Спасание тонущих. Спасательные суда и средства на воде
Для того, чтобы предупредить несчастные случаи на воде, в нашей стране при ДОСААФе организована «Спасательная служба на водах», создавшая широкую сеть спасательных станций. Спасательные станции оснащены техникой и укомплектованы опытными специалистами. Так, например, станции I разряда обеспечены специальными катерами и лодками, водолазным оборудованием, специальным медицинским инвентарем и лекарствами, средствами связи (радио, бинокли, прожекторы, сигнальные флаги и т. п.), специальной одеждой, автомашинами и т. п. В их штате имеются врачи, водолазы, люди, имеющие опыт в оказании помощи тонущим, мотористы и т. п. Штат спасательных станций I и II разрядов — от 14 до 20 человек. Станции работают круглосуточно. Станции III разряда имеют штат 7—8 человек и работают по расписанию, утвержденному руководством спасательной службы.
Спасательные станции выставляют спасательные посты (на лодках и на берегу).
Для купания отводятся наиболее подходящие места, ограниченные специальными знаками. Знаки предупреждают об опасности и запрещают купаться там, где это опасно для жизни (вблизи гидротехнических сооружений, водоемов, порогов и т. п.). В районах массовых купаний движение судов запрещено.
Комплектация лодки спасательными средствами.
Особое значение в деле предупреждения несчастных случаев на воде имеет обучение плаванию самых широких слоев населения, на что сейчас обращается большое внимание.
Все эти мероприятия сводят к минимуму, но не исключают возможности несчастных случаев на воде. Поэтому каждый хорошо подготовленный пловец обязан в случае необходимости оказать помощь тонущему человеку.
Спасательные суда. Спасательные катера должны быть устойчивыми, быстроходными, низкими, поворотливыми и при малой и средней скорости хода не создавать больших волн. Над винтами катеров укрепляют предохранительные сетки.
Шлюпки также должны иметь хорошую боковую устойчивость, легкий ход и грузоподъемность не менее 300 кг. Вдоль бортов катеров и шлюпок прикрепляется веревка, слегка провисающая между точками крепления, так, чтобы человек, находящийся в воде, мог взяться за нее.
В качестве спасательного судна может быть оборудован любой катер или лодка, отвечающая изложенным выше требованиям.
Если специальных спасательных судов нет, помощь тонущему может быть оказана с любой лодки и даже с челнока. Однако на неустойчивую лодку тонувшего можно поднимать только с кормы или с носа. Если спасатель находится на маленьком челноке (однодеревке), в большинстве случаев лучше буксировать пострадавшего к берегу, оставив его в воде и поддерживая его лицо над водой. Спасательные суда снабжаются спасательным инвентарем.
Поддерживающие спасательные средства (круги, нагрудники, пояса и т. п.). Спасательные круги изготовляются из пробки или пенопласта, обтягиваются плотной материей и окрашиваются в яркие цвета. По внешнему обводу круга прикрепляется веревка, слегка провисающая между точками креплений. Диаметр нормального круга около 80 см, вес около 7 кг, грузоподъемность — 10—15 кг. Диаметр облегченного круга 60 см, вес 3,5—4 кг, грузоподъемность 6—8 кг.
Для того, чтобы надеть круг, пловец нажимает на одну из его сторон. Противоположная сторона поднимается, круг становится вертикально. Пловец продевает в отверстие круга руки, голову и плечи и разводит локти в стороны. Круг ложится на воду, пловец опирается на него руками и может ожидать помощи или, работая ногами, плыть в нужном направлении.
Можно использовать круг иначе, просто положить руки на его края, как на доску или плотик. В тех случаях, когда тонувший сильно ослабел и сам не в состоянии надеть круг, в этом должен помочь ему спасатель, приплывший ему на помощь. Буксировать человека, находящегося в спасательном круге, значительно легче, чем без всяких поддерживающих средств.
Спасательные жилеты, пояса и нагрудник и изготавливаются различной формы. Чаще всего они имеют форму жилета с застежками сбоку. Со стороны груди и спины материя двухслойная. Между слоями материи помещена крошка пробки, эластичная плавучая пластмасса и т. п. Подъемная сила — от 5 до 12 кг. Жилеты и пояса надеваются обычно до входа в воду.
В тех случаях, когда жилет брошен в воду ослабевшему пловцу, он может положить на него руки или надеть на себя. Для этого следует расстелить жилет на воде и наплыть на него так, чтобы он оказался под грудью, а затем, повернувшись слегка на бок, завязать завязки или застегнуть застежки.
Метательные спасательные приборы состоят из тонкой, но прочной веревки, на конце которой привязаны поплавки, окрашенные в яркие цвета. Поплавки нужны для того, чтобы конец веревки можно было бросить в воду и чтобы веревка не тонула и, наконец, чтобы поддерживать тонувшего во время извлечения его из воды.Наиболее распространенные метательные приборы — шары Суслова и конец Александрова.
