Какая фанера лучше для лодки

Достоинства водостойкой фанеры как материала для любительской постройки малых судов общеизвестны. Однако, как показала практика, вполне удовлетворительные результаты можно получить, применяя и менее водостойкую фанеру — вплоть до обычной строительной, если принять определенные меры по защите ее от расслаивания. Естественно, что строительную фанеру целесообразно использовать лишь при постройке небольших судов — мотолодок, швертботов, тузиков, которые легко можно вытащить на берег для осмотра или ремонта, а главное — хранения в случае больших перерывов между выходами.

Следует иметь в виду, что очень часто расслаивание фанеры начинается не снаружи, а изнутри корпуса, поэтому во всех случаях наличие воды в лодке крайне нежелательно Лучше, если лодка оборудована надежным тентом или легкой рубкой, но при этом необходимо обеспечить естественную циркуляцию воздуха в закрытом помещении. На лодке, изготовленной из строительной фанеры, не должно быть водонепроницаемых переборок и отсеков плавучести (для обеспечения непотопляемости применяется пенопласт). Слали, сиденья, зашивку следует делать решетчатыми, чтобы они не препятствовали доступу воздуха.

Фанера для лодки и катера. Виды и применение. Какую фанеру лучше использовать в судостроении?

При постройке корпуса необходимо предусмотреть сеть водопротоков — шпигатов, расположенных таким образом, чтобы вся попадающая внутрь лодки вода свободно стекала в определенное место, откуда ее можно было бы легко удалять. При совершенно плоском днище добиться этого трудно, поэтому применять неводостойкую фанеру на лодках с углом килеватости днища меньше 4—5°, на мой взгляд, не стоит.

Обязательные меры защиты кромок и стыкование фанеры

Информация об изображении
Обязательные меры защиты кромок и стыкование фанеры

Такие детали, как соединительные кницы, флоры, брештуки, обделки (комингсы) кокпита, из-за сложности защиты их кромок от воды следует изготовлять из водостойкой фанеры, тонких досок или пластика (текстолит, гетинакс). В ряде случаев применяют и тонкий дюраль.

Фанеру, предназначенную для обшивки лодки, необходимо тщательно осмотреть. Листы, имеющие непроклеи или недостаточную прочность клеевых соединений (слои легко отделяются один от другого с помощью стамески), непригодны. Часто выпускается фанера, наружные слои которой состоят из полос шпона; по краям этих полос, соединяемых внахлестку, наружная кромка, как правило, не приклеена и ее необходимо аккуратно срезать стамеской.

Строительную фанеру необходимо пропитать натуральной олифой. Делается это так. Наносится слой олифы, после чего поверхность фанеры проглаживается утюгом, нагретым до температуры 150—200°С. Процедура повторяется до тех пор, пока фанера не перестанет впитывать олифу.

При такой горячей пропитке олифа проникает глубоко, вплоть до клеевого слоя, который становится несколько более водоупорным. Внутреннюю сторону обшивки надо пропитывать до установки на набор, наружную — после.

Однако пропитки олифой и последующего нанесения масляной краски недостаточно. Через год-два краска покроется сетью микротрещин (особенно — у шляпок, гвоздей и шурупов), по которым в фанеру начнет проникать вода. Попытки избавиться от этих трещин с помощью нанесения нового слоя краски будут безрезультатны, так как получившийся толстый слой краски окажется очень непрочным и быстро потрескается. Владельцу лодки придется каждый год удалять всю старую краску и заново красить лодку.

Прочность слоя краски можно значительно увеличить, если армировать его тканью. Наилучшую защиту строительной фанеры, пропитанной олифой, обеспечивает оклейка тонкой и редкой стеклотканью на лаке 6С или 6Т. Неплохие результаты получаются и при оклейке обычной марлей на том же лаке. Эпоксидные и полиэфирные смолы применять не следует, так как они обладают плохой адгезией к проолифленному дереву. В качестве заменителя можно применять лаки 4С, 4Т или различные лаки для пола.

