КАРАВАНЕРЫ.РФ БЕЗ ПОЛИТИКИ. Форум друзей-караванеров.
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Все, что облегчает жизнь и быт караванеров
Сообщений: 10 • Страница 1 из 1
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Андрейка » 18 ноя 2015, 12:29
.
Пы. Сы. А мне сегодня на мою 8-ку винт скоростной пришел.
Не ждите чуда — Чудите сами!
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Trianon » 18 ноя 2015, 16:27
Андрейка писал(а): А мне сегодня на мою 8-ку винт скоростной пришел.
А можно по подробнее что за винт.
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Бамбина » 18 ноя 2015, 17:42
Trianon писал(а):
Андрейка писал(а): А мне сегодня на мою 8-ку винт скоростной пришел.
А можно по подробнее что за винт.
И как узнать, что винт именно с этим шагом будет скоростной для этой лодки?
Делай что должен, а там будь, что будет.
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Андрейка » 18 ноя 2015, 22:09
Гребные винты на «Ветерках» отличаются по диаметру, шагу, форме лопастей.
1. Скоростной для «Ветерок — 8» — диаметр 190 мм, шаг 202 мм
2. Грузовой для «Ветерок — 12» — диаметр 210 мм, шаг 160 мм
3. На «Ветерке — 12» — диаметр 210 мм, шаг 225 мм.
Мне мой «Ветерок» достался в свое время совсем без винта. Попав в магазин «Зенит» в Сокольниках, купил только грузовой, скоростных не было в наличии. Теперь заказал в тырнете новенький скоростной. Надо за зиму найти время и желание для того, чтобы оба их шлифануть, полирнуть, подточить лопасти.
Вот фото винтов, сверху — скоростной, ниже — грузовой.
Даже визуально видна разность в форме лопастей.
Не ждите чуда — Чудите сами!
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Андрейка » 19 ноя 2015, 08:36
Пункт 2 в моем предыдущем сообщении надо читать «для «Ветерок — 8», а не 12. Извиняюсь.
Еще этот грузовой винт от В-8 ставят на В-12, говорят замечательно едет в соотношении тяга/скорость. А вот винт от В-12 на В-8 низзя. Не раскручивается мотор нормально.
Не ждите чуда — Чудите сами!
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Бамбина » 19 ноя 2015, 09:19
Подбор винта это не такое простое дело. Всё зависит не только от диаметра, шага, дискового соотношения, площади и количества лопастей, а во многом зависит от корпуса лодки, его обводов,килеватости, веса лодки и соответственно загрузки.
Пока подберёшь эту пару винтов как минимум 4-5 штук поменяешь, а у вас всё просто получается. Грузовой и скоростной.
Делай что должен, а там будь, что будет.
Re: Подбор винта для лодочного мотора
Андрейка » 19 ноя 2015, 11:34
Леша привет. Дело в том, что это два винта, с которыми выпускались «Ветерки 8» на заводе УМЗ в Ульяновске. Под 12-шку — свой винт. У меня точно такой же «мопед» как у Витальки Витамина, один-в-один. Романтика.
Вот нарыл в сети:
Основные характеристики мотолодки «Романтика»
Длина наибольшая, 2,64 м
Ширина наибольшая, 1,10 м
Высота борта на миделе, 0,45 м
Высота транца в ДП, 0,40 м
Максимально допустимая мощность мотора, 5 л.с.
Вес лодки с оборудованием (без мотора), до 45 кг
Полное водоизмещение, 260 кг
Давно назрела потребность в недорогой и безопасной, простой в эксплуатации, удобной для транспортировки и хранения моторной лодке минимальных размеров. Попытка создать такую двухместную мотолодку для любителей водных прогулок, охотников и рыбаков-спортсменов была сделана в 1973 г. на Долгопрудненском машиностроительном заводе. Проектирование ее велось с использованием в качестве исходного варианта «Калужанки», разработанной конструкторами этого же предприятия. Лодка получила название «Романтика».
