Немногие понимают, чем категория прав B1 отличается от B и какие возможности дает, касательно управления транспортных средств. На обратной стороне водительского удостоверения напротив категории В1 изображен крупный фургон, что зачастую вызывает путаницу. На самом деле, владелец таких прав с открытой подкатегорией может управлять особыми транспортными средствами – исключительно легковыми машинами с определенной массой и техническими особенностями.
М | Мопеды и скутеры |
А | Мотоциклы |
В | Легковые автомобили |
С | Грузовые автомобили |
D | Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров в количестве более 8 человек |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Какими ТС можно управлять с категорией В1 в 2021 году
Мифы о грузовых трициклах.
Категория водительских прав B1 касается только управления трициклами и квадрициклами (не путать с квадроциклами). Подкатегория появилась в 2013 году.
Первые представители категории похожи на мопеды, но в отличие от них, имеют 3 колеса. Объем их двигателя не должен превышать 50 см3. Вторые представители категории оснащены 4 колесами, но допустимая мощность их двигателя составляет не больше 20 лошадиных сил. Другие требования подкатегории B1, которым должны соответствовать легкие квадрициклы:
- максимальная масса без дополнительной нагрузки и аккумуляторов — до 350 кг;
- максимальная скорость — до 50 км/ч;
- мощность электродвигателя — до 4 кВт.
В стандартных моделях определен вес – допускается масса до 400 кг и мощность двигателя до 15 кВт. По сути, это мини-автомобили весом до 550 кг. Такой транспорт в последние годы набирает популярность.
Квадрициклы кардинально отличаются от квадроциклов. Последние оснащаются рулем и сиденьем мотоциклетного типа, в них нет кабины, и они могут ездить не только по дорогам, но и по бездорожью. Для таковых достаточно получить водительские права категории A1.
ТС, относящиеся к B1 и А1 подлежат регистрации. Не регистрируется в ГИБДД и ГТН только транспорт категории М.
Подкатегория B1 не дает права ездить на означенных транспортных средствах с прицепом любой массы.
Как открыть категорию В1 в удостоверении в 2021 году
Грузовой трицикл АЯКС 250. Какие права нужны для управления трициклом.
Получение данной подкатегории не требует отдельного курса. Категория водительских прав B1 открывается автоматически на 10 лет при условии успешно пройденного курса на общую категорию B, дающую право управлять автомобилем. Чтобы приступить к теоретическим, практическим занятиям и сдать экзамен, в школу необходимо представить следующие документы:
- медицинскую справку, оформленную в лицензированном учреждении и содержащую заключения психиатра, нарколога, офтальмолога и терапевта;
- копии гражданского паспорта и СНИЛСа;
- фотографии установленного формата.
В организации «Вектор» продолжительность курсов на водительские права указанных подкатегорий и категорий составляет всего 2 месяца. Каждый ученик получает возможность обучаться по индивидуальному графику и дистанционно. По итогам проводятся внутренние экзамены, после которых можно пройти испытания в ГИБДД и получить водительские права.
Записаться на обучение
Что означает AS и MS в графе B1 в удостоверении водителя
Категория водительских прав В1 присваивается автоматически при прохождении программы A или B, даже, если получать права водитель будет впервые. Но в особых местах документа ставится специальная отметка.
В первом случае в удостоверении в графе подкатегории B1 ставится отметка MS (расшифровка — «Мotorcycle Steering» – мотоциклетное рулевое управление), согласно которой водитель может использовать транспортные средства исключительно мотоциклетного вида. Во втором в водительских правах в графе подкатегории B1 указывается AS (расшифровка — «Automotive Steering» рулевое управление как на машине), что дает возможность управлять стандартными трициклами и квадрициклами без прицепа с обычным рулем и автомобильной посадкой на сиденье на месте водителя.
В правах, полученных после 2013 года, отметки с подкатегориями есть. А если удостоверение с имеющимися категориями А или В получено до 2013 года, подкатегории считаются закрытыми. Для их открытия достаточно перевыпустить удостоверение, обратившись в ГИБДД. Также управление транспортными средствами категории B1 будет открыто при плановой замене прав, осуществляемой раз в 10 лет. Дополнительный экзамен не предусмотрен.
