Осина обыкновенная (лат. Populus tremula) — лиственное дерево семейства ивовых (Salicaceae).
- 1 Описание
- 1.1 Химический состав
- 4.1 В медицине
- 4.2 В других областях
Описание
Ботаническая иллюстрация из книги О. В. Томе «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz», 1885
Часть побега с листьями
Дерево до 35 м высотой с яйцевидной или широко-цилиндрической кроной, закруглённой наверху и ровным цилиндрическим стволом до 1 м в диаметре. Стержневой корень развивается только у молодой осины, позже он теряется среди сильных боковых корней, которые распространяются на значительное расстояние за пределы проекции кроны, и располагается вблизи поверхности почвы, почти параллельно ей.
Как отличить липу от осины?
Горизонтальные корни осин могут срастаться друг с другом. Эта особенность свойственна как корням одного и того же дерева, так и корням разных деревьев. Как правило, срастание корней начинается в молодом возрасте в случае их взаимного давления и чаще всего тогда, когда корни расположены друг к другу под углом 90° или близко к этому. Явление срастания корней широко распространено в популяциях осины и приводит в ряде случаев к созданию у них единой корневой системы.
Кора светлая, зеленовато-оливково-серая, гладкая, лишь в нижней части у старых стволов тёмно-серая или чёрная, глубоко растрескивающаяся. Молодые ветки гладкие или опушённые, у поросли бурые, с редкими чечевичками.
Листья округло-ромбические или почти округлые, у вершины тупые, острые или тупо заострённые, при основании округлённые или широко-клиновидные, реже слегка сердцевидные, по краям с неравными крупными тупо заострёнными зубцами, с обеих сторон голые или с малозаметным опушением, серо-зелёные, снизу бледные, сизоватые, 3—7 см длиной и почти такой же ширины, с 3—5 базальными жилками у основания листа. Черешки голые, в верхней половине сплюснутые, отчего листья осины приходят в движение даже при слабом движении воздуха. У порослевых побегов листья значительно крупнее, сердцевидные или треугольно-яйцевидные, наверху заострённые, по краям неравно-пильчатозубчатые, нередко волосистые, особенно на нижней поверхности. Прилистники очень рано опадающие, беловатые, до 10 мм длиной, линейные, на верхушке волосистые. Осенью листья приобретают карминовый, суриковый или лимонно-жёлтый цвет и частично опадают зелёными.
Двудомное дерево. В образованных осиной лесах мужских особей всегда больше, чем женских. Цветки мелкие, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красноватые, 4—15 см длиной и до 2 см толщиной, опушённые; женские серёжки зеленоватые. Прицветники тёмно-бурые с неравными зубцами, по краям мягковолосистые, 3—5 мм длиной.
О пользе осины
Плод — тёмно-зелёная коробочка, раскрывающаяся двумя створками. Семена мелкие, чёрные с хохолком из серебристых волосков.
Древесина у осины заболонная, рассеянно-сосудистая, белого цвета с зеленоватым оттенком, лёгкая, мягкая. Годичные слои различаются на всех разрезах, в особенности при смачивании древесины водой.
Химический состав
В почках и листьях обнаружено эфирное масло, горечь, гликозиды, яблочная кислота, дубильные и другие вещества.
В коре найдены ароматические кислоты, фенолгликозиды, дубильные вещества, высшие жирные кислоты (каприновая, лауриновая, арахиновая, бегеновая и др.), глюкоза, фруктоза, сахароза и др.
Распространение
Ареал охватывает Западную Европу, Казахстан, Центральную Азию, Китай (Маньчжурия), Северную Корею, северную часть Монголии. В России распространена в европейской части, Крыму, Сибири, на Дальнем Востоке (за исключением тундры), Северном Кавказе.
Обычна во всех природно-административных регионах Саратовского Правобережья. В Ртищевском районе отмечена в районе бывшего села Ртищево.
Особенности биологии и экологии
Осина в примеси встречается во всех типах широколиственных лесов. В степи она образует так называемые осиновые колки, где выносит и засоление почвы, а также обильно встречается по склонам и на дне оврагов. Леса с господством осины всегда являются вторичными, то есть возникшими после рубок или пожаров на месте еловых, сосновых, дубовых и других широколиственных пород. Большинство этих лесов имеет порослевое происхождение от корневых отпрысков и отчасти от пнёвой поросли. Семенные осинники встречаются относительно редко, хотя лёгкость разноса семян и малая чувствительность осины к заморозкам обеспечивают занятие ею пустующих площадей.
