Какая горелка лучше газовая или бензиновая

Появившееся в последние десятилетия на отечественном рынке газовое оборудование для туристской кухни заметно потеснило привычные бензиновые примусы. Этому способствовало прежде всего снятие с производства отечественных «Шмелей» (ныне их делают в Казахстане под названием «Дастан») а так же удобство и надежность газовых горелок в эксплуатации. Однако, и у них нашлось множество недостатков. Первый и главный — дороговизна. На втором месте — невозможность пополнить запасы топлива на маршруте и запрет на перевозку газа в поездах.

В туристских магазинах широко представлены изделия зарубежных фирм: «Кемпингаз», «Примус», «Колеман», «Ковея», «Маркил» и ряд других. Яркая, но пустая реклама, к сожалению, не позволяет сделать осознанный выбор. Поэтому попробуем опереться на опыт московских туристов, обобщенный Д.А. Губаревым, консультантом магазина «Турга-лантерея», с дополнениями автора.

Раньше всего туристы познакомились с фирмой «Кемпингаз». Очень скоро стало ясно, что пластмассовые детали, особенно кольцо с цанговым зажимом для установки горелки на баллоне, при работе под тепловым экраном плавятся, и герметичность соединения с баллоном нарушается.

Газовая или бензиновая походная горелка Рыболовные расследования. Сезон 3.

Непосредственно для спортивных походов предназначено оборудо вание других фирм, отличающееся унификацией и взаимозаменяемостью а также отсутствием ответственных деталей из пластмассы.

Среди никилерованного множества горелок, разместившихся на магазинных полках, выделим три вида:

— малые горелки, насаживаемые на баллон

— большие горелки, насаживаемые на баллон

— выносные горелки с большим (широким) рассекателем. Малые горелки при мощности около 2,7 кВт потребляют до 100 г газа в час и при отсутствии ветра или под тепловым экраном спо собны быстро вскипятить воду для 1—2 человек.

Большие горелки (с широким рассекателем) мощностью 3—3,2 кВт потребляют 140—150 г газа в час. КПД их ниже, но пламя, распространяясь на большую площадь, способно вскипятить ёмкость с водой на

5—8 литров, разумеется с тепловым экраном. Большие горелки, насаживаемые на баллон можно сдваивать, как и обычные примусы (рис. 5). Однако, такая конструкция неустойчива, а при перегреве может выйти из строя пластмассовое кольцо, (сальник) уплотняющее рукоятку управления, заменить которое нечем. Кроме того, при низкой температуре невозможно подогревать баллон (см. об этом ниже) и контролировать остаток газа.

Этих недостатков лишены выносные горелки. Есть у них и очевидное преимущество: газ подаётся по трубочке, проходящей через пламя горелки, что повышает КПД. Однако площадь, занимаемая такими горелками велика. Больше одной под круглодонную кастрюлю не поставить. Зато используя выносные горелки можно подогревать баллон.

Газ расширяясь по мере расхода, охлаждается так, что нижняя часть баллонов нередко покрывается инеем. Давление, а следовательно и подача газа уменьшается. При низкой температуре воздуха газ в баллоне может превратиться в лед, и горение прекратится.

Газовая горелка или бензиновая при минус 10? Тест!

Температура замерзания газа зависит от его состава. Чистый бутан можно использовать только летом. При температуре воздуха ниже +10° баллон с бутаном надо подогревать, а ниже +5° работать с ним очень сложно.

Спасает положение добавка в газовую смесь низкокипящего пропана, В некоторых баллонах (МЗК.) его доля достигает 35%. Фирма считает, что таким газом можно пользоваться при морозе до —23°. Однако теплотворная способность смеси ниже, а расход топлива, соответственно выше. Смесь среднего состава (обычные серые баллоны фирмы «Примус») работают при температуре до -10°, а специальные до -15°.

В холодное время года удобно подходя к месту бивака отогреть баллоны под одеждой, а на ночь положить их в спальный мешок. Для подогревания баллонов выпускаются каталитические грелки-подушки и газовые обогреватели для баллонов и палаток. Умельцы в тех же целях удлинняют соединительный шланг и помещают баллон на крышку кастрюли. Сравнительная стоимость газовых баллонов такова:

Корейские баллоны 220 г 24 р.

