В понедельник, 19 июня, в Атлантическом океане пропал батискаф «Титан», который отправился исследовать обломки «Титаника». Подводный аппарат компании OceanGate перестал выходить на связь примерно через после погружения. На борту были пять человек — два члена экипажа и три пассажира. Судно искали около четырех суток, пока в четверг, , не были обнаружены обломки батискафа.
Позднее компания OceanGate признала экипаж батискафа погибшим, а в Береговой охране США заявили, что судно взорвалось от сильного сжатия давлением. В этом материале мы собрали всё, что известно о случившемся с «Титаном».
Что случилось с батискафом
22 июня Береговая охрана США подтвердила, что обломки батискафа действительно были найдены. Контр-адмирал береговой охраны Джон Могер заявил, что в ходе операции обнаружено пять крупных обломков батискафа. Их характер указывает на то, что на судне произошел взрыв, — предположительно, именно он стал причиной гибели находившихся на борту людей.
8 лет на дне. История подлодки С-80
Могер отметил, что поисковые отряды продолжат обыскивать местность. В частности, они попытаются найти тела погибших. По данным американской береговой охраны, батискаф, предположительно, взорвался примерно в 500 метрах от затонувшего «Титаника».
На следующий день стало известно, что секретная акустическая система обнаружения ВМС США, предназначенная для обнаружения подводных противников, действительно зафиксировала взрыв субмарины через несколько часов после того, как батискаф начал погружаться. Об этом сообщил Wall Street Journal со ссылкой на официальные источники.
— ВМС США провели анализ акустических данных и обнаружили аномалию, связанную с имплозией, или взрывом, в непосредственной близости от того места, где работал подводный аппарат «Титан» в момент потери связи, — сообщил WSJ представитель ВМС США.
По словам источника в Минобороны США, Военно-морской флот начал прослушивать район аварии почти сразу после того, как «Титан» потерял связь с кораблем-базой. Вскоре акустическая система зафиксировала звук предполагаемого взрыва рядом с местом, где позже обнаружили обломки батискафа.
Кто находился на борту
На сайте OceanGate сообщается, что опыт погружений для путешествия к «Титанику» не нужен. Чтобы стать членом миссии, кандидатам должно быть не менее на момент начала поездки и они должны заплатить долларов, пишет CNN.
При этом кандидаты должны «быть в состоянии прожить на борту экспедиционного судна в течение недели» и «продемонстрировать базовую силу, равновесие и гибкость», говорится на сайте. На борту судна было пять человек. Среди них два члена экипажа — французский исследователь и пилот Поль-Анри Наржоле и генеральный директор OceanGate Стоктон Раш. Остальные пассажиры — британский бизнесмен и исследователь Хэмиш Хардинг, который летал в космос и погружался на дно Марианской впадины, и бизнесмен Шахзада Давуд и его сын Сулеман — члены одной из самых богатых семей Пакистана.
Позднее New York Times обнаружил связь между владельцем компании OceanGate, запустившей батискаф «Титан», — Стоктоном Рашем и погибшими на «Титанике» в 1912 году пассажирами. Жена Стоктона — Венди Раш — является праправнучкой магната розничной торговли Исидора Штрауса, совладельца универмага Macy’s, и его жены Иды. Они прожили вместе около .
OceanGate Expeditions, компания-оператор пропавшего батискафа «Титан», признала его экипаж погибшим. В заявлении компании сказано, что «эти люди были настоящими исследователями, которые разделяли особый дух приключений и глубокую страсть к исследованию и защите Мирового океана».
— Наши сердца — с этими пятью душами и каждым членом их семей в это трагическое время. Мы скорбим о гибели людей. Это чрезвычайно печальное время для наших сотрудников, преданных своему делу, которые измучены и глубоко скорбят об этой потере, — поделились в компании.
OceanGate отдельно поблагодарили спасателей, которые искали батискаф. Они попросили уважать частную жизнь семей погибших в это «максимально болезненное время». Также гибель экипажа подтвердила Береговая охрана США.
Хроника событий
Журналисты CNN нашли архивную версию маршрута, которая больше не доступна на сайте OceanGate Expeditions, чтобы воссоздать маршрут «Титана».
День 1-й: дайверы прибыли в Сент-Джонс, Ньюфаундленд, встретились с командой экспедиции и сели на корабль «Полярный принц», который доставил их к месту крушения «Титаника».
День 2-й: корабль продолжил путь к месту погружения в северной части Атлантического океана. Руководитель экспедиции рассказал о безопасности и логистике погружений.
