Какой толщины лед ломает подводная лодка при всплытии

В послевоенном мире, разделенном надвое холодной войной, борьба за освоение Арктики была особенно острой. То государство, которое первым научило бы свой флот действовать в этом регионе, могло получить колоссальное преимущество. Добиться этого удалось советским морякам. 29 сентября 1963 года подводная лодка К-181 первой в мире всплыла на Северном полюсе, доказав способность отечественных субмарин к плаванию в самых высоких широтах. А через двадцать два года советские подводники впервые в мире осуществили ракетные стрельбы из точки Северного полюса.

Догнать и перегнать Америку

«Полярная гонка» началась практически сразу после того, как в составе обоих флотов – американского и советского – появились первые атомные подводные лодки. Обычная дизель-электрическая подлодка без ядерного реактора на борту не могла рассчитывать на достижение точки с координатами 90 градусов северной широты. Таким субмаринам требовалось периодически всплывать для того, чтобы запустить дизели и подзарядить аккумуляторы, но рассчитывать на такую возможность в паковых льдах никто не мог.

Всплытие подводной лодки в АРКТИКЕ !

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Формальное первенство в полярном соревновании осталось за США. 3 августа 1958 года первая в мире атомная субмарина «Наутилус» прошла подо льдами в районе Северного полюса. Всплыть у американцев не получилось. Вместо полыньи, которую показал эхоледомер, наверху оказалась громадная плавучая льдина.

Удар пришелся по самой высокой части лодки – ограждению рубки – и повредил единственный перископ «Наутилуса». Рисковать дальше не имело смысла, и командир подлодки коммандер Уильям Андерсон отдал приказ возвращаться на базу.

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Неудачной была и первая попытка советских подводников всплыть на Северном полюсе, предпринятая в июле 1962 года. В поход отправилась первая отечественная атомная подводная лодка К-3, которая 17 июля всплыла из-подо льдов, но не на полюсе, а чуть в стороне от него. Это было неплохим результатом, но партия и правительство требовали большего – всплыть именно в точке с координатами 90 градусов северной широты. На эту роль и готовили с самого начала новую субмарину К-181, относившуюся к тому же проекту «Кит», что и К-3.

Лодка для похода на полюс

«Сто восемьдесят первая», как и остальные 12 лодок серии «Кит», заложенные после К-3, была построена по проекту 627А. Внешне новый «Кит» почти не отличался от первой советской атомной подлодки, кроме разве что наплыва внизу носовой части, где разместили антенну главной акустической системы. Основные изменения сделали внутри: повысили надежность агрегатов и живучесть лодки, усилили штурманское вооружение и так далее. Характерным отличием новых лодок от К-3 стала широкая серебристая полоса над крышками торпедных аппаратов, за которой скрывалась антенна шумопеленгаторной станции.

Три атомных подлодки устроили синхронное всплытие (с треском!)

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

К-181 стала восьмой по счету лодкой проекта 627А, заложенной на Северном машиностроительном предприятии (нынешний «Севмаш») 15 ноября 1961 года. 7 сентября 1962-го подлодку спустили на воду, а 16 октября она уже вступила в строй. Такие высокие темпы строительства никого не удивляли. Во-первых, основные технологии постройки субмарин этого проекта были уже отработаны, а во-вторых, советский флот торопил корабелов, стремясь как можно быстрее нарастить атомную подводную группировку.

О том, что К-181 предстоит предпринять вторую попытку всплыть на Северном полюсе, экипаж узнал вскоре после того, как 11 января 1963 года их корабль зачислили в состав Северного флота. Случилось это, по воспоминаниям командира группы дистанционного управления БЧ-5 (электромеханической) Василия Сытника, когда лодка находилась в месте своего базирования – в бухте Западная Лица.

Очень скоро экипаж, только-только успевший освоить новый корабль, отвел его обратно на судостроительный завод готовить к трудному походу. Там, как вспоминает Василий Сытник, «произвели усиление ограждения корпуса рубки, поскольку предполагалось ею проламывать лед при всплытии. Кроме того, на лодке установили два комплекта акустических эхоледомеров, позволяющих из глубины с большой точностью измерять расстояние до льда и его толщину. В дополнение к ним разместили телевизионную аппаратуру, чтобы можно было в подводном положении по телевизору рассматривать ледовую поверхность».

Читайте также:  Охлаждение лодочного мотора ямаха 8

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Главные изменения были внешне совершенно незаметны, но именно от них зависела точность всплытия на Северном полюсе. Лодку оборудовали новейшей навигационной системой «Сигма», которая позволяла определять положение корабля не по обычным магнитным и гирокомпасам, а по трем гироазимутам – приборам, которые сохраняют заданное направление. Иными словами, лодку достаточно было привести в необходимую точку начала маршрута и задать точку прибытия, направление на которую и держала «Сигма».