Лодка «Романтика», изготовленная с применением штамповки и сварки из алюминиево-магниевого сплава АМг-6Б толщиной 1,2 мм, сделана разборной: по длине она состоит из трех секций, каждая из которых в свою очередь может быть разобрана на части (носовая — на две, средняя и кормовая — на три). Неразборные днищевые секции корпуса кончаются переборками, высота которых равна высоте борта до фланца; на переборках, как и на транце, выштампованы гофры. Эти секции соединяются между собой болтами, после чего на горизонтальный фланец ставятся носовая палуба и верхние части корпуса, крепится подмоторная доска, укладываются решетчатые слани и сиденье. Два человека, не торопясь, полностью собирают лодку за 30—40 минут.
Части корпуса вкладываются одна в другую и вместе со всем снабжением лодки упаковываются в чехол. Получается пакет с габаритами 1165 X 920 X 370 мм, который можно уложить на багажник любого автомобиля, перевозить в автобусе или пригородной электричке.
Разборная лодка «Романтика» приспособлена для установки подвесного мотора мощностью 2—5 л. с, который крепится к деревянной транцевой доске толщиной 32 мм. Полезная грузоподъемность ее составляет при ходе на веслах 215 кг, а при использовании мотора «Прибой» — 175 кг.
Отработке обводов корпуса придавалось большое значение. Носовые обводы «Романтики» выполнены по рекомендации ЦАГИ, в опытовом бассейне которого проводились буксировочные испытания первого варианта натурной лодки на скоростях до 29 км/час. При скорости выше 22 км/час лодка полностью выходила на режим глиссирования (правда, при этом начиналось замывание закругленных бортов). Следует отметить достаточно высокое значение гидродинамического качества корпуса (К = 6,5 — 7) в диапазоне больших скоростей. При буксировочных испытаниях было выявлено, что для выхода на глиссирование выгоднее носовая центровка.
О форме корпуса «Романтики» дает представление приводимый эскиз теоретического чертежа. На большей части длины лодки (от шп. 4 в корму) обводы постоянные: днище плоское (с волнообразными гофрами для повышения жесткости конструкции), скула скруглена, борта (в поперечных сечениях) образованы дугами окружности.
А вот носовой части корпуса для обеспечения наилучших мореходных качеств придана более сложная форма: днище сделано килеватым, гофрировка кончается, килевая линия от шп. 4 поднимается по прямой и затем плавно переходит в почти вертикальный форштевень. Носовая часть лодки запалублена. Фланцы соединения верхних и нижних частей, имеющие ширину 25 мм, при движении на волне служат своеобразными брызгоотражателями.
«Романтика» хорошо ведет себя на волнении высотой 0,25 м при любых курсовых углах; при этом кокпит не заливается и не забрызгивается. Для проверки безопасности плавания были проведены специальные испытания лодки при пересечении ею кильватерных волн от проходящих мимо судов, в частности — на крутой волне, создаваемой быстроходным катером типа «КС». Было установлено, что и в этих условиях мотолодка не имеет тенденции к опрокидыванию, т. е. ее можно эксплуатировать на судоходных реках.
«Романтика» обладает достаточно высокой поперечной остойчивостью: начальная метацентрическая высота при водоизмещении 260 кг равна 1,1 м.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, размещенными под носовой палубой и в кормовой секции.
Моторная лодка «Романтика» легко управляется как на спокойной воде, так и на волне, обладает хорошей устойчивостью на курсе. С двумя человеками на борту при перекладке мотора «Прибой» на борт диаметр циркуляции на полном ходу составляет 1,5—2 длины корпуса, а с одним человеком — три длины.
Жесткая «притуплённая» палуба в носу позволяет пассажирам выходить по ней на берег. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Лодка «Романтика» оборудована переносным мягким поролоновым сиденьем для водителя. Для размещения пассажира предназначена продольная передвижная банка (на которой могут расположиться и двое). Эта банка оказалась весьма удобной при гребле.