День 3-й: начался первый спуск, который занимает около двух часов. Судя по маршрутной карте «Титана», члены экипажа должны были помогать капитану «со связью и отслеживанием, делать заметки для научной группы о том, что происходит за пределами иллюминатора. Наконец, члены экипажа должны были собственными глазами увидеть «Титаник» и вернуться на поверхность.
Спустя 1 час 45 минут после погружения батискаф перестал выходить на связь. На месте происшествия развернули поисково-спасательную операцию, в которой участвовали около 10 надводных судов, глубоководных аппаратов и самолетов из США, Канады, Великобритании и Франции. По данным NBC, запасы воздуха на пропавшем батискафе должны были закончиться в четверг, , в 14:08 мск. Кислород на борту был рассчитан на .
Летом 2022 года основатель и генеральный директор Стоктон Раш, демонстрируя почти готовую подлодку, заявлял, что это «единственная субмарина с пятью пассажирами, способная погрузиться на глубину, которая составляет половину глубины океана». Также он отмечал, что уникальная конструкция «Титана» с гладкими стенками делает ее особенно подходящей для перевозки людей.
— Нет никаких переключателей и предметов, на которые можно наткнуться, у нас есть одна кнопка, чтобы включить это. Всё остальное делается с помощью сенсорных экранов и компьютеров, — рассказывал Раш.
При этом при строительстве «Титана» использовали большое количество готовых деталей, среди которых есть и откровенно экономичные — например, контроллер Logitech Bluetooth за . Однако на системах жизнеобеспечения экономить не стали — их сделали при консультациях с инженерами NASA.
Отдельное внимание уделили удобствам — на борту «Титана» есть туалет за шторкой.
— «Титан» — единственная субмарина для глубоководных погружений, в которой есть туалет, что обычно является большой проблемой для многих людей, когда они собираются провести в подводной лодке с четырьмя людьми, которых они едва знают, — отмечал Раш в 2022 году.
Несмотря на наличие туалета, сама подлодка была размером с минивэн — на видео ниже можно понять, в каких условиях находились пассажиры.
По информации CNN, на Стоктона Раша подавали иск из-за мошенничества — пара из Флориды забронировала путешествие к «Титанику», но оно в итоге не состоялось. Они потребовали возместить стоимость поездки.
Режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон в интервью телекомпании ABC также поделился своими эмоциями по поводу состояния батискафа. По словам Кэмерона, многие эксперты, знающие, как работают глубоководные аппараты, обращались с замечаниями в компанию-оператор батискафа. Они писали в OceanGate Expeditions письма, говорили, что их батискафу нужна сертификация, и называли его слишком экспериментальным, чтобы проводить погружения с людьми.
— Это игрушка для взрослых. Многие эксперты заранее были крайне обеспокоены, а некоторые самые крутые инженеры, специализирующиеся на глубоководных погружениях, прямо обращались в эту компанию, — рассказал режиссер. — Так что я поражен схожестью с катастрофой самого «Титаника», где капитана несколько раз предупреждали о наличии льдов прямо по курсу корабля, а он, несмотря на это, шел вперед на полном ходу в безлунную ночь. В результате погибло множество человек.
Источник: ngs.ru
Какая утонула подводная лодка
Фото: скриншот/ YouTuve-канал scotonaboat
На спасение туристов, застрявших в затонувшей подлодке, осталось меньше суток. Подробности о спасении батискафа «Титан» сообщили в береговой охране США, предсказать остаток кислорода сложно.
Субмарину ищут уже третьи сутки – спасатели работают как с воздуха, так и под водой. Подлодка отправилась к «Титанику». Предположительно, батискаф «Титан» сейчас может находиться под обломками, на глубине почти четыре километра, найти его крайне тяжело, сообщает «Царьград».
По мнению адмирала Джона Могера из американской береговой охраны, у экипажа кислорода осталось меньше чем на 20 часов. Подлодка способна обеспечивать воздухом людей в течение 96 часов.
«Один из факторов, которые сложно предсказать, по поводу остающегося кислорода, – то, что мы не знаем, какова скорость потребления кислорода каждым человеком, который находится на борту подводного аппарата», – сказал Джон Могер.
На борту батискафа, предположительно, находится пять человек. Это влиятельные люди, заплатившие за тур к «Титанику» по 250 тысяч долларов.
Ранее «Петербургский дневник» сообщал, что подводный аппарат, на котором туристы спускались к месту крушения «Титаника», пропал в Атлантическом океане. Подробнее читайте здесь.