Шары Суслова. Два шара из прессованной пробки или пенопласта, обтянутые плотной материей диаметром 20—25 см, весом от 2 до 2,5 кг каждый, с общей грузоподъемностью 7—10 кг соединяют между собою отрезком веревки длиной 50—60 см. К середине этого отрезка прикрепляется конец веревки длиной около 20 м. Когда шары кидают на воду, тонущему достаточно положить руки между ними так, чтобы шары оказались за спиной, а соединяющий их отрезок — под грудью. Шары поддерживают человека у поверхности воды, а спасающий, подтягивая веревку, транспортирует его к берегу. Недостаток шаров — их довольно значительный вес. Их трудно забросить, особенно сидя в лодке, на расстояние больше 10 м.
Значительно дальше можно бросить конец Александрова — тонкую прочную веревку длиной до 30 м, заканчивающуюся петлей диаметром около 40 см. На конце петли укреплен продолговатый плавучий грузик, а по бокам два ярко окрашенных поплавка. Уставший пловец надевает петлю на себя так, чтобы веревка находилась под мышками, или просто берется за петлю руками. На ослабевшего человека петлю может надеть спасающий.
Метание спасательных приборов. Спасающий становится левым плечом вперед по направлению броска. В правую руку берет круг или конец веревки спасательного прибора. Веревка, аккуратно свернутая кольцами, находится в левой руке. Петля, которой она должна заканчиваться, надевается на кисть руки.
Спасающий широким маховым движением отводит правую руку назад (по отношению к направлению броска) и тем же движением руки вниз-вперед-вверх бросает спасательный прибор, сопровождая движение руки движением всего тела. Бросая круги, шары и т. п., нужно стараться, чтобы они не ударили тонущего, а упали рядом с ним. Если есть течение, то нужно, чтобы спасательный прибор упал рядом с тонущим, но выше его (по течению). Спасательные приборы на веревке целесообразно бросать выше по течению и немного дальше, чем находится тонущий. Подтягивая веревку, их можно приблизить к тонущему вплотную, чего нельзя сделать при недолетах.
Использование подсобных средств. В тех случаях, когда специальных спасательных средств нет, нужно использовать различные подсобные средства. Веревка с привязанным к ее концу куском дерева может заменить прибор Александрова, а автомобильная камера — спасательный круг. Шест или простая длинная ветка, протянутая тонущему, также будет являться подсобным средством для спасения обессилевшего пловца. Человек, находящийся на берегу и недостаточно подготовленный для того, чтобы оказать тонущему помощь вплавь, должен использовать все возможные плавучие предметы, чтобы облегчить его положение.
Помощь с лодки. Тонущему бросают спасательные предметы, протягивают шест и т. п. Когда лодка приблизится к тонущему вплотную, спасающий может поддержать обессилевшего пловца, взяв его за складки одежды, руку или, в крайнем случае, за волосы. Следует приближаться к тонущему носом или кормой лодки. В тех случаях, когда потерпевший оказался у борта, нужно, поддерживая его у поверхности воды, осторожно отбуксировать к корме и оттуда втащить в лодку.
Доставание утонувших со дна водоема. Самый эффективный способ — поиски в водолазном костюме. Несколько менее эффективный и значительно более трудный — ныряние и отыскивание пострадавшего под водой. Если из-за отсутствия снаряжения и достаточно подготовленных пловцов, а также в случаях опасных для жизни спасателей условий (бурные стремительные реки, непосредственная близость водоемов, плотины и т. п.) эти способы применять нельзя, отыскивание потерпевшего проводится путем обшаривания дна водоема баграми, четырех-восьмипалыми кошками, шестами и т. п. Концы багров, крючьев и кошек не должны быть заострены, чтобы не травмировать пострадавшего.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
- Руки и дыхание при плавании кролем. Согласование
- Плавание кролем на спине. Положение тела
- Плавание дельфином. Техника движений рук
- Игры при плавании в воде. Подбор и классификация
- Игры в воде для новичков в плавании. Варианты
- Игры в воде для обучения плавательным движениям. Варианты
- Игры в воде для общего физического развития. Варианты
- Ныряние — прибывания под водой. Опасности
- Спасание тонущих. Спасательные суда и средства на воде
- Помощь человеку при потере сознания. Способы искусственного дыхания
Источник: meduniver.com
Нужен ли спасательный жилет для лодки пвх без мотора
В 30 раз повышен штраф за отсутствие спасжилета в лодке: Комментарий к сообщению об этом
В конце апреля 2021 года, многие СМИ известили о том, что штраф за отсутствие спасательного жилета в лодке (на борту маломерного судна), повышен в 30 раз! Недостаточное количество жилетов на борту или их неисправность — штраф.
Для тех, кого интересует тема штрафов за нарушения на маломерных судах (одинаково для подлежащих и НЕ подлежащих регистрации) — сейчас разъясним эту ситуацию. Правда ли то, о чем так громко кричат заголовки в интернете?
Даже на официальном сайте МЧС России — такой заголовок:
Прочитав эту новость, многие лодочники — побежали продавать лодки. Другие — побежали в магазин, за напитками, которые успокаивают нервы. Третьи — пишут гневные комментарии, в стиле: «Доколе это будет продолжаться»… Давайте спокойно разберёмся — действительно ли так подорожала беспечность на воде. Или журналисты что то напутали.