Отечественные 220 г 26 р.

«Кавус» 230 г 80 р.

«Примус» 230 г 153 р.

«Примус» 450 г 216 р.

«Колеман» 450 г 250 р.

Работа с горелками и тепловым экраном описана в предыдущей главе. В дополнении к горелкам туристами освоены газовые лампы. Они хороши и как источник света, и как обогреватель палатки. Низкий расход газа позволяет использовать их для дожигания использованных баллонов.

Однако, как бы ни был хорош и удобен газ, в холодное время года и в высокогорных походах жидкое топливо остаётся вне конкуренции. Особенности отечественных примусов описаны в специальной главе. Зарубежные бензиновые горелки непохожи на привычный агрегат и состоят из отдельных частей. Бачок, насос, соединительная трубка — бензопровод и горелка легко разъединяются и могут переноситься отдельно. При такой компоновке невозможен перегрев бачка и следовательно, исключен предохранительный клапан.

Изо всех известных конструкций наименее теребовательны к качеству топлива горелки фирмы «Примус». Они не содержат пластмассовых деталей, в отличие, от изделий фирмы М5К, где из пластмассы сделан насос. В горелках фирмы «Колеман» невозможно прочистить бензопровод, а новый стоит около 500 рублей.

Кроме бензина в горелках «Примус» можно использовать керосин и другие горючие жидкости. Опыт работы с гептаном и гексаном свидетельствует, что они экономичнее и удобнее бензина. В предыдущих главах приведены способы борьбы с характерными запахами и методы транспортировки топлива.

Что касается универсальных горелок, следует иметь в виду, что всякая система типа «два в одном» снижает эффективность обеих. У таких горелок больше расход топлива, ниже КПД.

Отметим, что европейские фирмы дают на свои изделия трёхлетнюю гарантию. На корейские изделия гарантию на год предоставляет магазин «Тургалантерея» в Москве.

Как и в случае с отечественными примусами варочная посуда для импортных горелок должна иметь широкое дно и низкие стенки. В туристских магазинах можно найти специальные комплекты варочной посуды, от малых, на 1—2 человек, до групповых, объемом 5 литров и более.

Весьма экономичны специальные ёмкости с обмедненным дном. Однако стоимость их велика — 500—700 рублей за предмет.

Читайте также:  Что такое браунинг в сексе

А вот автоклавы и скороварки по-прежнему делают только народные умельцы. Здесь они вне конкуренции, поскольку нередко используют космические технологии, недоступные иностранным фирмам.

  1. Химический состав и калорийность пищи
  2. Продукты для похода
  3. Дневной рацион питания
  4. Раскладка продуктов. Плавающая раскладка
  5. Составление раскладки
  6. Распределение и учет продуктов
  7. Упаковка, хранение и транспортировка продуктов
  8. Питание на маршруте
  9. Приготовление пищи в походных условиях
  10. Туристский примус
  11. Газ или бензин
  12. Витамины и медикаментозные препараты
  13. Водно-солевой режим
  14. Добыча и очистка воды
  15. Контроль за физическим состоянием участников похода
  16. Расчетная карточка завхоза. Дневной рацион на период акклиматизации
  17. Расчетная карточка завхоза. Штурмовой рацион
  18. Расчетная карточка завхоза. Восстановительный рацион (после штурмового дня)

Источник: survinat.ru

Горелка на газе или на жидком топливе?

Плюсы газа как топлива очевидны. Не требует предварительного разогрева горелки. Сами горелки конструктивно очень просты, не засоряются, не пахнут, очень просты в использовании. Минусы у газа тоже есть. При больших отрицательных температурах горелки начинают работать нестабильно.

Плюсы газа как топлива очевидны. Не требует предварительного разогрева горелки. Сами горелки конструктивно очень просты, не засоряются, не пахнут, очень просты в использовании. Минусы у газа тоже есть. При больших отрицательных температурах горелки начинают работать нестабильно.

