Вот и поспела четвёртая часть «Североморской саги». Ранее речь шла о моряках, морских пехотинцах и о палубной авиации. Сегодняшний рассказ — о подводниках из Гаджиево.
В Гаджиево, «столицу» Краснознамённых подводных сил Северного флота, прибыли рано утром. Миновали серьёзно укреплённый КПП при въезде в ЗАТО и немедленно попали на инструктаж к «секретчику». Всех присутствовавших внятно предупредили о недопустимости бесконтрольной съёмки и пояснили: за спрос денег не берут, лучше лишний раз поинтересоваться можно ли снять то и это.
Если нельзя — то снимать, понятно, не нужно. После чего мы оставили свои подписи в спецдокументе и направились к пирсу с лодками. ТВ-бригадам было необходимо отснять речь командующего Краснознамёнными подводными силами Северного флота.
Пока пробирались к пирсам, встретили группу дозиметристов. Чем именно они занимаются — я не в курсе, но выглядят исключительно важными людьми. Без смеха.
Командующий Краснознамёнными подводными силами Северного флота контр-адмирал Игорь Мухаметшин.
Учебный центр
Учебно-тренировочный комплекс подводников в 71-м учебном центре ВМФ встречает всех пришедших без разбору вот такой ободряющей надписью. В конце визита её смысл стал лично мне куда понятнее, ведь в подлодке все равны перед смертью. Равны, но не беспомощны. Подлодка — замкнутое пространство, внутри которого может начаться возгорание или образоваться течь.
То и другое необходимо ликвидировать как можно скорее, сохранив кислород, силы и способность действовать командой. За время пребывания в УТК-ПЛ (учебно-тренировочном комплексе) удалось посмотреть как подводники орудуют во время пожара в отсеке, как заделывают пробоину, как покидают корабль в случае нецелесообразности продолжения борьбы за живучесть и как взбираются на спасательный плот.
Перед всеми упражнениями личный состав подводных сил в робах со штампами РБ (радиационная безопасность) лихо крутил гайки на баллонах индивидуальных спасательных систем.
Несколько групп подводников проходят уже давным-давно знакомый, но всё же обязательный инструктаж перед практическим упражнением по пожаротушению в охваченном огнём отсеке. Огонь, надо сказать, самый настоящий. Внутри металлической комнаты, напоминающей настоящий отсек подлодки, установлены форсунки, впрыскивающие солярку. Топливо воспламеняется, давая жар, свет, копоть и лишая подводников кислорода. Моряки должны как можно скорее залить очаг пожара пеной, находясь совсем близко к источнику открытого пламени.
Инструктор рассказал, мол, управление страхом перед огнём — один из самых важных аспектов тренировки. Не испугавшийся, не запаниковавший, хладнокровный, контролирующий себя человек сможет куда более грамотно противостоять стихии. Группа за группой уходят североморцы-подводники в черноту закопчённого тренажёра. Вспышки пламени, солярная гарь и волны жара вырываются наружу.
У входного люка становится неуютно, объектив покрывается жирными каплями и пламя исчезает в потёках пены. Напряжение спадает. После тушения все быстро выбираются из раскалённого отсека, поглаживая обожжённые волосы и снимая асбестовые рукавицы. Каждый выходящий моряк должен внятно ответить на вопрос о своём самочувствии.
Ликвидировав пожар, экипажи подлодок забираются в другой учебный отсек, куда через учебную же пробоину поступает вода под давлением. Участники борьбы с водой одеты в водонепроницаемые костюмы. Заметив поступление воды из пробоины, все собравшиеся слаженно, без толкотни начинают работы по оборению потопа. Всех дел у ремонтной команды было не больше чем на полторы минуты.
Закрепить специальный пластырь на дыре с помощью раздвижной трубы и деревянных распорок без тренировки непросто. А вода, случись чего, ждать не будет.
Новый этап тренировки — аварийное покидание подводного корабля. Для этого упражнения в здании учебного центра проложена специальная пятнадцатиметровая вертикальная труба — от первого этажа до последнего. Внутри трубы, понятно, вода и темнота. Подводник забирается в этот необычный тренажёр внизу и учится «всплывать» по трубе наверх.
Его действия контролируются при помощи инфракрасных камер, размещённых внутри. На всякий случай при выходе из трубы обязательно дежурит водолаз-спасатель, готовый немедленно прийти на помощь. Учения учениями, а безопасность — прежде всего. И последнее, что удалось посмотреть в учебном центре — попадание на спасательный плот с открытой воды.
