Пиратский корабль выполнял сразу несколько функций. Он был казармой для экипажа, а также складом для трофеев. Поскольку численность пиратских экипажей обычно превосходила численность экипажей простых судов, места на кораблях часто не хватало. Пиратский корабль был боевым кораблем, поэтому он должен был нести мощное пушечное вооружение.
Кроме того, пираты не только атаковали, но им часто приходилось уходить от погони, поэтому корабль должен был иметь повышенную быстроходность. Чтобы пиратский корабль отвечал всем предъявляемым к нему требованиям, пиратам приходилось перестраивать захваченные ими обычные торговые или военные корабли. Строго говоря, в морской терминологии слово «корабль» означает трехмачтовое судно с полным комплектом прямого парусного вооружения. Такие «корабли» встречались у пиратов очень редко.
Американская колониальная шхуна XVIII века.
Шлюп от шхуны отличался меньшими размерами
и наличием только одной мачты. Оба типа были
популярны среди пиратов за свою быстроту и малую осадку.
Самые невероятные корабли
Пираты получали свои корабли в результате захвата в море или мятежа команды. Если захваченный таким образом корабль оказывался совершенно неприспособленным для пиратской деятельности, его бросали, едва только удавалось раздобыть что-нибудь более подходящее. Пиратами также часто становились бывшие каперы.
Каперские корабли изначально приспосабливались для пиратской деятельности. По истечении контракта каперы, не желавшие прекращать свой промысел, превращались в пиратов. Одни пираты всю свою карьеру (обычно недолгую) плавали на одном корабле, другие меняли корабль несколько раз. Так, Бартоломью Робертс шесть раз менял корабль, каждый раз присваивая новому кораблю название «Ройял Форчун». Захваченные корабли пираты либо топили, либо продавали, либо использовали их сами.
Каперство, расцветшее в годы войны за испанское наследство (1700-1714), привело к тому, что было построено множество кораблей, изначально предназначенных для каперства. Английские каперы после завершения войны почти поголовно занялись каперством. Каперство представляло собой легальное пиратство. Каперские корабли в равной степени подходили и для пиратской деятельности, не требуя какой-либо переделки. Те же каперы, которые сумели побороть искушение стать пиратами, поступали на службу к местным властям и занялись борьбой с пиратами.
Пираты предпочитали небольшие, но быстроходные корабли вроде шлюпов, бригандин или шхун. Карибские шлюпы отлично подходили на роль пиратского корабля. Некоторые пиратские экипажи предпочитали использовать более крупные и вместительные корабли. Небольшие корабли кроме скорости имели преимущество над большими в осадке.
Это позволяли им действовать на мелководье, куда большие корабли не рисковали заплывать. Небольшие корабли было проще ремонтировать и чистить обшивку, чтобы поддерживать быстроходность. Для очистки днища корабль вытаскивали на берег и обдирали наросшие за время плавания водоросли и раковины.
КОТЭ ТВ ⛵️ Корабли + Купаемся Веселая песня мультфильм про разные лодки и корабли
При переделке обычно убирались лишние переборки между палубами корабля. Это позволяло освободить место на орудийной палубе. Обычно срезался бак и понижался квартердек, так чтобы верхняя палуба шла от носа до кормы. Благодаря этой мере создавалась открытая боевая платформа.
В бортах проделывались дополнительные порты для орудий, а несущие элементы корпуса усиливались, чтобы компенсировать увеличение нагрузки. На планшире устанавливались вертлюжные пушки.
«Ройял Джеймс» и «Генри» сражаются у Кейп-Фйр Ривер, Северная Каролина, 27 сентября 1718 года. Узнав о близком присутствии Стида Боннета,
губернатор колонии Южная Каролина послал полковника Уильяма Ретта
на охоту за пиратом. Погоня завершилась сражением, в результате которого
Бонне капитулировал, был схвачен и позже повешен.
Типы пиратских кораблей
В начале XVIII века под шлюпом подразумевались различные корабли, строившиеся на Карибских островах. Шлюпы обычно представляли собой небольшие одномачтовые корабли, несущие непропорционально мощное парусное вооружение. Это делало их быстрыми и маневренными, что в сочетании с небольшой осадкой превращало их в идеальный пиратский корабль. Обычно шлюпы оснащались косым главным парусом и кливером на носу. Шлюпами также могли называть двух- и трехмачтовые корабли с аналогичным парусным вооружением.
Бартоломью Робертс на Западн-Арфиканском побережье.
За его спиной флот из захваченных им работорговых судов.
Там же стоят «Ройял Форчун» и «Грейт Рейндер» — корабли
Робертса. Отчетливо видны изображения двух флагов.
На протяжении XVIII века шхуны становились все более распространенным типом корабля. Обычно шхуны определяются как двухмачтовые корабли с косыми парусами на обеих мачтах. Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов.
Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом. При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек. Недостатком шхуны была недостаточна дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо брали в море.
