Как жюль верн предсказал подводную лодку

Роман «Двадцать тысяч льё под водой» («Vingt mille lieues sous les mers», дословно «Двадцать тысяч льё под морями») не был задуман как роман. Верн написал его в виде серии для периодического издания «Magasin d’Education et de Recreation» в течение восемнадцати месяцев, начавшихся в марте 1869 года. Серии были настолько хорошо приняты, что издатель Пьер-Жюль Хетцель решил опубликовать их в виде книги.

История футуристическая и почти научно-фантастическая по своей природе, она рассказывает о подводном путешествии капитана Немо, резкого и, возможно, слегка безумного капитана подводной лодки, чья подводная лодка «Наутилус» сначала была принята за большое и угрожающее морское чудовище исследователями, отправившимися на её поимку.

Узнав, что монстр, которого они ищут, на самом деле машина, они на некоторое время присоединяются к Немо, удивляясь волшебному миру, существующему под водой, но при этом чувствуя сильный дискомфорт и угрозу со стороны непостоянного капитана. Роман получил поразительное признание при публикации, и это признание не ослабевает, несмотря на возраст романа.

9 предсказаний Жюля Верна, которые сбылись в XX веке

Верн использовал научный подход к написанию романа, взяв за основу «Наутилуса» модель французской подводной лодки Plongeur («Ныряльщик»), которую он видел на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Помимо создания увлекательного героя в лице Немо, Верн также включил в роман несколько персонажей, основанных на реальных исследователях океана, точно так же, как он включил несколько реальных искателей приключений в роман «Вокруг света за восемьдесят дней».

Будучи успешным писателем, Верн, казалось, постоянно жаждал более приключенческой жизни, чем писательская, и в его произведениях прослеживается явное восхищение теми, кто использовал свою авантюрную сторону и предпринял свои индивидуальные путешествия к открытиям.

Верн написал продолжение «Двадцати тысяч льё под водой», в котором продолжил историю Немо, но «Таинственный остров» так и не был принят читающей публикой так, как оригинальное приключение. Люди находили его довольно запутанным, потому что более поздняя книга, казалось, несколько противоречила первой.

В 1954 году Уолт Дисней популяризировал роман одноимённым фильмом. Фильм был цветным, и волшебство подводного мира, описанного Верном, ожило. Фильм привлёк ещё одно поколение поклонников творчества Верна, хотя сейчас большинство людей воспринимают книгу как слияние страницы и экрана.

В 1975 году советский кинорежиссёр Василий Левин снял трёхсерийный фильм «Капитан Немо» по мотивам романов Жюля Верна «20 000 льё под водой» и «Паровой дом». Экранизация оказалась успешной и была восторженно принята зрителями.

Заберите бумажную книгу себе навсегда

Скидки до 80% от указанной здесь цены внутри

Двадцать тысяч лье под водой. Верн Жюль. 2021

Верн Жюль

Предсказания Жюля Верна


Двадцать тысяч лье под водой

Двадцать тысяч лье под водой. Верн Жюль. 2016

Верн Жюль
Двадцать тысяч лье под водой

Двадцать тысяч лье под водой. Верн Жюль. 2022

Верн Жюль
Двадцать тысяч лье под водой

Верн всегда был заинтригован тем, где заканчивается наука и начинается фантазия, он также написал «Путешествие к центру Земли». Он считается одним из светил французской литературы и оказал большое влияние на авангард в своей стране. За пределами Франции его больше воспринимают как детского автора, во многом благодаря диснеевской адаптации его работ и в малой степени благодаря серии переводов, которые подчёркивают приключения в романах, не уделяя особого внимания сложной психологической структуре персонажей.

Считаясь одним из прародителей научной фантастики, Верн является третьим наиболее переводимым автором в мире, после Агаты Кристи и Уильяма Шекспира. Рэй Брэдбери, признанный автор-авангардист, однажды сказал, что “все мы, так или иначе, дети Жюля Верна”.

Сюжет

Под океаном обитает зловещий и чудовищный нарвал; это подтверждают корабли разных стран. Правительство Соединённых Штатов быстро собирает экспедицию экспертов, которые, по их мнению, смогут выследить и убить чудовище. Экспедицию возглавляет известный канадский китобой Нед Ленд, мастерски владеющий гарпуном. К нему присоединяется профессор Пьер Ароннакс, французский морской биолог, которого добавляют к экспедиции в последний момент, когда становится известно, что он находится в Нью-Йорке по личным причинам. Его верный помощник, Консель, тоже отправится в путешествие.

