Какой лодочный мотор лучше водомет или винтовой

Применение водометных двигателей на разных типах маломерных судов получает все большее распространение. И этому существует немало объективных причин, когда использование обычных подвесных или стационарных моторов с винтовой тягой не только менее практично, но и опасно.

При путешествии по неглубоким быстрым рекам, изобилующим перекатами, лодка с обычным подвесным мотором становится больше игрой в лотерею – никогда не знаешь, на каком из них винт останется на дне, а кроме винта может пострадать еще и редуктор. Альтернативой стало использование реактивной тяги водометного двигателя, в устройстве которого применен один из типов насосов: центробежный или прямоточный.

По своим рабочим параметром современные моторы в некоторых моделях намного лучше параметров своих собратьев с гребным винтом. При этом они имеют улучшенную проходимость и защищенность, что достигается возможностью его размещения выше днища плавсредства.

ВИНТ или ВОДОМЕТ? ГОНКИ на ПВХ и алюминиевой лодке. Сравнение. PROPELLER vs JET? Флагман24

Тем не менее, использование двигателей с прямоточным насосом не нашло большого применения из-за одного существенного недостатка – после прохода по перекату с дном из мелкой гальки она всасывается в водозаборное отверстие мотора и начинает бить по ротору и одновременно попадает между лопатками спрямляющего устройства и кромкой самого ротора, загибая и ломая при этом лопатки.

Американские инженеры использовали в качестве альтернативы установку центробежного насоса, принципиально отличающегося от описанной конструкции отсутствием спрямляющего аппарата. Ротор на таком насосе представляет собой шнек конической формы, возможность повреждения которого намного ниже. При том, что в сравнении с прямоточными насосами у них на 30% ниже уровень КПД, дальнейшее их практическое применение показало правильность этого решения.

Устройство подвесного водомета с точки зрения его конструктивных особенностей выглядит довольно простым – вместо стандартного редуктора к поддону прикреплена имеющее форму улитки устройство центробежного насоса. Такая «улитка» имеет вид специально спрофилированного и рассчитанного выхода назад, за счет которого производится требуемое поджатие струи. В нижней части конструкции, в ее центре прикреплен водозаборник, который специально оборудован съемной защитной решеткой из прочного пластика, направляющей воду непосредственно к насосу.

Шнек-ротор изготавливается из нержавеющей стали или из алюминия в форме конуса, который имеет жесткое соединение с вертикальным валом, вставленным в выходное гнездо коленвала. Он заменят стандартный вал вертикального верхнего привода на подвесных моторах. Вал опирается на специальный узел подшипников со стальными уплотнениями.

На водометной подвесном двигателе отсутствуют штатные редуктор, зубчатые передачи, устройство для переключения нейтрального и заднего хода. Реверс выполняется перекрытием специальной заслонки.

Система охлаждения используется такая же, как и на обычном подвесном моторе, то есть здесь применена штатная водяная помпа, переставленная с редуктора внутрь водометной «улитки». Выхлоп производится поверх водной поверхности. Чтобы добиться уменьшения шума, выхлопную трубу пропустили по центральной оси выходного отверстия.

Тем не менее, такой мотор все равно работает громче обычного.

Из изложенного выше мы можем понять, что сам по себе водомет – это комплексное решение, состоящее из специального агрегата, смонтированного на подвесной двигатель. При этом следует учитывать, что водометные устройства строго индивидуальны и устанавливаются только на предназначенные под конкретную модель моторы. Это связано с техническими особенностями как самого водомета, так и разными техническими характеристиками подвесных двигателей и их рабочими параметрами – начиная от конструктивных решений на посадочной поверхности редуктора и заканчивая мощностью двигателя и скоростью оборотов вала.

Читайте также:  Какое масло заливать в редуктор лодочного мотора сеа про 3

Говоря о подвесном моторе с водометным блоком необходимо сказать, что в эксплуатации у него мало отличий от обычного винтового – только что нет необходимости иметь запас гребных винтов.

Положительным моментом следует назвать его работу, независимо от загруженности лодки или выбранной скорости, только в самом оптимальном режиме. Это практически исключает возможность его поломки из-за перегрузок.

В уходе за собой он тоже очень нетребователен. Достаточно в установленный регламентный срок не забывать заливать масло в подшипниковый блок с помощью прилагаемых к устройству шприц-масленок. Все остальное – аналогично уходу за стандартным двигателем подвесного мотора, за исключением некоторых нюансов, подробно описываемых в инструкции к каждому из видов водометных насадок.