Плюсы газа как топлива очевидны. Не требует предварительного разогрева горелки. Сами горелки конструктивно очень просты, не засоряются, не пахнут, очень просты в использовании. Не ломаются, если, конечно, по ним не бить молотком, относительно не дороги. Все обеспечивают точную регулировку мощности пламени…

Минусы у газа тоже есть. При больших отрицательных температурах горелки начинают работать нестабильно и требуют предварительного подогрева газа и самого газового баллона. Мало того, при работе горелки газ испаряется, предварительно охлаждая баллон, и приходится иногда (если позволяет длина шланга) разогревать баллон на горелке, или ставить его на крышку кастрюльки, в которой вы топите снег или готовите пищу. После этого иногда приходится убирать баллон в спальник, что, согласитесь, неприятно.

Второй очевидный минус газа – это его высокая цена.

Для примера приведем приблизительный расчет стоимости топлива для высотного октябрьского мероприятия. Мне требовалось обеспечить топливом четырех человек на три недели. По скромным расчетам требовалось как минимум 100 г газа на человека в день, т.е. около 8-9 кг ( 15-16 литров) сжиженного газа. То есть по минимуму цена фирменного топлива (MSR или Primus) для меня составила бы около 200 $. Но так как на топливе экономить нельзя, необходимый резерв составил бы еще как минимум еще 100 $. А увезти в самолете такое количество топлива очень проблематично. Приобрести на месте – тоже проблематично. Есть, конечно, и более дешевые варианты – а именно, заказать 1 большой баллон с пропаном, переходник и заправлять баллоны горелок на месте… Хлопотно это…
Впрочем, отметим, что для июльского мероприятия на Кавказе газа потребуется на 20-50 % (в зависимости от задач группы) меньше.

А теперь представим, что у нас есть жидкотопливная горелка, например MSR XGK или Primus OmniFuel. Бензина на это же самое мероприятие понадобилось бы 20-25 л, и стоимость бы его составила бы 6-10 $. Причем его легко можно купить на месте.
Почувствуйте разницу!
Практически можно купить специально для поездки новую жидкотопливную горелку, и она окупится сразу.

Теперь поговорим о плюсах и минусах жидкого топлива.

Вообще, жидкое топливо не обязательно должно быть бензином. Есть горелки, которые работают на бытовом или авиационном керосине, специально очищенном бензине, дизельном топливе (солярке), специальных видах топлива, которые выпускают ведущие производители (например, MSR White Gas или Primus fuel). Есть те, который отлично работают на неэтилированном бензине, азиатском бензине (отдельный класс бензина, в котором не понятно чего больше — ослиной мочи или солярки), а также на чистом спирте (но это уже совсем извращение, его лучше принимать внутрь).

Кстати, напомним, что почти все жидкотопливные горелки плохо переваривают спирт разной степени чистоты, т.к. он разъедает материал прокладок.

Итак, для чего нам нужна жидкотопливная горелка (мы рассматриваем исключительно наши, российские условия).
Мы хотим сэкономить, хотим не везти с собой топливо. Желаем, чтобы при больших отрицательных температурах наша горелка работала стабильно, и не желаем возиться с подогревом баллона.

Таким образом, специальные виды топлива, выпускаемые производителями, отпадают сразу. Да, MSR White Gas не пахнет, он не такой летучий, как обычный бензин, он не засоряет горелку, но стоимость его сравнима со стоимостью фирменного газового топлива, и достать его в Алма-Ате или Бишкеке практически невозможно. Таким образом, в наших условиях актуально использовать топливо, которое легко достать на месте и которое дешево стоит. А это либо автомобильный бензин разной степенью чистоты (часто непредсказуемой), либо солярка, тоже непредсказуемой чистоты.

Итак минусы. При работе на плохо очищенном топливе любая горелка рано или поздно засорится. Т.е. ее надо будет чистить.
Мало того, бензин вонючий, летучий, коптит при разогреве горелки и вообще противный.
Кроме того, пары бензина, собравшиеся в палатке, могут устроить вам незабываемый фейерверк.
Солярка менее энергоемка, и для кипячения определенного количества воды, например, вам потребуется больше времени и топлива. А уж коптит она совершенно не по-детски.
Еще один относительный минус жидкотопливных горелок – все они требуют за собой некоторого ухода и не так просты в управлении, как газовые (все они требуют хотя бы предварительного разогрева).