Рекомендую такую последовательность работ. На пропитанную олифой фанеру наносится слой лака; через несколько часов, когда лак загустеет, накладывается ткань. Для более плотного прилегания ткань простукивают торцовочной кистью, периодически смачивая ее скипидаром. После нескольких дней сушки поверхность снова покрывают лаком, затем сушат, шпаклюют жидкой лаковой шпаклевкой и окрашивают масляными эмалями или масляной краской, разведенной на натуральной олифе либо на смеси натуральной олифы и лака 6С.

Кроме оклейки на лаке можно рекомендовать оклейку на нитроэмалевой или нитроглифталевой краске. В этом случае можно применять более плотные сорта материи, такие как. бязь и миткаль. При пропитке олифой необходимо тщательно следить за тем, чтобы не оставалось подтеков, поскольку в таких местах нитрокраска ложится плохо. Порядок оклейки такой.

Загрунтованная жидкой краской фанера после высыхания покрывается толстым слоем густой нитрокраски или разведенной растворителем нитрошпаклевки. Спустя несколько минут на фанеру укладывается слой ткани который простукивается торцовочной кистью, смачиваемой в растворителе для нитрокрасок. После просушки поверхность шпаклюется жидкой нитрокраской. Следует особо предостеречь от злоупотребления шпаклевкой: чем толще ее слой, тем покрытие менее прочно.

Оклеивать строительную фанеру рекомендуется с обеих сторон; во вся ком случае для днища это условие обязательно. Внутренние поверхности оклеиваются до установки на набор. Армирование краски тканью повышает прочность покрытия, но, естественно, не делает его вечным. Со временем (два-три года) слой краски покрывается сетью мелких трещин и при ремонте его надо будет удалять при помощи крупнозернистой стеклянной шкурки, покрывая зачищенную поверхность, новым тонким слоем краски.

Стыкование листов строительной фанеры лучше всего производить «на ус» на водоупорном клее, но можно применить и более простой вариант со стыковой планкой шириной 100—150 мм, выпиленной из водоупорной фанеры или пластика. Стыкуемые на планке листы должны быть предварительно оклеены с внутренней стороны; кроме того, между планкой и листами надо проложить ленту ткани или марли, пропитанную подмазкой.

Подмазку можно приготовить из густотертой краски с добавлением 10% антисептика (креозот или отработанное машинное масло) или по следующим рецептам: олифа — 50%, антисептик — 10%, канифоль — остальное; олифа — 20 %, антисептик. — 10%, мел — остальное. Такие подмазки никогда полностью не высыхают, сохраняют высокую эластичность и надежно защищают стык от воды даже при значительной вибрации корпуса.

Такие же прокладки с эластичной подмазкой надо поставить и по набору перед креплением к нему обшивки.

Перед установкой гвоздей (шурупов) в предварительно просверленные отверстия при помощи старого шприца надо ввести немного олифы, а если крепеж не оцинкованный — свинцового сурика.

В наиболее уязвимых местах корпуса (киль, скула, привальный брус) необходимо защищать кромки фанеры от повреждений буртиками, накладками, фальшкилем, устанавливая их на прокладки и закрепляя минимальным числом шурупов при двукратном введении олифы в отверстия.

Значительно большей водостойкостью, чем строительная, обладает фанера декоративная. При использовании такой фанеры необходимо учитывать, что на декоративный слой не ложатся ни лак, ни смола, а если его не защищать, то под действием воды и солнца он быстро покроется сетью трещин. Поэтому обшивать корпус надо, укладывая фанеру декоративным слоем внутрь, а при эксплуатации особенно важно не допускать скопления воды внутри лодки.

При изготовлении корпуса из бакелизированной фанеры следует продумать защиту торцов от попадания влаги. Дело в том, что бакфанера интенсивно засасывает воду через торцы и, если не принять специальных мер, то в районе кромок может сгнить за два-три года.

Торцы бакфанеры надо несколько раз пропитать лаком 6С, эпоксидной или полиэфирной смолой, а стыки (в том числе по скулам и килю) желательно оклеить стеклотканью на смоле или лаке. Оклеивать стыки марлей или бязью не рекомендуется, так как при резких колебаниях влажности такую ткань бакфанера рвет. Чтобы улучшить адгезию смолы и красок к бакфанере, необходимо со всей наружной поверхности удалить тонкий поверхностный слой весьма твердого лака. Лучше всего это делать, нагревая поверхность паяльной лампой и снимая размягченный поверхностный слой скребком, изготовленным из старой дисковой фрезы.

