой в случае повторного появления кораблей США в районе затопления К-129. ЦРУ отказалось от дальнейших действий, свернуло «Азориан», и ядерные боеголовки остались лежать на дне океана.

Прошло много лет. В России сменился режим, прошла разрядка, началось новое противостояние, США передали России материалы по К-129, но ответа по-прежнему нет. Российские подводники выдвигают разные версии. Среди них — техническая неисправность клапана, вызвавшая затопление воздуховода двигателя и провал лодки ниже предельной глубины; взрыв водорода при подзарядке аккумуляторов с разрушением корпуса лодки; столкновение с надводным судном на перископной глубине и разгерметизация корпуса. Так что же стало причиной катастрофы?

Главной версией остаётся столкновение с американской субмариной Swordfish. По странному стечению обстоятельств эта подлодка через несколько дней после исчезновения К-129 прибыла на базу в Йокосуке с повреждениями боевой рубки и встала на ремонт. Работы велись скрытно и быстро: на рубку были наложены заплаты, заменены и покрашены поручни. Утром субмарина покинула Японию и ушла в США, где полгода находилась на ремонте и в море не выходила.

Скорее всего, Swordfish, преследуя К-129, слишком приблизилась к советской подлодке, а когда Кобзарь приказал совершить знаменитый разворот «сумасшедший Иван», не смогла уйти от столкновения и протаранила советское судно. Это подтверждают и некоторые снимки, переданные США России, где на корпусе лодки видна узкая длинная пробоина.

Американцы и сейчас отрицают свою вину. Они указывают, что в 1968 году в Тихом океане уже была развёрнута система SOSUS, включавшая сотни гидрофонов и настроенная на поиск советских подлодок. Новая экспертиза записей, проведённая в 2009 году, показала, что взрыв на К-129 произошёл, скорее всего, 11 марта. Именно в этот день гидрофоны США зарегистрировали два мощных подводных взрыва, которые американцы соотнесли со взрывами в ракетных шахтах № 2 и № 3 К-129, когда она находилась в подводном положении.

Однако этим взрывам предшествовали три более тихих хлопка, которые произошли внутри корпуса лодки. Американские эксперты предположили, что на борту К-129 произошла авария, несколько дней К-129 находилась без связи, а 11 марта 1968 года произошли взрывы в ракетных двигателях, и лодка провалилась на глубину уже с частично затопленным корпусом.

Противники этой версии утверждают, что в 1968 году SOSUS «плохо слышал», а сторонники указывают, что сигналы были приняты не только стационарными гидрофонами, но и американскими судами, ближайшее из которых находилось всего в 300 милях от места происшествия. Это-то и позволило США сократить зону поисков и быстро найти К-129.

Но почему молчал Кремль? На самом верху не раз намекали: Москва знала всё, но помалкивала якобы для того, чтобы не выдать какого-то советского разведчика — высокопоставленного чиновника ЦРУ. Ставки в игре были настолько высоки, что подводниками просто пожертвовали. О судьбе экипажа К-129 заговорили только после развала СССР.

Были и другие версии молчания: выход К-129 был внеплановым, поэтому на борту лодки могло находиться новое оружие, которое моряки должны были испытать в условиях дальнего похода. Возможно, что-то пошло не так. Быть может, именно ради этой новинки лодку поднимали и американцы, лишь благодаря счастливому случаю разработка так и осталась лежать на дне Тихого океана.

Существовала и ещё одна версия, совсем уж фантастическая: на лодке находился некий груз, который просто должен был попасть в ЦРУ. Этим и объяснялось молчание Кремля и его пассивность во время операции «Азориан».

Источник: life.ru

Смогли ли американцы поднять советскую подлодку К-129

Сегодня нельзя определённо сказать, что на самом деле попало в руки американцев, какие именно части погибшей лодки смогли они вырвать из бездны. Успех замышляемой операции поначалу оценивался лишь в 10%.

В начале 1969 года, как только стало известно, что координаты места гибели советской ПЛ установлены, в ЦРУ начались оживлённые, однако наглухо закрытые для прессы и общественности, дискуссии на тему о желательности, а может и возможности, подъема К-129 с тихоокеанского дна и, если не целиком лодку, то хотя бы, её наиболее привлекательные для американской разведки части оборудования и вооружения и документы.