Итак, сухой остаток. Ваш выбор – жидкотопливная горелка, готовая переваривать грубое топливо, если:

*вы готовы немного помучиться или, наоборот, «получить удовольствие», вдыхая пары бензина и тратя некоторое время на разогрев горелки,
*не желаете общаться с полицией в аэропортах по поводу изъятия газовых баллонов из вашего багажа,
*готовы готовить в тамбуре палатки при больших отрицательных температурах, не грея в паху баллон с газом,
*не хотите тратиться на топливо.
Для остальных случаев, наверное, лучшим выбором будет газ.

Читайте также:  Какой уровень сигнала триколор

А сколько нужно топлива?

Действительно, сколько топлива взять с собой? Общепринятая для России норма составляет порядка 50-120 г на нос в зависимости от условий мероприятия, грамотной посуды, горелки, наличия ветрозащиты и «человеческого фактора»….
Западные эксперты рекомендуют от 100 до 450 мл топлива на человека в день. Также в зависимости от вышеуказанных факторов.

Мы смотрим на это проще: чем больше топлива, тем лучше. Вы рассчитываете количество топлива на свое мероприятие, а потом умножаете его на полтора или два.
Потому что если вы потеряете варежку, то можно надеть на руку носок, например. Если у вас закончится еда, то и ладно…. А вот если у вас кончится топливо, то попить чайку вы уже не сможете…

Чуть подробнее о факторах, влияющих на расход топлива:

Внешние условия:

В несложный коротком летним велопоходе, даже если вы не планируете готовить на костре, вам потребуется кипятить воду с начальной плюсовой температуры… А вот на зимнем восхождении в холодных горах сначала топить снег или лед, иногда очень холодный (если на улице –50…) а уже потом кипятить получившуюся воду… соответственно, и топлива нужно брать гораздо больше…

Грамотная посуда:

Бывает и такая. Например, очень трудно на маломощной горелке вскипятить 6-ти литровую кастрюлю со снегом… Я бы даже сказал, невозможно. Теплопотери в какой-то момент станут большими, чем приток тепла от горелки – и вы грустно будете смотреть на свою, так и не закипевшую, воду…
Т.е. посуда должна минимизировать теплопотери. Использование автоклава и кастрюльки с двойными стенками и одинарным дном может существенно снизить расход топлива.

Горелка:

В этом плане, чем мощнее, тем лучше. Желательно (но не обязательно) с регулировкой мощности. Также она должна дожигать топливо до конца. Например, желтое пламя у горелки свидетельствует о «недожиге» топлива. Или, скажем, отрыв факела от горелки на максимальной мощности…

Ветрозащита и отражающие тепло экраны:

Так же значительно снижают теплопотери.

«Человеческий фактор»:

Не секрет, что в любом мероприятии разным людям требуется совсем разное кол-во жидкости и еды. Можно и поголодать, и кофе пореже пить – а можно наоборот…
Исключение составляют сложные восхождения и походы, где, в разумных пределах, питания часто недостаточно в любом случае, а жидкости – тем более. При разных видах работы на высоте, к примеру, 7000м потери жидкости организмом могут составлять от 100 до 300 гр в час! Обезвоживание – страшный бич высотников. Многие заплатили самую высокую цену из-за недостатка топлива…
Ну, и про раздолбайство напомним… Текущая канистра, оставленный на солнце баллон с газом и т.д. запросто могут оставить вас без топлива – и, в худшем случае, и без жизни.

Афанасьев Михаил 8 января 2012 в 13:59

Источник: www.ohotniki.ru

Газовые и бензиновые походные горелки. Что выбрать?

Сравнение газовых и бензиновых горелок

Компактные походные горелки используются рыболовами для того, чтобы быстро согреть еду, вскипятить чай, согреться в палатке. Особенно актуально это при выезде на ночь или многодневной рыбалке.

У рыболовов и охотников популярностью пользуются и газовые и бензиновые туристические горелки. Каждый из этих типов компактных горелок имеет свои преимущества и недостатки. Проведем небольшой обзор и сравнение.

Какой тип горелок лучше? Газ или бензин?

Горелка туристическая

Современные газовые и бензиновые горелки очень компактны и удобны для использования в походе или на рыбалке.

Бензин – доступное, дешевое и безопасное топливо. Он имеет более высокую температуру горения чем газ. В портативных бензиновых горелках можно использовать обычный автомобильный бензин, но лучше применять очищенный. Специальный бензин для туристических горелок, образует меньше нагара и не имеет сильного запаха.

