Оборудование: картинки с изображениями животных Севера, природных явлений Севера, глобус.
Ход занятия
1. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Рассматривание изображений животных
На картинке «Белый медведь».
— Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.
— Белый медведь какой?
— Белый медведь крупный, большой.
— Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью.
— Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – ТОЛСТЫЙ.
— Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, это облегчает ему охоту за тюленями.
— Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.
На доску вывешивается картинка с изображением моржа.
— У моржа есть туловище, голова, клыки, ласты. Ласты помогают плавать и нырять. Моржи, как и медведи, не боятся холода. Их предохраняет толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С помощью усов моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана.
Клыки необходимы для защиты от врагов, а ещё моржи цепляются ими за льдины для того, чтобы вылезти из воды. Моржиха рожает одного детеныша – моржонка.
— Для чего моржу ласты?
— Ласты нужны моржу чтобы плавать.
— Что делает клыками морж?
— Защищается от врагов и цепляется за льдины.
— У моржей есть усы. Как можно сказать про моржа? Он какой?
На доску вывешивается картинка с изображением тюленя.
— Это тюлень. Большую часть жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными.
У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок.
— Детеныша тюленя называют белячек, потому-что он белого цвета?
На доску вывешивается картинка с изображением Северного оленя.
— Это дикий Северный олень. На голове длинные рога, тело покрыто шерстью. Шерсть защищает оленя от стужи и сильного ветра. Олень живет на суше. В морозную погоду олени сбиваются в плотные стада. Животные в стаде находятся близко друг к другу – так теплее.
Питаются они сухой травой, добытой из-под снега.
— Почему олени сбиваются в стадо?
— В стаде оленям теплее.
— Как олени добывают траву?
— Они разгребают снег.
Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год.
3. Игра «Путешествие»
Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Что нам надо надеть? (дети имитируют движения).
Все, теперь точно готовы. Давайте вместе произнесем волшебные слова:
Лети-лети лепесток,
через Запад на Восток,
через Север, через Юг.
Возвращайся сделав круг,
как коснёшься ты Земли,
ты по-моему вели…
Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.
Дети садятся на свои места.
4. Показ Северного Полюса на глобусе
— Ребята, давайте найдём Северный полюс на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
— Модель Земли, где живут все люди.
Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
— Вот сдесь, наверху Северный Полюс.
Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север.
Включается фонограмма ветра, вьюги.
Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?
Как вы думаете, кого мы там можем встретить?
— Белого медведя, Северного оленя….
5. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают пальцы рук.
Будем мы зверей считать.
Заяц, волк, песец, тюлень. Загибают пальчики на руках.
Морж, белый медведь, олень.
Сколько всего? 9.
6. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё?»
- Ухо медведя
- Ласты тюленя
- Рога оленя
- Лапы пингвина
- Глаза совы
- Хвост волка
7. Образование притяжательных прилагательных
Игра «Чья семья?»
- Белый медведь, медведица и медвежонок — это медвежья семья.
- Морж моржиха и моржонок — это моржиная семья.
- Тюлень, тюлениха и тюленёнок — это тюленья семья.
- Олень, олениха и оленёнок — это оленья семья.
- Пингвин, пингвиниха и пингвинёнок — это пингвинья семья.
8. Игра «Назови со словом много».
- Один морж, а много…
- Один медведь, а много…
- Один олень, а много…
- Один тюлень, а много…
- Одна сова, а много…
- Один кит, а много…
9. Итог занятия
- Дети, где мы сегодня побывали?
- Какие животные там живут?
- Что понравилось?
- Что вы запомнили?
Источник: urok.1sept.ru
Сборник тестовых заданий по предмету «Окружающий мир» для проведения тематического контроля
Полк, набранный по его приказу, тоже назвали ____________________.
4. Впиши недостающее слово:
“ Пётр освоил около _____ специальностей, мог своими руками построить корабль.”
5. Соотнесите понятия и определения
А) главная улица Санкт- Петербурга.
Б) архитектор — человек, который проектирует здания.
В) небольшое одномачтовое судно.
Г) место постройки и ремонта судов.
Д) музей, собрание редкостей, диковинных предметов.