Читайте также:  Приставы загнали карту в минус что делать

Источник: www.barque.ru

Разновидности и дизайн корабельной фанеры

В настоящее время во многих областях строительства применяют разнообразные породы древесины. Такой материал обладает целой массой важных достоинств и свойств. Отдельно можно отметить такой вид, как корабельная фанера. Рассмотрим основные особенности данного материала и требования, которые должны предъявляться к нему.

Что это такое?

Корабельная фанера представляет собой листы со слоистой структурой из шпона. При этом направление волокон меняется от одного слоя к другому. Для пропитки отдельных слоев материала используется специальный бакелитовый состав, поэтому нередко такие изделия называются именно бакелизированной фанерой.

Такие древесные листы обладают высоким уровнем прочности, они довольно твердые.

Данный материал преимущественно используют в авиационной отрасли и при строительстве маломерных водных судов. Но иногда ее приобретают и для стандартных строительных работ.

Морская фанера обладает рядом важных свойств.

  • Огнестойкость. Материал практически не горит. Он может лишь обугливаться, выделяя при этом немного дыма, который не содержит в себе большого количества токсичных компонентов. Подобное может произойти при температуре не менее 350 градусов.
  • Водостойкость. Бакелизированные листы не разрушаются и не деформируются под воздействием большого количества влаги. При этом минимальный срок службы таких материалов при условии эксплуатации в контакте с водной средой может достигать 15 лет.
  • Прочность. Уровень прочности этого вида древесины практически совпадает с прочностными показателями стальных листов.

Кроме того, можно отметить, что этот материал обладает высокой стойкостью к образованию грибка и плесени. Специальная тщательная обработка изделий при изготовлении не позволяет им появляться на поверхности.

Материал отличается хорошей стойкостью к ударам и значительным нагрузкам. Кроме того, он почти не подвергается вредным атмосферным воздействиям, поэтому его можно использовать для отделки мебельных конструкций, которые будут размещаться на открытом воздухе. Нередко из такого дерева сооружают целые садовые кухни, беседки.

Для укладки напольных, настенных и потолочных покрытий в помещении корабельные модели тоже можно использовать. Но в этом случае рекомендуется отдать предпочтение тонким листам с ламинированным нанесением. Для изготовления палубной части для лодок берется корабельная фанера специальной марка ФБС.

Толщина таких деревянных листов может варьироваться в пределах от 4 до 40 миллиметров. Длина изделий может достигать 1500, 4400, 4900 мм (но существуют и удлиненные варианты – 5600, 5700 и 7700 мм). Ширина одного листа фанеры может составлять 1250, 1500, 1550 мм.

Требования

При производстве морской фанеры необходимо учитывать некоторые важные требования, предъявляемые к качеству материала. Их можно найти в британском стандарте British Standard 1088/66. А также все они закреплены и в отечественном документе ГОСТ 11539-83 от 1985 года.

В стандарте предусмотрено несколько отдельных марок корабельной фанеры.

  • ФБВ. Этот вид представляет собой листы, для пропитки и склеивания которых используют специальные водорастворимые составы. Чаще всего это фенолформальдегидная смола. Но при этом она наносится лишь на наружные части материала.
  • ФБВ1. Такой тип схож с предыдущим. Однако здесь фенолформальдегидная смола наносится как на наружные, так и на внутренние стороны.
  • ФБС. Данная марка морской фанеры склеивается при помощи спирторастворимой фенолформальдегидной смолы. Такой пропиткой обрабатывают только внешние части.
  • ФБС1. Марка этого типа обрабатывается спирторастворимыми веществами с обеих сторон.

Корабельную фанеру можно разделить на 2 крупные группы – это классическая и неклассическая марки. К этим видам предъявляются разные требования. Так, первый вариант изготавливается из особого шпона окуме. Изделия отличаются относительно маленькой массой, высоким уровнем гибкости и долговечностью.