И да и нет. Журналисты, как это часто бывает, просто не вникли глубоко в тему. Услышали о том, что вместо 500 рублей, теперь штраф будет составлять 15 тысяч рублей (на самом деле, от 15 до 20 тысяч) — и поторопились написать, что штраф был повышен. Не совсем так. Размер штрафа не менялся с июля 2019 года. Касательно спасательных жилетов (средств индивидуальной защиты) — есть две статьи КоАП:
1) За отсутствие спасжилета в лодке — штраф от 15 тыс. руб. до 20 тыс. руб. Часть 3 Статья 11.8 КоАП РФ (ссылка). Отсутствие спасжилетов (или недостаточное их количество) считается неисправность, с которой запрещена эксплуатация вашей лодки (маломерного судна).
2) А если спасательных жилетов, на борту судна, достаточно. Но они (он) просто не надеты (в тех случаях, когда правила требуют их надеть) — штраф значительно меньше: от 300 до 500 рублей. Статья 11.10. КоАП РФ (ссылка). В этом случае, вы нарушили правила обеспечения безопасности.
Знакомый инспектор ГИМС пояснил, что, обычно, они штрафовали на 500 руб: тех кто просто не надел спасжилет и тех — кто его даже не взял в лодку. В ГИМСе тоже работают люди. Взяли минимальный штраф, оформили протокол — и начальство не будет ругаться. Но времена меняются, требования становятся строже. Теперь, за отсутствие спасжилетов в лодке — легко можно получить протокол на 15 — 20 тыс.руб.
Вот такое разъяснение. Когда увидите заголовок о том, что штраф подрос в 30 раз — будете знать, как всё на самом деле.
А как вы считаете — нужны ли высокие штрафы за нарушения правил безопасности на воде? Или каждый из нас — должен сам решать, надеть жилет или вообще не брать его в лодку?
Что надо иметь в лодке ПВХ?
Эксплуатировать любое судно, будь то надувная лодка, катер или что-то другое, нужно по правилам, за соблюдением которых внимательно следят сотрудники ГИМС (государственная инспекция по маломерным суднам). У них есть право проверять не только наличие регистрации, когда это обусловлено характеристиками мотора и лодки, но и комплектацию судна. Давайте посмотрим, что надо иметь в лодке ПВХ, чтобы не схватить от ГИМС штраф и обеспечить себе и всем пассажирам полную безопасность.
Где прописана обязательная комплектация?
Мир оснащения и безопасности маломерных судов нам открывают два официальных источника:
- Сайт МЧС в разделе ГИМС.
- ТР ТС 026/2012 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».
Полезную информацию можно найти и в новых Правилах пользования маломерными судами. Настоятельно рекомендуем заглянуть в этот документ!
Конечно, о комплектации судов вам расскажут и сами сотрудники ГИМС, если вы их хорошо попросите.
На сайте МЧС представлен подробный перечень обязательного и необязательного оснащения. В нашей стране действует и «Технический регламент» Таможенного союза, в котором есть требования к объектам технического регулирования, в том числе к маломерным судам. Итак, в этих двух документах можно каждый год найти актуальные ответы на многие вопросы, которые сводятся к одному: что надо иметь в лодке?
Что надо иметь в лодке ПВХ: требования МЧС
МЧС разделяет нормы комплектации для плавсредств, которые эксплуатируются во внутренних водах и для мореплавания. При этом комплектация отличается для гребных судов и моторок. Мы расскажем вам основные моменты и дадим ссылку на актуальные материалы.
Лодки без мотора
Обратите внимание! Появилось важное нововведение — обязательное использование индивидуальных спасательных средств во время плавания на маломерном судне, даже если его не нужно регистрировать. Когда именно это требуется и другие важные подробности читайте в прикрепленном выше приказе.
Итак, на гребных лодках без твердого днища, на которых помещается максимум 3 человека, необходимо иметь:
- Конец Александрова, минимальная длина которого 15 метров. Так называется линь из не тонущего материала веревки, который используется при спасении людей на воде. Вместо этого можно использовать спасательный круг с линем такой же минимальной длины.
- Гребные устройства — это могут быть весла, весло-гребок (овальная лопасть и прикрепленное к ней маленькое веретено, на конце которого страховочная петля) или багор-весло (весло с отпорным крюком).
- Звуковой сигнальный аппарат. Можно использовать автомобильное электро-звуковое оповещение. Можно заменить на свисток спасательного жилета.
Если лодка гребная, но с жёсткой сланью или вмещает больше 3-х человек (даже если без жёсткого днища), то кроме перечисленного выше нужно положить:
- Черпак или управляемый вручную насос.
- Электрофонарь белого света или 2 ракеты, оповещающие о трагедии, красного цвета. Этот пункт не требуется выполнять, если вы плаваете на водоёме, где плавающее средство не может быть более чем в 2-х км от берега.
А что нужно иметь в лодке ПВХ с мотором?
Моторки
Не забывайте, что некоторые моторные лодки подлежат обязательной регистрации в ГИМС. У нас есть материалы о том, на какой лодке можно плавать без прав и как получить права на судно с мотором. Независимо от того, нужно регистрировать судно или нет, на нём должны присутствовать не только вышеупомянутые вещи (для гребных плавсредств), но и другие в зависимости от длины лодки. Итак, на лодке, длина которой не больше 6 метров, кроме всего вышеперечисленного (пяти пунктов) нужно иметь: огнетушитель, если установлен стационарный (то есть не подвесной) движок с фиксированной ёмкостью для топлива или устройство для разогрева пищи и т. п., функционирующий на сгораемом топливе. Черпак нужен, если нет аппарата, откачивающего воду.