6. Прочитайте числа, подумайте и подпишите событие, связанное с этим числом.
7. Найдите на карте города, основанные Петром Первым, обведите.
8. Вспомни и отметь на ленте времени года следующих событий: был построен город Санкт-Петербург, начало правления Петра первого, конец правления Петра Первого, Петр Первый был провозглашен императором.
1682 1703 1721 1725
9. Укажите портрет Петра Первого.
Время на выполнение: 15 минут.
10. Какие из памятников Петру I подчёркивают его любовь к корабельному делу?
Самооценка учащегося. Закрась нужное поле.
Я успешно выполнил все задания
Я думаю, что есть некоторые недочеты в выполнении заданий
У меня были затруднения при выполнении заданий и я с ними не справился
Критерии оценивания:
5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100%-90%;
4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 89%-70%;
3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 69%-50%;
2 — «неудовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило менее 49%.
Тест по теме: “Михаил Васильевич Ломоносов”
ФИО_________________________________________________________.
1. Выбери правильный вариант ответа. Укажите, в каком году родился М. В. Ломоносов?
2. Впиши недостающее слово:
Судно Ломоносова односельчане прозвали __________________.
3. Закончите высказывание А. С. Пушкина о М. В. Ломоносове:
«Он создал первый русский университет … Он, лучше сказать, сам был первым нашим … ».
4. Расставь события в правильной последовательности:
А. Ломоносов отправился как одного из лучших учеников отправили на учёбу в Петербург, потом в Германию.
Б. Ломоносов отправился в Москву, чтобы постигать науки.
В. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит имя Ломоносова.
5. Выбери правильный вариант ответа. Определите, какому языку обучался М. В. Ломоносов в Славяно — греко — латинской академии?
А. Славянскому языку
Б. Греческому языку
В. Латинскому языку
Г. Немецкому языку
6. Ответь на вопрос. Что организовал М. В. Ломоносов при Академии?
7. Соотнеси иллюстрацию с названием.
А. Памятник Петру Первому в Санкт — Петербурге.
Б. Памятник М. В. Ломоносову в Санкт — Петербурге.
8. Укажите портрет М.В. Ломоносова.
9. Найдите на карте родину М. В. Ломоносова, обведите и укажите путь от его родины до Москвы.
10. Какому таланту Ломоносова современники уделили большее количество внимания?
Время на выполнение: 15 минут.
Самооценка учащегося. Закрась нужное поле.
Я успешно выполнил все задания
Я думаю, что есть некоторые недочеты в выполнении заданий
У меня были затруднения при выполнении заданий и я с ними не справился
Критерии оценивания:
5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100%-90%;
4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 89%-70%;
3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 69%-50%;
2 — «неудовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило менее 49%.
Тест по теме: “Екатерина Великая”
ФИО_________________________________________________________.
1.Установи соответствия.
А. Открытие народных училищ и Воспитательного дома. |
Б. Основание Санкт — Петербурга. |
В. Строительство зимнего дворца. |
Г. В Санкт — Петербурге был воздвигнут Медный всадник. |
Д. Открытие первого музея в России. |
Ответ: ______________________________________________________. 2. Соотнеси иллюстрацию и военачальника. 3. Выбери правильный вариант ответа. Какой национальности была Екатерина Великая? А. Русская Б. Немка В. Украинка 4.Выбери правильный вариант ответа. Как на самом деле звали Екатерину Великую? А. Марта Скавронская Б. Елизавета Петровна В. София Фредерика Августа 5. Ответь на вопрос. Какой документ Екатерина создала для дворян? Ответ: _______________________. 6. Прочитайте числа, подумайте и подпишите событие, связанное с этим числом. 1762 – 1796 – __________________________________________________. 1790 – ________________________________________________________. 6 – ___________________________________________________________. 4 – ___________________________________________________________. 7. Впиши недостающее слово. “ Ф. Ф. Ушаков стал командующим ______________________ флотом.” 8. Выбери правильный вариант ответа. Какое название получил порт на Чёрном море? А. Севастополь Б. Крым В. Москва 9. Выбери правильный вариант ответа. Какая крепость была взята под руководством Суворова? А. Измаил Б. Осовец В. Выборг 10. Выбери правильный вариант ответа. Кто руководил восстанием крестьян? А. Степан Разин Б. Емельян Пугачёв В. Иван Болотников Время на выполнение: 25 минут. Самооценка учащегося. Закрась нужное поле.
