Какая птица относится к пернатой птице

1. Познакомить с птицами и показать их разнообразие.
2. Учить выделять существенные признаки птиц, исследовать строение пера птицы.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: перфокарты, конверт с письмом, картинки с изображением птиц, видеофрагменты о птицах с ярким оперением, ножницы; у учащихся – разные по размеру, форме и цвету перья птиц, стакан с водой, цветные карандаши.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе?

– Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуёй?
– Отгадайте загадку.

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)

Сом – это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5м, а масса – 150 кг.

Днём сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет.

2. Работа с перфокартами.

(Учитель раздаёт детям перфокарты с названием рыб.)

– Какие рыбы речные, а какие морские?

Закрасьте кружочки:
речные рыбы – зелёным цветом,
морские рыбы – синим.

III. Самоопределение к деятельности.

– Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо.
– Дорогие первоклассники! Я приглашаю Вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зелёном доме?
– Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу?
– Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
– Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка?
– Почему? (Бабочка – насекомое.)
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О птицах.)

IV. Работа по теме урока.

1. Игра “Кто больше”.

– Вспомните, каких птиц вы знаете. (Работа в группах.)
– Молодцы! Сколько птиц назвали!
– А как можно отличить птиц от других животных?

2. Работа по учебнику.

– Рассмотрите верхний рисунок стр. 36
– Каких животных вы узнали?

(Летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка – летяга.)

– Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
– Какое из нарисованных животных относится к птицам? (Курица.)
– Но ведь курица летает плохо, а её учёные относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. (Это перья.)
– Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело, которое покрыто перьями.)

Муравьишка Вопросик предлагает нам познакомиться со строением птиц.

– Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Практическая работа в парах.

(На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья.)

– Чем различаются эти перья?

Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

– А ещё у пера есть бородки. Покажите их.

А) Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.

Б) Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят.)

В) Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего, внутри пусто.)

Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень лёгкие.

Г) Обмакните перо в стакан с водой.

Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)

– Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
– Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать.)
– Для чего же нужны маленькие пёрышки? (Для тепла.)

2. Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями? (Рассказ учителя.)

– Что можно сказать об окраске перьев? Перья имеют разный окрас. Они украшают птиц.

3. Работа в рабочих тетрадях.

Стр. 25 задание №1.

Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

– О какой птице говорится в загадке

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс….(павлин)

Часто можно встретить очень красивых птиц.

У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц чаще всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Стр. 25–26 задание № 2.

– Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
– Чем эти птицы похожи? (Имеют чёрное оперение.)
– Чем отличаются? (Размером.)

У вороны чёрные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато – чёрного цвета.

– Выполните задание.
– А все ли птицы умеют лететь?
– Отгадайте загадку:

Какой чудак Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.

– Это животное не умеет летать, но пингвины являются птицами.
– Почему? (Их тело покрыто перьями.)

VII. Рефлексия. (Стр. 37.)

– Отгадайте, о какой птице идёт речь.

1. Ночь, как смола, черным – черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает …(сова).

2. Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел.)

3. Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка.)

4. Спереди – шильце.
Сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце.
Снизу – белое полотенце. (Ласточка.)

5.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

– Попробуйте рассказать об одной из этих птиц по плану:
название;
размеры;
окраска;
особенности.

Читайте также:  Почему птицу назвали глухарь

VIII. Подведение итогов урока.

– Каких животных называют птицами?
– Приведите примеры птиц.
– По какому плану мы описываем птиц?
– Оцените свои достижения на уроке.

Источник: urok.1sept.ru

Что такое курица и откуда она взялась – история происхождения домашней курицы и ее характеристики

Царство – в биологии ступень классификации биологических видов, самый высокий уровень среди основных. Выделяют пять царств живых организмов: Растения, Грибы, Археи, Протисты и Животные.

Класс – один из рангов классификации биологической систематики, категория животных или растений, похожих по строению, поведению и общим предкам.

Почему курица – птица и животное?