Горелка бензиновая

Газ для горелок также доступен, но он менее безопасен в эксплуатации чем бензин. Не допускается нагревание газовых баллончиков до температуры выше 40 градусов. Другим недостатком является разница в составе газовых смесей, некоторые из которых очень плохо горят при отрицательных температурах внешней среды.

Горелка газовая

На первый взгляд кажется, что у бензиновых горелок намного меньше недостатков, чем у газовых. Но что покажет тест двух типов горелок и сравнение?

Сравнение туристических горелок

Газовые и бензиновые горелки

Газовые горелки удобнее в эксплуатации, они быстро разжигаются и быстро разогревают пищу. Цена газовых горелок в несколько раз ниже одинаковых по классу бензиновых. Газовые горелки очень удобны для работы в нормальных условиях, но в сильную жару или зимой, их эксплуатация становится невозможной или затруднительной.

Бензиновые горелки менее удобны, но более надежны, и могут использоваться в самых сложных условиях, в которых газовые просо не будут работать или их эксплуатация становится опасной. Бензиновые горелки неприхотливы и могут работать на любом горючем топливе.

Какая горелка лучше греет?

Для сравнения продуктивности газовых горелок, каждая из них закипятит один литр воды.
Смотрите в расследовании:

Что выбрать?

Обзор газовых и бензиновых горелок

Для работы в условиях отрицательных температур, холодной или жаркой погоды, бензиновая горелка – вне конкуренции. В остальных случаях, удобнее использовать газовую горелку.

Источник: the-fishing.ru

Что лучше в туристических походах — примус или газовая горелка?

В походах по безлесной местности, горных путешествиях выше границы леса без примусов и других приспособлений не обойтись. В районах, где запрещено разведение костров, в ряде районов европейской части РФ в засушливые периоды, туристы должны пользоваться летними печками, примусами или газовыми горелками.

Безфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине) получил в России имя Примус. Изобретён, основателем фирмы Primus. Хотя принцип работы похож на принцип работы паяльной лампы. Раньше туристы широко пользовались примусами типа «Шмель» производства СССР.

В последнее время наряду с бензиновыми примусами используются жидко-топливные горелки с внешним баллоном, но наиболее массово — газовые горелки и нагреватели. Этому способствовало снятие с производства в РФ «Шмелей» (сейчас их делают в Киргизии под названием «Дастан» тип-1), а так же удобство газовых горелок в эксплуатации.

Читайте также:  Как поменять пружину на воздушке хатсан

Однако, у газовых горелок тоже нашлись свои недостатки. Первый — сжиженный газ это дороже, чем использование бензина в среднем в 5 раз. Второе — невозможность пополнить запасы газового топлива на природе и запрет на перевозку газовых на самолете и в поездах.

Третье — газовая смесь обычного состава работает при температуре до -10C°, а специальные до -15C° в независимости от конструкции самой горелки. Газ, расширяясь по мере расхода охлаждается так, что нижняя часть баллонов нередко покрывается инеем.

При низкой температуре воздуха газ в баллоне превращается в лед, давление падает и горение прекращается, а подогревать газовые балованы категорически запрещено. Давление падает и по мере расхода газа в баллоне, с середины под конец, мощность горелки постоянно падает.

При использовании газовых горелок с ветрозащитным экраном нужно учитывать, что пластмассовые детали могут расплавиться. Лучше, когда горелка связана с баллоном гибким шлангом, а не накручивается на него. Несомненно, применение в туризме газовых горелок — это шаг вперед, но этот шаг требует своего внимания и аккуратности. Есть правило «примусов в походе должно быть не менее двух, а один примус это вообще не примус» вполне переносится и на газовые горелки. Но простота в эксплуатации газовых горелок, вполне окупают имеющиеся проблемы.

Жидкотопливные примусы работают на бензине или керосине. Бензин, как известно, вонюч и огнеопасен. Применение пластиковых бутылок в качестве канистры, не всегда спасает от протечек, которые могут испортить некоторые предметы снаряжения. В борьбе с протечками очень важен тип емкости для жидкого топлива.