При наличии отметки AS в правах водитель не имеет права садиться за руль транспортных средств мотоциклетного типа. В противном случае ему будет выписан штраф. Если в правах одновременно открыты категории A и B, никакие отметки не ставятся. Это значит, что водитель с таким удостоверением может управлять как мотоциклетными, так и автомобильными трициклами и квадрициклами с любым оборудованием места водителя, а также автомобилями и мотоциклами, в т.ч. с прицепом с определенной массой.
Требования к водителю с категорией В1
Управлять транспортными средствами, предусмотренными категорией водительских прав В1, могут не все. Чаще всего возникает проблема медицинского характера. Человек не сможет стать водителем, если у него выявят хронические офтальмологические заболевания, патологии сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Недопустимо садиться за руль и при сахарном диабете 3 типа, с расстройствами психики или при наличии наркотической зависимости. Больной человек будет представлять угрозу на дороге для всех участников движения в случае управления любым транспортным средством.
Если вопросов к здоровью нет, и общая медицинская справка получена, должны быть соблюдены следующие требования для получения удостоверения с нужными подкатегориями:
- возраст старше 17 лет;
- личные документы со сведениями о регистрации;
- успешно сданные экзамены в ГИБДД;
- оплаченная государственная пошлина, предусмотренная налоговым законодательством.
Автошкола «Вектор» предлагает всем желающим пройти обучение с последующим получением водительских прав с открытыми категориями B, B1, M. Если вы хотите приобрести трицикл, квадрицикл, автомобиль или другое подобное транспортное средство, запишитесь на обучающий курс прямо сейчас. При соблюдении ключевых условий получение водительских прав нужной категории гарантировано. Мы предлагаем доступные цены, комфортные условия и квалифицированную помощь в любых вопросах, касательно учебного процесса и сдачи экзаменов в ГИБДД, получении водительских прав.
Возможно вам будет интересно:
- Как проверить лицензию автошколы и заключение ГИБДД Чтобы попасть в ряды водителей, имеющих соответствующее удостоверение, нужно пройти обучение и сдать экзамены в ГИБДД. Учебное заведение обязано иметь лицензию и заключение органов Госавтоинспекции, в противном случае ученик не будет допущен к сдаче квалификационных экзаменов. Многие из тех, кто называет себя автошколами, на самом деле не имеют официальных документов, а их выпускники впоследствии лишаются прав. Чтобы такого не случилось, перед поступлением в школу ее следует проверить.
- Авто для начинающего водителя мужчины Выпускнику автошколы, который только получил права, может быть сложно определиться, какую машину лучше купить? Авто, доставшееся по наследству или в подарок, — это отлично, но выбирая модель самостоятельно, у мужчины есть возможность правильно учесть все нюансы. Стоимость и предпочтения по внешнему виду не должны быть приоритетными факторами. В первую очередь, следует обращать внимание на вид трансмиссии, тип привода, клиренс, разновидность мотора и др. От технического оснащения машины зависят комфорт и безопасность водителя.
- Категории водительских прав в 2022 В течение последних нескольких лет водительское удостоверение неоднократно видоизменялось. Еще недавно выделяли такие категории, как легковое авто, грузовик, автобус, мотоцикл и отдельную графу занимало вождение машины с прицепом. Теперь же, за счет добавления законодательством подкатегорий, их стало больше. Всего в 2022 году насчитывается 16 категорий в водительском удостоверении, часть из которых касается только тех, кто планирует сесть за руль общественного транспорта.
- В какое время года лучше учиться вождению? Мало кто задумывается, когда лучше начинать обучение вождению: летом, зимой или в межсезонье. В автошколе «Вектор» ученики выпускаются и получают права круглый год. Одни подстраиваются под отпуск, у других просто нет терпения, поэтому они спешат записаться на первый урок. На деле же качество полученных навыков напрямую связано с погодными условиями. В теплом и холодном времени года есть свои преимущества и недостатки.
Источник: vector23.ru
Основные сведения о водительских правах категории А
Что такое водительская категория А, чем она отличается от остальных, что в неё входит? Какими видами транспорта можно управлять её обладателю? Какие отметки делались в старых и делаются в новых правах? Сколько продолжается и стоит обучение? Кто допускается к управлению?
Ответы на все вопросы в предлагаемой статье.
Что такое категория А
Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.
Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс
(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)
и специфических особенностей посадки и рулевого управления.
Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны. Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо. Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.
Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.
Отличия старого удостоверения от нового
Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).
Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.
Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.