Бригандины
Другим типом кораблей, часто встречавшимся у американского побережья, была бригандина. Бригандина – двухмачтовый корабль, на фок-мачте несет прямые паруса, а на грот-мачте косой нижний парус и прямые марсели. Такое парусное вооружение позволяет бригандине эффективно идти как фордевинд, так и бейдевинд. Длина бригандины около 24 м, водоизмещение порядка 150 тонн, экипаж 100 человек, вооружение 12 пушек.
Вариантом бригандины был бриг, но этот тип корабля довольно редко встречался в американских водах. Бриг нес прямые паруса на обоих мачтах, хотя между мачтами иногда ставились косые паруса. Иногда на грот-мачте ставился косой гафельный парус. В таком виде корабль назывался шнявой. Королевский флот использовал шнявы в качестве патрульных кораблей в карибских водах.
Трехмачтовые корабли (прямое парусное вооружение)
Трехмачтовые корабли с прямым парусным вооружением могли считаться кораблями в полном смысле этого слова. Хотя трехмачтовые корабли были медленнее пиратских шхун и шлюпов, у них все же был ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего они отличались лучшей мореходностью, несли более тяжелое вооружение и могли вместить многочисленный экипаж. Многие пираты, в том числе Бартоломью Роберт и Чарльз Вейн предпочитали трехмачтовые корабли.
Трехмачтовые торговые суда активно применяли в тот период. «Квин Эн Ревендж» Эдварда Тича представлял собой переделанный работорговый корабль, приспособленный нести 40 пушек. Обычно торговое судно водоизмещением 300 тонн несло более 16 пушек. Трехмачтовые боевые корабли подразделялись на несколько рангов. Корабль 6-го ранга нес от 12 до 24 пушек. Корабль 5-го ранга уже нес до 40 пушек.
Этого вооружения обычно более чем хватало для того, чтобы победить любого пирата в артиллерийском бою. Исключение составляли только «Ройял Форчун» Робертса и «Квин Эн Ревендж» Тича, а также несколько других пиратских кораблей, несших сравнимое вооружение.
Источник: p-i-f.livejournal.com
Какие бывают суда по назначению? Виды судов, их характеристики
Давайте прежде всего определимся с термином. Судно, как вы убедились, — чрезвычайно широкое понятие. В него входят все самоходные и несамоходные сооружения, передвигающиеся в промысловых, спортивных, транспортных, военных, исследовательских и иных целях. Другими словами, это искусственно созданный людьми плавучий предмет, предназначенный для пребывания человека на воде, под водой, либо над нею, как-то при этом контактируя с водной поверхностью.
А вот корабль — это более узкое понятие:
- Только крупное судно.
- Только военное судно.
- Парусное судно.
Традиционно кораблем принято называть только военный морской транспорт и никак гражданский. Плавучие средства в составе ВМФ не будет также ошибкой назвать военным судном, а вот «военный корабль» — это уже тавтология.
Морской паром
Морские паромы (рис. 9) служат для перевозки железнодорожного и автомобильного транспорта, а также пассажиров. Большие паромы имеют несколько палуб, на которых размещают вагоны или автомобили. Для пассажирских помещений используют надстройки и рубки. Въезд транспорта на судно осуществляется по специальным аппарелям, а его распределение по палубам производится подъемником.
Для обеспечения повышенной маневренности при швартовках паромы обычно оборудованы подруливающими устройствами.
Рис. 9 Железнодорожный морской паром
Лихтеры — несамоходные суда, на которых в ряде случаев целесообразнее перевозить грузы. Возможность использования лихтерных перевозок в значительной степени ограничивается тем, что буксировки можно производить только при сравнительно спокойном состоянии моря. Более надежным транспортным средством для морских лихтерных перевозов являются барже-буксирные составы — составные суда, состоящие из баржи и буксира-толкача, сочлененных шарнирным соединением.
По виду двигателя
По тому, какие типы двигателей бывают на судах, последние тоже можно разделить на группы:
- передвигающиеся за счет внутренней энергии (двигатель, усилия людей);
- передвигающиеся за счет внешней энергии (ветер);
- комбинированные (парусно-гребные, парусно-моторные и проч.)
Внешнюю энергию — ветра или течения воды (для этого сооружаются особые подводные паруса) — используют следующие суда:
- Парусные. Путешествовать за счет энергии ветра человек стал еще 6 тысяч лет назад!
- С парусом-крылом (жестким парусом). Похож на крыло самолета или планера. Это буеры, парусные катамараны.
- С роторным движителем (ротором Флеттнера). На палубе судна вертикально устанавливается большой цилиндр-ротор, который обеспечивает движение устройства за счет энергии ветра благодаря эффекту Магнуса.
- С турбопарусом. Был изобретен известным французским океанологом Жак-Ивом Кусто. Успешно применялся на его судне «Алсион».
- С кайтом («воздушный змей», «небесный парус», «летающий парус»). Конструкция, чем-то напоминающая параплан, предназначенная для буксировки человека, находящегося, например, на серфе.