Классическая разновидность имеет ламинированную поверхность, обработанную водостойкими составами. Нередко материал используется в сочетании с эпоксидной смолой и стекловолокном. Данная фанера по своей прочности сравнима с углеродными изделиями. Она отличается особыми декоративными свойствами, что обуславливает ее высокую стоимость.

Чаще ее используют при строительстве палубы для яхт, обычных лодок.

Неклассическая фанера производится из различных лиственных пород дерева, в том числе из бука, березы, тополя. Иногда используются кедр и сосна. Эта фанера может быть комбинированного типа. В этом случае верхний слой изделий делают из специального лущеного шпона, а внутреннюю часть уже изготавливают из лиственной древесины.

Такую разновидность не следует использовать для конструкционных задач – чаще всего ее применяют для внутренней отделки помещений или производства мебели.

Стоимость таких материалов будет немного ниже по сравнению с предыдущим вариантом.

Кроме вышеперечисленных требований, существуют и другие важные нюансы, которые стоит учитывать при изготовлении и монтаже материалов. Наружные слои листов могут изготавливаться только из цельных полос шпона. Во внутренней структуре допустимы сращивания разных элементов между собой. При этом ширина каждой полосы должна быть не менее 400 мм для марки ФБС или 200 мм для всех остальных разновидностей.

При этом продольные ряды внутреннего сращивания не должны совпадать. Только в этом случае изделие будет максимально прочным и твердым. Внешняя поверхность фанеры не должна иметь участки, не покрытые прозрачными лаками и другими специальными составами.

На поверхности листа не должно иметься даже мелких пузырей и непропрессованных зон. Запрещены и нахлесты или неровности с высотой более 1 миллиметра. Все листы могут обрезаться только под прямым углом. При этом отклонение на погонный метр должно составлять не более 2-х миллиметров.

Торцы всех листов должны быть тщательно обработаны.

На моделях марки ФБС концы обрабатываются дополнительным слоем бакелитового состава. На образцах марки ФБВ они покрываются специальной защитной эмалью.

Материалы

Большую часть таких листов изготавливают из шпона. Он может быть разных сортов. Наиболее дорогостоящими и качественными считаются модели из шпона, сделанного из экзотических пород дерева (в первую очередь, окуме или керуинг).

Материалы, созданные из такой основы, отличаются особым уровнем долговечности и надежности. Но производятся эти модели исключительно за рубежом, поэтому приобрести их довольно проблематично. За один квадратный метр такой фанеры толщиной около 3-х миллиметров придется заплатить около 1200-1300 рублей.

В качестве отечественного аналога выступает фанера, сделанная из березового шпона. Такие материалы являются доступными, их стоимость примерно в 2 раза меньше, чем стоимость предыдущего варианта. Но и уровень прочности и долговечности у них будет гораздо ниже.

Дизайн

Как правило, модели такой фанеры обладают хорошими декоративными характеристиками. Они могут изготавливаться в разных расцветках начиная от светло-бежевого цвета и заканчивая шоколадным и красным окрасами. Некоторые модели производят в черной гамме.

Морская фанера покрывается специальным лаком. Такие образцы имеют слегка шероховатую поверхность. Полностью ламинированные изделия обладают абсолютно гладкой поверхностью. Сегодня выпускают также рифленые листы. Их используют для укладки напольного покрытия, так как они считаются наиболее безопасными для человека – на них практически невозможно поскользнуться.

Иногда внутреннюю часть помещений отделывают влагостойкой фанерой, изготовленной из разных пород шпона. Такие сочетания позволяют создавать красивый и оригинальный дизайн. А также их можно использовать для внешней отделки мебельных конструкций.

О том, как выбрать фанеру, смотрите в следующем видео.

Источник: stroy-podskazka.ru

Фанера, НДНД, AirDeck . (Просматривает: 1)

ГЛАДИАТОР! Подробнее.