Если длина плавсредства в пределах 6-12 метров, от вышеперечисленного оснащение отличается следующим:
- Спасательный круг или кольцо с линем (минимальная длина тоже 15 метров) вместо кольца Александрова.
- Ракеты, сигнализирующие о беде, красного цвета (электрофонарь не допускается). Как и прежде, этот пункт можно не выполнять, если вы плаваете там, где судно не может располагаться более чем в 2-х км от берега.
- Нужен якорь с якорь-тросом. Читайте о том, как выбрать якорь для ПВХ-лодки, сделать его самостоятельно и как правильно заякориться.
- Гребное устройство не требуется.
Черпак или ручной насос нужен, если нет оборудования, откачивающего воду. По-прежнему нужен огнетушитель, звукосигнальное устройство (уже не заменяется на свисток).
Кажется, что предметов много. Но все они в один не очень хороший день могут спасти жизнь всем, кто находится на лодке. Если хотите разобраться, сколько единиц чего может быть у вас на борту — посмотрите в таблице на сайте МЧС. Там есть и другие важные дополнения в отношении оснащения ПВХ-лодок и других судов.
Важно! Требования к оснащениям лодки более-менее одинаковы для всех регионов. Но все же могут быть небольшие отличия. Если это не учитывать — можно «нарваться» на штраф. Поэтому на этой страничке МЧС выберите свой округ и регион и скачайте соответствующий файл.
Так, для республики Башкортостан и Уфы подойдет вот эта таблица. Обратите внимание, что в таблицах указано оснащение для гидроциклов, байдарок и длинных маломерок (катеров и т.п.). Если у вас ПВХ лодка — смотрите на столбцы с нужными характеристиками.
Требования технического регламента Таможенного союза
В этом документе можно найти очень полезные моменты в отношении эксплуатации маломерных судов.
Некоторые пункты из этого документа:
- На всех маломерках должны предусматриваться швартовые устройства, которые обеспечивают их надежное закрепление у причалов или бортов других судов и возможность крепления троса.
- Все маломерки должны иметь устройства для безопасной буксировки другим судном при ветре и волнении в допустимом для этого плавсредства районе плавания.
- Моторные суда должны иметь противопожарное оборудование. Оно размещается в доступных и предназначенных для этого местах.
- Гребные лодки и моторные суда с движками мощностью меньше 22,1 кВт не обязательно оборудовать осветительными приборами и отличительными ходовыми огнями. Когда темно, эксплуатировать маломерки можно только при включенных осветительных устройствах и отличительных ходовых огнях.
Надеемся, наша статья о том, что надо иметь в лодке ПВХ, была вам полезна.
Желаем вам безопасной и плодотворной рыбалки без всяких чрезвычайных ситуаций!
И помните, что бывших рыбаков не бывает, а, значит, никогда не поздно вооружиться надёжной лодкой, оснастить её по всем правилам и отправиться покорять богатые рыбой места!
Вопрос — ответ
Вопрос: Что надо иметь рыбаку в лодке ПВХ, чтобы не оштрафовали?
Имя: Тимофей
Ответ: Нужно иметь все по списку, который установлен МЧС и ГИМС, некоторые моменты прописаны и в Техническом регламенте Таможенного союза. Важно регулярно следить за изменениями, например, в 2021 года вступили в действие некоторые изменения, о которых должны быть в курсе владельцы лодок.
Вопрос: Что должно быть в надувной лодке для ГИМС на случай проверки?
Ответ: Многое зависит от типа лодки. Например, на гребных лодках без твердого днища в максимум тремя пассажирами нужен конец Александрова, звуковой сигнальный аппарат. Если же судно моторное, оснащение дополняется в зависимости от длины. Недавно были внесены изменения в отношении индивидуальных спасательных средств и других моментов, которые касаются лодок.
Вопрос: Чем стоит укомплектовать лодку ПВХ, чтобы было безопасно?
Ответ: В лодке должны быть спасательные средства, прописанные в законе. Кроме этого, для безопасности важен якорь и другие элементы. Нужно оснащать лодку хотя бы тем минимумом, который прописан в законе.
Обязательны ли спасательные жилеты на лодках?
Вода – это дружественная в определенных условиях стихия для человека, но не его среда обитания. Попав в воду, он может замерзнуть, захлебнуться, утонуть. Печальная статистика доказывает эти факты. Все, кто отправляется на водоем на плавательных средствах, должны обеспечить свою безопасность.
На любом судне, в том числе маломерном, должны находиться спасательные жилеты, равные по количеству числа пассажиров. При этом они должны быть надеты, а не лежать просто в лодке или катере.
При регистрации маломерных судов в судовом билете указывается перечень предметов, которые должны быть на борту судна. В их числе и спасательные жилеты. К сожалению, для лодок, которые не подлежат государственной регистрации, обязательных требований по наличию спасжилетов не предусмотрено. Все зависит от сознательности и заботе о безопасности своей жизни и жизни своих пассажиров.
Нужны ли спасательные жилеты на лодку
Спасательные жилеты обязательны при эксплуатации на водоемах маломерных судов. Даже люди, прекрасно плавающие, должны быть одеты в жилеты.