В аварийном снаряжении — задача нетривиальная. Но справились с ней все.
На подлодке
После завершения учений в УТК-ПЛ пришло время осмотра подлодки. Отделившись от основной группы, пробрался на «Пантеру», многоцелевую атомную подводную лодку проекта 971 с ракетно-торпедным вооружением.
Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971, класс «Барс»
Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 (класс «Барс») создана конструкторским бюро «Малахит» (г. Ленинград) по постановлению 1976 г. на базе АПЛ пр.945 с использованием существующего тактико-технического задания без эскизного проектирования. Согласно ТТЗ уровень шумности новой АПЛ пр.971 должен быть не менее чем в 5 раз меньше шумности самой совершенной отечественной торпедной лодки 2 поколения. Технический проект новой АПЛ был утверждён в сентябре 1977 г. В последующем в него вносились изменения, обусловленные повышением требований к гидроакустическому и вооружению. Проект был завершён в 1980 г., а лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками и систему управления вооружением, обеспечивающую применение крылатых ракет типа «Гранат».
Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) пр.971 предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей, нанесения ударов по береговым объектам, ведения противолодочной обороны боевых кораблей и конвоев, борьбы на коммуникациях с целью сковывания перевозок противника и т.д. АПЛ пр.971 имеет комплексную автоматизацию боевых и технических средств, а управление кораблём и его вооружением сосредоточено в едином центре — главном командном пункте. Комплексная автоматизация позволила сократить экипаж лодки до 73 человек, в т.ч. 31 офицер (экипаж американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» 141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новой АПЛ улучшены и условия обитаемости.
АПЛ пр.971 – двухкорпусная одновинтовая подводная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещён обтекатель для буксируемой антенны. Корпус, выполненный из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм2, имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 отсеков. В качестве двигательной установки используется одновальная однореакторная атомная энергетическая установка ВВР типа ОК-650Б. Большие скорости обеспечиваются главным турбозубчатым агрегатом ГТЗА, а молошумные при поиске цели — гребным электродвигателем. Уровень шумности АПЛ пр.971, который был определён еще в ходе испытаний, определяет качественно более высокий уровень акустической скрытности.
АПЛ пр.971 отличается мощным ударным вооружением, которое по числу и калибру торпедных аппаратов, общему ракетно-торпедному боекомплекту значительно превосходит потенциалы аналогичных отечественных и зарубежных подводных лодок. Носовой торпедно-ракетный комплекс включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц: торпеды — 28 533-мм типа УСЭТ-80 и УГСТ, 12 650-мм типа 65-76А; противолодочные управляемые ракеты типа «Водопад»; крылатые ракеты морского базирования «Гранат»; противокорабельные ракеты «Бирюза».
Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 «Скат-3» (развитая носовая антенна, 2 бортовые антенны большой протяженности, буксируемая протяжённая антенна в контейнере на вертикальном оперении) с цифровой системой обработки информации отличается мощной системой шумопеленгования и гидролокации. Обеспечивает обнаружение целей на дальности в 3 раза большей, чем лодки 2 поколения при значительном сокращении времени определения параметров движения цели. Кроме ГАК АПЛ пр.971 имеет высокоэффективную, не имеющую мировых аналогов систему обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу, аппаратура которой фиксирует такой след спустя многие часы после их прохождения.
По классификации НАТО АПЛ пр.971 обозначаются Аkula. Поэтому приказом Главкома ВМФ от 10.10.1990 г. лодке К-317 дано название «Пантера». В дальнейшем имена получили и другие АПЛ этого проекта. Лодка К-480 получила название «Барс», которое стало нарицательным для всех атомоходов пр.971. В декабре 1997 г. по ходатайству Татарстана «Барс» был переименован в «Ак-Барс».
По словам главного конструктора проекта Г.Н. Чернышева (скончался в 1997 г.), «Барс» имеет большие модернизационные возможности, что позволяет, в частности, повысить поисковый потенциал атомохода примерно в 3 раза.
Каждая лодка пр.971 способна создать угрозу и сковать значительную морскую группировку противника. Даже в самых благоприятных гидрологических условиях Баренцева моря в зимний период эти АПЛ могут быть обнаружены лодками типа «Лос-Анджелес» с ГАК АМ/ВQQ-5 на дальности не более 10 км, а в худших условиях обнаружить АПЛ класса «Барс» гидроакустическими средствами практически невозможно. По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда, американские корабли не в состоянии сопровождать эти лодки при движении на скоростях менее 6-9 узлов. По его мнению, усовершенствованная АПЛ пр.971 по характеристикам шумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.