Животными в биологии считаются существа, объединенные типом питания. Все животные так или иначе питаются другими живыми организмами и получают питательные вещества гетеротрофно, то есть в виде готовых органических веществ. В это царство входят рыбы, насекомые, птицы, паукообразные и ракообразные, моллюски, черви и многие другие виды. Звери – это позвоночные млекопитающие, дающие потомство в виде детенышей. Все звери – это животные, но не все животные – звери.

Что такое курица и откуда она взялась – история происхождения домашней курицы и ее характеристики

Птицы являются частью животного мира и Царства Животные. Поэтому курицы одновременно являются и животными, и птицами. Однако называть курицу зверем – неправильно.

Общие характеристики, присущие всем курицам

Отмечаются такие признаки:

  • небольшие размеры;
  • яйценоскость;
  • половые различия между самцами и самками – петухи более крупные, имеют шпоры и объемные хвосты;
  • неспособность к длительному и высокому полету.

Как и когда курица стала домашней птицей

Предполагается, что предками современной домашней курицы были дикие гребенчатые куры вида банкивские джунглевые. Генетики доказали также, что в селекции птицы участвовали и другие разновидности джунглевых куриц. Наиболее вероятно то, что изначально одомашнили дикую банкивскую курицу, а затем скрестили ее с серой джунглевой.

Процесс одомашнивания начался в Азии, поскольку именно там изначально находился ареал птиц-предков. Точная дата приручения неизвестна. Останки домашних кур эпохи 2 тысячелетия до нашей эры были обнаружены археологами на Индостане. Китайские находки гораздо древнее – им около 8-9 тысяч лет. В Древнем Египте изображения птицы появились в середине второго тысячелетия до нашей эры.

Вероятнее всего, центры одомашнивания формировались параллельно.

Появление на Руси

На Русь, вероятнее всего, куры попадали разными путями, что позволяло формировать различные породы. Из Азии птица попала через Сибирь и Персию, из Египта – по Черному морю, с Балкан – через Румынию.

Мнение эксперта
Садчиков Николай Алексеевич
Ветеринар орнитолог

По археологическим находкам можно предположить, что птицы появились на Руси уже в начале нашей эры, хотя, возможно, это произошло и ранее.

На Руси птица была важным элементом обрядов и традиций, их изображения чеканились на монетах. Птицеводство было, скорее, стихийным. Особенно ценились птицы, способные переносить холода и нестись зимой. Крестьянские хозяйства держали огромные количества кур, много яиц и мяса шло на экспорт.

Классификация кур по направлениям

Существуют следующие направления:

Источник: gurukuru.ru

Почему птиц называют пернатыми?

Пернатые — от слова «перо», «оперение». У всех птиц без исключения есть перья, даже у пингвинов — пусть даже они внешне напоминают шерсть. Никто, кроме птиц, не обладает перьями, а значит, птица и ее перья неразрывно связаны. Существуют породы птиц без перьев, но они выведены в качестве эксперимента человеком и в дикой природе не встречаются.

Птичье оперение, оперение птицы, фото фотография птицы

Все птицы являются потомками древних ящеров, а их перья — видоизмененные чешуйки. Это — эпидермические отростки, самые сложные из всех имеющихся у живых существ (по сравнению с чешуей, волосами и шерстью).

Перья обладают особенными аэродинамическими характеристиками и позволяют птицам летать. Кроме того, они выполняют массу полезных функций: скромный окрас помогает птице прятаться, а яркий — привлекать противоположный пол. Перья греют птицу в полете и во время насиживания яиц, а у водоплавающих они смазаны особым жиром и играют роль скафандра, не пропускающего воду к коже. В общем — это гениальное изобретение природы, без которого птицы не были бы такими, какими мы их знаем.

Источник: zooclub.ru

Прыжок во взрослую жизнь

Гнездо оляпок Cinclus cinclus располагалось среди обломков корней вынесенной на отмель коряги. В нем уже третью неделю подрастали птенцы. Родители прилетали с кормом каждые две-три минуты, иногда делая длительные перерывы для отдыха. Набрав полный клюв разнообразных водных беспозвоночных, взрослые оляпки сначала появлялись на застрявшем над протокой березовом стволе, забавно приседали, косили глазом на мое укрытие, а потом перелетали на ближнюю к гнезду ветку, уже оттуда бросались к птенцам и за 1–2 секунды передавали корм одному или двум своим голодным отпрыскам.