При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.
Каким транспортом разрешено управлять, имея права категории А
- А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
- А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
- Объём мотора – до 125 кубиков
- Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.
Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.
Кто может водить мотоцикл
Чтобы получить категорию А будущие водители должны соответствовать установленным возрастным и медицинским критериям.
Часть условий, которым необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность получить категорию А, изложены в 26 статье 196 закона. При этом учитываются технические различия мототранспорта входящих подкатегорий.
Для сдачи на категорию А будущему водителю должно быть не меньше 18 лет. Чтобы оседлать менее мощный мотоцикл, относящийся к А1, достаточно преодолеть 16-летний рубеж.
Медицинские критерии для мотоциклистов установлены правительственным постановлением 1604. Ограничения по состоянию здоровья выделены в разделе I специального «Перечня». Они перечислены в 11 пунктах. Среди них наиболее часто встречаются и потому наиболее интересны следующие:
- Показатель зрения по таблице: не меньше 0,6 у лучшего глаза и 0,2 у худшего.
- Если один глаз совсем не видит, у другого зрение должно быть не хуже 0,8
- Нет 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой или 2 на большом пальце любой руки
- Нога укорочена на 6 см, при этом её длина не меньше 75 см
Прочие отклонения, перечисленные в разделе, встречаются реже, поэтому в этой статье они не перечисляются.
Приведённые критерии относятся к управлению транспортными средствами именно с мотоциклетными посадкой или рулём.
Необходимые документы
Для того чтобы сдать на категорию А необходимо представить в ГИБДД, а до этого в автошколу, предусмотренный законодательством комплект документов. В него входят:
- Заявление
- Паспорт или его равноценная замена
- Медицинское заключение с отметкой об отсутствии запрета водить мототранспорт категории А
- Свидетельство о прохождении предусмотренного обучения
- Квитанции об оплате госпошлины
- 2 фотографии 3*4, если фотографирование не производится при выдаче прав.
При поступлении на подготовительные курсы можно не предоставлять весь требуемый набор, но лучше запастись всем необходимым – особенно медсправкой, официально именуемой медицинским заключением – заранее. Это позволит не тратить понапрасну время и деньги, если найдутся серьёзные обстоятельства, препятствующие достижению желаемого результата. Лучше вместо подразделения ГИБДД обратиться к профильному врачу, привести себя в порядок, чтобы потом снова вернуться к отложенному вопросу.
Внимание! Категорически не рекомендуется решать вопрос с медицинским заключением договорным путём. Дорога не прощает незамеченных деталей или неспособности своевременно нажать нужный рычаг. Купленная справка может привести к потере здоровья, свободы и даже жизни. Не надо рисковать!
Обучение в автошколе
На основании 1-го пункта 26 статьи российского закона 196 для того, что бы быть допущенным к сдаче экзаменов на категорию А (как и на любую другую) необходимо предварительно пройти курс обучения в лицензированной автошколе.
Внимание! Сдача на права экстерном не разрешена.
В рекомендуемую программу входит изучение:
- Законодательных основ в области дорожного движения
- Начал водительской психофизиологии – времени реакции, изменения дорожной ситуации и т. д.
- Основных приёмов вождения транспорта применительно к двухколёсным экипажам
- Основы медицинской помощи участникам дорожного движения
- Устройство мототранспорта, основы технического обслуживания, устранения простейших неисправностей
- Практические занятия
Ограниченность приёмов ремонта связана со сложностью современного транспорта и невозможностью проведения значительной части операций вне специализированных станций техобслуживания с квалифицированным персоналом, оснащённых необходимым оборудованием.
Сроки и стоимость обучения
Продолжительность учебного процесса, обозначенная в «Примерном плане», показывает лишь непосредственное нахождение в лекционной аудитории и на автодроме. Сколько учиться на категорию А в реальности зависит от структуры и организации автошколы, количества одновременно принятых групп курсантов, наличия преподавательского состава, технической оснащённости и других факторов.
Некоторые школы предлагают особо привлекательные на первый взгляд условия. У них на видном месте лозунг «Быстро и дёшево!» Суммы ниже средних почти вдвое, а срок достигает 2 недель.
Важно! Полноценное обучение не может быть быстрым.