Рассмотрим, какими бывают суда, использующие внутреннюю энергию:
- Воздушные (экранопланы, глиссеры и проч.).
- Гидравлические (вода). Дополнительно подразделяются на два типа: лопастные — с деталями, принимающими реакцию отбрасываемых объемов воды (весло, гребной винт, гребное колесо);
- нелопастные — реакции объемов воды воспринимаются неподвижными деталями.
Классификация судов по Правилам Регистра РФ.
Класс судна — это разряд, к которому относится конкретное судно согласно правилам классификации и постройки того или иного классификационного общества. Класс присваивается (или возобновляется) на определенный срок с выдачей классификационного свидетельства, в котором удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности. В РФ юридическим органом технического надзора и классификации гражданских морских судов и плавучих сооружений является Регистр РФ при ММФ РФ. Класс судна записывается в виде символа и различных дополнительных знаков.
В соответствии с Правилами Регистра РФ все суда классифицируют по следующим признакам: по назначению — транспортные (пассажирские, грузовые, грузопассажирские), промысловые (рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие), научно-исследовательские (экспедиционные, гидрографические), учебные и спортивные, специальные (лоцманские, плавучие маяки, водолазные, пожарные), судоремонтные (плав-мастерские, подъемные краны и доки), служебные (ледоколы, буксиры, толкачи, разъездные), спасательные (базы, боты, понтоны, буксиры), технические (грунтовозы, дноуглубители); по району плавания — морские (дальнего, неограниченного, прибрежного); рейдовые; внутреннего плавания (речные, озерные); смешанного плавания (река — море); по способу движения — самоходные и несамоходные; по типу главного двигателя — теплоходы (двигатель внутреннего сгорания), пароходы (паровая машина), турбоходы (паровая турбина), газотурбоходы (газовая турбина), дизель-электроходы (электрические установки, получающие энергию от двигателя внутреннего сгорания), электроходы (электрические установки, получающие энергию от турбины), атомоходы (атомная энергетическая установка); по способу движения — водоизмещающие, подводные, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке; по типу движителя — винтовые, с крыльчатым, водометным или роторным движителем, парусные; по материалу корпуса — стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные, композитные; по архитектурно-конструктивному типу — одно- и двухкорпусные, одно- и многопалубные, с кормовым, средним и промежуточным расположением машинного отделения; по количеству гребных валов — одновальные, двух-вальные и т. д.
Основной символ класса судна состоит из знака звездочки, вписанной в окружность, и проставленных перед ней букв: КМ для самоходного и К — для несамоходного судна. Дополнительные знаки отражают: категорию ледовых усилений— УЛА, УЛ, Л1, Л2, ЛЗ и Л4; степень обеспечения непотопляемости — заключенные в квадрат цифры 1, 2 и 3; повышенную противопожарную защиту — F; ограничения по району плавания — I, II, IIСП и III; знак автоматизации судовой энергетической установки (СЭУ) — А1, А2 или A3; назначение судна — слова «буксир», «танкер» и т. д. [если судно нефтеналивное, то к символу о его назначении добавляется значение (цифра) температуры вспышки перевозимого нефтепродукта]; оборудование судна атомной энергетической установкой — знаком атома (атомное ядро в центре двух пересекающихся электронных орбит).
В зависимости от примененной категории ледового усиления к основному символу класса добавляют знаки, указанные в предыдущем вопросе. Означают они следующее: УЛА — судно может плавать в летне-осенний период навигации во всех районах Мирового океана; УЛ — в летне-осенний период в Арктике в легких условиях и круглогодично в замерзающих неарктических морях; Л1 — в летний период навигации в Арктике и круглогодично в замерзающих неарктических морях; Л2, ЛЗ — в мелкобитом разреженном льду неарктических морей. Ледоколам к основному символу класса добавляют знак ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛЗ или ЛЛ4 в зависимости от мощности СЭУ и условий плавания: ЛЛ1 — выполнение всех видов ледокольных работ в течение всего года (суммарная мощность на гребных валах 47 000 кВт и более); ЛЛ2 — в летний период и только по прибрежным трассам в зимний (мощность на гребных валах от 22 000 до 47 000 кВт); ЛЛЗ — в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, а также в арктических морях, но только по прибрежным трассам совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах от 11 000 до 22 000 кВт); ЛЛ4 — в портовых и предпортовых акваториях, а также в замерзающих морях совместно с ледоколами высших категорий (мощность на гребных валах менее 11 000 кВт).
Если корпус судна разделен на отсеки, то к основному символу класса судна добавляют один из знаков |1|, |2|, |3|, показывающих число отсеков, при затоплении которых судно должно остаться на плаву в состоянии равновесия; знаки |2| и |3| показывают число смежных отсеков, при затоплении которых судно должно оставаться на плаву.