Я успешно выполнил все задания | Я думаю, что есть некоторые недочеты в выполнении заданий | У меня были затруднения при выполнении заданий и я с ними не справился |
Раздел: «Современная Россия» Тест по теме: «Основной закон России и права человека» ФИО_________________________________________________________. 1. Выбери правильный вариант ответа. Как ещё называется Россия? А. Российский союз Б. Российская республика В. Российская Федерация
2. Выбери правильный вариант ответа. Слово «федерация» в переводе с латинского языка означает: А. Союз Б. Соглашение В. Устройство
3.Установи соответствия.
республика |
областей |
краёв |
автономная область |
автономных округа |
города федерального назначения |
4. Дайте определение. Конституция — это __________________________________________. 5. Выбери правильный вариант ответа. Конституция Российской Федерации была принята: А. В 1977 году Б. В 1917 году В. В 1993 году 6. Ответь на вопрос. Какой документ был принят после войны, защищающий права человека?
Ответ: ______________________________.
7. Допиши фразу. В России 1 июня отмечают международный______________________________________.
8. Рассмотрите фотографию. Расскажите, о каких правах ребенка она напоминает.
Ответ:_______________________________________________________.
9.Отметь верные утверждения. А. Конституция – Основной закон нашей страны. Б. Слово «конституция» в переводе с латинского языка означает «заявление». В. В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». 10.
Выбери правильный вариант ответа. Слово «конвенция» в переводе с латинского языка означает «соглашение». Конвенция о правах ребёнка была принята: А) 10 декабря 1948 года Организацией Объединенных Наций Б) 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций В) 1 сентября 1998 года Правительством России
Источник: videouroki.net
Какое животное является верным другом жителей севера России?
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Ответ разместил: traktorocheck123
Мгновенный доступ
Показать ответы 2
Доступ после просмотра рекламы
Ответы будут доступны после просмотра рекламы
Посмотреть рекламу
Удалить ответ +1 балл
Ответ разместил: зари6а
Мгновенный доступ
Показать ответы 2
Доступ после просмотра рекламы
Ответы будут доступны после просмотра рекламы
Посмотреть рекламу
ответ: морж, белый медведь, полярная сова, лемминг, олени , собаки особенно породы хаски , потому что это ездовые собаки и хорошо ладят с людьми.
С уважением pix3x!
Удалить ответ +1 балл
Источник: 0tvet.com
Животные Северного Ледовитого океана
Флора и фауна
Автор Исаев Виктор Алексеевич На чтение 5 мин Опубликовано 10.02.2022
Северный Ледовитый океан является самым маленьким и холодным океаном на нашей планете. К суровым условиям климата приспособлены не многие живые организмы. Многие обитатели являются редкими и занесены в Красную книгу. Ниже представлены наиболее известные представители из животного мира.
Животные Северного Ледовитого океана
Белухи (полярные дельфины)
Белухи — крупные млекопитающие (относятся к семейству дельфинов). Самцы достигают в длину до 6 метров, средний вес — 1,5 тонны. Самки немного меньше самцов, длина их тела не превышает 5 метров, а вес составляет около 1,5 тонны. Белухи — социальные животные, они предпочитают жить и охотиться стаями.
Они дышат лёгкими, а не жабрами (им необходимо всплывать на поверхность воды, чтобы заглатывать воздух). Во время покрытия льдом больших территорий, животные мигрируют из зоны оледенения.
Нарвалы
Нарвалы чаще всего встречаются в холодных водах вдоль края арктических льдов. Длина туловища этих созданий достигает 3 — 4,5 м, вес может доходить до тонны.
Примечательно и наличие у нарвалов длинного и увесистого рога, который вырастает до 3 метров в длину и достигает в весе 10 кг. Торчит такой рог прямо изо рта, что делает нарвалов практически какими-то мифическими существами. Неспроста их прозвали в народе морскими единорогами.