Холодная вода, одежда не способствует поддержанию человека на воде, его борьбе за жизнь. Внезапный шторм на реках и крупных озерах тоже не редкость. Поддержать человека на поверхности воды может только спасательный жилет. Именно жилет призван на поверхности воды расположить человека лицом вверх, чтобы он не захлебнулся. А значит, шансы спасти жизнь увеличиваются многократно.
На какие лодки нужен спасательный жилет
Лодки, катера с ограничением по мощности стационарного двигателя или подвесного относятся к классу маломерных судов. Маломерные суда, к которым относятся лодки, с массой свыше 200 кг или мощностью подвесного мотора свыше 10 л.с. подлежат регистрации в инспекции по маломерным судам.
Судовладельцам всех лодок, подлежащих регистрации, выдается судовой билет, в котором указаны нормы по обеспечению минимальным набором средств безопасности. В числе обязательных средств безопасности указан спасательный жилет. Количество жилетов должно равняться количеству пассажиров, которые могут находиться в лодке. Жилеты должны быть надеты на людей. Если жилеты будут лежать в лодке, то судовладелец подвергнется административному наказанию.
На лодки, не подлежащие регистрации, то есть с массой лодки до 200 кг и мотором меньше 10 л.с., правила обеспечения средствами безопасности не распространяются. По закону судовладелец может выходить на воду в лодке без жилета. Пассажиры также могут быть без жилетов.
Спасательные жилеты для лодок ПВХ
Лодки ПВХ используются для различных целей: для прогулок, для охоты, для рыбалки. Под различные цели разработаны спасательные жилеты, удовлетворяющие требования по удобству его ношения, оснащенности карманами, нормам безопасности. Жилеты могут разделяться по крою на женские, детские.
К спасательному жилету предъявляются более жесткие требования. Они должны удерживать человека на плаву без ограничения по времени. Страховочные жилеты лишь помогают удержаться на поверхности до прихода помощи или самостоятельно доплыть до берега. В любом случае, страховочный жилет лишь помогает удержать человека на поверхности и уменьшить его усилия, если он умеет плавать.
Долгое время удержания на поверхности он не гарантирует. Поэтому нужно учитывать способности жилета и индивидуальные возможности каждого человека.
Большинство жилетов, которые в настоящее время продаются в магазинах, относятся к страховочным, а не к спасательным. Они более удобные на рыбалке или охоте, так как не сковывают движений, имеют меньшую площадь облегания тела, множество карманов для различных задач. Внутри жилета находятся листы пенки толщиной 3-4 мм.
По ГОСТу
Для спасательных жилетов утвержден ГОСТ, где указаны требования по их изготовлению:
Жилеты должны иметь поддерживающий воротник.
Как выбрать
Спасательный жилет выбирается под конкретные условия, в которых будет ходить лодка для конкретного человека. Если планируется небольшие прогулки с малой удаленностью от берега, то вполне подойдут страховочные жилеты. Жилеты для рыбалки и охоты имеют свою расцветку. Жилет должен соответствовать размеру человека и его весу.
На каждом жилете указан вес, который он способен удержать на поверхности воды. Жилет должен плотно сидеть на теле, он не должен легко сниматься через голову.
Если планируются дальние переходы или удаление от берега на значительное расстояние, то рекомендуется использовать качественные сертифицированные ГИМС жилеты. Расцветка должна быть обязательно ярко-оранжевой.
Инструкция
При выборе конкретного жилета необходимо подойти очень серьезно. Первое что необходимо знать – это вес человека, для которого выбирается жилет. ГОСТом предусмотрено два типоразмера жилетов, массой до 35 кг и массой свыше 35 кг.
Европейскими стандартами жилеты делятся на 4 категории:
- 50N страховочный жилет, с плавучестью 5 кг.
- 100N спасательный жилет, с плавучестью 10 кг.
- 150N спасательный жилет, с плавучестью 15 кг.
- 275N спасательный жилет, с плавучестью 27,5 кг.
Для использования в лодке не в экстремальных условиях вполне подойдут жилеты с плавучестью 10 или 15 кг по европейской классификации.
Обзор цен
На рынке представлено множество различных моделей от отечественных и иностранных производителей. Жилеты предлагаются под различные условия использования, из различных материалов, с множеством функциональных элементов.
Самые простые модели отечественного производства стоят не менее 600-700 рублей и не превышают 2000 рублей. Это жилеты без излишеств, с одним карманом для свистка, оранжевой расцветки.
Диапазон цен более функциональных жилетов с карманами, различной расцветкой уже составляет 2000-4000 рублей.
Источник: evakuatorinfo.ru
Снабжение спасательного плота и спасательной шлюпки.
Комплектация снабжения плота и шлюпки.
Снабжение спасательного плота и спасательной шлюпки включает в себя средства эксплуатации плота или шлюпки, средства жизнеобеспечения и средства сигнализации и привлечения внимания. Предметы снабжения должны быть размещены таким образом, чтобы не мешать действиям по оставлению судна.
Правила Конвенции СОЛАС-74 предусматривают три варианта комплектации снабжения спасательного плота:
SOLAS A PACK — для судов неограниченного района плавания
SOLAS B PACK — для судов прибрежного плавания;
SOLAS С PACK — для судов, совершающих плавание в защищенных водах.