Кроме занятий с преподавателем нужно ещё и самостоятельное изучение и закрепление материала. Это требует изрядного времени – не просто зазубрить ответы на экзаменационные билеты, но выучиться понимать ситуацию на дороге, быстро и адекватно на неё реагировать. Не обладающие достаточными знаниями и навыками, когда требуется просто их официальное подтверждение, не должны клевать на такие «выгодные предложения». Эта экономия не оправдана и впоследствии обойдётся гораздо дороже.
Сколько стоит открыть категорию А?
Средняя стоимость прав категории А составляет 10000 рублей. Возможны небольшие колебания в большую и меньшую стороны. Отучиться индивидуально обойдётся существенно дороже.
Внимание! 1. В некоторых автошколах в цену не входит специальное оборудование – шлем, наколенники и налокотники, так называемая «черепаха» — панцирь, защищающий корпус. Эти моменты требуется уточнять по месту учёбы. 2. В стоимость, как правило, не входит пошлина за получение прав категории А. Это надо иметь в виду, планируя свой бюджет.
Продолжительность учебного курса
Обычный срок обучения составляет от 2 до 4 месяцев. Конкретные цифры зависят от интенсивности процесса. Ежедневные занятия проходят быстрее. Учёба в режиме выходного дня, когда курсанты посещают уроки только в субботу и/или воскресенье, длится существенно дольше.
Регламент экзамена в ГИБДД по категории «А»
После окончания обучения курсанты, успешно овладевшие программой и справившиеся с внутренними испытаниями, допускаются к сдаче экзаменов в РЭО ГИБДД.
Экзаменационный процесс разделён на две части – теоретическую и практическую, причём ко второму этапу бывают допущены только успешно преодолевшие первый.
Теория
Теоретическая проверка знаний заключается в ответах на вопросы экзаменационных билетов. Каждому экзаменующемуся предлагается задание из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых 1 верный. Тематика охватывает весь спектр учебной программы – от разбора дорожных ситуаций до приёмов оказания первой помощи.
На обдумывание даётся 20 минут. Разрешается допустить 2 ошибки. При таком результате теоретическая часть экзамена считается успешно сданной, и курсант переходит к практике.
Практический экзамен
Мотоцикл по сравнению с автомобилем имеет особенность – у него нет возможности установить дублирующие органы управления. В истории зафиксированы попытки создать подобную конструкцию. Были даже изготовлены отдельные образцы, но они так и остались мотоциклетной экзотикой.
В связи с этим вся экзаменационная процедура проводится на автодроме без выезда на городские дороги.
В программу входит:
- Упражнения на маневрирование:
- Езда восьмёркой
- Змейкой
- В ограниченном коридоре
При успешном выполнении всех элементов экзамен считается сданным.
Получать права приглашают в этот же день или спустя некоторое время.
Выводы
- Категория А позволяет управлять мотоциклами, мопедами, квадрициклами с мотоцикленой посадкой (верхом) или рулём.
- В старом удостоверении была общая отметка – А. В новом кроме неё введены подкатегории А1, В1, М.
- Для права управления категорией А водитель должен быть не моложе 18 лет, А1 – 16 лет.
- Для управления мототранспортом категории А водитель должен иметь зрение не хуже 0,6 одного глаза и 0,2 другого. Если видит только 1 глаз, острота зрения должна быть не хуже 0,8.
- Не допускается отсутствие больше 2 фаланг на пальцах правой руки и 3 на левой; укорочения ноги больше 6 см и длина меньше 75 см.
- Стоимость обучения в среднем составляет 10000 рублей, продолжительность 2-4 месяца.
- Экзамены состоят из 2 частей – теоретической и практической. Практическая часть сдаётся на автодроме без выезда в город.
Источник: www.avtodispetcher.ru
Водительские права — подробней о категориях.
Недавно получил категорию А и заодно разобрался в нюансах.
Так как в одном месте информации не нашел, размещаю тут:
— категория М (Мопеды, скутеры и квадрициклы объемом до 50 куб.см) — по идее, если у вас есть В, то и М по умолчанию вы можете управлять, но я обратил внимание, что при замене и выдаче новых прав не всем ее проставляют. Оказывается, чтобы вам проставили в права М, нужно при оформлении мед справки попросить не вычеркивать категорию А! То есть отметить в справке, что вы годны к А и В (на стоимость справки и на прохождение осмотра не влияет).