Экспедиция отправляется на борту корабля «Авраам Линкольн», из Бруклина в Тихий океан через знаменитые коварные воды мыса Горн. Чудовище обнаружено и атаковано, но оно отбивается, повреждая руль корабля и выбрасывая людей в воду. Они цепляются за то, что, по их мнению, является плавником или хвостом нарвала, но обнаруживают, что это не так. Чудовище, за которым они охотятся, – это подводная лодка, очень футуристическая подводная лодка, подобных которой они никогда не видели. Мужчины попадают в плен и предстают перед капитаном подводной лодки, Немо, который не только управляет судном, но и спроектировал и построил его.

Поначалу мужчины достигают благодушного состояния. Все они заинтригованы жизнью под водой и стремятся узнать как можно больше, что делает их пребывание на «Наутилусе» весьма приятным. Немо – сам учёный и тоже жаждет знаний, но он также хочет отомстить за смерть жены и ребёнка, которых убило правительство его страны.

Он с энтузиазмом рассказывает о своей подводной лодке и с удовольствием объясняет все её тонкости. Она работает на электричестве и может проводить передовые исследования. Ароннакс и его помощник в восторге от всего этого, но Нед Ленд чувствует беспокойство и тревогу.

Все вроде бы идёт хорошо, пока Немо не отказывается отпустить мужчин. Ему искренне приятно находиться в присутствии Ароннакса, человека, с работой которого он знаком и которого уважает, но его работа секретна, и теперь, когда он открыл её им, он не может позволить им уйти.

Нед Ленд не может думать ни о чем другом, кроме как о побеге с судна. Это полностью поглощает его, поэтому он не испытывает ничего положительного от их исследований без границ под водой. Ароннакс и Консейль, хотя и обеспокоены своим положением, все же получают удовольствие и восхищение от своих исследований. Они бродят по своему новому подводному миру, рассматривая кораллы Красного моря, антарктические ледяные шельфы, обломки кораблей, затонувших после битвы при заливе Виго.

Они находят легендарное королевство Атлантида (да, оно действительно существует), используют подводные пневматические ружья для рыбалки и охотятся на акул. Они устраивают подводные похороны члена экипажа, погибшего в результате неизвестного нападения на «Наутилус». Нед Ленд, Ароннакс и Консейль в это время были недееспособны.

Немо поначалу вежлив и дружелюбен по отношению к Ароннаксу, отчасти потому, что так искренне восхищается его работой; однако его поведение внезапно меняется, и он избегает его, что заставляет Ароннакса почувствовать беспокойство и наконец понять, что чувствовал Нед Ленд все это время.

Когда на «Наутилус» нападает корабль той самой нации, которая несёт ответственность за убийство жены и ребёнка Немо, Немо окончательно теряет рассудок. Не обращая внимания на мольбы Ароннакса проявить милосердие, он, оправдывая своё прозвище «ангел ненависти», уничтожает вражеский корабль и заставляет его погрузиться на дно океана. Ароннакс в ужасе. Дух Немо падает так же низко и глубоко, как и корабль, который он только что уничтожил. Он удаляется.

Наутилус становится подводной лодкой без капитана, беспорядочно бродящей по океану, Нед Ленд чувствует себя все более пессимистично, но видит возможность для людей спастись. Ароннакс находится в противоречии: он хочет сбежать так же, как и Ленд, но в то же время хочет ещё раз увидеть Немо. Однако если Немо узнает, что он собирается покинуть «Наутилус», он никогда его не отпустит.

Читайте также:  Музей подводная лодка список

Увидев Немо однажды ночью, когда капитан ещё не знает, что делает это, он видит глубоко обеспокоенного человека, молящегося об избавлении. Ароннакс говорит мужчинам, что им пора уходить. Они отвязывают шлюпку подводной лодки, но не понимают, что теперь они находятся в водах, известных как Маэлстром, странно вращающихся и трудно управляемых. Их выбрасывает на остров у норвежского побережья. Они больше никогда не увидят «Наутилус».