Если судно предназначено для плавания в ограниченном районе или для смешанного плавания, то к основному символу класса добавляют следующие знаки: I — разрешается плавание в открытом море с удалением от мест убежища до 200 миль, а также плавание в закрытых морях; II — плавание в открытых морях с удалением от мест убежищ до 50 миль, а плавание в закрытых морях — в границах, установленных Регистром в каждом отдельном случае; IIСП — плавание на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов с удалением от мест убежищ в открытых морях до 50 миль, в закрытых — до 100 миль; III — прибрежное, рейдовое и портовое плавание. Для судов неограниченного района плавания к символу класса знак района плавания не добавляется.
По степени автоматизации различают такие суда: неавтоматизированные или частично автоматизированные с местным постом управления СЭУ и постоянной вахтой в машинном отделении (МО); автоматизированные с дистанционным автоматическим управлением (ДАУ), постоянной вахтой в центральном посту управления (ЦПУ) и периодическим обслуживанием в МО (степень автоматизации А2); автоматизированные с ДАУ, без постоянной вахты в ЦПУ и МО и с периодическим обслуживанием (степень автоматизации А1). Предусмотрена также степень автоматизации A3 на судах с мощностью СЭУ до 1500 кВт, объем автоматизации которых сокращен, но возможна эксплуатация СЭУ без вахты в МО. На таких судах отсутствует или существует в неполном объеме ЦПУ, судовая электростанция упрощена за счет использования генераторов с приводом от главного двигателя (ГД) или от валопровода.
По положению относительно поверхности воды
Разберем, какими бывают судна согласно этой классификации. Их два вида:
1. СДПП (с динамическими принципами поддержания) — аэродинамические и/или гидродинамические силы при определенной скорости удерживают устройство на воде. Сюда можно отнести:
- экранопланы;
- аппараты на воздушной подушке;
- глиссеры;
- аппараты на подводных крыльях;
- суда на воздушных кавернах.
2. Водоизмещающие — держатся на воде согласно закону Архимеда. Какими бывают суда в этой категории? Их, в свою очередь, разделяют еще на несколько видов:
- надводные;
- подводные (сюда не всегда относят подлодки — только те устройства, что перевозят людей в мирных целях);
- ныряющие (боевые и развлекательные катера);
- полупогруженные (полуподводные танкеры);
- полугружные (буровые установки);
- судна с малой площадью ватерлинии.
Контейнеровоз
Контейнеровозы (рис. 4) предназначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры массой до 30 т. Из нескольких типов стандартных контейнеров наибольшее применение нашли контейнеры длиной 20 и 40 фут (6,055 и 12,19 м). Перевозка грузов в контейнерах значительно сократила время грузовых операций и позволила создать единую транспортную систему, так как контейнеры можно также перевозить железнодорожным и автомобильным транспортом.
Рис. 4 Огромный контейнеровоз
Контейнеровозы — однопалубные суда с избыточным надводным бортом и кормовым расположением машинного отделения. Средней надстройки не имеют. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры. Часть контейнеров размещают на верхней палубе, где они фиксируются с помощью палубных креплений.
Грузового устройства контейнеровозы, как правило, обычно не имеют: погрузку и выгрузку контейнеров производят у специально оборудованных причалов — контейнерных терминалов.
По виду энергетической установки
Какими бывают суда, корабли в рамках данной классификации:
- Пароход. Основным двигателем выступает паровая поршневая машина. Суда с паровой турбиной называются несколько иначе — турбоходы, паротурбоходы. Энергоноситель для них — уголь, мазут.
- Теплоход. Энергетической установкой выступает двигатель внутреннего сгорания — газовый или газовая турбина (газотурбоход). Сюда также можно отнести паротурбоходы, дизель-электроходы.
- Турбоход. Судно приводит в движение газовая или паровая турбина.
- Атомоход. Энергетическая установка тут — атомная (АЭУ) или ядерная (ЯЭУ). Следовательно, главный источник энергии для этих судов — ядерное топливо.
- Электроход. Движение выступает результатом работы электродвигателей.
Балкер
Балкеры (рис. 3) — суда, которые приспособлены к перевозке навалом любого массового груза (руды, угля, химических удобрений, бокситов и т. п.). Среди сухогрузных судов они имеют наибольшую грузоподъемность до 100 тыс. тонн и более.
Большое разнообразие навалочных грузов и значительное различие их физических свойств создают определенные трудности в проектировании балкеров. Чаще балкеры строят с подпалубными и скуловыми балластными цистернами, которые обеспечивают удобную погрузку и выгрузку навалочных грузов и нормальную остойчивость судна при полностью загруженных трюмах. В случае перевозки тяжелых рудных грузов трюмы загружаются поочередно, что позволяет загрузить каждый трюм полностью.
Рис. 3 Длинный балкер
Балкеры имеют избыточный надводный борт и не имеют средней надстройки, т. е. относятся к судам двухостровного типа. Машинное отделение на этих судах расположено в корме.
