Благодаря роману Лотара-Гюнтера Буххайма и одноимённому фильму Вольфганга Петерсена «Das Boot», увидевшим свет в 70–80-х годах прошлого века, резко вырос интерес к действиям немецкого подводного флота во Второй мировой войне. У любителей истории стало возникать много вопросов не только по боевым действиям, но и по быту подводников. Особый интерес вызывает тема питания экипажей, выбора и хранения на подлодке в условиях длительных походов продуктов, в том числе тех, без которых человек не может долго обойтись. Почему немецкие подводники брали с собой свежий хлеб, который в условиях высокой влажности быстро покрывался плесенью, а не сухари, хранящиеся дольше?
Проблемы снабжения
Немцы великолепно снабжали продовольствием свои подводные корабли. После установления в Европе гегемонии Германии продукты на базы подлодок поставлялись из Франции, Дании, Португалии, Испании, Италии и т.д. В поход лодки брали свежее и варёное мясо, свежие овощи и фрукты, сыр, мёд, шоколад, копчёные колбасные изделия, соки, различные консервы и многое другое. Проблема была одна – в походе, в условиях плохой вентиляции и сильной влажности, свежие продукты быстро портились. В итоге подводникам приходилось сидеть на консервно-витаминной диете – чем длительнее был поход, тем хуже было с питанием.
Зачем морякам на подводной лодке выдают заспиртованный хлеб?!
На лодках были предусмотрены и провизионки, и холодильные камеры, но при выдаче технических заданий конструкторам субмарин в мирное время командованию ВМС Германии трудно было представить, что средние лодки типа VII будут действовать у берегов США, Африки и в Карибском бассейне, а большие лодки типа IX – в Индийском океане.
Во время войны приходилось импровизировать, подстраиваться под ситуацию, которая требовала увеличения автономности лодок. Субмарины получали провизию в море с судов снабжения, заходили для пополнения запасов в порты Испании, затем появились «дойные коровы» – транспортные лодки XIV серии. Однако полностью проблему это не решало. Провизия портилась, пропитывалась разными запахами – в общем, гурманам с тонким гастрономическим вкусом на «семёрке» или «девятке» делать было нечего.
Как рассчитывался запас пищи для экипажа
В этом вопросе очень велика была роль двух членов экипажа подлодки – третьего вахтенного офицера (или штурмана) и кока, которые отвечали за заготовку провизии. Кок, или, как его звали подводники, «смутье» (smutje, smut – что приблизительно можно перевести как насмешливое «грязнуля», «замарашка»), был на лодке человеком с особым статусом. Он должен был не только хорошо готовить, но и обладать талантом ресторатора, чтобы составлять меню на каждый день плавания.
ОНИ УВИДЕЛИ В БОЛОТЕ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ И РЕШИЛИ ОСМОТРЕТЬ ЕЁ
Исходя из приблизительной продолжительности похода делался расчёт количества и ассортимента продуктов, которые получались на складе штурманом. После этого провизия грузилась на лодку под контролем штурмана и инженер-механика в места, которые наиболее подходили для хранения. Размещение продуктов на лодке всегда соответствовало трём основным правилам:
- Продукты должны были размещаться и закрепляться так, чтобы не падать и не разлетаться во время маневрирования лодки и её атаки глубинными бомбами.
- Провизия должна была распределяться по лодке равномерно, чтобы не создавать дифферент или свести его к минимуму, при этом должно было учитываться потребление продуктов. Ежедневно потребляемые продукты взвешивались, чтобы инженер-механик мог компенсировать их вес балластом.
- Размещение продуктов не должно было препятствовать свободному доступу ко всем люкам и вентилям.
Основными местами хранения провизии были носовой, кормовой и электромоторный отсеки, и это было логично. В дизельном отсеке хранить что-либо было невозможно, так как продукты быстро пропитывались бы запахом соляра, известного всепроникающей способностью. Центральный пост захламлять было ни в коем случае нельзя, так как это место управления кораблём, в жилых отсеках офицеров и старшин много разместить бы не удалось, да и все проходы должны были оставаться свободными.