Американцев интересовало очень многое: и конструкция самого корабля, её основные механизмы, сонары, аппаратура средств связи, а также секретные документы русских, наверняка присутствующие на таком корабле как К-129. Особые надежды ЦРУ возлагало на возможность проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, получив шифры радиообмена.

Читайте также:  Чем пропитать тент лодки

ВМФ СССР, К-129

Дизель-электричсекая подводная лодка К-129

Там полагали, что если удастся извлечь из погибшей лодки аппаратуру радиосвязи, то при помощи мощного компьютера (каковым ЦРУ уже располагало) удастся раскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР и таким образом, по сути, сделать доступной всю систему развертывания и управления ВМФ Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие, присутствующее на борту К-129: особенности конструкции новых по тому времени баллистических ракет Р-21, а также боевых частей торпед.

Американцы, будучи реалистами и прагматиками, вполне сознавали всю неимоверную сложность извлечения из бездны советской ПЛ. Успех замышляемой операции поначалу оценивался лишь в 10%. И, тем не менее, решили действовать.

Уже к июлю 1969 года был разработан конкретный план действий на несколько лет вперед, и работа закипела. Все дальнейшие мероприятия, так или иначе связанные с К-129, были строжайше засекречены, проработан план маскировки и отвлекающих действий. О сути происходящего в США были информированы буквально единицы, начиная с президента страны Ричарда Никсона.

В клешнях «Клементины»

ЦРУ, заручившись поддержкой президента, сумело заинтересовать в своём столь неординарном плане и вовлечь в его реализацию экстравагантного миллиардера, любителя всяческой технической экзотики Говарда Хьюза, в число интересов которого помимо прочего входила добыча полезных ископаемых с океанского дна. Теперь именно фирма Хьюза задумала и осуществила грандиозный проект, получивший шифр «Азориан», частью которого стала операция «Дженнифер».

22 октября 1970 года в Вашингтоне под дверь квартиры военно-морского атташе СССР было просунута короткая записка, информирующая адресата о том, что ВМФ США установил точное место катастрофы некой советской ПЛ и намеревается поднять её. Уже известно, что в объёме этой масштабной операции предполагается построить и задействовать судно специального назначения «Гломар Эксплорер». Кем был этот аноним-доброжелатель, неизвестно и поныне. Так или иначе, но, видимо это был весьма информированный персонаж.

Гломар Эксплорер

Действительно, в рамках проекта «Азориан» было построено огромное судно, обладающее скрытым от глаз подводным доком. Исполин, полным водоизмещением по разной информации от 35 до 60 тысяч тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская «А-образная» вышка, напоминающая буровую. Машинное отделение располагалось в корме, над которой возвышалась четырёхъярусная надстройка. Носовая надстройка имела два яруса.

Судно было оснащено системой динамического позиционирования, обеспечивающей его удержание в заданной точке с точностью +/-10 см.

Гломар Эксплорер, Говард Хьюз

Схема судна «Гломар Эксплорер»

«Гломар Эксплорер» в 1972 году впервые прибыл к месту катастрофы К-129 в точку с координатами 40 градусов северной широты , 179 градусов восточной долготы. Глубина океана здесь составляла порядка 5200 м. Целью прибытия гигантского судна была, якобы, разведка полезных ископаемых.

После проверки всех систем и имитации геологоразведочных работ (для ведущего наблюдение советского корабля) судно вернулось в порт для доработки, чтобы через 2 года, летом 74-го, вновь зависнуть над погибшей советской лодкой. Основным орудием при подъеме лодки стал громадный агрегат, названный «Клементина», в честь знаменитой американской золотодобывающей драги XIX века.

Новая «Клементина», имевшая огромные выполненные в форме клешней захваты, была доставлена на специальной барже. Рядом с бортом «Гломара» баржа была несколько притоплена – так, что «Клементина» оказалась под днищем «Гломара». Там под водою, невидимая для посторонних глаз, «Клементина» была закреплена на трубе, опущенной через прорезь в днище «Гломара».

