5) правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данное судно
По данному виду отказов прежде всего отметим, что правоустанавливающими документами в отношении судна могут быть:
— договор о безвозмездной передаче судна в собственность граждан и юридических лиц
(договор приватизации),
— решение уполномоченного органа собственника судна – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования о передаче судна в оперативное управление или хозяйственное ведение,
— договор купли – продажи,
— договор дарения,
— договор мены,
— свидетельство о праве на наследство (по закону или по завещанию),
— решение суда или мировое соглашение,
— договор подряда (судостроительный контракт),
— договор ипотеки (документ ограничения права собственности),
— договор лизинга,
— договор доверительного управления,
— договор бербоут-чартера,
— договор аренды.
Анализ отказов по данному основанию показал весьма редкое его использование. Конечно, трудно себе представить, чтобы для регистрации своего судна и прав на него судовладелец представил документ, из которого следует обратное, то есть отсутствие у него этого права. Более того, если строго следовать приведенной формулировке, то документ этот должен свидетельствовать об отсутствии у заявителя любых прав на данное судно.
Обжалование решения суда: стоит ли подавать апелляцию или кассацию?
Между тем, в практике регистрации судов и прав на них ещё встречаются случаи обращения за регистрацией иного права, чем следует из правоустанавливающего документа. Так встречались случаи обращения государственных унитарных предприятий и учреждений за регистрацией права собственности на судно, а также случаи обращений за регистрацией права собственности юридическими лицами, в уставный капитал которых внесено только право пользования соответствующими судами.
К данному виду отказов можно отнести ситуации, когда право собственности на судно подтверждается документом, выданным юридическому лицу до вступления Кодекса торгового мореплавания РФ в силу. За прошедшее время юридическое лицо несколько раз было переименовано, реорганизовано, но выстроить четкую документальную цепочку от того юридического лица, которое указано в правоустанавливающем документе, и тем юридическим лицом, которое фактически пользуется этим судном невозможно. Судно может стоять на балансе, но это не является доказательством правопреемства. С подобной ситуацией сталкиваются организации, возникшие и реорганизовавшиеся в 90-е годы.
Опубликовано в Основания отказа в регистрации судна и прав на него
Понедельник, 10 ноября 2014 11:24
Нет полномочий на распоряжение судном
4) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно
Проведём анализ данного вида отказа. Для этого необходимо выяснить:
— какие права могут осуществляться в отношении судна,
— кто такие лица, уполномоченные и не уполномоченные распоряжаться правами на судно,
— что относится к правоустанавливающим документам,
— в каких случаях выдаётся правоустанавливающий документ и кому он может или не может быть выдан.
Какие документы должны быть на лодку, не подлежащую гос.регистрации? Разъяснения ГИМС МЧС
Согласно ГК РФ и КТМ РФ судно может принадлежать на праве собственности, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
По законодательству Российской Федерации правом собственности на судно могут обладать (в Российской Федерации):
— граждане Российской Федерации,
— юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации,
— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
— муниципальные образования.
Правом хозяйственного ведения судном, находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут обладать государственные или муниципальные унитарные предприятия, которые владеют, пользуются и распоряжаются (с разрешения собственника) судном в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Правом оперативного управления судном, находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут обладать учреждения и казённые предприятия, которые только владеют и пользуются судном.
Кроме того, согласно КТМ РФ, судно может быть зафрахтовано по бербоут-чартеру фрахтователем, который отвечает требованиям, предъявляемым КТМ РФ к собственнику судна (быть российским физическим или юридическим лицом).
Правоустанавливающий документ — это документ, устанавливающий право на недвижимое имущество, то есть на судно. Есть ли у правоустанавливающих документов срок действия? Если документ составлен в соответствии с действующим на тот момент законом, то он считается юридически действительным.
Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации вещных прав и ограничений (обременений) прав на судно.
Относительно судов, как особых видов недвижимости “в силу закона” правоустанавливающими могут быть следующие документы:
— договор о безвозмездной передаче судна в собственность граждан и юридических лиц
(договор приватизации),
— решение уполномоченного органа собственника судна – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования о передаче судна в оперативное управление или хозяйственное ведение,
— договор купли – продажи,
— договор дарения,
— договор мены,
— свидетельство о праве на наследство (по закону или по завещанию),
— решение суда или мировое соглашение,
— договор подряда (судостроительный контракт),
— договор ипотеки (документ ограничения права собственности),
— договор лизинга,
— договор доверительного управления,
— договор бербоут-чартера,
— договор аренды.