С лодки удобно ловить рыбу спиннингом стоя и купаться — можно нырять с борта и влезать через борт; достоинством «Романтики» является также и то, что ее довольно просто вытаскивать на берег и спускать на воду.
Лодка достаточно экономична и пригодна для сравнительно далеких прогулок: с мотором «Прибой» два человека, располагая 20-литровым баком топлива, покрывали расстояние около 70 км, а один — совершал 160-километровый переход.
Лодка комплектуется черпаком, спасательным линем, аптечкой с инструментом для сборки и разборки, а также запасными частями.М. Б. Масеев, В. С. Тимофеев, «Катера и яхты», 1974, №03(049).
Вдогонку — лодка Романтика-2.
Основные характеристики мотолодки «Романтика-2»
Длина наибольшая, 3,50 м
Ширина наибольшая, 1,10 м
Высота борта на миделе, 0,45 м
Высота транца в ДП, 0,38 м
Минимальная высота борта при полном водоизмещении, 0,28 м
Пассажировместимость, 3 чел.
Полезная грузоподъемность, 300 кг
Масса с оборудованием и снабжением, 61кг
Допустимая мощность ПМ, 5,9 (8) кВт (л. с.)
Скорость хода при полной нагрузке, 11 км/ч
Максимальная скорость, 32 км/ч
В 1974 г. промышленность освоила в серийном производстве разборную секционную двухместную мотолодку «Романтика» из легкого сплава.
«Романтика» глиссировала под 5-сильным «Прибоем» со скоростью 23 км/ч, имела сравнительно небольшую массу (45 кг с оборудованием) и габариты в сложенном виде (1,17 X 0,92 X 0,37 м), полюбилась — рыболовам, охотникам, автотуристам. Однако с прекращением производства мотора «Прибой» эта мотолодка отчасти потеряла такие привлекательные качества, как высокую скорость и возможность уходить на сравнительно большие расстояния от места базирования автомобиля или основного лагеря.
Разрешенные к установке на транец моторы «Салют», «Спутник» (8,5 км/ч), «Снеток» не раскрывали в полной мере возможностей лодки, поэтому некоторые любители активно приступили к переделке лодки под установку более мощного «Ветерка-8». Появились разнообразные конструкции с дополнительными средними секциями из фанеры, наделками и т. п., многие из которых не обеспечивали безопасность плавания. Поэтому не случайно Тушинский машиностроительный завод спустя три года разработал новую модификацию мотолодки «Романтика» — «Романтика-2», приспособленную для эксплуатации под 8-сильным «Ветерком».
«Романтика-2» благодаря появлению четвертой секции стала более вместительной и грузоподъемной, сохранив такое важное свойство, как возможность транспортировки на стандартном багажнике легкового автомобиля (большой пакет 1160 X 960 X 500) и в багажнике автомобиля (малый пакет 1150 X 250 X X 160). Скорость возросла до 32 км/ч.
Конструкция корпуса практически осталась прежней: безнаборная с открытым кокпитом, продольными гофрами по днищу, круглоскулыми обводами, транцевой кормой и запалубленной носовой оконечностью. Поперечная жесткость обеспечивается соединительными полупереборками нижних секций со шпангоутами верхних секций (всего же корпус собирается из 10 секций). Теперь в лодке появились четыре отсека: носовой, средний, промежуточный и кормовой, соединенные между собой на болтах. В случае полного затопления одного или двух отсеков лодка остается на плаву. Встроенные пенопластовые блоки повышают надежность лодки и в случае более серьезных повреждений. «Романтика-2» оборудуется одной мягкой и двумя жесткими деревянными банками, деревянными сланями, носовым и бортовыми рым-болтами, подмоторной доской и укомплектована веслами с уключинами, спасательным линем, упаковочным чехлом.
На лодке разрешено удаляться от берега до 500 м; район плавания — реки, прибрежные зоны озер и водохранилищ при высоте волны 0,25 м.