Источник: yach.su

Навитек — Техника для активного отдыха

Электронный магазин техники для активного отдыха на воде и на суше.

вторник, 16 ноября 2010 г.

Подвесной мотор или водомет?

Впечатление, производимое случайным повреждением тела человека вращающимся винтом лодочного мотора, заставляет нас обратить внимание на возможностях других способов приведения судов в движение и, прежде, всего, сочетающихся с подвесными лодочными моторами. Разумеется, если судоводитель не прикрепит к себе страховочный шнур, то мотор не выключится при падении человека за борт со всеми очевидными последствиями. И в то же время, корявая фраза «благодаря тому, что на судне был установлен водометный подвесной мотор, несчастье было предотвращено».

«Почему?» – спросите Вы. А потому, что у водомета нет открытых вращающихся лопастей винта.

Многие новозеландцы, и, в частности, Билл Гамильтон в начале 50-х годов выдвинули идею о необходимости создания лодочного мотора для безопасного плавания по мелководным речкам для снабжения отдаленных поселений. Вскоре эта мысль превратилась в идею водомета. В основе этой идеи лежал известный закон Ньютона о том, что действие и противодействие равны по величине и направлению, и что если выбрасывать с большой силой струю воды через транец судна, то судно начнет двигаться в обратном направлении. Спустя 50 лет мы можем наблюдать великое множество реализаций этой мысли, в том числе на спасательных судах, больших плоскодонных паромах и скоростных судах типа «JetSprint» с новозеландских верфей. Новейшие модели таких судов способны нести моторы мощностью 1500 л.с. со скоростями, превосходящими достижения болидов автомобильной «Формулы-1»!

Около 6 лет назад была опубликована первая статья о появлении водометного подвесного мотора на выставке «Boat Show» в Бельгии. Мотор можно было увидеть на стенде компании «Marine Power» (торговые марки «Mercury» и «Mariner»), соединившейся с «OMC» (торговая марка «Johnson»), каждая из которых предлагала 4 мотора мощностью от 20 до 100 л.с., в то время бывших исключительно двухтактными.

Так в чем же достоинства этой технологии?

БЕЗОПАСНОСТЬ: достоинство альтернативы винту очевидно, особенно когда вокруг судна в воде находятся плавающие люди. Обычная практика спасания людей на воде состоит в том, чтобы спасательное судно было как можно ближе к плавающим в воде людям, а водометный двигатель безопасен на любом расстоянии от плавающего человека. Кроме того, мотор можно не глушить и судно все время остается управляемым и не требует перезапуска на высоких оборотах!

Читайте также:  Лодка ПВХ 350 характеристики

УПРАВЛЕНИЕ: великолепная маневренность, позволяющая развернуть судно на радиусе не более длины самого судна. Если требуется аварийная остановка, достаточно повернуть ручку управления на обратный ход (это невозможно на винтовых моторах из-за слишком больших нагрузок на приводной вал), после чего судно полностью остановится на своей полной длине, на самой большой скорости. И если кто-то подумает, что от такого тормоза судно должно просто опрокинуться, то он будет не прав.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ: невозможно повредить лопасти винта на водометном моторе, поэтому можно спокойно направлять свое судно в самые мелкие воды. Изготовители водометных моторов рекомендуют, чтобы от дна до всаса водометного мотора было не менее 100 мм пространства для обеспечения свободного движения потока воды. Недостатком водометного мотора можно назвать необходимость пожертвовать свободным пространством внутри судна, ничем не занятым в случае использования обычного подвесного мотора, чтобы разместить стационарный водометный мотор, если такой мотор лучше соответствует потребностям судовладельца.

МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ: Водометы «Mercury» используют блок «JetPump», производимый «Speciality Manufacturing». Вода проходит сквозь горловину всасывающего отверстия под давлением, создаваемым радиальной крыльчаткой (работает как центробежный насос) и струей поступает к тороидной (баранкообразной) камере уменьшенного сечения, увеличивающей скорость и давление струи воды, затем поступает к выпускному соплу и выбрасывается наружу. Через это же отверстие выбрасываются выхлопные газы мотора. Движение воды по водоводам внутри мотора управляется централизованно, что позволяет полностью обратить поток воды и пустить его под днищем судна, если требуется создать обратный ход, а во время поворота водовод разворачивается так, чтобы половина струи воды шла к носу судна, а половина – по-прежнему в сторону кормы. Когда потребуется полный ход вперед, то водовод открывает свободное движение воды к корме и в этом случае управление осуществляется только скоростью выбрасывания воды.