Наверное такая тема есть, но не нашёл, есть куча отдельных, но по ним трудно что либо осмыслить.
Хочу поменять лодку, нужна бОльшего размера, но что бы в сложенном состоянии занимала меньше места, то есть уйти от фанеры.
Сейчас у меня фанерное дно, стоя спиннинговать вобщем получается, да и после продолжительного хода, просто встать размять ноги можно.

Читайте также:  Scum как пользоваться прицелом

Как ведут себя в этом плане НДНД и AirDeck ?
Видел у владельцев НДНД куски фанеры на дне, что бы стоять, то есть без фанеры никак ?
На сколько твёрже AirDeck ? Как на нём стоится ?
Остальные параметры лодок пока не имеют значения, важно выяснить пока это.
И какова толщина «матраса» у НДНД и AirDeck, видимо ноги согнуты намного сильнее в коленях ?

Шокки

С нами с 02.01.2013 Сообщения 3 321 Репутация 1 368 Возраст 43 Откуда Volgorechensk
Фанера, НДНД, AirDeck .
понеслась))
Федор ВПЕРЕД))..вот где душа у тебя разгуляется..и никто не накажет

Leonid50

С нами с 07.02.2011 Сообщения 15 314 Репутация 10 333 Возраст 65 Откуда г.Пушкино Московская
Фанера, НДНД, AirDeck .

Африканыч, ты знаешь как я тебя уважаю? Но в какую ты сейчас вляпался, открыв такую тему. Хотя на самом деле тема вполне нормальная.

Александр36

С нами с 14.02.2013 Сообщения 2 980 Репутация 2 987 Возраст 42 Откуда Воронежская область,город Лиски

Фанера, НДНД, AirDeck .
то есть без фанеры никак ?
Стоя джиговать да и просто передвигаться по лодке(нднд) проблем не испытывал

Александр Я

С нами с 27.09.2013 Сообщения 1 454 Репутация 833 Откуда ЯНАО
Фанера, НДНД, AirDeck .

.
Видел у владельцев НДНД куски фанеры на дне, что бы стоять, то есть без фанеры никак ?
.
И какова толщина «матраса» у НДНД и AirDeck, видимо ноги согнуты намного сильнее в коленях ?

Даже мысли не возникало положить фанеру, хотя дно всегда не докачивал. Возможно у тех кто стелет фанеру дно не защищено, на моей стоит рифлёнка, так что переживать за защищённость дна не приходится.
Мой рост190, ни какого дискомфорта не испытываю (а как правило с утра до вечера проводим в лодке). вот в жигулях, я испытываю дискомфорт , там мне действительно неудобно

Сергей МотоФлот

С нами с 14.09.2015 Сообщения 892 Репутация 763 Откуда Пермь
Фанера, НДНД, AirDeck .

Да уж! Пока совсем тему не «разнесло», попытаюсь человеку «просто информацию» дать. Кстати, а у Вас что, возможности лично сравнить айэрдек и НДНД нету?
В общем, так:
1. Аэрдек, это матрасик толщиной примерно 5 см, который ВСТАВЛЯЮТ вместо пайолов в ОБЫЧНЫЕ ПАЙОЛЬНЫЕ ЛОДКИ. Изготовлен матрасик из весьма тонкого ПВХ, и весит примерно 5-6 кг. Т.о., по легкости и компактности, пожалуй, эта система — ЛИДЕР! (ой-ой, только по голове не бейте). Качают матрасик, особым насосом до особого давления — «в очко»!

Получается, весьма твердо, и ходить по нему совершенно реально. Также реально его пробить-проколоть, ибо (см. выше) сам ПВХ тонкое, а давление высокое. По этой же причине, склонен к естественному износу, и травлению швов, через 3-4 года. Стоит такой матрас сейчас в районе 8-10 тыров. И самая главная проблема: на 270-300 вполне хорош, до 330 с натягом, а выше — жесткости (не твердости, а жесткости), не хватает!
2. НДНД, совсем другая песня. Там ИНТЕГРИРОВАННОЕ в лодку дно-палуба хитрой формы. Качается обычным насосом, но по твердости аэрдеку, в итоге, не уступает. Во всяком случае, фанеру, особо то, никто не подкладывает (вообще реально ни разу не видел).
Днище примерно 15 см, но это не значит, что «кокпит мельче на 15 см» — там совсем другая форма подводной части, и, в итоге, глубина до лавок, может оказаться, «так на так» (в 380 — 40-42 см, в 330 — 36-38 см).
В НДНД все «прочнее», чем в аэрдеке, но маленьких НДНД практически нет (эту тему лучше всех Леонид50 знает!)