Особо следует обратить внимание на то, что различного рода свидетельства «о правовой регистрации», «о внесении в реестр собственников», выданные, например, судостроительными заводами или местными комитетами по управлению имуществом и фондами имущества, иными органами местного самоуправления не соответствуют требованиям закона и не являются правоустанавливающими. Они могут быть только приобщены к документам, являющимся основанием для возникновения и перехода прав: договорам, актам и решениям органов государственной власти, судебных органов.
В соответствии с законодательством РФ распоряжаться правом собственности на судно может только собственник, а также организация, владеющая судном на праве хозяйственного ведения, но с разрешения собственника судна.
Таким образом, несоответствие представленных документов названным критериям должно привести к отказу в регистрации судна и прав на него.
Опубликовано в Основания отказа в регистрации судна и прав на него
Пятница, 07 ноября 2014 12:26
Судно и права на него не подлежат регистрации
6) права на судно и сделки с судном, о государственной регистрации которых просит заявитель, не являются правами и сделками, подлежащими государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации
Поскольку эта формулировка заимствована из Федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество (ФЗ-122), система регистрации которого значительно отличается от системы регистрации судов и прав на них, то здесь уместнее было бы сформулировать данный вид отказа следующим образом:
«Судно, права на судно (обременения прав) и сделки с ним не подлежат государственной регистрации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Гражданским Кодексом Российской Федерации».
Анализ данного основания отказа позволяет заключить, что в нём речь идет о различных типах судов, видах прав на судно (обременений прав) и сделок с судном, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат государственной регистрации.
Для практического применения данного вида отказов, необходимо выяснить, какие же типы судов, права на судно (обременения прав) и сделки с ним не подлежат государственной регистрации, то есть, в каких случаях необходимо отказывать в регистрации.
Исторически сложилось так, что система регистрации судов и прав на них предусматривает возможность регистрации судна в различных реестрах. К ним относятся:
— Государственный судовой реестр,
— Бербоут-чартерный реестр,
— Российский международный реестр судов,
— Реестр строящихся судов (заметим, что в данном реестре регистрируется право собственности на строящееся судно в морском порту, ближайшем к судостроительной организации).
Назначение каждого реестра, возможность регистрации в них определённого типа судов, изложена в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Правилах регистрации судов и прав на них в морских портах.
Приступая к подготовке документов для регистрации, необходимо определиться, в каком реестре можно зарегистрировать данное судно (в каком морском порту — право собственности на строящееся судно).
КТМ РФ и Правила регистрации содержат ограничения (критерии), которые позволяют произвести такой отбор.
Так, согласно КТМ РФ, вообще не подлежат государственной регистрации:
— шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна,
— суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно,
— спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха,
— используемые в некоммерческих целях спортивные и прогулочные суда.
В Государственном судовом реестре подлежат регистрации пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, суда рыбопромыслового флота, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн,
В Реестре маломерных судов подлежатрегистрации маломерные суда, длина которых не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцати. Судно должно использоваться в коммерческих целях.
В Бербоут-чартерном реестре подлежат регистрации, зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по бербоут-чартеру.
В Российском международном реестре судов могут регистрироваться:
1) суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки,
2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает пятнадцать лет,
3) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности,
4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, предусмотренных статьей 2 КТМ (т.е. для торгового мореплавания).
Не подлежат государственной регистрации в Российском международном реестре судов суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает пятнадцать лет.
В Реестре строящихся судов подлежат регистрации права на строящиеся суда, которые после постройки считаются морскими судами (в морском порту, ближайшем к судостроительной организации).
В системе регистрации судов и прав на них далеко не все права, которые перечисляет Гражданский К одекс РФ, являются правами, подлежащими государственной регистрации. И связано это с особым статусом судна, правоотношения по которому также регулируются и Кодексом торгового мореплавания РФ.
Кодекс торгового мореплавания РФ в Главе III перечисляет объекты государственной регистрации.
К объектам государственной регистрации относятся:
— право собственности на судно,
— иные вещные права на судно (доверительное управление и хозяйственное ведение),
— право собственности на строящееся судно (судно в постройке),
— ограничения (обременения) прав на судно (ипотека, доверительное управление и другие), их возникновение, переход и прекращение.
Таким образом, если судно не отвечает условиям его регистрации в том или ином реестре, а об объекте регистрации в законодательстве нет прямого указания о необходимости его регистрации, то в такой регистрации должно быть отказано.