Соответствующая надпись наносится на контейнер, в который упакован плот.
Приводимый ниже перечень относится к комплектации SOLAS A PACK.
Спасательный плот снабжается плавучим спасательным кольцом, прикрепленным к плавучему линю длиной не менее 30 м, а спасательная шлюпка — двумя такими кольцами.
Спасательное кольцо с плавучим линем.
Плавучий якорь представляет собой приспособление в виде конуса с отверстием в вершине, изготовленное из ткани наподобие парашюта. На широком конце конуса закреплен дректов — трос, на котором он удерживается за шлюпкой или плотом. Опущенный за борт плавучий якорь заполняется водой, расправляется, дректов натягивается, и якорь препятствует дрейфу шлюпки или плота — их перемещению под воздействием ветра. Если в уменьшении дрейфа шлюпки или плота нет необходимости, нужно выбрать плавучий якорь за предназначенный для этого трос — нирал, закрепленный у вершины конуса.
Плавучий якорь.
В снабжение надувного спасательного плота входит два плавучих якоря, один из которых закреплен таким образом, что оказывается в воде, когда срабатывает система газонаполнения и контейнер раскрывается.
Подвязаны штертами или уложены в карманы внутри плота средства его эксплуатации:
запасной плавучий якорь;
два весла из легких дюралевых трубок;
черпак (один или два);
две губки;
нож, рукоятка которого имеет положительную плавучесть, (один или два);
набор ремонтных принадлежностей, предназначенных для заделки проколов в камерах плавучести (зажимы, пробки, ножницы, прорезиненная ткань для изготовления заплат, клей);
ручной мех.
Средства жизнеобеспечения уложены в тубу, помещенную в водонепроницаемый чехол. К ним относятся:
аптечка с набором медикаментов и инструкцией по оказанию первой помощи;
комплект пищевого рациона и питьевой воды;
три консервовскрывателя;
сосуд для питья с делениями;
набор рыболовных принадлежностей (крючки, блесны, грузила, два мотка капроновой лески);
таблетки от морской болезни (по шесть таблеток на каждого человека), гигиенические пакеты (по одному на каждого);
инструкция по сохранению жизни.
В комплект снабжения может входить опреснитель с инструкцией по его применению.
Комплект средств сигнализации и привлечения внимания включает в себя:
4 парашютных ракеты;
6 фальшфейеров;
2 плавучих дымовых шашки;
водонепроницаемый электрический фонарь, пригодный для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей;
сигнальное зеркало (гелиограф);
сигнальный свисток;
таблицу спасательных сигналов;
пассивный радиолокационный отражатель (если в комплекте снабжения не предусмотрен радиолокационный маяк-ответчик).
В комплект снабжения спасательной шлюпки входят те же предметы (за исключением ручного меха, набора ремонтных принадлежностей и весел для плота), а также:
магнитный компас в нактоузе;
достаточное число весел с уключинами;
два отпорных крюка;
два топора;
два фалиня диаметром 14 мм с разрывным усилием не менее 0,35 веса шлюпки;
нержавеющий ковш со штертом;
ручной осушительный насос;
инструменты и запасные части для двигателя;
огнетушитель (для тушения горящих нефтепродуктов).
Спасательная шлюпка оборудуется прожектором, который обеспечивает эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение не менее 3 ч.
Средства сигнализации и связи на спасательных шлюпках и плотах.
Пиротехнические средства используются для привлечения внимания; подача любого из приведенных ниже сигналов означает, что судно или человек терпит бедствие и нуждается в немедленной помощи.
Парашютная ракета дает яркий огонь красного цвета, наблюдаемый как ночью, так и днем. При запуске в вертикальном направлении ракета взлетает на высоту не менее 300 м, и в ясную погоду ее огонь виден на расстоянии до 20-30 миль. Ракета спускается на своем парашюте со скоростью не более 5 м/с, а продолжительность горения пиротехнического состава составляет 40 с.
Фальшфейер представляет собой пиротехнический патрон, дающий яркий огонь красного цвета. В ясную погоду огонь виден на расстоянии около 6 миль. Во время горения фальшфейер удерживается в руке. Не следует при этом смотреть на огонь, так как это может привести к тяжелой травме зрения.
Продолжительность горения фальшфейера составляет 60 с. Фальшфейер продолжает гореть после погружения его в воду на глубину 10 см в течение 10 с.
Дымовая шашка используется для подачи сигнала в дневное время. Она создает облако густого дыма оранжевого цвета. Дымообразование продолжается в течение не менее 3 мин и не прерывается при погружении шашки в воду на 10 с на глубину 10 см.
Корпус шашки быстро нагревается до высокой температуры, поэтому, чтобы не обжечь руки, шашку нужно бросить в воду, как только дымообразователь начнет действие. Бросать шашку надо по ветру относительно спасательного средства, чтобы ветер относил дым в сторону и не было опасности задохнуться дымом.