Растёт быстро и к 20 годам достигает 9—12 м высоты при диаметре ствола 7—13 см, а в 50-легнем возрасте 15—24 м высоты и 15—24 см в диаметре. Обычно быстро растёт до возраста 50—60 лет.
В молодости осина часто повреждается грызунами; сучья её хрупки и часто обламываются ветром, навалом снега; эти обнажённые места служат главными очагами поселения паразитных грибов, разрушающих древесину. Малая стойкость осины против них обусловливает её недолговечность: осина в 80—100 лет большей частью гнилая и гибнет от бурелома. Осина в возрасте 150 лет встречается одиночно.
Даёт обильную поросль от пня до 20—40 лет и большое количество корневых отпрысков. Последние под пологом леса вследствие светового голодания и невызревания побегов повреждаются морозом и превращаются в торчки; на лесосеках же они быстрее растут и образуют осиновые древостой.
Цветёт с конца апреля до начала мая, после чего одевается листьями. Плоды созревают в июне — начале июля.
С осиной тесно связана жизнь многих животных, насекомых, грибов и др. В зимнее время кора осины используется в пищу зайцами, лосями, другими копытными. Большой серый тополёвый усач (Saperda carcharias) заселяет толстые стволы дерева. Его личинка прогрызает ходы в древесине, оставляя у входного отверстия крупные опилки. Наиболее злостным грибом-паразитом осины является Fomus (Polyporus) ignarius f. tremulae, вызывающий гниль дерева.
Хозяйственное значение и применение
В медицине
Препараты осины обладают противовоспалительным, антисептическим, обезболивающим, ранозаживляющим действием. С лечебной целью используются почки, листья, кора молодых ветвей.
Народная медицина рекомендует отвар почек при поносах, дизентерии, колитах и энтероколитах, лихорадке, миозитах, а спиртовую настойку внутренней части коры молодых ветвей с листьями в соотношении 1:10 принимают по 15—20 капель на рюмку воды при желудочных болях, остром и хроническом воспалении мочевого пузыря, геморрое и ревматизме.
Высушенные и растёртые в порошок почки осины и смешанные со сливочным или подсолнечным маслом используют как противовоспалительное средство при ожогах, хронических язвах, геморроидальных узлах. Молодые листья, обваренные кипятком, употребляют как припарки при ревматических, подагрических и геморроидальных болях.
В других областях
Древесина осины, отличаясь однородным, тонким строением, белым цветом, мягкостью и высокой способностью к пропитыванию, является основным сырьём в спичечной промышленности; она употребляется также в производстве целлюлозы, предназначенной для изготовления вискозы (искусственного шёлка), на клёпку для бочек под нефтепродукты, на снеговые лопаты и для кровельного гонта, идёт на различные другие изделия, используется на холодные постройки и на дрова. Древесину также используют для производства упаковочной стружки, изготовления соломенных шляп и искусственных цветов.
Является медоносным растением с обильным нектаром и пыльцой. У пчеловодов известна также как доставляющая много клея, собираемого пчёлами с распустившихся почек.
Из коры и молодых листьев получают краситель для окрашивания тканей в жёлтый и зелёный цвет.
Листья и молодые побеги содержат много клетчатки, каротина, аскорбиновую кислоту, их охотно поедают крупный рогатый скот, лошади, овцы и козы.
Как декоративную и фитомелиоративную породу используют в зелёном строительстве парков и лесопарков, а также для облесения берегов рек, водоёмов. Имеет ряд декоративных форм — плакучую, пирамидальную и другие.
Источник: wikirtishchevo.shoutwiki.com
Осина
Выращивание, полезные свойства и рецепты применения осины
Ботаническая характеристика осины
Осина является двудомным корнеотпрысковым деревом, которое может вырасти до 30 метров в высоту. Кора у растения гладкая, серого цвета, но бывает и зелёного окраса. Листья осины округлые или ромбические, голые, с округлыми зубцами по краям. Листья окрашены в два цвета: сверху – зелёные, снизу – сизоватого оттенка. Листья имеют сплюснутые черешки, благодаря которым они двигаются.