Искусство проиграть в домино

За лето все доработки К-181 перед путешествием на макушку Земли были закончены. В начале сентября субмарина совершила тренировочное плавание к кромке паковых льдов, чтобы экипаж мог проверить, насколько надежно работают новые системы и легко ли ему ориентироваться подо льдом. Для этого подлодка совершила плавание к архипелагу Земля Франца-Иосифа – одного из самых северных в Советском Союзе. Поход прошел успешно, и командование флота, получив «добро» из Москвы, отдало приказ о начале плавания к Северному полюсу.

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

В свой первый дальний поход лодка отправилась, имея на борту гораздо большее число людей, чем полагалось по штату. Объяснялось это присутствием на борту представителей командования Северного флота и ВМФ СССР, а также различных НИИ и заводов, которые должны были следить за поведением новой аппаратуры и корабля в необычных условиях, и даже корреспондента газеты «Красная звезда».

Таких набралось двадцать человек. Среди них был командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов, который формально командовал походом, а также флагманский штурман ВМФ капитан I ранга Александр Мотрохов и заместитель командира 3-й флотилии капитан I ранга Валентин Рыков. Последний был прикомандирован к экипажу в качестве второго командира, поскольку обладал уже большим опытом плавания на атомных субмаринах.

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Несмотря на тесноту в отсеках, поход проходил без лишних конфликтов. Правда, членам экипажа К-181 пришлось освоить непростое искусство играть в домино в поддавки. Адмирал Владимир Касатонов был большим мастером-доминошником, но очень расстраивался, если проигрывал, что влияло на психологическую атмосферу в отсеках. Вот и решено было не слишком усердно стремиться обставить начальство, чтобы не раздражалось: и без того присутствие адмирала в центральном посту заставляло вахту нервничать.

Есть всплытие на полюсе!

Поход начался 25 сентября 1963 года. «Подлодка шла с большой скоростью: сначала 16 узлов, потом 20 узлов, а когда до Северного полюса оставалось около мили, скорость уменьшили до 6 узлов, подвсплыли на допустимую глубину и стали внимательно следить в перископ, – вспоминал позднее Василий Сытник. – И нам повезло – была обнаружена довольно обширная полынья, которую, правда, покрывал лед толщиной 30-40 сантиметров. Подлодка остановилась под ней и приледнилась. Затем продули среднюю группу цистерн главного балласта и проломили лед рубкой, ледяной покров сопротивлялся недолго».

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

Сложнее оказалось командиру лодки капитану II ранга Юрию Сысоеву открыть рубочный люк. Как оказалось, его завалили глыбы проломленного рубкой льда. Наконец удалось справиться и с этим, и штурманская вахта принялась определять точные координаты. Сделать это по радионавигационным системам помешала сплошная облачность, но по звездам установили: есть всплытие на Северном полюсе!

Читайте также:  Сплав по реке на лодке что нужно

Командир объявил об этом всему экипажу, что вызвало в людях небывалый энтузиазм. Еще бы: они были первыми в СССР подводниками, всплывшими на Северном полюсе! Ради этого один из матросов чужого экипажа пошел фактически на преступление: спрятался на лодке К-181, пока помогал грузить на нее продукты. Обнаружили его уже в море, когда возвращаться было уже поздно, так что своей цели «самовольщик» добился.

Первым делом на полюсе установили флагшток и подняли на нем государственный флаг СССР и флаг советского ВМФ. А потом командир лодки разрешил сходить на «берег» всем свободным от вахты. Чтобы не лишать возможности поиграть в футбол на льду стоящих на вахте, лодка оставалась в полынье четыре с половиной часа.

За это время успели не только размяться на свежем воздухе, но и съесть приготовленный коками праздничный обед. А штурман подлодки Виктор Храмцов даже успел… искупаться! Выглядело это как неудачное падение с трапа в промоину между льдом и корпусом лодки, и только гораздо позже старший лейтенант Храмцов признался, что сделал это специально: очень хотелось быть единственным в мире человеком, купавшимся на полюсе.

Домой подлодка К-181 вернулась без происшествий: 4 октября она уже швартовалась в губе Лопаткина в бухте Большая Лица. В течение трех лет после окончания уникального похода все его участники получили награды. Командир подлодки Юрий Сысоев и командующий Северным флотом Владимир Касатонов стали Героями Советского Союза. Старший помощник, замполит, штурман и командир БЧ-5 были награждены орденами Ленина. Остальные офицеры, старшины и матросы получили ордена Красного Знамени и Красной Звезды или медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Подводная лодка К-181. Цель – Северный полюс!

А в 1968 году подлодка К-181 стала первым в послевоенной истории советского ВМФ орденоносным кораблем. 20 февраля «за большой вклад в дело укрепления обороноспособности СССР, успехи в боевой и политической подготовке, освоение сложной техники и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ» подлодку наградили орденом Красного Знамени. Награду К-181 получила не только за успешное всплытие на полюсе. В 1966 году подлодка первой в отечественном флоте сумела установить контакт и в течение четырех суток выполнять слежение за ударным соединением американских ВМС во главе с авианосцем «Саратога». Лодка «вела» его от Гибралтара до побережья США, успев за это время выполнить девять условных торпедных атак на цель и записав ее характерные шумы.

