Атомные подводные лодки К-27 и К-278 планируют поднять на поверхность. Техническую сторону вопроса уже прорабатывают профильные НИИ совместно с российскими промышленниками.
По информации издания MIL Press Flot, российские власти снова рассматривают идею подъема со дна моря нескольких затонувших атомных подводных лодок. В частности, речь идет о кораблях К-27 и К-278 «Комсомолец».
Издание со ссылкой на «информированные источники в отрасли» сообщает, что для подъема субмарин будет создано специализированное судно проекта 23570. Корабль планируют строить в Санкт-Петербурге или Северодвинске, а ориентировочная стоимость проекта колеблется от трех до восьми миллиардов рублей. Часть средств на создание корабля уже выделена.
Подъем подлодок связан с планами по разработке подводных месторождений полезных ископаемых на шельфах Карского и Баренцева морей, где сейчас находятся затонувшие суда. В одном из документов по опытно-конструкторским работам, выполненным в рамках проекта 23570, указано, что разведка залежей углеводородов может проводиться только после «экологической реабилитации лицензионных участков от крупногабаритных и тяжеловесных подводных потенциально опасных объектов».
Подлодка К-27 была спущена на воду в 1962 году. Через шесть лет на ней произошла радиационная авария, которая привела к гибели всех девяти членов экипажа. После этого К-27 в течение 13 лет стояла на приколе, а осенью 1981 года была затоплена в Карском море у берегов Новой Земли. К-278 «Комсомолец» до сих пор держит абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин (1027 метров).
В 1989 году судно затонуло в Баренцевом море, неподалеку от острова Медвежий, при этом погибли 42 человека. Подъем обоих судов предполагается осуществить в первой половине 2020-х.
Обнаружена французская подлодка, исчезнувшая по неизвестной причине полвека назад
Французские исследователи обнаружили пропавшую в 1968 году подводную лодку «Минерва». Находка может помочь установить причины трагедии.
Источник: naked-science.ru
Зачем американцы подняли советскую подлодку с глубины 5 км?
В 1968 году на связь не вышла советская подлодка К-129. Операция по ее обнаружению силами ВВС и ВМФ СССР не дала результатов. Зато американцы сумели ее обнаружить летом того же года. И предприняли дорогостоящую операцию по подъему судна.
Зачем США понадобилась К-129?
Как и с какой целью поднимали советскую субмарину?
Не вышла на связь
В те годы советские и американские подлодки нередко выходили на дежурства в непосредственной близости от территориальных вод своих предполагаемых противников.
Какая глубина Черного моря??? Можно ли поднять крейсер Москва????
К-129 отправилась с Камчатки 24 февраля и 12 суток должна была находиться в водах Тихого океана, двигаясь сначала на юг, а затем на восток.
26 февраля разведка США засекла короткий сигнал, но не сумела его идентифицировать.
Советское командование забеспокоилось, когда К-129 не вышла на плановый сеанс связи 7 марта. Руководство флота вспоминало, что их вызвали на совещание прямо с праздников, на которых поздравляли их супруг с Женским днем.
Сначала по тревоге подняли авиацию. Поиски 10 и 11 марта успехов не дали.
Тогда в зону предполагаемой аварии выдвинулись три десятка судов. Но и они ничего не нашли.
Взрывы на глубине
Официальных заявлений СССР не сделал, предпочитая скрывать свою проблему.
Но такая активность советских кораблей и авиации в одном районе не могла пройти мимо внимания американских военных.
Наблюдение было усилено и США 11 марта зафиксировали серию аудиосигналов, расшифрованных как взрывы ракет на большой глубине.
Это еще больше обеспокоило Америку. Тем более, что там знали о маршруте К-129, а на лодке было ядерное оружие.
Бархатный кулак
США организовали секретную операцию под названием Бархатный кулак в тот район, где были зафиксированы звуки взрывов.
Американская субмарина Халибат нашла останки К-129 на глубине 5 км.
Этим объяснялся провал советской миссии по обнаружению лодки. Ее искали на 500-600 метров — настолько был рассчитан предел ее погружения.
В 1974 году американцы делают попытку поднять лодку. Для этого в большом секрете была изготовлена уникальная конструкция судна и захватного устройства.
Даже производители не знали, зачем она нужна.
После двух тренировочных заходов при помощи конструкции удалось захватить корпус К-129.
Но по данным ВМФ США в этот момент лодка развалилась на части. Захват поднял только нос судна.
Операция была дорогостоящей и сложной. По данным фотографий, сделанных с субмарины Халибат, часть ракетных отсеков К-129 оставались закрытыми. Это вызывало интерес и надежду: поднять советские ракеты и корпус лодки, изучить их, перенять секреты.
Второй причиной было возможное желание понять причину гибели субмарины. Ведь в тот период таких аварий подряд случилось несколько.
Рассматривались версии столкновения с наземным или подводным судном, случайного проваливания на слишком большую глубину, внутренние аварии на лодке.