Опубликовано в Основания отказа в регистрации судна и прав на него
Четверг, 23 октября 2014 06:09
Имеются противоречия
7) имеются противоречия между заявленными на государственную регистрацию правами на судно и уже зарегистрированными правами на судно
Здесь возможны следующие случаи, которые помогут нам уяснить существо данного вида отказов.
В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано, если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило правоустанавливающий документ без указания этих условий.
Такая ситуация может произойти при составлении какого-либо договора в отношении судна, которое уже находится в залоге (ипотеке), обременено арендой или доверительным управлением. Иными словами, имеются противоречия между заявленными на государственную регистрацию правами на судно и уже зарегистрированными правами (ограничениями прав) на судно. Чтобы избежать такого основания для отказа, непосредственно перед составлением соответствующего договора и обращением за государственной регистрацией судна и прав на него, необходимо заказать выписку из соответствующего реестра и убедиться в наличии или отсутствии ограничений. Ограничения рекомендуется прописать в договоре отдельной строкой. Об их отсутствии также не стоит умалчивать, а указать их отдельным предложением.
Следующий случай касается регистрации судна и прав на него на основании судебного акта, который является самостоятельным основанием как для государственной регистрации судна и прав на него, так и для погашения соответствующей записи. Однако по смыслу ст. 46 КТМ РФ при наличии в реестре записи о праве какого-либо лица на судно, судебный акт о признании аналогичного права на данное судно за иным лицом имеет юридическую силу в отношении первого лица только при условии его участия в деле в качестве ответчика. Если судебный акт принят в отношении иного лица, отказ в государственной регистрации судна и прав на него будет законным.
Вместе с тем необходимо учитывать, что противоречия между заявленными и зарегистрированными правами могут быть и следствием технической ошибки.
Источник: www.regmorsud.ru
Какие маломерные суда не подлежат государственной регистрации
В соответствии с требованиями Кодекс а торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) и Кодекс а внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ РФ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно ( п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).
При этом такое маломерное судно должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).
Какую ответственность несут собственники за нарушение правил государственной регистрации судов.
В соответствии со ст. 19.22 КоАП за нарушение правил государственной регистрации судов всех видов, либо невыполнение собственником судна в установленный законодательством Российской Федерации срок обязанности по государственной регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации.
Если такой срок установлен, или невыполнение собственником судна обязанности по информированию органа государственной регистрации таких судов об изменении сведений, подлежащих внесению изменений в реестр судов Российской Федерации устанавливается административная ответственность, предусмотренная частью 2 указанной статьи.
Производство по делам об административных правонарушениях по указанному составу в соответствии со ст. 23.40 КоАП РФ, в пределах своей компетенции, возложено на органы ГИМС МЧС России.
В отношении собственников маломерных судов, используемых в некоммерческих целях Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (ст. 41) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (п. 7 ст. 19) установлена обязанность в течение двух недель информировать орган ГИМС МЧС России об изменении сведений, вносимых в реестр маломерных судов.
Такими сведениями могут быть:
— имя, гражданство и адрес собственника (собственников);
— доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;
— имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;
— имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;
— иные сведения, ранее внесенные в реестр маломерных судов, изменение которых возможно только по воле собственника (собственников) или с его (их) ведома.
Порядок регистрации маломерного судна для использования в некоммерческих целях.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»,
п. 2, ст. 17 Федерального закона от 07.03.2001 № 21-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, п. 2, ст. 35 Федерального закона от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Благоустройство дворовых территорий
- Общественные пространства
- Нормативно-правовые акты
- Общественные обсуждения
- Проекты административных регламентов
- Отдел по управлению имуществом
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Регламенты муниципальных, государственных услуг и функций
- Досудебное (внесудебное) обжалование
- Перечень услуг в электронном виде
- Видеоролики «ГОСУСЛУГИ, проще чем кажется!»
- Технологические схемы предоставления государственных и муниципальных услуг
Источник: nevelysk.sakhalin.gov.ru
Регистрация судов и прав на них
Регистрация судов и права на них — действие с которым сталкивается любое лицо, приобретающее судно, независимо от его характеристик, цели эксплуатации и способа владения.