Список персонажей

Капитан Немо

Таинственный искатель приключений, полностью контролирующий «Наутилус», футуристическую подводную лодку, которая стала мишенью для надводных моряков как неизвестный вид морского существа; фактически, морское чудовище. Тайна «Наутилуса» приводит к судьбоносной встрече с американским кораблём «Авраам Линкольн», который берет на борт своего электрического чуда множество гостей, по прибытии которых повествование будет переходить от приключения к приключению. По причинам, которые никогда не объясняются до конца, Немо – мизантроп, крепко держащийся за глубоко укоренившуюся ненависть к большей части человеческой расы.

Профессор Пьер Арронакс

Ароннакс – доцент Музея естественной истории, которому не повезло оказаться на борту «Авраама Линкольна» во время роковой встречи с «Наутилусом». Его рассказ от первого лица повествует о различных приключениях на борту чудесного судна Немо.

Консейль

Консейль – слуга Арронакса. Его сущность определяется его отношениями с хозяином и тем, что он полностью и безраздельно предан своей роли слуги. В результате, он гораздо менее сложен, чем другие основные персонажи, но все же выделяется некоторой идиосинкразией. Не в таком широком смысле, как Немо, а скорее как приятный эксцентричный дядюшка.

Нед Ленд

Ещё один из немногих, кто выжил после встречи Немо и «Авраама Линкольна», – американский гарпунёр Нед Ленд. В отличие от Немо и Арронакса, Нед – представитель демократического приземлённого общества, крепко держащийся за классические американские идеалы и конфликтующий с Немо по поводу состояния его виртуального заточения. Нед – это норма на борту корабля чужаков.

Темы

Морская биология и подводный мир

Несмотря на махинации, происходящие на борту «Наутилуса», и особенно внутри его капитана, главной темой книги является удивительный подводный мир, о котором мы до сих пор знаем очень мало. Он по-разному увлекает каждого из героев: Ароннакс – известный морской биолог, и поэтому экосистема, существующая под водой, увлекает его настолько, что он может отвлечься от угрожающей ситуации с капитаном Немо на подводной лодке. Конселл, как верный слуга Ароннакса, также интересуется морским биологическим аспектом их приключения, однако Нед Ленд, которого интересует не столько сохранение окружающей среды под океаном, сколько её гарпунирование, не обнаруживает более чем мимолётного и туристического интереса к чудесам подводного мира.

Капитан Немо чрезвычайно заинтересован в исследованиях и морской биологии, поскольку это было одной из причин, по которой он в первую очередь построил «Наутилус», но после убийства его семьи его больше привлекает тот факт, что под морем нет границ, и они не подчиняются никакому правительству.

Гениальность французских мужчин

Жюль Верн, француз, определённо проявляет некоторую культурную предвзятость при написании этого приключенческого романа. Его главный герой, Ароннакс, француз, прославился на весь мир своей гениальностью и качеством исследований, которые он проводит в области морской биологии. Считается, что его вдохновил реально существовавший морской исследователь по имени командор Мэтью Фонтен Мори, которого Верн несколько раз упоминает в книге.

Среди других французов, упоминаемых в книге, – Жан Франсуа де Галоп, знаменитый исследователь, который, к сожалению, потерялся во время кругосветного путешествия (и, возможно, вдохновил Верна на написание романа «Вокруг света за восемьдесят дней»), и Дюмон д’Юрвиль, исследователь, нашедший обломки корабля Галопа. Их французское происхождение подчёркивается, и Верн явно гордый француз, который хочет тематически представить славу и достижения своих соотечественников в своей книге.

Чемпион недотёп

Немо не любит цивилизацию и прилагает невероятные усилия, чтобы изгнать себя из неё. В романе он показан как большой сторонник бесправных и тех, кого он считает отсталыми. Он предлагает помощь грекам, восставшим против Османской империи на Крите, жалеет бедного индийского ныряльщика, ищущего жемчуг без соответствующего снаряжения, Немо дарит ему мешочек, наполненный жемчугом, чтобы тот никогда больше не подвергал свою жизнь и здоровье опасности, ныряя. Он считает ныряльщика за жемчугом угнетённым, потому что тот родом из колониальной Индии.