Вот как выглядел запас провизии на лодке типа IXC при экипаже в 55 человек с расчётом его питания на 12-недельный срок. На лодку грузилось продовольствие и напитки весом более 12 тонн (12 583 кг), в том числе:
- свежее и варёное мясо – 224 кг
- колбасные изделия – 108 кг
- мясные консервы – 2180 кг
- рыбные консервы – 150 кг
- свежий картофель – 1750 кг
- другие овощи – 1555 кг
- лимоны – 416 кг
- свежие фрукты – 300 кг
- свежие яйца – 270 кг
- сливочное масло – 50 кг
- сыр – 50 кг + 65 кг (твёрдый и плавленый)
- кофе – 60 кг
- чай – 3 кг
- молоко – 784 кг
- свежий хлеб – 456 кг
- консервированный хлеб – 660 кг
«Хлеба к обеду в меру бери…»
Хлеб на подводной лодке был необходимым продуктом, и с ним же возникали особые проблемы в хранении. Несомненно, в этих условиях решением проблемы стало бы использование сухарей, которые хранятся гораздо дольше, но проигрывают хлебу во вкусе и при длительном употреблении вызывают проблемы с пищеварением, поэтому немцы подошли к вопросу по-другому. Они использовали свежий хлеб, который у подводников получил интересное прозвище «кролик». Вот как писал об этом известный немецкий подводный ас Райнхард Зурен (Reinhard Suhren):
«Самой большой проблемой был хлеб. Мы подвешивали его в сетках так, чтобы обеспечить к нему приток воздуха, но всё равно через некоторое время он портился, начинал плесневеть и становился похожим на белого и пушистого кролика, потому что был покрыт большим количеством плесени. Мы срезали её, насколько это было возможно, и ели хлеб. Когда поход длился больше четырёх недель, питание превращалось в проблему, и удержать здоровье команды в хорошем состоянии становилось нелегко».
Кроме свежего хлеба, был ещё и консервированный, но какого он был качества? На этот вопрос дал ответ весьма необычный свидетель. 21 ноября 1942 года лодка U 163 потопила британское торговое судно «Эмпайр Старлинг» (Empire Starling), затем взяв на борт в качестве военнопленного капитана судна Эрика Монктона (Eric Monckton). Впоследствии Монктон оставил любопытные воспоминания о пребывании на борту U 163, в том числе и о питании:
«Завтрак подавался в семь утра и состоял из молочного супа, кофе и печенья или хлеба с джемом. Хлеб хранился в герметично упакованных цилиндрических банках около 10 см в диаметре и 23 см в длину. В таком виде он сохранялся очень хорошо и, пожалуй, был лишь немного суховат».
В итоге, система снабжения представляется достаточно логичной. Запас хлеба на подлодке делился на две почти равных части, состоящих из свежего и консервированного хлеба. Свежий хлеб, разумеется, долго не лежал, и его старались съесть как можно быстрее. После того как свежий хлеб съедался или приходил в негодность, на лодке оставался ещё достаточно большой запас консервированного хлеба, употребление которого строго лимитировалось.
Если посмотреть на меню экипажа лодки U 93, составленное коком на четвёртую неделю похода (12–18 января 1942 года), то станет ясно, что хлеб подавался к «столу» дважды в сутки (непонятно, чем объясняется отсутствие ужина в четверг – пропущен ли он в меню по недосмотру, или это был официальный «постный день»):
Понедельник:
завтрак: кофе, хлеб, смалец
обед: чечевица и колбаски, сливы
ужин: чай, масло, хлеб, различные колбасы и мясо
Вторник:
завтрак: кофе, булочки, масло, джем
обед: суп, свинина, картофель, овощи
ужин: чай, масло, хлеб, различные колбасы
Среда:
завтрак: кукурузные хлопья, булочки, масло
обед: яйца-пашот, шпинат, картофель, абрикосы
ужин: чай, масло, хлеб, язык, колбаса, сыр
Четверг:
завтрак: кофе, хлеб, масло, джем, сыр
обед: квашеная капуста, свиная рулька, тушеные яблоки
Пятница:
завтрак: кофе, масло, хлеб, яйца
обед: суп, гуляш, картофель, персики
ужин: чай, масло, хлеб, различные колбасы
Суббота:
завтрак: кофе, масло, хлеб, джем
обед: суп-лапша, говядина, пудинг
ужин: чай, масло, хлеб, холодное мясо
Воскресенье:
завтрак: кофе, хлеб, яйца, масло
обед: свинина, капуста, земляника и сливки
ужин: чай, масло, ветчина, хлеб, колбаса
Стоит отметить, что немецкие подлодки имели возможность получать свежевыпеченный хлеб и прямо в море, на рандеву с «дойными коровами» – последние были оборудованы электропечами для выпечки хлеба. Так, в отчёте о первом походе транспортной U 459, головной лодки проекта XIV, говорилось:
«Примерно за 10 часов работы на борту может выпекаться около 80 килограммовых буханок свежего хлеба. Около 800 таких буханок были выпечены ночами, переданы на лодки и с радостью приняты их экипажами. Кроме того, примерно 250 буханок приготовлены для собственных нужд. Выпеченный ржаной хлеб сытный, имеет прекрасный вкус и хорошо хранится…»
К вышесказанному стоит добавить, что на каждой боевой лодке имелся собственный 300-килограммовый запас теста, а также галеты – очевидно, что сухари подчинённым адмирала Деница были не нужны.