Установка водометного мотора требует аккуратной регулировки, чтобы плоскость днища совпадала с кромкой горловины всаса. Несколько заглубленное днище может срывать поток воды с всаса водомета, поэтому в идеальном случае хотелось бы видеть треугольное крыло перед самым транцем на днище таких судов. Поскольку нет никаких противопоказаний установке водометного двигателя на судах с любой формой днища, то важно руководствоваться инструкциями, предоставляемыми изготовителем судна. Треугольное кормовое крыло легче всего крепится к алюминиевым днищам, хотя правильнее всего сразу же устанавливать такую пластину при изготовлении судна. Хорошим примером может быть «Thanetcraft ALUSTAR RBB», который может быть установлен сразу же или просто будет предусмотрено место для его установки.

ВЫВОДЫ: все размышления о необходимости покупки того или иного устройства сводятся к анализу улучшений или ухудшений качества жизни, которые привнесет это устройство. И водометный мотор не является исключением!

Изготовители меряют мощность своих моторов в точке приложения мощности. Поэтому для уподобления подвесному винтовому мотору, водометный двигатель для достижения той же самой скорости движения судна с одинаковым профилем днища должен иметь более мощный моторный блок, поскольку водометный двигатель менее эффективен.

Читайте также:  Регулировка карбюратора лодочного мотора ямаха 50

Водометы могут притягивать к своим входным отверстиям всякий плавающий мусор, он благодаря очень мелкой решетке на входном отверстии эта проблема решается. К сожалению, решетка, как конструктивное не решение не спасает лопатки водомета от песка и мелкой гальки. В результате, периодически водомет необходимо выводить из воды, чтобы очистить от загрязнений, чтобы предотвратить самые признаки возникновения кавитации. Разумеется, у винтовых подвесных моторов также могут засоряться всасы системы водяного охлаждения.

Для обычных условий эксплуатации, где нет мелководья и безопасность нахождения на воде не является ключевым фактором, винтовые подвесные моторы лучше по всем показателям, даже если не учитывать их лучшую топливную эффективность. Цена установки водометного мотора также выше, чем у сопоставимого двухтактного двигателя и близка к стоимости установки четырехтактных моторов, однако есть много случаев, когда решение, принимаемое на основании меньших капиталовложений, может оказаться совершенно неприемлемым по другим факторам.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И РЫНОК: нет сомнения, что основными потребителями водометов могут быть ныряльщики и водные спасатели, а также другие пользователи, работающие на мелководье, где винт просто не может быть использован.

Источник: navitechcomua.blogspot.com

Водомётные лодочные моторы

водометный лодочный мотор

Водометный лодочный мотор – агрегат, приводящий плавсредство в движение создаваемой им реактивной силой водяного потока.

Принцип работы

Принцип работы водомета – засасываемая импеллером через водозаборную решетку вода проходит под давлением в узком корпусе движителя и, выходя через узкое сопло, создает реактивную струю движущую лодку.

Состоит такой мотор из следующих частей:

  • Включающий от 1 до 4 цилиндров четырехтактный бензиновый двигатель с воздушным или водяным охлаждением. Мощность двигателя на водометных моторах колеблется от 2,0–2,5 л.с. на бюджетных моделях до 100–150 л.с. на моторах премиум класса.
  • Элементы управления – румпель с ручкой газа. Служат для изменения скорости и направления движения лодки. В моделях премиум класса румпель отсутствует, а управление мотором производится дистанционно при помощи специально расположенного рядом с рыболовом пульта.
  • Дейдвуд (нога) – расположенный между движителем и двигателем кожух с заключенным внутри него валом, передающим вращательные движения от двигателя на импеллер движителя. Также на дейдвуде установлена струбцина (фиксатор) для крепления мотора на транце лодки.
  • Движитель – рабочая часть водометного мотора, включающая в себя корпус с расположенными на разных концах водозаборной решеткой и соплом. Создает реактивную струю воды находящийся внутри корпуса движителя импеллер – расположенный вертикально или под небольшим углом гребной винт, приводимый в движение валом дейдвуда. При работе двигателя он засасывает воду через водозаборное отверстие и при ее прохождении тоннелем внутри корпуса, разгоняет поток до большой скорости, выбрасывая его, в конечном итоге, через сопло. Таким образом, получаемый при работе импеллера реактивный поток воды и движет лодку вперед.

Важно. Более детально устройство, характеристики и особенности использования водометного лодочного мотора определенной модели описаны в прилагаемом к нему руководству по эксплуатации.

Преимущества и недостатки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...