Футуристическая наука

«Наутилус» – очень футуристическая подводная лодка, что признают и люди, принимающие её за морское чудовище. Она способна самостоятельно проводить исследования и противостоять нападению любого судна. Дыхательное оборудование, используемое водолазами на борту «Наутилуса», также очень дальновидно. Оно подаёт газ по требованию – первое в своём роде где бы то ни было. С таким оборудованием водолазы могут находиться под водой до восьми часов, что было неслыханно для того времени.

Месть

Несмотря на основные темы, которые вращаются вокруг науки и, в некоторой степени, научной фантастики, человеческие чувства, старые как время, являются одной из ключевых тем книги. Немо мстит народу, убившему его семью, и, несмотря на мольбы Ароннакса проявить милосердие, трудно не сочувствовать человеку, семье которого убийцы не оказали никакой пощады. Немо также рассматривает своё самоизгнание как своеобразную месть, потому что оно позволяет ему бродить по земле, отправляясь туда, куда он захочет, под водой океана, без каких-либо ограничений или ведома правительства какой-либо страны.

Одна из самых показательных и в то же время малоизвестных характеристик Жюля Верна заключается в том, что он был заядлым читателем. Конечно, то же самое можно сказать почти о каждом писателе – и уж точно положительно о каждом великом писателе – но большинство писателей не занимаются с такой одержимой преданностью одним из самых уникальных жанров литературы, который сыграл такую важную роль в превращении Верна из халтуры в легенду. Что же это был за жанр, который так захватил своеобразные читательские интересы господина Верна?

Репутация Верна в англоязычном мире пострадала из-за двух двигателей разрушения: плохих переводов и ещё более плохих адаптаций. Если судить о «Двадцати тысячах льё под водой» только по фильмам, телепередачам, мультфильмам и комиксам, то можно прийти к выводу, что оригинальный роман – это глупый маленький кусочек безумной научной фантастики. То, что Верн изучал патентные заявки, свидетельствует о его научной хватке, которая порой кажется почти потусторонней в его способности заглядывать в будущее. Не Верн заглядывал в будущее; будущее видели мужчины (и, как можно предположить или, по крайней мере, надеяться, женщины), которые разрабатывали футуристические изобретения, которые при их жизни никогда не прошли бы процедуру подачи патентных заявок.

Жюль Верн, однако, является человеком, который дал этим изобретениям жизнь. Во многих случаях – почти наверняка в большинстве случаев – он дал их диким скачкам научного гения, которые их чудо-машины никогда не узнают. Любой идиот может прочитать патентную заявку, но только возвышенный писатель, обладающий даром воображать, как невозможное однажды может стать возможным и эффективно использоваться, может взять эту сухую скучную прозу и эти зачастую непроницаемые чертёжи и создать персонаж, такой же сложный, как капитан Немо, или такой же запоминающийся, как подводная лодка Немо, «Наутилус».

К сожалению, даже когда появляется писатель, который так же талантливо, как Верн, преобразует смешное в возвышенное, часто возникает процесс обратной разработки. Именно это и происходило на протяжении большей части жизни «Двадцати тысяч льё под водой».

Читайте также:  Лодка ГАЗ 69 это

Беглый обзор рецензий на роман французских критиков в сравнении с английскими рецензиями критиков, читавших английские переводы, поражает воображение. Можно подумать, что рецензируются две совершенно разные книги. Первые полвека существования романа в английских переводах – это тяжёлый период с поистине плачевными результатами. Некоторые считают, что читать Верна в оригинальном первом французском издании и читать его в ранних англоязычных переводах – это разница между бродвейским представлением «Гамлета» и школьной постановкой. Сюжет один и тот же, но абсолютно все остальное отличается.

Не все могут читать «Двадцать тысяч льё под водой» в оригинале на французском языке (включая автора этого эссе). Поэтому лучше всего читать качественный перевод. Это означает, что нужно отказаться от всего, что было опубликовано по крайней мере до 1970-х годов.

Конечно, интересный эксперимент – прочитать один из первых английских переводов, а затем сравнить его с одним из самых последних. Это все ещё не совсем Бродвей, но, по крайней мере, это не то же самое, что читать перевод школьника. В чем же, собственно, разница?

Это тонкая грань между признанием того, что Жюль Верн был не просто каким-то фантастом, а – как и его близкий современник Уэллс – очень талантливым писателем, которому просто нравилось писать о фантастике. И – опять же, как и Уэллс – Верн был талантливым писателем, который заглянул в будущее и увидел то, о чем никто другой даже не мечтал. Ну, возможно, не никто. Но те другие были изобретателями вещей, которые так и не были созданы.

