Какой парус лучше для надувной лодки

Коллеги!
Добрый день.
Есть Шуя-3. Каркасно-надувная. И стойкое нежелание работать веслом при передвижении по водохранилищу при наличии попутного ветра. Задумался и простом парусе.
Круглый с окошком в середине.

Кто-нибудь пользовался? Как впечатления?

Еще Тритон начал делать Парус «Джонка»
Но, как я понимаю, нужна доработка лодки. Надо приклеивать место крепления мачты.
Такой конструкцией не пользовались?

2 Ответ от Slava 19-06-2018 07:24:25

Re: Ещё немного про парус

На мой взгляд, круглый парус на байдарку — самое то, что нужно.
Легко крепится, быстро ставится, так же легко и быстро снимается, не требует каких-либо изменений в конструкцию байдарки и весьма прост в эксплуатации. Для двух и более членов экипажа это, пожалуй самый оптимальный вариант.
Особенно если учесть что площадь круглого паруса — 1 кв. метр., цена — около 1000 рублей, против Тритоновской Джонки такой же площади, но за 7200 рублей.

3 Ответ от Олег72 19-06-2018 22:06:45

Re: Ещё немного про парус

Пользуюсь Джонкой на Шуя+

Парус для сапборда. Парус для Sup доски, каяка, байдарки, лодки ПВХ. Как собрать.


Тянет уже при средних ветрах!

4 Ответ от Олег72 19-06-2018 22:11:54

Re: Ещё немного про парус

Круглый парус только для попутного ветра. А Джонка для попутного и попутно-боковых. Нормально тянет

5 Ответ от Slava 20-06-2018 06:48:08

Re: Ещё немного про парус

На попутно-боковом ветре круглый парус тоже работает.

6 Ответ от Инженер 20-06-2018 09:10:17

Re: Ещё немного про парус

При попутно-боковом будет снос. Нужен руль как минимум, а лучше шверт

7 Ответ от Slava 20-06-2018 09:26:58

Re: Ещё немного про парус

Сносить с курса будет вне зависимости от формы паруса

8 Ответ от Graf 4×4 20-06-2018 10:06:24

Re: Ещё немного про парус

Олег72 пишет:

Пользуюсь Джонкой на Шуя+
Тянет уже при средних ветрах!

На сколько сложно проводить первую установку паруса? Клеить много надо?
В комплекте набор для установки есть или что-то отдельно надо покупать?

9 Ответ от Graf 4×4 20-06-2018 10:13:22

Re: Ещё немного про парус

Инженер пишет:

При попутно-боковом будет снос. Нужен руль как минимум, а лучше шверт

Весло подойдет в качестве руля в такой ситуации?

10 Ответ от Graf 4×4 20-06-2018 10:14:53

Re: Ещё немного про парус

Slava пишет:

На мой взгляд, круглый парус на байдарку — самое то, что нужно.
Легко крепится, быстро ставится, так же легко и быстро снимается, не требует каких-либо изменений в конструкцию байдарки и весьма прост в эксплуатации. Для двух и более членов экипажа это, пожалуй самый оптимальный вариант.
Особенно если учесть что площадь круглого паруса — 1 кв. метр., цена — около 1000 рублей, против Тритоновской Джонки такой же площади, но за 7200 рублей.

Там какой алгоритм получается: матрос следит за парусом, капитан действует веслом, как рулём?

надувная лодка пвх под парусом.

11 Ответ от Former 20-06-2018 10:42:51

Re: Ещё немного про парус

Ставил круглый парус на Каньон-Спорт ( как уже писал http://baydarkin.ru/forum/topic2739.html), рулил парусом и веслом спереди, сзади были установлены скеги, на 45° от попутного ветра идет. Поскольку маршруты не совпадали с преобладающими ветрами, большую часть времени только мешался или был снят.

12 Ответ от Slava 20-06-2018 11:23:39

Re: Ещё немного про парус

to Former одному с круглым парусом управляться немного сложнее, но возможно. Хотя, на плоскодонной надувнушке выглядит всё печальнее, какой парус не поставь.
to Graf 4×4 именно так. Матрос управляется с парусом, капитан подруливает. При некоторой слаженности экипажа
вдвоем — просто отлично. Круглый парус успешно использован не раз и не два.
Но отмечу что байдарка — это не парусная яхта.
Если нужно всё по-взрослому, покупайте судно, созданное специально для сейлинга.