Рассекреченные к 2009 году данные позволяют предполагать, что столкновений не было. Катастрофа произошла внутри. Лодка в аварийном состоянии оказалось на критичной для себя глубине. И затонула уже частично заполненная водой. Отчего произошли взрывы 11 марта, так и осталось тайной.
Советские секреты
Операция по подъему К-129 стала возможной для американцев потому, что СССР официально не заявил о гибели своей лодки. Если бы советские власти сделали это, то по международному праву место считалось бы захоронением. Все действия могли быть возможны только с разрешения СССР.
Но в условиях отсутствия заявлений бесхозную субмарину мог исследовать кто угодно.
Шесть тел, обнаруженных в носовой части, американцы захоронили в море по традициям флота.
Источник: back-in-ussr.com
ЭПРОН. Они научились поднимать любые корабли
Вот уже шестой десяток лет в составе Черноморского флота служит спасательное судно, с 1989 года носящее непривычное имя «ЭПРОН». Название это сегодня не только не расшифрует, но и поймет далеко не всякий мальчишка в Севастополе. А почти век назад ситуация была совершенно иной: не только мальчишки, но и их родители уверенно говорили, что ЭПРОН – это Экспедиция подводных работ особого назначения. С этой экспедиции берет начало нынешняя аварийно-спасательная служба российского ВМФ, а ее традиции свято чтутся и действующими, и отставными водолазами-спасателями.
ГПУ ищет «Принца»
ЭПРОН, возможно, не появился бы вообще или мог появиться позже, но в ноябре 1854 года на рейде Балаклавы затонул британский военный пароход «Принц». На его борту находился груз медикаментов и зимнего обмундирования для британского экспедиционного корпуса, участвовавшего в Крымской войне. Вскоре после трагедии, унесшей жизни почти полутора сотен человек, появились слухи о том, что на «Принце» были не только теплые вещи и лекарства, но и жалование для английских солдат – что-то около двухсот тысяч фунтов стерлингов в золотых монетах.
История «Принца» будоражила умы многих кладоискателей. Среди них оказался и русский флотский инженер Владимир Языков, который в 1908 году занялся подготовкой операции по поиску и подъему затонувших сокровищ. Флотское командование разрешило провести ее в 1914 году, но работы так и не начались из-за вступления России в Первую мировую войну. А девять лет спустя не потерявший энтузиазма инженер Языков пришел со своими планами и предложениями на Лубянку, в Главное политическое управление при НКВД РСФСР, справедливо полагая, что именно здесь оценят вероятную возможность пополнить государственный бюджет солидной суммой в золоте.
Председатель ГПУ Генрих Ягода, на прием к которому Владимир Языков попал в начале 1923 года, отнесся к предложению со всей серьезностью. Уже в марте поступило распоряжение о создании опытной глубоководной партии под руководством чекиста Льва Захарова-Мейера, а Языков остался непосредственным руководителем работ. Технический отдел ГПУ разместил на московском заводе «Парострой» заказ по изготовлению гидростата – подводной рабочей камеры, игравшей главную роль в поисках «Принца». Эту камеру, способную работать на глубине до 70 саженей (72 м), разработал бывший флагманский инженер-механик дивизии подводных лодок Балтийского моря Евгений Даниленко, которого Языков сумел увлечь своей идеей поисков «Принца».
14 июля 1923 года полностью построенный гидростат с яркой внешней лампой и механическим манипулятором отправили по железной дороге из Москвы в Балаклаву, на базу экспедиции. Поскольку камера имела солидный вес – 10 тонн! – для ее погружения и подъема выделили баржу «Болиндер», которую перемещал по морю буксир «Набат». В том же году начать реальные поиски не удалось: время ушло на отработку процесса погружения камеры и ее испытания, обучение персонала и технические доработки. Как только этот испытательный процесс успешно завершился, 2 ноября 1923 года опытную глубоководную партию приказом по ГПУ преобразовали в Экспедицию подводных работ особого назначения, приравняв в плане снабжения к пограничным флотилиям.
Эсминцы, тральщики и подлодки
Забегая вперед, скажем: никакого золота на «Принце» ни ЭПРОН, ни другие экспедиции, которые продолжали искать его, так и не нашли. Судя по всему, его там и не было, в противном случае среди участников поисков непременно были бы и сами англичане – а они ни разу не проявили интереса к ним. Зато, предоставив в 1926 году горевшей желанием поднять мифическое золото японской фирме концессию на поисковые глубоководные работы, сотрудники ЭПРОН по условиям договора получили по окончании экспедиции все использовавшееся японцами оборудование, в том числе образец новейшей глубоководной маски. Это было совсем нелишним, ведь несмотря на подчинение ОГПУ, с хозяйственной точки зрения Экспедиция должна была обеспечивать себя сама.
Переведенный в 1925 году на хозрасчет ЭПРОН, не оставляя без внимания «Принца», все активнее занимался поисковыми и судоподъемными работами. В 1924 году эпроновцы подняли подводную лодку «Пеликан», затопленную интервентами в фарватере на входе в одесский порт. В 1925-м – тральщик «Перванш» и танкер «Эльбрус», а также эсминец «Калиакрия» типа «Новик».