Верн был изобретателем миров, которые все ещё создаются. Как в двадцати тысячах льё под водой, так и над морем.

Источник: gallerix.ru

Самые необычные изобретения Жюля Верна, воплотившиеся в жизнь

Сегодня, 8 февраля, прошло ровно 190 лет со дня рождения знаменитого французского писателя, основателя жанра научной фантастики Жюля Верна.

На его книгах выросло уже не одно поколение, а многие произведения хочется перечитывать, так как каждый раз открываешь для себя что-то новое: ребенком ты видишь в рассказе борьбу добра и зла, в подростковом возрасте — замечаешь романтические и авантюрные приключения героев, а читая эти же рассказы уже своим детям, тебе открывается мир настоящей научной фантастики, который, возможно, ты не замечал в детстве.

У Жюля Верна потрясающе получалось на страницах книг создавать антураж будущего: немыслимые изобретения, открытия, исследования, которые писатель создавал в своем воображении. Кстати, многие изобретения, о который писатель рассказывал еще в конце 19 века, действительно претворились в жизнь.

Из Москвы в 北京

Например, в 1893 Жюль Верн написал приключенческий роман «Клодиус Бомбарнак», названный в честь главного героя — журналиста газеты XX век, который по заданию редакции отправляется описать путешествие по большой Трансазиатской магистрали или железной дороге, начинающейся в Узун-Ада , проходящей через российский и китайский Туркестан и заканчивающейся в Пекине .

Клодиус Бомбарнак должен оставить все дела и 15 числа текущего месяца находиться в порту Узун-Ада на Каспийском море. Там он сядет в прямой Трансазиатский поезд, соединяющий Европейскую границу со столицей Поднебесной Империи. Поручается передавать впечатления в форме хроникальных заметок, интервьюировать в пути достойных внимания лиц, сообщать о любых происшествиях в письмах или телеграммах, в зависимости от срочности. «XX век» рассчитывает на усердие, сообразительность, ловкость своего корреспондента и предоставляет ему неограниченный кредит, говорится в записке, которую получил журналист.

С точки зрения приключений, роман получился очень интересным: главный герой на протяжении дороги знакомится с интересными людьми, например, среди попутчиков Бомбарнака оказался немецкий барон, который собирался побить мировой рекорд скорости путешествия вокруг света за 39 дней. Журналист постоянно попадает в разные передряги, что затягивает читателя, полностью погружая в картину происходящего.

Но главная научная фишка, которую Жюль Верн предсказал — это сама магистраль, связывающая Россию и Китай. Тогда многие отнеслись с настороженностью к такой фантазии писателя, но, «научная фантастика — ничего не поделаешь». Кто бы мог подумать, что всего через 61 год после написания романа, в 1954 году будет построена железная дорога между Москвой и Пекином, которая функционирует до сих пор: вы стартуете с Ярославского вокзала и всего через шесть дней оказываетесь в Пекине.

В 2015 году был предложен проект по строительству скоростной магистрали, которая доставит вас до Пекина всего за двое суток, а маршрут поезда пройдет через территорию Казахстана. Реализовать такой проект планируют к 2025 году. Кстати, в романе путь героев составил 13 суток.

Вокруг света

Воображению Жюля Верна можно только позавидовать: 66 романов, около 20 повестей и рассказов, более 30 пьес — и все представляют собой уникальные произведения научной фантастики. Излюбленная тема писателя — это путешествия, без которых не обходится ни один рассказ, причем даже в этом направлении Верн смог заглянуть в будущее.

В одном из самых популярных романов «Вокруг света в восемьдесят дней» Жюль Верн поведал об англичанине Филеасе Фогге, который, заключив пари на двадцать тысяч фунтов стерлингов, отправляется в кругосветное путешествие, которое планирует совершить всего за 80 дней. Конечно, не обходится без приключений, любви и неприятностей — в этом весь писатель-фантаст, но самое интересное, что в романе автор высказал предположение, что через пару лет человек научится огибать Землю всего за восемьдесят часов.