Cписок использованной литературы:
- Paterson L. U-Boat Combat Missions – Chatham Publishing, London 2007
- Paterson L. U-Boat War Patrol – The Hidden Photographic Diary of U 564 – Chatham Publishing, London 2006
- Malmann Showell J. Wolfpacks at War – The U-Boat Experience in World War II – Compendium Publishing, 2001
- Uboat.Net (http://uboat.net)
- U-boat Archive (http://www.uboatarchive.net)
Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии
Источник: warspot.ru
Для чего подводникам дают красное вино
Подводники — люди, которые проводят долгое время под водой в условиях, которые не всегда комфортны для человеческого организма. Для того чтобы избежать различных заболеваний, связанных с недостатком кислорода и давлением, подводникам необходимы специальные условия, включая определенный рацион питания. Но что интересно, в некоторых странах в рацион подводников входит красное вино.
Почему именно красное вино и как может оно быть полезно для подводников? Стоит отметить, что этот опыт не нов, и красное вино начали выдавать подводникам еще в Советском Союзе. Научное объяснение лежит в особенностях красного вина, а точнее — в наличии в нем антиоксиданта ресвератрола.
Подводники находятся в условиях повышенного давления, также они постоянно вынуждены находиться в кислородной дефицитной атмосфере. В таких условиях происходит ускоренное старение клеток и повреждение ДНК. Ресвератрол — природный антиоксидант, способен защитить клетки от повреждений и предотвратить различные заболевания связанные со старением, токсинами и воспалительными процессами в организме.
Красное вино не только защищает организм от вредных процессов, но и снижает уровень тромбоцитов в крови, что предотвращает образование тромбов и способствует правильной работе сердечно-сосудистой системы — что важно для подводников — так как у них есть риск развития заболеваний сердца и сосудов.
Интересно, что и в нашей жизни красное вино имеет полезные свойства — умеренное употребление красного вина связано с снижением уровня «плохого» холестерина, укреплением иммунитета и уменьшением риска развития многих заболеваний.
Также, кроме полезных свойств ресвератрола, красное вино является источником железа, а это уже помогает подводникам бороться с дефицитом кислорода в организме.
В итоге можно с уверенностью сказать, что красное вино в определенном количестве может иметь положительный эффект на здоровье человека, особенно на здоровье тех, кто находится в условиях повышенного давления и кислородного дефицита — таких как, например, подводники.
Зачем подводникам выдают красное вино:
Улучшение психологического состояния
Подводники остаются на длительном сроке на глубинах моря. Отсутствие естественного света, постоянные ограничения в движении и общении могут вызывать психологический стресс, который негативно сказывается на состоянии здоровья. Красное вино содержит антиоксиданты и фенолы, которые снижают уровень вредных веществ в крови и улучшают настроение.
Повышение устойчивости к болезням
Длительное пребывание в условиях низкой температуры и высокого давления может вызвать у подводников риск развития заболеваний. Красное вино содержит витамин С, который повышает иммунитет и защищает от болезней.
Способствует расслаблению
Вино имеет способность расслаблять мышцы и снижать уровень стресса. Это очень важно для подводников, многие из которых испытывают сильное напряжение во время подводных заданий. Кроме того, алкоголь улучшает кровообращение и помогает повысить КОЭ.
Традиция
Выдача красного вина подводникам стала традицией еще в далеких временах когда полет на космической станции начиналось с традиционной бутылки коньяка. Все подводники знают об этой традиции и выпивают по традиции вино с блюдами.
Особенности подводных условий
Красное вино было выбрано для подводников потому, что оно не содержит много диоксида углерода, который может вызвать кожную сыпь и отеки. Кроме того, вино не требует специального хранения, а красный цвет обеспечивает лучшую видимость в темных условиях подводного плавания.
Реальный опыт на подводной лодке
Пребывание на подводной лодке является особым опытом для любого человека. Ограниченное пространство, отсутствие солнечного света и долгое время без возможности общения с внешним миром могут оказаться очень тяжелым испытанием.
Однако, существуют методы, которые помогают улучшить психологическое состояние подводников во время их пребывания на лодке. Один из таких методов — выдача красного вина во время торжественных мероприятий.
На одной из подводных лодок, во время встречи с командой российских подводников, автор этой статьи сам попробовал красное вино, которое выдавалось как часть торжественной программы. К тому моменту, как вино было выдано, моряки уже долго находились на лодке, и кто-то из них начал вспоминать былые праздники, и тогда было принято решение подвести новый праздник — на борту лодки.