Источник: histrf.ru

Подводные лодки научат пробивать лед в Арктике

K-456_Tver_project-949A

Атомный подводный крейсер К-456 «Тверь» («Вилючинск», «Касатка»). Проект 949А «Антей». Источник: shtillshtill.livejournal.com.

Стратегические подводные корабли укрепят для быстрого поднятия на поверхность

Минпромторг решил повысить эффективность боевой службы подводных лодок в Арктике. Как выяснили «Известия», за счет разработки новых элементов конструкции и усиления корпуса к 2015 году планируется расширить возможности лодок — при всплытии они смогут преодолевать толстый арктический лед без ущерба для корпуса.

Исполнителем заказа Минпромторга выступило центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин». В документации на разработку указано, что быстрое всплытие из-под льда может потребоваться либо для выполнения боевого задания, либо для спасения экипажа в случае аварии. Средства разлома льда, которые имеются на лодках сегодня, не позволяют всплыть достаточно быстро без ущерба для корпуса.

«Существующие средства анализа ледовой обстановки, всплытия и конструкции для разрушения ледяного покрова не обеспечивают приемлемый интервал времени и безопасность всплытия в подледных условиях. Быстрое достижение контакта с ледяным покровом и его гарантированное, безопасное для корпуса разрушение необходимы для обеспечения применения боевых средств, достижения тактических целей, обеспечения связи, доступа к атмосфере и, соответственно, спасения экипажа», — говорится в документе.

Читайте также:  Yamaha 3 лодочный мотор инструкция

Как пояснил «Известиям» экс-командир АПЛ «Екатеринбург», председатель санкт-петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, для выхода лодки на поверхность, покрытую льдами, предусмотрено два способа: всплытие без хода или, как крайний случай, на ходу с проламыванием льда корпусом.

— Всплытие на ходу чревато повреждениями корпуса, выдвижных устройств, гидроакустического комплекса и торпедных аппаратов. На сегодня о случаях проламывания льда на ходу неизвестно. А всплытие без хода — штатный маневр, достаточно часто применяемый, — сообщил Игорь Курдин.

Эксперт пояснил, что перед всплытием в штатном режиме лодка «зависает» в воде, а затем начинает очень медленно подниматься — со скоростью несколько сантиметров в минуту. Чтобы обеспечить безопасное всплытие на ходу, придется укрепить рубку и носовую часть лодки — эти части корпуса и принимают на себя удар.

— Лодка приледняется двумя точками: ограждением рубки и носом. При этом корма уходит вниз. На корме находятся рули и главные винты, задача командира — не повредить их, не поломать об лед. После приледнения цистерны балласта продуваются сжатым воздухом, и лодка всплывает, ломая лед, — добавил Игорь Курдин.

После успешного разлома льда и поднятия на поверхность встает задача очистки от глыб льда палубы лодки — решение этой проблемы также предусмотрено проектом Минпромторга. Игорь Курдин рассказал, что часто оказываются закрыты льдом самые важные для стратегических подводных кораблей части корпуса — ракетные шахты.

— Всплытие из-подо льда делается только для одного — для нанесения ракетно-ядерного удара из надводного положения. Делается это только в арктических районах. Когда после всплытия люди выходят на палубу, вся палуба в огромных глыбах льда. Особенно там, где крышки ракетных шахт, ими можно попытаться сбросить лед, там довольно мощная гидравлическая система, — пояснил Курдин.

По его словам, современные российские подлодки в среднем могут преодолеть 0,6 м льда при всплытии без хода и 0,8 м — при всплытии на ходу. Поиск наиболее тонкого участка льда обеспечит создаваемая в рамках этого проекта программа для систем управления лодки.

— Лед не стоит на месте, он постоянно двигается. Поэтому лодка подо льдом постоянно занята поиском полыньи, чтобы в случае необходимости двинуться туда. Для этого она использует собственные средства наблюдения, средства авиационной и космической разведки, — отметил Курдин.

По его словам, оборудование для определения толщины льда представляет собой эхолот, направленный в сторону поверхности. Зная глубину, на которой находится лодка, можно получить данные о толщине ледяного покрова, используя данные так называемого эхоледомера.

Отдельная задача — создание спасательной камеры для экипажа, которая также должна пробивать лед — для доступа к воздуху и связи со спасателями. После подъема камеры к подводной части льда планируется использовать устройства для его подтопления за счет высокой температуры. Спасательная камера будет оснащена радиосвязью, навигационными приборами и сигнальными буями.

В качестве дополнительного обеспечения безопасности форсирования льда арктическими подводными лодками Минпромторг предлагает создать наземный центр, который будет анализировать ледовую обстановку в акваториях плавания подводных лодок.

Освоить технологию Минпромторг собирается к апрелю 2015 года, а первые изделия могут появиться на подводных лодках в Арктике в 2016-м. На реализацию проекта планируется потратить 285 млн рублей.

Алексей Криворучек

Права на данный материал принадлежат Известия.ru
Материал размещён правообладателем в открытом доступе

Источник: vpk.name

Какой толщины лед ломает подводная лодка при всплытии

Источник: www.osnmedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...