13 Ответ от Former 20-06-2018 12:16:19

Re: Ещё немного про парус

Slava пишет:

одному с круглым парусом управляться немного сложнее, но возможно. Хотя, на плоскодонной надувнушке выглядит всё печальнее, какой парус не поставь.

http://baydarkin.ru/forum/extensions/hcs_image_uploader/uploads/10000/8500/18695/thumb/p1cgfev2ff4ngs1s1v3jclsnio1.jpg

Скеги ставлю всегда когда позволяет глубина водоема, в разное положение в зависимости от требуемой управляемости, на фото первоначальный вариант, в кормовой части позже сделаны еще отверстия. Рулил веслом спереди, для уменьшения сноса и разворота по ветру.

14 Ответ от Graf 4×4 20-06-2018 13:49:40 Отредактировано Graf 4×4 (20-06-2018 13:53:31)

Re: Ещё немного про парус

Slava пишет:

to Former одному с круглым парусом управляться немного сложнее, но возможно. Хотя, на плоскодонной надувнушке выглядит всё печальнее, какой парус не поставь.
to Graf 4×4 именно так. Матрос управляется с парусом, капитан подруливает. При некоторой слаженности экипажа
вдвоем — просто отлично. Круглый парус успешно использован не раз и не два.
Но отмечу что байдарка — это не парусная яхта.
Если нужно всё по-взрослому, покупайте судно, созданное специально для сейлинга.

Понятно, что для серьезной регаты нужна яхта
Еще вопрос. Круглые паруса бывают двух типов: диаметр один, а глубина разная. Один стандартный, другой — «Отличается более выпуклой формой», как пишут продавцы.
Какой лучше?

Читайте также:  Где можно взять в прокат лодку ПВХ

И еще, он сильно тянет? Не вырвет крепеж, к которому его привязывают? Я про «обычный» не штормовой ветер

15 Ответ от Инженер 20-06-2018 14:37:58

Re: Ещё немного про парус

Ну он же тянет не неподвижный предмет, так что без порывистого ветра нагрузка там будет умеренная.
Яхту необязательно, достаточно швертбота. За глаза хватит хапнуть адреналина под ветром и сойти с ума от терминологии, нюансов управления. Чем я сейчас и занимаюсь)

Источник: baydarkin.ru

ВМЕСТО ВЕСЕЛ — ПАРУС

Популярную у любителей отдыха на воде надувную лодку «Волна» нетрудно преобразовать в настоящий парусный швертбот.

Публикуемые в этом номере чертежи универсального парусного вооружения, отмеченного на IV конкурсе лучших парусно-туристских судов дипломом I степени, можно использовать для любых «надувнушек» и небольших катамаранов.

Лодка вооружена лишь одним парусом — гротом. Такое вооружение («кэт») наиболее эффективно по аэродинамике и просто в освоении.

Нагрузки от паруса, руля, шверца и откренивающего рулевого в надувной лодке принимает на себя трубчатая силовая рама. Она состоит из двух продольных и двух поперечных балок — под-мачтовой и кормовой. Посередине первой фиксируется нижняя часть мачтового стакана, в который свободно вставляется мачта. Положение верхней части стакана определяется четырьмя распорками, идущими к продольным балкам. Рама крепится к корпусу с помощью шести широких петель, приклеенных к бортовым баллонам.

Материалом для изготовления рамы служат дюралюминиевые трубы из сплава Д16Т.

Шверц шарнирно закрепляется на левом конце подмачтовой балки, а руль на правой оконечности кормовой поперечины. При таком «диагональном» их расположении общий центр бокового сопротивления судна находится в районе его продольной оси и на необходимом удалении от мачты. Этим достигается хорошая парусная центровка лодки.

Некоторое стремление приводиться носом к ветру на всех курсах легко компенсируется отклонением пера на небольшой угол. Для обеспечения уверенной управляемости лодки руль имеет большую площадь. Манипулируют им с помощью удлинителя румпеля, перемещая его вдоль лодки, поэтому рулевой может находиться в любом месте кокпита.

Перо руля вырезают из листового дюралюминия толщиной 4 мм. Его переднюю кромку плавно закругляют, а заднюю стачивают почти на острие под углом около 20°. В рабочее положение оно опускается под собственным весом, а поднимается вверх сорлинем из капронового тросика. При наезде на подводное препятствие перо автоматически откидывается.

Шверц изготавливают из сосновой или еловой доски толщиной 25 мм. Его форма — симметричная, максимум толщины расположен на расстоянии 40 % ширины от передней кромки. По мере приближения к задней кромке кривизна сечения постепенно уменьшается. Чистота поверхности и плавность сечений, особенно в районе передней кромки, во многом определяет качество работы шверца.