Суда для навалочных грузов обычно не имеют грузового устройства, а все погрузочно-разгрузочные работы производятся портовыми грузовыми средствами. Для удобства проведения грузовых работ люки на этих судах делают больших размеров. Некоторые балкеры могут быть оборудованы специальным саморазгружающим устройством.
Виды гражданских судов
Все абсолютно суда разделяются на два больших типа — гражданские и военные. Есть однако и средства, которые можно использовать в двух этих целях.
Посмотрим, какими бывают суда по назначению гражданского типа:
- Транспортные: Пассажирские — перевозящие более чем 12 лиц, не являющихся членами экипажа.
- Грузовые — то, что нельзя отнести к пассажирскому. Это сухогрузы (балкеры, ролкеры, контейнеровозы, автомобилевозы, рефрижераторные суда и т.д.) и танкеры (отличает перевозка грузов в специальных цистернах — танках).
- Грузопассажирские — грузовое, имеющее места для пассажиров, или пассажирское, имеющие специальные трюмы для грузов.
-
промышленно-хозяйственные: добывающие, лесопромышленные, энергоснабжающие, очищающие дно, кабельные, мотозавозни, трубоукладчики и т.д.;
-
спасательные;
Газовозы (Gas carriers)
0
С развитием газовой промышленности остро встала необходимость перевозки газа в огромных объемах (грузоподъемность этих судов измеряется в кубических метрах). Как таковы, газовозы являются танкерами, но специфики между ними настолько рознятся, что их выделяют в отдельный класс судов.
Выделяются типы газовозов: Напорного Полурефрижераторного Рефрежираторного Вкратце: Напорные — газы перевозятся при атмосферной температуре, в связи с этим нет необходимости в системе охлаждения груза, а также в теплоизоляции танков. Грузовые танки представляют собой цилиндрические либо сферические баллоны, рассчитанные, как правило, на давление 18,5 бар (давление насыщенных паров пропана при температуре +55°С) Полурефрижераторные — конструкция грузовых танков и системы охлаждения газовозов этого типа позволяет перевозить сжиженные газы при давлении от 4 до 8 бар и температуре груза от 0°С до — 89°С ( -104°С — для этиленовозов) Рефрежираторные — Предназначены для перевозки полностью охлажденных сжиженных газов при низкой температуре и давлении, максимум на 0,3 бара выше атмосферного. Рефрижераторные суда хорошо подходят для перевозки больших объемов грузов , таких как СПГ (сжиженный природный газ), аммиак или хлористый винил на большие расстояния. Груз перевозится в независимых танках с жесткой тепловой пеноизоляцией. Международные правила требуют устанавливать на таких судах вторичный барьер для снижения риска утечек груза в случае аварии.
Виды военных судов
Говоря о том, какие бывают морские суда, упомянем четыре ранга кораблей ВМФ:
- Первый ранг: крейсеры;
- авианосцы;
- атомные подлодки.
-
дизельные подлодки;
-
ракетные катера;
-
десантные и торпедные катера;
Другие классификации
Приведем еще ряд классификаций, помогающих понять, какими бывают суда:
- По способу передвижения: самоходные;
- несамоходные — дрейфующие, буксируемые, сплавляемые.
-
свободноплавающие;
-
внутренние воды;
Небольшая подборка классификации всего разнообразия судов, надеемся, помогла вам сформировать более четкое представление об их огромном мире.
Ролкер
Ролкеры (рис. 5) — суда с горизонтальным способом погрузки. Служат для перевозки груженых автоприцепов (трейлеров) и колесной техники, а также контейнеров и пакетов. Эти суда имеют один большой трюм и несколько палуб, а также вместительные балластные танки.
Рис. 5 Судно с горизонтальным способом грузообработки
Погрузку и разгрузку производят с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами, которые въезжают на судно через кормовые или носовые ворота — лацпорты по специальным мостикам — аппарелям. С одной палубы на другую груз перемещают по внутренним аппарелям — пандусам или с помощью специальных лифтовых подъемников.
Источник: streamhd.ru
Устройство судов. Корпус
Рассмотрим главные элементы маломерного судна. Корпус — основная часть любого судна, состоящая из набора (каркаса) и обшивки. Набор представляет собой совокупность продольных и поперечных связей, обеспечивающих корпус жесткостью и придающих ему соответствующую форму. Нос судна — передняя по ходу часть судна. Корма — задняя часть судна.
Борт — боковая сторона корпуса. Каждое судно имеет два борта — правый и левый. Для определения бортов нужно стать лицом К носу судна, при этом справа будет правый борт, слева — левый. Ватерлиния — теоретическая или условная линия, получающаяся от пересечения поверхности корпуса судна с горизонтальной плоскостью или уровнем воды.
Грузовая ватерлиния — ватерлиния при наличии на судне установленного для него количества грузов и пассажиров. Грузовую ватерлинию рекомендуется провести контрастной краской вокруг всего корпуса. Грузить судно на осадку выше грузовой ватерлинии нельзя. Осадка — размер погружения в воду корпуса судна. Различают осадку груженого судна и порожнего.