Не ждите чуда — Чудите сами!
Источник: xn--80aaahqzzuf4i.xn--p1ai
Быстрый подбор гребного винта
Случай 1: вы не знаете ничего — какая у вас модель мотора, какая у вас лодка. Это ваш первый винт в жизни. Что делать?
Узнать модель, мощность мотора (они указаны в судовом билете или договоре купли / продажи), вес лодки и определиться с тем, сколько людей и багажа будет в лодке. Этого достаточно для подбора винта среднего шага.
Случай 2: вы знаете какой у вас мотор и вес лодки. На моторе сейчас установлен какой-то винт, его параметры неизвестны. Что делать?
Узнать винт какого шага установлен у вас на моторе. Это можно сделать взглянув на сам винт; обычно его параметры (диаметр и шаг) указаны на наружной части ступицы или на втулке.
Ни в каких документах (судовой билет, договор купли / продажи) шаг винта не указан.
Случай 3: вы знаете какой у вас мотор и винт какого шага установлен на моторе. Вы знаете, что хотите получить от нового винта (например, большую скорость, лучший разгон, повышенную тяговитость). Что делать?
Выйдите на воду и отметьте обороты двигателя на ходу при полностью открытой дроссельной заслонке. Этого достаточно для подбора винта под ваши нужды.
Случай 4: вы знаете всё — вплоть до материала, кол-ва лопастей, диаметра и шага желаемого винта.
Основные закономерности при подборе гребного винта
● стальной винт — это лучший разгон и более высокая скорость по сравнению с алюминиевым.
Однако, при наезде на препятствие алюминиевый винт сломается, приняв на себя большую долю ударной нагрузки. Стальной винт передаст нагрузку на компоненты редуктора, что чревато их поломкой.
— Для мелководья и грязных водоемов выбирайте алюминиевый винт.
— Для глубоких акваторий выбирайте стальной винт.
● 4-лопастной гребной винт — это лучшая тяга, быстрый разгон, меньшие вибрации, отличная управляемость и чуть меньшая скорость по сравнению с 3-лопастным винтом.
При замене 3-лопастного винта на 4-лопастной шаг следует уменьшать на 1 дюйм.
● установка гребного винта с бОльшим диаметром (по сравнению с текущим) уменьшит обороты двигателя. Для поддержания оборотов на прежнем уровне следует уменьшить шаг винта относительно текущего.
● любой винт имеет защитную втулку, проворачивающуюся при ударе о препятствие. Втулки бывают пластиковые (сменные — обычно используются для моторов мощностью 40 л.с. и более) и резиновыми (одноразовые — используются в маломощных моторах — до 30 л.с.) После проворачивания втулки она подлежит замене.
Таблица быстрой навигации по гребным винтам для моторов Mercury / MerCruiser
Подвесные моторы
135 — 300 л.с.
Стационарные двигатели
MerCruiser с угловой
колонкой Alpha I / Bravo I
Таблицу для подбора гребного винта для моторов Yamaha вы можете посмотреть здесь.
Таблицу для подбора гребного винта для моторов Honda вы можете посмотреть здесь.
Таблицу для подбора гребного винта для моторов Suzuki вы можете посмотреть здесь.
Таблицу для подбора гребного винта для моторов Tohatsu вы можете посмотреть здесь.
Таблицу для подбора гребного винта для моторов Jonhson / Evinrude вы можете посмотреть здесь.
Информация
- О Mercury Mag
- Оплата
- Доставка
- Политика безопасности
- Условия соглашения
Источник: mercury-mag.ru
Подбор гребного винта
Подбор гребного винта — операция достаточно тонкая, требующая точных измерений скорости и частоты оборотов двигателя. Наиболее точное измерение скорости можно произвести секундомером на известном мерном участке, измерения, сделанные GPS менее точные, а другие не годятся из-за недостаточной точности. На рис. 3.10. показана схема мерного участка.