— категория В теперь может быть с отметкой АТ в пункте 12, это значит что можно управлять авто только с автоматом
— В1 — самая интересная категория. Это трициклы и квадрИциклы. Важно делится на 2 подкатегории AS и MS (указывается в пункте 12). Если у вас есть трехколесный мотоцикл или квадроцикл поставленный на учете в ГАИ, то вы можете управлять данной техникой с этой категорией. Если квадроцикл стоит на учете в Гостехнадзоре (самый распространенный вариант), то нужны права тракториста-машиниста с категорией А1 (о них здесь).
Но есть очень важный момент:
Если у вас только категория В, то В1 вы получите с ограничением AS (Automotive Steering) — можно управлять транспортом с автомобильной посадкой или рулем автомобильного типа. (то есть трициклы уже отпадают и большинство квадриков тоже, и вообще тогда не очень понятно на чем с такой категорией можно ездить).
В1 с отметкой AS
Если у вас открыта только категория А, то В1 вы получите с ограничением MS (Motorcycle Steering) — можно управлять транспортом только с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
Если у вас как у меня открыты категории А и В, то никаких отметок не будет и вы получите полноценную категорию В1.
Вот такие моменты.
Ниже полный список по категориям:
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы с мощностью двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью до 11кВт
В Автомобили с максимальным весом, не превышающим 3,5 тонны и числом мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В1 Трициклы и квадрициклы
ВЕ Автомобили категории В с прицепом, масса которого превышает 750 килограммов.
С Автомобили масса которого превышает 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг
С1 Автомобили с максимальным весом от 3,5 тонн до 7,5 тонн
СЕ Автомобили категории С с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 тонн
С1Е Автомобили категории С1 масса которых превышает 3,5 тонн, но не превышает 7.5 тонн сцепленных с прицепом, масса которого превышает 750 кг, при общей сумме не более 12 тонн
D Автомобили для перевозки пассажиров, которые имеют более 8 сидячих мест, помимо места водителя, в том числе с прицепом массой до 750 кг.
D1 Автомобили с количеством мест 8-16, помимо места водителя
DE Автомобили категории D с прицепом массой от 750 кг до 3,5 тонн
D1E Автомобили категории DE с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 12 тонн
M Мопеды, скутеры и квадрициклы объемом до 50 куб.см
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы
Источник: www.drive2.ru
Что обозначает категория B1 в водительском удостоверении и какие транспортные средства позволяет водить
Категория B1 в водительском удостоверении позволяет управлять такими экзотическими транспортными средствами, как трициклы и квадрициклы. Водители, уже имеющие категорию A или B, могут автоматически открыть B1 в своих правах. Лицам, не имеющим прав, прежде чем сесть за руль таких транспортных средств, придется обучиться в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД.
Категория B1 в правах
После распада СССР авторынок страны был полностью открыт для импорта. Некоторые ввозимые виды автотранспорта не могли быть отнесены ни к одной из привычных категорий. Увеличение числа новых транспортных средств сказалось и на безопасности – на дороги выезжали водители, которые не прошли программу обучения подобным транспортом. К 2013 году окончательно стала ясно, что старая система автомобильных категорий, доставшаяся в наследство от СССР, окончательно устарела.
С 05.11.2013 вступил в силу Федеральный закон № 92-ФЗ, которым были введены новые, теперь уже привычные категории транспортных средств M, Tm, Tb, CE, C1 и т. д. Этим же нормативно-правовым актом в закон № 256-ФЗ и в ПДД была введена новая подкатегория B1. К ней были отнесены транспортные средства, по своим характеристикам не вписывающиеся ни в категорию B (легковые автомобили), ни в категорию A (мотоциклы).
Официальное введение новой транспортной категории B1 помогло решить сразу две задачи – сертифицировать новый для России вид транспорт, а также организовать подготовку водителей к управлению подобными ТС.
Какие виды транспорта относятся к B1
В ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорится, что подкатегория B1 включает в себя два вида транспорта: трициклы и квадрициклы. Однако ни в самом законе № 196-ФЗ, ни в ПДД не даются точные определения этим терминам.
Квадрициклы
Квадрицикл – относительно новый термин в отечественном транспортном законодательстве. Понятие квадрицикла раскрыто в ГОСТ Р 52051-2003. Это четырехколесное ТС, его максимальный вес без груза и пассажиров не может превышать 400 кг либо 550 кг для средств, предназначенных для грузоперевозок. Для квадрициклов на электрической тяге максимальная масса рассчитывается без учета веса аккумуляторов. Максимальная мощность не может превышать 15 кВт (20 л. с.).