Несмотря на то, что каждый получил небольшую порцию, вино оказалось очень вкусным и создало атмосферу праздника. Кроме того, психологическое настроение команды поднималось.
Научное объяснение эффекта от выдачи вина на борту подводной лодки состоит в том, что спиртное действует как антидепрессант, который на короткое время снимает психологическое напряжение и улучшает настроение.
Таким образом, выдача красного вина на подводных лодках — это не просто традиция, но и метод улучшения психологического состояния команды, который помогает справиться с долгим временем пребывания на лодке.
Как химические свойства вина воздействуют на организм человека
Многие любители вина задаются вопросом, каким образом алкоголь влияет на их организм. В состав красного вина входит этиловый спирт, который является основным алкогольным компонентом. Когда спирт попадает в организм, он проходит через желудок и кишечник, а затем попадает в кровь.
Алкоголь имеет способность расширять сосуды и повышать кровяное давление, что может привести к ощущению тепла и приливам крови к лицу. Кроме того, вино содержит фенолы, которые являются мощными антиоксидантами и способствуют улучшению состояния кровеносной системы.
Еще одним полезным компонентом вина является ресвератрол — вещество, которое содержится в кожуре винограда. Ресвератрол имеет противовоспалительный эффект и способствует уменьшению риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.
Однако, следует помнить, что употребление алкоголя может привести к негативным последствиям, таким как отравление, головокружение, плохое самочувствие и т.д.
Таким образом, умеренное употребление красного вина может оказаться полезным для организма, однако, не стоит злоупотреблять этим напитком и необходимо помнить о мерах.
Научное объяснение этой практике и её эффективности
Исследования показывают, что в условиях длительного пребывания под водой у подводников возникает риск нарушения кровообращения, вызванного проблемами с дыхательной системой. В этом случае красное вино способствует расширению сосудов и улучшению кровообращения, что помогает ликвидировать опасность возникновения проблем со здоровьем.
Кроме того, красное вино содержит вещества, препятствующие возникновению тромбов. Это особенно важно в условиях длительного нахождения на глубине, когда такие проблемы могут усугубиться.
Наконец, некоторые исследования связывают эффект красного вина с уменьшением риска возникновения раковых заболеваний. Хотя прямой связи между употреблением вина и предотвращением рака нет, некоторые вещества в красном вине способствуют защите клеток и тканей организма.
Таким образом, выдача красного вина подводникам является эффективной практикой, которая помогает защитить организм от нежелательных последствий длительного пребывания под водой. Однако, как и в случае с любым алкоголем, употребление следует контролировать, чтобы избежать проблем со здоровьем и безопасности.
Источник: stduviewer-free.ru
О смысле всего сущего
Кстати, о винах. В советское время, до антиалкогольной кампании, сухое вино давали не только подводникам, а и вообще морякам (и их подручным), как только корабль в тропики заходил. Так и называлось — тропическое довольствие. Цвет не фиксировался. Бутылка вина на рыло на 3 дня, если память не врет.
- воспоминание с северов — там накладка произошла — водка и спирт кончились а сухое было — сидит местный спец и вспоминает «Такая гадость этот Рислинг — на НГ пол ящика выпил — ни хрена не опьянел, зато до старого НГ голова болела как будто молоткомbasilmak (8 знак., 25.12.2014 18:01 )
- «-Что вы будете пить, водку или спирт? -Ох, даже не знаю. Все такое вкусное. » 🙂 На северах, особенно на каких-нибудь удаленных точках, спирт шилом звали. Видимо потому, что в мешке не утаишь. Приезжаешь туда в командировку и первый вопрос -Мущщина (25 знак., 25.12.2014 18:29 )
- На работе, заходит человек «мужики, шило есть?» «-Есть, куда налить?» «-нет, не спирт. » «-А! Шило! на полке стоит, где справочники» «-Нет!» а ему шило надо было, дырку проколоть 🙂 — maik-vs (26.12.2014 09:50 )
- Да и на югах спирт всегда шилом звался. — Это_Я (25.12.2014 18:34 )
- М.б. На югах, в Крыму в частности, все больше на вино приходилось налегать. 🙂 — Мущщина (25.12.2014 18:42 )
- марка какая-то настораживающая)) «Петя и Петя» )))) — basilmak (25.12.2014 18:26 )
- Есть такой косяк в названии. — POV (25.12.2014 18:36 )
- Вообще-то оно там не только в лагере МЭИ продавалось. А и вообще. 20 копеек стакан. Но это не тропическое довольствие. — Мущщина (25.12.2014 17:46 )
Источник: caxapa.ru