Подробнее о лодке можно прочесть здесь и здесь.
На пирсе у подлодки дежурит ВВВ — вооружённый верхний вахтенный.
Экипаж лодки состоит сплошь из контрактников. Никаких матросов срочной службы на «Пантере» нет. Объясняется сие легко — в силах постоянной готовности должны служить профессионалы. В экипаже подлодки профессионалы нужны настоящие. Не липовые.
Поинтересовался у товарищей моряков на счёт тягот и лишений. Подводники для начала отмолчались, потом подумали и сообщили: курить на подлодке нельзя. И в дальнем походе тоже нельзя. Некурящим не понять, а курящим объяснять не надо.
Ну а теперь впечатления и итоги наблюдений: что удивило сразу же — рубка, которая возвышается над корпусом — «необитаемая». Внутри темновато, отовсюду торчат целые снопы труб, какие-то вентили везде понатыканы, кое-где прорезаны небольшие квадратные лючки, под ногами специальный, кажется, стальной настил, похожий на тропинку. Металлическая «тропинка» привела бодрого московского путника к люку, ведущему в недра боевого подводного корабля. Люк, вообще-то говоря, нормального диаметра, а вот я — несколько ненормального. Плюс к тому — термобельё, фуфайка, толстая куртка — «аляска» с капюшоном, спецштаны, варежки, шапка и рюкзак с фототехникой.
Об том, чтобы пролезть внутрь с рюкзаком за плечами — не могло быть и речи. Опустить его вниз никак нельзя, люк высокий, рюкзак тяжёлый, груз внутри — хрупкий. Кинуть кому-то вниз — опасно. Руки сломаются, стекляшки побьются. Принял волевое решение поставить рюкзак себе на голову и спускаться не видя куда именно. Так и поступил.
Еле протиснулся. Было очень смешно спускаться. Подниматься, конечно, было ещё смешнее, но чего ж не сделаешь ради редкого кадра!
В центральном посту.
Внутри подлодки, надо заметить, всё выглядело совершенно иначе. Нежели снаружи. Не сказать, что кругом стало сильно просторно, но и тесноты я не заметил. Осмотревшись в центральном посту, полюбовавшись видами Гаджиево через командирский перископ, отправился на импровизированную экскурсию в сопровождении помощника командира.
Чтобы никто бесконтрольно не болтался где попало, везде были расставлены моряки, вежливо направлявшие заблудших на истинный путь. Очень правильная линия поведения, считаю.
Обнаружил комнату отдыха и психологической разгрузки для экипажа, осмотрел живые растения в нишах и небольшую сауну. Поразмыслив, направился, конечно, на камбуз. Честно говоря, как театр начинается с вешалки, так и пресс-тур на флот или в армию начинается с камбуза. Так вот — на камбузе царит полный порядок, питание всегда вкусное, разнообразное, четырёхразовое.
Красное вино экипаж тоже получает, это правда. Говорят, ничего общего с выводом каких-то мифических радионуклидов оно не имеет, а вот для психологической разгрузки после вахты вполне годится. На сладкое экипажу положен, например, шоколад. Одну из шоколадок удалось выцыганить в качестве сувенира.
Маленькая плитка с надписью «Гвардейский» (задарил потом камраду voutsen_cv ). Выпил чайку, вскипевшего, разумеется, прямо на атомном реакторе. И отправился дальше.
Командир подлодки, капитан 1 ранга Сергей Евгеньевич Старшинов у командирского перископа.
Заглянул к докторам. Корабельная медсанчасть оборудована всем необходимым для проведения хирургических операций, в том числе и полостных. Есть каюта-изолятор с отдельным гальюном на случай инфекционного заболевания члена экипажа.
На груди у каждого подводника — индивидуальный радиометр, фиксирующий уровень радиации. При выходе с пирсов, во внутреннем КПП установлены приборы, принудительно снимающие данные о радиации. Еле пролез через контрольный пункт. Ну а потом, вестимо, был обед. По самым настоящим подводным нормам питания.
На все, как говорится, деньги.
Источник: onepamop.livejournal.com
подводный флот ВМФ РФ-ии — структура и состав
Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения К-117 «Брянск» (слева») и К-51 «Верхотурье» (справа) проекта 667БДРМ 31-й дивизии подводных лодок Краснознаменного Командования Подводных Сил Северного Флота ВМФ России. Гаджиево, 06.02.2013 (с) pressa-sf.livejournal.com
Краснознаменное Командование Подводных Сил Северного Флота
7 дивизия подводных лодок — Видяево.