Рис. 3.10. Схема мерного участка
Расстояние А должно быть не менее 250 метров, расстояние В должно равняться расстоянию А, тогда и С будет равняться А. Расстояние между створами должно быть не менее 25 метров, а между ведущими и секущими створами прямой угол. Глубина на мерном отрезке должна быть не менее 10 осадок, а зона разгона 100-150 м. Учитываться должна средняя скорость по двум пробегам в разных направлениях. Лучше всего мерный участок устраивать зимой и расстояние С измерять по льду.
Но сначала рассмотрим устройство и параметры гребного винта. Гребной винт состоит из лопастей и ступицы для гребного вала. Гребные винты бывают двухлопастные, трехлопастные и более. На морских судах четырехлопастные винты диаметром 5-8 метров вращаются со скоростью 60-120 об/мин. На глиссирующих судах двух и более лопастные винты вращаются со скоростью 2200-2800 об/мин, а на спортивных до 5000 об/мин, как правило, на малых судах применяются трехлопастные винты.
Двухлопастные винты, у которых наиболее высокий КПД, используются на спортивных судах, где удается реализовать его преимущества, и в маломощных подвесных моторах. Это объясняется тем, что две лопасти, по условиям прочности, не всегда способны выдержать силу упора, хотя технология их изготовления проще, чем трех и более лопастных ( рис. 3.11. ).
Рис. 3.11. Гребные винты. Наверху: двух-, трех- и четырехлопастные гребные винты для подвесных лодочных моторов ; внизу: гребной винт водоизмещающей моторной яхты
Гребные винты бывают с регулируемым шагом (далее — ВРШ) и фиксированным шагом (далее — ВФШ). У ВРШ шаг (угол разворота лопастей) изменяется с поста управления судном. Такие применяются в основном на транспортных судах. У ВФШ угол разворота лопастей устанавливается заранее и фиксируется. Таким образом, имея один винт можно подбирать его шаг в зависимости от загрузки судна.
Диаметр гребного винта — диаметр окружности, описанной кончиками лопастей. При одном и том же шаге скоростной винт будет иметь диаметр меньше, чем грузовой, тяговый.
Дисковое отношение — отношение суммы площадей лопастей гребного винта к площади диска по диаметру, равного диаметру гребного винта. Суда на подводных крыльях типа «Ракета» имеют дисковое отношение 1,28, т. е. одна лопасть перекрывает другую, а всего их шесть.
Шаговое отношение — H/D (шага к диаметру) нарастает по мере перехода от тихоходных к быстроходным судам.
Шаг гребного винта ( рис. 3.12. ) — теоретическое расстояние, которое проходит гребной винт за один оборот и зависит от угла разворота лопастей.
Рис. 3.12. Шаг гребного винта
Для аналогии возьмем болт М10×1,25. Гайка за один оборот продвинется на 1,25 мм.
Поступь гребного винта — истинное расстояние, пройденное гребным винтом за один полный оборот с учетом проскальзывания. Разность между шагом и поступью, отнесенная к величине шага, называется коэффициентом скольжения К С , который характеризует степень отставания винта, работающего в воде, от воображаемого винта, работающего в твердой среде. Если выразить К С в процентах, то у судна, ошвартованного у берега, он равен 100 %. Винт работает, а судно стоит на месте. По мере увеличения скорости К С уменьшается.
Теперь о гидродинамических качествах гребных винтов . Винт, толкая лодку вперед, преодолевает гидродинамическое сопротивление воды. Оптимальным является гребной винт, при котором мотор развивает предусмотренные паспортом обороты на данном судне с данной нагрузкой, а судно имеет максимально возможную скорость.
Поясним примером. Возьмем четырехместную мотолодку и мотор мощностью 15 л. с., которые он развивает при 5500 об/мин. Подберем гребной винт, с которым мотор с одним водителем может развивать указанные обороты. Теперь посадим в лодку еще трех человек, но мотор положенных ему оборотов не разовьет и своей мощности не выдаст, так как этот винт окажется гидродинамически тяжелым.