И здесь Жюль Верн оказался близок к истине. Сейчас минимальное время кругосветного путешествия составляет 72 часа, и поставил этот рекорд советский летчик Лев Васильевич Козлов, попавший в 1990 году в Книгу рекордов Гиннеса.

Это было кругосветное самолётное путешествие, в рамках которого Козлов и его команда облетели весь земной шар за 72 часа и 16 минут. Самолет стартовал из Мельбурна (Австралия), затем пролетел через Южный полюс, совершил дозаправку в бразильском Рио-де-Жанейро, пересёк экватор, пролетел над столицей Марокко и дозаправился в Касабланке, пролетел над Камчаткой и возвратился в Мельбурн с опозданием к намеченному времени прибытия всего на 19 минут.

А в марте 2010 года швейцарский летчик поставил рекорд, преодолев это расстояние за 58 часов на пассажирском самолете бизнес-класса.

И до Луны

В своих путешествиях не забывал Жюль Верн и о космосе. Стоит вспомнить его рассказы «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870), в которых автор довольно подробно описывал процесс полета в космос, хотя настоящий полет произошел почти через 100 лет.

Если вы не читали эти рассказы, то напомним, что действие романов происходит в середине 19 века, и «Вокруг Луны» является продолжением книги 1865 года. В романе «С Земли на Луну» основатель Пушечного клуба решает построить пушку, снаряд которой мог бы после выстрела достигнуть Луны. Изначально шарообразную капсулу (снаряд) планировали сделать из алюминия, однако позже было решено сделать в качестве снаряда пушки полый металлический цилиндр , заостренный с одной стороны. На Луну отправилась команда из трех человек — Капитан Николь, Импи Барбикен и Мишель Ардан.

Само описание полета «Колумбиады» удивительно точно совпало с будущим настоящим полетом корабля «Аполлон-8» 1968 года.

Оба космических аппарата — и литературный, и реальный — имели экипаж, состоящий из трех человек, причем их имена немного перекликаются в вымышленными героями: Борман, Ловелл и Андерс — имена американских космонавтов. Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» — 3,65 м, вес — 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» — 3,60 м, вес — 5 621 кг.

Читайте также:  Судовой билет на лодку что это такое

В качестве старта лунной экспедиции выбрана местность Стоунз-Хилл во Флориде , что близко по расположению к современному космодрому на мысе Канаверал , откуда стартовал «Аполлон». Выше мы писали, что Жюль Верн сначала хотел сделать аппарат из алюминия, что для конца 19 века было нонсенсом, ведь металл далеко не из дешевых.

Кто бы мог подумать, что всего через 100 лет алюминий будет широко применяться для нужд аэрокосмической индустрии.

Не такая уж и антиутопия

Еще один популярный роман Жюля Верна — «Париж в XX веке», написанный в редком для писателя стиле антиутопии. Писатель пофантазировал, как будет выглядеть общество через 100 лет, в частности Париж. Если не вдаваться в «жюльверновскую романтику», и не учитывать, тот факт, что по мнению писателя, в 1963 году не будет ни искусства, ни литературы, то многие технические вещи он предсказал верно.

Например, в романе подробно описано устройство города: в каких квартирах и домах живут парижане, что их заботит, в какие магазины ходят на досуге. Особое внимание автор уделил транспорту, описывая машины-дирижабли, метро, корабли.

Читателя 21 века может позабавить размышления о телевидение или компьютерах, зачатки которых как раз начали появляться в эпоху Жюля Верна. В романе автор описал прообраз телевидения, а также возможность общаться, видя собеседника на мониторе. При этом, вычислительные операции в банках выполняли специальные машины, похожие на громоздкие ЭВМ второй половины XX века.

Гуляя по страницам романа мы встречаем «электрические канделябры» на Елисейских полях, освещающие огромные рекламные надписи, где над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Возможно, некое подобие Эйфелевой башни и представлял себе Жюль Верн.

«Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам». «Фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье», «Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды».

Сегодня для нас принтер, факс, интернет и мобильная связь — привычные вещи, без которых трудно представить современную жизни, но почти 150 лет назад, когда Верн сочинял свои романы до таких изобретений было еще далеко.

Спуститься с небес под воду

Напоследок мы оставили, наверное, одно из самых интересных и неоднозначных предсказаний Жюля Верна — это быстроходные подводные лодки, про которых рассказывалось в романе «20 000 лье под водой».