Обратите внимание! |
Судовой реестр — свод сведений о правах юридических и физических лиц на суда, а так же документы на суда (судовые дела). В него заносятся сведения о правах на суда Регистр (морской или речной) — орган по классификации, техническому освидетельствованию судов. Определяет годность судов к плаванию и выдает документы ддля регистрации в реестре |
Адвокаты адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» оказывают юридическую помощь судовладельцам в выборе удобного флага и судового реестра для регистрации грузовых, пассажирских судов, яхт, катеров и иных средств водного транспорта. На основе типа и характеристик судна, национальной принадлежности, статуса судовладельца и целей эксплуатации судна морские юристы представляют рекомендации по выбору судового реестра с учетом юридических, финансовых и организационных критериев удобства и выгодности регистрации в конкретном реестре для судовладельца.
В зависимости от типа судна и способа его эксплуатации в Российской Федерации возможны следующие виды регистраций:
- Регистрация судна в государственном судовом реестре;
- Регистрация судна в Российском международном реестре;
- Регистрация судна в бербоут-чартерном реестре;
- Регистрация в реестре маломерных судов;
- Регистрация в реестре строящихся судов.
Оказание юридической помощи осуществляется, как в форме консультирования по вопросам регистрации и последствий регистрации (уплата налогов и сборов на суда, оформление выхода судна за границу и т.п.), так и в форме составления и экспертизы документов на регистрацию, представительства судовладельцев в отношениях с капитанами морских портов, администрациями бассейнов внутренних водных путей, центрами государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России. Оказывается и полная юридическая помощь в выполнении таких действий, как регистрация маломерных судов (для некоммерческих целей), морского (торгового) судна, речного судна.
Дополнительно, судовладельцам оказывается юридическая помощь в регистрации судов под флагами иностранных государств и в иностранных судовых реестрах — Мальта, Молдова, Ст. Китс и Невис, Панама, Маршалловы острова, Белиз и другие.
Обращение за юридической помощью в регистрации судна к адвокатам адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» позволяет судовладельцу существенно сэкономить время на составление и подготовку документов, минимизировать риски отказа и задержки регистрации, а главное воспользоваться максимально возможным объемом преимуществ, доступных для конкретного судна и судовладельца.
Юридическая помощь по регистрации судов состоит из следующих действий:
- Консультирование по выбору флага и судового реестра;
- Консультирование по правовому режиму использования зарегистрированного судна (таможенные и налоговые аспекты, смена собственника, пограничное оформление);
- Составление, внесение изменений и правовая экспертиза правоустанавливающих документов на судно (договор/контракт купли-продажи, меморандум и т.п.);
- Составление заявления на регистрацию и оформление приложений к нему(анкета судового реестра, классификационные документы и т.д.);
- Подача документов и мониторинг их прохождения в органах уполномоченных на регистрацию судов. Устранение недостатков и замечаний, выявленных регистрирующим органом по результатам рассмотрения заявления на регистрацию;
- Получение регистрационных документов.
Некоторые примеры дел по регистрации судов:
- CNGS Croup – регистрация плавучей несамоходной баржи для шельфовых проектов TB 600 в российском международном реестре судов;
- Альфа-Лизинг – регистрация рыбопромыслового судна KAMCHATKA HARVEST в российском международном реестре судов;
- BBC Chartering — консультирование по регистрации судов в российском международном реестре судов и плаванию по трассам Северного Морского Пути;
- Крупнейший российский дистрибьютор катеров и яхт – помощь в регистрации реализуемых катеров и лодок в реестре маломерных судов;
- Shiphanza – регистрация судна EMERALD 1 в бербоут-чартерном реестре судов;
- Русские Круизы – регистрация пассажирских судов типа «Метеор» и «Москва» в государственном судовом реестре;
- Популярный российский предприниматель – регистрация вновь построенной голландской яхты (служебно / разъездного судна) в Российском международном реестре судов;
- Газпромнефть Шельф – консультирование по разграничению ответственности собственника и фрахтователя судов «Михаил Ульянов», «Кирилл Лавров», «Владислав Стрижов», «Юрий Топчев».
Преимущества адвокатского бюро «Инмарин»
Специализация: дела морского и речного транспорта
Практика и экспертиза с 2010 года
Сопровождение трансграничных проектов
Адвокатская тайна, профессиональная ответственность
Лидер национальных / международных рейтингов
Участие в законотворческой деятельности
Сопутствующие услуги: судовой брокер, таможенный представитель
< Назад
Юридическая помощь:
- Судовладельцам
- Купля-продажа / строительство флота
- Передача судов в чартер / аренду
- Морские перевозки
- Морское агентирование
- Транспортная экспедиция
- Cнабжение и обслуживание флота
- Кредитование на покупку / строительство судна
- Лизинг морского и внутреннего водного транспорта
- Страхование морского и внутреннего водного транспорта
- Международная торговля
- Дноуглубительные и морские работы
- Фрахтование судов и организация перевозки грузов
Источник: inmarin.ru
И снова о лодках, не подлежащих государственной регистрации
22.05.2019. Внимание! Точка зрения руководства ГИМС (которое сменилось со времени написания данной статьи) по поводу массы маломерного судна видимо изменилась, о чём говорит письмо МЧС РФ от 20 марта 2019 г. № 29/1-3-626, где предлагается (согласно п. 3.16 Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов) массу маломерного судна определять взвешиванием. Подробнее читайте здесь.