Заготовку тщательно обрабатывают шкуркой и лакируют, покрывая 5-8 слоями водостойкого лака. После полного высыхания каждого слоя шверц дополнительно обрабатывают мелкой шкуркой и втирают в него размолотый мел или зубной порошок.

Шверц используют только при движении острыми курсами или при ходе поперек ветра. Опускают и поднимают его вручную, В верхнем и нижнем положениях он фиксируется за счет силы трения, которую можно регулировать, меняя затяжку болтов.

При монтаже узлов руля и шверца очень важно обеспечить их жесткость и отсутствие люфтов, иначе может резко возрасти лобовое сопротивление швертбота, и он против ветра не пойдет.

Мачта с парусом может делать полный поворот вокруг своей оси. Это важный элемент обеспечения безопасности плавания во время неожиданных шквалов с любых направлений или в других ситуациях, когда рулевой чувствует, что теряет контроль над лодкой, ему достаточно отпустить шкот, чтобы парус сам развернулся во флюгерное положение.

Мачта собирается из двух элементов. Нижнее колено — труба, выдерживающая изгибающий момент не менее 55 кгс-м, в района степса дополнительно упрочняется вкладышем — трубой Ø36Х1,5 мм, длиной 800 мм. Завершает мачту верхнее колено из такой же трубы длиной 1800 мм. Оно вставляется в отверстие нижнего колена до упора в ограничитель — штифт Ø5 мм.

Гик состоит из трех элементов — двух крайних секций, сделанных из прямых труб Ø32X1, и средней секции, изогнутой в горизонтальной плоскости. Изгиб необходим для того, чтобы парус, имеющий криволинейную форму крыла, не ложился на гик на одном из галсов (в данном случае на левом галсе). Секции гика соединяются быстросъемными штифтовыми фиксаторами с резиновыми кольцами. К ноку крепят шкот, которым управляют парусом, и двухшкивный блок тали регулировки пуза (выпуклости) паруса. Пятка гика надевается на горизонтально расположенный болт, приваренный к стальной втулке, которая свободно скользит по мачте.

Подробней остановимся на изготовлении паруса. Из теории известно, что чем меньше его абсолютные размеры и отношение площади паруса к площади паразитного лобового сопротивления корпуса и экипажа яхты, тем сильнее зависимость лавировочных качеств яхты от качества паруса — величины развиваемой им тянущей силы и отношения ее к силе лобового сопротивления. Парус надувной лодки должен быть даже более совершенным, чем у больших яхт, — по своим характеристикам приближаться к жесткому аэродинамическому крылу.

Читайте также:  Что делать при продаже лодки

Из современных парусов повышенной жесткости и эффективности выбран двухслойный типа «Стриж». Он хорошо работает и наиболее прост в изготовлении и эксплуатации.

Парус состоит из замкнутой автономной треугольной силовой рамы, имеющей достаточную жесткость, и опирающейся на нее парусины, которая не несет значительных нагрузок. Рама образуется мачтой, изогнутой в пределах ее упругих деформаций, тросиков-булиней задней и нижней шкаторин, которые соединяются в шкотовом углу паруса, и гика-распорки.

Опыт показывает, что высококачественный двухслойный парус сделать гораздо легче, чем парус с карманом-обтекателем мачты или с ликтросом, входящим в ликпаз мачты. В то же время он наиболее совершенен аэродинамически. В пространство между полотнищами удается поместить мачту, и она не оказывает на работу паруса никакого вредного влияния. Все швы, боуты и усиливающие накладки оказываются внутри, наружные стороны паруса остаются гладкими.

Превращая «надувнушку» в парусный швертбот, стоит поработать и над ее корпусом. В первую очередь надо сделать носовой козырек — обязательно! Иначе лодку будет заливать. В походе носовую часть загружают объемными, но легкими вещами.

Ходкость лодки повысится, если продлить ее днище до кормовых оконечностей баллонов. Дополнительное днище можно сделать из любой прорезиненной ткани; подойдет и аптечная детская клеенка в два слоя. В надводной части ее приклеивают к поперечному и бортовым баллонам. Для доступа в образовавшийся кормовой водонепроницаемый багажник делают клапан на двух «молниях».

Сидеть в лодке лучше на накачанной надувной подушке. Она позволит равномернее распределить вес рулевого на днище, которое при этом не прогибается и не искажает обводов корпуса.

В штилевую погоду грести удобнее веслами байдарочного типа. Для этого можно использовать укороченное байдарочное весло или сделать его из штатных весел «Волны», соединив их с помощью отрезка дюралюминиевой трубки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДВУХСЛОЙНОГО ПАРУСА «СТРИЖ»

Паруса типа «Стриж» шьют не по теоретическим чертежам, а по месту, непосредственно по рангоуту. С учетом отходов потребуется около 8 м ткани: плащ-палаточной, плащевой или лучших сортов тика. Чем прочнее и плотнее ткань, тем выше качество «крыла».