Все пиротехнические средства требуют максимальной осторожности при использовании. Каждое такое средство снабжается инструкцией, содержащей указания о порядке действий при подаче соответствующего сигнала и мерах предосторожности. Инструкция нанесена на корпус (гильзу) сигнального средства. Порядок действия иллюстрируется пиктограммами, что позволяет использовать это средство человеку, не владеющему языком, на котором составлена инструкция. Ни в коем случае нельзя задействовать пиротехническое средство против ветра.
Сигнальное зеркало (гелиограф) позволяет в дневное время при ясной погоде привлечь внимание на расстоянии до 20 миль. Чтобы «зайчик» попал на соответствующую цель (судно, самолет, береговой пост), можно воспользоваться прицелом — пластинкой или щитком с отверстием. Для этого нужно держать щиток на вытянутой руке и наблюдать объект через отверстие в щитке. Гелиограф поднести к глазу и смотреть через отверстие в зеркале на отверстие в щитке и на цель; изменяя положение зеркала, добиваться, чтобы «зайчик» попал на отверстие в щитке, а, следовательно, и на цель.
Для подачи светового сигнала бедствия используется электрический фонарь. Сигнал представляет собой буквы СОС по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки.
Сигналом бедствия является поднятый на мачте (шесте, весле и т. п.) квадратный флаг и поднятый над ним или под ним шар или что-либо похожее на шар.
Сигналом бедствия является также медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук.
Радиотелефонным сигналом бедствия является произносимое вслух слово «Mayday» («Мэдэ»).
Для радиосвязи коллективных спасательных средств между собой и с оставленным судном, а также с другими судами, находящимися в пределах видимости, и для подачи радиотелефонного сигнала бедствия используется носимая ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция. На судне должно иметься 2-3 станции, находящихся в месте несения ходовой вахты. Если станции используются в повседневной работе, то вместе с ними должны храниться запасные батарейки; если же повседневное использование станций не допускается, то станции должны храниться в опечатанном виде. При оставлении судна радиостанции переносят в спасательные шлюпки и плоты.
Носимая УКВ радиостанция. Носимая УКВ радиостанция имеет водонепроницаемое исполнение. Телефон двусторонней связи должен обеспечивать работу на 16 канале УКВ и, как минимум, еще на одном дополнительном канале. Батарейное питание рассчитано на работу в течение 8 ч при соотношении 1:1:8 времени на передачу, прием и дежурное прослушивание. Работа радиостанции может осуществляться при пониженной мощности (0,25 Вт), обеспечивающей связь на борту судна, и полной мощности (2-5 Вт), используемой для связи спасательных средств с судном и друг с другом. Включение, выбор каналов и режимов осуществляется кнопочным управлением.
Расстояние, на котором может осуществляться связь в УКВ диапазоне, зависит от мощности передающей радиостанции и высоты антенны передатчика и приемника. Так, при достаточной мощности передатчика, высоте его антенны 1,5 м и высоте антенны приемника 12 м, это расстояние составляет около 9-10 миль.
Радиолокационный отражатель. Радиолокационный ответчик.
Закрытие спасательной шлюпки и тент спасательного плота представляют собой гладкие сфероподобные поверхности, при облучении которых судовой радиолокационной станцией происходит отражение радиоволн по законам, близким к оптическим (угол отражения равен углу падения), и отраженная волна не возвращается на антенну судовой РЛС. Во всяком случае, дальность радиолокационного обнаружения шлюпок и плотов незначительна и составляет, по разным оценкам, для шлюпок — 1-4 мили, для спасательных плотов — 0,5-1 мили.
Уголковый радиолокационный отражатель.
Для повышения эффективности радиолокационного обнаружения шлюпки и плоты снабжаются пассивными радиолокационными отражателями. Отражатель представляет собой легкую уголковую конструкцию (которая может быть надувной), выполненную из металлизированного материала. Уголки, образующие отражатель, обладают способностью почти полностью отражать электромагнитные волны в том направлении, откуда они пришли. Благодаря этому дальность радиолокационного обнаружения объектов увеличивается на несколько миль.
На плоту или шлюпке надутый радиолокационный отражатель устанавливается и закрепляется как можно выше.
Радиолокационный ответчик (транспондер) является наиболее эффективным средством обнаружения спасательных шлюпок и плотов. Он имеет два режима работы: режим ожидания и активный режим. В режиме ожидания включен только приемник, настроенный на частоту судовых РЛС.
При поступлении импульсов от судовой или самолетной РЛС ответчик переключается в активный режим и излучает собственные импульсы, которые принимаются судовой станцией. На экране судовой РЛС появляется прерывистая прямая линия длиной 8 миль, состоящая из 12 отметок. Она идет радиально от точки, соответствующей месту ответчика, к центру экрана. Ее легко отличить от сигналов, создаваемых другими объектами, и получить направление источник излучения импульсов и расстояние до него.
Радиолокационный ответчик.
Транспондер может быть включен в состав снабжения коллективного спасательного средства и постоянно находиться на нем, либо перенесен на него при оставлении судна. Он обладает положительной плавучестью и может работать, находясь на поверхности воды. Прикрепленный к нему синтетический линь может использоваться для буксировки ответчика или для его крепления на подходящем месте. Это место должно находиться как можно выше и не должно быть экранировано от радиоволн сантиметрового диапазона переборками, палубами и т. п. Спасательный плот должен иметь устройство для установки радиолокационного ответчика на высоте 1 м от поверхности моря.