Источник: spbdnevnik.ru
Экипаж найденной в Черном море подлодки «Щука» четыре дня боролся за жизнь.Полный список погибших
Как сообщали СМИ, подлодку нашли 4 июля у берегов Тарханкута. Советское судно, потерпевшее бедствие и как считают историки ставшая жертвой глубинных бомб, пропала в феврале 1944 года.
Субмарина лежала на глубине 58,2 метров на расстоянии 20 км от берега, когда ее обнаружили водолазы. – Подлодка выполняла дозорную службу, торпедировала немецкий транспорт, на котором из Крыма вывозились ценности и войска вермахта, – рассказал журналистам директор Крымского республиканского учреждения «Черноморского центра подводных исследований» Сергей Воронов. Сохранность подлодки «Щ-216» поразила специалистов подводной археологии.
Кормовая часть до самой рубки осталась целой. По мнению специалистов отсеки подлодки – не тронуты водой: из семи пострадал только жилой – 2-й. Такая целостность затонувшего корабля позволит ученым извлечь её из воды и сделать из советской боевой субмарины музей. – Мы в легком ужасе.
Никто в истории и в практике подводной археологии не реставрировал и не консервировал подводную лодку, – отметил на пресс-конференции Сергей Воронов. – Гигантское сооружение. Сейчас мы разрабатываем методику. Во время бедствия, на подлодке погибли все члены экипажа. Их останки сохранились внутри корабля.
Исследователям уже известны имена всех сорока семи человек. – Мы нашли в центральном военно-морском архиве России их фамилии, адреса, имена всех ближайших родственников, – рассказал «Победе» Сергей Воронов. По его словам С.Воронова, родственники погибших краснофлотцев уже выходят на связь с исследователями: пока позвонили двое – из Израиля и Запорожья.
Специалисты планируют провести эксгумацию тел краснофлотцев. Подлодка и останки погибших воинов – членов экипажа найдут свое последнее пристанище в Феодосии. – Принято решение, что субмарина будет установлена в Феодосии, поскольку в 1941 году подлодка была приписана к феодосийской базе.
Члены экипажа, найденные на борту, будут перезахоронен с воинскими почестями здесь же, – рассказал «Победе» Сергей Воронов. На следующей недели археологи выйдут к месту находки и начнут подготовку к подъему всего того, что взрывом глубинной бомбы снесло с верхней части корабля. Это зенитные орудия, компаса, клаксон ручного привода.
Последний сохранился особенно хорошо из-за того, что сделан из меди. – Мы сможем услышать голос подводной лодки, – сказал С.Воронов. Сейчас решается вопрос по бюджетному финансированию. Поднимать судно дорого. Уже в августе ученые археологи надеются, что смогут приступить к работе.
По словам директора КРУ «Черноморского центр подводных исследований», этот проект поддерживает Администрация президента и даже взяла прямой патронат над этим проектом как над объектом подводного культурного наследия Украины. Справка. «Щ-216» – советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны серии X-бис проекта Щ – «Щука». Участвовала в Великой Отечественной войне, выполнила 14 боевых походов, в которых провела 299 суток и один транспортный поход в Севастополь (3 суток). Совершила 5 торпедных атак, в которых одно судно потопила и ещё одно повредила. Из сорока двух подлодок СССР шестнадцать считаются до сих пор пропавшими без вести.
На борту были 47 молодых мужчин со всего Союза.После того как власти Крыма обнародовали списки экипажа, журналисты разыскали родственника единственного крымчанина с советской подлодки, найденной крымскими аквалангистами в районе Тарханкута, сообщает ВГ. «Щука» мешала фашистам вывозить награбленное добро – охотилась на немецкие суда и топила их, пока не попала под обстрел быстроходных немецких кораблей. С пробоиной в жилом отсеке она залегла на дно, экипаж, слабея от недостатка кислорода, безуспешно пытался запустить моторы.
17 февраля 1944 года с «Щуки» пришел последний радиосигнал. 69 лет спустя ее на глубине 52 метра случайно обнаружили водолазы. Сенсационная находка породила массу вопросов: почему ее нашли только сейчас, кто являлся членами экипажа, и правда ли, что внутри «щуки» сухо. С помощью специалистов попробуем на них ответить. Почему подлодку нашли только сейчас? – Почему?
Ну, эта не последняя, еще целых 16 подлодок в Черном море числятся пропавшими без вести, – рассказывает Сергей Воронов, руководитель Черноморского центра подводных исследований. — А 52 метра – большая, техническая глубина. В тот квадрат мы пришли, чтобы продолжить начатые в прошлом году поиски палеоследов на дне Черного моря – тогда мы наткнулись на целое поле метановых фонтанов и грязевых вулканов и в этом году вернулись, чтобы отснять видео.