Порядок работы таков.

После изготовления каркаса паруса со всеми регулировками и проверки его работоспособности определяют размеры будущего паруса в положении нулевого пуза — при максимально прогнутой мачте. По полученным размерам выполняют чертеж его заготовки, наносят на нем линии швов с учетом припусков.

Затем разглаженную ткань расстилают на полу и наносят на ней шариковой авторучкой линии швов и отрезов. Тесьму вдоль основы надо срезать, а края промазать клеем БФ-6. Полотнища временно соединяют резиновым клеем и сшивают точно по прямой линии швом, изображенным на рисунке, — он меньше других стягивает парус.

На всех углах двух одинаковых полотнищ паруса пришивают боуты, оконечности шкаторин подкрепляют широкой корсажной лентой, а в шкотовые углы вшивают или впрессовывают металлические люверсы. Подгибают и заглаживают материал вдоль задних и нижних шкаторин. Полотнища паруса вдоль них предварительно сшивают машинным наметочным швом. При этом верхняя нитка ослабляется настолько, чтобы шов не затягивался.

Заготовка паруса должна получиться совершенно плоской.

Следующий этап. Расположенный горизонтально каркас паруса ставят в положение среднего пуза — 7% и надевают на него заготовку паруса. Полотнища скрепляют иголками. Сметывать парус лучше иголками средней длины. Сначала их закалывают через полметра, а в конце сметывания доводят шаг до нескольких сантиметров.

Обходя парус по периметру и меняя положение иголок, добиваются, чтобы кривизна пуза паруса составила 7% и плавно уменьшалась к задней шкаторине.

После того как сметанному парусу при среднем пузе будет придана желаемая форма, выставляют положение нулевого пуза и вновь корректировкой положения иголок добиваются, чтобы заготовка стала гладкой и плоской. Такой же корректировкой обеспечивается форма в положении максимального пуза (15%).

Заменив на снятом парусе все иголки машинными наметочными швами, снова ставят его на рангоут, проверяют форму при всех величинах пуза и вносят необходимые поправки.

С правой и левой сторон наносится линия положения нижней и каторины. Протыкая парус иголкой, с двух сторон ставят риски, фиксирующие взаимное положение полотнищ. Освободив рангоут, распускают наметочный шов нижней шкаторины. Набело сшивают переднюю шкаторину, изнутри к ней пришивают прочную тесьму, которая будет поддерживать в рабочем положении втулку гика.

После окончательной проверки формы паруса оформляют шкаторины и заменяют наметочные швы постоянными. По нижней шкаторине полотнища лучше не сшивать, а через каждые 5 см скрепить схватками из прочных ниток. По верхнему и нижнему торцам пришивают усиливающие полосы из корсажной ленты.

Парус ставят на горизонтально расположенный рангоут в положение нулевого пуза, обильно увлажняют и дают высохнуть. Благодаря этой операции исчезнут все мелкие морщинки, произойдет перераспределение и выравнивание напряжений в парусине. (В походных условиях его надо смачивать после каждого ходового дня и оставлять на ночь на рангоуте в горизонтальном положении.) Чтобы привести парус в рабочее состояние, достаточно потравить снасть для регулировки пуза.

Читайте также:  Гондола это лодка или самолет

Рис. 2. Конструкция рамы: 1 — втулка, 2 — барашковая гайка М8, 3 — кормовая поперечная балка, 4, 5 — трубы правой продольной балки, 6 — распорка, 7 — дужка крепления подмачтовой балки, 8 — подмачтовая балка, 9 — мачтовый стакан в сборе, 10 — болт крепления распорки, 11 — заклепка Ø5 мм, 12 — втулка баллера руля, 13, 14 — трубы левой продольной балки, 15 — пробка, дуб, 16 — заклепка Ø4 мм, 17 — шпилька М8Х80 мм, 18 — резиновое кольцо, 19 — фиксатор, гвоздь Ø5 мм, 20 — барашковая гайка М6, 21 — болт М6, 22 — фланец, сталь, 23 — верхняя втулка мачтового стакана, сталь, 24 — мачтовый стакан, 25 — пластина, дюралюминий толщиной 2,5 мм, 26 — распорка, 27 — болт М8.

