День памяти погибших подводников отмечают 7 апреля. Главком ВМФ учредил эту памятную дату, воздавая почести экипажу атомной подводной лодки «Комсомолец». В этот день ровно в 17 часов 08 минут приспускают Андреевский флаг все военные корабли. Моряки поминают героев, которым не суждено вернуться на берег.
Первую подводную лодку «Дельфин» вместе с большей частью экипажа Россия потеряла в 1904 году. В годы Первой мировой и гражданской войны погибли 29 лодок, во Вторую мировую — 101.
Подводник — одна из самых опасных профессий военного флота. Служба этих людей изобилует опасными экстремальными ситуациями как в мирное, так и в военное время.
Для советских подводников мирное время закончилось в августе 1958 г. с началом холодной войны в океане. Как рассказал в книге «Повседневная жизнь российских подводников» , за годы этой необъявленной войны погибли 11 советских подводных кораблей, 5 атомных и 6 дизельных. Одна из потерь — дизель-электрическая подводная лодка С-80.
Самая аварийная подлодка СССР. История К-19
Вооруженная торпедами и крылатыми ракетами лодка с 68 членами экипажа вышла из Полярного в короткий плановый поход 25 января 1961 года. Около 23 часов 26 января командир корабля капитан 3 ранга Анатолий Ситарчик доложил о выполнении учебной задачи и получил распоряжение возвращаться на базу. Спустя 2 часа связь с С-80 прервалась, лодка пропала.
Её тщательно разыскивали. Корабли поисковой экспедиции утюжили район предполагаемой катастрофы, но кроме аварийного буя с тактическим номером С-80 на «шильдике» из нержавеющей стали ничего не нашли.
На борту субмарины находились новейшие для того времени крылатые ракеты. Куда они пропали? Целых семь лет никто не знал, что произошло с кораблём и его вооружением. Была даже версия, что экипаж увёл секретную подводную лодку в одну из стран НАТО. Измена?
Официально весь экипаж С-80 объявили пропавшими без вести. Как следствие — вдовы и дети подводников не получали никаких пособий до тех пор, пока в июне 1968 года на затонувшую подводную лодку не наткнулось спасательное судно.
Она лежала на глубине 200 метров чуть в стороне от района поисков. Всего полторы мили севернее, и лодку нашли бы в 1961-м. Возможно, это немного облегчило бы положение семей моряков, не родилась бы в чьей-то подозрительной голове шокирующая версия об измене, но спасти экипаж всё равно было невозможно.
Флот не располагал необходимой техникой. Главкому ВМФ СССР удалось «выбить деньги» на постройку специального судна для подъёма подводных лодок лишь «под катастрофу» С-80. Своей гибелью подводники «оправдали» затраты на спасатель «Карпаты», который через 7 лет после катастрофы поднял на поверхность затонувший ракетоносец с телами погибших.
Заполненную забортной водой лодку с задраенными люками доставили в бухту и установили на понтоны. Спасатели экспедиции особого назначения (ЭОН) провели сложнейшую техническую операцию ради того, чтобы установить причины гибели корабля.
Но члены государственной комиссии, опасаясь самопроизвольного взрыва торпед от перепада давления, не спешили осушать и вскрывать субмарину. Её собирались взорвать, что не оставило бы ни малейшей возможности выяснить, почему затонула подлодка.
Морякам ЭОН пришлось, по сути, нарушить запрет, чтобы ночью в водолазном снаряжении пробраться в затопленный отсек и обезопасить торпеды от взрыва.
Некоторые, не выдержав пытки, убили себя сами. В аккумуляторной яме мичман перемкнул руками электрические шины. Ещё один матрос, лёжа в койке, руками затянул на шее петлю.
Госкомиссия сделала вывод, что к гибели лодки привела цепь трагических совпадений. Среди них и штормовая погода, и обледеневший клапан, и ошибки экипажа. Свидетели событий тех лет называют среди причин попытку увернуться от столкновения с неизвестным судном и опасное маневрирование, сборный экипаж и пресловутое стремление выполнить план любой ценой.