Измеряется осадка от нижней кромки днища судна или от кромки лопасти гребного винта до действующей ватерлинии. Каждому водителю необходимо точно знать осадку своего судна в зависимости от загрузки, чтобы при плавании на мелководных участках не допускать посадки судна на мель или повреждения гребного винта.
Надводный борт — часть борта, находящаяся выше грузовой ватерлинии. В связи с тем что при правильной загрузке судна надводный борт в обычных условиях не погружается в воду, его иногда называют «сухим бортом». Минимальная высота надводного борта — наименьшее расстояние от действующей ватерлинии до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна. Главные размерения судна и его элементы Рис. 2. Главные размерения судна:
а) без постоянно выступающих частей;
б) с постоянно выступающими частями;
- Длина наибольшая (Lнб)- расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носа и кормы судна без учета выступающих частей.
- Длина габаритная (Lгб) — максимальная длина судна с учетом выступающих частей.
- Длина конструктивная (Lквл) — длина, измеренная между носовым и кормовым перпендикулярами конструктивной ватерлинии. При этом конструктивная ватерлиния (КВЛ) — ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна.
- Ширина наибольшая (Внб) — расстояние по КВЛ, измеренное в самой широкой части судна без учета выступающий частей.
- Ширина габаритная (Вгб) — максимальная ширина судна с учетом выступающих частей, например привальных брусьев.
- Ширина на мидель-шпангоуте (В) — расстояние по КВЛ в самой широкой части судна.
- Высота борта (Н) — вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между внутренними поверхностями верхней палубы (у борта) и горизонтального киля.
- Осадка (Т) — вертикальное расстояние, измеренное от КВЛ до нижней кромки киля в месте наибольшего углубления судна. Различают также осадку носом (Тн) и кормой (Тк;). Разность между ними называется дифферентом D: Различают осадку груженого судна и порожнего. Измеряется осадка от нижней кромки днища судна или от кромки лопасти гребного винта до действующей ватерлинии. Каждому водителю необходимо точно знать осадку своего судна в зависимости от загрузки, чтобы при плавании на мелководных участках не допускать посадки судна на мель или повреждения гребного винта.
Набор корпуса, системы набора. Основные понятия и термины.
Конструкция корпуса должна обеспечивать водонепроницаемость и достаточную прочность судна. Корпус, испытывая действие сил собственного веса судна и сил давления воды, которые распределяются по длине неравномерно, может получить изгиб.
Способность судна сопротивляться изгибающим нагрузкам называется продольной прочностью.
Кроме продольного изгиба судна, под действием давления воды, груза, механизмов и другого судового оборудования возникает местная деформация днища, бортов и настила в поперечном направлении.
Способность судна противостоять усилиям, вызывающим деформацию корпуса в поперечном направлении, называется поперечной прочностью.
При чрезмерных нагрузках может произойти разрушение корпуса. Чтобы этого не случилось, листы обшивки подкрепляют набором — продольными и поперечными балками.
Совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, называется судовым набором корпуса.
Набор корпуса судна являясь каркасом, делается из наиболее прочных материалов. Состоит он из продольных и поперечных связей. Основной продольной связью является киль, установлен ный в диаметральной плоскости судна. У деревянных судов он представляет собой прочный брус из крепких пород дерева (дуб, ясень и т. п.), а у металлических — утолщенную полосу металла.
В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень. Это загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля. Подобный брус или угольник, но установленный в кормовой части, называется ахтерштевнем. У деревянных судов форштевень и ахтерштевень, как и киль, изготовляют из прочных пород дерева.
Кормовая часть моторных судов обычно заканчивается транцем. Он представляет собой раму из брусков дерева твердых пород, обшитую снаружи досками или фанерой. Транец надежно крепится к килю. Для судов с подвесными моторами транцы должны быть повышенной прочности, так как они воспринимают упор гребного винта и вибрацию работающего двигателя.
Продольные и поперечные балки судового набора располагаются в определенной последовательности, называемой системой набора. В зависимости от соотношения продольных и поперечных балок системы набора подразделяются на: продольную, поперечную и комбинированную (рис.3)
.
Элементы набора
Продольными элементами (балками) судна являются:
Киль — продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна;
Стрингеры — продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;
Карлингсы — продольные подпалубные балки;
Продольные ребра жесткости — продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.
Поперечные элементы (балки) судна:
Флоры — поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;
Шпангоуты — вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница — это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
Бимсы — поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.
На рис. 4 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис 5 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.
Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерсами. Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов — на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части — бимсов с карлингсами. Установка пиллерса показана на рис. 6.
На малых моторных судах (в отличие от крупных судов) внутри корпуса устанавливают привальные брусья. Верхняя грань бруса должна быть на одном уровне с верхней гранью самого верхнего пояса обшивки. Оба привальных бруса (правого и левого бортов) выгибают по обводам корпуса судна и крепят к каждому шпангоуту и бимсу шурупами диаметром 4—8 мм или болтами. В носу привальные брусья соединяют между собой и с форштевнем угольником, называемым брештуком. Кормовые ветви привальных брусьев крепят к транцевому шпангоуту и обшивке транца металлическими или дубовыми кницами.