Вдруг мы зафиксировали объект. Оказалось, что это единственная воевавшая в то время в Черном море «щука» проекта Х-бис номер «Щ-216». Всего «щук» было построено 41, 36 затонули в сражениях, и ни одна в целости не сохранилась. Эта может быть первой. Еще одну нашли в Черном море, возле острова Змеиный, но торпеды в таком состоянии, что там страшно даже ластой двинуть!
Лодка мешала фашистам вывозить награбленное — В черноморском флоте был целый дивизион, состоящий из «щук» разных типов, в 1944 они препятствовали войскам Вермахта, вывозившим награбленное добро в порты Румынии и Одессы, – рассказывает Воронов. — Базировались в Феодосии и Грузии. «Щ-216», по данным сайта submarine-at-war.ru, 3 июля 41-го перешла в Севастополь, в августе – в Феодосию. Потопила румынский транспорт «Карпати» и повредила германский танкер «Фируз».
16 февраля 1944 года она торпедировала один из немецких транспортов, и после этого она на связь не вышла. Ее атаковали два военных немецких судна, наши хотели залечь на дно и переждать, пока они уйдут, но, увы, немцы попали.
Вторая наша подлодка передала, что слышала в этом районе 34 взрыва глубинной бомбы, а после на поверхности моря появились большое масляное пятно, папиросные пачки, обрывки одежды и книги. В 12 дня 17 февраля на следующий день немцы передали, что затоплена советская подводная лодка, Экипаж «Щуки» – кто они?
По словам председателя Рескома по охране культурного наследия Ларисы Опанасюк, командиром подлодки был сочинец, капитан III ранга Григорий Карбовский, ровесник первой в истории России субмарины «щука», выпущенной в 1904 году. Экипаж – 47 молодых мужчин со всего Союза, преимущественно россияне, а комендор – единственный на корабле крымчанин Николай Иванович Нудьга, родившийся 18 сентября 1923 года в селе Борогань Раздольненского района, беспартийный.
Родственников героически погибших моряков уже ищут с помощью специальных баз данных. Если она целая и сухая – это будет чудо Заместитель председателя Совета Министров Крыма Азиз Абдуллаев в свое время на камчатке в Авачинской бухте командовал взводом по обслуживанию подводных кораблей.
По его мнению, в шести отсеках субмарины действительно может быть сухо, но это при очень большом везении. – Надо учитывать, что резинки на крышках люков не могли сохраниться за столько лет, соленая вода ведь — среда агрессивная. А если герметики уже не было, могла сохраниться только мягкая нержавейка, из нее делают корпус субмарины. – сообщил Азиз Рефатович, добавив, что экипаж потопленной лодки мог продержаться еще 3-4 дня пока не кончился кислород.
Капитан 1 ранга Анатолий Югов, командовавший в 90-е отдельным дивизионом подводных кораблей ВМС Украины считает, что на «Щуке» сейчас все может быть так, как на момент гибели экипажа. – Когда лодка в море, все переборки задраены, и в случае аварии их моментально герметизируют. Другое дело, что швы могла «побить» коррозия, и тогда вода, возможно, стала просачиваться.
Но случаи, когда подлодки поднимали и находили останки моряков, реальны, в 1968 году нашу подлодку американцы подняли с глубины 5 тысяч метров. Журналист Леонид Пилунский, служивший в 70-е капитаном подводного научного аппарата «Гидронавт I», наоборот, уверен, что «Щука» не уцелела. – Мне очень трудно поверить, что в лодке за 70 лет остались не затопленными все отсеки, кроме одного.
Зная хорошо, как устроена подлодка, я вам говорю, что это фантастика. Трубопроводы пронизывают всю лодку от кормы до носовой части, где расположены торпедные аппараты, поэтому за семь десятилетий она была бы давным-давно затоплена полностью. Родственник крымчанина с «Щуки» живет в Евпатории.
Молодого человека зовут Андрей Нудьга, и он очень хочет, чтобы Николай Иванович оказался его прапрадедом. – Да, я почти уверен, что это мой родственник, все совпадает! Бабушка и дедушка мои рассказывали, что один из наших, родственник по линии деда, после войны числился пропавшим без вести. Я с вами сейчас говорю, и мурашки по коже! – возбужденно говорил нам в трубку Андрей. Он пообещал вечером сходить к дедушке, чтобы выяснить все точно. Новости Севастополя
Источник: www.liveinternet.ru