Тип посадки не имеет значения – квадрицикл может быть оборудован мотоциклетным рулем и не иметь кабины, также встречаются квадрициклы, напоминающие мини-автомобили – с кабиной и автомобильным рулем. Однако даже последние разительно отличаются от легковых автомобилей категории B, в первую очередь – по своим размерам, весу и мощности силового агрегата.
Если квадрицикл имеет ненагруженную массу менее 350 кг, максимальную скорость не выше 50 км/ч и ДВС объемом менее 50 см 3 (либо электродвигатель мощностью до 4 кВт), он относится к категории M (легкие квадрициклы).
Трициклы
Трициклы – трехколесные ТС, по своим техническим возможностям приближенные к квадрициклам. Точное определение данного вида транспорта также дано в ГОСТ Р 52051-2003. Трицикл – трехколесное ТС, колеса которого расположены симметрично относительно продольной оси. Максимальная мощность двигателя превышает 50 см 3 либо максимальная скорость превышает 50 км/ч. Расположение парной колесной оси не имеет значения – она может располагаться как спереди, так и сзади.
Трицикл с мотоциклетным рулем, не имеющий кабины, больше всего похож на трехколесный мопед. Такие модели чаще всего используются в утилитарных целях, то есть для перевозки грузов. Также встречаются и трициклы с автомобильным типом посадки, оборудованные кабиной. Подобные транспортные средства часто имеют спортивную направленность.
Для трициклов не установлено максимальное ограничение мощности двигателя, в отличие от квадрициклов. Поэтому среди трициклов встречается больше спортивных моделей.
Примеры трициклов и квадрициклов
Несмотря на то, что на российском рынке такие модели встречаются нечасто, количество выпускаемых в мире моделей трициклов и квадрициклов достаточно велико. Чаще всего в Россию они поступают в виде неофициального импорта или благодаря частным клиентам.
К квадрициклам относятся такие модели, как:
- Renault Twizy;
- GEM eLXD;
- Grecav EKE;
- СМЗ С-3Д (классическая советская «инвалидка», по сути являющаяся мотоколяской);
- Bajaj Qute;
- El CityCar и т. д.
Один из самых популярных в Европе квадрициклов Renault Twizy
Выбор трициклов, на удивление, даже больше. Само это транспортное средство очень популярно в Азии – по сути, трициклами являются почти все моторикши и «тук-туки», о которых известно каждому туристу, посетившему Южную или Юго-Восточную Азию. К трициклам относятся такие встречающиеся в России транспортные средства, как :
- Carver ONE GB-1;
- Rutrike Вояж-K1;
- Campagna T-Rex;
- Icona E3WM Electric 3 Wheel Mobile;
- BRP SPYDER F3 S DAYTONA 500 и т. д.
Голландский электрический трицикл Carver EV5, пришедший на смену легендарному Carver ONE GB-1.
Квадрициклы и квадроциклы: сходства и различия
Путаница между этими двумя видами транспортных средств вызвана не только похожими названиями, но достаточно схожим устройством и близким функционалом. Однако на практике квадроциклы и квадрициклы серьезно отличаются.
Как мы уже говорили, квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с рулем автомобильного или мотоциклетного типа, с кабиной или без. Их ненагруженная масса не может превышать 400 кг или 550 кг для грузовых квадрициклов, максимальная мощность – 15 кВт.
Квадроциклы – это также четырехколесные ТС, обычно без кабины и с рулем мотоциклетного типа. Так как их определение отсутствует в современном российском законодательстве, то для них не устанавливаются пороги максимальной массы, скорости или мощности двигателя. Часть квадроциклов является типичными квадрициклами, ими можно управлять, имея категорию B1.
Однако большинство квадроциклов не вписываются в условия категории B1 по своим характеристикам, то есть имеют большую массу и (или) большую мощность. Поэтому их относят к мотовездеходам. Зачастую квадроциклы и вовсе не предназначены для вождения на дорогах общего пользования.
Мотовездеходы не регистрируются в ГИБДД – регистрация производится Ростехнадзором на основании предоставленного ПСМ (паспорта самоходной машины).