Корпус моторного судна обычно разделяют специальными водонепроницаемыми переборками на три отсека. Носовой отсек называется форпиком, средний — рабочим отсеком и кормовой — ахтерпиком.
На рис. 8 показан разрез катера для пояснения основных наименований его корпуса и надстроек.
Рис 8 Разрез катера- 1 — перо руля, 2 — гельмпорт, 3 — румпель секторного типа, 4 — транец, 5 — отверстие газовыхлопа, 6 — настил палубы, 7 — привальный брус, 8- решетка воздухозаборника 9 степс, 10 —кормовой флагшток, // — клотик флагштока, 12—кормовой сигнальный огонь, 13— шахта воздухозаборника, 14— фальшборт, 15 — платформа кокпита 16—задрайка, 17 — леер (релинг), 18 — дверь фальшборта, 19—крышка люка, 20—поручень, 21 — комингс люка моторного отсека, 22 — крыша ходовой рубки, 23 — сиденье рулевого, 24 — штурвал, 25 — карлингс 26—бортовой сигнальный (отличительный) огонь, 27 — топовый сигнальный огонь, 28 — клютик мачты, 29 — пульт управления судном, 30— бимс, 31 мачта, 32 — подушка крепления мачты, 33 — крыша кубрика (каюты), 34— водонепроницаемая переборка, 35— швартовная утка, 36—киповая планка,, 37 — комингс люка 38—горловина (лаз в переборке), 39 бимс, 40 — таранная переборка, 41—лобовая стойка кубрика, 42—карлингс кубрика, 43 — комингс кубрика, 44 — боковая стоика кубрика, 45 переборка, 46- стенка кубрика, 47—скуловой угольник, 48—водонепроницаемая переборка, 49 — бортовой стрингер 50 — фундамент двигателя, 51 -полубимс, 52—комингс кокпита, 53 — ахтерпиковая переборка 54 —дейдвудная труба, 55— кронштейн гребного вала 56 — гребной винт
Наружная обшивка. Наружная обшивка судна обеспечивает водонепроницаемость корпуса и одновременно участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна.
Палубный настил. Палубный настил обеспечивает водонепроницаемость корпуса сверху и участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна.
Фальшборт и леерное ограждение. На морских, речных и современных прогулочных судах для предохранения людей от падения за борт открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.
Надстройки и рубки. Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верх ней палубы от борта до борта. Носовая надстройка называется баком, кормовая — ютом. Средняя надстройка специального название не имеет.
Суда на подводных крыльях
Суда на подводных крыльях еще можно встретить почти на каждой реке, водохранилище и на море. Это — пассажирские теплоходы, служебно-разъездные катера, моторные лодки, конструкции которых разрабатывают сами судоводители.
Быстроходность судов на подводных крыльях достигается главным образом благодаря уменьшению сопротивления воды движению корпуса судна. У таких судов корпус при движении не касается водной поверхности. Происходит это в результате действия подъемной силы крыльев, укрепленных под корпусом, которая во время хода поднимает судно над водой и удерживает его в таком состоянии до тех пор, пока судно движется с достаточной скоростью. Поскольку при этом в воде находятся лишь крылья, стойки, гребной вал и винт, а их суммарная площадь значительно меньше площади корпуса, то и сопротивление воды движению судна будет значительно меньшем.
Принцип действия подводного крыла можно рассмотреть на схеме (рис. 9). При движении в воде любого тела на него действует сила сопротивления воды R, направленная в сторону, противоположную движению.
Поскольку профиль крыла имеет несимметричную форму и к тому же при движении судна крыло расположено по отношению к потоку под некоторым углом а, называемым углом атаки, то полная сила R, действующая на крыло, отклонится от направления движения и будет направлена по отношению к нему под углом. Эту силу можно разложить на две составляющие: перпендикулярную направлению движения Y и параллельную направлению движения X. Составляющая Y называется подъемной силой, так как она стремится поднять крыло. Составляющая X называется лобовым сопротивлением, ибо она противодействует поступательному движению крыла. Возникновение подъемной силы связано с образованием около крыла циркуляционного потока, который, накладываясь на основной поток, ускоряет движение воды над крылом и замедляет под крылом. В связи с этим, согласно закону Бернулли, над крылом, где скорость потока увеличена, давление понижается, а под крылом, где скорость потока уменьшена, возрастает.
Чем больше скорость набегающего потока, тем больше будут подъемная сила и лобовое сопротивление. Эти силы зависят также от формы профиля крыла и от угла атаки.
С увеличением угла атаки а подъемная сила сначала возрастает и при некотором значении, называемом критическим углом атаки акр, достигает максимального значения. При дальнейшем увеличении а подъемная сила уменьшается, что связано с отрывом потока от верхней поверхности крыла. Сила лобового сопротивления с увеличением угла атаки непрерывно растет.