Рис. 3. Узел установки шверца: 1 — усиливающая накладка, дюралюминиевая пластина толщиной 1,5 мм, 2 — заклепка Ø4 мм, 3 — крышка, дюралюминий толщиной 4 мм, 4 — подмачтовая балка, 5 — болт М6, 6 — ступица шверца, 7 — болт М6 с барашковой гайкой, 6 шт., 8 — шайба, фторопласт толщиной 4 мм, 9 — шверц.

Рис. 5. Каркас паруса «Стриж»: 1, 2, 3 — секции гика, 4 — нижнее колено мачты, 5 — усиливающий вкладыш, 6 — втулка гика, 7 — верхнее колено мачты, 8 — ось гика, стальной стержень Ø10 мм, 9 — барашковая гайка М10, 10 — фал, 11 — крючок — блок фала, 12 — флюгарка, капроновая лента, 13 — шток флюгарки, сталь Ø2 мм, 14 — заклепка Ø2,5 мм, 15 — вкладыш, сталь Ø6×50 мм, 16 — заклепка Ø5 мм, 17 — передняя шкаторина паруса, 18 — шплинт, 19 — усиливающая накладка передней шкаторины паруса, 20 — галс-оттяжка, 21 — вкладыш, сталь Ø10×120 мм, 22 — шайба, 23 — снасть корректировки длины булиня нижней шкаторины, 24 — огон булиня нижней шкаторины, медная трубка, 25 — снасть регулировки пуза паруса, 26 — булинь нижней шкаторины, стальной трос Ø2 мм, 27 — полотнище паруса, 28 — нижняя дужка, 29 — втулка, 30 — вкладыш, 31 — блок шкотового угла паруса, 32 — булинь задней шкаторины, 33 — фиксатор Ø5 мм, 34 — резиновое кольцо, 35 — заделка троса в медную трубку, 36 — верхняя дужка, 37 — наметка (изолента), 38 — коренной конец фаловой тали.

Рис. 6. Двухслойный парус «Стриж» S = 3,2 м 2 : 1 — люверс шкотового угла, 2 — люверс для прохода оси гика, 3 — петля для верхнего риф-штерта, 4 — левое полотнище паруса, 5 — правое полотнище паруса, 6 — боут, 7 — корсажная лента, 8 — булинь задней шкаторины, 9 — риф-бант, 10 — риф-штерт, 11 — риф-штерты, завязанные рифовым узлом, 12 — убранная часть паруса, 13 — ручной шов-схватка.

Рис. 7. Крепление рамы петлями: 1 — продольный элемент рамы, 2 — петля, 3 — склейка, 4 — бортовой баллон.

Источник: hobbyport.ru

6.2. Универсальный парус для любой лодки

В течение многих лет за рубежом выпускается несколько разновидностей парусной оснастки, с помощью которой, не прибегая к каким-либо переделкам корпуса, можно превратить любую моторную лодку в парусную.

Одним из наиболее удобных вариантов является подвесной парус, изобретенный финном Антеро Катайненом. Все необходимое для переоборудования мотолодки в парусное судно (мачта с парусом, руль, такелаж и крепеж к корпусу) сосредоточено в одном узле (рис. 67).

Основой конструкции является литой тройник с прикрепленными к нему струбцинами. Через вертикальную втулку тройника продевается трубчатая ось с вилкой для шверта. Сверху на нее надевается хомут с румпелем, который зажимается на трубчатой оси винтами, после чего устройство навешивается на транец.

Детали рангоута изготовлены из дюралевых трубок 0 50 и 20 мм, причем длина деталей не превышает 2350 мм. Для лодок длиной до 4,5 м и массой до 300 кг вполне достаточен парус площадью 3,5 м2 (например, шпринтовый парус от швертбота «Оптимист»).

По передней шкаторине парус имеет карман, в который закладывается мачта. По диагонали полотнище растягивается с помощью трубчатого шпринта, одним концом вставляемого в петлю, пришитую в верхнем углу паруса. Натяжение паруса регулируется с помощью оттяжки шпринта — снасточки с петлей, в которую вставляется нижний наконечник шпринта.

При усилении ветра достаточно освободить верхний угол паруса от шпринта, чтобы его площадь сократилась до 2 м2, при этом он превращается в треугольный, что однако это не мешает лодке идти под углом 60 — 70° к ветру.

Весьма полезной деталью оснастки является «амортизатор безопасности» — резиновый жгут, натянутый под гиком, к которому с помощью карабина крепится гика-шкот. Амортизатор существенно смягчает рывки паруса при непроизвольных поворотах через фордевинд или при внезапных порывах ветра.

Дрейфу лодки при ходе в бейдевинд (под углом к ветру) препятствует фанерный киль площадью около 0,4 м 2 , который одновременно выполняет функцию руля.

Источник: motorka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...