Для законного управления квадроциклом нужно водительское удостоверение тракториста-машиниста категории A1.
Особенности | Квадроциклы | Квадрициклы |
Постановка на учет | Ростехнадзор | ГИБДД |
Документ | ПСМ | ПТС |
Предназначение | Вождение на бездорожье вне дорог общего пользования | Вождение на дорогах общего пользования |
Максимальная мощность двигателя | Не ограничена | До 15 кВт (20 л. с.) |
Наличие кабины | Обычно без кабины | Может иметь или не иметь кабину |
Тип руля | Мотоциклетного типа | Автомобильного или мотоциклетного типа |
Как открыть категорию B1
Получение категории B1 принципиально ничем не отличается от получения водительского удостоверения любой другой категории. Для этого нужно закончить автошколу, сдать экзамены в ГИБДД и получить водительские права. Однако такие правила действуют лишь для тех, кто получает права впервые. Наличие действующего водительского удостоверения категории B или A позволяет автоматически проставить и категорию B1.
Но есть одно важное условие. Категория B1 включает в себя транспортные средства с двумя разными видами управления – мотоциклетным и автомобильным рулями. Поэтому при автоматическом проставлении категории B1, в правах также делается специальная отметка:
- AS – позволяет управлять ТС категории B1 с рулями автомобильного типа, проставляется при наличии прав категории B;
- MS – позволяет управлять ТС категории B1 с рулями мотоциклетного типа, проставляется при наличии открытой категории A.
Наличие категории B1 позволяет законно управлять легкими квадрициклами и мопедами (открывается категория M).
Как получить права категории B1
Бытует мнение, что обучиться на категорию B1 нельзя, а открывается она лишь у тех, кто уже имеет права категории B или C. Такое утверждение полностью неверно – Постановление Правительства РФ № 1097 и Административный регламент проведения экзаменов ГИБДД содержат все положения, касающиеся порядка обучения и проведения экзаменов на эту категорию. Сложность состоит в том, что нелегко найти автошколу, имеющую программу подготовки водителей категории B1. Да и самим ученикам проще выучиться на категории A или B, что позволит автоматически открыть B1.
Тем не менее, обучиться на категорию B1 без получения A или B можно. Для этого необходимо заключить договор с автошколой и предоставить:
- паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении;
- 2 фотографии (для личного дела и свидетельства об окончании автошколы);
- медицинское заключение по форме 003-В/у об отсутствии/наличии медицинских противопоказаний для вождения.
Справку 003-В/у можно получить в медицинской организации любого типа, для этого нужно получить положительное заключение:
- психиатра;
- нарколога;
- офтальмолога;
- терапевта.
Требования для получения прав
Обучаться на права категории B1 могут только совершеннолетние лица, так как учебная езда на ТС данного типа разрешается с 18 лет. Примерный курс обучения утверждается положениями Приказа Минобрнауки № 1408 и включает в себя:
- 128 часов теоретических занятий;
- 56 часов – практического вождения;
- 4 часа – экзамен.
По итогам обучения ученики сдают внутренний экзамен. Чтобы получить свидетельство об окончании автошколы, нужно допустить не более 2 ошибок в экзамене по теории (20 вопросов), набрать не более 5 штрафных баллов при выполнении экзаменов на автодроме.
Экзамен ГИБДД
Для допуска к экзамену ГИБДД необходимо предоставить:
- заявление;
- паспорт;
- свидетельство об окончании автошколы;
- справку 003-В/у.
Экзамен ГИБДД состоит из двух частей:
- теории – нужно верно ответить на 18 вопросов из 20;
- практики на площадке (автодроме).
Водители, сдающие экзамен, должны выполнить следующие упражнения:
- «горку» (остановку и начало движения на подъеме);
- маневрирование в ограниченном пространстве;
- заезд в бокс задним ходом;
- параллельную парковку;
- проезд перекрестка (для автоматизированных перекрестков).
При выполнении упражнений нужно набрать не более 5 штрафных баллов.
Экзамен по вождению в городе для получения прав категории B1 сдавать не нужно.
В случае успешной сдачи экзаменов кандидат в водители может обращаться в ГИБДД для получения прав. К списку документов, включающий паспорт, свидетельство об окончании автошколы и справки по форме 003-В/у, необходимо добавить квитанцию об оплате госпошлины (2 тыс. руб.).
Источник: mosavtoshkola.org