Рис 9 Силы, действующие на профиль крыла
При малом угле атаки подводного крыла судно не сможет выйти на крылья из-за недостаточного значения подъемной силы, а при завышенном угле атаки — из-за большого лобового сопротивления.
Совершенство крыла принято оценивать величиной, называемой качеством крыла и представляющей отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению.
Обычно целесообразные скорости судов водоизмещением 0,5— 2 т, оборудованных подводными крыльями, находятся в пределах 40—70 км/ч. При скорости судна ниже 40 км/ч крыльевое устройство получается очень громоздким и тяжелым; при скоростях свыше 70 км/ч на крыльях возникает явление кавитации, движение становится неустойчивым.
В крыльевом режиме масса судна воспринимается подъемной силой носового и кормового крыльев, причем нагрузка чаще всего распределяется между ними поровну. Для исключения отрицательного влияния носового крыла на кормовое расстояние между ними должно быть не менее 12—15 хорд крыла.
На малых судах применяют различные системы подводных крыльев, наиболее распространенные из которых показаны на рис. 10. Преимущественное распространение из них для речных судов получили малопогруженные подводные крылья. Глубина погружения носового крыла такой конструкции составляет 15—20% его хорды, кормового — 20—25%, высота подъема корпуса небольших катеров над водой — 0,1 —0,5 м при ходовом дифференте на корму в 1,5—2,5°.
Малопогруженное крыло (рис. 10, а) имеет высокое гидродинамическое качество, поэтому необходимая подъемная сила обеспечивается при сравнительно малых его площадях. Существенным недостатком такого крыла, однако, является низкая мореходность: на волнении крылья могут оголяться, отчего происходят жесткие удары, так как в контакт с водой вступает сразу вся площадь крыла. На волнении судно с малопогруженными крыльями испытывает сильные колебания и часто срывается с крыльевого режима.
Мореходность судов на малопогруженных крыльях частично может быть повышена путем установки дополнительных несущих элементов, закрепленных под основным носовым крылом (рис. 10, б), расположения килевого участка —«чайки» в средней части крыла (рис.-10, в), дополнительных плоскостей на стойках крыла.
Рис 10 Схемы подводных крыльев, применяемых на маломерных моторных судах: а — малопогруженное крыло, б — крыло с дополнительным элементом, в — «чайка», г -крыло, пересекающее поверхность воды, д — трапециевидное крыло со стабилизаторами, е разрезное крыло
Недостатком в первых двух случаях является увеличение габаритной осадки судна в режиме плавания; в третьем — возрастание сопротивления из-за «замыкания» дополнительных плоскостей на ходу, к тому же эта схема не устраняет «проваливания» крыла при сходе с волны.
Пересекающие поверхность воды крылья (рис. 10, г, д) обеспечивают более высокие мореходные качества и, кроме того, обладают свойством саморегулирования при изменении нагрузки в широком диапазоне. Стабилизация движения осуществляется в результате изменения погруженной площади крыла.
Вследствие большого погружения эти крылья меньше подвержены волновым возмущениям, затухающим с увеличением глубины. Подъемная сила на пересекающих поверхность воды крыльях в условиях волнения изменяется плавно, без потери устойчивости. Благодаря наклонным частям крыла судно обладает повышенной остойчивостью — при крене этот участок входит в воду и создаваемая на нем подъемная сила восстанавливает судно в прямое положение.для улучшения мореходных качеств судно может быть оборудовано разными типами подводных крыльев. Например, носовое крыло делают пересекающим поверхность воды, а кормовое — в виде плоского малопогруженного крыла.
В практике мелкого судостроения имеют распространение также разрезные носовые крылья (рис. 10, е), которые легко сделать складывающимися. Следует отметить, что гидродинамическое качество такого крыла несколько ниже, чем сплошного, поэтому для получения той же скорости требуется несколько большая мощность двигателя.
- Стоимость обучения
- Информация об описании образовательной программы, реализуемых уровнях образования, формах обучения, учебном плане
- Информация о языках на которых осуществляется образование (обучение)
- Порядок и основание перевода, отчисления обучающихся
- Курсы
- Реквизиты для оплаты
- Описание процесса оплаты банковской картой
- Обеспечение безопасности
- Судовождение
- Устройство и техническое обслуживание маломерных судов
- Классификация маломерных судов и основы теории судна
- Устройство судов. Корпус
- Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества
- Судовые устройства, системы и снабжение. Спасательные, сигнальные и противопожарные средства
- Обслуживание и ремонт судов. Такелажные и малярные работы
Размещение на данном сайте информации персонального характера произведено в соответствии с требованиями ст.9 Федерального Закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».
Тел: +7 (924) 782-47-07
Тел/Факс: +7 (4152) 300-150
КАМСТОРМ»
Источник: kamstorm.ru