17.06.2018. Согласно п. 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л.с.) включительно.
Простой, казалось бы, вопрос — что считать массой судна, вдруг оказался неоднозначным и породил массу противоречивых концепций.
История вопроса
Сначала всё было просто, — массу моторной лодки, в соответствии с ГОСТ 19356-79, в ГИМС решили было определять путем взвешивания судна:
Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.
(П. 1.3.2.1. ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»)
Если судно в таком виде не вывешивало за 200 кг, регистрации не требовалось. В общем и целом всё понятно, — производитель комплектует, взвешивает, а ГИМС пользуется его данными. Логично? Вполне. Граждане довольные расходятся по домам (С).
Несмотря на то, что вес мотора никак не упоминался ни в ст. 16 КВВТ, ни в данном ГОСТе, чуть позже ГИМС начала его учитывать в массе (что, вообще-то, имеет смысл). Но тут некоторые граждане-лодочники начали писать в МЧС письма, что, мол, на основании чего?
Я, кстати, согласен, что вес лодки должен считаться вместе с двигателем. ПЛМ — это часть моторной лодки, которая, собственно, и делает её моторной. Что тут не понравилось неутомимым гражданам-активистам непонятно. Зато понятно, чего они в итоге добились.
Руководство ГИМС, письменно поблагодарив особо ретивых двигателей представителей водномоторной общественности за их активную жизненную позицию, согласилось что нет оснований считать вес ПЛМ, если только… не взять другой ГОСТ. И другой ГОСТ был взят.
4 февраля 2015 г. в подразделения ГИМС центральным руководством рассылается письмо № 29/1-3-153, где говорится, что в настоящее время однозначного толкования длины судна и его массы, предусмотренных КТМ и КВВТ, нет. И поэтому под длиной маломерного следует понимать «наибольшую длину корпуса судна», а под массой маломерного судна — «массу укомплектованного судна». Определять эти показатели сотрудники ГИМС обязаны согласно ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые Основные данные».
Согласно этому ГОСТу масса укомплектованного судна считается, в том числе, с массой наиболее тяжелого мотора, рекомендованного изготовителем, несмотря на то, что пользователь может установить более легкий мотор.
Производители, особенно советских лодок, не часто указывали максимальный вес мотора. Вот и остается только подбирать «тяжеловеса» из ПЛМ разрешенных по диапазону мощностей. Т.о., если на лодку можно установить мотор 30 л.с., то «искать» и учитывать ГИМС будет именно его вес, а не 10-ки, которая, допустим, по факту установлена на эту лодку.
В общем, противоречия. А что если за время, прошедшее с «дебюта» применения указанного ГОСТа, что-то поменялось? Вопрос был задан в МЧС и вот ответ получен.
Изменений нет
Это если вкратце.
Привожу (курсивом) полный текст ответа от руководства ГИМС (МЧС):
МЧС России рассмотрело обращение от 22.04.2018 по вопросам государственной регистрации маломерных судов и сообщает.
В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно.
Вместе с тем КТМ, КВВТ, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации термин «масса судна» не раскрывают.
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее — ГИМС МЧС России) является органом, уполномоченным на классификацию и освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, их государственную регистрацию в реестре маломерных судов и выполнение иных функций в установленной сфере деятельности.
МЧС России, как орган осуществляющий руководство деятельностью ГИМС МЧС России, считает, что под массой судна следует понимать массу укомплектованного судна, поскольку расчет такой массы производится на основе объективных критериев, применение которых минимизирует возможности произвольного толкования нормы должностным лицом ГИМС МЧС России при принятии решения о необходимости государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях.
Порядок определения массы укомплектованного судна содержится в ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные» (далее — стандарт).
Указанный стандарт является документом национальной системы стандартизации, идентичен международному стандарту ИСО 8666:2002 «Суда малые. Основные данные» (ISO 8666:2002 «Small craft — Principal data») и обеспечивает единство определений основных размерений и соответствующих сведений, спецификаций масс и условий загрузки и применяется к малым судам с длинной корпуса до 24 м.