У растения имеются двудольные цветки малого размера, которые собраны в соцветия-сережки. Женские цветки имеют пестик с верхней завязью и 2 пурпурных рыльца, мужские цветки состоят из 5, 6, 7 или 8 тычинок и пыльников красного цвета. Осина цветет вплоть до того момента, пока не распустятся листья (апрель). Сразу после цветения растения созревают плоды (май-июнь).
Плоды осины – коробочки, состоящие из двух створок. Внутри плодов в большом количестве находятся пушистые семена. Семена очень лёгкие и мелкие. Корневая система растения находится глубоко в почве, поэтому ему не страшны пожары.
Осина распространена в лесах, лесостепных зонах, на берегу водоема, у болот и оврагов. Она растёт по всей России, в Монголии, Крыму, Китае, Европе и Казахстане.
Полезные свойства осины
В коре осины содержится множество полезных веществ, таких как ароматические и жирные кислоты, дубильные вещества, углеводы и фенолгликозиды. Почки растения содержат в себе эфирное масло, смолы, флавоны и минеральные соли. Свежие листья осины богаты витамином С, каротином и различными ферментами.
Осина обладает целым спектром полезных человеку веществ. Чаще всего растение применяют в качестве потогонного и противовоспалительного средства. Осина обладает жаропонижающим, мочегонным и вяжущим свойствами.
Из осины готовят настойку, которая применяется при подагре, ревматизме, проблемах с мочеиспусканием и воспалении мочевого пузыря.
Применение осины
Осина широко и давно применяется в народной медицине в качестве эффективного и универсального лекарственного средства. Препараты готовят из почек, листьев и коры растения. Приготовленные из осины лекарства обладают болеутоляющим свойством. Отвар из осины применяют для лечения гастрита, поноса и в качестве средства, которое повышает аппетит и улучшает работу пищеварительного тракта.
Настойка из почек растения помогает при цистите, геморрое и дизентерии. Из почек готовят мазь для наружного использования, которую применяют при ушибах, язвах и ранах. Листья осины используются в виде припарок, помогающих при лечении ревматизма, геморроя и подагры.
Спиртовая настойка коры осины при гипертрофии простаты. Кору нужно снять в начале весны с тонких ветвей. Для приготовления этой настойки берут 1 столовую ложку коры осины и измельчают её в порошок. Далее этот порошок заливают 100 мл водки и оставляют всё на 14 дней настаиваться. Принимают такую настойку до еды по 1 чайной ложке (30–40 капель) трижды в день.
Такую же настойку можно приготовить из почек растения.
Отвар коры при ухудшении аппетита и гастрите. Его очень легко и быстро готовят. Берем 5 столовых ложек коры растения, которые заливаем стаканом кипятка. Теперь ставим состав на 30 минут на огонь. Принимать отвар нужно в 3 приёма за день перед приёмом пищи.
Кора осины при туберкулёзе лёгких. Возьмем 1 столовую ложку коры молодой особи растения и зальем её 500 мл кипятка. Переливаем всё в термос и оставляем на 12 часов настаиваться. Теперь делим готовый настой на две части и выпиваем маленькими глотками одну часть утром, а вторую перед сном.
Мазь при подагре, ожогах и язвах. Берем 10 граммов почек растения и измельчаем до порошкообразного состояния. Добавляем к этой массе 40 граммов вазелина (либо сливочного масла). Всё тщательно перемешиваем и применяем средство для смазывания гноящихся ран, язв и растирания больных мест при ревматизме и подагре.
Осина при экземе. Необходимо взять осиновые дрова и сжечь их, а золу, получившуюся от них, соединить со сливочным маслом и применять в качестве средства для лечения экзем.
Средство для поднятия аппетита. Берем 1 столовую ложку коры осины и заливаем её двумя стаканами воды. Ставим состав на четверть часа на огонь, затем снимаем и оставляем на 3 часа настояться, укутав ёмкость с настоем полотенцем. Принимают такое средство при кашле и простуде.
Противопоказания к применению осины
На сегодняшний день противопоказания к применению этого лекарственного растения неизвестны. Но всё-таки не стоит забывать об индивидуальной непереносимости препаратов из осины.