Юные оляпки поджидали родителей на подступах к гнезду. Иногда в воду падали капли детского помета. Но, видимо, большинство птенцовых экскрементов оставались в пределах гнезда.

Слётки были уже настолько взрослыми, что проблема чистоты в гнезде стала нерешаемой — непереваренные остатки пищи уже давно не заключались в капсулы, удобные для переноски родителями, как это было в первые дни жизни. В итоге недоросли справляли нужду там, где жили, прямо как птенцы дятлов, которые загрязняют свой дом с самого появления на свет. А вот и отец явился, с едой — но кормить детей что-то не торопился.

Читайте также:  За что убивают койотов

Жизнь птенцовых

Детство (в данном случае время пребывания в гнезде) у большинства воробьиных птиц очень короткое — десяток дней или чуть больше. Разбив скорлупу яйца, птенец еще ничего не видит и умеет только открывать клюв, реагируя на сотрясения.

Полученная от родителей пища быстро усваивается, а непереваренные остатки выделяются в виде запрятанных в пакетик из слизи экскрементов, который родители уносят подальше от гнезда. Вскоре глаза открываются, на теле появляются трубочки будущих перьев, и птенец, непрерывно выпрашивая у родителей корм, стремительно взрослеет.

К десятому дню своей жизни птенцы в случае опасности способны покинуть гнездо, еще едва вспархивая. Обычно их называют слётками. У многих овсянок время пребывания в гнезде может сократиться до 5–6 дней, если родителей кто-то беспокоит и они часто подают сигнал тревоги.

Птенцы, еще не полностью оперенные, даже толком не умея ходить, один за другим ковыляют из гнезда, вступая в суровое отрочество. Они не умеют самостоятельно кормиться и поэтому непрерывно подают призывные сигналы, чтобы родители могли их найти и покормить. Такое рассредоточение снижает риск гибели от хищников всего выводка сразу, хотя беспомощный слёток первое время представляет собой очень легкую добычу для охочих до молодого мяса зверей и птиц. В некоторых случаях на птенцов могут напасть даже бурундуки или дятлы.

Нагрузка на родителей в это время только возрастает — нужно найти не только корм для птенцов, но и самих отпрысков. Еще необходимо постоянно отслеживать: не появился ли в районе взросления птенцов кто-то опасный, чтобы вовремя отвлечь внимание на себя, подать сигнал тревоги. Молодняк в такие моменты затаивается и не помышляет о настойчивом требовании корма.

Но везде успеть родителям удается далеко не всегда. Поэтому и встречи с доверчивыми слётками, которые без родительских сигналов не затаиваются и попадаются на глаза, происходят в тайге постоянно. Особенно печально, когда такой несмышленыш обнаруживается на берегу реки, а потом отправляется в полет над бурными водами. Мне не раз приходилось спасать таких незадачливых летунов.

В отличие от всех других представителей отряда воробьинообразных, оляпки сидят в гнезде долго. Гнездо, сложенное из мха, обычно располагается над водой, и покинуть его можно, только научившись достаточно прилично летать. Вот и сидят молодые птицы в гнезде по 20–27 дней. Непросто решиться покинуть привычный мирок гнезда и шагнуть во взрослую жизнь!

Орнитологи относят птиц, птенцы которых появляются на свет беспомощными, к птенцовому типу. К этой группе принадлежат воробьинообразные, попугаи, голуби, стрижи и многие другие.

Путь выводка

Развитие птенцов у тетеревиных птиц, куликов, гусеобразных и ряда других систематических групп проходит по типу, называемому выводковым. Детство (в отличие от птенцового типа) в этом случае протекает стремительно: в гнезде птенцы могут находиться только несколько часов и вскоре отправляются жить суровой отроческой жизнью.

Обсохнув после вылупления из яйца, птенцы превращаются в симпатичных пуховичков с хорошо развитыми зрением и слухом, поэтому они уже готовы к относительно самостоятельному существованию и начинают свою жизнь сразу со стадии, которая у воробьиных птиц соответствует выходу из гнезда. Пропитание они добывают сами, пробуя на «клюв» всё, что попадется в поле зрения.