Если подберем гребной винт, с которым мотор развивает полные обороты на лодке с максимальной загрузкой, а потом поедет один водитель, мотор будет развивать больше положенных ему оборотов. Этот гребной винт для данной нагрузки гидродинамически легкий.
Тяжелый и легкий винты отрицательно влияют на работоспособность и долговечность мотора, особенно легкий, т. к. мотор развивает больше положенных оборотов и может выйти из строя. В этом случае необходимо ручкой газа снижать обороты до установленных инструкцией на мотор. Если винт гидродинамически тяжелый, и вы не хотите его заменить, то и давать полный газ не имеет смысла. При открытии дроссельной заслонки растут обороты двигателя до определенного предела, ограниченного гребным винтом. Дальнейшее открытие дроссельной заслонки оборотов не прибавит и будет не оправданный расход топлива и повышенное нагарообразование.
У гребных винтов, как и у любого механизма, существует КПД (коэффициент полезного действия). КПД — это способность винта наиболее полно превратить крутящий момент мотора в работу по движению судна с учетом различных потерь (упор), который составляет порядка 45-55 %. КПД винта можно повысить на 6-8 % увеличением чистоты поверхности, т. е. полировкой гребного винта.
Термины входящая и выходящая кромки лопасти, а также ступица понятны по определению. Следует отметить, что ступицы винтов на подвесных лодочных моторах и повортно-откидных колонках, у которых выпуск через ступицу, имеют форму цилиндра с небольшим раструбом на кормовом торце. Это сделано для создания за ступицей зоны разряжения, которая облегчает выход выхлопных газов.
Аэрация — подсос винтом атмосферного воздуха с поверхности воды в результате неправильного (слишком высоко) установленного мотора. Ярким примером аэрации может служить работа гребного винта после резкого поворота судна. Мотор увеличивает обороты, из под винта летят пена и брызги, а судно теряет скорость и не разгоняется до тех пор, пока обороты не понизятся до малых. Далее, с набором оборотов, аэрация пропадает, винт начинает работать в плотном потоке воды, а судно прибавлять скорость.
Кавитация — нарушение сплошности внутри жидкости. При этом присутствующие в жидкости пузырьки газа или пара увеличиваются и превращаются в большие «кавитационные пузыри» — каверны (пустоты) с низким давлением. Высокие скорости быстроходных судов и частота вращения их винтов становятся причиной кавитации, образования пузырьков газа и пара на засасывающей стороне лопастей. Давление понижается до такой степени, что частицы воды проникают в каверну и выбивают металл с поверхности лопастей, т. е. образуется эрозия гребного винта. Кроме того, кавитация может возникнуть на выступающих частях корпуса. Например, развитый киль, кронштейны гребных винтов и т. д.
Источник: www.kateralodki.ru
Выбор гребного винта
Одна из наиболее актуальных тем в кругу водномоторников – это подбор гребного винта. Какие преимущества даёт оптимальный винт? Подбор — насколько это дорого? Что обозначают числа на ступице винта?
Для чего нужно подбирать гребной винт?
Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет переключения передач, то есть передаточное число постоянно. Чтобы максимально эффективно реализовать мощность двигателя, нужно правильно подобрать гребной винт, то есть найти такие параметры, при которых достигается:
лучший выход на глиссирование;
максимальные обороты двигателя в пределах, установленных заводом — изготовителем;
максимальная скорость либо грузоподъёмность (в зависимости от требуемого результата).
Помимо очевидных показателей, оптимальный винт способствует:
экономии топлива;
увеличению ресурса мотора;
снижению шумности двигателя.
Разновидности гребных винтов
Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они различаются по:
шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
диаметру ступицы;
количеству шлицов втулки.
Маркировка винтов
Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.
Обычно выглядит следующим образом:
11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.
Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.
Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:
13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, где цифра «3» — количество лопастей, RH или R – правое вращение.
Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:
Material: Stainless Steel
Pitch (шаг): 15
Blade (лопасти):
Diameter: 10
Engine (мотор): Yamaha
Расчет гребного винта
Существует множество программ для расчета параметров гребного винта глиссирующего судна. Некоторые из них способны справиться с поставленной задачей с приемлемой точностью, например, используя диаграммы Папмеля, однако окончательный подбор характеристик производится эмпирическим путём, то есть методом тестовых заездов.
Для точного расчета необходимо знать:
Размерения судна
Килеватость
Водоизмещение
Размерения в зоне ватерлинии
Наличие и расположение реданов
Мощность и максимальные обороты двигателя
Редукцию и многие другие параметры.
Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.
Для этого нам понадобятся следующие данные:
Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).
Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:
H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.
В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.
Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
Передаточное отношение: 2,59
Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97″. Округляем до 21″.
Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.
Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.
Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.
Выбор оптимального винта
Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.
Тяжёлый винт. Двигатель не развивает полных оборотов, выход на глиссирование затруднен. Необходимо уменьшать шаг.
Скоростной винт. Максимальные обороты и скорость достигаются только с малой загрузкой и верхнем положении гидроподъёма («трима»).
Универсальный. С минимальной загрузкой мотор развивает максимальные обороты, с полной загрузкой позволяет выйти на глиссирование.
Грузовой винт. Позволяет легко выходить на глиссирование с полной загрузкой путём некоторой потери скорости, максимальные обороты достигаются уже со средней нагрузкой.
Слишком лёгкий винт. Лодка сильно недобирает в скорости, мотор превышает максимально допустимые обороты (т.н. «перекрут»), срабатывает ограничитель оборотов. В этом случае нужен винт с большим шагом.
Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.
В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.
Вопрос — ответ
Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.
-Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?
-Нужно замерить обороты в «полный газ» с максимальной и минимальной загрузкой. Обороты должны находиться в пределах, рекомендованных изготовителем. Если мотор «недобирает» оборотов – поставьте винт с меньшим шагом, если происходит «перекрут», то есть превышение оборотов – то шаг требуется увеличить.
-Сколько лопастей лучше – 3 или 4?
-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.
Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.
-Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?
-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.
Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.
Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1″ меньше, чем алюминиевый.
-При выходе на глисс такое ощущение, что «буксует сцепление» Как с этим бороться? Винт с виду целый.
-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.
-Как продлить срок службы винта?
-Основная рекомендация — избегать касания дна: внимательно следить за изменением глубины и пользоваться гидроподъёмом при прохождении проблемных мест: отмелей, подводных препятствий.
-Обязательно ли использовать оригинальный винт?
-Нужно понимать, что многие оригинальные винты сделаны на тех же предприятиях, что и «неоригинал». Существует ряд проверенных производителей, выпускающих качественную замену оригиналу при более низкой цене. Поэтому говорить о необходимости использования именно оригинальных винтов некорректно.
К сожалению, формат статьи не позволяет максимально подробно рассмотреть все нюансы подбора винта, но основные вопросы мы рассмотрели, и теперь при необходимости можем подобрать наиболее подходящий винт для моторной лодки или катера. Тем, кто заинтересовался темой и хочет изучить теорию гребных винтов, можно порекомендовать труды Х. Баадера, Л.Л. Хейфеца, В.В. Вейнберга, а также книгу «Гребные винты. Современные методы расчета» В. Бавина и др.
Источник: www.autonastroy.ru
Типы гребных винтов
Мы не можем представить современную лодку без хорошего дизельного или бензинового мотора и мощной судовой колонки-редуктора. Однако катер не сделает ни шагу вперед без одного маленького, но очень важного фрагмента. Конечно же речь пойдет про судовые движители и типы гребных винтов.
Пропеллеры — вещь индивидуальная. Они различаются сразу по нескольким критериям, обладают своей собственной маркировкой. Давайте разберемся в теме подробнее. Быть может, кому-то действительно поможет эта небольшая статья, и грамотных судовладельцев станет больше.