Автор статьи: Соколова Нина Владимировна | Фитотерапевт
Образование: Диплом по специальности «Лечебное дело» и «Терапия» получен в университете имени Н. И. Пирогова (2005 г. и 2006 г.). Повышение квалификации на кафедре фитотерапии в Московском Университете Дружбы Народов (2008 г.).
Наши авторы
Источник: www.ayzdorov.ru
Конспект занятия «На что похожи листья?»
Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, желтый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики, мяч среднего размера. Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших листьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображением опахала и листа клена, сравнение.
Разучивание упражнения «Листья».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного внимания. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, говорит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на столе рассыпаны разноцветные листья.
Логопед. Посмотрите, у нас на столе лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дуть на них.
Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол. Логопед при необходимости оказывает помощь сам или привлекает к этому остальных детей, которые подсказывают, где лежит нужный листочек, ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении.
2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?» [Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления. ]
Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.
лист похож у клена, Закрепляет на наборном полотне оранжевый кленовый лист.
летом он зеленый.
листочки у рябинки, Закрепляет на наборном полотне желтый рябиновый лист.
Что склонилась тихо
У осины листья
как монеты, Закрепляет на наборном полотне 2—З листочка осины.
словно опахала, Закрепляет на наборном полотне зеленый лист каштана.
Было листьев
очень много летом, Широко разводит руки — показывает «множество».
Осенью их очень мало
стало. Сближает ладони — показывает «мало».
3. Игра «Разноцветные листья». [Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев. ]
Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оранжевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. прилагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в имп-рессивной речи.
Логопед. Вы послушали стихотворение и, наверное, запомнили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.)
Логопед. Какой он?
Дети. Он красный.
Логопед. Повторите вот так: красный лист.
Дети. Красный лист.
Логопед. Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы скажете, какие они. (Вывешивает на наборное полотно 2—3листочка.)
Дети. Красные листья.
Логопед. А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на перышко?
Логопед. Молодцы! А какой он?
Дети. Желтый лист.
Логопед. Я добавила еще два листка. Какие они?
Дети. Желтые листья.
Логопед. А вот этот лист, похожий на опахало, какое дерево потеряло?
Логопед. Отлично. Какого он цвета?
Логопед. Правильно, он еще зеленый. Я добавила листьев. Какие они?
Дети. Зеленые листья.
Логопед. А теперь посмотрите на эти круглые листья, похожие на монеты. Какое дерево их потеряло?
Логопед. Правильно, у осины круглые листья. Они похожи на круг. А теперь посмотрите на лист березы и скажите, на что он похож.
Дети. На треугольник.
Логопед. У березы треугольные листья. А теперь представьте, что вы превратились в листики.
4. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры. ]
Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.
Логопед. Листочки, образуйте кружок.
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги Приседают.
И под ногами шуршат, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз.
Логопед. К нам вновь прибежал веселый бегемотик. (Показывает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.
Дети выполняют движения.
Логопед. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый.
Дети выполняют движения.
Логопед. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком».
6. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие длительного плавного выдоха. ]
(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.)
Логопед. А сейчас вы будете. волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики повиснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку. Хотите попробовать?
Логопед. Тогда смотрите внимательно и запоминайте.
Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскладывает шарики на раструбы.
Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Упражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.
7. Игра «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления. ]
Логопед приглашает детей за стол.
Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы подскажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».
Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это.
Логопед. В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это.
Угадали? Ну конечно.
Логопед. Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето».
9. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости. ]
Логопед приглашает детей встать на ковер.
Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково.
1-й ребенок. Дубок.
2-й ребенок. Березка.
3-й ребенок. Рябинка.
4-й ребенок. Елочка.
Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хорошо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии?
1-й ребенок. Дуть в трубочку.
2-й ребенок. Заниматься с бегемотиком.
Публикации по теме:
Стенгазета «Цветы и Женщины похожи» к 8 Марта в старшей группе Как женщины похожи на цветы! Порою это удивляет. Они не могут жить без красоты. А красота нас в жизни вдохновляет! 8 Марта праздник весны,.
Конспект занятия «На что похожи облака» Тема: «На что похожи облака?» Кирсанова Ольга Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад №62 «Золотая рыбка» г. Балаково. Цель: упражнять.
Конспект занятия по аппликации в средней группе «Ветер листья разбросал» Конспект занятия аппликация в средней группе «Ветер листья разбросал» Цель: закреплять и расширять знания детей об осенних изменениях в.
Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья» Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья» Задачи: Вызвать у детей желание делать лепные картины.
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Осенние листья» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования навыков рисования нетрадиционным способом, при помощи губки. Задачи: • Закрепить знания о времени.
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Осенние листья» в технике «мозаика» Попова Валентина Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе » Осенние листья» в технике «мозаика» Цель: выполнение обрывной.
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Листья осенние» Конспект занятия по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема: «Листья осенние». Цель: Познакомить.
Конспект занятия по рисованию «Осенние листья» во второй младшей группе Кащеева Анастасия Дмитриевна Конспект занятия во второй младшей группе рисование «Осенние листья». ЦЕЛЬ: Расширять представления детей.
Стенгазета «Мы с мамочкой похожи, как две капельки воды!» Как быстро прижились у нас новые праздники: «День пожилого человека», «День матери», наверное, потому что добрые и хорошие по сути своей.
Конспект занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Падают, падают, желтые листья» в группе раннего развития Цель: -Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе; -Знакомить с такими явлениями природы,как листопад; -Знакомство.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Источник: www.maam.ru
Осина
Период цветения : Цветет ранней весной мелкими невзрачными цветками, собранными в длинные поникающие сережки.
Морозостойкость : 3a — до -39.9 °C (-40 °F)
История : В большом количестве осина произрастает на границе между тундрой и лесной зоной, а также в лесостепи. Растение предпочитает расти вдоль берегов водоемов, на лесных опушках, в оврагах, в гористой и болотистой местности, может подниматься до самой верхней границы лесной зоны. Являясь неприхотливой дикорастущей формой, она охотнее укореняется на хорошо увлажненных почвах, хотя и в условиях степной засухи не погибает.
Важно. : Будьте осторожны! Дерево нельзя высаживать вблизи построек иначе мощные корни могут повредить канализацию или фундамент дома. Посадка должна быть не менее чем в 12 метрах от построек.
Осина (тополь дрожащий) — одно из распространенных по всему миру дерево. С ним связано множество сказок и легенд, оно с давних времен считается мистическим растением. По славянским поверьям в осиновых рощах водились черти и прочая нечисть, а листья растения дрожали при виде лешего.
Осина относится к роду тополей из семейства ивовых, за что ее иногда называют «тополь дрожащий». Растение комфортно себя чувствует в прохладном и умеренном климате, встречается по всей территории Евразии. Предпочитает расти в смешанных, хвойных лесах и поодиночке в степях, приовражье, у дорог, рек, в городских парках. Любит влажную почву.
Осина напоминает тополь, особенно листьями округлой формы, с мелкими резными краями, верхушка заостренная, размер листа достигает 7 см. Черешки длинные, сплюснутые. Весной и летом окрас листьев зеленого цвета с блестящей гладкой поверхностью, в осенний период окрашивается в желтый, оранжевый и красный оттенки.
Цветет ранней весной мелкими невзрачными цветками, собранными в длинные поникающие сережки. Цветет осина сережками, причем бывают мужские и женские растения.
- Сережки мужского пола крупные и длинные, серебристые с красным основанием,
- а женские — зеленые и немного меньше мужских.
Период цветения начинается до распускания листьев с марта по май, после опыления образуется плод — семенная коробка 0,5−1 см в размере, семена находятся внутри на волокнистых пуховках, которые разносятся ветром.
Ствол ровный и высокий до 35 м, диаметр — 1 м. Растет одиночными экземплярами и группами. В просторных степях или придорожных зонах имеет довольно раскидистые ветки, пышно украшенные зелеными листьями, а в лесной чаще, ей тесновато, поэтому ветви направлены вверх к солнышку.
Кора светло-зеленая, серебристая или светло-серая. Молодое растение имеет гладкую поверхность, а с возрастом кора начинает темнеть и трескаться, особенно в прикорневом участке. Этим она похожа на тополь и березу.
Корневая система сильная, мощная, уходит глубоко в землю, что продлевает срок жизни растения. Даже после серьезных пожаров растение может восстановиться с помощью молодых отростков, отходящих от корня.
Живет дерево в среднем 80-100 лет, но можно встретить патриархов и 150-180-летнего возраста. Годовой прирост – около 20-40 см.