Лодки проекта 945 Б-276 Кострома, проекта 945А Б-534 Нижний Новгород и Б-336 Псков; проекта 671РТМК Б-414 Даниил Московский и Б-448 Тамбов ; а также 505 экипаж подводной лодки проекта 671РТМК и 284 экипаж подводной проекта 945А.
11 дивизия подводных лодок — Заозерск
Лодки проекта 949А К-119 Воронеж, К-410 Смоленск, К-266 Орел; проекта 671РТМК Б-138 Обнинск и Б-388 Петрозаводск; проекта 885 К-560 Северодвинск. Также в состав дивизии входят первый и второй экипажи подводной лодки проекта 885; 74 и 587 экипажи атомного подводного крейсера проекта 949А, 603 экипаж подводной лодки проекта 671РТМК.
24 дивизия подводных лодок — Гаджиево
Лодки проекта 971 К-317 Пантера, К-461 Волк, К-328 Леопард, К-154 Тигр, К-157 Вепрь и К-335 Гепард. 2, 266 и 608 экипажи подводных лодок проекта 971.
31 дивизия подводных лодок — Гаджиево
Лодки проекта 667БДРМ К-51 Верхотурье, К-84 Екатеринбург, К-114 Тула, К-117 Брянск, К-18 Карелия и К-407 Новомосковск и лодку проекта 955 К-535 Юрий Долгорукий. Три экипажа подводных лодок проекта 667БДРМ, а также первый и второй экипажи лодки проекта 955 Юрий Долгорукий.
В Северодвинске в состав 339 бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок и кораблей входят лодки проекта 941УМ ТК-208 Дмитрий Донской и проекта 945 Б-239 Карп, а также две лодки проекта 941 ТК-20 Северсталь и ТК-17 Архангельск.
Краснознаменное Командование Подводных Сил Тихоокеанского Флота
25 дивизия подводных лодок — Вилючинск
Лодки проекта 667БДР К-44 Рязань, К-433 Святой Георгий Победоносец, К-223 Подольск. Два экипажа подводных лодок проекта 667БДР; по два первых и вторых экипажей лодок проекта 955 К-550 Александр Невский и К-551 Владимир Мономах.
10 дивизия подводных лодок — Вилючинск
Лодки проекта 949А К-442 Челябинск, К-456 Тверь, К-186 Омск, К-150 Томск, К-173 Красноярск ; 621 Елизово и 158 экипажи атомного подводного крейсера проекта 949А; лодки проекта 971 К-295 Самара, К-319 Братск, К-419 Кузбасс, К-331 Магадан, а также 78 и 622 экипажи подводных лодок проекта 971.
Лодки К-132 Иркутск проекта 949А и К-263 Барнаул проекта 971 входят в состав 72 бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок в Большом Камне. К-332 Кашалот проекта 971 входит в состав 257 дивизиона строящихся и ремонтирующихся подводных лодок в Комсомольске на Амуре.
19 бригада подводных лодок Приморская флотилия разнородных сил Тихоокеанский Флот — Владивосток
Лодки проекта 877 Б-260 Чита, Б-190 Краснокаменск, Б-345 Могоча, Б-187, Б-464 Усть-Камчатск, Б-494 Усть-Большерецк, Б-394, Б-445 Святой Николай Чудотворец.
161 бригада подводных лодок Кольская Флотилия разнородных Сил Северный Флот — Полярное
Лодки проекта 877 Б-808 Ярославль, Б-800 Калуга, Б-459 Владикавказ, Б-471 Магнитогорск, Б-177 Липецк; лодка проекта 677 Б-585 Санкт-Петербург
Дивизион подводных лодок 105 бригада кораблей ОВР Ленинградская ВМБ Балтийский Флот — Кронштадт
Лодки проекта 877 Б-227 Выборг, Б-806 Дмитров
4 бригада подводных лодок Черноморский Флот — Новороссийск
Лодка проекта 877В Б-871 Алроса; лодки проекта 06363 Б-261 Новороссийск, Б-237 Ростов на Дону, Б-262 Старый Оскол, Б-265 Краснодар, Б-268 Великий Новгород, Б-271 Колпино (последние четыре в стадии строительства или испытаний).
Буду благодарен за информацию о номерных экипажах дизельного подплава
Источник: rus-vopros.livejournal.com