Конечно, история подводного кораблестроения началась еще в XVII веке, задолго до появления французского писателя, поэтому на момент написания романа у Жюля Верна было достаточно материала, чтобы придумать фантастическую историю про подводное судно Наутилус и капитана Немо.

Корабль капитана Немо погружался на многие километры, развивал скорость до 50 узлов, позволяя проводить исследования морского дна и эффективно воевать. По правде сказать, многие из показателей «Наутилуса» и сейчас выглядят крайне фантастически, но кто знает, может еще через десяток лет с развитием науки мы приблизимся к прогнозу Жюля Верна.

Самолеты, машины, подводные лодки, интернет, телевидение — это лишь малая часть того, что предсказал Жюль Верн. Но сам писатель не любил, когда его называли предсказателем:

Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются, писал знаменитый автор.

  • Самые яркие технологические прорывы 2017 года
  • Почему русские изобретения стали гордостью иностранной науки

Источник: www.ridus.ru

Как жюль верн предсказал подводную лодку

ПРОРОК ИЛИ ФАНТАСТ?

“Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию” – как-то сказал известный фантаст, однако пока наука упорно следует за фантазией знаменитого писателя. Многое из того, что было описано в его романах, было воплощено в реальность – при жизни Жюль Верн слыл великим фантастом, а спустя некоторое время после смерти он обрел еще и славу предсказателя.

Жюль Верн был одним из первых писателей, который отнесся к фантастике серьезно и даже можно сказать по-научному. Его захватывающие рассказы обрисовывают превосходный мир будущего так, будто он там сам побывал или пришел из этого времени. Его уникальная пророческая дума помогла ему основать устройства, какие в наше время являются частью обычных технологий. Но некоторые из идей популярного писателя до сих пор не исполнились.

Как-никак Верна принято считать едва ли не пророком и провидцем. Мало кто знает, что это он предвидел подводные лодки, вертолёты, полёты на Луну, подводные мегаполисы и даже чуть ли не ядерное оружие. На самом ли деле это так и насколько точны оказались мысли французского писателя? Совершенно не покушаясь на оспаривание его статуса, приглашаю взглянуть на то, как его идеи осуществились (или не сбылись) в реальности.

В космос из пушки

Самым знаменитым пророчеством писателя можно считать предсказание космических полетов. Конечно, другие фантасты не могли обойти стороной этого явления, но до Верна путешествия по космосу были скорее фантастическими, а не научными. Так, в одном из романов Фэнсиса Годвина герои отправляются на Луну на фантастических птицах. Совсем по-другому обстоят дела с полетами в космос в романах Жюль Верна. В произведении фантаста «С Земли на Луну» автор отправляет своих героев в космос при помощи огромной пушки.

К моменту сочинения романа “С Земли на Луну” он уже довольно долго был постоянным гостем академического отдела Национальной библиотеки. И собранные им в единые блокноты заметок материалы разрешили достаточно неукоснительно отобразить перегрузки, безвоздушное пространство, рассчитать длину ствола и калибр громадной пушки. И смог настолько заразить этой мыслью, что даже после того, как человек на самом деле полетел в космос, мысли отправить его туда посредством выстрела из пушки не оставляли энтузиастов. Поведаю о самом масштабном проекте.

В самый апогей холодной войны американцы оживленно трудились над развитием системы ПРО, одним из подразделов которой были “звёздные войны”. Вероятными сражениями на околоземной орбите и идеей перестрелки с Земли по спутникам увлеклись в войсковых академических кругах. Был придуман расчет громадной пушки, заполучивший наименование HARP (не перепутывайте с HAARP, это разные проекты). И началась гонка вооружений!

В финальном итоге из пушки длиной больше 36 метров, воздвигнутой и установленной на острове Барбадос, в 1964 году был произведён выстрел в космос. Из поставленного приблизительно вертикально ствола снаряд весом больше 180 килограмм улетел на 181 километр кверху! Для сведения – точка перигея корабля “Восток” с Юрием Гагариным на борту составляла 175 километров, а кое-какие современные спутники до сих пор летают на высоте около 200 км. Максимумом реализации плана HARP стало разом несколько рекордов: самая длинная пушка в мире – 53,6 метра и самый грандиозный выстрел. Но на Луну из пушки мы так и не полетели.

Подводные города, плавучие острова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...