Вот только тепловой баланс поддерживать «малолетнему» страннику первое время невозможно, и тут без помощи родителей, которые согреют в трудную минуту, никак не обойтись. Родители, сопровождая своих самостоятельных детей, не только работают самоходными обогревателями, но и отвлекают на себя внимание хищников.

Всё же, если сравнить их заботы с заботами воробьиных птиц, живется им несравненно легче. Кормить-то птенцов не нужно! Для выращивания такого потомства достаточно даже одного опекуна. Что мы в природе и наблюдаем. Утят водят одни самки, у тетеревиных птиц, как правило, тоже, хотя известны случаи, когда самцы рябчиков Tetrastes bonasia заменяли погибшую самку.

Самцы куропаток также номинально участвуют в опеке отпрысков, охраняя дальние подступы гнездовой территории, где могут отвлечь внимание хищника на себя. Что касается тетеревов и глухарей, то у этих видов петухи себя родительскими чувствами не обременяют. А среди куликов, наоборот, главной нянькой нередко оказывается папаша. Особенно выделяются в этом отношении плавунчики Phalaropus, у которых заботы матери о детях заканчиваются со снесением последнего яйца.

В отдельных случаях птенцы выживают, даже лишившись родителей. Так, в 2004 году на реке Бурунда Норского заповедника (Амурская область) я наблюдал троих гоголят Bucephala clan gu la в возрасте 1–2 недели, которые жили в заливчике реки без опеки матери, видимо погибшей.

Птенцы умудрялись спасаться от щуки, которая временами охотилась за ними, и чувствовалось, что их шансы стать взрослыми весьма велики. Из литературы известно, что гоголята могут и по своей воле перейти на «беспризорную» жизнь. Хотя на реке Вишере (Сев. Урал) нераспавшиеся выводки этого вида встречаются до начала августа.

Птенцы тетеревиных птиц к концу первой недели жизни начинают сносно вспархивать. Неслучайно их народное название — «поршки». При этом они еще совсем незначительно увеличиваются в размерах (по сравнению с тем, какими были по выходу из яйца). Ранний подъем на крыло позволяет в какой-то степени уберечься от хищников.

Такая особенность развития характерна для всех наших тетеревиных: рябчиков, тетеревов, глухарей, белой и тундряной куропаток. Но всё же процент гибели молодняка от хищников и иных причин у птиц очень велик: от 40 до 80%. Чем больше птенцов в выводке, тем меньше их доживает до зрелого возраста. В итоге численность популяций птиц остается более или менее стабильной.

Читайте также:  Как сделать паука в домашних условиях

На этом фоне в условиях северной тайги случаются и резкие колебания численности. Обычно пуховички тетеревиных птиц погибают в массовых количествах при возврате холодов: снег на Урале и в других районах Сибири может вдруг пойти и в июне, и в июле.

В этом случае резко снижается активность всяких мелких беспозвоночных животных, которыми в основном и питаются недавно появившиеся на свет рябчики, тетерева и глухари. Птенцы не могут найти себе корм, быстро теряют тепло при его поиске и погибают, поскольку, согреваясь только возле матери, выжить невозможно. Впрочем, такое случается и с воробьиными птицами: в этом случае родители не находят достаточное количество корма для птенцов и вынуждены на первое место поставить собственное выживание. При затяжных дождях могут сказаться и просчеты в выборе места для гнезда. Мне приходилось наблюдать за гнездами пеночек, где при длительном ненастье птенцы постоянно мокли и в итоге погибали от переохлаждения.

К «экстремалам» можно отнести крачек и куликов, гнездящихся на галечных островках и отмелях сибирских и дальневосточных рек. Здесь резкие колебания уровня воды происходят ежегодно и не по одному разу. Поэтому при подъемах воды часто тонут и кладки, и птенцы. Кажется, что для этих видов успешное гнездование подобно выигрышу в лотерею.