К таким массам относятся:
- масса судна транспортировочная;
- полная транспортировочная масса судна;
- масса укомплектованного судна;
- масса судна при ходовых испытаниях;
- масса судна при буксировке на прицепе.
Масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
Изготовитель серийно выпускаемых судов публикует технические данные судна, включая массу укомплектованного судна, максимально допускаемую грузоподъемность, максимально допустимое количество людей на борту, и указывает их в руководстве для пользователя.
По мнению МЧС России, применение для целей государственной регистрации маломерных судов иных масс, поименованных в стандарте, не представляется обоснованным вследствие вариативности в расчетах таких масс для однотипных судов в зависимости от комплектации судна, либо невозможности исключения ряда параметров для корректного расчета массы судна.
В отношении судов, построенных кустарным способом, а также выпущенных до утверждения стандарта и не имеющих документов, подтверждающих массу укомплектованного судна, может быть проведена процедура освидетельствования (классификации) в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N 820. По результатам освидетельствования органом ГИМС МЧС России определяется масса укомплектованного судна. Также такая масса может быть определена иным органом, уполномоченным на проведение классификации маломерных судов в Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время МЧС России разрабатывается проект федерального закона «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект).
Законопроектом предусматривается формирование государственной политики в области судоходства маломерных судов, определение основных понятий в области судоходства маломерных судов, определение правового статуса субъектов общественных отношений в области судоходства маломерных судов. В том числе законопроектом предусматривается корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации с целью исключения неоднозначности их толкования.
С законопроектом Вы можете ознакомиться, а также принять участие в его обсуждении на официальном сайте в сети Интернет regulation.gov.ru, ID проекта 00/03-15162/05-04/6-5-4.
Разночтения или вести с мест
Итак, центральное руководство ГИМС по-прежнему предлагает понимать под массой маломерного судна, массу укомплектованного судна, т.е. с самым тяжелым из разрешенных к установке двигателем.
Недавно я был в своей (не московской) ГИМС по своим частным делам и, воспользовавшись возможностью, спросил что, из маломерных судов не подлежит регистрации.
Устным образом мне был дан ответ, что если полностью снаряженная лодка, — с полным баком бензина, с мотором, с веслами и т.д. весит не более 200 кг, то она не подлежит государственной регистрации. Таким образом, наша местная ГИМС максимально тяжелый мотор не считает и ГОСТ 8666:2012 не применяет в вопросах касательно массы маломерного судна.
Конечно, на фоне рассуждений о каком-то самом увесистом двигателе, эта точка зрения на массу судна выглядит более логично. Но всё равно и тут возникают вопросы: почему она [масса] взята именно такой, со снаряжением (которое может весить по-разному, — взять те же весла) и бензином (та же история, – баки можно использовать самой разной ёмкости). К тому же, сотрудником ГИМС был употреблен неизвестный мне термин «полная снаряженная масса»…
Кроме того, а как же центральное руководство ГИМС МЧС с его письмами с отсылками к ГОСТ Р ISO 8666-3:2012? Для кого они?
Вот и получается, что письма письмами, а точку зрения своей ГИМС надо бы знать, так как мнение редакции, как говорится, может отличаться. Надеюсь, вы уяснили примерное положение дел, которое я постарался проиллюстрировать на примере выше.
Вопрос о том, зачем все усложнять и почему бы просто не брать массу лодки с заводской таблички (паспорта) и прибавлять к ней массу установленного двигателя стоит особняком.
Ветер перемен
Возвратимся к опубликованному выше письму.
Во-первых, в нём говорится (и это новость для меня), что если в паспорте лодки не указана масса укомплектованного судна, то можно отправиться в ГИМС, где в отношении вашего плавсредства будет проведена процедура классификации. И тогда заветный параметр появится в вашем судовом билете. И, может быть, этот параметр будет именно таким, каким вы хотите его видеть.
Во-вторых, если вы прочли письмо, то у вас наверняка возник вопрос, а что же это за «корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации » в проекте нового Закона?
Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса мене 5,5 м и установленным двигателем менее 15 кВт.
Данное новшество давно ожидаемо, уместно и обоснованно. Вот почему будет правильно, если вы присоединитесь к обсуждению проекта закона «О безопасности судоходства маломерных судов» с тем, чтобы горячо одобрить новые критерии «отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации».
Источник: ruslodka.ru