Транспондер включается автоматически при попадании в воду, либо вручную с помощью двух- или трехпозиционного переключателя. В последнем случае переключатель, кроме позиций «Включено» и «Выключено», имеет позицию «Тест» для проверки работоспособности аппаратуры, а позиция «Включено» защищена чекой.
Ответчик снабжен световой или звуковой индикацией, которая извещает о состоянии, в котором находится аппаратура (например, в режиме ожидания сигнальная лампочка горит постоянно, а при переходе в активный режим — проблесками). Емкость встроенных батарей обеспечивает работу ответчика в режиме ожидания в течение 96 ч при температуре окружающей среды от -20 до +50 оС.
Радиолокационный ответчик, установленный на высоте 1 м, должен обеспечивать прием сигнала от судовой РЛС с высотой антенны 15 м и выработку ответного сигнала на расстоянии не менее 5 миль, а от самолетной РЛС, находящейся на высоте 2500 м — не менее 30 миль.
Спутниковый аварийный радиобуй.
Глобальная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ объединяет российскую часть КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов и самолетов) и американскую — САРСАТ (Search and Rescue Satellite Tracking). Космический сегмент системы составляют искусственные спутники Земли, обращающиеся на круговых околополярных орбитах на высоте 850 и 1000 км от поверхности Земли с периодом обращения 103 и 105 мин соответственно для спутников САРСАТ и КОСПАС. Одновременно на орбитах в рабочем состоянии находится 4-6 спутников.
Структура системы КОСПАС-САРСАТ:
ELT — аварийное радиосредство;
PLB — персональный радиобуй; EPIRB — аварийный радиобуй; LUT — станция приема и обработки информации; MCC — центр управления системой; RCC- спасательно-координационный центр;
SAR — служба поиска и спасания.
Наземную часть системы составляют станции приема и обработки информации (СПОИ), центры управления системой и аварийные радиобуи (АРБ), которыми снабжаются суда и самолеты.
Радиус зоны радиовидимости со спутника составляет около 2500 км. При пролете спутника над земной поверхностью на каждом витке зона покрывает полосу в 5000 км. На каждом последующем витке эта полоса смещается. Если АРБ попал в зону радиовидимости данного спутника, то аппаратура спутника принимает и запоминает передаваемый им сигнал, а если не попал, то сигнал будет принят следующими спутниками, в зону радиовидимости которых попадет АРБ.
Когда зона радиовидимости спутника накроет местоположение СПОИ, то сохраняемая аппаратурой спутника информация сбрасывается на СПОИ, где она декодируется и передается в центр управления системой, который доводит ее до сведения соответствующей службы поиска и спасания. Временная задержка в доставке аварийного сигнала от радиобуя до спасательно-координационного центра составляет в среднем около 100 мин; она сокращается с развертыванием сети СПОИ.
Определение местоположения радиобуя основано на использовании эффекта Доплера, заключающегося в том, что вследствие движения приемника (спутника) относительно передатчика — источника излучения колебаний постоянной частоты (радиобуя) изменяется частота колебаний, воспринимаемых приемником. При известных на любой момент координатах спутника каждому значению доплеровского сдвига частоты соответствует определенная линия на земной поверхности, а пересечение линий, полученных за время нахождения радиобуя в зоне радиовидимости спутника, дает местоположения передатчика. Погрешность определения местоположения лежит в пределах 2-3 миль.
Аварийные радиобуи АРБ-406 излучают на частоте 406,025 МГц. Каждые 50 с они вырабатывают посылку длительностью 0,5 с и мощностью 5 Вт. Посылка содержит блок несущей частоты и коды типа пользователя (судно, самолет и т. д.), наименование страны-владельца АРБ и идентификационный номер, закрепленный за судном. Радиобуй должен также излучать сигнал на частоте 121,5 МГц, который служит, главным образом, для привода воздушных судов.
Аварийный радиобуй.
Радиобуй имеет автономное питание, обеспечивающее его устойчивую работу в течение 24 ч. Буй может работать, находясь в шлюпке, на плоту или на открытой части судна, кроме помещений, экранированных металлическими конструкциями (переборками, палубами и т. п.). Он обладает положительной плавучестью и может работать с водной поверхности.
Буй должен иметь механизм ручного отделения с места его установки на судне и гидростатическое устройство автоматического отделения, срабатывающее при погружении на глубину 4 м. После свободного всплытия буй включается в работу автоматически.
Буй снабжается плавучим линем, позволяющим буксировать его на воде или закрепить на судне, в шлюпке или на спасательном плоту.
Радиобуи, выпускаемые различными изготовителями, отличаются по конструкции. Для включения в работу одних из них достаточно отделить буй от крепления и перевернуть; другие имеют трехпозиционный переключатель «Выключено»-«Тест»-«Включено», причем последняя позиция защищена чекой от случайного включения. Для контроля включения предусмотрен световой индикатор.
Каждый член экипажа судна должен быть обучен пользованию радиобуем системы КОСПАС-САРСАТ.
Прием системой КОСПАС-САРСАТ сигнала радиобуя АРБ-406 является основанием для развертывания поисково-спасательной операции.
Документ создан: 15.08.2014 12:51. Изменен: 15.08.2014 12:51
Источник: rostov-fishcom.ru