Хотя некоторые пернатые родители «прорабатывают» вопрос о выборе безопасного от наводнений места для гнезда. Так, многие кулики-перевозчики Actitis hypoleucos устраивают гнезда в таких участках берега, где сохранились старые листья. Есть листья — значит, это место не затопляется даже в пору разгула стихии.

О полумерах

Хищных птиц, с характерным для них длительным пребыванием птенцов в гнезде, можно было бы отнести к птенцовому типу, но что делать с пуховым покровом у новорожденных соколов, ястребов, орлов и сов? Поэтому для таких птиц был введен промежуточный тип развития — полувыводковый.

Детство у хищников тоже не радужное, хоть они и не беззащитные воробьи. В неблагоприятные годы родители не могут обеспечить птенцов кормом в достаточном количестве, и старшие начинают есть младших. Вероятно, именно поэтому у птенцов наблюдается большая разница в возрасте (насиживание начинается с первого яйца, а не после откладки последнего).

Подобные случаи каннибализма известны и у цапель. Конечно, развитие птенцов хищников зависит и от поведения родителей: в свое время Варвара Осмоловская писала, что птенцы сапсанов Falco pere grinus, у которых самки сами разделывают добычу на мелкие кусочки и кормят всех поровну, быстро утрачивают разницу в размерах и благополучно становятся взрослыми.

А вот зимняки Buteo lagopus не заботятся о правильном и справедливом распределении пищи между птенцами: они просто бросают добычу на край гнезда. В итоге получается, что если добычи мало, то старшие получают всё, а младшие ничего, что и приводит к уже упомянутым плачевным последствиям. Среднее число яиц, по данным Осмоловской, в кладках сапсана составило 3,4, и выживало из них 2,7 птенца.

У мохноногого канюка при средних размерах кладки в 4 яйца взрослыми становилось также 2,7 птенца. Таковы результаты родительского небрежения в кормлении детей. Необходимо отметить, что и у воробьиных птиц птенцы могут погибнуть в гнезде, будучи затоптанными братьями и сестрами. Такой случай я сам наблюдал в гнезде певчего дрозда в 2010 году.

Юность у части видов птиц оказывается довольно продолжительной. Если у мелких воробьиных птиц родители заботятся о своих чадах после вылета из гнезда от силы 2–3 недели, то врановые опекают своих детей значительно дольше. Яркий пример продолжительного детства являет собой крупнейший представитель воробьинообразных — ворон Corvus corax, который освоил всё северное полушарие.

Кажется, что приспособляемость этого вида к меняющемуся миру безгранична. Одна из причин успеха птиц — в длительном взрослении. Вóроны-родители обеспечивают своим птенцам долгую беззаботную жизнь после вылета из гнезда (около 5 месяцев). Молодые птицы могут, не задумываясь о пропитании, проводить время в играх и забавах.

При этом их пытливый ум насыщается разнообразной информацией и приобретает бесценный для последующей жизни опыт. Видимо, этот период «юности» играет большую роль в формировании взрослой птицы, легко приспосабливающейся к любым условиям.

Долгая юность, когда молодые начинают гнездиться лишь спустя продолжительное время (от 1 до 7 лет), характерна для крупных куликов, журавлей, крупных хищников, крупных водоплавающих. Но в отличие от «многоумных» воронов такая задержка происходит просто по причине длительного развития, связанного с большими размерами птиц. Размножение проходит медленно, и, как следствие, восстановление численности после воздействия на популяцию каких-то неблагоприятных факторов тоже. Неслучайно многие из этих видов попали в Красные книги…

***
Тем временем самец оляпки долго сидел на стволе березы, приседал и как будто демонстрировал птенцам свой набитый вкусностями клюв. Казалось, он выманивал детей покинуть гнездо. Но слётки наблюдали за ним и оставались на месте. В конце концов родитель не выдержал и накормил своих нерешительных отпрысков.

Надеясь застать момент вылета из гнезда, я какое-то время еще просидел в укрытии, но птенцы явно не собирались пока покидать отчий дом. Пришлось уйти, так и не дождавшись торжественного момента. Страшновато расставаться с детством!

Источник: www.vokrugsveta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...