Трубы наращивались сверху, как при обычном глубоком бурении, и «Клементина», постепенно опустившись, зависла точно над ПЛ. Там она своими клешнями обхватила корпус лодки, и начался подъём. По мере подъёмы трубы наверху свинчивались, пока добыча «Клементины» не оказалась в доке «Гломара».

«Клементина»

Что сумела схватить «Клементина»

О том, какова была эта добыча, споры идут и сегодня. По версии американцев подъём проходил по плану, но когда ПЛ уже была поднята почти на три километра от океанского дна, её корпус разломился, после чего кормовая часть с рубкой вырвалась из захватов «Клементины» и рухнула на дно. Если так и было, то добычей американцев стала только носовая оконечность К-129 с двумя ядерными торпедами. Там же находились тела нескольких погибших советских моряков. После этого «Гломар Эксплорер» покинул место проведения операции.

В октябре 1992 года тогдашний директор ЦРУ Гейтс на встрече в Москве передал президенту Борису Ельцину видеофильм с записью торжественного ритуала захоронения в море советских моряков, обнаруженных в поднятых отсеках. В ходе траурной процедуры были развёрнуты флаги США и советского ВМФ, исполнены гимны обеих стран, прочитаны заупокойные молитвы на английском и русском языках. Фильм отразил похороны только шестерых подводников, тогда как на К-129 в момент её гибели находилось 97 членов экипажа. И это стало дополнительным поводом, чтобы усомниться в искренности американцев.

Если им на самом деле удалось поднять лишь носовую часть ПЛ, то они не получили главного – сейфа с кодами, шифрами и таблицами связи. За два года до гибели лодки в ходе её ремонта по просьбе командира корабля так называемую шифр-рубку перенесли в ракетный отсек, который, если верить американцам, поднять не удалось. Однако по мнению флотской разведки версия с оставшейся на океанском дне шифр-рубкой, для того и придумана американцами, чтобы скрыть от СССР тот факт, что теперь они имеют доступ к советским секретам.

Сегодня нельзя определённо сказать, что на самом деле попало в руки американцев, какие именно части погибшей лодки смогли они вырвать из бездны. «Гломар Эксплорер» находился над местом гибели лодки с 5 июля по 13 августа 1974 года. За эти 40 дней можно было многократно повторить операцию подъёма, занимающую лишь несколько суток.

В связи с этим интересно исследование американского журналиста Питера Тула, опубликованное в газете «Вашингтон Пост» в марте 1975 года. По его расчетам лодка, принявшая при аварии (первопричины которой неизвестны) сотни тонн воды, проваливалась на глубину 5 км со скоростью порядка 80 км/час и при ударе о дно должна была неизбежно разрушиться.

Такие же соображения высказал и другой американский журналист Николас Уэйд в журнале «Сайенс» («Наука»). Оба автора считают, что ЦРУ, предварительно обследовав место аварии, было прекрасно осведомлено о состоянии останков К-129 и заранее решило, какие именно части ПЛ следует поднимать. В пользу этого говорит и тот факт, что потайной док «Гломара» в который «Клеме6нтина» затаскивала свою добычу, имеет длину всего 61 м, тогда как у К-129 полная длина составляет 99 м. Следовательно, американские кораблестроители, проектировавшие «Гломар», заранее знали, что предстоит подъем предметов длиной не свыше 60 метров.

После битвы

Сегодня, по прошествии без малого полувека после успешного завершения американцами этой уникальной операции, многие аспекты трагедии К-129, начиная с её первопричины, по-прежнему остаются неизвестны. Надо признать, что если бы не настойчивость американцев (независимо от того, чем бы она ни была вызвана) и найденные ими нетривиальные технические решения, судьба К-129 и её экипажа осталась бы одной из многих трагических загадок океана.

ВМФ СССР, К-129

Памятник экипажу ПЛ К-129

О событиях, происходящих в центре Тихого океана в 1968-74 годы, невольно вспомнилось в первые годы XXI века, когда в Баренцевом море вблизи родных берегов на глубине всего 150 м погибала российская атомная ПЛ «Курск».

Источник: naukatehnika.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...