Некоторые даже полагают, будто причина катастрофы в том, что командир С-80 изменил собственным традициям. Он всегда выходил в море, надев лётный шлем и перчатки погибшего на войне отца, но в этот раз почему-то оставил талисманы дома. В море легко стать суеверным…
Источник: www.shkolazhizni.ru
Не вернулись из моря
Ежегодно 7 апреля в России вспоминают погибших моряков-подводников — представителей одной из самых ответственных и опасных военных профессий. Подводники подвергаются постоянному риску как в военное, так и в мирное время. За более чем полвека на Тихоокеанском флоте произошло немало трагедий, жертвами которых стали подводники. В день памяти погибших подводников ИА PrimaMedia вспоминает трагедии на субмаринах ТОФ.
С-117 (Щ-117)
С-117 (до 10 июня 1949 года — Щ-117) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны в составе Тихоокеанского флота. Принадлежала к серии V-бис проекта Щ — «Щука». Погибла в Японском море в декабре 1952 года.
С-117 затонула в Японском море в декабре 1952 года. Фото: navy.su
14 декабря 1952 года С-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а С-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Последняя связь с лодкой состоялась в 3 часа 15 минут 15 декабря. Больше на связь лодка не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.
К-129
Дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К-129 из состава Тихоокеанского флота погибла 8 марта 1968 года. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов. На связь субмарина перестала выходить 8 марта.
Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху, на глубине порядка 5,6 тысяч метров. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.
К-129 погибла 8 марта 1968 года. Фото: navy.su
12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ «Проект Азориан», при помощи специально сконструированного оборудования (корабль «Гломар Эксплорер» и спецдок с устройством подводного захвата корпуса лодки), была поднята носовая часть подводной лодки.
Расследование госорганов США (операция «Дженнифер»), основанное на непосредственном исследовании остатков корпуса судна как на дне океана, так и после их подъема на поверхность, пришло к выводу, что причиной катастрофы К-129 стало срабатывание двигателей ракет Р-21.
К-56
13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном «Академик Берг». Подлодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб.
К-56 затонула после столкновения с судном «Академик Берг» в заливе Петра Великого 13 июня 1973 года. Фото: navy.su
«Академик Берг», шедший со скоростью девять узлов, ударил К-56 в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в прочном корпусе четырехметровую пробоину.
В первом отсеке осталось 22 моряка, сумевшие сохранить воздушную подушку и боровшиеся с поступлением воды, пока командир К-56 не выбросил лодку на отмель. Второй отсек затопило в течении нескольких минут, находившиеся в отсеке офицеры загерметизировали переборки изнутри, чтобы предотвратить затопление смежных отсеков. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором после затопления аккумуляторных ям. Ценой своей жизни подводники второго отсека спасли подлодку от полного затопления. Прибывшие на следующий день спасательные суда завели под К-56 понтоны, лодку сняли с отмели и отбуксировали в док.
Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». В результате трагедии погибли 27 человек, из них 16 офицеров, пять мичманов, пять матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В живых остались около 140 моряков.
19 июня 1973 года на кладбище поселка Тихоокеанский (ныне город Фокино) состоялись похороны погибших подводников.
С-178
Дизельная средняя подводная лодка С-178 проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла 21 октября 1981 года вблизи Владивостока в результате столкновения с РФС «Рефрижератор-13».
В день катастрофы подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Маранго В. А. возвращалась в базу после двухдневного выхода в море.
21 октября 1981 года подлодка С-178 столкнулась с транспортным рефрижератором недалеко от Владивостока. Фото: navy.su
В 19.30 С-178 получила «добро» на вход в бухту Золотой Рог. На фоне береговых огней Владивостока и стоящих на рейде судов, огни РФС-13 с мостика подводной лодки заметили, когда судно было очень близко. Командир успел отдать команду: «Право на борт»! Сигнальщику осветить встречное судно». Но было уже поздно. В 19.45 «Рефрижератор-13» ударил субмарину в левый борт в районе 6-го отсека.
Через образовавшуюся пробоину отсек был затоплен в течение 15-20 секунд., а лодка получила сильный крен. Примерно через 40 секунд после столкновения С-178, принявшая около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 32 метра.
18 человек, находившиеся в 6-м, 5-м и 4-м отсеках, не успели загерметизироваться и погибли в течение полутора минут. Четверо моряков загерметизировались в 7-м отсеке, в 1-м и 2-м отсеках также загерметизировались оставшиеся в живых члены экипажа. В носовых отсеках оставались 26 выживших моряков. РФС-13 сумел принять на борт 7 подводников, выбравшихся на поверхность, после чего сообщил об аварии на берег.