FREK

С нами с 24.06.2008 Сообщения 2 013 Репутация 6 129 Откуда Ближнее подмосковье
Фанера, НДНД, AirDeck .

Вес нднд меньше, стоит на воде выше, брызги от встречной волны в лодку не летят, по волне ничего не брякает и мягче проходит волны, мыть внутри (кокпит) вообще без проблем, вылил тупо полведра воды пошмыгал тряпочкой вылил и на 5 минут к машине стоя. Пока шмотки скрутил, лодка сухая.

Ходить и стоять первые два выхода не привычно, т.к. палуба выше, от поверхности воды чем у пайольных лодок. Транец внутри кокпита имеет меньшую высоту, отсюда немного не удобно закидывать мотор (поднимать в стояночный режим), приходится наклонять в сторону иначе упирается в бак, если он стоит поперёк транца, по крайней мере с мотором 15 л/с это так. Скорость выше по сравнению с пайольными лодками, но также зависит и от конструкции самой лодки лодки. На моём примере мотор HDX 15, на всех лодках один и тот же, далее скорость замеренная с 1 человеком 100кг и бак 25л. Касатка 365 — 39.5км/ч Кайман 330 — 37 км/ч, Юкона 360 — 34.3 км/ч, Солар 350м — 44.7км/ч

Источник: www.rusfishing.ru

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

  • Главная
  • About
  • Начинающим.
  • Опыт.
  • Проекты яхт.
  • Армоцементные яхты.
  • Катамараны
  • Моторно — парусные яхты.
  • Трейлерные яхты
  • Тримараны
  • Яхты до 10 метров.
  • Яхты свыше 10 метров
  • Швертботы

Фанера для постройки лодок — выбери, сшей и склей.

Множество маломерных судов строится по методу «сшей и склей» из так называемой морской фанеры, для которой имеют значение два фактора – материал (порода древесины) и стандарт, по которому она изготовлена. При выборе породы производители исходят, в первую очередь, из коммерческой доступности, а потребители – скорее из традиций, нежели из инженерного обоснования применения того или иного вида плит. При этом на слуху постоянно находятся два укрупненных вида фанеры:

1) морская, изготовленная из шпона окуме (Acuomea Kleinea, растет в тропических лесах стран бассейна р. Конго, древесину также часто называют габун, африканское красное дерево, окуме BS1088 и т. д.). Фанера из окуме производится на фабриках Франции, Голландии, Италии, Греции, Израиля, США и из подвидов дерева шорея (Shorea, филиппинское красное дерево, произрастает в прибрежных лесах стран южной части Тихого океана). Фанера из нее менее распространена и известна под торговыми названиями «луан» и «меранти».

В настоящее время существуют и такие коммерческие позиции, как «белый луан» (из шореи альмон), «желтый луан» (мерсава), «красный луан» (из шореи черной) и «красный меранти» и др. Морская фанера марки «меранти» редко встречается толщиной меньше 6.2 мм, в то время как фанеру окуме изготавливают также и небольшой толщины.

Различаются плиты также по весу (для примера, один лист фанеры окуме размерами 1.22 x 2.44 м и толщиной 4 мм будет весить от 5.4 до 7.3 кг, а «меранти» – от 8.6 до 10.9 кг);

2) морская, изготовленная из шпона древесины твердых не «морских» пород (береза бук и др.) и древесины мягких, также не «морских» пород (сосна, кедр и др.).

Справедливости ради следует отметить, что примененный при изготовлении фанеры стандарт имеет превалирующее значение, а шпон для морской фанеры приходится изготавливать из доступной промышленной древесины (американские породы хвойных деревьев, твердопородные ясень, береза дуб, бразильские ятоба, фава и т.д.) большей частью без оглядки на совокупность ее традиционно ценимых «морских» качеств (декоративных, биологических, механических). При этом надо учитывать, что фанера с декоративной финишной облицовкой тонким шпоном плохо подходит для реализации конструкционных задач и/или для наружной отделки и используется в основном для внутренней отделки помещений и изготовления мебели.