Если в простом походе можно использовать, что под руку подвернется, то при подготовке более сложных походов необходимо тщательно отобрать емкости или канистры и убедиться в их герметичности. Бензин дешев и доступен везде. Пустой примус вполне можно возить с собой самолетом, а бензин покупать на месте.

Бензин штука многоцелевая — можно костер разжечь, можно перед клейкой резиновой лодки поверхность обезжирить и т.п. Примус можно заправлять, не дожидаясь пока выгорит весь бензин в бачке. Это имеет смысл, когда израсходовано более половины бака. Имеется в виду заправка только остывшего примуса, но никак не доливка бензина в работающий или горячий примус. Ручной насос позволяет все время работать с полной мощностью, иметь достаточное давление в баке примуса.
Как долго приходиться прогревать примус перед запуском? Хорошо разжечь примус меньше чем за 5 минут не реально. Разжечь примус не просто, когда его горелку чем-нибудь залили и забыли почистить после готовки. Надежность стабильной работы и регулировки примуса во многом зависит от способа его разжигания.

Разогревать примус бензином, слитым через форсунку можно, но лучше воспользоваться сухим спиртом. Зимой перед разжиганием примус надо надежно установить на ровной площадке, а под него подложить фанерку, иначе снег под ним расплавиться и примус может опрокинуться. При работе примус разогревается и температура окружающего воздуха важна только в момент розжига, если примус зажгли, уже не важно, сколько сейчас градусов -30C° или +30C°.

При расчете необходимого количества жидкого топлива нужно учитывать количество дней, проводимых туристической группой в безлесной зоне, плюс добавить 2-3 резервных дня на случай непогоды. Расчет топлива следует производить с следующим запасом; — в летних условиях до 125 мл в сутки на человека, в зимних до 200 мл.

Это связано с тем, что потребляемое количество топлива в сильной мере зависит от температуры окружающего воздуха. Например, 750 мл емкость топливного бачка «Шмель-4» позволяет без дозаправки примуса полностью обеспечить приготовление обеда из 3-х горячих блюд на человека для небольшой группы.

Для ускорения процесса приготовления пищи, под котел подвешенный на костровой треноге, можно одновременно поставить 2 примуса. Без треноги или таганка, как в случае с примусом типа «Шмель», так и для жидко топливных горелок, для устойчивости желательно, чтобы варочная посуда имела крышку, широкое дно и низкие стенки.

Поскольку при варке пищи на примусах требуется защита от ветра, то кухню в следует организовывать в тамбуре палатки. В самой палатке пищу варить не рекомендуется, поскольку на стенках палатки конденсируется большое количество влаги. Увеличение КПД примусов, особенно при низких температурах и сильном ветре, можно достичь и за счет использования ветрозащитных экранов. Чтобы исключить возможность перегрева бака примуса и проблемы с предохранительным клапаном, лучше когда конструкция экрана закрывает от ветра горелку с посудой, но не закрывает сам бак для жидкого топлива.

Примус ремонтируется в походных условиях и при наличии простых инструментов — починка примуса является вполне реальным делом. Наиболее распространенная причина отказа примусов — засорение форсунки. Зарубежные бензиновые горелки не похожи на классический примус и состоят из отдельных частей — бачок с насосом, соединительная трубка, горелка с подставкой.

Бензопровод и горелка разъединяются и могут переноситься отдельно. При такой компоновке невозможен перегрев бачка и исключен предохранительный клапан. Кроме бензина в мультитопливных горелках можно использовать керосин и другие горючие жидкости.

Газовые горелки
Плюсы Минусы
Легкий розжиг, пьезоподжиг Дорогое, редкое топливо
Хорошая упаковка Трудности перевозки самолетом, поездом
Удобная регулировка на всех режимах мощности Не работают при температурах ниже -15C°
Работа без запаха Не ремонтопригодность в походе
Высокая надежность горелки Утилизация полупустых баллонов
Горелки и примусы на бензине
Плюсы Минусы
Дешевое, широко распространенное топливо Розжиг до 5 мин.
Точная дозаправка и слив топлива Топливо с сильным запахом.
Устойчивая работа при низких температурах Трудность регулировки на малой мощности
Ремонтопригодность в походе Необходим слив топлива при хранении
Большой срок хранения Не безопасен при перегреве

Источник: opticdevices.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...