Последний доставил экспедиции больше всего хлопот. Чтобы поднять его на понтонах, пришлось промыть под ним шесть тоннелей, а потом во время буксировки в док двое суток бороться со штормовыми волнами, заливавшими лишенный палубных люков корабль. Все усилия оправдались: после ремонта корабль под именем «Дзержинский» вернулся в строй Черноморского флота и даже успел принять участие в Великой Отечественной войне.
«Калиакрия» стала первым из семи эсминцев, которые ЭПРОН обнаружил и поднял в течение 1925-1928 годов. В этот же период экспедиция находит и поднимает подводные лодки «Орлан» и «Карп», разрабатывает проект подъема броненосца «Ростислав» (увы, закончившийся неудачей), продолжает работы по поиску других судов. Но боевых кораблей, подъем которых экономически оправдан, в Черном море остается все меньше, финансовые показатели Экспедиции ухудшаются, и ей начинают сокращать штат.
Неизвестно, чем закончился бы этот процесс, если бы в 1928 году ЭПРОН не получил правительственное задание по подъему со дна Финского залива британской подлодки L-55. Эта трудная операция принесла эпроновцам большую известность и укрепила пошатнувшуюся репутацию. Субмарину удалось поднять на поверхность с помощью судна-спасателя подводных лодок «Коммуна» (бывший «Волхов»), причем делать это пришлось в условиях штормовой погоды, не раз вынуждавшей прерывать работы. А в самом финале, когда лодка уже показалась из воды, в нескольких метрах за кормой «Коммуны» прошла оторвавшаяся ото дна английская морская мина времен Гражданской войны…
Поднимем все, что утонуло!
В 1931 году ЭПРОН – организация, зарекомендовавшая себя как способная поднять почти что угодно и откуда угодно, да к тому же достаточно дешево, была выведена из ведения ОГПУ и переподчинена наркомату путей сообщения. Чуть позже из него был выделен наркомат водного транспорта, и Экспедицию передали ему. За ЭПРОНом закреплялись все судоподъемные работы, а кроме них – еще аварийно-спасательные, водолазно-строительные и опытно-подводные. При этом эпроновцы сохраняли свою военную структуру, а во время аварийно-спасательных работ получали оперативное подчинение наркомату по военным и морским делам.
С этого времени ЭПРОН становится фактически главной аварийно-спасательной и водолазной службой страны, хотя, конечно, у военных моряков остаются свои водолазные команды, да и гражданский флот от них не отказывается. В структуре Экспедиции с 1930 года действует Военизированный морской водолазный техникум – наследник первых в СССР водолазных курсов. А государственный заказ по подъему кораблей и судов на 1931 год включает затонувшие объекты общей массой 8000 тонн!
Одной из самых знаменитых операций ЭПРОН начала 1930-х годов стал подъем со дна Севастопольской бухты четырех башен линкора «Императрица Мария», взорвавшегося и затонувшего в 1916 году (по основной версии – в результате диверсии). Когда корабль тонул, башни главного калибра с 305-мм орудиями сорвались с мест и легли на дно отдельно от линкора и остались там даже после того, как в 1918 году корпус «Императрицы Марии» удалось поднять и отбуксировать в док. Для подъема спроектировали специальный кольцевой понтон и с его помощью вытащили не только все четыре башни «Императрицы Марии», но и две башни линкора «Свободная Россия», затонувшего в Новороссийске.
Этими работами руководил начальник Южного округа Экспедиции Фотий Крылов, который в 1932 году стал начальником Главного управления ЭПРОН. С его именем связаны самые, пожалуй, знаменитые операции того времени, в том числе подъем ледокольного парохода «Садко», спасение ледокола «Малыгин» и ледокольного парохода «Александр Сибиряков». При Крылове ЭПРОН стал всесоюзным: его отделения появились везде, включая Северный Ледовитый и Тихий океаны. Причем везде передача поискового и спасательного дела именно этой организации была связана исключительно с тем, что ее специалисты неизменно оказывались лучшими даже в самых трудных ситуациях.
В 1940 году Фотию Крылову присвоили звание контр-адмирала, а всего через год ЭПРОН фактически расформировали. Точнее, 22 июня 1941 года совместным приказом наркоматов военно-морского и морского флотов Главное управление ЭПРОН и аварийно-спасательные отряды на флотах и флотилиях были переданы в распоряжение ВМФ.
При этом Экспедиция практически раздвоилась: флотские структуры перешли в ведение военных моряков, а Главное военно-речное управление – в ведение наркомата речного флота. А 2 июня 1942 года приказом наркома ВМФ СССР Экспедиция подводных работ особого назначения преобразовали в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу Военно-морского флота. Так завершилась почти двадцатилетняя история первой в нашей стране специализированной службы по поиску, спасению и подъему кораблей и судов – ЭПРОН. В память об Экспедиции и ее без преувеличения героических сотрудниках построенное в 1959 году спасательное судно СС-26 было в 1989 году переименовано в «ЭПРОН» и гордо несет это имя на борту по сей день.
Источник: histrf.ru