Читайте также:  Чтобы топор не слетал с топорища

Рынок морской фанеры сегментирован. В самом дорогом сегменте предлагается исключительно дорогая конструкционная фанера европейского производства, изготовленная как правило, в соответствии с британским стандартом и сертифицированная каким-либо классификационным обществом. Поставляется она заводами под заказ, и цена на нее варьируется в зависимости от предлагаемой гарантии (от 5 до 25 лет) и доходит до 20 тыс. долл. США с лишним за 1 м 3 . . Далее по ценовой шкале идет целая гамма всевозможной фанеры, разобраться в свойствах которой бывает непросто даже опытному профессионалу.

Начать надо с фанеры с наружными слоями из лущеного окуме от европейских производителей (реже встречаются качественная фанера «меранти»). Внутренние слои шпона изготавливаются из более дешевых доступных пород (березы, бука, изредка – тополя или иных пород той же ботанической группы, произрастающих в странах Юго-Восточной Азии а также из хвойных пород). Продается такая фанера по ценам от 2 до 8 тыс. долл. США и более за кубометр. При этом надо понимать что в нижней части ценовой шкалы, как правило, присутствует фанера, произведенная в Китае, зачастую под именем европейского американского или японского продавца.

Вообще, за последние пять-шесть лет китайцы сделали все для того, чтобы отвернуть покупателей на всех континентах от своей «морской» фанеры. Основные нарекания касаются лущеной тонкой (до 1 мм) «рубашки» негарантированного качества и внутренних слоев из шпона неясного происхождения, склеенного в платформы также негарантированного качества.

Кроме того, следует отметить, что поставщики не всегда уверены даже в количестве слоев шпона, и потому фанера в действительности может отличаться по количеству слоев, что, естественно, сказывается на ее конструкционных свойствах. Заявления же этих производителей о соответствии их фанеры стандарту BS1088 в подавляющем числе случае – всего лишь реклама.

Если забыть о критичности весовой характеристики, полном отсутствии декоративных свойств и относительной дороговизне, то российская бакелитовая березовая фанера вполне может подойти для применения в ряде конструкционных работ.

Самое сложное при выборе морской фанеры – найти продукцию, обладающую комплексом полезных свойств, а именно: гарантированными прочностью, декоративностью, влаго- и водостойкостью, доступностью и ценовой «подъемностью». В этом очень специфичном сегменте предложения на рынке крайне ограничены. Зачастую, если не принимать во внимание теоретическую возможность разместить спецзаказ, то число вариантов предложений сузится до эксклюзива. Все традиционные регионы поставок фанеры могут оказаться бесперспективными вследствие сложности решения логистических задач и экономической бесперспективности таких проектов.

При выборе фанеры следует обращать внимание на сорт, зависящий от качества шпона. Обычно при классификации используют буквы A, B, C и D или цифры от 1 до 4. В зависимости от примененного стандарта (ГОСТ, HPWA/ANSI, EN, и т.д.) для указания качества могут применяться комбинации букв, например, СР – для указания 3-го сорта по ГОСТ или ВВ – для указания 1-го сорта по HPWA и т.д. Буква А означает высший сорт фанеры, без видимых поверхностных дефектов и с очень хорошей шлифовкой. Фанера марки D, напротив, имеет максимально допустимое количество поверхностных дефектов.

Обозначение марок состоит из двух букв, одна из которых характеризует лицевую сторону фанеры, а другая – обратную, а также дает понимание об иных качествах панели. Так лист фанеры сорта В/СР будет очень хорошо отшлифован с лицевой стороны и относительно слабо – с обратной.

Британский стандарт BS определяет четыре типа клеевых соединений: фенолформальдегидный (атмосферостойкий, стойкий к горячей и холодной воде, нагреву и микроорганизмам), термоустойчивый, влагоустойчивый и, наконец, изолирующий (последний прочен, но неустойчив к влаге).