В 8:45 следующего дня, 22 октября, впервые в мировой истории подошедшая к затонувшей субмарине подлодка БС-486 начала спасение людей. Однако из-за трудностей поиска объекта и выбора позиции для начала работы все началось только в 3 часа ночи 23 октября. Три подводника погибли при попытке самостоятельно выбраться из затонувшего судна. Только в 20.30 23 октября был спасен последний моряк — старпом капитан-лейтенант Кубынин.
24 октября началась операция по подъему затонувшей лодки. С-178 была отбуксирована в бухту Патрокл и положена на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших. 15 ноября 1981 года субмарина была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным.
Всего жертвами стали 32 человека: 31 член экипажа и один курсант. Удивительным является то совпадение, что подлодка затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт.
Захоронение погибших произведено 5 ноября 1981 года. В братской могиле захоронено 16 моряков-подводников, 10 моряков похоронено по месту жительства, тела шестерых — не найдены.
Памятник экипажу подводной лодки «С-178» был создан по инициативе подводников и установлен на Морском кладбище города Владивостока у места захоронения погибших подводников в 1982 году, в первую годовщину со дня гибели подводной лодки. На лицевой стороне памятника, на гранитной табличке выгравированы слова: «Морякам-тихоокеанцам ПЛ «С-178″, погибшим 21 октября 1981 года в Японском море». На правой стороне ограждения рубки находится табличка с надписью: «Вечная память морякам-подводникам, погибшим при исполнении воинского долга» и списком погибших подводников. На гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, выгравированы фамилии 32 погибших подводников.
К-429
24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен).
АПЛ К-429 670 проекта затонула 24 июня 1983 года у берегов Камчатки. Фото: navy.su
При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.
Источник: primamedia.ru
Вспоминая давно забытую трагедию: О затонувшей подводной лодке К-278 «Комсомолец»
Аварии на подводных лодках обычно приводят к смерти всего экипажа. Выбраться живым из смертельной ловушки, как правило, очень трудно. Но один человек всё же сумел уцелеть и бросить вызов самой смерти. О том, что случилось тогда 30 лет назад на подлодке «Комсомолец», он не забывал никогда. Трагедия 7 апреля 1989 года в Норвежском море до сих пор вызывает ужас у тех, кто о ней слышал.
По официальной версии всё случилось из-за пожара на борту. Погибли 42 советских моряка, выжили – 27. Человек, который бросил вызов самой смерти – это мичман Виктор Слюсаренко. Он выжил, оказавшись на глубине более 1000 метров. А это практически уникальный случай за всю историю человечества.
Слюсаренко был родом из Винницкой области. Экипаж подлодки, на которую он поступил служить, состоял из украинцев и русских. Как признавался Виктор в беседе со СМИ, вначале корабль носил название «Плавник». Но потом местный замполит посчитал, что из-за молодого экипажа следует название изменить. Таким образом подлодка получила наименование – «Комсомольца».
Судно вышло в море 28 февраля 1989 года. Уже 31 мая экипаж должен был вернуться домой. Но у судьбы были свои планы. 7 апреля вахта Слюсаренко была с 12 ночи до 4-х утра. «А пока я отдыхал у себя в каюте», — рассказывал подводник, «Кушать не стал, итак, кормили 5 раз в день. Около полудня вышел на построение и инструктаж. И тогда в 7-м отсеке прозвучал сигнал «пожар».
Как выяснилось, матрос, пытавшийся ликвидировать возгорание, погиб сразу.
В тот момент «Комсомолец» находился на глубине 350 метров. Всплывать начали в срочном порядке. Но потом сработала аварийная защита атомного реактора, и корабль потерял ход. Командир подлодки принял решение – «продуть» воду из спеццистерн сжатым воздухом. Но ситуация ухудшалась.
С 7-го отсека пожар перекинулся на 6-й. Как рассказывал Слюсаренко, «горело даже то, что не должно было гореть». Будущего героя назначили в спасательную группу. Задача была ответственной – изолировать и загерметизировать горящие отсеки. «Мы едва успевали раненых и обожжённых вытаскивать», — отмечал Слюсаренко, «Вокруг – ад, темнота, нечем дышать, и я выношу своего товарища, оставшегося без кожи». Далее последовали электрические замыкания.