Древесина белая с голубым оттенком, сердцевина ствола бежевая с коричневыми прожилками.
Использование в ландшафтном дизайне
- Самое типичное использование осины в городской черте – озеленение парков и скверов. Саженцы растут исключительно быстро, обладают высокой жизнестойкостью и ценятся за красоту красной листвы в осенние месяцы. В продаже в различных питомниках представлены новые декоративные формы, имеющие пирамидальную крону или плакучую.
- В лесопарковых зонах роль осины не исчерпывается только декоративностью. Сброшенные по осени листья перепревают к весне и насыщают почву питательными веществами.
- Грунт под осинами всегда рыхлый и отлично удобренный, поэтому так часто можно встретить здесь подосиновики.
- Компост из перепревших осиновых листьев – отличное удобрение для огорода, сада, цветника.
- Мощная корневая система вокруг одного дерева охватывает круг диаметром до 40 м, который прочно держит грунт, не давая ему расползаться, а со временем увеличивается за счет подрастающих молодых деревьев.
- Такое свойство позволяет с помощью осин укреплять берега оврагов, рек и озер. Соседство с любым пресноводным водоемом для растения подходит идеально.
Крона отличается густотой, несмотря на то, что создает общее впечатление прозрачности. Она пропускает достаточно света, чтобы вблизи ствола можно было высадить более низкорослые культуры – шиповник, розы, смородину, барбарис и т.д.
В городской черте аллеи из осин служат прекрасной шумо- и пылезащитой рекреационных территорий, спальных районов и границ парков. Высота взрослого дерева – до уровня 8 этажа обычной высотки.
Благодаря тому, что молодые саженцы могут прирастать в год до 1 м в высоту, озеленение осинами парков или скверов занимает минимум времени.
В этом осина, не страдающая от самых сильных морозов, имеет преимущество перед капризными и медленно растущими хвойниками, чья крона превосходит осиновую плотностью.
Применяют одиночные и групповые посадки и даже формируют живые изгороди. Выбирая культуру для озеленения придомовой территории, городского сквера или лесопарковой территории, можно смело останавливать свой выбор на осине.
Ее живучесть и неприхотливость высоко ценятся в ландшафтном дизайне. При большом сходстве с тополем, она имеет перед ним явное преимущество, так как не относится к числу агрессивных аллергенов.
Источник: gardentoday.ru
Урок 5. Такие разные листья?
Берёза — лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями.
Клён — дерево с широкими, у большинства видов резными листьями.
Осина — лиственное дерево, родственное тополю.
Лист — орган воздушного питания, газообмена и фотосинтеза растений в виде тонкой, обычно зелёной пластинки
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Окружающий мир 1 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. — С.28-29.
2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. — С.8-9.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. По окраске, форме и размерам листьев можно определить виды деревьев.
2.Лист клёна — осенью листья окрашиваются в разные цвета — от золотистого до красного
3.Лист берёзы- с одного края имеет зубчики, а с другого закруглён. Он похож на капельку очень яркого зелёного цвета. Осенью листья берёзы становятся жёлтыми. Берёза является символом нашей страны. Она неприхотлива, растёт в любой почве. Берёзу можно встретить в лесу, в поле и в парках.
Весной, когда на всех деревьях набухают почки, на берёзе появляются цветы — серёжки.
4.Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками черешок длинный.
Осенью имеет красноватый, бордовый цвет.
5. Рябина – дерево с красивыми перистыми листьями, которые по своей форме отличны от листьев других деревьев. Растёт рябина в садах, лесах, парках и скверах – от крайнего севера до средней полосы северного полушария, а всё потому, что никакие морозы ей не страшны.
6. Ели – высокие и стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская – самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров. Если у деревьев листья осенью желтеют и опадают, то почти у всех хвойных листья-хвоинки остаются зелёными и зимой.
7. А какие красивые осенью листья у деревьев в парке! Во время прогулки по скверу, вы видите много деревьев с разной листвой. Здесь Вы можете увидеть различные краски от жёлтого до красно-бурого.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля:
1. Подберите к каждому названию дерева его листок.
2. Впишите пропущенные слова: «Листья _______различаются _______, формой, а осенью ещё и _____________».
Правильный ответ: «Листья деревьев различаются размерами, формой, а осенью ещё и цветом».
Источник: resh.edu.ru