Баланс, баланс, баланс. Всё заключается в этом правиле золотой середины. Современные производители судовой техники настоятельно предписывают комбинировать несколько ключевых факторов: тип лодки, вид двигателя, особенности редуктора и гребные винты.
В прошлых статьях мы говорили, что сотрудничество верфей и компаний, создающих силовые установки, не случайно. Благодаря такой тесной коммуникации при производстве получается действительно превосходный по качеству продукт.
Как с моторами, так и с движителями условия одинаковые: мощный двигатель подходит под резвый редуктор с особыми винтами. Подберешь сверхсильную технику, и яхта взлетит в небо.
Никто удовольствия от управления не получит. Опасно ли это? Да, перевернуться на воде, мы полагаем, точно никто не хочет. Особенно если это происходит вдали от берега. От правильно подобранного оборудования зависит многое, если не всё.
С гребными винтами ситуация ровным счетом та же.
Чтобы точно определить, какой пропеллер вам нужен, необходимо не только отталкиваться от теоретической базы, но и пробовать, проверять, как катер ведет себя на воде. Если вы не уверены в собственных силах, то лучше, оставить это дело профессионалам, которые обладают опытом и компетентностью. Но если вы всё-таки решились действовать в отрыве, то мы постараемся немного помочь.
Количество лопастей
Когда мы смотрим на винт, сначала обращаем внимание на внешний вид, цвет, форму. Самое очевидное, что может заметить любой человек, даже не причастный к водному спорту, — это количество лопастей. Они могут выглядеть по-разному: здесь и изгибы, и желобки, и направление от центральной оси.
Лопасть — основная часть, которая выполняет практически всю работу. Количество лопастей на гребных винтах , встречающееся в современном прогулочном транспорте, как правило, варьируется в диапазоне от 2 до 4 единиц, реже можно увидеть 5 и более. В коммерческом флоте бывают 6- и 7-лопастные, но это уже экзотика.
2-лопастной гребной винт изготавливается для днищевых яхтенных колонок (например для SailDrive Volvo Penta ). Он состоит из сплавов бронзы и алюминия и применяется в соленой воде. На легких «моторках» с парусом и небольших катерах в Средиземном море — это самый распространенный пропеллер. Простой, удобный и доступный по цене.
3-лопастные движители имеют не менее хорошие показатели полезного действия (КПД), но больше подвержены воздействию кавитации. Поэтому используются в комбинации с антикавитационными плитами на яхтах всех типов.
При одинаковых диаметрах 4-лопастной гребной винт ощутимо снижает вибрацию и может переработать большую мощность, снимаемую с мотора и редуктора.
Судовая техника с 5 лопастями позволяет увеличить полезное действие колонки без изменения (увеличения) диаметра самих гребных винтов. Отличный вариант для борьбы с раздражающей вибрацией. Существенно снижается шум, а работа оптимизируется, уменьшая топливные потери.
Откидка и диаметр
Угол откидки измеряется отношением между лопастью и ступицей. Ступица — это центральная часть винта, его ось вращения. Опять же тут всё не так просто. Положительный наклон увеличивает КПД, отрицательный — прочность. На повышенных оборотах гребные винты испытывают серьезные нагрузки, поэтому необходимо устанавливать пропеллеры с отрицательным углом.
Существуют модификации без угла наклона лопасти. При высокой нагрузке сохраняется прямой угол между ступицей и лопастью. Перпендикулярное положение при небольших нагрузках обеспечивает продолжительный срок службы и минимизирует кавитационную эрозию.
Из курса школьной геометрии вспомним, что такое диаметр. Сейчас важно понять, как он влияет на выбор движителя для нашей лодки. При подборе следует руководствоваться правилом: чем больше обороты гребного вала , тем меньше диаметр, и наоборот. Для быстроходных глиссирующих судов подойдут скромные по габаритам пропеллеры, а для крупных тихоходных — большие.
Источник: 7futof.ru