Ещё сложнее поверить в то, что рог — это на самом деле зуб, который за годы эволюции превратился в столь увесистое орудие. Сказать точно, зачем им нужен такой отросток — сложно, но учёные установили, что некоторые самцы нарвалов используют зуб для сражения с соперниками в брачный период. Также при помощи рога эти создания могут пробивать покров льда у поверхности, чтобы всплыть и подышать воздухом. Питаются эти животные рыбой и моллюсками.
Вид занесён в Красную книгу России.
Тюлени
На берегах можно встретить сразу пять разновидностей этих животных, среди них: обыкновенные тюлени, гренландские, нерпы, хохлачи и морские зайцы.
Морские зайцы являются крупнейшими представителями тюленьего семейства. Длина их туловища составляет до 2—2,5 м, вес меняется от сезона (зимой достигает 360 кг).
Моржи
Ещё одни довольно известные обитатели этих пустынных берегов. Считается, что эти животные — ближайшие родственники тюленей, однако их габариты в несколько раз превосходят представителей тюленьего семейства. Плюс ко всему у моржей имеются мощные бивни, длина которых может достигать 80 см.
Длина тела моржа составляет в среднем 2,5 — 3 метров, вес доходит до тонны. Крупные бивни помогают этим созданиям обороняться от других хищников, а также служат им своеобразным охотничьим приспособлением при атаке потенциальной добычи.
Основной рацион этих животных состоит из рыбы и моллюсков, водорослей и прочей растительности, которую они выкапывают со дна при помощи бивней.
В Красную книгу России включена лаптевская популяция.
Гренландский подвид китов
Несмотря на огромные различия, этот вид китов называют самым близким родственником морских единорогов. Однако его габариты значительно превышают габариты последних. Длина тела кита достигает в среднем 17 м, а вес — 70—100 тонн.
Вес этого создания даже помог ему стать неизменным рекордсменом, это млекопитающее занимает второе место по габаритам среди всех существующих на Земле живых созданий. Продолжительность жизни китов тоже феноменальна — они доживают до 100 лет, а иногда и дольше.
У гренландских китов отсутствуют зубы, во рту у них имеется китовый ус. Основу их рациона составляет планктон.
Исчезающий вид, внесён в Красную книгу России.
Полярные медведи
Они же белые медведи. Одни из самых опасных хищников ледяной пустоши. Нередко этих созданий можно увидеть дрейфующими на огромных льдинах, однако при этом эти животные прекрасно себя чувствуют и на суше, и в ледяной воде океана. Они прекрасные пловцы.
Длина тела белого медведя достигает 3 м, а масса — до 1 т. Окрас шерстяного покрова зависит от времени года (может изменяться от чисто-белого до желтоватого оттенка).
Длинный мех имеется у полярных медведей и на нижней части лап, что помогает им перемещаться по скользкому льду или же по толстому слою снега. Охотятся медведи в основном на нерп, тюленей и моржей.
Вид занесен в Международную Красную книгу и в Красную книгу России.
Гренландские полярные акулы
Гренландские акулы — самые холодолюбивые из всех акул. Они смогли приспособиться к низким температурам и льду. Ткани акул насыщены аммиаком и оксидом триметиламина. Они препятствуют замерзанию крови, поддерживают работоспособность белков и нормальное протекание биологических процессов в условиях севера.
Питаются акулы рыбой и падалью. Размножается яйцеживорождением. Отличаются внушительными размерами и медлительностью. Максимальная зарегистрированная длина составляет 6,4 м, а масса — около 1 тонны.
Медузы
Медузы приспособлены к жизни в холодных водах. В Северном Ледовитом океане встречается самая большая арктическая медуза цианея (до 2 м в поперечнике при длине щупалец до 20 м). Обычно медузы этого вида вырастают не более 50-60 см.
Обитатели прибрежных зон
На островах и прибрежных зонах можно встретить:
- леммингов;
- песцов;
- северных оленей;
- полярных волков.
Большинство животных и птиц круглый год (некоторые виды только зимой) имеют белую или очень светлую окраску.
Заключение
Северный Ледовитый океан является самым холодным, несмотря на это животные смогли приспособиться к суровым условиям жизни.
Источник: vodasila.ru