Фанера для внутренней отделки помещений и изготовления мебели производится из различных и твердых (березы, ольхи, бука дуба, вишни) пород, и мягких пород дерева (хвойные, тропические породы с особыми свойствами и т.д.).

Фанера для наружной отделки – самая распространенная, изготовляется из различных видов твердой древесины. При ее производстве применяют сорта клея, более устойчивые к влаге, чем используемые при производстве фанеры для внутренней отделки. Наиболее распространены такие ее сорта, как В/С, ВВ/СС, СDX. Фанера для судостроения должна обладать высокой влагостойкостью, поэтому при ее изготовлении применяют самые лучшие сорта клея и самые высокие стандарты качества при ограниченном выборе древесины. Наиболее распространенные сорта фанеры, применяемые в конструкционных работах, это СС+/СС+ или СР/СР по ГОСТ и ВВ/СС (что-то вроде В-/СР+ – по ГОСТ), а в отделочных работах – ВВ/ВВ или ВВ/СС (В–/ В– и В–/СР+).

Также при выборе фанеры следует обращать внимание на толщину внешних листов шпона. Для наружного применения используется фанера повышенной влагостойкости с внешними слоями из лущеного шпона толщиной не менее 1 мм, а в морском исполнении – не менее 1.3 мм. При этом для особых целей, например, для настила палубы, может быть использована фанера с наружными слоями из строганого толстого шпона и частью внутренних слоев, изготовленных из иного материала с изолирующими свойствами резины, листового ПВХ и т.д.

Для интерьеров используется рядовая влагостойкая фанера, отделанная лущеным или строганым шпоном и обладающая требуемой комбинацией характеристик, таких как вес, декоративность, гибкость, допуск по толщине и т. д. Для ряда целей вполне могут также подойти и отделанные строганым шпоном древесные плиты (МДФ, ДСП).

Морскую фанеру производят в соответствии с целым комплексом стандартов, касающихся прежде всего качества древесины, допустимого количества и размеров сучков и трещин, типа клея, влажности, допусков по толщине слоев и т. д. Продается она со ссылкой на стандарт, например, на британский BS1088 или BS6566. Фанера, отвечающая первому стандарту, производится из древесины окуме, имеет высшее качество, без дефектов сердцевины, тогда как отвечающая второму стандарту допускает наличие некоторых дефектов поверхности с одной или обеих сторон.

При постройке по методу «сшей и склей» можно игнорировать большинство требований стандарта BS1088 (относительно толщины, неоднородности слоев, типа древесины, гнилостойкости, небольших дефектов наружного слоя и главное – типа клея), поскольку они не так важны (за исключением требования по отсутствию пустот в сердцевине), как соблюдение технологии постройки. Это расширяет выбор фанеры. Единственная задача ее – играть роль прочной сердцевины конструкции типа «сэндвич», усиленной с обеих сторон сплошным водонепроницаемым покрытием из стеклопластика на эпоксидной смоле и тканом стекловолокне.

Необходимо помнить о том, что водостойкость фанерной обшивки на вашей лодке будет зависеть от качества ее покрытия эпоксидной смолой. Если это будет сделано как надо, то она останется на 100% атмосферовлагостойкой и устойчивой к воздействию ультрафиолета.

И, наконец, когда дело доходит до интерьеров и судовой мебели, выбор фанеры превращается в еще более сложную задачу, но уже по причине большого выбора плит с разными свойствами и по разным ценам.

В рамках данной статьи нет смысла подробно описывать все возможные виды данной фанеры. Как правило, российский покупатель обращается к березовой фанере, не обременяя себя поиском альтернатив. И напрасно, поскольку правильный подбор плит, отвечающих заданным характеристикам, позволит сэкономить, например, в весе, если применять сверхлегкую фанеру, или в трудозатратах и опять-таки в весе, если речь идет о применении гибкой фанеры для изготовления закругленных деталей интерьера (удельный вес сверхлегкой фанеры в два раза меньше аналогичного показателя березовой фанеры).

Источник: «Катера и яхты», №211.

Источник: yachtshipyard.wordpress.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...