На военной базе о ситуации знали. Над лодкой стали кружить военные самолёты. Сообщили, что на помощь подводникам уже выслали гражданские суда. Но у спасателей ещё было немало работы. Необходимо было забрать все секретные документы, и потому они полезли снова. В тот-то момент подлодка накренилась и пошла ко дну. Спасатели убежать не успели, хоть и пытались.
Люк оказался не закрытым, и Слюсаренко окатило холодной водой. Кому-то из мичманов удалось закрыть люк, чтобы вода не проникла на судно. Однако капкан был уже неизбежен. Горело два отсека, а судно стремительно шло на дно. «Правда через какое-то время лодка встала горизонтально», — вспоминал Виктор, «Она так устроена. Стало легче, уже не нужно висеть на трапе.
Но я уже терял сознание, когда меня втащили в выходную камеру».
Пятеро спасателей оказались запертыми на погибающем корабле. В камеру уже начинала просачиваться вода. Под воздействием сжатого кислорода она закипала. Слюсаренко понимал, что смерть на пороге, и скорее всего на этот раз им не удастся уйти. «И тут снизу постучали. Командир приказал открыть люк.
Мы замешкались. И как оказалось, эти несколько секунд спасли нам жизнь – лодка резко провалилась, начались взрывы. Стуки прекратились». Мичман признавался, что никогда не забудет тех жутких мгновений. Обычно такое остаётся в памяти навсегда. «Мы продолжали лететь вниз», — говорил он, «Сидели впятером в выходной камере и слушали, как умирает «Комсомолец».
Лопались перегородки, взрывались цистерны. Слушали и молчали».
Когда командир сделал замеры, оказалось, что спасатели на глубине более 1000 метров. Выжить в таком случае уже не представлялось возможным. Оставался только вопрос – как умереть без мучений. Давление было огромным, и вода могла раздавить людей в любую секунду. Но всё же герои не теряли надежды.
Задача, которую предстояло выполнить, была намного труднее предыдущих – отсоединить камеру от подводной лодки. Вручную это сделать не выходило, поэтому они решили сделать это сжатым воздухом. В камере имелись клапаны. Пока их искали, раздался взрыв. Аккумуляторные батареи оказались повреждены водой, началось выделение водорода, который тут же взорвался.
Именно этот взрыв и спас Слюсаренко. Он оторвал камеру от подлодки. Она наполнилась каким-то странным неведомым дымом. Мичман признавался, что никогда такого ещё не видел. «Я увидел, как передо мной падает Юдин и услышал голос командира. Всем включиться в ИДА!» ИДА – это специальные дыхательные аппараты, которые есть у всех подводников.
Но самое странное было то, что такой приказ никто не мог отдать. Откуда именно возник голос – Слюсаренко так и не понял. Он говорил, что это походило на мистику. Юдин, будучи соратником Виктора, не смог вовремя натянуть ИДА, но товарищи ему помогли. Потом они бросились к командиру и надели на него аппарат.
В это же время прозвучал громкий хлопок. Камера резко всплыла на поверхность.
Внутреннее давление сорвало люк сразу же, и товарища Слюсаренко, Черникова, подбросило высоко вверх. Он улетел на 30 метров, а затем, ударившись об воду, умер от разрыва лёгких. Виктора тоже швырнуло, но он сумел удержаться, отчаянно хватаясь за горловину люка. «Камера начала тонуть, и я спрыгнул в воду. Но вода была ледяной, +2 градуса».
Как рассказывал мичман, в такой воде продержаться можно было не более 20 минут. Но он провёл 40. Мимо проходило судно. Поначалу оно не заметило Слюсаренко, но потом матросы на нём увидели мешок погибшего Черникова. Вскоре Виктор был уже у спасателей.
Оставшихся в живых подводников тоже спасли, но не всех. Многие умерли от переохлаждения и потери сил.
«Многие спрашивали меня, было ли страшно?» — вспоминал Виктор, «Ну, может несколько секунд. Когда висел на поручне, когда сверху вода лилась. Ещё мелькнула в голове досада, что жена опять замуж выйдет». После трагедии Слюсаренко службу так и не продолжил. Он решил пожить обычной жизнью. Боль, доставленная ему на «Комсомольце», была немыслимой. От такого он уже никогда не оправиться.
Ему не хотелось возвращаться туда, где его ждала смерть, особенно такая страшная, как на том погибающем судне. Виктор остался жить в Киеве, где проживает и поныне.
Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram
Источник: argumenti.ru